Научная статья на тему 'КОЛЛАЖИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ РЕАЛИЙ И КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

КОЛЛАЖИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ РЕАЛИЙ И КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коллаж / коллажирование / ключевое понятие / фоновая информация / средство зрительной наглядности / семантизация значения / когнитивная деятельность / универсальный принцип организации текстового и культурного пространства. / Collage / collaging / key words and notions / background information / means of visual clarity / meaning semantics / cognitive activity / unique principle of texts and cultural organization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдова М. А.

В статье раскрываются возможности применения технологии коллажирования значений лингвострановедческих реалий культуры своей страны и анализируются новые функции и роли коллажа в учебном процессе. Предлагаются рекомендации по развитию системного и критического мышления обучающихся в процессе самостоятельной когнитивной деятельности в интернете и в цифровом информационном пространстве в образовательных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLAGING OF CROSS-CULTURAL ITEMS AND COGNITIVE ACTIVITY

This article concerns the opportunities of Collaging technology to the semantic meaning of cross-cultural items of native country and analyses new functions of collage in educational process. Some methodological recommendations for systematic and analytic thinking development are given here for cognitive activity in the Internet and in the digital information field according to educational purposes.

Текст научной работы на тему «КОЛЛАЖИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ РЕАЛИЙ И КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 378.147 : 004

КОЛЛАЖИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ РЕАЛИЙ И КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2024 М. А. Нефёдова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail:prof_communication @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье раскрываются возможности применения технологии коллажирования значений лингвострановедческих реалий культуры своей страны и анализируются новые функции и роли коллажа в учебном процессе. Предлагаются рекомендации по развитию системного и критического мышления обучающихся в процессе самостоятельной когнитивной деятельности в интернете и в цифровом информационном пространстве в образовательных целях.

Ключевые слова: коллаж, коллажирование, ключевое понятие, фоновая информация, средство зрительной наглядности, семантизация значения, когнитивная деятельность, универсальный принцип организации текстового и культурного пространства.

COLLAGING OF CROSS-CULTURAL ITEMS AND COGNITIVE ACTIVITY

© 2024 M. A. Nefyodova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Professional Communication e-mail: prof_communication@mail.ru

Kursk State University

This article concerns the opportunities of Collaging technology to the semantic meaning of cross-cultural items of native country and analyses new functions of collage in educational process. Some methodological recommendations for systematic and analytic thinking development are given here for cognitive activity in the Internet and in the digital information field according to educational purposes.

Keywords: Collage, collaging, key words and notions, background information, means of visual clarity, meaning semantics, cognitive activity, unique principle of texts and cultural organization.

В методике преподавания иностранных языков термин «коллаж», в отличие от соответствующего понятия в изобразительном искусстве, традиционно играет роль объекта зрительной наглядности, представляющего собой образное, схематически фиксированное средство отображения определённой части предметного содержания, объединённого ядерным, ключевым понятием-реалией. В последнее время функции коллажа в учебном процессе несколько видоизменились в результате широкого распространения современных компьютерных технологий. Уместно рассматривать новые возможности коллажирования в процессе всей учебной деятельности, связанной

с процессом семантизации значений фоновой лексики и слов-реалий. В этом плане коллажирование непосредственно связано с когнитивной деятельностью обучающихся в сетевом, информационном образовательном пространстве.

Коллажирование нельзя свести исключительно к визуальному ряду. Учебный коллаж и работа по его созданию видятся в развитии аналитического, системного, критического мышления студентов. Формируется способность к отбору, композиционной организации и сравнению фоновых знаний для их сопоставления с подобными ключевыми понятиями в родной культуре, что подразумевает развитие критического мышления. Последнее, в свою очередь, резонно рассматривать в непосредственной связи с формированием системного мышления. Системное представление о культурных явлениях подразумевает компаративное изучение языкового и экстралингвистического содержания, то есть исследование всех сторон лингвострановедческих реалий в их многогранном проявлении, и требует системного анализа всех фоновых знаний. Именно эти особенности коллажирования и коллажа способствуют пониманию культуры стран изучаемого языка в разных её проявлениях.

Коллажирование здесь не только преследует цель визуализации современной культуры, но и оказывает определённое влияние на становление когнитивной личности обучащегося с последующей его адаптацией к информационным потокам мегаданных. «Мир, насыщенный электронными коммуникациями, провоцирует у сегодняшнего ребенка клиповый тип восприятия и мышления» [4]. Задачей педагога при этом станет стремление выработать навыки критического переосмысления получаемой информации сообразно разносторонней природе человеческого познания, учитывающего визуальную, нетекстовую и невербальную составляющие информации в совокупности с её лексически и экстралингвистически разнообразным оформлением. Такое многоплановое изучение культурных реалий поможет формированию достоверного, полного (системного) представления о стране изучаемого языка, а также о родной стране.

Принимая во внимание современные расширенные возможности техники составления учебных, методических коллажей, предлагаем рассмотреть некоторые новые особенности процесса коллажирования значения ключевых лингвострановедческих реалий. Развитие IT-технологий позволяет учитывать новые нюансы когнитивной, поисковой деятельности студентов, помогает композиционно отобразить особенности различных культурных явлений. Достижение указанной цели предполагает изучение и анализ способов применения и перспективы использования ресурса коллажирования, расширяет методико-педагогические резервы учебных образных интерпретаций лингвистических и экстралингвистических категорий изучаемого иностранного языка.

Сочетание в процессе коллажирования разноплановых информационных компонентов (зрительного, образного, звукового, информативного, текстового и видеорядов с гиперссылками на привлекаемые данные из интернета) предлагает новые возможности для презентации лингвистической информации и её последующей творческой обработки с применением современных цифровых девайсов и серверов (фоторедактор / фотоколлаж - Lumii InShot Video Editor // Photo Editor & Collage Maker // Фоторедактор Polish). Обоснованно считать коллаж и коллажирование перспективными приёмами развития когнитивных, аналитических и творческих способностей учащихся.

Казалось бы, что семантизировать значение ключевого ядерного слова довольно просто с помощью любого поисковика: вводим слово или словосочетание в строку поиска и через секунду получаем его значение. Искусственный интеллект, развитая система роботов вместе с нейросетью выдадут исчерпывающее определение,

сопровождаемое фото- и графическими изображениями во всём многообразии имеющихся образов и связанных с ним смежных понятий. Резонность составления электронного коллажа обусловливается задачей получения творческой композиции, отражающей индивидуальный маршрут пользователя в сети с учётом его авторского видения и личностного эмоционального выражения отобранных материалов.

Коллаж и коллажирование проявляются в разных функциях и ипостасях:

• в качестве универсального принципа организации лингвистического текстового, визуального и аудиоконтента;

• как приём освоения иноязычного культурного пространства;

• в роли дидактической целевой направляющей учебного процесса;

• в качестве руководства по организации самостоятельной когнитивной деятельности в информационно-образовательном поле;

• как ориентир для построения образного фона ключевых лингвострановедческих реалий.

Коллаж составляется по известному алгоритму: выбирается ключевое понятие, проходит поиск иллюстративного и текстового материала; после сбора всех данных создаётся структура коллажа с применением различных цифровых программ и серверов, составляется сопроводительное сообщение для монологического высказывания, вносятся наиболее важные ссылки на использованные источники.

Monomakh's throne

The Bone Throne ot 'van the Terrible from the Assumption

■ / cathedral of

Moscow Cremlin

vKSMK the prayer place

r J?

A

'•7^4 J

' Hi of Ivan the Terrible

M

V n

In 1871 Antokolsky started his first "Russian" sculpture. "Ivan the Terrible", which made an cno- ,

rniouH impression on all valuators and connoisseurs k\ of art. The Emperor Alexander U paied 4.000 rubles. ^r Pavel Trclyakov ordered a marble copy for

hissall"y M.Antol

M.Antol^Hsky 1871

Изображение 1. Коллаж ключевого понятия "The Bone Throne of Ivan the Terrible"

Можно предложить методическую классификацию учебных коллажей, исходя из некоторых современных параметров, а именно руководствуясь целями создания электронного коллажа (образовательные, когнитивные, развивающие, воспитательные),

а также принимая во внимание характеристики источников информации, из которых выбираются материалы (интернет-ресурсы, текстовые материалы, фото и рисунки, эмодзи, фото-жабы и карикатуры). Кроме того, необходимо учитывать не только рациональные образовательные задачи, но и эмоциональный компонент процесса коллажирования. Так, коллажи можно разделить на следующие группы:

• достоверные, историко-документальные;

• нейтрально объективные (на основе аутентичных сведений, не несущие эмоциональной окраски);

• юмористические (с элементами карикатур и авторских рисунков), представляющие субъективное видение рассматриваемой реалии в позитивном свете или, напротив, создающие негативный её образ.

The th

ne of Boris Godunov

iscow Kremlin Armorv

Golden throne was

presented by Shah Abbas I to Tsar Boris Godunov. it was called a "Persian throne wilh stones". The form of the throne reveals features typical to Iranian furniture of the 16th-17th centuries. In total this throne is adorned 552 rubies and pink tourmalines. 825 turquoises, 177 pearls and 700 halves of pearls.

Изображение 2. Коллаж ключевого понятия "The Throne of Boris Godunov"

Приём коллажирования может быть многофункциональным и выступать для достижения различных методических задач:

• как средство контроля понимания содержания при просмотре видеосюжетов, когда студентам предлагается составить коллаж по просмотренному ролику;

• в качестве руководства для самостоятельного расширенного поиска информации в интернете;

• для сопоставительного анализа понятий культурного фона с целью развития критического мышления;

• в качестве средства зрительной наглядности для получения визуально достоверного представления о какой-то лингвострановедческой реалии;

• для семантизации незнакомого лексического понятия-реалии.

Ъг JMJ^/jdJÍIS

The coronation of the last Emperor Nicholas II and his spouse Empress Alexandra Fyodorovna took place o 14 May 1896 in the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Kremlin illumination, made after the drawings of artists N N. Karamzin, A.M. Prokofyev and A.N. Benois, consisted of five hundred thousand fires.

However, the most powerful historic memory left from thut coronation was not the festivities or splendid ceremonies, prepared with so much effort and money, hut the death of people, who had gathered on the Khodynskoe field on 18 May for a public festival, ordered hy the Emperor 'upon the tradition of his majestic ancestors. The official edition later noted that in the current situation it had been impossible to cancel the festival and stop the celebrations for a halfmillion crovyd

Изображение 3. Коллаж реалии "The Throne of Nicholas II"

Одним из эффективных способов развития системного, аналитического (критического) мышления выступает компаративный коллаж, то есть коллажирование значений сходных, одноуровневых категорий-понятий в разных культурах. Иллюстрацией служат, например, коллажи к ядерному понятию "The Stone of Destiny" и соответствующие ему из русской культуры «Трон Ивана Великого», «Трон Бориса Годунова», «Трон последнего русского императора».

Несомненно, следует принимать во внимание канал поступления информации, его характеристики: зрительный образ (фото, рисунок, фото-жаба, карикатура), динамический образ (видеоролик, видеорепортаж), звуковой образ (аудиотрек, музыкальное сопровождение и тому подобное фоновое шумовое сопровождение), текстовой лексический образ, помогающий раскрыть сведения об изучаемом явлении с помощью языковых средств передачи информации. В настоящее время уже нельзя игнорировать наличие разнообразных IT-технологий, предоставляемых современными электронными девайсами (смартфонами, планшетами, ноутбуками и компьютерами). Цифровизация всё больше входит в нашу повседневную жизнь и в образовательное пространство, в сферу академических исследований. Не изучать предлагаемые «цифровым миром» возможности было бы ошибкой.

После коллажирования значения англоязычной реалии "The Stone of Destiny" студенты получили задание подобрать соответствующие реалии в русской культуре и создать коллажи с сопроводительным устным рассказом о них. Так были получены следующие темы для устных сообщений: "The Bone Throne of Ivan the Terrible", "The Throne of Boris Godunov", "The Throne of Nicholas II", относящиеся к русским историческим регалиям царей и императоров. В этом случае коллаж и коллажирование

значения фоновых понятий из родной культуры послужили средством, помогающим подготовить устное сообщение по выбранной теме, сделать монологическую речь яркой и интересной для одногруппников на основе целенаправленного самостоятельного поиска в интернете.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно утверждать, что коллаж способен выступать как действенный способ семантизации значений лингвострановедческих реалий в рамках универсального культурного пространства. Основой для него служат образные представления, соединяющие весь отобранный материал в эстетически целостную форму. Коллаж характеризуется нелинейным видением и многомерностью раскрываемого образа ядерного понятия-реалии.

Функцией коллажа (коллажирования) может служить не только семантизация значения реалий через создание зрительного образа, но и его использование в качестве инновационной технологии поисковой когнитивной деятельности в интернет-пространстве. В методическом и общедидактическом плане коллаж представляет ценность благодаря целенаправленной познавательной деятельности в интернет-пространстве, конечным результатом которой является взаимопонимание между представителями разных культур.

Библиографический список

Колина, Е. С. Системное мышление как инструмент образования для устойчивого развития: возможности ИКТ / Е. С. Колина // Современное педагогическое образование. - 2020. -№5. - С. 28-31.

Орешко, М. А. Создание интерактивного коллажа // Образовательный портал управления образования администрации Советского муниципального района Саратовской области [Электронный ресурс] / М. А. Орешко. - URL: https://uprobr.ucoz.ru/index/sozdanie interaktivnogo kollazha/0-213 2018 (дата обращения: 01.01.2024).

Русакова, Т. Г. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов (дизайнеров) / Т. Г. Русакова, С. Г. Шлеюк, Е. А. Левина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 3 (239) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollazh-kak-metod-v-sisteme-professionalnoy-podgotovki-studentov-dizaynerov (дата обращения: 01.01.2024).

Рыжкина, И. Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства / И. Б. Рыжкина // Образование и наука. Инновационные проекты и программы в образовании. Теория и методика профессионального образования - Москва, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obrazovatelnye-vozmozhnosti-kollazha-kak-didakticheskogo-sredstva (дата обращения: 01.01.2024)..

Спивак, В. А. Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера / В. А. Спивак // Лидерство и менеджмент. - 2021. -Том 8. - №1. [Электронный ресурс] - URL:

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/universalnaya-kompetentsiya-1-sistemnoe-i-kriticheskoe-myshlenie-spetsialista-i-lidera/viewer (дата обращения: 03.01.2024).

Филатова, М. А. Коллаж как новый способ организации пространства произведения / М. А. Филатова // Для педагога [Электронный ресурс]. - URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2534 (дата обращения: 03.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.