Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИСКИ В АРГЕНТИНЕ, БРАЗИЛИИ И ЧИЛИ'

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИСКИ В АРГЕНТИНЕ, БРАЗИЛИИ И ЧИЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИСКИ / КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНВЕНЦИИ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / РЕФОРМЫ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЗАЩИТУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОДНОРОДНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вербич Ф.

Данная статья является обзором того, как представлены коллективные иски в различных конвенциях, конституциях в целом в законодательстве таких стран Латинской Америки, как Аргентина, Чили и Бразилия. В первую очередь будет рассмотрено регулирование коллективных исков на уровне принятых международных конвенций в рамках Межамериканской системы защиты прав человека. Далее будет сделан обзор того, как отражены коллективные иски в конституциях рассматриваемых стран. Будут также рассмотрены проведенные изменения в законодательстве вышеназванных стран, которые были необходимы для обеспечения прав, вытекающих из права на коллективный иск, актуальные достижения в этой области и последние реформы и проекты реформ в судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASS ACTIONS IN ARGENTINA, BRAZIL AND CHILE

The paper presents an overview of the conventional, constitutional and legislative context in which class actions are working in three Latin American countries: Argentina, Chile and Brazil. First of all, the article will consider the conventional level of class actions regulation within the framework of the Inter-American human rights system. The introduction of class actions in the constitutions will be analyzed subsequently. The article also will deal with legislation amendments necessary to ensure the protection of thee rights in the context of class actions and the most relevant latest developments in the field, identifying recent procedural reforms and drafts on the matter.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИСКИ В АРГЕНТИНЕ, БРАЗИЛИИ И ЧИЛИ»

73

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МПОА)

Вербич Ф.

Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили

Правовое развитие современного мира: основные направления и проблемы

Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили

Аннотация. Данная статья является обзором того, как представлены коллективные иски в различных конвенциях, конституциях в целом в законодательстве таких стран Латинской Америки, как Аргентина, Чили и Бразилия. В первую очередь будет рассмотрено регулирование коллективных исков на уровне принятых международных конвенций в рамках Межамериканской системы защиты прав человека. Далее будет сделан обзор того, как отражены коллективные иски в конституциях рассматриваемых стран. Будут также рассмотрены проведенные изменения в законодательстве вышеназванных стран, которые были необходимы для обеспечения прав, вытекающих из права на коллективный иск, актуальные достижения в этой области и последние реформы и проекты реформ в судопроизводстве. Ключевые слова: коллективные иски, контроль за соблюдением конвенции, Латинская Америка, реформы в процессуальном праве, сравнительное процессуальное право, судебные разбирательства в защиту общественных интересов, коллективные права, индивидуальные однородные права.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.89.1.105-115

F. VERBIC,

Adjunct Professor of Procedural Law II, School of Law and Social Sciences,

National University of La Plata, Argentina

verbicfrancisco@gmail.com

Casalins №97, Chascomus (CP 7130), Argentina

Class Actions in Argentina, Brazil and Chile

Abstract. The paper presents an overview of the conventional, constitutional and legislative context in which class actions are working in three Latin American countries: Argentina, Chile and Brazil. First of all, the article will consider the conventional level of class actions regulation within the framework of the Inter-American human rights system. The introduction of class actions in the constitutions will be analyzed subsequently. The article also will deal with legislation amendments necessary to ensure the protection of thee rights in the context of class actions and the most relevant latest developments in the field, identifying recent procedural reforms and drafts on the matter.

Франсиско ВЕРБИЧ,

доцент процессуального права, Школа права и социальных наук, Наицонемьный университет Ла Плата, Аргентина

veibicfrraciscoO&gmaH.com Casalins №97, Chascomus (CP 7130),

Argentina, Аргентина

© Ф. Вербич, 2022

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Keywords: Class Actions, Conventionality Control, Latin America, Procedural Law Reform, Comparative Procedural Law, Public Interest Litigation, Collective Rights, Individual Homogeneous Rights.

Введение

В данной небольшой статье сделана попытка рассмотреть, как представлены коллективные иски в различных конвенциях, конституциях, в целом в законодательстве таких стран Латинской Америки, как Аргентина, Чили и Бразилия.

Правовое регулирование коллективных исков существует и в других странах Латинской Америки. В Колумбии и Мексике, например, можно отметить интересные достижения в этой области. В других странах, таких как Гондурас, Парагвай, Перу и Уругвай, коллективные иски менее развиты.

Концепция таких исков в определенной степени является новой на региональном уровне. Необходимость их возникновения была вызвана процессами, происходящими в этих странах. Речь идет об ускоренных изменениях, происходящих в обществе, — изменения в работе рынка товаров и услуг, в уровне доступа информации, государственного вмешательства в экономику, в моделях массового производства и в бизнес-структурах транснациональных компаний.

В связи с этими изменениями возникла новая форма споров — коллективная. В условиях возникновения новых общественных отношений возникают риски, которые могут повлечь ущерб, затрагивающий тысячи, сотни тысяч, а иногда и миллионы людей. Параллельно с этим возникли и новые вызовы относительно эффективного управления, разрешения и исполнения в суде соответствующей формы споров.

Гражданский процесс является средством разрешения споров, и если меняется форма споров, то и процесс должен адаптироваться к таким изменениям. Подобную картину можно наблюдать в трех вышеназванных странах с середины 1980-х гг. Анализу этих изменений и будет посвящена данная работа.

В рамках конвенций

Прежде чем перейти к сравнительному анализу этого феномена, необходимо отметить следующее. Все упомянутые страны являются частью Межамериканской системы защиты прав человека и, соответственно, ими были подписаны международные конвенции и договоры по социальным, экономическим, культурным, правам человека и праву на благоприятную окружающую среду1.

1 Международный ресурсный центр по вопросам правосудия дает краткое и ясное объяснение: «Межамериканская система защиты прав человека — это региональная правозащитная система, которая отвечает за мониторинг, продвижение и защиту прав человека в 35 независимых странах обоих материков Америки, которые являются членами Организации американских государств (ОАГ). Межамериканская система состоит из двух

УНИВЕРСИТЕТА Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили ' ^^ *

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Также необходимо иметь в виду, что этот свод международных договоров и конвенций по правам человека регулируется двумя институтами посредством как консультативных мер воздействия, так и рассмотрения споров: Межамериканской комиссией по правам человека и Межамериканским судом по правам человека, которые признали, что возможность судебной защиты коллективных прав, охраняемых конвенционными рамками, и их толкование являются обязательными для государств-членов в связи с доктриной «контроля за соблюдением Конвенции»2.

Среди названных прав можно выделить те, которые относятся к группам людей, находящихся в традиционно уязвимом положении и слабо защищенных политической системой. В частности, это касается детей, лиц африканского происхождения, пожилых людей, мигрантов, заключенных, женщин, религиозных меньшинств и коренных народов.

Конституционные положения

В рамках этих конвенций различные страны региона, например, Аргентина и Бразилия, ввели в свои конституции нормы о коллективных правах и коллективных процессуальных гарантиях.

В Аргентине это произошло в ходе федеральной конституционной реформы 1994 г., которая ввела новую статью 43, признавшую коллективное право возбуждать иски против отдельных «затронутых» лиц, неправительственных организаций и омбудсмена, а также определила субъективные коллективные права

основных структур: Межамериканской комиссии по правам человека (МАКПЧ) и Межамериканского суда по правам человека (МАСПЧ). Оба органа могут принимать решения по индивидуальным жалобам, касающимся предполагаемых нарушений прав человека, и экстренные меры защиты, когда отдельное лицо или объект жалобы находятся в непосредственной опасности причинения непоправимого вреда. Комиссия также участвует в ряде мероприятий по мониторингу и продвижению прав человека (в том числе через своих докладчиков), в то время как Суд может давать консультативные заключения по

И О

вопросам, касающимся толкования межамериканских договоров, по запросу органа или страны — члена ОАГ. Дополнительные органы в рамках Межамериканской системы

□ m

сосредоточены на определенных правах или группах. В их число входят Межамери- ¡=¡"0

У 1>

канская комиссия по делам женщин (CIM, аббревиатура на испанском языке), Рабочая

группа по Сан-Сальвадорскому протоколу и Механизм последующих действий в связи с ВИ

Конвенцией Белен-ду-Пара (MESECVI)» (URL: https://ijrcenter.org/regional/inter-american-

system/ (дата обращения: 10.10.2021)). ГП гп

См.: Fontanive Leal, Augusto Antonio, Massaú G. Direct Justiciability of Economic, Social, ^^

Cultural and Environmental Rights in the Inter-American Court of Human Rights. 18 Braz. J. РШ

Int'l L. 334 (2021) ; González-Domínguez P. The doctrine of conventionality control: between В m

uniformity and legal pluralism in the inter-American human rights system. Cambridge ed., лЕ

United Kingdom ; Antwerp ; Portland ; Intersentia, 2018 ; Verbic F. Control de Convencionalidad

en el Sistema Interamericano de Protección de Derechos Humanos. Principales Características Я □

y Algunos Apuntes sobre su Aplicación en el Ordenamiento Jurídico Argentino. Revista

Iberoamericana de Derecho Procesal, 2013. ПРОБЛЕМЫ

>

2

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

(так называемые коллективные права «на случай нарушения») на благоприятную окружающую среду, на защиту прав потребителей, права на здоровье и другие коллективные права в целом.

Кроме того, статья 43 признает особую процедуру защиты этих прав в суде: amparo colectivo3. Реформа также предоставила «конституционный статус» нескольким международным договорам и конвенциям по социальным, политическим, экономическим и культурным правам человека и тем самым радикально расширила список коллективных прав, которые могут быть защищены посредством коллективных исков.

В Бразилии коллективные права и гарантии были включены в федеральную Конституцию при реформе 1988 г., когда в нее была введена глава I об «индивидуальных и коллективных правах и обязанностях». Это произошло с признанием коллективного права на публичную информацию, mandato de seguranza (срочная и упрощенная процедура защиты основных прав от государства) и коллективного права предъявлять иски профсоюзам и государственному министерству4.

В Чили этот процесс еще не был запущен, главным образом потому, что ее политическая Конституция была принята в 1980 г. во время правления военного диктатора Аугусто Пиночета. Однако признание коллективных прав и гарантий в Конституции неизбежно. В настоящее время обсуждается программа реформ, и центральное место в этой программе занимает именно признание коллективных прав и гарантий5.

Законодательство

Учитывая конвенционный и конституционный статус коллективных прав и гарантий, а также признание возможности их защиты в судебном порядке как Межамериканским судом, так и Комиссией, стало очевидно, что традиционные про-

3 Анализ ст. 43 см.: Verbic F. Implicancias, evolución y perspectivas de los procesos colectivos: el art. 43 de la CN y su interpretación jurisprudencial y normativa // R. Gargarella, S. Guidi (Dir.). Constitución de la Nación Argentina comentada. lera ed. Ciudad Autónoma de Buenos Aires / ed. La Ley. 2019. — Tomo I. P. 1176—1221.

О праве на «коллективную надлежащую правовую процедуру» в Аргентине см.: Verbic F. La Corte Suprema argentina y la construcción del derecho constitucional a un debido proceso colectivo // Int'l Journal of Procedural Law. 2015. Vol. 5. №°1 ; Sucunza MA. El derecho constitucional-convencional al debido proceso colectivo: conceptualización e interpelaciones en pos de su efectividad. Revista de Derecho Público, Santa Fe, Rubinzal Culzoni. 2016-I. P. 105—163.

4 См.: Sarlet I. W., Marinoni L. G., Mitidiero D. Curso de direito constitucional. 3a edigao. Editora Revista dos Tribunais. Sao Paulo, 2014. См. также: Vitorelli E. O devido processo legal coletivo. Dos direitos aos litigios coletivos. 2a edigao. Editora Revista dos Tribunais. Sao Paulo, 2019.

5 См.: Heiss C. Latin America Erupts: Re-founding Chile // Journal of Democracy. 32 (3). 2021. P. 33—47 ; Schönsteiner Ju. The Chilean Economic Constitution and Human Rights // Journal for Human Rights / Zeitschrift für Menschenrechte, 2021. Vol. 15. Is. 1. P. 64—82.

УНИВЕРСИТЕТА Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили '

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

цессуальные правила не способны должным образом обеспечить эффективную и своевременную защиту этих прав.

Эти правила были разработаны для разрешения частных и простых споров, возникающих между группами людей6. Это разумно, учитывая то, когда они были введены в действие. В Аргентине, например, национальный Гражданский процессуальный кодекс был принят за 10 лет до того, как в стране было введено цветное телевидение.

В этом контексте необходимость пересмотра и переосмысления классических теорий и концептуальных определений в области процессуального права не возникла, а была навязана. Навязана реальностью, потому что стала очевидной необходимость адаптировать эти теории и концепции к измерению коллективных конфликтов и ввести новые правила для разрешения этих новых конфликтов.

В этом смысле было важно начать обсуждение полномочий, обязанностей и прав, которыми носители коллективных прав, а также их адвокаты могут обладать в рамках этих разбирательств. Необходимо понять, как действует надлежащая правовая процедура при представлении интересов в суде. Необходимо обеспечить право на надлежащую правовую процедуру, которое должно строго защищаться судом, потому что, в отличие от традиционной формы судебного разбирательства, рассмотрение спора по коллективному иску может проходить в отсутствие людей, права которых оспариваются.

Вот почему также возникла необходимость переосмыслить коллективное право подавать иски и пересмотреть институт представительства, а также следующие вопросы: окончательность и безапелляционность решения судьи в коллективном споре, исполнение судебных решений в коллективном споре, право отказа, предварительные и обеспечительные меры, судебные запреты, специфика коллективных ходатайств, постановления о признании или допустимости коллективного иска, статистические доказательства, параллельные и частично пересекающиеся судебные разбирательства, уведомления сторон коллективного иска, публичные слушаний, amicus curiae (лицо, оказывающее содействие суду, предлагая его вниманию информацию, имеющую отношение к делу, при том что указанное лицо не является стороной в деле и не привлекается к участию в деле м щ

его непосредственными участниками), судебные издержки. рВ

Будет справедливо сказать, что страны Латинской Америки не всегда отвечали на все эти вопросы при принятии норм, регулирующих коллективные иски. □ р Более того, в некоторых случаях они ограничивали коллективную защиту опре- j3 деленными конкретными областями материального права.

В Аргентине, например, процессуальную базу сложно назвать удовлетвори-

тельной. Единственными национальными постановлениями по этому вопросу

ЕИ mm

являются Общий закон об окружающей среде № 25.675 (2002) и Закон о защите прав потребителей № 24.240 (1993), дополненный Законом № 23.361 (2008). Мы Пш

говорим об изолированном и несбалансированном законодательстве, поскольку, ;>Е

во-первых, оно применяется только к экологическим спорам и спорам по правам

тф

--ИФ

6 Oteiza E. Disfuncionalidad del modelo de proceso civil en América Latina // RO. Berizonce, ^ □

JuC Hitters (Coordinadores). De la tutela judicial interna a la tutela judicial interamericana. ^ О

Librería Editora Platense. La Plata, 2010. P. 353. ПРОБЛЕМЫ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

потребителей, и, во-вторых, оно охватывает только некоторые процессуальные правила, не позволяя проводить адекватное коллективное разбирательство с точки зрения надлежащей правовой процедуры7.

Среди вопросов, затрагиваемых этими законами без какой-либо системности, мы можем найти правила, регулирующие коллективное право предъявления иска, подведомственность, тип судебного разбирательства, res judicata secundum eventumlitis и secundum eventum probationem, процедуры утверждения мирового соглашения, соединение исков, предупредительные меры, бремя доказывания, совместное судебное разбирательство, полномочия судьи, вмешательство третьих лиц, право отказа и методы принудительного исполнения постановлений8.

В связи с тем, что Конгресс не спешит установить регулирование коллективного иска для обеспечения соблюдения права на коллективный надлежащий правовой процесс, Федеральный верховный суд принял несколько административных постановлений по этому вопросу. Речь идет о правилах конституционности, что вызывает сомнения, но необходимо в условиях законодательного вакуума. Среди них наиболее важными являются Acordada № 32/2014 (создание публичного реестра коллективных разбирательств) и Acordada № 12/2016 (введение в действие Положения о разбирательствах по коллективным искам).

В Чили ситуация в чем-то похожа, поскольку коллективные иски доступны только для защиты потребителей. Данная модель была введена в действие Законом № 19.496 (1997), в котором признавалось коллективное право возбуждать иски к государственному учреждению (Национальная служба защиты прав потребителей, или SERNAC), ассоциациям защиты прав потребителей и группам из не менее 50 заинтересованных лиц9.

Кроме того, Закон регулировал несколько процессуальных вопросов, включая необходимые условия состязательности сторон, допустимость судебного производства, уведомление сторон иска, право отказа, связь между групповыми исками и отдельными спорами, ведение дел, контроль и утверждение мирового соглашения, содержание судебных решений по коллективным спорам, механизмы исполнения и полномочия судьи, и т.д.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако именно в Бразилии мы находим наиболее консолидированные и исчерпывающие законодательные положения о коллективных исках, касающиеся как видов прав, которые могут быть реализованы, так и видов процессуальных вопросов, которые регулируются. В этом смысле в Бразилии существует система

7 Эту критику разделяют все ученые, занимающиеся коллективными исками. См.: Maurino G, Nino E, Sigal M. Acciones colectivas. Buenos Aires : Lexis Nexis, 2005 ; Verbic F. Procesos Colectivos / Ed. Astrea. Buenos Aires, 2007 ; Giannini L. J. La tutela colectiva de derechos individuales homogéneos. La Plata : Librería Editora Platense, 2007 ; Salgado Jo. M. Tutela individual homogénea / ed. Astrea. Buenos Aires, 2011.

8 Общий закон об окружающей среде (General Environmental Act). Ст. 7, 30, 33, 34 ; Закон о защите прав потребителей (Consumer Defense Act). Ст. 52, 53, 55.

9 См.: Aguirrezabal Grünstein M. El procedimiento para la defensa de intereses colectivos y difusos de consumidores y usuarios en la Ley 19.946 // Cuadernos de Extensión Jurídica. 2006. Vol. 16. Universidad de los Andes Ed.

10 Закон №°19.496. Ст. 2bis, 7, 8, 11bis, 24A, 50А, 56У, 58.

УНИВЕРСИТЕТА Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

измененных коллективных исков, которая позволяет защищать в суде случаи риска или нарушения коллективных прав практически любого рода11.

Первый шаг был сделан довольно давно Законом о народных исках № 4.714, принятым в 1965 г., который имеет очень ограниченную сферу действия и позволяет защищать только «неделимые права». Современная бразильская процессуальная система коллективных исков опирается в основном на Закон № 7.347 (1985) о публичных гражданских исках и Кодекс защиты прав потребителей, утвержденный Законом № 8.078 (1990)12.

Закон о гражданском иске признает коллективную защиту прав, связанных с окружающей средой, правами потребителей и товарами, имеющими художественную, эстетическую, историческую, туристическую ценность, ландшафтным дизайном. Позже в результате законодательных реформ городские и экономические права также были включены в список. Этот закон предусматривает право возбуждать иски к широкому кругу лиц и регулирует систему res judicata secundume ventum probationis (которая позволяет пересматривать решение по коллективному иску в случае если ранее иск был отклонен из-за слабой доказательной базы13.

В Кодекс защиты прав потребителей, в свою очередь, были внесены изменения, дополняющие Закон о гражданских исках, и внесены новеллы, признающие наличие коллективных исков для защиты делимых прав, которые назывались «индивидуальные однородные права»14. Поступив таким образом, Бразилия стала первой страной в мире, унаследовавшей традицию гражданского права, которая ввела в действие процедуру группового иска, аналогичную групповым искам о возмещении ущерба, предусмотренным Федеральным правилом гражданского судопроизводства № 23 (а) (3) Соединенных Штатов Америки15.

Кроме того, интересно, что и Закон о гражданских исках, и Кодекс защиты прав потребителей содержит положения с отсылками друг к другу во всем, что прямо не регулируется. По этой причине предлагаемые ими различные виды классовых исков следует рассматривать как единый свод законов16.

Прежде чем перейти к теме последних реформ в трех упомянутых странах, хочется подчеркнуть, что влияние коллективных исков в Бразилии имело некоторые

>

МО

11 См.: Didier J. R., Fredie, Zanet J., Hermes. Proceso colectivo. Tutela procesal de los derechos Ш Ш

difusos, colectivos e individuales homogéneos. Lima : Palestra Ed, 2019 i GidiA. Las acciones m E

О

colectivas y la tutela de los derechos difusos, colectivos e individuales en Brasil un modelo С ~0

V В

para países de derecho civil // Public Law and Legal Theory Series. 2006 (A 14). Primera

Edición ed. University of Houston, 2004. Ш Ш

12 См.: Pellegrini Grinover A., Watanabe K., Henriques da Costa S. O processo para soluçao ЫШ de conflitos de interesse público". Bahía : Editora Jus Podivm, 2017. m m

АО

См.: Pellegrini Grinover A., Watanabe K., Henriques da Costa S. Op.cit. См.: Arenhart S. C. A tutela coletiva de interesses individuáis. Para além da protecao dos

Л p

interesses individuios homogéneos. Sao Paulo : Editora Revista dos Tribunais, 2013; Osna Вт

G. Direitos individuais homogéneos. Pressupostos, fundamentos e aplicagäo no processo лЕ civil. Sao Paulo : Editora Revista dos Tribunais, 2014.

О коллективных исках в Соединенных Штатов см.: Issacharoff S. (General reporter). ^O

Principles of the Law of Aggregate Litigation / American Law Institute. St. Paul : MN, 2010. m □

См.: Didier J. R., Fredie, Zanet Jr., Hermes. Op.dt. ПРОБЛЕМЫ

>

13

14

15

16

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

политические последствия, которые ограничили их масштабы и практическое применение. Во-первых, Закон № 8.347 (1992) запрещает судьям выносить решения in audita altera pars, направленные на органы исполнительной власти, и устанавливает механизмы, облегчающие обжалование и пересмотр подобных мер. Закон № 9.494 (1997) наложил ограничения на объем судебных решений и окончательность рассмотрения коллективных исков. Наконец, Временная мера № 2.180 (2011) запрещает выдвижение коллективных исков в отношении вопросов, имеющих важное экономическое влияние на исполнительную власть: налоги и социальное обеспечение.

Последние достижения

В Аргентине, несмотря на то, что в Национальный конгресс были внесены многочисленные законопроекты, регулирующие этот вопрос, в федеральном законодательстве до сих пор содержатся недостатки. Среди этих законопроектов выделяются два. Так, Национальный закон о доступе к коллективному правосудию для потребителей, работников, окружающей среды и о коллективных правах в целом, представленный в Палату депутатов 11 июня 2018 г.17, позже был переименован в Национальный закон о доступе к коллективному правосудию18. Эта инициатива предусматривает наиболее полное и системное регулирование, которое мы когда-либо видели в этой стране. Также стоит отметить Кодекс защиты прав потребителей, находящийся на рассмотрении Палаты депутатов с конца 2020 г, статьи 171—182 которого регулируют коллективные потребительские процессы, и аналогичный (но улучшенный) законопроект, внесенный в Палату в мае 2021 г.19 С 2018 г. на провинциальном уровне наблюдается очень сильное движение за реформы, что привело к недавнему принятию двух актов, рассматривающих данный вопрос. Первым из них, принятым в начале этого года, является Закон № 6.407 города Буэнос-Айреса, который утвердил Процессуальный кодекс правосудия в отношениях с потребителями. Он включает несколько процессуальных норм в этой сфере права20. Второй акт, принятый в конце прошлого года, — это Закон № 3325-B провинции Чако «О гражданских и коммерческих судебных процессах, проводимых судом присяжных». Этот Закон, помимо того, что он является

17 File №°3599-D-2018 // URL: https://classactionsargentina.com/2018/06/21/presentaron-en-la-camara-de-diputados-un-nuevo-proyecto-de-ley-para-regular-procesos-colectivos-interjurisdiccionales-de-consumo-trabajo-medio-ambiente-y-demas-derechos-de-incidencia-colectiva-en-ge/ (дата обращения: 07.10.2021).

18 File №° 6234-D-18.

19 File 1898-D-2021 // URL: https://classactionsargentina.com/2021/05/06/ingreso-en-la-camara-de-diputados-de-la-nacion-un-proyecto-de-codigo-de-proteccion-de-las-y-los-consumidores-y-usuarios-con-una-detallada-regulacion-sobre-procesos-colectivos-interjurisdiccionales/ (дата обращения: 07.10.2021).

20 См.: Verbic F. Procesos colectivos en el nuevo Código Procesal para la justicia en las relaciones de consumo de la Ciudad Autónoma de Buenos Aires. RDCO 308. Mayo — Junio 2021. P. 185—210.

УНИВЕРСИТЕТА Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили ' '

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

первым законом о суде присяжных по гражданским и коммерческим делам в Латинской Америке, предусматривает очень интересное и всеобъемлющее регулирование коллективных исков21.

Что касается Чили, то мы можем отметить реформу Закона № 19.496 Законом № 21.081 (2018), который ввел новую «добровольную процедуру защиты коллективных интересов пользователей» в статье 54 G и затронул вопрос регулирования такой процедуры в ст. 54 H-54 S. Эта процедура представляет собой своего рода «добровольную коллективную медиацию» перед независимым специализированным подразделением Национальной службы поддержки потребителей (SERNAC). Процедура может быть запущена ex officio (уполномоченным органом или лицом) или по запросу потребителей и должна быть рассмотрена в срок не более 3 месяцев. Пока идет рассмотрение спора в рамках такой процедуры, не допускается подача судебного иска22.

Наконец, несмотря на то, что в последние годы в Бразилии не проводились соответствующие реформы, стоит упомянуть некоторые попытки в этом направлении. Среди них мы можем выделить предварительный проект закона о коллективных исках, разработанный Национальным советом юстиции Бразилии и представленный председателю Палаты депутатов в сентябре 2020 г.23

Несмотря на резкую критику24, законодатели поясняют, что эта инициатива направлена на улучшение правовой и институциональной базы коллективной защиты прав, а также на ускорение обработки публичных гражданских исков, народных акций и mandatos de seguranza. В случае принятия Закона о публичных гражданских исках, статьи 81—104 Кодекса защиты прав потребителей утратят силу.

Заключение

Введение в действие коллективных исков требует обсуждения не только процедурных вопросов, но также глубоких и сложных политических вопросов.

Речь идет о целях государственной политики и таких преимуществах, которые этот тип представительного процесса предлагает гражданам и государству м В в демократических обществах, как: доступ к правосудию (особенно для обез- рВ доленных групп), масштабность, сдерживание коллективного противоправного

Ор

□А

21 URL: https://classactionsargentina.com/2020/12/21/sancionaron-en-chaco-una-ley-de-jurado-civil-y-procesos-colectivos-cha/ (дата обращения: 07.10.2021). ВИ

22 См.: Aguirrezabal Grünstein M. Análisis crítico del procedimiento voluntario introducido en ¡¡И la ley chilena de protección de consumidores y usuarios como mecanismo alternativo de

5n

solución de conflictos colectivos // Revista de Derecho (UCUDAL). 2da época. Año 14. №°18 (dic. 2018). P. 47—71.

Л р

URL: https://classactionsargentina.com/2020/09/03/el-consejo-de-justicia-de-brasil-elaboro-un- В m

anteproyecto-de-ley-de-acciones-colectivas-y-lo-presento-para-su-consideracion-al-presidente- Л Е de-la-camara-de-diputados-bra/ (дата обращения: 07.10.2021).

См.: GidiA. O Projeto CNJ e a decadéncia das agóes coletivas no Brasil // URL: https://www. Я□

conjur.com.br/2020-nov-05/antonio-gidi-projeto-cnj-decadencia-acoes-coletivas (дата обра- ^ О

щения: 07.10.2021). ПРОБЛЕМЫ

>

23

24

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

поведения, равноправные решения в однородных спорах и контроль исполнительной и законодательной власти в контексте регулирования или отсутствия регулирования основных прав.

Кроме того, то, как судебная власть может вмешиваться в дела других органов государственной власти, вынося решения по коллективным искам, связанным с вопросами государственной политики, а также случаи, с которыми она сталкивается при работе с крупными корпорациями, требует критического анализа и переосмысления роли судов и судей в наших обществах, а также согласования подведомственности относительно других государственных органов.

В заключение хотелось бы поднять вопрос о том, что коллективные иски вынуждают нас обсуждать не только судебное производство, но и суть традиционных доктрин о разделении властей, о сдерживании и противовесах и объем доктрины case or controversy (дело или разногласие).

Возможно, именно отсутствие открытой, публичной и активной дискуссии по этим вопросам препятствует последовательному и качественному развитию классовых исков в Латинской Америке. В конце концов потребуется принятие соответствующих политических решений по вопросам, которые являются гораздо более деликатными и сложными, чем те, которые связаны с определением формальных процедурных правил.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Aguirrezabal Grünstein M. El procedimiento para la defensa de intereses colectivos y difusos de consumidores y usuarios en la Ley 19.946 // Cuadernos de Extensión Jurídica. — 2006. — Vol. 16. — Universidad de los Andes Ed.

2. Arenhart S. C. A tutela coletiva de interesses individuais. Para além da protegao dos interesses individuios homogéneos. — Sao Paulo: Editora Revista dos Tribunais, 2013.

3. Didier J. R., Fredie, Zanet J., Hermes. Proceso colectivo. Tutela procesal de los derechos difusos, colectivos e individuales homogéneos. — Lima : Editora Palestra, 2019.

4. Fontanive Leal, Augusto Antonio, Massaú G. Direct Justiciability of Economic, Social, Cultural and Environmental Rights in the Inter-American Court of Human Rights. — 18 Braz. J. Int'l L. — 334 (2021).

5. Giannini L. J. La tutela colectiva de derechos individuales homogéneos. — La Plata : Librería Editora Platense, 2007.

6. Gidi A. Las acciones colectivas y la tutela de los derechos difusos, colectivos e individuales en Brasil un modelo para países de derecho civil // Public Law and Legal Theory Series. — 2006 (A 14). — Primera Edición ed. University of Houston, 2004.

7. González-Domínguez P. The doctrine of conventionality control: between uniformity and legal pluralism in the inter-American human rights system. — Cambridge ed., United Kingdom ; Antwerp ; Portland ; Intersentia, 2018.

8. Heiss C. Latin America Erupts: Re-founding Chile // Journal of Democracy. — 32 (3). — 2021. — P. 33—47.

УНИВЕРСИТЕТА Коллективные иски в Аргентине, Бразилии и Чили ' ' ^^

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

9. Issacharoff S. (General reporter). Principles of the Law of Aggregate Litigation / American Law Institute. — St. Paul : MN, 2010.

10. Maurino G, Nino E., Sigal M. Acciones colectivas. — Buenos Aires : Lexis Nexis, 2005.

11. Osna G. Direitos individuais homogéneos. Pressupostos, fundamentos e aplicagao no processo civil. — Sao Paulo Editora Revista dos Tribunais, 2014.

12. Oteiza E. Disfuncionalidad del modelo de proceso civil en América Latina // RO. Berizonce, JuC. Hitters (Coordinadores). — De la tutela judicial interna a la tutela judicial interamericana. — Librería Editora Platense. — La Plata, 2010.

13. Pellegrini Grinover A., Watanabe K., Henriques da Costa S. O processo para solugao de conflitos de interesse público. — Bahía : Editora Jus Podivm, 2017.

14. Salgado Jo. M. Tutela individual homogénea / ed. Astrea. — Buenos Aires, 2011.

15. Sarlet I. W., Marinoni L. G., Mitidiero D. Curso de direito constitucional. — 3a edigao. — Editora Revista dos Tribunais. — Sao Paulo, 2014.

16. Schönsteiner Ju. The Chilean Economic Constitution and Human Rights // Journal for Human Rights / Zeitschrift für Menschenrechte, 2021. — Vol. 15. — Is. 1. — P. 64—82.

17. Sucunza M. A. El derecho constitucional-convencional al debido proceso colectivo: conceptualización e interpelaciones en pos de su efectividad. — Revista de Derecho Público, Santa Fe, Rubinzal Culzoni. — 2016-I. — P. 105—163.

18. Verbic F. Control de Convencionalidad en el Sistema Interamericano de Protección de Derechos Humanos. Principales Características y Algunos Apuntes sobre su Aplicación en el Ordenamiento Jurídico Argentino. — Revista Iberoamericana de Derecho Procesal, 2013.

19. Verbic F. La Corte Suprema argentina y la construcción del derecho constitucional a un debido proceso colectivo // Int'l Journal of Procedural Law. — 2015. — Vol. 5. — №°1.

20. Verbic F. Implicancias, evolución y perspectivas de los procesos colectivos: el art. 43 de la CN y su interpretación jurisprudencial y normativa // Gargarella R., Guidi S. (Dir.) Constitución de la Nación Argentina comentada. — 1era ed. — Ciudad Autónoma de Buenos Aires / ed. La Ley. — 2019. — Tomo I. — P. 1176—1221.

21. Verbic F. Procesos Colectivos / Ed. Astrea. — Buenos Aires, 2007.

22. Vitorelli E. O devido processo legal coletivo. Dos direitos aos litígios coletivos. — 2a edigao. — Editora Revista dos Tribunais. — Sao Paulo, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.