Научная статья на тему 'Количественный подход к определению экономического ресурса приращения знаний в системе образования Российской Федерации'

Количественный подход к определению экономического ресурса приращения знаний в системе образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / KNOWLEDGE / CRITERIA OF QUALITY OF KNOWLEDGE / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилов Магомед Ахмедович

В статье рассмотрены основные критерии, определяющие уровни качества образования, показана сравнительная характеристика методик оценки качества образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилов Магомед Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE APPROACH TO DEFINITION OF THE ECONOMIC RESOURCE OF THE INCREMENT OF KNOWLEDGE IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the main criteria defining levels of quality of education are considered, the comparative characteristic of techniques of an assessment of quality of education in the Russian Federation is shown.

Текст научной работы на тему «Количественный подход к определению экономического ресурса приращения знаний в системе образования Российской Федерации»

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПРИРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. А. ДЖАБРАИЛОВ

В статье рассмотрены основные критерии, определяющие уровни качества образования, показана сравнительная характеристика методик оценки качества образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: знания, критерии качества знаний, качество образования.

Существует мнение, согласно которому качество образования представляет собой «интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [6].

Я. И. Кузьминов, Т. Л. Клячко к основным критериям качества образования относят его «современность», «востребованность в последующей деятельности», степень выполнения им «социального заказа» [4].

Сегодня в сфере высшего образования России остро стоит проблема качества знаний.

Интересен подход к оценке качества знаний, предложенный И. П. Павловым. Выдающийся физиолог делает вывод, что «когда образуется связь, т. е. то, что называется «ассоциация», это и есть несомненно знание дела, знание определенных отношений внешнего мира». Анализ его работ позволил сделать вывод, что качество знания определяется тем количеством связей, которые устанавливаются между рассматриваемыми явлениями.

Таким образом, уровень развития мышления и качества знания человека определяется не только числом запомненных им единиц информации или алгоритмов деятельности (репродуктивный уровень), но еще и умением выделять и разрешать противоречия, количеством осознанных связей между явлениями природы-социальной жизни-изучаемой профессии (продуктивный уровень) [1].

Мы считаем, что качество знаний может быть оценено с использованием следующих критериев [2]:

- уровень исходных знаний обучаемых и степень готовности к восприятию новых знаний;

- качество учебных программ, учебников, пособий, методического сопровождения, новых технологий, методик обучения и т.д;

- материально-техническое оснащение социального субъекта;

- качественный уровень преподавателей социального субъекта;

- эффективность федерального контроля качества образования;

- прогнозируемость востребованности будущих специалистов.

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом социального субъекта (вуза) [3].

Следует различать термины «качество обучения» и «качество образования».

Качество обучения - это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса, состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентов как объекта образовательного процесса учебного заведения.

Качество образования дополнительно включает востребованность выпускников учебного заведения, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей, связи «вуз-производство», отсутствие/наличие рекламаций.

В современной концепции образование рассматривается как непрерывный, гибкий, целенаправленный, демократический процесс получения знаний на протяжении всей жизни человека.

Содержание нормативных документов Минобразования России и анализ профессиональной литературы в области качества образования показывают многообразие научных подходов, различ-

ную глубину проработок критериальных показателей.

Число показателей, используемых для характеристики состояния и деятельности социального субъекта, очень велико. Наиболее обобщенными показателями, характеризующими мас-

штаб социального субъекта, являются число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг [5]. Основные критерии, определяющие уровни качества образования показаны на рисунке 1 [5].

Рис. 1. Концептуальная схема критериев качества образования

Комплексный показатель качества обучения может быть разделен на ряд компонентов по уровням качества. Можно выделить три уровня качества обучения [5]:

1. Первый уровень соответствует традиционному уровню качества высшего образования, обеспечивается УМК, включающим конспект лекций, учебную программу, учебник. В обучении используются простейшие технические сред-

ства (доска, мел, плакаты), очень много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом.

2. Второй уровень обеспечивается полным УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке программируемых заданий, групповых семинаров, аудио- и видеокассеты, тесты и контрольные задания. В процессе обучения

используются современные технические средства: компьютер, кодоскоп, экран, СБ-диски, электронная почта, телефон.

3. Третий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен уже на электронных носителях. В процессе обучения применяются совре-

1. Методика государственной аккредитации вузов Минобразования Российской Федерации является весьма представительной как по числу качественных и, особенно, количественных показателей, так и по методике расчета интегрального показателя. Методика базируется на официальных данных, ежегодно представляемых вузами и ЦБД ГА, процедуре проверки соответствия качественных требований ГОС ВПО (программы, учебно-методическое обеспечение, ППС, знания студентов) силами квалифицированной госкомиссии по аккредитации.

Применяются математические методы обработки данных по сопоставимой совокупности вузов (группе) с четким позиционированием вуза по каждому интегральному показателю в лепестковой диаграмме. Методика прошла значительную апробацию в России (выполнены расчеты по 800 вузам). В качестве недостатков можно отметить большую трудоемкость и затраты на проведение процедуры аккредитации вуза. Однако по масштабу применения, достоверности данных и объ-

менные ТСО (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер и действия преподавателя.

Сравнительная характеристика методик оценки качества образования путем процедуры госаккредитации или расчета рейтинга вузов показаны в таблице 1 [5]:

ективности оценки в настоящее время это лучшая методика в России.

2. Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза Российской Федерации базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. В методике применяется теория ранговой корреляции и математической статистики для проведения локальных показателей к сопоставимым значениям и расчета интегрального показателя общего рейтинга вуза, исходя из потенциала и активности вуза. Расчет интегрального показателя можно упростить, если ввести экспертным методом весовые коэффициенты локальных показателей и рассчитывать интегральный показатель по формуле средней взвешенной величины. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким обра-

Таблица 1

Сравнительные характеристики методик оценки качества образования

Название методики и автор Количество групповых критериев Число показателей Метод расчета интегрального показателя Сведения о внедрении

качественных количественных

Методика государственной аккредитации вузов России (Министерство образования Рос-сийскойФедера-ции) 15 9 77 Исходные показатели по группе аккредитованных вузов образовываются методами дискриминантного анализа и построения диаграммы Парето; формируются два интегральных показателя (лепестковая диаграмма и вероятность принадлежности к группе) С 1997 г. выполнены расчеты по 800 вузам России

Методика расчета рейтинга вузов России (Госкомитет Россий-скойФедерации по высшему образованию) 6 44 Исходные показатели по вузам методами математической статистики и ранговой корреляции приводятся к сопоставимым значениям. Оценка эффективности рассчитывается как отношение деловой активности к суммарному потенциалу вуза. На базе него фор-мируется общий рейтинг вуза С начала 90-х гг. внедрена Госкомитетом Российской Федерации по высшему образованию

зом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза.

Данные показатели нашли свое отражение в методике государственной аккредитации вузов Минобразования Российской Федерации. Проведенный нами мониторинг деятельности ТГУ имени Г. Р. Державина с применением методики государственной аккредитации в Центральном федеральном округе показал, что происходит поступательное развитие вуза и постепенное приращение количественных и качественных показателей знаний, что способствует приросту знаний и росту престижа ТГУ имени Г. Р. Державина в рейтинге вузов России [2].

Большое количество вузов сейчас у нас находятся на стадии проверки и контроля. Далеко не все они сегодня полностью соответствуют предъявляемым требованиям, и периодически даже ставятся вопросы об отзыве лицензии, аккредитации. И конечно, нужно следить за качеством образования.

В настоящий момент важно дать каждому вузу выпутаться из сложной ситуации, продемонстрировать нормальный уровень образования. И в этом случае важно предоставить высшим учебным заведениям возможность ликвидировать те проблемы, которые были выявлены в ходе контроля.

Литература

1. Бусыгин А. Г., Бусыгина Т. А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: учеб. пособие / под ред. Бусыгиной А. Л. Самара, 2005.

2. Джабраилов М. А. Методика определения качественных показателей приращения знаний социального

субъекта в условиях современной экономики // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4.

3. Джабраилов М. А. Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 1.

4. Кузьминов Я. И., Клячко Т. Л. Образование и развитие человеческого потенциала в России // Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ в 2000 г. / под общ. ред. С. Н. Бобылева. М., 2001. Гл. 6. иКЬ: http://hse.ru

5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Ни-кандрова. Н. Новгород, 2004.

6. иКЬ: http://www.iov.ru

* * *

QUANTITATIVE APPROACH TO DEFINITION OF THE ECONOMIC RESOURCE OF THE

INCREMENT OF KNOWLEDGE IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

M. A. Dzhabrailov

In article the main criteria defining levels of quality of education are considered, the comparative characteristic of techniques of an assessment of quality of education in the Russian Federation is shown.

Key words: knowledge, criteria of quality of knowledge, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.