за новые исследования по региональной экономике
УДК 330.101.541
О. В. Иншаков
КОЛЛАБОРАЦИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Предметное поле экономики знаний формирует адекватная ее сути реальная система отношений производства, распределения, обмена и потребления, отражающая ее инновационный и креативный характер. Многообразие форм институций, организаций и информаций становится фактором структурирования, функционирования и прогрессивной эволюции экономики знаний в глобальном масштабе. Особое внимание ученых и практиков в сферах не только экономики, но и политики, права, социологии, психологии и культуры привлекает коллаборация как слабоизученная, но быстро развивающаяся и эффективная форма отношений между субъектами экономики знаний. Коллаборация — адекватная природе экономики знаний форма кооперации, которая конкретизируется по ее субъектам и объектам, уровням и масштабам, сферам и отраслям, секторам и сегментам. Коллаборация обеспечивает как интенсивное, так и экстенсивное развитие VI технологического уклада, создавая принципиально новые виды и генерации товаров и услуг. Многообразие локальных и региональных, межфирменных и межнациональных форм коллаборации растет ускоренными темпами во всех сферах глобальной экономики. Несмотря на сопровождающую этот процесс вульгаризацию, современная наука должна осмыслить суть и эволюционный потенциал коллаборации, разработать обоснованные рекомендации практике.
Ключевые слова: экономика знаний, коллаборация, наноэкономика, мегаэкономика, мегапроекты, мега-научные центры, VI технологический уклад, генерации продуктов
Введение
Современный этап развития глобальной экономической системы (GES) характеризуется как особая стадия ее эволюции — экономика знаний, которую иногда характеризуют как высшую фазу развития постиндустриального общества. Доминирующим фактором производства в экономике знаний является человеческий капитал, обладающий креатив -ным и инновационным потенциалом и реализующий его в продуктах с преобладающей долей интеллектуального компонента. В странах OECD в последнем десятилетии XX в. среднегодовые инвестиции в знания росли быстрее (3,4%), чем инвестиции в основные фонды (2,2%). Из всего объема измеренных в физических единицах знаний, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, — наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов и рутинной техники, к экономике, основанной на знаниях [13].
Экономику знаний можно оценивать ex ante на основе оценки суммарных инвестиций на развитие сектора, производящего и распространяющего новые знания, а ex post — по доле валовой добавленной стоимости отраслей, которые преимущественно потребляют новые
знания. В этой экономике наука и искусство реально становятся «непосредственными производительными силами» и источником роста общественного, коллективного и индивидуального благосостояния, развития способностей и возможностей человека в созданной им локальной, региональной и глобальной «умной» (smart) среде.
Основными факторами развития экономики знаний становятся материальные и нематериальные интеллектуальные инвестиционные товары, производимые и эксплуатируемые на микроуровне GES [14] человеческим капиталом высокого качества, обладающим инновационным характером. Процесс развития такой экономики на основе комбинации ее факторов производства согласно теории метапроизвод-ственной функции [26] предполагает не только создание и использование адекватной техники и материалов, соединяющихся с человеческим фактором в прогрессивных технологиях, но и установление соответствующих отношений между субъектами хозяйственной деятельности на разных уровнях и в разных масштабах для эффективной реализации ее специфических свойств. Адекватные экономике знаний формы институции, организации и информации становятся факторами ее структурирования, функционирования и прогрессивной эволюции.
Система отношений производства, распределения, обмена и потребления новых знаний
формирует предметное поле экономики знаний. Если рассматривать факторы производства знаний как эндогенные, то можно выделить ядро обозначенного предметного поля и охватывающую когнитивную экономику — его часть, представленную непосредственно трудовыми отношениями работников в процессе реализации их знаний и компетенций.
Эксперименты, проведенные на имитационной модели взаимодействия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Поскольку количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все их виды, то экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем больше знаний создано учеными и чем больше людей потребили эти знания [13]. Именно это свойство становится условием возникновения новой формы кооперации, адекватной глобальной природе и применимой к специфике разных сфер, отраслей, секторов и сегментов экономики знаний — коллаборации. Данная форма взаимодействий субъектов экономики знаний развивается особенно интенсивно с начала XXI в. в странах с преобладанием доли высокотехнологичных секторов в ВВП, вступивших в VI технологический уклад на базе NBIC конвергенции.
Категориальные характеристики коллаборации
Коллаборация как слабоизученная, но быстро развивающаяся форма связей и отношений между субъектами экономики знаний привлекает особое внимание не только ученых и практиков в среде экономистов, но также политиков, юристов, социологов, психологов, культурологов. Бурное развитие информации о единстве многообразия форм коллаборации в теории и практике в XXI в. зафиксировал Интернет, в системах которого можно найти миллионы общих и специальных сайтов по данной теме.
В аспекте сущности и содержания коллабо-рация определяется как процесс совместной трудовой, производственной или хозяйственной деятельности двух и более хозяйственных субъектов (индивидуальных или групповых) для достижения общих целей, при котором на принципах согласия и доверия происходит взаимовыгодный обмен знаниями, обучение участников для повышения их компетенций, производство инновационных продуктов со значительным интеллектуальным компонен-
том для продвижения на рынок и достижения значимых кумулятивных эффектов.
В аспекте явления и формы коллабора-ция представляет собой кооперацию в контексте экономики знаний и конкретизируется по субъектам и объектам, уровням и масштабам, сферам и отраслям, секторам и сегментам GES. Данную специфическую форму обучающего и порождающего новые знания сотрудничества можно рассматривать как на уровне отдельных работников, так и на уровне фирм или целых государств, их интеграционных союзов и инвестиционных альянсов [4].
На наноуровне коллаборация должна быть связана с отдельными операциями, действиями, приемами и даже движениями ее участников [5]. Коллаборация развивается в трудовой деятельности на рабочих местах ее непосредственных участников, на различных этапах процессов производства частичного (промежуточного) и конечного продукта в подразделениях предприятий, а также во взаимодействиях фирм как форма хозяйствования для обеспечения взаимопомощи и солидарности на рынки их товаров.
Хотя коллаборация может существовать и при противоположности конечных целей ее субъектов, соединяя их по общей потребности на срок достижения промежуточных целей на принципах взаимной выгоды и доброй воли, но эта ее сторона изучена слабо, а само понятие в данном контексте используется редко. Видимо, это связано со стадией ее становления, предшествующей бурному развитию данного явления на практике, когда все его внутренние противоречия еще не проявили себя в полной мере.
На микроуровне в коллаборации воплощается конвергенция интересов наиболее передовых субъектов глобальной экономической системы, ищущих новаторские решения модернизации или трансформации состава и структуры производимых товаров посредством создания следующих поколений (более совершенных генераций разного уровня и масштаба) или перехода к принципиально новым продуктам, предлагаемым следующим технологическим укладом на основе внедрения в производство формирующего его «пучка технологий» общего и специального применения. При этом очевидно, что продукты новых генераций (мега-, макро-, мезо-, микроуровней) и укладов в определенной и необходимой степени впитывают достижения предыдущих укладов, накопленные в ходе всей эволюции GES. Актуальный и прошлые уклады или гене-
рации разных уровней определяют доминирующие преимущества созданного в их рамках товара: специфику его полезности и стоимости, что неизбежно будет выражаться в его ценности и конкурентоспособности.
Следует различать формальную и реальную коллаборацию, поскольку юридического соглашения и договорного оформления недостаточно для появления процесса коллабо-рации и ее желаемого конечного результата. Только в процессе реальной, деятельной, кол-лаборации в результате взаимодействия всех необходимых и достаточных факторов труда и производства может быть получен ее результат — взаимное обучение участников и их общий продукт с новым интеллектуальным компонентом, полученный благодаря этому взаимодействию. Можно утверждать, что такой продукт есть общий результат интеллектуализации субъектов и объектов производства на основе этой особой формы кооперации работников и их коллективов, фирм и их предприятий, корпораций и государств, их интеграционных союзов, двусторонних и многосторонних альянсов.
Сращивание интересов участников кол-лаборации происходит только в том случае, когда в их кооперативном сотрудничестве проявляются истинная взаимопомощь (согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества, а значит и глобальной экономической системы). Взаимопомощь участников коллаборации диалектически, а не антагонистически противоположна их конкуренции, что позволяет использовать обе стороны взаимодействия в достижении высокого конечного результата сотрудничества. Одним из важных принципов его обеспечения выступает принцип равенства получения равного дохода на равный капитал членов коллаборации после реализации созданного ими товара на рынках; в этом она фактически не отличается от кооперации. В качестве базового социального капитала, обеспечивающего эффективность коллаборации, целесообразно рассматривать доверие, которое порождает солидарность как скрепляющее отношение творчества в рамках коллаборации. Солидарность — необходимое активное сочувствие коллаборационистов общим действиям и мнениям на основе общности и координации интересов каждого из них.
Без взаимного доверия и солидарности не представляется возможным эффективное взаимное обучение и получение общего интеллектуального продукта, поскольку возникаю-
щие механизмы торможения в сотрудничестве приведут к снижению эффекта и вырождению коллаборации вследствие нарушения паритета между конкуренцией и партнерством.
Особый интерес для теории и практики приобретает латентная, или скрытая, ненаблюдаемая, недоступная наблюдению форма коллаборации. Ее все же можно фиксировать косвенно в подражании лучшим практикам конкурентов. Другая форма — неформальная коллаборация, которая возникает между партнерами в «связанных группах» (сотрудниками, учителями и учениками) в проведении исследовательских и конструкторских работ и получении в качестве сопутствующего побочного результата новых знаний и компетенций. Она закладывает основу оформления коллаборации участников, «осведомленных» друг о друге по предшествующим практикам, при работе над последующими проектами в рамках общих групп, предприятий и фирм, кластеров и корпораций и союзов. При этом латентный период коллабора-ции можно рассматривать как инкубационный период возникновения нового способа производства какого-либо конкретного нового продукта; он занимает время между началом когнитивного воздействия инициатора и возникновением ответной реакции потенциального партнера.
Коолаборация на мегауровне GES
Экономика знаний лежит в основе практически всех мегатрендов эволюции GES на современном этапе [6], а отношения коллаборации становятся эффективной формой их реализации. Приоритетное значение в условиях глобализации приобретает международная колла-борация как институт мегауровня, поскольку отражает отношения международного общественного разделения труда и целевой кооперации капиталов его субъектов для решения общих задач в экономике знаний на основе их соглашения. Такая форма совместной деятельности хозяйственных субъектов нескольких стран (или интеграционных союзов) адекватна эффективному достижению их общих целей мегапроектов в сфере производства интеллектуальной продукции, поскольку обеспечивает привлечение, концентрацию и эксплуатацию их ресурсов (интеллектуальных человеческих, технических, материальных, институциональных, организационных и информационных), исходя из сложившихся и признанных участниками актуальных конкурентных преимуществ каждого из них. Совместные ресурсы, сформированные из согласованных вкладов
капитала (инвестиций) участников и объединенные в рациональных параметрах в созданной участниками совместной фирме (объекте коллаборации, независимо от организационно-правовой формы) для реализации мегапроекта становятся факторами мегапроизводства новых знаний и компетенций, техники и технологий, материалов и информации, норм и правил, связей и групп.
В процессе функционирования международной коллаборации также осуществляются совместное производство, обмен, распределение и потребление знаний и компетенций агентами, представляющими объединенных ею участников. Важной чертой такой коллаборации является одновременное сочетание характеристик субъекта, проекта, объекта и процесса мегаэкономической системы, в которых осуществляется ее кооперативная когни-тивность, или взаимное обучение участников на принципах отношений добровольности и доверительности.
Коллаборация на мегауровне GES предполагает формирование коллективного ассоциированного хозяйственного субъекта на основе многосторонней кооперации как государственных, так и частных компаний в условиях благоприятствования и гарантий государств их индивидуального и общего базирования. Новым субъектом создается пакет соглашений для целевого осуществления своего главного и вспомогательных проектов. Результатом осуществления проектов на основе коллаборации становится конкретный объект коллективного пользования и владения, генерирующий товарные объекты и приносящий эффекты при рыночной реализации на мегауровне GES. Она требует наличия оперативного руководящего органа, хотя форма общего руководства может быть и общественной при сотрудничестве равноправных членов мирового сообщества.
Несомненно, участники коллаборации могут получить больше возможностей достижения успеха в условиях глобальной конкуренции на мегаэкономическом уровне за ограниченные ресурсы планеты. Таким образом, международная коллаборация становится ме-гаэкономической формой международного сотрудничества в научно-технической сфере деятельности для обеспечения создания и продвижения передовых знаний и технологий странами и фирмами участницами в свои экономики и на мировые рынки.
Как форма сотрудничества фирм в экономике знаний для получения нового интеллектуального продукта, в интересах участников
коллаборация может распространяться на любую креативную сферу. Она наблюдается как в мире рационального (науке и технологиях), так и в сфере эмоционального (искусстве и дизайне). Однако наблюдается генеральный тренд усиления взаимосвязи ее рациональной и эмоциональной форм реализации. При этом она адаптируется и модифицируется на любом уровне GES — от индивидуального и локального до регионального, национального или транснационального.
Коллаборация охватывает основную структуру и инфраструктуру на всех уровнях глобальной экономики. Начинаясь на уровне отдельных рабочих мест и локальных фирм, она распространяется по регионам и всему миру, воплощаясь в межфирменных и межгосударственных соглашениях и проектах, привлекая крупных частных инвесторов в торговые, транспортные, информационные, финансовые мегасети и мегацентры для реализации мегапроектов.
Множество действующих коллабораций обеспечивает как интенсивное, так и экстенсивное развитие VI технологического уклада, создавая принципиально новые виды продуктов или новые генерации уже выпускаемых, модифицируя их компоненты. Оно ускоряет развитие уклада за счет сокращения времени внедрения его достижений и расширяет сферу его действия за счет привлечения его технологий во все новые сферы экономики и жизни.
Научные коллаборации и научные мегацентры
В русле набирающего силу VI технологического уклада на принципах добровольной ме-гапроектной инициации субъектами международных экономических отношений на основе коллаборации развиваются мегасайенс-цен-тры (MSC), которые можно определить как масштабную мегаэкономическую форму инвестиционной кооперации производства интеллектуальных продуктов (знаний и технологий) мирового значения, адекватную экономике знаний и основанную на транснациональном или межнациональном капитале [7].
MSC настойчиво продвигаются в научно-исследовательской и проектной и когнитивной деятельности, создании новых знаний и технологий, формировании новых компетенций кадров и способов сотрудничества с национальными центрами коллективного пользования. Этот процесс активно генерируется и стимулируется странами-лидерами VI технологического уклада, что с начала XXI в. нашло отраже-
ние в стратегиях развития наиболее прогрессивными стран мира и их интеграционных союзов.
Главный смысл и цель научных коллабора-ций (центров и концернов) состоят в снижении их участниками трансформационных и транзакционных издержек, повышении эффективности развития и реализации достижений научно-технического прогресса для мирового сообщества. Важной задачей таких креативных проектных объединений становится подготовка нового поколения ученых с междисциплинарными компетенциями, охватывающих широкий круг задач и готовых работать на прорывных направлениях, использовать новые методы трансформации вещества и поля, вовлекать новые материалы.
С этих позиций можно охарактеризовать используемые в мировой практике MSC как крупные исследовательские центры с оборудованием, предназначенным для коллективного (международного) пользования. К такому оборудованию относят высочайшей сложности особо дорогостоящие и недоступные для отдельных научных институтов установки — крупные научно-технические комплексы (астрофизические установки, нейтронные источники, ядерно-физические установки, установки со встречными пучками для физики высоких энергий, термоядерные установки, мощные лазеры, источники синхротронного излучения, лазеры на свободных электронах, установки со сверхсильными магнитными полями и др.), стоимость которых составляет свыше 200 млн долл. США [1].
Например, мегаколлаборация CALICE (Calorimeter for the LInear Collider with Electrons) объединяет более 300 физиков и инженеров из 57 институтов 17 стран. Ее основная задача — создание, тестирование и оптимизация калориметрической системы будущего детектора для ILC. В рамках данной коллаборации были созданы и опробованы на тестовых пучках несколько прототипов как электромагнитных, так и адронных калориметров, в том числе аналоговый адронный калориметр с беспрецедентной гранулярностью, активные элементы которого (детектирующие слои) были изготовлены в ИТЭФ. В 2006-2010 гг. калориметры работали в составе экспериментальной установки в лабораториях DESY, CERN и FNAL. Был набран большой объем экспериментальных данных — несколько сотен миллионов событий в пучках электронов, позитронов, пи-мезонов и мюонов в диапазоне энергий от 2 до 130 ГэВ [16].
Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах XFEL (X-ray free electron laser) [24], Германия; большой адронный коллайдер LHC (Large Hadron Collider) [28] в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований (Conseil Euro-pёen pour la Recherche Nucleaire — CERN), Швейцария; термоядерный реактор ITER (International thermonuclear experimental reactor) [27], Франция; тяжелоионный ускоритель FAIR (Facility for Antiproton and Ion Research) [25], Центр исследований многозарядных ионов (GSI, Дармштадт, Германия) — все это примеры научной коллаборации.
Развивая физические исследования, активно работают групповые международные коллаборации, такие как MINOS, ASACUSA, OPERA [20], ATLAS, EAGLE, ASCOT [23], Belle. Очевидно, временные творческие группы специалистов из разных стран решают конкретные частичные задачи в рамках общего проекта, который организован в форме международной коллаборации более высокого уровня, масштаба и срока с иными институтами и органами управления субъектно-объектной характеристикой. Анализ показывает иерархичность структуры коллаборации, а также наличие субординации процессов и результатов, объектов и субъектов, проектов и эффектов в решении ее частных и общих задач.
Кроме описанных возникают все новые коллаборации в сфере науки о Земле. Например, коллаборация «Байкал» нацелена на изучение устройства Вселенной, с одной стороны, и получение данных в области физики элементарных частиц, с другой, — это единая наука о строении вещества на микро- и макроуровне. Рабочие совещания коллаборации «Байкал» проходят в г. Дубна 2 раза в год. В коллаборацию входят ОИЯИ, Институт ядерных исследований РАН (Москва), НИИЯФ МГУ, РНЦ «Курчатовский институт», германский исследовательский центр DESY (отделение в г. Цойтене), Иркутский и Нижегородский государственные университеты, Санкт-Петербургский морской государственный технический университет. Регулярно участники интенсивно обсуждают и анализируют результаты работы разных групп, входящих в коллаборацию, намечают перспективные планы на полгода, обсуждают предстоящие экспедиции. Параллельно с эволюцией техники идет и идейное созревание самих исследователей: становится яснее, какие технические задачи предстоит решить и как их правильно решать [9].
Диффузия и перспектива коллаборации
Распространение коллаборации на самые различные сферы жизни и экономической деятельности имеет тенденцию ускорения, что соответствует первой фазе повышающей стадии цикла Кондратьева (2000-2012 гг.), а уровень ее освоения в конкретных проектах и отраслях невероятно вырос за два последних десятилетия, раскрывая ее креативный и когнитивный потенциал в краткосрочных и долгосрочных, локальных и глобальных проектах.
За последнее десятилетие коллаборация прочно захватила сферу массового потребления, приняв индустриальные принципы и цели, массовый характер и масштабы распространения. Все больше и больше коллаборация проникает в интеллектуальное решение повседневных проблем современного человека, и это не парадоксально. И здесь экономика знаний выдвигает данную форму сотрудничества ради получения креативного и эффективного интеллектуального продукта на передний план, потому что она становится способом преодоления рутины и по существу отвечает инновационному подходу в решении назревших и перспективных повседневных задач.
Наиболее быстро коллаборация развивается в сфере архитектуры и искусства, моды и музыки, ландшафтного и строительного дизайна, производстве обуви и одежды, логистике и торговле, ИКТ и СМИ, создании новых PC и IP, автомобилей и прочем [3]. Пример из медиасферы: журнал «Very Nearly Almost» представил свою очередную коллаборацию с уличными художниками, а рекламу его №22 сделали британцы из «Soulful Creative», которые создали очень оригинальную стенку, объединив в одной работе тэггинг, иллюстрацию, классическое граффити, искусство создания знаков и дизайн [18]. Другой пример — проект «Amaze Art» (основан в 2012 г.), который занимается синтезом современного искусства и дизайна. Проект выступил с несколькими колла-борациями с различными художниками, нацеленными на объединения ремесла и искусства, среди которых известный уличный художник Tilt, чье мастерство было коммерчески удачно воплощено в новых формах мебели [10].
В фэшн-индустрии к использованию потенциала коллаборации активно подключились К. Лагерфельд, М. Катранзу, А. Биттар, И. Маран. Примеров творческого сотрудничества в самых разных комбинациях идей и компетенций огромное множество. Так, 2012 г. известен эффективными коллаборациями H&M с Versace, Marni, Maison Martin Margiela
[17]. Известная модель К. Мосс приняла участие в совместном проекте с французской сетью суши-ресторанов Sushi Shop, создав дизайн специальной коробки для суши и роллов. «Sushi Shop» уже не первый раз устраивают подобные «коллаборации со звездами». Ранее коробки для ресторанов оформлял музыкант Л. Кравиц и дизайнер К. Такада. Сейчас, в связи с открытием своего первого заведения в Лондоне (и сотого — в мире), боссы французской сети решили привлечь к сотрудничеству самую модную британку.
Создание новых продуктов на основе кол-лаборации известных фирм из разных стран и отраслей (например, производство шикарных итальянских автомобилей — Ferrari, и швейцарских часов — Hublot) воплощает их лучшие достижения, становясь знаковыми для коллекций ценителей обоих брендов (часы Big Bang U.A.E. Limited Edition) [11]. Удачная коллабора-ция, возникая в рамках отдельных проектов, может повторяться в других проектах с теми же участниками. Таков пример Nike и A.P.C. в дизайне и производстве спортивной обуви нового поколения. Эти фирмы после дебютной коллаборации 2012 г., оказавшейся неоспоримо успешной, приняли решение о продолжении сотрудничества в рамках содружества фирм США и Франции при создании новой коллекци Nike Air Maxim 1 и Nike Dunk Highs. Пока приобрести эту обувь можно только в двух магазинах в Гонконге (A.P.C. Central и A.P.C. Causeway Bay), но скоро она будет в продаже онлайн [12]. Такова стратегия вывода продукта коллабора-ции на глобальный рынок.
Вместе с распространением коллабора-ции в экономических системах всех уровней, а особенно во внешнеэкономических отношениях прогрессивных фирм разных стран, проявилась тенденция вульгаризации этой эффективной формы организации креативной деятельности. К коллаборации начинают относить любые единичные акты взаимодействий отдельных хозяйственных субъектов и действий отдельных индивидов (вроде «коллабо-рация штанов и ножниц») [21]. Формируется множество вульгарных определений коллабо-рации, в которых она объясняется как обучающее сотрудничество вообще [8] и, таким образом, редуцируется и теряет свою специфику, поскольку всякое сотрудничество чему-либо обучает его участников. Но не всякое сотрудничество организуется для получения общего интеллектуального продукта и соответствующих когнитивных эффектов для его участников. Однако отходы при выведении и раскры-
44 новые исследования по региональной экономике
тии нового понятия неизбежны и особенно ные ресурсы, эффективные способы их инно-
многочисленны в начале процесса. вационной мобилизации для поддержки ор-
Так, 26 ноября 2012 г. в Google создан сайт ганов государства гражданским обществом в
«Проект: Коллаборация», где объясняется: поиске перспективных траекторий развития
«Коллаборация — это тренд нашей с вами со- стран и регионов, стратегий экономической
временности. Объединяться для обмена опы- эволюции [22]. Формы коллаборации в соци-
том и проведения проектов теперь модно. Это альной жизни и социальных сетях становятся
весьма редкое сочетание — модное и полезное. объектом изучения многих гуманитарных и
Мы приглашаем вас внести свой вклад в чье-то социальных наук — от психологии, филологии
развитие и расти профессионально самому, и культурологии до социологии, политологии и
участвуя в наших мероприятиях» [19]. Такая юриспруденции.
популяризация со сбором средств (!) в пользу С позиции когнитивного и эвристического, коллаборации пока не приносит особых пло- прагматического и прогностического аспектов
дов, но, возможно, постепенно делает ее фор- коллаборацию как глобальную форму органи-
мой нового народного и международного ин- зации экономики знаний со всеми ее систем-
дустриального масштаба. ными проблемами и противоречиями, преи-
Однако коллаборация приобретает все боль- муществами и эффектами, масштабами и фор-
шее значение не только в экономике, но и в со- мами еще предстоит глубоко изучать не только
циальной жизни, где формируются социаль- в предметом поле экономической науки, но
ные кластеры, территориальные организации и в междисциплинарном контексте. На этом
самоуправления, волонтерские инициативы. пути, несомненно, раскроются новые грани ее
При этом возникают проблемы дефицита кре- потенциала, перспективы и пределы приме-
ативных идей и эффективных решений у пра- нения, которые станут частью эволюционной
вительств, требуются новые интеллектуаль- экономической теории, политики и практики.
Список источников
1. В Академгородке может появиться «инновационная» таможня // Технопарк Новосибирского Академгородка [Электронный ресурс]. URL: http://www.int-park.com/index.php?id=stat&show=1154 (дата обращения 20.06.2013).
2. Вторая коллаборация Saucony и петербургской марки Anteater [Электронный ресурс]. URL: http://sobaka.ru/fashion/ news/16554 (дата обращения 20.06.2013).
3. Джинсы для модели. Коллаборация Карли Клосс и Frame. [Электронный ресурс]. URL: http://www.justlady.ru/news-162709-dzhinsy-dlya-modeli-kollaboraciya-karli-kloss-i-frame (дата обращения 20.06.2013).
4. Иншаков О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2004. — № 4(40). — С. 5-18.
5. Иншаков О. В. Эволюционная экономика и экономическая генетика // VI Международный симпозиум по эволюционной экономике. — М.: ИЭ РАН, 2006. — С. 45-58.
6. Иншаков О. В., Волошина А. Ю. Формирование концепции мегатрендов эволюции глобальной экономической системы // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — №5. — С. 61-70.
7. Иншакова Е. И., Иншаков О. В. Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 1 (20). (Экономика. Экология). С. 298-304.
8. Коллаборация. [Электронный ресурс]. URL: http://letopisi.ru/index.php/Коллаборация (дата обращения 20.06.2013).
9. Коллаборация «Байкал». Станция работает круглогодично // Дубна. Еженедельник Объединенного института ядерных исследований. — 2010. — №26(4016). [Электронный ресурс]. URL: http://wwwinfo.jinr.ru/~jinrmag/win/2010/26/ba26. htm
10. Коллаборация Amaze и Tilt. [Электронный ресурс]. URL: http://www.creammag.ru/posts/art/graffiti/kollaboraciya-amaze-i-tilt/ (time access 20.06.2013).
11. Коллаборация Hublot и Ferrari — часы Big Bang U.A.E. Limited Edition. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hautetime.ru/kollaboratsiya-hublot-i-ferrari-chasy-big-bang-u.a.e.-limited-edition/21387/ (time access 20.06.2013).
12. Летняя коллаборация Nike в сотрудничестве с A.P.C. [Электронный ресурс]. URL: http://afisha.bigmir.net/shopping/ news/198941-Letnjaja-kollaboracija-Nike-v-sotrudnichestve-s-A-P-C- (дата обращения 20.06.2013).
13. Макаров В. Л. Экономика знаний. Уроки для России // Вестник Российской академии наук. — 2003. — Т. 73. — № 5. — С. 450-456.
14. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 279 с.
15. Мастер-класс «Коллаборация 2013» [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/event48387951. (дата обращения
20.06.2013).
16. Международный линейный коллайдер // Коллаборация CALICE [Электронный ресурс]. URL: http://www.desy. de/~chadeeva/itep_win/calice.html. (дата обращения 20.06.2013).
17. Новая коллаборация: H&M и Isabel Maran. [Электронный ресурс]. URL: thttp://www.woman.ru/fashion/medley3/ article/92964/ (дата обращения 20.06.2013).
18. Очередная коллаборация VNA с уличными художниками. [Электронный ресурс]. URL: http://www.creammag.ru/ posts/art/graffiti/ocherednaya-kollaboraciya-vna-s-ulichnymi-hudojnikami (дата обращения 20.06.2013).
19. Проект Коллаборация [Электронный ресурс]. URL: http://checkthis.com/collaboration. (дата обращения 20.06.2013).
20. Современная космология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.modcos.com/finds.php?teg_c=%D0%BA%D0%B E%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+MINOS&page=1&refs=news. (дата обращения 20.06.2013).
21. Шорты на кортах. Коллаборация штанов и ножниц. [Электронный ресурс]. URL: http://downtown.ru/voronezh/ fashion/1864 (дата обращения 20.06.2013).
22. Шустов Я. Интеллигенция и коллаборация [Электронный ресурс]. URL: http://www.liberty.ru/ttemes/Intelligenciya-i-kollaboraciya (дата обращения 20.06.2013).
23. Эксперимент ATLAS [Электронный ресурс]. URL: http http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_ATLAS (дата обращения 20.06.2013).
24. European XFEL [Electronic resource]. URL: https://www.xfel.eu/ (дата обращения 20.06.2013).
25. Facility for Antiproton and Ion Research [Electronic resource]. URL: http://www.fair-center.eu/ (дата обращения
20.06.2013).
26. Inshakov O. The Theory of Human Action and Economic Genetics // The Human Being in Contemporary Philosophical Conceptions. — Cambridge Scholars Publishing, 2009. — P. 159-171.
27. ITER — the way to new energy [Electronic resource]. URL: http://www.iter.org/ (time access 20.06.2013).
28. tte Large Hadron Collider // CERN [Electronic resource]. URL: http://home.web.cern.ch/about/accelerators/large-hadron-collider (time access 20.06.2013).
Информация об авторе
Иншаков Олег Васильевич (Волгоград, Россия) — доктор экономических наук, профессор, ректор, Волгоградский государственный университет (400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, e-mail: [email protected]).
UDC 330.101.541
O. V. Inshakov
collaboration as a form of knowledge-based economy organization
The object field of knowledge-based economy is formed by appropriate real system of relations in production, distribution, exchange, and consumption reflecting its innovative and creative character. The variety of forms of institutions, organizations, and information are becoming the factors of the structuring, functioning, and evolving of knowledge-based economy in a global scale. Collaboration is attracting more and more attention from both researchers and experts in economics, politics, law, sociology, culture as a fast emerging and efficient but underexplored form of relations among subjects of knowledge-based economy. Collaboration is an appropriate to the nature of knowledge-based economy form of cooperation, which is detailed according to its subjects, objects, levels, and scale, spheres and industries, sectors and segments. Collaboration provides both intensive and extensive development of VI technological mode creating totally new types and generations of products and services. The diversity of local and regional, inter-firm and international forms of collaboration is accelerating in all spheres of global economy. Despite over simplifying, contemporary science has to think over the essence and evolutionary potential of collaboration as well as to work out justified recommendations for the practice.
Keywords: knowledge-based economy, collaboration, nanoeconomics, megaeconomics, megaprojects, megascience center, VI technological mode, product generations.
Introduction
The present stage of development of the global economic system (GES) is characterized as the unique stage of its evolution — knowledge-based economy, which sometimes is defined as the highest phase of the post-industrial society development. The dominating factor of production in the knowledge-based economy is the human capital
with creative and innovative potential. This potential is implemented in products with a prevailing share of intellectual component. Last decade of XX century, the average annual investments in the knowledge grew quicker in OECD countries (3.4%) than investments in fixed assets (2.2%). Out of all volumes of the knowledge measured in physical units, which mankind has 90% are re-