Научная статья на тему 'Колледж в системе высшего образования'

Колледж в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колледж в системе высшего образования»

— медико-биологическое: основы анатомии и физиологии человека, основы физиологии мозга, основы биохимии, основы биофизики, основы генетики, основы микробиологии, основы гистологии, основы цитологии;

— физико-техническое: математическая логика, экспериментальная физика, биофизика, моделирование и техническое конструирование, ремонт бытовой техники и т. п.;

— агротехническое: почвоведение, растениеводство, животноводство, основы сельскохозяйственной техники, основы агротехники, сельскохозяйственный прикладной труд, экономика и бухучет в сельском хозяйстве и т. д.;

— психолого-педагогическое: история педагогики, современная педагогика, общая психология, возрастная психология, дошкольная психология и педагогика, психология игры, семейная психология и педагогика, сексопсихология и т. д.;

— национальное: основы демографии и этнологии, этнопсихология, национальная история и культура, национальная музыка и искусство и т. д.

В процессе становления гимназии возникают немалые, прежде всего финансовые, проблемы. Однако первый этап ее создания идет нормально. Надеемся, что с 1 сентября 1996 г. гимназия начнет функционировать с полной творческой отдачей.

В 1989 г. Гособразованием СССР был начат эксперимент по созданию в системе среднего профессионального образования учебных заведений нового типа — колледжей, реализующих образовательно-профессиональные программы повышенного уровня. Необходимость в них была обусловлена достаточно широким (до 48 %) использованием выпускников техникумов на должностях, требующих высшего образования, что поставило проблему подготовки специалистов среднего звена более высокой

квалификации.

В Типовом положении о ССУЗ указывается, что колледж — это самостоятельное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации. Таким образом, колледж представляет собой многофункциональное многоуровневое образовательное учреждение, которое отличается гибкостью, большей дифференциацией и индивидуализацией образовательных программ, форм и методов обучения. Реализуемые в колледжах образовательные программы позволяют готовить специалистов, способных решать профессиональные задачи усложненного класса,

В. М. КОСТИН, директор Саран ского колледжа электроники

КОЛЛЕДЖ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

расширять их профессиональные функции, углублять гуманитарный и естественнонаучный компоненты содержания образования, дают право на ускоренное получение

высшего образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 400 колледжей (свыше 16 % ССУЗов страны), в которых обучается 22 % от контингента учащихся

среднего профессионального образования.

Саранский колледж электроники был организован на базе Саранского техникума электронных приборов приказом Комитета по профессиональному образованию Министерства образования Российской федерации в 1992 г. Согласно уставу, утвержденному Госкомвузом России 23 мая 1995 г., колледж ведет подготовку специалистов по 3 ступеням на базе общего среднего образования (9 классов) и полного среднего образования (11 классов): I ступень — подготовка квалифицированного рабочего с получением среднего образования, срок обучения — 1 и 2 года; II ступень — подготовка специалиста со средним специальным образованием (техник), срок обучения — 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев; III ступень — подготовка специалиста повышенного уровня квалификации (младший инженер), срок обучения —

3 года 9 месяцев и 4 года 9 месяцев.

Каждая ступень обучения в колледже имеет профессиональную завершенность, позволяет выпускникам работать по соответствующей специальности или продолжать обучение в высшем учебном заведении. Студенты колледжа, завершившие обучение по I, II ступеням, при наличии хороших и отличных оценок и заключения аттестационной комиссии переводятся на следующую ступень. Закончившим I ступень

выдается диплом выпускника среднего ПТУ, II — диплом специалиста среднего звена, III — диплом младшего инженера.

Четвертый год наше учебное заведение ведет занятия в режиме колледжа по двум специальностям: 1708 “Техническое обслуживание и ремонт оборудования для производства электронной техники” и 2001 “Микроэлектроника и полупроводниковые приборы”. С учетом успеваемости, желания студентов и рекомендаций цикловой комиссии две учебные группы будут завершать обучение в колледже с 5-летним сроком обучения, а одна группа получит образование по программе техникума за

4 года.

Возникает вопрос: как быть выпускникам колледжа? Где их место: на производстве или в вузе? Однозначного ответа нет. Каждый педколлектив решает его по-своему, с учетом имеющихся связей с предприятиями и вузами, интересов региона.

' 12 июля 1995 г. Государственный Комитет Российской Федерации по высшему

образованию, Министерство образования Российской Федерации, Государственное

Собрание и Правительство Республики Мордовия своим решением “О работе и

перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного

университета имени Н. П. Огарева” одобрили опыт организации и работы округа

как одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территории субъектов Российской Федерации.

Среди основных направлений академической деятельности учебного округа на 1995 — 2000 гг. — активная поддержка становления инновационных образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи), разработка для них учебных планов, обеспечивающих высокое качество образования и преемственность всех ступеней общего и профессионального образования. Данный документ обеспечивает нам оп-рсдслснную правовую основу для установления деловых взаимоотношений на основе двусторонних договоров между университетом и колледжем. В соответствии с таким договором, заключенным между колледжем и Институтом электроники и светотех-ники МГУ им. Н. П. Огарева, начиная с 1995/96 учебного года выпускники колледжа I ступени, имеющие среднее образование и рабочую профессию, зачисляются

на I курс университета по родственной специальности без вступительных экзаменов по рекомендации педагогического совета колледжа. Так же зачисляются в вуз выпускники II ступени колледжа. Кроме того, они могут учиться по индивидуальному плану с сокращенным сроком обучения.

В текущем учебном году начат эксперимент по одновременному обучению наиболее подготовленных студентов IV курса колледжа на I курсе института (на вечернем отделении). Вопрос об их переводе на II курс института будет решаться после завершения коллеДЬса с получением диплома техника и сдачи экзаменов и зачетов в институте по учебному плану I курса. Для таких студентов возможно сокращение сроков обучения в институте за счет перезачетов предметов, пройденных в колледже и отвечающих учебным планам и программам вуза. Поскольку подобное решение нас не удовлетворяет, разрабатываются сквозные учебные планы и программы вхождения выпускников колледжа в вуз, которые предусматривают их дополнительную подготовку на уровне требований высшей школы и подключение к учебе в институте по конкретным специальностям с III курса.

В целях более квалифицированной и углубленной подготовки специалистов — инженеров электронной техники институт и колледж заключили дополнительное соглашение о сотрудничестве на 1995 — 2000 гг. Согласно договору институт обязуется принимать без экзаменов на III курс дневного отделения специальностей 2003 “Микроэлектроника и полупроводниковые приборы” и 2005 “Электронное машиностроение” выпускников колледжа III ступени специальностей 1708 “Техническое обслуживание и ремонт оборудования для производства электронной техники” и 2001 “Микроэлектроника и полупроводниковые приборы” по рекомендации совета колледжа. Колледж представляет учебно-материальную базу для занятий студентов родственных специальностей института, производит оплату труда преподавателей вуза, привлекаемых для работы на IV и V курсах колледжа, согласно ЕТС.

В настоящее время кафедры института и цикловые комиссии колледжа вплотную занялись разработкой учебного плана для IV и V курсов колледжа (8, 9, 10-й семестры). Он должен включать в себя все предметы в объеме вузовского учебного плана для I и II курсов.

После завершения производственно-технологической практики в марте начнутся теоретические занятия в двух группах колледжа по скорректированным учебным планам. Предусматривается замена дипломного проекта государственным экзаменом. За три семестра студентам предстоит сдать 12 экзаменов. К преподавательской работе и участию в приемных экзаменах в основном будут привлекаться ученые института. После сдачи государственных экзаменов и получения дипломов выпускники колледжа с учетом их желания будут зачислены на III курс института по родственной специальности.

Такая форма интеграции призвана обеспечить институт способными студентами, поднять престиж колледжа, удовлетворить потребности личности в получении высшего образования и потребности региона в квалифицированных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.