Научная статья на тему 'Колледж как экономический агент в экономике знаний'

Колледж как экономический агент в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ / COLLEGE / INTELLECTUAL RESOURCES / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / LABOR MARKET / VOCATIONAL EDUCATION / MARKET INTERACTION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюхматьев Владимир Михайлович

В статье на примере сектора среднего профессионального образования анализируется проблема взаимосвязи рынков образовательных услуг, интеллектуальных ресурсов и рынка труда. Автор, основываясь на неоклассической методологии и собственной концепции интеллектуальных ресурсов, обосновывает особую роль учреждений среднего профессионального образования на данных рынках. Выделенные связи между основными элементами рынка образовательных услуг, рынка труда и рынка интеллектуальных ресурсов позволяют построить модель их взаимодействия. Исходя из закономерностей, выявленных в данной модели, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования стратегического экономического планирования в колледжах. Отдельный интерес представляет проблема теоретического анализа экономического поведения колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тюхматьев Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLEGE AS AN ECONOMIC AGENT IN KNOWLEDGE ECONOMY

The paper studies the secondary vocational education sector and analyzes the problem of the relationship between educational services market, intellectual resources and labor market. Based on the neoclassical methodology and an original concept of intellectual resources the author describes the significant role played by secondary vocational education in these markets. The identified links between the basic elements of the education market, labor market and market of intellectual resources allow us to develop a model of their interaction. Based on the patterns identified by the model the author concludes that there is a need for better strategic economic planning in colleges. Of particular interest is the problem of the theoretical analysis of economic behavior of colleges.

Текст научной работы на тему «Колледж как экономический агент в экономике знаний»

удк 33:008 Владимир Михайлович Тюхматьев,

# кандидат технических наук,

[email protected] соискатель кафедры

институциональной экономики,

СГСЭУ

КОЛЛЕДЖ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

В статье на примере сектора среднего профессионального образования анализируется проблема взаимосвязи рынков образовательных услуг, интеллектуальных ресурсов и рынка труда. Автор, основываясь на неоклассической методологии и собственной концепции интеллектуальных ресурсов, обосновывает особую роль учреждений среднего профессионального образования на данных рынках. Выделенные связи между основными элементами рынка образовательных услуг, рынка труда и рынка интеллектуальных ресурсов позволяют построить модель их взаимодействия. Исходя из закономерностей, выявленных в данной модели, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования стратегического экономического планирования в колледжах. Отдельный интерес представляет проблема теоретического анализа экономического поведения колледжей.

Ключевые слова: колледж, интеллектуальные ресурсы, рынок образовательных услуг, рынок труда, среднее профессиональное образование, модель взаимодействия рынков.

V.M. Tyuhmatyev

COLLEGE AS AN ECONOMIC AGENT IN KNOWLEDGE ECONOMY

The paper studies the secondary vocational education sector and analyzes the problem of the relationship between educational services market, intellectual resources and labor market. Based on the neoclassical methodology and an original concept of intellectual resources the author describes the significant role played by secondary vocational education in these markets. The identified links between the basic elements of the education market, labor market and market of intellectual resources allow us to develop a model of their interaction. Based on the patterns identified by the model the author concludes that there is a need for better strategic economic planning in colleges. Of particular interest is the problem of the theoretical analysis of economic behavior of colleges.

Keywords: college, intellectual resources, market of educational services, labor market, vocational education, market interaction model.

Современные исследования рыночного механизма применительно к экономике знаний обычно концентрируются вокруг взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда. Начиная с работ Т. Шульца и Г. Беккера, общим местом экономической теории является факт формирования посредством системы профессионального образования капитальных благ, обычно обозначаемых как человеческий или интеллектуальный капитал. Под рыночным механизмом взаимодействия данных рынков понимается согласование интересов агентов данных рынков, в основе которого лежит распределение информации об изменении цены труда и образовательных услуг. Общепризнанными элементами данного механизма выступают спрос и предложение труда, спрос и предложение образовательных услуг, цена труда, цена образовательной услуги, уровень и характер конкуренции на рынке труда, уровень и характер конкуренции на рынке образовательных услуг.

Соотношение данных элементов в каждый отдельный момент времени и представляет собой содержание механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Например, сегодня происходит переход рынка образовательных услуг от конкуренции абитуриентов (потребителей) к конкуренции производителей (учебных заведений), тогда как на рынке труда существуют несколько отдельных по своим характеристикам

сегментов. Так, в сегменте высококвалифицированной (профессиональной) рабочей силы и в сегменте рабочих специальностей доминирует конкуренция потребителей (работодателей), в явной форме проявляющаяся в технологиях «headhunting», тогда как в сегменте среднеквалифицированной рабочей силы (особенно в сфере торговли и продвижения товара) преобладает конкуренция продавцов (индивидов и домохозяйств).

Считается, что идеальный механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг можно представить в следующем виде: рынок труда, получая импульс с товарного рынка об изменении цен и объемов выпуска продукции, реагирует изменением спроса на труд. Возникает дефицит (увеличение спроса) или избыток (уменьшение спроса) кадров того или иного профиля, что влечет за собой изменение уровня заработной платы данных специалистов. С определенным незначительным временным лагом данный сигнал поступает на рынок образовательных услуг, где согласно теории человеческого капитала происходит изменение нормы отдачи от инвестиций в образование, что, в свою очередь, вызывает изменение спроса на данный вид профессионального образования. В итоге учебные заведения реагируют на этот процесс изменением стоимости образовательных услуг, объема и структуры приема либо изменением требований к индивидам, если численность

обучающихся регулируется государством, что в конечном счете приводит к изменению выпуска специалистов. Через определенный временной отрезок этот процесс приводит к изменению структуры предложения на рынке труда, детерминируя динамику цен на рабочую силу.

Однако данная схема является слишком упрощенной. Во-первых, она не учитывает в динамике абсолютных показателей спроса на образовательные услуги, изменение численности абитуриентов, вызванное социальнодемографической ситуацией, а также структурными сдвигами в экономике (высвобождением рабочей силы с морально устаревшей квалификацией). Во-вторых, отсутствует параметр трансформации самого рынка товаров и услуг в зависимости от динамики рабочей силы, тогда как увеличение дешевой рабочей силы приводит к изменению параметров капиталоемкости и трудоемкости производства. В-третьих, структура производства образовательных услуг имеет различные технологические особенности в зависимости от уровня профессионального образования, а значит, временные лаги между изменениями на рынке образовательных услуг и рынке труда имеют различную протяженность. Так, обучение в среднем профессиональном учебном заведении в зависимости от базы (9 или 11 классов) занимает от 2 до 4 лет, тогда как обучение в вузе на специ-алитете было от 4,5 до 6 лет. Сегодня в условиях перехода на уровневую систему образования данные параметры меняются, в частности сближается скорость оказания образовательных услуг в рамках среднего профессионального образования и бакалавриата высшего профессионального образования. Однако все равно выпускник среднего профессионального заведения получает профессию в среднем на два года быстрее, чем выпускник высшего учебного заведения. Кроме того, нельзя не отметить, что динамика рынков труда и товаров и услуг не только оказывает влияние на изменение выпуска специалистов, но и определяет изменения содержания подготовки специалистов.

Последний тезис особенно часто ускользает от внимания современной экономической теории. Между тем в условиях экономики знаний изменение технологии и содержания оказания образовательных услуг привело к становлению двух ключевых для динамики инновационного развития рынков: рынка интеллектуальных ресурсов и рынка интеллектуального капитала. В современной экономике знания, информация и творческий потенциал предпринимателей и привлеченных ими работников выступают теми ресурсами, без которых невозможно создать действительно коммерчески удачный и выгодный продукт.

Уровень вовлечения и эффективность использования знаний и информации в производственном процессе определяют не только объем и качество производимой продукции, но и конкурентоспособность и самодостаточность экономики страны, ее место и роль в мировом экономическом пространстве. Начиная с конца 1970-х гг. роль этих ресурсов все более возрастает, поскольку они предопределяют вектор развития всей глобальной мировой экономики.

Интеллектуальные ресурсы - это накопленные невещественные, внутренне самогенерируемые, непрерывно обновляемые, а потому и неисчерпаемые ресурсы, обладающие способностью к созданию новых интеллектуальных активов. В процессе воспроизводства ин-

теллектуальных ресурсов часть их может материализоваться и использоваться другими субъектами обособленно от носителя этих ресурсов. Другая часть данных ресурсов (неявные знания) неотделима от их носителей. Ни один из традиционных видов ресурсов не обладает в совокупности такими качествами.

Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста, следует отметить их существенные особенности по сравнению с материальными факторами общественного производства. Первая особенность состоит в том, что формирование интеллектуальных ресурсов обеспечивается комплексом отраслей, сравнительно недавно занявших самостоятельное место рядом с отраслями реального сектора экономики и целиком зависящих от него. Экономика образования, информационная экономика, экономика науки совсем недавно выделились в самостоятельные направления в связи с дальнейшим развитием общественного разделения труда, усилением значимости и эффективности этих видов деятельности.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что модель взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда не может быть адекватна существующим экономическим реалиям в условиях отсутствия модели взаимодействия рынков интеллектуальных ресурсов с данными рынками. Возвращаясь к проблеме воздействия реальной экономики на содержание и структуру производства образовательных услуг, нельзя не согласиться с А.Н. Неверовым в том, что ключевым параметром для обеспечения подготовки специалистов с актуальной рынку труда квалификацией выступает темп обновления нематериальных активов образовательного учреждения [2, с. 112], т.е. обновление интеллектуального капитала и интеллектуальных ресурсов учебного заведения. В этих условиях необходимым элементом анализа выступает изучение особенностей функционирования учебного заведения как агента, связывающего рынки труда, образовательных услуг, интеллектуального капитала и интеллектуальных ресурсов.

Как известно, в современной литературе в качестве основных агентов, объединяющих рынки труда и образовательных услуг, выступают индивиды (абитуриент -студент - выпускник/молодой специалист), высшие учебные заведения (университеты, академии, институты), работодатели (предприятия и организации различных организационно-правовых форм), государство (в лице федеральных и региональных органов управления). Не трудно заметить, что каждый из данных агентов принадлежит к разным уровням хозяйствования: индивиды

- наноэкономический уровень, вузы и работодатели -микроэкономический, государство - макроэкономический.

Второй важный момент в существующих моделях взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда заключается в неоправданном исключении из анализа учреждений среднего профессионального образования, а между тем данный уровень образования в существующей мировой практике, как мы показали выше, отличается от сектора высшего профессионального образования как характером оказываемых услуг, так и особенностями производственного цикла и специфическими экономическими интересами. Основная проблема функционирования такого механизма заключается в том, что система профессионального образования не может одномоментно реагировать на сигналы рынка труда и

обеспечивать выпуск специалистов, по объему и структуре адекватный текущим изменениям спроса на квалифицированный труд по следующим причинам:

1) система профессионального образования по своей природе инерционна: организация учебного процесса по новым направлениям подготовки специалистов требует от полугода до пяти лет;

2) образовательный лаг (период обучения) составляет в современных системах высшего образования в среднем от 4 до 6 лет, а в рамках среднего профессионального образования - от 2 до 4 лет [1].

В результате происходит запаздывание реакций рынка образовательных услуг на изменение ситуации на рынке труда, которое является причиной возникновения циклов на рынке труда, состоящих из периодов «перепроизводства» специалистов и их дефицита, а также отмечается несинхронность в выпуске специалистов между разными уровнями образования.

Между тем именно высшие учебные заведения, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, выступают источником поставки в сектор среднего профессионального образования интеллектуальных ресурсов. Прежде всего, это связано с подготовкой и переподготовкой преподавательского состава средних профессиональных учебных заведений. Кроме того, именно вузы сегодня выпускают основной массив научно-методической литературы, необходимой для оказания образовательных услуг учреждениями среднего профессионального образования.

Учитывая, что подготовка бакалавра в вузе занимает около 4 лет, а его адаптация к педагогической деятельности и становление специалиста-преподавателя - еще как минимум 2 года, то получается, что цикл воспроизводства неявных интеллектуальных ресурсов в два раза превышает продолжительность цикла оказания колледжем образовательных услуг. По существующим условиям, каждый преподаватель должен проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет, что практически сопоставимо с полуторными циклами оказания образовательных услуг на данном уровне профессионального образования.

Таким образом, любое учреждение среднего профессионального образования является одновременно агентом как минимум трех взаимосвязанных рынков: рынка образовательных услуг, рынка труда, рынка интеллектуальных ресурсов. На рынке образовательных услуг колледж (техникум) выступает в качестве продавца (производителя). При этом товар, который он производит, обладает строго фиксированными характеристиками: во-первых, более низкими требованиями к качеству знаний абитуриента; во-вторых, учреждение среднего профессионального образования выходит на рынок образовательных услуг с точки зрения возраста абитуриента на два года раньше; в-третьих, более быстрым циклом производства, а значит более быстрым выходом для потребителя на рынок труда; в-четвертых, оказывает услуги заведомо более низкого качества по сравнению с высшим учебным заведением (ориентируясь на уровень исполнителя, а не руководителя).

На рынке труда учреждение среднего профессионального образования представлено опосредованно, через своих выпускников. Однако основным качественным показателем эффективности его деятельности выступает степень востребованности (т.е. скорости и

качества трудоустройства) его выпускников. В этой связи получается, что изменение структуры рынка труда, детерминированное структурными сдвигами в экономике страны или региона, обуславливает изменение требований и технологий оказания колледжем (техникумом) образовательных услуг. Кроме того, спрос на рынке труда и уровень оплаты труда для специалистов с уровнем квалификации, присваиваемой по итогам обучения на уровне среднего профессионального образования, определяют спрос на образовательные услуги колледжа.

На рынке интеллектуальных ресурсов колледж представлен как покупатель (потребитель). Причем уровень приобретенных интеллектуальных ресурсов определяет как качественные, так и стоимостные характеристики оказываемых данным учебным заведением образовательных услуг, а также детерминирует ассортимент последних.

Исходя из этого, получается следующая зависимость (рисунок).

Рц

Модель взаимодействия рынка образовательных услуг, рынка труда и рынка интеллектуальных ресурсов для среднего профессионального образования

На рисунке - обозначает рынок труда в разрезе квалификации СПО, Е - рынок образовательных услуг СПО, !И - рынок интеллектуальных ресурсов. Обозначим объем благ и услуг как О, а цену как Р, тогда О- - объем товара «рабочая сила», ОЕ - объем образовательных услуг, Ок - объем интеллектуальных ресурсов, Рь - цена

рабочей силы Р

РЕ - цена образовательной услуги, 1К цена интеллектуальных ресурсов.

Пусть на данных рынках существует исходное равновесие в точках А, А1 Л2, А3. Допустим, исходя из выявленных нами связей между данными рынками, что на рынке труда произошло увеличение платежеспособного спроса до уровня В. Учитывая, что объем производства специалистов данного уровня квалификации может быть увеличен только в среднесрочной перспективе (2 - 4 года), на рынке труда возникает дефицит рабочей силы, соответствующий уровню В1. Возникший дефицит и повышение уровня заработной платы для специалистов данного уровня квалификации при прочих равных условиях обуславливают увеличение платежеспособного спроса на образовательные услуги среднего профессионального образования до уровня В2. В этих условиях учреждение среднего профессионального образования вынуждено увеличивать спрос на интеллектуальные ресурсы с целью повышения объемов оказания образовательных услуг.

В свою очередь, объем предлагаемых на рынке интеллектуальных ресурсов жестко ограничен в краткосрочном и среднесрочном периодах уровнем развития системы высшего профессионального образования и сектора науки и технологий.

Какие выводы можно сделать исходя из данной модели взаимосвязи рынков труда, образовательных услуг и интеллектуальных ресурсов применительно к деятельности колледжей и техникумов в современной России? Как известно, сегодня в нашей стране непропорционально много людей с высшей и низшей квалификацией, однако остро не хватает специалистов среднего звена [3]. Если высшее образование станет практически всеобщим, государство получит массу молодых людей, не нашедших достойного места в жизни, что чревато социальной и политической дестабилизацией. Дело в том, что выпускники вузов иначе позиционируют себя: у них повышенная самооценка, они более требовательны к месту работы и зарплате. Если в советский период окончание вуза не обещало высоких заработков (отдача от образования составляла лишь 1 - 2%, а к концу 1990-х гг.

- уже 7 - 8%), то сегодня в России наличие диплома о высшем образовании обеспечивает прирост доходов в среднем на 60 - 70%, что в целом соответствует показателям в развитых странах. То есть сам по себе факт окончания вуза не гарантирует крупных доходов, однако чтобы получить высокооплачиваемую должность, высшее образование обязательно.

В этих условиях, учитывая темпы воспроизводства и взаимосвязь между рынками, учреждения среднего про-

фессионального образования вынуждены выходит на рынок интеллектуальных ресурсов исходя из прогнозируемой, а не реальной потребности в данном виде ресурсов. Это обусловлено тем, что скорость воспроизводства интеллектуальных ресурсов значительно ниже времени, затрачиваемого на подготовку одного специалиста данного уровня квалификации. Кроме того, в условиях, когда цикл обновления основных производственных фондов в реальном секторе экономики равен 5 - 10 годам, т.е. одному - трем циклам подготовки специалиста, обязательным условием эффективной стратегической политики учреждения СПО становится разработка обоснованных прогнозов развития технологии производства и динамики вышеозначенных рынков.

В заключение отметим, что разработка проблемы экономического поведения учреждения среднего профессионального образования в экономике знаний является одной из наиболее актуальных задач современной экономической теории, без решения которой не представляется возможным обеспечение устойчивого инновационного развития нашей страны.

1. Капелюшников Р. и др. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений. М.: ОГИ, 2003.

2. Неверов А.Н. Образовательные технопарки: точки роста в ноосферной экономике. Саратов, 2010.

3. Холлоуэй М. Капитал с человеческим лицом. URL: http:// www.sciam.ru/2006/10/nauka.shtml.

УДК 338.45:621 [ЙВ [email protected]

Константин Александрович Фролов,

аспирант кафедры менеджмента,

СГСЭУ

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ

Исследуются характеристики и структура машиностроительной отрасли в РФ. Проводятся параллели и выявляются особенности, которые отличают ее от аналогичных отраслей в других странах. Выделяются основные черты и проблемы тяжелого машиностроения в России. Отечественные производители часто проигрывают зарубежным конкурентам по цене, срокам изготовления и качеству машин, поэтому на российском рынке металлургического оборудования поставки из-за рубежа составляют около 80%, на рынке нефтегазового бурового оборудования - почти 70%. Остро стоит проблема отсутствия производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих. В результате реализации комплекса мер, направленных на поддержку развития тяжелого машиностроения, должны быть сформированы как минимум равные условия для отечественных производителей по сравнению с зарубежными в сфере финансирования их деятельности, осуществления научных и проектных разработок, сформирована система государственной поддержки отечественных производителей на внешних рынках.

Ключевые слова: экспорт, машиностроение, господдержка.

K.A. Frolov

STRUCTURAL FEATURES OF THE RUSSIAN HEAVY ENGINEERING INDUSTRY AND NEGATIVE FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

The paper studies main features and structure of the engineering industry in Russia, finds parallels and identifies features that distinguish that industry in Russia from the same industry in other countries. The author highlights the main features

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.