ИССЛЕДОВАНИЕ
Хабибуллин Р.И.1
1 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, г. Москва
Коллективное предпринимательство в России: к вопросу об организационно-экономических мерах поддержки становления и развития
АННОТАЦИЯ:
В статье показана необходимость развития основных субъектов коллективного предпринимательства - акционерных обществ работников и производственных кооперативов. Обосновано, что для развития в России коллективного предпринимательства необходима реализация соответствующих организационно-экономических мер становления и развития коллективных предприятий: меры государственной поддержки, создание опорных структур коллективного предпринимательства, развитие демократических начал в управлении предприятиями.
Работа выполнена за счет средств гранта РНФ, проект № 14-18-02294.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллективное предпринимательство, коллективное предприятие, производственный кооператив, народное предприятие, самоуправление
JEL: в30, 122, 1.26
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Хабибуллин Р.И. Коллективное предпринимательство в России: к вопросу об организационно-экономических мерах поддержки становления и развития // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2235-2256. — doi: 10.18334/ф.17.18.36573
Хабибуллин Рифат Илгизович, научный сотрудник лаборатории микроэкономического анализа и моделирования, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, г. Москва (khabibullin16@gmail.com)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.18.36573
(с) Хабибуллин Р.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2236
Введение
На сегодняшний день можно констатировать, что при всех теоретических, методологических, аксиологических и других различиях экономисты сходятся в понимании того, что предпринимательство, выступая одним из центральных институтов рыночной экономики и ее главной продуктивной силой, оказывает положительное воздействие на устойчивый экономический рост, социальные изменения в обществе и на формирование креативных личностей [1]. Нельзя не согласиться с Г.Б. Клейнером, который пишет, что «предпринимательство как форма социально-экономической активности играет незаменимую роль как в общественном развитии, так и в экономической динамике» [2].
Как справедливо отмечает Пер Давидссон в своей книге «Исследуя предпринимательство»: «одной из притягательных черт предпринимательства является богатство самого феномена» [3]. Действительно, в современной хозяйственной практике можно наблюдать самые разные виды предпринимательской активности.
Однако среди всех типов предпринимательства авторы часто обходят стороной феномен коллективного предпринимательства, основанного не на частнокапиталистической форме организации хозяйственной деятельности, а на преобладающей роли хозяйственной власти работников предприятий.
Сущность коллективного предпринимательства проявляется в организациях, находящихся в собственности и под управлением трудовых коллективов. Такие предприятия называются коллективными, или самоуправляемыми. Коллективное предпринимательство объединяет собой широкой спектр коллективных предприятий в основном в сфере малого и среднего бизнеса. Наиболее полная классификация таких предприятий представлена в работе [4].
В отличие от частнокапиталистической фирмы, работник коллективного предприятия стимулируется не только участием в доходах фирмы, но и приростом принадлежащей ему собственности, а также участием в решении хозяйственных и социальных вопросов и в контроле за принимаемыми решениями. Распространение таких форм организации хозяйственной деятельности как коллективные предприятия вписывается в современные тенденции развития менеджмента, поскольку наделение работников расширенными полномочиями и возможностями принимать решения, развитие предпринимательского подхода у сотрудников организации,
2237
установление доверительных отношений на предприятии - все это является ключевыми принципами современного управления [5]. Данные принципы наиболее ярко проявляются именно в деятельности самоуправляемых фирм, в рамках которых снимается отчуждение работников от собственности и управления, появляются предпосылки для гармонизации интересов различных участников хозяйственной деятельности, снижается оппортунизм персонала и т.д.
В российской практике выделяют 2 основные группы коллективных предприятий: во-первых, это акционерные общества работников (или народные предприятия), во-вторых, производственные кооперативы.
Согласно Федеральному закону «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ народным предприятием признается предприятие, более 75% акций которого должно принадлежать работникам данного предприятия, каждый из которых не может владеть более 5% акций.
Согласно статье 106.1 Гражданского кодекса РФ «производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией».
Потенциал коллективных предприятий, а также их устойчивость в условиях экономического кризиса заставляют пересмотреть традиционные подходы к исследованию сущности и роли коллективного предпринимательства в современной экономике. В наших недавних исследованиях особое внимание уделялось вопросам сбалансированности интересов внутри трудовых коллективов на таких предприятиях, определению степени удовлетворённости условиями труда, анализу взаимоотношений работников с менеджментом компаний. На базе социологических опросов было выявлено, что
2238
значения показателей корпоративной культуры коллективного предприятия опережают аналогичные показатели по традиционным фирмам [6]. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в условиях коллективного предпринимательства интересы всех работников сбалансированы, ситуация с морально-психологическим климатом в коллективе благоприятная, большинство работников вовлечены в управленческие процессы, что положительно влияет на эффективность функционирования всего коллективного предприятия в целом [7].
Рисунок 1. Динамика значения чистой прибыли народных предприятий России,
млн руб. (2000-2014 гг.) Источник: рассчитано автором по данным бухгалтерской отчетности российских НП
Рисунок 2. Динамика значения чистой прибыли крупнейших ПК России,
млн руб. (2000-2014 гг.) Источник: рассчитано автором по данным бухгалтерской отчетности российских ПК
Если говорить о показателях экономической эффективности, то субъекты коллективного предпринимательства демонстрируют
2239
устойчивую положительную динамику основных показателей. Например, на рисунках 1 и 2 показаны динамика среднего значения чистой прибыли - акционерных обществ работников (народных предприятий - НП) и производственных кооперативов (далее - ПК).
Казалось бы, такие предприятия должны быть широко представлены в хозяйственной практике. Однако несмотря на свою высокую эффективность, НП и ПК слабо распространены в экономике России. Как справедливо отмечает профессор А.В.Бузгалин, «у нас нет социализации отношений собственности и участия работников в управлении, что есть в США и европейских странах» [8].
Цель данной работы - сформулировать организационно-экономические меры становления и развития коллективного предпринимательства (далее - КП) в России (применительно к основным его субъектам - народным предприятиям и производственным кооперативам).
Задачи исследования.
1. Обосновать необходимость системного подхода к исследованию организационно-экономических мер поддержки становления и развития демократически управляемых компаний;
2. Сформулировать основные внутренние и внешние организационно-экономические меры поддержки КП.
Гипотеза исследования заключается в том, что для широкомасштабного становления и развития КП требуется создание эффективной институциональной среды, включающей соответствующие экономические, правовые, организационные и иные изменения.
Результаты исследования
На наш взгляд, система поддержки становления и развития КП должна охватывать четыре важнейших направления: 1. Государственная поддержка процессов развития КП; 2. Создание опорных структур; 3. Развитие внутрифирменной демократизации управления, а также совершенствование нормативно-правовой поддержки (4).
По сути, данные блоки представляют собой внутренние и внешние институты поддержки становления и развития КП. Все составляющие взаимосвязаны между собой и системная реализация на практике каждой из них в совокупности дает синергетический эффект в обеспечении устойчивого развития коллективных предприятий. В чем заключается эта взаимосвязь? В том, что без успешной демократизации
2240
управления на микроуровне и применения инструментов партисипативного менеджмента (внутренних механизмов) эффективное функционирование внешних институтов поддержки будет иметь не столь значительное влияние на развитие процессов становления КП. Можно создать эффективный нормативно-правовой механизм, на высоком уровне осуществлять государственную поддержку коллективного хозяйствования, а также сформировать опорные структуры, но без преодоления авторитаризма на уровне самого предприятия внешние институты не смогут обеспечить устойчивое развитие коллективных предприятий.
В то же время демократически управляемой фирме будет сложно выжить в условиях неблагоприятной внешней среды, когда отсутствуют необходимые внешние институты поддержки. О.И. Уильямсон в своей книге «Экономические институты капитализма» приводит точку зрения видного теоретика самоуправляемых фирм профессора Б. Хорвата, который отмечает, что внешняя среда (без встроенных механизмов поддержки КП) ведет себя по отношению к коллективным предприятиям «подобно организму, который подвергается трансплантации некоего органа, она инстинктивно отвергает чужеродную ткань» [9].
Отсутствие демократии на макроуровне превращает самоуправляемые фирмы в островки в море, в котором господствуют принципиально иные базовые характеристики хозяйствования. В этих условиях «стремление развивать самоуправление в трудовом коллективе без самоуправления на макроуровне так же неэффективно, как попытка создания акционерных обществ в экономике, где нет рынка и денег» [10].
Поэтому связь между внутренними и внешними институтами является определяющей, и успешное протекание процессов становления и развития КП возможна только при реализации системного подхода, учитывающего взаимосвязь и диалектическое единство внутренних и внешних организационно-экономических механизмов.
Государственная поддержка процессов развития КП
Большую роль в становлении и развитии КП призвано сыграть государство, поскольку, как показывает мировой опыт, коллективные формы хозяйствования способны реализовать свой потенциал лишь при поддержке их становления на начальном этапе развития. Поэтому
2241
господдержка КП в настоящее время является определяющей в регулировании условий перспектив его становления. В то же время развитие КП позволяет государству решать важнейшие социально-экономические задачи: сохранять градообразующие предприятия и местные сообщества, снижать безработицу, способствовать социальному развитию соответствующих территорий и т.д.
Экономическая политика в отношении КП осуществляется не только посредством изменения норм законодательства, что позволяет воздействовать на КП как напрямую, так и опосредованно. Можно выделить общие и специальные цели деятельности государства в области поддержки КП.
К общим целям относятся: поддержание сбалансированного развития экономики посредством расширения спектра организационно-правовых моделей демократически управляемых фирм, создание для различных субъектов КП благоприятных условий, гарантия экономических свобод и льгот, обеспечение надлежащего исполнения законодательства.
Специальные цели конкретизируют предусмотренные общими целями направления государственной политики и позволяют сформулировать конкретные меры по их достижению [11].
Специальными задачами государственной политики по поддержке устойчивого развития КП являются: 1) защита законных прав и интересов субъектов КП; 2) разработка и реализация мер, обеспечивающих финансово-экономические основы становления и развития КП; 3) разработка и реализация мер, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку развития КП.
В рамках решения первой группы задач следует учитывать, что защита государством прав и интересов КП должна осуществляться посредством принятия необходимых изменений и дополнений в законодательство о кооперативах и акционерных обществах работников. Данный блок рассматривался автором в работах [12, 13].
Среди важнейших направлений финансово-экономической составляющей становления и развития КП можно выделить следующие.
Во-первых, предоставление налоговых льгот для предприятий, внедряющих самоуправленческие начала в организацию хозяйственной деятельности особенно на начальном этапе становления, а также последующих нескольких лет функционирования.
2242
В целях стимулирования развития коллективных предприятий на базе акционерной собственности работников необходимо облегчить налоговую нагрузку, которую они несут на себе наряду с традиционными акционерными компаниями в связи с дополнительными обязательствами, возникающими, например, у НП при увольнении работников-акционеров.
Важной задачей является определение системы налоговых льгот для коллективных предприятий в кооперативной форме, а также субъектов хозяйствования, которые оказывают ПК и НП поддержку. При этом целесообразно установить такую систему предоставления льгот ПК, которые стимулировали бы отложенное потребление членов ПК за счет направления части его дохода на инвестиции. Данное предложение имеет принципиальное значение на начальном этапе становления коллективных предприятий как в форме НП, так и ПК.
Во-вторых, предоставление льготных условий для приобретения трудовыми коллективами предприятий у прежних собственников или государства. К числу таких льгот можно отнести приобретение работниками со скидкой или в рассрочку за счет будущих прибылей с последующим освобождением направляемой на эти цели прибыли предприятия от налогообложения. Важно, учитывая американский опыт, установить систему льгот для компаний, которые оказывают субъектам КП кредитные и иные услуги. В качестве альтернативной меры можно рассмотреть создание кредитных учреждений особого типа (федерального или регионального уровня), которые специализировались бы только на предоставлении финансовых и иных услуг для субъектов КП.
В-третьих, оказывать поддержку организациям, являющихся опорными структурами КП. Особенно если в качестве опорной структуры выступают образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, собственные финансовые учреждения.
При этом важно поддерживать на федеральном уровне региональные инициативы и проекты по созданию и развитию коллективных предприятий на соответствующих территориях, в частности, опыт Липецкой области - единственного региона Российской Федерации, где осуществляется стимулирование процесса создания и развития субъектов КП. На эти цели из областного бюджета с учетом займов из Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего
2243
предпринимательства направлено 51,3 млн руб., в т.ч. в 2015 году -13,8 млн руб.
Динамика основных показателей НП, получивших господдержку, превышает среднеобластные значения: объем выполненных работ, оказанных услуг в действующих ценах возрос в 1,6 раза (в среднем по области на 15,5%), среднемесячная заработная плата возросла на 10% (в среднем по области на 5,8%) и составила 17 тыс. руб. [14]. Анализ липецкого опыта по поддержке становления и развития коллективных предприятий дан автором в работе [15].
Развитие КП способствует повышению уровня занятости на соответствующих территориях, расширяет возможности социальной реализации достаточно широкого круга членов общества. Кроме того, субъекты КП предлагают их членам (участникам) «уникальные механизмы солидарности, создавая надежные структуры собственности, способствующие укреплению групповой этики и долгосрочным инвестициям» [16], что повышает устойчивость этих предприятий к экономическим кризисам по сравнению с традиционными частнокапиталистическими компаниями [17, 18].
В этой связи особо актуальным становится вопрос о создании коллективных предприятий на базе небольших и средних фирм. Принимая во внимание, что по большей части именно такие предприятия, функционирование которых определяет социально-экономическую жизнь небольших населенных пунктов и «завязано» на местные рынки, находятся в данное время в наиболее сложном экономическом положении, то необходимость сохранения и развития КП должно стать одним из важнейших направлений экономической политики государства.
Опыт развития КП в зарубежных странах свидетельствует о том, что наряду с законодательной, финансовой и имущественной поддержкой субъектов предпринимательства важное значение имеет и информационное обеспечение процессов становления и развития КП. Прежде всего, содействие в распространении деловой информации о развитии коллективных форм хозяйствования в стране и мире, а также о предпринимаемых мерах их поддержки.
Как показывают результаты обследования, проведенного газетой «Экономика и жизнь» (в мае 2015 г.), 74% респондентов - читателей газеты отрицательно ответили на вопрос «Вы знаете, что такое акционерное общество работников (народное предприятие)?». Еще 14%
2244
затруднились с ответом [19]. Это свидетельствует о том, что о существовании коллективных предприятий мало кто знает и еще меньше среди них разбирается в особенностях их юридической и экономической конструкции. Отношение общества и его институтов к КП, а также организациям, имеющим признаки коллективного хозяйствования, во многом зависит от информационного наполнения процесса становления и развития коллективных предприятий, степени их успешности и мест, занимаемых в рейтингах хозяйствующих субъектов.
Для решения задачи информационной поддержки необходимо обеспечить формирование представления о КП как о позитивном факторе социально-экономического развития территорий. Основными информационными блоками данной программы могли бы стать активная пропаганда идеологии коллективного хозяйствования, опыта работы таких предприятий и структур их поддержки; информирование населения о возможностях, принципах и преимуществах функционирования самоуправляемых фирм; расширение социальной базы КП за счет привлечения в эту сферу деятельности широких слоев населения и укрепления социального статуса и престижа участников КП.
Информационное обеспечение субъектов КП должно охватывать различные вопросы развития коллективного хозяйствования и включать в себя следующие подпрограммы (табл.). При формировании данных подпрограмм за основу взяты рекомендации, представленные в работе [20].
С целью совершенствования информационно-аналитического обеспечения развития коллективных форм хозяйствования необходимо, с одной стороны, на уровне регионов координировать работы по становлению и развитию КП на базе небольших и средних предприятий, в том числе по разработке и реализации целевых программ по примеру Липецкой области. С другой - возложить на определённый научно-исследовательский институт либо отдел, департамент одного из министерств обязанности по научно-методическому, аналитическому и статистическому сопровождению деятельности коллективных форм хозяйствования на территории РФ.
Научно-информационное обеспечение также целесообразно вести по линии совместной деятельности Секции по проблемам демократизации управления предприятиями Научного Совета «Проблемы комплексного развития предприятий» при Отделении общественных наук РАН, Союза народных предприятий Урала, научно-исследовательских и образовательных учреждений России, зарубежных
2245
организаций. В работу этой группы может входить проведение мониторинга и анализа текущей деятельности КП, формирование и регулярное пополнение базы данных и других информационных материалов, издание справочника «Коллективные предприятия России», разработка и поддержка сайта.
Таблица
Базовые подпрограммы информационного обеспечения
субъектов коллективного хозяйствования
Подпрограмма Описание
Что нужно знать о КП и коллективном хозяйствовании? Процесс создания коллективных предприятий вызывает массу вопросов организационного, правового, финансового характера, ответить на которые призвана информация данной подпрограммы. Основными тематическими блоками могут выступить: () законодательное поле и регулирование; 2)системы обучения: консультирование членов трудовых коллективов, создаваемых субъектов КП, проведение отраслевых семинаров и т.п.; 3) минимизация рисков и стратегическое планирование КП.
Что необходимо для ведения коллективного хозяйствования? Становление и развитие КП невозможно без широкого вовлечения трудовых коллективов в управление предприятиями, привлечения финансовых ресурсов, решения вопросов аренды, приобретения оборудования, внедрения в производство современных технологий.
Как защитить коллективные предприятия? В условиях враждебной внешней среды коллективные предприятия часто сталкиваются с административными барьерами, рейдерскими захватами, игнорированием интересов КП и т.д. Тематические блоки данной подпрограммы должны освещать вопросы законодательного обеспечения безопасности КП; преодоления произвола чиновников и регулирующих органов; защиты от рейдерских захватов и недружественных поглощений и т.п.
Источник: составлено автором
Создание опорных структур
Опорная инфраструктура коллективного предпринимательства -это совокупность учреждений, организаций, фирм, структур, обеспечивающих процесс подготовки, становления и развития предприятий с демократической системой управления. Наличие опорных структур еще более поднимает потенциал выживания субъектов КП.
Надо отметить, что опыт создания и работы подобных структур для поддержки предприятий с коллективными формами хозяйствования в нашей стране практически отсутствует. Тем не менее, ориентируясь на опыт коллективных предприятий можно рекомендовать ряд
2246
организационно-методических и административных мер поддержки их развития в контексте формирования опорных структур.
Административным элементом такой поддержки может стать организационная структура с рабочим названием Центр мониторинга состояния и развития коллективных предприятий (далее - Центр). Создание такой организационной единицы целесообразно по многим причинам. Главными следует признать следующие:
—долгосрочное существование Центра и постепенное совершенствование методического обеспечения, организации работ и поддержание преемственности;
— независимость от количества предприятий, деятельность которых поддерживает Центр, их финансового положения и отношения отдельных предприятий к цели, задачам и методам мониторинга, а также «ограждение» от нежелательного влияния на объективное изучение явления и формулирование выводов и рекомендаций;
— возможность планировать работы по проведению долгосрочных эмпирических исследований (обследований предприятий) на длительные периоды, а в идеале на бессрочную перспективу;
— обеспечение стабильного финансирования деятельности Центра, и, следовательно, возможность проведения прикладных научных исследований и т.п.
Цель создания Центра состоит в создании и актуализации информационной базы и научно-методического обеспечения формирования государственной стратегии и политики в области поддержки предпринимательства, базирующегося на коллективных формах хозяйствования.
Ориентируясь на сформулированную таким образом цель деятельности Центра, его основными направлениями работы должны стать:
1. регулярный сбор и обработка информации о состоянии КП, в том числе состояния организации управления и технологий выполнения работ;
2. разработка вопросников и анкет для очного интервьюирования и заочного опроса представителей субъектов КП;
3. разработка методического обеспечения работ по сбору, а также по первичной и углубленной обработке эмпирической информации о состоянии отдельных предприятий;
2247
4. анализ и интерпретация собранной информации о состоянии КП и формулирование выводов о перспективах развития коллективных форм хозяйствования на соответствующих территориях;
5. совершенствование методов и способов поддержки КП;
6. анализ отечественной и мировой практики КП, выявление прогрессивных и инновационных технологий, методов организации труда и управления и т.п., а также доведение этой информации до предприятий;
7. организация совместно с отраслевыми и региональными объединениями коллективных предприятий мероприятий по обмену опытом эффективной работы передовых (наиболее успешных) предприятий сектора КП, в том числе, по способам привлечения инвестиций в основные фонды КП;
8. разработка предложений по организации и совершенствованию системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для коллективных предприятий.
Важную роль в процессах становления и развития КП мог бы осуществлять вновь создаваемый «Российский союз коллективных предприятий (РСКП)» в форме некоммерческого партнерства. Основными целями РСКП будут являться: 1) объединение существующих коллективных предприятий и оказание помощи вновь создаваемым; 2) защита интересов КП; 3) пропаганда перспективных методов и форм коллективного хозяйствования.
Среди основных направлений деятельности РСКП можно выделить: 1) совершенствование законодательства, касающегося развития КП; 2) сбор информации и обмен опытом; 3) разработка внутренних документов; 4) обсуждение и решение общих проблем, возникающих в процессе коллективного хозяйствования.
В настоящее время функционирует Союз народных предприятий Урала. В конце 2015-го года Администрацией Липецкой области было принято решение о создании Союза народных предприятий Липецкой области [21]. Формирование региональных отделений является важнейшим шагом на пути становления общероссийской Союза коллективных предприятий. Такие институты основаны, прежде всего, на сотрудничестве между агентами. Деформируя процессы конкуренции, они одновременно берут на себя функции регулирования, являвшиеся ранее прерогативой государства [22].
2248
Немаловажную роль в поддержке КП играет система обучения работников и их представителей основам правовых, экономических и управленческих знаний, а также навыкам участия в принятии управленческих решений. Мировая практика свидетельствует о том, что переход к открытой системе менеджмента возможен, если будет решена задача создания соответствующей системы обучения и подготовки работников к партисипативному менеджменту. Система непрерывного правового, управленческого и экономического образования работников должна включать подготовку работников по вопросам гражданского и трудового законодательства, организации труда, вопросам функционирования и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и т.д. Образовательный процесс является ключевым при трансформации отношений собственности и управления, т.к. лежит в основе формирования эффективного человеческого капитала. Как правило, порядок функционирования системы обучения работников отражается во внутренних нормативных документах предприятия.
Помимо необходимости внедрения системы обучения работников собственно на предприятиях существует проблема повышения экономической грамотности населения, которая может решаться как в рамках подготовки в средних, специальных и высших учебных заведениях, так и специальных курсов на базе учебных заведений или на предприятиях по договору с образовательными учреждениями. По справедливому замечанию В.Э. Тарлавского, в России пока наблюдается острый дефицит специалистов, имеющих знания и навыки по созданию коллективных предприятий [23].
Особую роль в становлении и развитии КП играют или призваны играть так называемые инкубаторы коллективных предприятий.
В условиях многоукладной экономии, при отсутствии (дефиците) у подавляющего большинства начинающих предпринимателей теоретических знаний и практического опыта в сфере коллективного хозяйствования, отсутствии реальной инфраструктуры и беззащитности коллективных предприятий на начальном этапе развития бизнес-инкубаторы, на наш взгляд, являются перспективным организационным нововведением. Их главная цель - оказание первоначальной помощи субъектам КП [24].
Сущность поддержки в рамках бизнес-инкубации состоит в создании «тепличных» условий путем ограждения (полного или частичного) коллективного предприятия от воздействия
2249
неблагоприятных факторов внешней среды и вместе с тем комплексного воздействия на потребности, возникающие у предприятий на ранних этапах развития [25].
Такие инкубаторы могут облегчить начальные стадии развития новых коллективных предприятий, создавать условия и предоставлять ресурсы для ускоренного роста субъектов коллективного хозяйствования, включая предоставление необходимого физического пространства для обеспечения бесперебойного функционирования предприятий, доступа к финансированию за счет участия в региональных программах развития коллективных форм хозяйствования, оказание услуг в области образования и подготовки участников КП основам коллективного хозяйствования и т.д. Речь идет о формировании максимально благоприятного, «тепличного» институционального климата для субъектов КП не только на начальных стадиях развития, но и в последующем в целях повышения эффективности их функционирования.
В качестве целей и ожидаемых результатов формирования инкубаторов КП можно выделить:
1. обеспечение занятости, в т.ч. молодежи и незащищенных слоев общества, путем создания рабочих мест на действующих и вновь создаваемых коллективных предприятиях;
2. насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
3. увеличение налоговых поступлений в бюджет от КП;
4. гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, трудовыми коллективами и бизнес-сообществом.
Развитие внутрифирменной демократизации управления
Результаты проведенных опросов, представленных нами в работе [7], свидетельствуют о том, что для становления и развития коллективных предприятий необходимо решить проблему дефицита демократии участия. Самоуправление в трудовом коллективе - это сложная система отношений, призванных обеспечить практическое участие в управлении делами коллектива всех его работников. Это система включает вертикальные (самоуправление бригады -самоуправление цеха - самоуправление предприятия) и горизонтальные
2250
связи (совет трудового коллектива - общественные организации -администрация) [26].
Для наиболее эффективного их функционирования необходимо выполнять принципиальное условие - реальное задействование работников в управленческих процессах. При этом важно соблюдение следующих основных принципов самоуправления.
1. открытый доступ всех членов коллектива к любой информации о деятельности предприятия, не составляющей государственной, а также иной, охраняемой законом тайны;
2. создание эффективной системы коммуникации, включающей совокупность различных форм и методов, обеспечивающих оперативное доведение до работников необходимой для осуществления самоуправления информации;
3. обеспечение прозрачности и гласности в функционировании всех органов самоуправления и администрации, включая заблаговременную информацию о повестке дня предстоящих заседаний и мероприятиях, о принятых решениях, личном участии отдельных работников и т.д.;
4. открытый характер деятельности всех органов самоуправления, включая право каждого работника участвовать в их заседаниях;
5. ответственность органов самоуправления и администрации за соблюдение открытого менеджмента.
В целях реализации вышеназванных принципов и дальнейшего поддержания высокого уровня самоуправления трудовых коллективов на КП необходимо принять следующие меры.
Во-первых, поддерживать в различных формах прозрачную систему информирования коллектива на предприятии путем введения регулярной системы оповещения работников о его финансовом состоянии, о проблемах и путях его развития, включая порядок и направления распределения прибыли. Решение данной задачи предполагает введение на предприятии системы открытого менеджмента, что требует ликвидации монополии высших управленцев на информацию, а также обеспечение участников КП возможностью открытого доступа к любой интересующей их информации (финансовой, коммерческой, производственной и т.д.).
Реализация принципов открытого менеджмента в отношении получения всеми работниками необходимой информации является
2251
непременным условием осуществления эффективного самоуправления, установления доверительных отношений между членами трудового коллектива, способствующих развитию качественно новой управленческой культуры, основанной на принципах гуманизма, справедливости и корпоративной солидарности.
Во-вторых, расширять систему обучения и повышения квалификации работников. Такое обучение должно быть нацелено на формирование у работников знаний в области гражданского и трудового законодательства, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, демократизации производственных отношений и т.д.
В-третьих, важно осуществлять подготовку кадрового резерва руководителей и специалистов. Демократизация хозяйственной и управленческой жизни на предприятии предполагает постоянное обновление руководящих постов на предприятии. Опять-таки данный вопрос сопряжен с функционированием систем обучения на предприятии основам коллективного хозяйствования.
В-четвертых, как показывают результаты наших исследований, большая часть работников коллективных предприятий имеют преклонный возраст или близкий к нему. Поэтому необходимо омолаживать трудовые коллективы путем привлечения молодых перспективных работников.
В-пятых, поддерживать инициативы работников, носящие рациональный характер, а также совершенствовать систему их участия в принятии стратегических и оперативных управленческих решений.
В-шестых, руководителям подразделений необходимо постоянно вести непосредственную работу с подчинёнными с целью выявления инициативных работников, а также работников с негативным отношением к процессам, протекающим на предприятии. Это необходимо для предотвращения потенциальных конфликтных ситуаций или немедленного разрешения уже существующих открытых конфликтов.
В-седьмых, усилить идеологическую работу в коллективах в направлении разъяснения преимуществ коллективных предприятий с демократической системой управления.
В управлении любым предприятием существенной проблемой является несбалансированность и отсутствие равноправного представительства всех участников деятельности предприятия. Несбалансированность заключается в том, что уровни полномочия и
2252
ответственности, сферы влияния разных участников не уравновешены между собой, что создает основу для «расшатывания» устойчивости функционирования и асимметричности управления предприятием.
В связи с этим необходимо обеспечить представительство всех категорий работников в органах управления предприятия, наделить эти органы соответствующими полномочиями. Способность трудовых коллективов управлять предприятиями и реально осуществлять контроль зависит в первую очередь от их возможностей для самоорганизации.
С одной стороны, такая самоорганизация работников, являющаяся основой для реального самоуправления трудовых коллективов, должна осуществляться на всех уровнях, начиная с подразделений предприятия до самого высшего корпоративного уровня, на котором принимаются стратегические решения, влияющие на эффективное функционирование всех структурных единиц предприятия.
С другой стороны, опыт Мондрагонской кооперативной корпорации в Испании свидетельствует о том, что самоуправление может не ограничиваться рамками отдельно взятых хозяйствующих субъектов, а вполне способно выходить за его пределы. Речь идет о становлении и развитии территориального общественного самоуправления. Особенно на тех территориях, где предприятия являются градообразующими; в сельской местности, где важнейшую роль в жизнеобеспечении играют коллективные хозяйства; в «спальных» микрорайонах крупных городов, в которых проживание работников крупных предприятий достаточно компактно [27].
В этой связи трудовым коллективам следует объединяться в районные, городские, областные, республиканские, общероссийские объединения трудовых коллективов для реализации и координирования совместных действии в обеспечении прав работников.
В качестве органов этих объединений можно рассматривать советы трудовых коллективов соответствующего уровня, которые являлись бы в дальнейшем своего рода «плацдармом» для развития остальной инфраструктуры самоуправления трудовых коллективов, что стало бы действенной опорой подлинной демократии в стране. Очевидно, что при возникновении советов трудовых коллективов на уровне районов, городов, субъектов Федерации и России в целом, база для развития территориального общественного самоуправления
2253
значительно расширится, что станет постоянно действующей школой управления для самых широких слоев населения, способной существенно усилить представительную власть и придать ей истинный демократический характер.
Заключение
Таким образом, система организационно-экономических мер поддержки КП направлена, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих становление и развитие коллективных форм хозяйствования и «конструирование» благоприятной
институциональной среды для субъектов КП. Она включает в себя как внешние (государственная поддержка, нормативно-правовое обеспечение, создание опорных структур), так и внутренние (демократизация управление на микроуровне) институты поддержки КП.
Необходимость широкого распространения КП в России определяется следующими обстоятельствами: во-первых, предприятия такого типа повышают положительную мотивацию работников и обеспечивают рост производительности труда; во-вторых, развитие таких предприятий способствует решению проблемы снижения безработицы и возрождению малого и среднего бизнеса; в-третьих, становление и развитие КП на локальных территориях обеспечивает поддержание местных сообществ и сохранение небольших поселков и городов; в-четвертых, коллективное принятие стратегических решений по принципу «1 человек - 1 голос» способствует демократизации управления, что является основой для формирования гражданского общества; в-пятых, реализация принципов социальной справедливости (ограничение разрыва в оплате труда топ-менеджмента и рядовых работников, владения 1 работником акционерной собственностью не более 5% и т.д.) создают основу для гармонизации внутрипроизводственных отношений и сведения к минимуму оппортунистического поведения работников.
Становление и развитие КП во многом зависит от позиции и действий федеральных и региональных органов власти, от состояния экономики страны в целом, от уровня доверия между членами общества, в том числе, работниками предприятий. Эти факторы будут существенным образом влиять и на состояние КП на соответствующих территориях.
2254
ИСТОЧНИКИ:
1. Трошихин В.В., Нестерова Л.И. Предпринимательство как институт социального
развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2015. - Т. 31. - № 2. - С. 198-204. - С. 204.
2. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - М.: «Дело» РАНХиГС, 2008. - 568 с. - С. 94.
3. Давидссон П. Исследуя предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИД ВШЭ, 2014. -
400 с. - С. 23.
4. Хабибуллин Р.И., Букреев В.В., Рудык Э.Н. Коллективное предприятие: к теории вопроса
// Вопросы политической экономии. - 2015. - № 4. - С. 67-78.
5. Зеркалий Н.Г. Использование новых концепций для формирования инструментария
современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С. 3-11. - С. 9.
6. Некрасова О.В., Хабибуллин Р.И. Коллективное предприятие и традиционная компания:
сравнительный анализ корпоративных культур // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 1. - С. 188-196.
7. Бестолков В.И., Некрасова О.В., Хабибуллин Р.И. Участие работников в управлении
народным предприятием: опыт Набережночелнинского картонно-бумажного комбината им. С.П. Титова // Экономическая наука современной России. - 2015. -№ 2. - С. 96-112.
8. Бузгалин А.В. Социально-экономическое возрождение России: диалектика внутренней
и внешней политики // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 2. - С. 15-20. - С. 16.
9. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки,
«отношенческая» контрактация. - СПб: Лениздат, 1996. - 702 с. - С. 425.
10. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Самоуправление в экономике: теоретическая модель и
практические перспективы // На пути к экономической демократии. Международный опыт: В 2-х кн. Кн. 1. - М.: Экономическая демократия, 1994. -304 с. - С. 6-64. - С. 12.
11. Модернизационный вектор развития системы государственной поддержки малого
предпринимательства / М.В. Аликаева, М.Б. Ксанаева, Л.З.-Г. Керефова [и др.]. -Нальчик: Тетраграф, 2015. - 96 с. - С. 22.
12. Хабибуллин Р.И. Формирование эффективной институциональной среды развития
народных предприятий в России // Российское предпринимательство. - 2013. - № 17. - С. 58-64.
13. Дементьев В.Е., Хабибуллин Р.И. Коллективные предприятия: анализ зарубежного
опыта // Россия и современный мир. - 2016. - № 2. - С. 123-135.
14. Общие сведения [Электронный ресурс] // Сайт Администрации Липецкой области. -
Режим доступа: http://www.admlip.ru/about/review/
15. Хабибуллин Р.И. Региональный опыт развития коллективных предприятий (пример
Липецкой области) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1. - С. 130-136.
предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 18. — С. 2235-2256. — (Ы: 10.18334/гр.17.18.36573
16. Communication from the commission to the European parliament, the council, the
economic and social committee and the committee of the regions «Towards a Single Market Act - for a highly competitive social market economy»: COM (2010) 608 final [Electronic resource] // European Commission. - 2010. - Mode of access: http://ec.europa.eu/internal_market/smact/docs/single-market-act_en.pdf
17. Does employee ownership confer long-term resilience?: Project Report / J. Lampel, A.
Bhalla, M. Chordia [et al.] [Electronic resource] // Cass Business School - City, University of London. - 2014. - Mode of access:
https://www.cass.city.ac.uk/_data/assets/pdf_file/0018/208107/UPDATE-Employee-
Ownership-Report-January-14-2014.pdf
18. Webb J.T., Cheney G. Worker-owned-and-governed cooperatives and the wider cooperative
movement: challenges and opportunities within and beyond the global economic crisis // The Routledge Companion to alternative organization. - London: Routledge, 2014. -386 p. - P. 64-88.
19. Вы знаете, что такое акционерное общество работников (народное предприятие)? (%)
[Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - 2015. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/eg/ac/185/result/
20. Кокин И.А. Информационная поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований» Хабаровского края. - 2010. - 19 июля. - Режим доступа: http://cmo.khabkrai.ru/informacionnaya-podderzhka-subektov-malogo-i-sredn/
21. Союз народных предприятий Липецкой области будет создан в регионе [Электронный
ресурс] // Сайт Администрации Липецкой области. - 2015. - 20 октября. - Режим доступа:
http://admlip.ru/news/soyuz_narodnykh_predpriyatiy_lipetskoy_oblasti_budet_sozda n_v_regione/
22. Полтерович В.М. Эволюция институтов конкуренции, власти и сотрудничества //
Системный анализ в экономике - 2014: Сборник материалов конференции. В 2-х т. Т. 1. - М.: ЦЭМИ РАН, 2015. - С. 37.
23. Тарлавский В. Коллективные предприятия - проблемы и перспективы [Электронный
ресурс] // Экономика и жизнь. - 2015. - 21 октября. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/294744/
24. Кришталев В.К., Нестеренко Ю.Н., Тараруева А.А. Развитие институтов поддержки
малого предпринимательства в экономике России. - М.: Интеграция, 2015. - С. 281.
25. Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство: Монография. - М.: ИЦ
РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 215 с. - С. 37.
26. Рекомендации по формированию системы самоуправления в трудовых коллективах. -
М.: Общество «Знание» РСФСР, 1989. - 56 с. - С. 4.
27. ОрленкоЛ.П. Экономическая альтернатива: от криминального капитализма к планово-
рыночному социализму. - М.: Алгоритм, 2007. - 544 с. - С. 471.
2256
Rifat I. Khabibullin, Research Officer of the Laboratory of Microeconomic Analysis and Modelling, Central Economic and Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow
Collective entrepreneurship in Russia: on the issue of organizational and economic measures to support formation and development
ABSTRACT
The article demonstrates the need for the development of the main economic entities of the collective entrepreneurship, namely: employee-owned joint-stock companies and producers' cooperatives. It has been substantiated that the collective entrepreneurship development in Russia requires implementation of the respective organizational and economic measures to support the formation and development of collective enterprises: state support, creation of the support structures for the collective entrepreneurship, organization of the enterprises' work on the basis of democratic principles.
KEYWORDS: collective entrepreneurship, collective enterprise, producers' cooperative, employee-owned enterprise, self-management