УДК 76.01: 004
Turlyun L.N. COLLAGE IN THE COMPUTER ART. The article deals with the development stages of collage as a picture art technology. The notions of computer collage, photomontage, photo-collage, stylized collage are being considered in the article. The article also gives the analysis of computer collage creation. The creative works of Russian an and foreign computer artists are also being touched upon in the creation.
Key words: Computer Art, Computer Artists, collage, photomontage, picture art technology.
Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОЛЛАЖ В КОМПЬЮТЕРНОМ ИСКУССТВЕ
В статье показаны этапы развития коллажа как технологии в изобразительном искусстве. Раскрываются такие понятия, как компьютерный коллаж, фотомонтаж, фото-коллаж, стилизованный коллаж. Анализируются особенности создания компьютерного коллажа. Рассматривается творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников.
Ключевые слова: Компьютерное искусство, компьютерный художник, коллаж, фотомонтаж, технологии в изобразительном искусстве.
Коллаж в истории искусств занимает особое место. История зарождения коллажа как технологии в изобразительном искусстве начинается с начала двадцатого столетия, хотя принципы создания коллажа были известны гораздо раньше, например: лоскутное шитье, оформление фотоальбомов, составление гербарий.
В искусстве начала ХХ века формируется новый взгляд на мир и его интерпретацию. Этот период можно охарактеризовать как поиск изобразительных средств и приемов для создания своеобразного художественного стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. Художники в это время акцентируют свое внимание на проблеме создания пространства в изобразительном искусстве. Одним из способов решения проблемы в организации пространства стал коллаж. Коллаж возникает в 10-е годы ХХ столетия среди различных художественных группировок, связанных с авангардом
На протяжении десятилетий коллаж стремительно развивался, изменялся, выступая всё время в новых и новых трансформациях, как принцип художественного мышления и пластический приём, как явление изобразительного искусства, и как явление, проявившее себя в музыке, литературе, фотографии, театре, кино.
Первыми попытки в применении техники коллаж в своем творчестве были у М.Врубеля, художник наклеивал кусочки бумаги на свои рисунки для создания более объемного образа (1901г.), а в работе «Автопортрет» 1905-06 годов вклеил бумажную папиросу. В те же годы И.Ефимов использовал цветную бумагу и золотую фольгу в своих графических произведениях.
Коллаж, считается открытием кубистов. Первые коллажи Брака и Пикассо появляются в 1912 году. В их творчестве коллаж остается дополнительным элементом графических или живописных произведений, не обретая самостоятельного значения. В том же качестве коллаж использовался и футуристами. Только к концу 10-х годов появляются самостоятельные, несвязанные с живописью или графикой коллажи [1].
На протяжении века коллаж обрел самостоятельный художественный язык, обладающий способностью саморазвития. Коллаж внедрился в суть современного сознания, в мировоззрение и в способ «поглощения» информации [2].
Коллаж нарушил традиционную схему развития искусства, заменив принципы традиционного искусства на калейдоскопическую картину, составленную из мелких кусочков, каждый из них занимает важное место в образе картины. Картину, в которой границы между направлениями и стилистическими тенденциями оказываются прозрачны. В ней фигурирует масса взглядов на созданный образ, каждый ее фрагмент мобилен и открыт для взаимодействия со множеством семантических, символических, стилистических контекстов.
В инновационном искусстве пост - культуры на смену идеализации, символизации в классическом понимании, при-
шло конструирование самодовлеющих объектов на основе коллажа-монтажа, отмечает В. Бычков [3]. По мнению Г. Розенберга, «коллажная революция» привела к концу древнее разделение между искусством и реальностью. С возникновением коллажа искусство более не копирует природу, выражая наступившую индустриальную эру, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя [4]. Коллаж не только отдаляет искусство от реальности, но создает особое пространство для творчества с самыми разными формами и объектами для создания нового неповторимого художественного образа. Коллажное пространство состоит из сплавов разных реальностей: между изображениями разных тем или разного стиля, текстом и изображением между фотографией и рисунком, между графикой и рисунком единственным и тиражным материалом, между текстом и изображением между материалом разных фактур и разной плотности. В коллаже может существовать абсолютно все: формы и образы, не имеющие аналогов в действительности, а в коллаже могут существовать с безусловной достоверностью, подкрепленной конкретикой и реальностью их материала. Возможность союза и взаимодействия в коллажном пространстве реальности с воображением художника, создало коллаж наиболее привлекательной технологией для творчества.
Коллажный принцип базируется на особом понимании произведения искусства, представляющего собой побуждающий к «ассоциациям визуальный материал из любого источника независимо от того обладает он или не обладает статусом искусства» [5]. Сам принцип коллажа - возможность сочетания «всего со всем» - метафоричен. Коллаж стремится к бесконечности: он не претендует на роль законченного произведения, сводя творчество к процессу установления связей между изображаемым и переходом восприятия зрителя на уровень обобщения. Множество изображений-знаков объединяются одним - единой точкой зрения художника или зрителя. Коллажная техника повлияла на формирование целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ас-самбляж, инсталляция.
За столетнюю историю, коллаж усовершенствовался, начиная со случайных наклейных фрагментов газетной бумаги, до сложных многослойных коллажей, выполненных средствами компьютерной графики.
В компьютерном искусстве эстетически весьма далеких друг от друга направлениях художники обращаются не к поиску новых форм в изобразительном искусстве, а к интерпретации уже известных стилей и техник. Среди этих техник можно выделить коллаж, который бесспорно, занимает одну из лидирующих позиций в современном компьютерном искусстве. С использованием компьютерных технологий художник усовершенствует технику коллажа, используя всевозможные спецэффекты компьютерной графики. Компьютерная графика дает возможность художнику создавать в коллажном
пространстве фантазийный и в то же время совершенно реальный, даже бытовой мир
В компьютерном искусстве коллаж - это композиция, образованная из разноплановых слоев, сведенных воедино и объединенных в один графический символ посредством однородной текстуры.
Компьютерный коллаж подразделяется на два вида: фотоколлаж и стилизованный коллаж.
Стилизованный коллаж - это коллаж созданный в едином стиле с применением ретуши и художественных спецэффектов.
Фото - коллаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картине или фотографии.
Фото-коллаж, как и многие самостоятельные виды изобразительного искусства, подразделяются на виды и жанры, и художественные приемы для создания композиций. Можно выделить три основных вида фото-коллажа - плакатный, художественный и журнальный. Разбирая художественные приемы, отметим, что и способы и задачи их могут быть совершенно разными. Фотоколлаж может нести в себе несколько или один из смыслов — философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический [6].
Создание компьютерных коллажей это, прежде всего умение работать со слоями, и умение грамотно применять различные виды наложения параметров слоя, наложения прозрачности и применения художественных спецэффектов. Ножницы это основной инструмент для создания традиционного коллажа. В компьютерном искусстве традиционные ножницы заменили виртуальные инструменты и фильтры для выделения и обрезки изображений, которые имеют ряд преимуществ перед традиционным инструментом. В графических редакторах инструменты для извлечения объектов делятся на группы, которые имеют свою специфику при извлечении объекта. В группу простые геометрические выделения входят инструменты прямоугольное и овальное выделения. С помощью этих инструментов можно вырезать круг, овал, прямоугольник или квадрат любых размеров, не применяя при этом дополнительных инструментов, в отличии от традиционной техники, где бы понадобились чертежные инструменты. Вторая группа - это группа Лассо. Используя инструменты лассо для извлечения фрагментов, можно вырезать более сложные формы. Инструмент лассо работает по принципу карандаша, обрисовывается нужный фрагмент, копируется и вставляется на новую рабочую плоскость. Чтобы вырезать архитектурное сооружение, художник использует прямолинейное лассо, если нужно вырезать более сложные фрагменты, например, людей, животных, то художник использует в своей работе магнитное лассо, инструмент как бы примагничивается к контуру объекта. При извлечении нужных фрагментов из общего фона, изображение можно масштабировать, чтобы вырезать более точно мелкие детали объекта. Еще одно преимущество цифровых инструментов - это сглаживание и растушевка краев, вырезанных объектов, что позволяет выполнить при монтаже плавный переход от одного объекта к другому. Новый инструмент освобождает от эффектов наклеенности, наложенные фрагменты воедино сливаются в общую композицию, лишая произведение фрагментарности. Компьютерные технологии при создании коллажа минимизирует, с одной стороны, руко-творность, а с другой, напротив, расширяют возможности, придавая новое качество коллажному произведению. Основоположниками в разработке технологии создания и развития компьютерного коллажа являются такие художники как, Лиллиан Шварц, Марго Лавджи, Жан-Пьер Иварал, Мишель Бобо, Шерри Лондон, Хелен Г олден, Екатерина Макентайр.
Для Лиллиан Шварц компьютер - это превосходящий фотографию инструмент для создания изображений и обработки изображения. Она фотографировала художественные произведения: картины, скульптуры, рисунки и печатные издания, где были собраны репродукции музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Она хранила их в компьютерной базе
данных и создавала коллажи. Лиллиан Шварц совместила изображения на мониторе компьютера и создала композицию, которая демонстрировала сходство между автопортретом Леонардо и его Мона Лизой.
В творчестве Марго Лаваджи встречаются различные виды компьютерной обработки. Марго Лаваджи вводила данные извне, сканировала различные изображения: фотографии, репродукции картин, преобразовывая их в лирические композиции, создавая коллажи, внося в них художественные эффекты, которые можно было воспроизвести только с помощи компьютерных технологий. В 1984 году Лаваджа исследовала отношения между иллюзией и действительностью, данные исследования вели ее от тонального зерна фотографии к ее первому столкновению с компьютерными пикселями. В этом же году Лаваджа начала свою первую инсталляционную работу, в которой использованы многократные изображения скульптуры, которые она прежде использовала в создании печатных изданий, книг, фотографий.
Многие работы Жан-Пьера Иварала выполненные в технике коллаж, такие как Мона Лиза (1989), включает двенадцать визуальных композиций, основанных на числовом анализе, он разбил изображение Моны Лизы Леонардо Да Винчи на измеримые элементы. Их строго геометрическая структура делает возможным не только воссоздание первоначального изображения, но также дает возможность в создании многообразных композиций иного лица, с теми же самыми элементами. Каждая общая форма может быть рассмотрена как геометрическая комбинация элементарных единиц, доступных для реконструкции. Именно в систематической эксплуатации этой области художник может создавать абстрактные визуальные композиции. Ричард Мэйл также разбивал изображения на составные элементы, составляя новые композиции. Одна из работ, выполненная в этом стиле - это Рождение Венеры, которая была экспонирована в Далласе в 1990 г. на выставке «Сиграф - 90». Это было цифровое изображение, основанное на картине Боттичелли «Рождение Венеры», где изображение было создано с помощью математического программирования, Ричард Мэйл заменил и объединил изображение Венеры на фигуру Элвиса Пресли [7].
Екатерина Макинтайр, фотохудожник, работает на компьютере в технике коллаж с 70-х годов. В настоящее время занимается графическим дизайном, созданием художественных плакатов и иллюстрированием книг, используя технику коллаж. Ее коллажи сочетают в себе природные и искусственные объекты. Некоторые ее коллажи с изображением киборгов химер, но большинство ее работ с изображением обнаженных людей. Обнаженные фигуры в постерах Екатерины Макентайр, символизируют чистоту, природное начало, глубокую сущность человечества, излучают благополучие. Химеры, киборги в произведениях Екатерины Макинтайр показывают высокомерие людей по отношению к животным и к природе. Для Фотохудожника Екатерины Макинтайр компьютер - это исключительно инструмент для создания цифровых картин в технике коллаж. Екатерина Макинтайр в основном работает в программе adobe Photoshop. Photoshop, расширяет творческие возможности для создания художественных произведений.
Работы художницы Хеленн Голден, основоположника в области цифрового изобразительного искусства, эклектичны, сочетают в себе компьютерную графику с офортом, живописью и фотографией. Хеллен переводила в цифровой формат готовые произведения, выделяла нужные фрагменты и создавала коллажи. Это один из распространенных прием в создании коллажей, который использовали еще Советские авангардисты такие как, Родченко, Степанова, Галаджев, Телингатер и др.
Сочетание традиционных методов с возможностями компьютерных графических программ расширили творческий потенциал художника. Из сканированного материала, она собирала коллажи, применяла к ним художественные спецэффекты, деформировала, создавая иллюзорные композиции. Многие работы Хеллен Голлден начинала создавать непо-
средственно на компьютере с помощью графических программ, распечатывала на принтере и дорабатывала карандашами или красками. Большинство работ Хелен Голлден, абстрактны. Она разрезала на компьютере фотографии и линогравюры на очень мелкие кусочки и составляла абстрактные композиции в хаотичном порядке. При создании абстрактных коллажей Хелен Голлден опиралась на творчество кубистов и футуристов, в основе ее колложирования лежит структурирование из простых, беспредметных элементов — плоскость, цвет, линия - тех или иных композиций. Иногда в своих абстрактных коллажах Хелен Голдон использовала сочетание фотографий с трехмерными объектами, созданных в графических редакторах трехмерной графики, тем самым она заложила основу компьютерного ассамбляжа [8].
С развитием графических редакторов и компьютерных технологий усложняется и коллаж, коллаж становиться более совершенен и разностильным. Компьютерные художники современности создают коллажи во всех стилях и направлениях изобразительного искусства от неоклассицизма до авангарда. Развитие компьютерного коллажа и компьютерной графики в России связано с русским неоклассицизмом и с основанием в конце 80-х годов ХХ столетия в Петербурге Т. Новиковым «новой академии изящных искусств. Коллажи О. Тобрелутс - это воспоминание о прошлом, каким бы хотелось его видеть. Художница сама становится героиней своих произведений. Стилистически определить ее творчество можно как неоклассицизм, пропущенный через постмодернистское сознание, как эклектичный мир, в котором изображены античные храмы, ренессансные интерьеры, голландские мельницы и костюмы от дизайнера К. Гончарова как штрих современности. Безграничные возможности компьютерной графике придают работам О.Тобрелутс нереальность и сверхъестественность.
Ю. Барина, московская художница, работает в технике коллаж средствами компьютерной графики. Компьютерный спецэффект позволяет создать видимость непрерывности переходов. Коллаж Ю. Бариной - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Ю. Барина работает с природным материалом, все объек-
ты в ее картинах - реальные: сканированные листья, семена, насекомые, собранные в единый натюрморт уже на компьютере. Это необычная для российской компьютерной графики работа - коллаж из реальных объектов. Ее работы напоминают малых голландцев и портрет, в котором профиль человека составлен из фруктов, овощей и цветов. Из этого натюрморта она создала две "философские" работы - это желтое "Солнце" на синем фоне и композиция "Земля" с колесом от детского трактора. Обе работы не просто натюрморты, а символические композиции. Если "Солнце" уже выглядит вполне двумерной картиной, то "Земля" по-прежнему сохраняет в себе эффект объемной инсталляции и скульптурность реальных объектов. Эта художественная линия, сочетающая в себе реальные, осязаемые, вещные объекты и компьютерную графику [9].
Современные компьютерные технологии позволяют реализовывать самые смелые идеи художников сюрреалистов. Картины Джорджа Грие (Юрия Грибановского), Омского художника полны мощного визуального импрессионизма и философских поисков. Использование фото-реалистической манеры письма усиливает зрительное восприятия его сюрреалистических идей. Его компьютерные произведения являются экстраординарным зрительным отражением его мыслей, философских убеждений и фантазий. Часто путешествуя в подсознание, Джордж Грие показывает волшебный и игривый, иногда похожий на сон, мир, украшенный совершенными деталями. Иллюзии, мистический романтизм, волшебство и фантазии широко представлены в его фото - реалистическом виртуальном мире, не всегда спокойном и миролюбивом. Напряжение и отчуждение является неотъемлемой частью событий, происходящих в пейзажах его воображения [10].
Таким образом, можно отметить, что в компьютерном коллажном пространстве может существовать абсолютно все. Формы и образы, не имеющие никаких аналогий в реальности, в коллаже могут жить с полной достоверностью, подкрепленной конкретностью и реальностью их материала. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме.
Библиографический список
1. Hoffman, Ed. by K Collage Critical Views. Ed. by K. UMI Research Press, London,1989.
2. Коллаж в России. ХХ век [Э/р] URL: http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/culture/618361.shtml
3. Бычков, В.Д. Феномен неклассического сознания // Вопросы философии. - 2003. - № 10.
4. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.: Высшая школа. - №10.
5. Гулыга, А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. - 1988. - № 12.
6. Шляхтина, С.А. Обзор пакетов для разработки презентаций [Э/р] URL: http://www.compress.ru/Archive/CP/2004/12/40/
7. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L.,1993.
8. Artist's Statement [Э/р] URL: http://www.helengolden.com/the_artist/the_artist.html
9. Петрова, Н.П. Передвижники и малые голландцы возвращаются. [Э/р] URL: /рhttp://www.museum.ru /museum/cga/art/bios/index.html
10. Неосюрреализм Джорджа Грие [Э/р] URL: http://www.liveinternet.ru/community/2810404/post99376662/
Bibliography
1. Hoffman., Ed. by K Collage Critical Views. Ed. by K. UMI Research Press, London,1989.
2. Collage in the Russian The XX-th century [E/r] URL: http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/culture/618361.shtml
3. Byichkov, V.D. Phenomenon of nonclassical consciousness // Philosophy questions. - 2003. - № 10.
4. Afasijev, M.N. The western concepts of art creativity. - М.: The higher school. - № 10.
5. Gulyiga, A.V. What is the postpresent? // Philosophy questions. - 1988. - № 12.
6. Shliahtina, S.A. The review of packages for working out of presentations. [E/r] URL: ,http://www.compress.ru /Archive/CP/2004/12/40/
7. Popper, F. Art of the Electronic Age. - L.,1993.
8. Artist's Statement [E/r] URL: http://www.helengolden.com/the_artist/the_artist.html
9. Petrova, N.P. Peredvizhniki and small Dutches come back [E/r] URL: http://www.museum.ru /museum /cga/art /bios/index.html
10. George Grie's neosurrealism [E/r] URL: http://www.liveinternet.ru/community/2810404/post99376662/
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 7.07
Usanova A.L. PROBLEMS IN STUDIES OF ARTISTIC AND FOLK TRADITIONS OF THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY AS A SPECIFIC TYPE OF FOLK ART. The paper deals with the consequent characterization of different contexts in studies of folk art and folk artistic traditions in Russian art studies of the 20th century. The author