Научная статья на тему 'Коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность в психологическом содержании этнической идентичности'

Коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность в психологическом содержании этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / COLLECTIVE ETHNIC MENTALITY / COLLECTIVE ETHNIC CORPOREALITY / PSYCHOLOGY OF ETHNIC IDENTITY / ETHNIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мильчарек Тадэуш Петрович, Мильчарек Наталья Александровна

В данной статье представлены результаты исследовательской работы авторов по проблеме определения наиболее существенных и универсальных критериев этнической идентичности. На основании проведенных теоретических изысканий и обзоров, а также эмпирических исследований создается отличающаяся научной новизной подтверждаемая значимостью результатов эмпирических исследований эвристическая модель этнической идентичности, которая включает в себя две основные характеристики: коллективную этническую ментальность и коллективную этническую телесность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective Ethnic Mentality and Collective Ethnic Corporeality in the Psychological Content of Ethnic Identity

This article presents the results of research work of the authors on the definition of the most important and universal criteria of ethnic identity. On the basis of theoretical research and surveys, as well as empirical studies to establish transparent scientific novelty confirms the importance of the results of empirical studies of heuristic model of ethnic identity, which includes two major features: a collective ethnic mentality and collective ethnic corporeality.

Текст научной работы на тему «Коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность в психологическом содержании этнической идентичности»

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 4. С. 9-17. УДК 316.6

Т. П. Мильчарек, Н. А. Мильчарек

Омский государственный технический университет

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В данной статье представлены результаты исследовательской работы авторов по проблеме определения наиболее существенных и универсальных критериев этнической идентичности. На основании проведенных теоретических изысканий и обзоров, а также эмпирических исследований создается отличающаяся научной новизной подтверждаемая значимостью результатов эмпирических исследований эвристическая модель этнической идентичности, которая включает в себя две основные характеристики: коллективную этническую ментальность и коллективную этническую телесность.

Ключевые слова: коллективная этническая ментальность; коллективная этническая телесность; психология этнической идентичности; этнопсихология.

T. P. Milcharek, N. A. Milcharek

Omsk State Technical University

COLLECTIVE ETHNIC MENTALITY AND COLLECTIVE ETHNIC CORPOREALITY IN THE PSYCHOLOGICAL CONTENT OF ETHNIC IDENTITY

This article presents the results of research work of the authors on the definition of the most important and universal criteria of ethnic identity. On the basis of theoretical research and surveys, as well as empirical studies to establish transparent scientific novelty confirms the importance of the results of empirical studies of heuristic model of ethnic identity, which includes two major features: a collective ethnic mentality and collective ethnic corporeality.

Keywords: collective ethnic mentality; collective ethnic corporeality; psychology of ethnic identity; ethnic psychology.

В современном обществе активно идут процессы массовой деидентификации и стихийного складывания идентичности. Последнее относится к постиндустриальным странам и регионам, вовлеченным в процесс глобализации. Первое - к регионам, вовлекаемым в вышеуказанные процессы, покидающим аг-рарно-индустриальное состояние. В остальном же, целенаправленное формирование коллективной идентичности - это предмет ситуативно осуществляемой деятельности политических технологов. Таким образом, управление процессом формирования коллективной идентичности - это достаточно слабо

© Мильчарек Т. П., Мильчарек Н. А., 2016

разработанный раздел научного знания вообще. Можно также утверждать, что формирование коллективной идентичности - недостаточно изученный феномен даже в рамках социальной психологии. В качестве обоснования можно привести следующие аргументы. Обзор мировой научной практики показывает, что исследование коллективной идентичности сосредоточено в основном в рамках социологии и политологии. Обзор исследований, проводимых по данной тематике в России, демонстрирует аналогичный тренд и дает основание утверждать, что акценты в изучении коллективной идентичности смещены

на анализ ситуации на постсоветском пространстве, лингвистические аспекты, глобализацию. Вышесказанное не означает второстепенного характера проблемы формирования коллективной идентичности в психологической науке. Малое количество работ по данной теме как раз доказывает недостаточную разработанность методологических подходов и эмпирического инструментария, а кроме этого, междисциплинарный статус исследований. Разработка данной темы позволит создать соответствующие методологические подходы и эмпирический инструментарий в отечественной психологической науке и получить научную основу управления процессами формирования коллективной идентичности.

С нашей точки зрения, процесс распада этносов начался с момента перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Сегодня уже активно идет процесс распада наций. Данные процессы делают особенно острой проблему этнической идентичности. Отметим, что проблема поиска, восстановления (реставрации) и сохранения этнической идентичности обостряется по мере ослабления самой этнической идентичности. На уровне научных исследований в проблеме изучения этнической идентичности можно выделить как минимум два аспекта. Первый -фундаментальный, заключающийся в том, что до сих пор остаются недостаточно четко определенными критерии и компоненты этнической идентичности. То есть, нет полного ответа на вопрос, что позволяет самому субъекту и окружающим его людям относить его к представителям того или иного этноса. Эту формулировку можно уточнить следующим образом: предлагается множество критериев этнической идентичности, но ни один из них не является достаточным, т. е. наименее фальсифицируемым. Таким образом, в исследованиях, посвященных этнической идентичности не представлено таких ее критериев и компонентов, которые были бы фальсифицируемы в самой наименьшей степени, т. е. были бы достаточно полными и универсальными. Это похоже на поимку ящерицы за хвост. Второй аспект - прикладной, заключающийся в недостаточной разработанности научных практик формирования коллективной идентичности вообще и этнической идентичности в особенности. Итак, совершенно очевидно существование в прошлом и настоящем таких

социальных групп, как этносы, но в то же самое время основные критерии этнической идентичности являются неудовлетворительными с точки зрения существенности и универсальности. В частности, язык, общность происхождения, общность культуры и истории, самосознание. Ни один из вышеперечисленных критериев этнической идентичности не выдерживает проверки на «критерий Поп-пера» (принцип фальсификации), т. е. они выдерживают проверку на научность, поскольку они фальсифицируемы, но не выдерживают проверку на универсальность и существенность. Например, язык может быть общим как для носителя, так и для освоившего в процессе обучения. Общность происхождения верна для прошлого, но не актуальна для настоящего. Культура и история могут включать заимствования и трансляцию. Самосознание характеризует субъективный выбор человека. Таким образом, ни один из перечисленных критериев не только не является полным, но также не фиксирует главные существенные признаки этнической идентичности. Они все второстепенные. Кроме того, данные признаки представляют собой некий набор, они слабо связаны друг с другом, поскольку выделены по совершенно различным основаниям. То есть само выделение каких-то признаков явления по различным основаниям, с нашей точки зрения, является естественным и нормальным, однако в этом случае в представленной модели возникает гораздо больше пробелов, поскольку необходимо каким-то образом связывать эти признаки между собой. А в случае если они выделены по различным основаниям, делать это становится сложнее. Следовательно, необходим поиск таких критериев этнической идентичности, которые по своей универсальности, существенности, релевантности и когерентности превосходили бы все перечисленные.

Для того, чтобы конкретизировать понятие этнической идентичности, необходимо выяснить содержание представлений об идентичности как таковой. Обратимся к исследованиям, посвященным проблеме идентичности в целом.

В современной российской науке наиболее значимыми по проблеме индивидуальной и коллективной идентичности представляются исследования следующих авторов: О. Н. Астафьева, М. А. Бойко, Д. Г. Когатьго, В. К. Тхакахов, Л. Н. Гудков, Б. Дубин,

О. Б. Давыдов, Е. В. Головнева, Л. Е. Арта-мошкина, О. В. Дружба, С. В. Резванов, Е. В. Кармазина, В. Н. Муха, В. А. Тишков, А. Г. Кузнецов, И. В. Лескова, Н. А. Коровни-кова, Е. Н. Данилова, М. К. Горшков, А. Х. Тлеуж, О. А. Симонова.

Основные направления исследований в мировой науке представлены именами Зиг-мунта Баумана (университет Линдсе, Великобритания), Витторио Хесле (Университет Тюбингена), Сержа Московичи (Парижский университет), Александра Вендта (Университет Огайо), Альберто Мелуччи и его последователей (Миланский университет), Франчески Полетты и Джеймса Джаспера (Колумбийский университет) [13], Джозефа Джордании (Университет Мельбурна), Богуслава Зелинь-ского (Университет А. Мицкевича, Познань).

Формирование индивидуальной и коллективной идентичности рассматривается как поиск положительных всеобщих форм в русле формальной социологии Г. Зиммеля (В. Хесле), основа взаимодействия международных авторов в русле конструктивизма (А. Вендт), принятие эмоциональных, моральных и познавательных связей индивида с более широким сообществом в русле структурного функционализма (Ф. Полетта и Д. Джаспер), процесс интеракции и производства сетевых смыслов и кодов в русле теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса (А. Мелуччи), фактор сохранения группы в русле эволюционизма (Д. Джордании), основа оппозиционной культуры и культуры протеста в русле компаративного анализа (Б. Зе-линьский), смысловая структура личности, представляющая связь человека с собой и социокультурной целостностью (Э. Эриксон).

Проблема этнической идентичности исследовалась следующими авторами: J. Ari-fovic и соавторы (2010), A. F. Constant и K. F. Zimmermann (2012), E. Puka (2011), G. Motta (2011), M. L. Lum (2011), A. N. Brahim (2011), D. Dani (2012), B. Ajibade и соавторы (2012), C. Ogbuagu (2013).

Исследования этнической идентичности демонстрируют примерно тот же набор паттернов.

Приведенные исследования содержат различные трактовки этнической идентичности.

Так, в частности J. Arifovic и соавторы отмечают, что этническая идентичность формируется в детском возрасте и обусловлена самокатегоризацией субъекта в определенной

группе с высоким социальным статусом согласно его предпочтениям [15].

A. F. Constant и K. F. Zimmermann различают национальную и этническую идентичность по принципу: множество этносов - одна страна. При этом национальная идентичность может быть сильной (строгой) или слабой (свободной). Национальную и этническую идентичность можно выбирать, при этом выбор будет обусловлен социальной активностью и экономическим производством [16].

E. Puka говорит о том, что этническая идентичность - неотъемлемая часть гуманности, рациональности и экосистемы [14].

G. Motta отмечает роль военных конфликтов на формирование этнической идентичности путем распространения языковой культуры [12].

Согласно M. L. Lum этническая идентичность может быть связана с доминированием и принятием определенной социальной или гендерной роли [11].

A. N. Brahim определяет этническую идентичность как продуктивную стратегию поведения: защиты, выживания, манипуляции, или господства, ориентированной на «вынос» идентичности. В зависимости от типа стратегии ведущими компонентами этнической идентичности могут быть язык, религия, территории, этнического происхождения [9].

D. Dani делает акцент на эффект мульти-плицированности при формировании идентичности в современных условиях, отмечает зависимость идентичности от интимного пространства и выделяет особую роль табу в этнической идентичности [18].

B. Ajibade и соавторы выделяют в процессе этнической идентификации конкретной народности особую роль культурных образцов: род занятий, питание, гардероб, архитектура, искусство, ремесла и богатые культурные акты, такие как маскировка. Выделяются также культ имени, сакральные предметы. Но особое значение придается знаковым системам как овнешненным сигналам и языку. Через эту призму рассматриваются и культурные образцы, прежде всего, с точки зрения своей демон-страционности, способности демонстрировать принадлежность и общность [8].

C. Ogbuagu обращает внимание на то, что этническая идентичность может быть сконструирована на основе явных и скрытых смыслов, лежащих в основе модели поведения в официальных и неофициальных отношени-

ях. При этом особенно важно негативное внешнее воздействие и сопротивление ему. Собственно сопротивляемость приобретает решающее значение при формировании этнической идентичности.

Предлагаемые методы и подходы: структурно-семиотический анализ - мультидисци-плинарный метод исследования и интерпретации знаково-символических систем, социальных объектов и фактов, элементов культуры; психологическая феноменология - метод экспликации жизненных смыслов субъекта; теория психосинергетических систем - комплексный подход исследования многомерного мира человека как живой, динамичной, неравновесной системы; психология субъективности - подход к изучению внутреннего мира человека с позиции его творческого самоосуществления и актуализации базовых потребностей; социальная драматургия -междисциплинарный подход активного моделирования психологических процессов и состояний.

Анализ работ М. Фуко [7], Мерло-Понти, Делеза, Гваттари, Барта, Ле Гоффа [1] показывает, что телесность рассматривается как обезличенная сексуальность. С другой стороны, Ж.-П. Сартр, рассматривает тело как способ существования Я. Ж.-П. Сартр говорит: «Я существую своим телом, таково его первое онтологическое измерение» [6].

Здесь есть определенное противоречие с декартовским cogito, поскольку с позиции Декарта, эмпирическая данность может быть ошибочной. Также и с позиции сенсуалистов. Данная точка зрения может быть сведена к тезису Парменида и Платона о том, что материя не обладает истиной. Однако тело это не просто физическая или биологическая данность, это возможность ощущений, восприятия, апперцепции, движения, дыхания, речи, действия, чувств, эмоций. И даже если ощущения ошибочны, они всё равно принадлежат мне, и это данность, с которой я имею дело на протяжении всего своего земного пути.

Тело - неотъемлемая часть моего бытия в мире. Одна из крупнейших фигур европейской средневековой философии - Фома Ак-винский утверждал, что человек есть единство трех составляющих духа, души и тела. Безусловно, нельзя отрицать приниженное значение тела в европейской средневековой социальной практике, однако, даже с позиции христианской церковной ортодоксии дух,

душа и тело онтологически равноценны и только их единство может быть человеком. Разумеется, современная европейская философия занята проблемой идентичности, которая обостряется вследствие интеграции, глобализации и утраты этничности, в этом смысле обезличенность тела в работах представителей постмодерна вполне объяснима.

Тем не менее, постмодерн игнорирует природу обезличенности и не реконструирует обратной ситуации, в которой и стал бы понятным неотъемлемый и важнейший аспект этнической идентичности - коллективная телесность. В условиях обезличенности, различные аспекты телесности приобретают самостоятельное отдельное существование. Среди этих отдельностей сознание интеллектуалов центрировано на сексуальности, гипертрофированная сексуальность замещает все остальные аспекты телесности и мешает осмыслить ее роль в идентичности и процессах самоидентификации индивида как представителя этноса.

На наш взгляд, следует говорить о том, что сексуальность - это один из аспектов телесности, а тело может быть способом существования коллектива. Естественно, коллективное тело, коллективная телесность звучат как метафоры. Но, представители органициз-ма не стеснялись отождествлять все общество и государство с телом и анатомо-физиологи-ческими процессами. Коллективная телесность представляет собой онтологическое основание, способное придать единство различным телесным практикам. Было бы ошибкой отрицать коллективный характер телесных практик. Коллективные практики существуют постольку, поскольку существует коллективная телесность, объединяющая эти практики.

Таким образом, мы приходим к необходимости рассмотрения коллективной телесности.

Коллективная телесность - это совокупность коллективных телесных практик, принятых в данном сообществе и конституирующих его.

Особенно это касается этнических сообществ. Для этих сообществ коллективные телесные практики являются почвой.

Коллективная телесность - это конкретные способы, которыми индивид вписывается в природное и социальное пространство и время. Это эмоциональность и чувственность, биоритм, пища, одежда, зрение, цвет, быт,

движение, речь и речевой аппарат, танец, звук, музыка, анатомические особенности, соматика, строение тела.

Сартр указывал, что «можно было бы определить тело как случайную форму, которую принимает необходимость моей случайности». Коллективные телесные практики, составляющие этническую почву делают мое тело и мое бытие в мире неслучайным. Неслучайное бытие есть результат работы давно функционирующих механизмов, вписывающих меня в природное и социальное пространство и время вполне определенным образом. Неслучайное бытие - это этнически определенное бытие. Оно несет в себе актуальную и живую историю - память. Память можно утратить.

Этническая сущность песни и танца формулируются в четырех моментах: что я помню, какие эмоции я испытываю, что я чувствую, как я звучу и способен ли я дышать и двигаться.

Принадлежать определенному этносу значит иметь желание вместе с другими занимать определенное место в пространстве, занимать его определенным образом, т. е. совместно с другими по особенному помнить, чувствовать, переживать, звучать, дышать, двигаться, ощущать, воспринимать, реагировать, говорить, питаться, петь, танцевать.

Анализ облика (фенотипа) типичных представителей различных этносов позволяет сделать вывод об их очевидных различиях, обусловленных отнюдь не расовыми и субрасовыми элементами, а надрасовыми и внера-совыми. Эти различия обусловлены воздействием сообщества на тело, тем, что делают сами люди из своих тел, прилагая усилия к ним, следуя распространенным и принятым в данном сообществе практикам. Человек этнически определенный совместно с другими прилагает усилия к собственному телу, чтобы структурировать его в соответствии с практикуемым образцом, поскольку только в этом случае его бытие в мире неслучайно.

Таким образом, этнический конфликт имеет в своей основе конфликт телесностей, конфликт различных телесных практик [2]. Два тела не могут занимать одно место в пространстве, тем более, если это два различным образом конституированных тела, несущих в себе актуальную живую историю. В случае такого взаимодействия телесностей, возникновение их несовместимости вызывает

узость, недостаточность природного и социального пространства и времени. Несовместимость обусловлена различием коллективных телесных практик, заставляющих решать вопрос, в чем преимущество одной живой актуальной истории перед другой. Чем одна телесность ценнее другой? Если бытие случайно, то два случайных обезличенных, де-персонифицированных неопределенных бытия, пересекающихся на одном пространстве одинаковы и равны. Если же на одном пространстве пересекаются два неслучайных бытия, то дискурсивно решить вопрос о том какое из них ценнее, невозможно. Это неравенство является априорным основанием конфликта и прекращения дискурса [3].

Для проведения эмпирического исследования взаимосвязи коллективной телесности и этнической идентичности нами была разработана система следующих паттернов.

1. Коллективная этническая ментальность

Коллективная этническая ментальность определяется как особым образом табуиро-ванные и сакрализированные символы: т. е. представлены они у всех этносов, но специфика - именно в способах табуирования и сакрализации. Коллективная этническая мен-тальность проявляется в следующих характеристиках или базовых компонентах:

1) Род (Родовые) - указание на принадлежность, осознание этой принадлежности, ее значимость (племя, род, клан, семья и т. п.), осознание необходимости сохранять, оберегать семью, родственников, упоминание о крови, о запретах, обязательствах, связанных с семьей и родственностью, религиозность. Ярче всего эти характеристики проявляются через соотнесение с этнической принадлежностью, типа: у русских принято уважать старших, и я, как типичный русский...

2) Жизнь - осознание необходимости сохранять и поддерживать жизнь, воспроизводить ее, позитивно к ней относиться, понимать значимость всего живого (запреты и обязанности, связанные с жизнью, заботой о здоровье - своем и близких, окружающих).

3) Власть - осознание своего влияния, авторитета, роли, необходимости поддерживать их, выполнять какие-то обязанности, осуществлять права, иметь права, добиваться их, отношение к государству как защитнику, покровителю. Уважение к власти, ее институтам, к авторитету других (религиозные аспекты).

4) Собственность - понимание необходимости материального обеспечения, работы, труда, трудолюбия, создания ценностей [4].

2. Коллективная этническая телесность

Коллективная этническая телесность -это совокупность коллективных этнических телесных практик, принятых в данном обществе (в нашем случае в этнической группе) и конституирующих его. Способы, которыми индивид вписывается в природное и социальное пространство и время, проявляющееся как:

- коллективные этнические эмоции, чувства и переживания (чувства и переживания как у представителя конкретного этноса, способы их выражения и их количество (тайцы переживают всего 36 эмоций): по-грузински горяч, вспыльчив как джигит и т. п.). Паттерны: описание эмоций, их «обозначение», чувств по поводу своей этнической принадлежности;

- коллективные этнические психические реакции;

- коллективные этнические звуки (пение): знание национальной музыки, песен, их исполнение, эмоционально окрашенное отношение к ним;

- коллективные этнические движения (танец, манера двигаться): знание национальных танцев, их исполнение, эмоционально окрашенное отношение к ним, особенности в движениях;

- коллективные этнические телесные реакции и телесная организация (дыхание): особенности строения тела, тип НС, подвижность - замедленность реакций, их описание;

- коллективные этнические формы организации социально-бытовых условий (одежда, питание, посуда и т. п.): особенности национальной кухни, отношение к ней, присутствие в рационе определенных продуктов; сексуально окрашенное поведение, восприятие своего пола и пола других;

- национальная речь (особенности строения речевого аппарата, особенности звуко-произношения, акцент, особенности постановки ударений).

Для того, чтобы понять роль коллективной телесности в жизни народа и в его идентификации, необходимо принципиально сместить акценты. Часто все, что связано с телом, либо элиминируется из научного дискурса, либо рассматривается в феноменологическом аспекте. Определяя танцы, музыку, пение,

кухню, речь, быт как элементы коллективной телесности, мы подчеркиваем, что это уже не обычаи, не культурные ценности, не традиции, а составляющие одной сущности, в действительности являющейся репрезентантом этничности [5]. В таком случае мы преодолеваем суммативное, фрагментарное восприятие этих вещей и обнаруживаем содержащую их субстантивированную целостность. Наш подход является принципиально новым. Тем не менее, возможность такого взгляда, основания и интенции к концептуализации этнической идентичности через коллективную телесность содержатся в работах Иоанна Павла Второго, Л. Н. Гумилева, Л. Сеа, Х. К. Мариатеги, Э. Дусселя, Х. Б. Альберти, О. Ч. Гулдберга, М. М. Анайи, М. Корраля, Я. Акосты, Э. Самура.

Данные проведенных нами эмпирических исследований показывают, что процессы этнической самоидентификации протекают через осознание своей коллективной телесности, они начинаются и проходят более глубоко и интенсивно именно при встрече с иной коллективной телесностью.

В ходе исследования были использованы 3 методики: модифицированный тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», авторский опросник «Манифестация эт-ничности» и авторский тест «Коллективная телесность».

Целью модификации теста двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» является изучения содержательных характеристик этнической идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» как представитель определенного этноса напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя как русского, татарина, поляка, армянина и т. п.

Инструкция: «Вы являетесь представителем определенного этноса. Вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к Вам самим: «Кто Я?» как человек, принадлежащий к определенному народу. Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у Вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко Вам было отвечать на данный вопрос.

Пронумеруйте все сделанные Вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою характеристику оцените по четырехзначной системе:

«+» - знак «плюс» ставится, если в целом Вам лично данная характеристика нравится;

«-» - знак «минус» - если в целом Вам лично данная характеристика не нравится;

«±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика Вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» - знак «вопроса» - если Вы не знаете на данный момент времени, как Вы точно относитесь к характеристике, у Вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа».

Обработка и интерпретация результатов определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым на этапе количественной обработки.

Количественные данные ранжируют и выделяют основные из проявленных тенденций исследования.

Качественный анализ результатов проводится в соотнесении со следующими критериями: осознанность (рефлексивность) этнической идентичности, эмоциональное отношение к своей этничности, формы проявления этнической идентичности.

Авторский опросник «Манифестация эт-ничности» предназначен для определения этнической принадлежности, ее признаков и роли в жизни человека. Опросник состоит из 20 вопросов, распределенных по четырем блокам: осознание этнической принадлежности, осознание этапов становления этнической идентичности, выявление признаков этнической самоидентификации, роль этнично-сти в жизни личности и общества. Вопросы являются открытыми.

Респонденты отвечали, в частности, на следующие вопросы: К какой национальности Вы себя относите? Почему?; Есть ли вторая национальность, к которой Вы себя также относите?; Если бы Вам пришлось выбирать национальность, то какую бы Вы выбрали?; В каком возрасте вы впервые задумались о своей национальной принадлежности?; С какими событиями это было связано?; Какие чувства при этом Вы испытывали?; С кем из близких людей для Вас связан процесс осознания своей национальной принадлежно-

сти?; Менялись ли Ваши этнические чувства на протяжении Вашей жизни?; Если да, то с какими историческими, общественными или личными событиями это изменение связано?; Кто на данном этапе оказывает наибольшее влияние на Ваши этнические чувства?; Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?; Опишите, в чем это родство проявляется?; Как Вы думаете, по каким признакам может определяться национальная принадлежность человека?; Что для Вас лично стало решающим фактором при ответе на вопрос о Вашей этнической принадлежности?; Каким образом влияет этническая принадлежность на Вашу жизнь?; Стараетесь ли Вы подчеркнуть свою этническую принадлежность или наоборот, скрываете?; Если такие поступки ситуативны, то от чего они зависят?; Помогает ли Вам Ваша этническая принадлежность (в учебе, в общении, в развитии, в карьере, в быту и т. п.); А может Вам мешать Ваша «национальность»? Когда и что по данному поводу Вы испытывали? Гордитесь ли Вы своим народом? Почему?

Инструкция: «Перед Вами опросник, касающийся различных аспектов Вашей этнической принадлежности. Внимательно прочтите каждый вопрос и изложите свое мнение».

Обработка и интерпретация данных осуществляется на основе контент-анализа.

Авторский тест «Коллективная телесность» имеет своей целью выявление коллективных этнических телесных практик, принятых в данном обществе (в нашем случае в этнической группе) и конституирующих его, а именно:

1) коллективные этнические звуки (пение): знание национальной музыки, песен, их исполнение, эмоционально окрашенное отношение к ним;

2) коллективные этнические движения (танец, манера двигаться): знание национальных танцев, их исполнение, эмоционально окрашенное отношение к ним, особенности в движениях;

3) коллективные этнические формы организации социально-бытовых условий (одежда, питание, посуда и т. п.): особенности национальной кухни, отношение к ней, присутствие в рационе определенных продуктов; сексуально окрашенное поведение, восприятие своего пола и пола других;

4) национальная речь (особенности строения речевого аппарата, особенности звуко-

произношения, акцент, особенности постановки ударений).

Инструкция: «В таблице представлена различная степень освоения образцов национальной культуры: танцев, песни, музыки, кулинарии, речи. Вам необходимо оценить, насколько в Вашей жизни эти элементы культуры представлены. Оценки распределены от минимальной к максимальной степени выраженности. Выберите наиболее соответствующий Вам вариант из каждого раздела (1 - танец, 2 - музыка, 3 - песни, 4 - кухня, 5 -речь) и отметьте то описание, которое Вам более всего соответствует».

Например. Национальные песни: Не знаком с национальной песней, не пою их; Знаю национальные песни в исполнении других; Пою национальные песни в определенных ситуациях; Пою национальные песни всегда, когда есть возможность, чувствую потребность в этом. Национальная кухня: Ничего не знаю о национальной кухне; Знаю, какие блюда готовят, пробовал; Умею готовить национальные блюда, готовлю иногда; В приготовлении пищи национальные блюда предпочитаю.

Обработка данных строится на основе подсчета данных (сумма по каждому из пяти критериев и общего суммарного показателя).

танец музыка пение кухня язык Рис. 1. Этническая телесность у представителей различных этнических групп

Рис. 2. Факторы, определяющие этническую принадлежность Осознание этничности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русские Армяне Смешанная

Встреча с иной телесностью (язык, внешний вид) 5,2 % 28,5 % 28,5 %

Встреча с иной ментальностью (русский / еврей) 0,0 % 71,4 % 57,1 %

Формализованные отношения 50,0 % 0,0 % 0,0 %

Таким образом, результаты проведенных теоретических изысканий и эмпирических исследований позволяют представить эвристическую модель этнической идентичности, которая включает в себя два основных компонента: коллективную этническую менталь-ность и коллективную этническую телесность. Эмпирические исследования показали значимость указанных компонентов в процессах идентификации и самоидентификации. Разумеется, категория коллективной этнической ментальности вызывает меньше вопросов, в то время как категория коллективной этнической телесности не так привычна для научного дискурса и требует дополнительных разъяснений. Однако, на наш взгляд, социально-психологическое знание, социальные науки и гуманитаристика вообще находятся на том этапе развития, когда необходимо вводить это понятие в категориальный аппарат науки. Эта категория репрезентирует сущностную характеристику особой реальности. Она не является новой сама по себе, так как коллективная телесность существовала и существует в любых сообществах и в любые эпохи. Это лишь подчеркивает ее универсальный и проверяемый характер. Новизна данной характеристики идентичности заключается в том, что современное состояние научного знания и эмпирических методов исследования дает нам такие инструменты, которые позволяют увидеть ее и подвергнуть категоризации, что было невозможно сделать ранее, на предшествующих этапах развития науки. Следует отметить также, что коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность являются наиболее существенными и универсальными признаками этнической идентичности. Далее необходима теоретическая и эмпирическая разработка связей между данными характеристиками этнической идентичности, а также вертикальных, горизонтальных и межкомпонентных связей между их составляющими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. - М. : Текст, 2008. - 189 с.

2. Мильчарек Н. А., Мильчарек Т. П. Коллективная телесность как почва этноса. - URL: http://psyorg-omgtu.org/publ/intervju/stati (дата обращения: 03.03.2015).

3. Мильчарек Н. А., Мильчарек Т. П. Эпос и драматургия в жизненной перспективе современного человека. - URL: http://psyorg-omgtu.org/publ/intervju/stati (дата обращения: 05.03.2015).

4. Мильчарек Н. А., Мильчарек Т. П. Основания идентичности группового субъекта // Омские социально-гуманитарные чтения - 2013 : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - С. 220-222.

5. Мильчарек Н. А. Конфликт телесностей как почва этноса // Омские социально-гуманитарные чтения - 2012 : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - С. 236-239.

6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М. : Республика,

2000. - 639 с.

7. Фуко М. История сексуальности : в 3 т. -М. : Академический проект, 2004. - Т. 2 : Использование удовольствий. - 432 с.

8. Ajibade B., Ekpe E., Bassey T. More than Fabric Motifs: Changed Meaning of Nsibidi on the Efik Ukara Cloth // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2012. - Vol. 3 (2), May. -P. 297-303.

9. Brahim A. N. Identifying Alterity and Altering Identity // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2011. - Vol. 2, № 1 (January). -P. 5-33.

10. Gruen A. An unrecognized pathology: The mask of humaneness // Journal of Psychohis-tory. - 2003. - Vol. 30 (3). - P. 266-272.

11. Lum M. L. Non-Conformist Heroine: The Assertive Female inAlobwed 'Epie's The Lady With A Beard // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2011. - Vol. 2, № 3 (September). - P. 466-471.

12. Motta G. The Fight for Balkan Latinity. The Aromanians until World War I // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2011. -Vol. 2, № 3 (September). - P. 252-260.

13. Polletta F., Jasper J .M. Collective identity and social movements // Annu. Rev. Sociol. -

2001. - Vol. 27. - P. 283-305.

14. Puka E. Globalization as a Breakthrough in the Education Field, the Role of the Human Identity in the Contemporary Society // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2011. -Vol. 2, № 3 (September). - P. 232-235.

15. Arifovic J., Friesen J., Ludwig A., Wright S. Ethnicity, Identity and Discrimination among Children // Simon Fraser University. - 2010. - URL: http://www.sfu.ca/~friesen/Friesen_ESAx.pdf.

16. Constant A. F., Zimmermann K. F. Immigrants, Ethnic Identities and the Nation-State // IZA Discussion Paper. - 2012. - № 7020. - P. 2-39.

17. Buster C. Ogbuagu, Constructing America's "New Blacks:" Post 9/11 Social Policies and their Impacts on and Implications for the Lived Experiences of Muslims, Arabs and "Others" // Mediterranean Journal of Social Sciences. -2013. - Vol. 4, № 1 (January). - P. 469-480.

18. Dani D. Marxism and Nationalism in the Albanian Historiography School: The Position of the National Hero // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. - Vol. 5, № 6 (April). - P. 251-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.