Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
ART 16087 УДК 304.444
Овшинов Алексей Николаевич,
доктор социологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Калмыцкий госу дарственный университет им. Б. Б. Городовикова», г. Элиста [email protected]
Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия -субъекта Российской Федерации
Аннотация. В статье на основе данных всероссийских и республиканских монито-рингов рассмотрена актуальная проблема коллективной идентичности народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: коллективная идентичность, этническая идентичность, социокультурное пространство, ментальное сознание, этнос, этнокультура, межэтническая интеграция, национальная вариативность.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Обращение к концепту «коллективная идентичность» предоставляет широкие возможности понять механизм связи внутриобщностной, внутриличностной и социокультурной обусловленности действий социальных групп, индивидов в различных ситуациях социального взаимодействия. Динамика идентификационных процессов является своеобразным индикатором коллективистского сознания, самочувствия и показателем состояния социальных групп и общностей.
Коллективная идентичность - это форма отождествления индивидуума, социальной группы или социальной общности с определенной самостоятельной структурой - цельной, собирательной или индивидуальной.
Базовой формой коллективной идентичности, свойственной всем типам общества, является этническая идентичность. В этносе между всеми членами существуют органические связи, все разделяют язык, веру в общее происхождение и общие обычаи, традиции.
Этническая идентичность представляет собой мировосприятие представителями этнических групп, общностей, которое формируется на глубинном психологическом (сознательном и бессознательном) уровне коллективного и индивидуального сознания. Это совокупность интеллектуально-психологических, поведенческих установок индивида или этнической группы, общности, образ их мыслей, душевный склад. Идентичность рассматривается в современной науке в качестве важного фактора в жизнедеятельности этносов, которая отражает в полной мере свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. Этническая идентичность формируется в недрах национальной самобытной культуры, традиций народа, социальных институтов, среды обитания этнических общностей. Этничность обозначает существование культурно-отличительных групп и идентичностей (тождественности, одинаковости).
К числу характеристик данного феномена относятся свойственные общностям характеристики, которые свидетельствуют о присутствии этничности как таковой. Это следующие характеристики (идентифицирующие индикаторы):
- наличие разделяемых членами этнической группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;
- политически оформленные представления о родине и особых институтах (например, государственность), которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе;
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
- чувство отличительности, то есть осознание членами этнической группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.
Итак, этничность - это форма коллективной идентичности и социальной организации культурных различий. Иначе говоря, этническая общность есть общность на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди.
С коллективной, внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, по которым члены этой группы отличают себя от других этнических групп, даже если они в культурном отношении очень близки.
Осознание принадлежности к определенной социальной общности, этносу является одной из определяющих характеристик самосознания человека. Человек ощущает себя представителем какого-либо народа, отождествляет и идентифицирует себя с ним.
Коллективная идентификация является существенным элементом коллективистского самосознания. Первая подсистема в структуре коллективного самосознания -это идеалы, взгляды, представления, касающиеся самоопределения, автономии национальной общности, ее места среди других этнических групп. Ей присущ объективный характер. Вторая подсистема связана с нравственной, этико-психологической оценкой, осознанием всей совокупности национальных ценностей.
Калмыкия является субъектом, органической частью России. Она ищет свой путь формирования и укрепления отношений между нациями в республике и за ее пределами. Россия и Калмыкия - это полиэтнические образования. В Республике Калмыкия, помимо калмыков (57,4%), проживают представители бывших союзных республик СССР и многих других народов Российской Федерации - русские (30,2%), украинцы (0,5%), корейцы (0,5%), немцы (0,4%), татары (0,35%), турки-месхетинцы (1,3%), казахи (1,7%), а также представители народов Северного Кавказа - армяне (0,16%), осетины (0,09%), карачаевцы (0,06%) [1].
Важнейшие социальные процессы, протекающие в социальной сфере, имеют национальную вариативность. В Калмыкии на протяжении последних десятилетий, включая и провальные постсоветские годы, прочно сохраняется относительно устойчивая, стабильная обстановка в отношениях между различными этническими группами. Однако и здесь произошли существенные изменения в пропорциональном соотношении этнических групп в сфере межнационального сосуществования, повлекшие за собой значительные сдвиги в области самоощущения этническими группами и общностями, в структуре их ценностей, норм и поведения. Так, например, на фоне общего уменьшения численности населения за годы постсоветских трансформационных изменений в Республике Калмыкия существенно изменилось представительство этнонациональных групп. Если удельный вес калмыцкого населения вырос с 45,4 до 57,4%, то русского - сократился до 30,2%. Возросла доля этнических групп Северного Кавказа из государств постсоветского пространства.
По данным переписей с 1989 по 2002 г., численность русских уменьшилась на 21,7%, в то время как всего населения республики - на 11,0%. Произошли существенные изменения и в пропорциональном соотношении этнических групп и этнической структуры Калмыкии в целом. Однако эти изменения не оказали существенного влияния на существующий положительный климат в межнациональных отношениях этнических групп.
Сложная ситуация в различных сферах советского общества стала заметно усугубляться во второй половине 70-х гг. Страна переживала затяжной, глубокий, си-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
стемно-структурный всеобъемлющий кризис [2]. В новых условиях общественного переустройства России и перехода к рыночным отношениям существенно возросло давление на уровень жизни массовых социальных групп населения. По данным социологических мониторингов, проведенных в эти годы, желание уехать из республики высказали 43,4% опрошенных, в том числе в г. Элисте - 40,0% и в районах - 45,0%. Главными причинами были названы следующие: отсутствие возможностей для работы и заработка - 22,5% элистинцев и 28,8% жителей сельской местности; желание жить в более благоприятной социальной среде - соответственно 23,3% и 15,4%; желание дать достойное образование детям - 15,0% и 14,2%; экономическая ситуация в республике - 11,7% и 8,8%. В то же время хотели бы уехать из республики, «чтобы жить в своей национальной среде», лишь 2,6% (2,5% - в г. Элисте и 2,7% - в районах); «из-за ухудшения межнациональных отношений» -1,8% (3,3% и 1,2% соответственно) опрошенных [3].
В республике продолжается отток русского населения, одной из самых больших этнических групп по численности и, соответственно, удельному весу в национальной структуре населения Калмыкии.
В связи с неблагоприятным изменением социально-экономического положения большинства населения произошло резкое сужение сферы позитивных эмоций и поведения жителей республики. Однако данные факторы, как показали систематически проводимые исследования, не оказали какого-либо существенного влияния на изменение фона межнациональных отношений. Практически никто не хотел уезжать из Калмыкии из-за национальных проблем. По данным социологических мониторингов, доброжелательные межнациональные отношения составляют одну из наиболее важных ценностей образа жизни представителей этнических групп в республике. Этот показатель в ответах респондентов занимает третье место (31,3%) после таких общечеловеческих ценностей, как «мой дом, моя работа» (59,2%) и «родственники, друзья, близкие по духу люди» (37,9%). Граждане республики (40,8%) положительно относятся к росту многонациональности в Калмыкии, а для 30,8% опрошенных этот фактор не имеет никакого значения. Но 16,9% опрошенных всё же не одобряют этот процесс [4].
Примечателен тот факт, что, как показывают исследования, у народов разных национальностей всё же больше сходства, чем различий; это подтверждается образом жизни этнических групп, их ценностями и интересами в духовной сфере. Но различия всё же существуют, особенно в нормах, традициях и обычаях бытовой жизни и в семейных отношениях, что неизменно сказывается и на психологическом самочувствии [5].
Самочувствие этнических групп, то есть ментальность как психологическое мировосприятие (например, у калмыков (57,4%) и русских (30,2%) - представителей самых больших этнических групп в Калмыкии), детерминируется не только материальными условиями жизни, но в значительной степени факторами социально-политического и культурного характера. Исследования показали, что в целом калмыки в республике имеют более благоприятные факторы для социальной адаптации в условиях трансформационных и последующих модернизационных изменений [6]. Это связано прежде всего с этнокультурными особенностями образа жизни - более тесными традициями родственных и дружеских связей. Адаптация зависит от различных составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма или неудач, разочарования) и оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и во времени, восприятие собственного положения в экономическом и социально-культурном пространстве республики и страны).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
Одной из наиболее показательных характеристик ментального самочувствия представителей различных социальных слоев этнических групп является их удовлетворенность своим образом жизни. Перелом в социальном и, соответственно, в ментальном самочувствии населения (2000-2002 гг.) можно подтвердить результатами всероссийских социологических мониторингов и обследований, проведенных учеными Калмыкии [7].
Психологическое самочувствие граждан определяется не только их уровнем жизни, о чем мы писали выше. Результаты конкретных социологических исследований, проведенных за годы перестройки и в послеперестроечное время, трансформационных и модернизационных изменений в Республике Калмыкия, показали, что подавляющему большинству жителей республики, независимо от национальной принадлежности, присущи глубокие толерантные чувства к окружающим их людям других национальностей, к самой республике, которая стала для них за долгие годы совместного проживания на этой земле второй родиной. Об этом постоянно и искренне говорят представители самых разных этнических групп во время опросов. Поэтому для них, независимо от их национальной принадлежности, имеют существенную ценность как наличие, так и сохранение Республикой Калмыкия своей национальной государственности. Положительно оценивали наличие статуса республики 69,7%, отрицательно - 9,2% всех опрошенных: среди калмыков - 79,9% и 5,6%; среди русских -58,5% и 14,5% соответственно [8].
На примере этнических групп, живущих в Калмыкии, явно заметно, с одной стороны, растущее осознание этносами внутриэтнических связей (интерес и уважительное отношение к историческому прошлому калмыцкого и, естественно, своего народа; стремление возродить родной язык и этнокультуру), то есть этим этносам присущи отчетливо выраженные этнопсихологические и этнокультурные ориентиры, которые определяют внутреннее содержание этнической идентичности; с другой стороны, усиливающаяся потребность межэтнической интеграции и солидарности [9]. При этом сами этносы способствуют сохранению и реализации традиций, возрождению национальной культуры и взаимосвязей с другими культурами, представленными в республике, что помогает им успешно адаптироваться в сложном мире национальных отношений в едином социокультурном пространстве республики.
На примере многонациональной и многоконфессиональной Республики Калмыкия видно, что основная функция этноса сегодня - сохранить ценности этнокультуры как важнейшего компонента толерантного сознания и этнической ментальности. Система социокультурных отношений, в которую человек включен как представитель того или иного этноса, имеет свои имманентные этнические стороны. Его культурные, языковые, бытовые и другие характеристики являются также этнокультурными, этноязыковыми и т. д. Основополагающим конституционным принципом, соответствующим такому единению и развитию этнокультур и тем самым этнической ментальности, является статья 14 Степного Уложения (Основного Закона) Республики Калмыкия, в которой провозглашено: «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики...» [10]
Это стало возможным благодаря существующей российской государственности, которая учитывает интересы всех народов, проживающих на ее политико-экономическом, социокультурном пространстве, и конституционно гарантирует их права, свободы, целостность национальных территорий; способствует объединению их челове-
Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
ческих и культурных потенциалов и усилий в составе единого российского государства, построенного и действующего исключительно на основе конституционных принципов реального федерализма [11].
Всё это создает благоприятные условия для развития коллективной, в том числе этнической, идентичности, толерантности, коллективистского и этнического самосознания и коллективистской (этнической) ментальности, которые служат аккумулирующим средством, питающим национальное единство, этническую солидарность. Они, в свою очередь, отражают гуманистическую сущность и направленность этнокуль-тур. Гуманистическая направленность культуры этносов всё более утверждается сегодня в том, что она и сама по себе определяется через отношение к человеку и его возможностям развития в условиях российской действительности.
Ссылки на источники
1. Этномир Калмыкии: сб. ст. и материалов. - Элиста: АУ РК «Издательский дом Терел"», 2012. - С. 10.
2. Овшинов А. Н. Социальная структура российского общества: монография. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2013. - С. 224-243.
3. Лиджи-Горяева С. Э. Социальная адаптация населения Республики Калмыкия в условиях трансформирующегося российского общества: социологический аспект: монография. - Элиста: [типография] ИКИАТ, 2012. - С. 86-87.
4. Там же.
5. Овшинов А. Н. Народы Калмыкии в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона: проблемы национального самосознания и толерантности // Проблемы развития региона в условиях трансформации общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Элиста: КТИ (филиал), 2007. - С. 187.
6. Овшинов А. Н. Социальная структура российского общества. - С. 224-334.
7. Козырева П. М. Процессы адаптации и эволюции социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков. - М., 2004. - С. 9: опросы по проекту «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ)».
8. Лиджи-Горяева С. Э. Указ. соч. - 87.
9. Овшинов А. Н. Национальная вариативность толерантного сознания народов Юга России // Экономическое и социальное развитие республик Юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы: межрегион. науч.-практ. конф. - Элиста: КГУ, 2008. - С. 15-18.
10. Степное Уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия. - Элиста, 1994. - Ст. 14. - URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_kalmik/
11. Овшинов А. Н. Калмыкия в конституционном пространстве российской национальной идеи // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития: сб. науч. тр. - Элиста: КГУ, 2000.- С. 21-31.
Alexey Ovshinov,
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista [email protected]
The collective identity of the peoples of the Republic of Kalmykia- Federal subject of the Russian Federation
Abstract. The paper deals with all Russian and regional monitoring data considering the topical issue of collective identity of the peoples of the Republic of Kalmykia - Federal subject of the Russian Federation. Key words: collective identity, ethnic identity, socio-cultural space, mental consciousness, ethnos, ethnic culture, ethnic integration, national variability. References
1. (2012). Jetnomir Kalmykii: sb. st. i materialov, AU RK "Izdatel'skij dom 'Gerel'", Jelista, p. 10 (in Russian).
2. Ovshinov, A. N. (2013). Social'naja struktura rossijskogo obshhestva: monografija, ZAOr "NPP 'Dzhangar'", Jelista, pp. 224-243 (in Russian).
3. Lidzhi-Gorjaeva, S. Je. (2012). Social'naja adaptacija naselenija Respubliki Kalmykija v uslovijah trans-formirujushhegosja rossijskogo obshhestva: sociologicheskij aspekt: monografija, [tipografija] IKIAT, Jelista, pp. 86-87 (in Russian).
4. Ibid.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
5.
6. 7.
8. 9.
10.
11.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Овшинов А. Н. Коллективная идентичность народов Республики Калмыкия - субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16087.htm.
Ovshinov, A. N. (2007). "Narody Kalmykii v uslovijah polijetnichnogo i mnogokonfessional'nogo regiona: problemy nacional'nogo samosoznanija i tolerantnosti", Problemy razvitija regiona v uslovijah transfor-macii obshhestva: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., KTI (filial), Jelista, p. 187 (in Russian). Ovshinov, A. N. (2013). Op. cit., pp. 224-334 (in Russian).
Kozyreva, P. M. (2004). Processy adaptacii i jevoljucii social'nogo samochuvstvija rossijan na rubezhe XX-XXI vekov, Moscow, p. 9: oprosy po proektu "Rossijskij monitoring jekonomicheskogo po-lozhenija i zdorov'ja naselenija (RMJeZ)" (in Russian). Lidzhi-Gorjaeva, S. Je. (2012). Op. cit., p. 87.
Ovshinov, A. N. (2008). "Nacional'naja variativnost' tolerantnogo soznanija narodov Juga Rossii", Jeko-nomicheskoe i social'noe razvitie respublik Juga Rossii: jetapy stanovlenija, vzaimosvjazi, transfor-macionnye processy, sovremennoe polozhenie i perspektivy: mezhregion. nauch.-prakt. konf., KGU, Jelista, pp. 15-18 (in Russian).
(1994). Stepnoe Ulozhenie (OsnovnojZakon) Respubliki Kalmykija, Jelista, st. 14. Available at: http://con-stitution.garant.ru/region/cons_kalmik/ (in Russian).
Ovshinov, A. N. (2000). "Kalmykija v konstitucionnom prostranstve rossijskoj nacional'noj idei", Narody Kalmykii: perspektivy sociokul'turnogo i jetnicheskogo razvitija: sb. nauch. tr., KGU, Jelista, pp. 21-31 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 03.03.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.03.16
Принята к публикации Accepted for publication 06.03.16 Опубликована Published 30.05.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Овшинов А. Н., 2016
9772304120166