Научная статья на тему 'Количественные представления как объект диагностики готовности детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе'

Количественные представления как объект диагностики готовности детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1383
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна

В статье обосновывается необходимость диагностики представлений дошкольников о количестве, являющихся одним из показателей познавательной готовности ребенка к обучению в школе, предлагаются диагностические методики и результаты выполнения диагностических заданий дошкольниками с интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития и умственной отсталостью) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantity representation as an object of readiness to school diagnostics of children with intellectual disabilities

The article explains the need for diagnostic of quantity representations of preschool children. This index is considered to be a dimension of cognitive readiness of a child for school. Two diagnostic methods and their results from preschool children with intellectual disabilities (mental retardation) in comparison with their normally developing peers are presented. The two methods are The study of understanding of conservation notion, based on the Piagets theory of developmental stages of childrens intelligence, which aimed at identification of childs ability to understand that objects, regardless of their location and movement, retain their original size, mass, volume; the Organization method provides an opportunity to conduct training and, thus, detect learning abilities of the child, and ability to transfer mastered action on to the new situation. In the qualitative analysis survey data from 133 children were used

Текст научной работы на тему «Количественные представления как объект диагностики готовности детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе»

Л. Ф. Фатихова

Количественные представления как объект диагностики готовности детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе*

Фатихова Лидия Фаварисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

В статье обосновывается необходимость диагностики представлений дошкольников о количестве, являющихся одним из показателей познавательной готовности ребенка к обучению в школе, предлагаются диагностические методики и результаты выполнения диагностических заданий дошкольниками с интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития и умственной отсталостью) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Представления о количестве являются основой для дальнейшего математического развития ребенка. Выступая объектом интенсивного формирования в дошкольном учреждении, они обычно остаются за пределами внимания специалистов при диагностике психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Между тем, именно представления о количестве являются одним из важных показателей умственного развития ребенка, его способности усваивать информацию, требующую активной мыслительной деятельности. Другими словами, они могут входить в состав критериев познавательной готовности к школе.

Как известно, в зону риска по показателям недостаточной готовности к обучению в школе попадает группа детей с интеллектуальными нарушениями - с задержкой психического развития (далее ЗПР) и умственной отсталостью. При этом, дети с ЗПР, как правило, не готовы к обучению в массовой школе, особенно в случаях несвоевременного начала коррекци-онно-развивающей работы, а дети с умствен-

* Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями» (проект №10-06-84607а/У).

ной отсталостью - к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида. При всей очевидности данного факта, специалисты все же обследуют детей данных категорий на предмет их психолого-педагогической готовности к обучению в школе. Данное обследование является более углубленным и производится в рамках системного подхода, т.е. охватывает разные стороны психической деятельности и дошкольной подготовки ребенка. Цель данного исследования - не столько определение того, готов или не готов ребенок к обучению в школе, сколько прогнозирование возможных трудностей его дальнейшего обучения, выявление потенциальных возможностей развития - обучаемости ребенка, перспектив кор-рекционно-развивающей работы.

В комплекс диагностических средств по определению психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе, наряду со ставшими традиционными методиками (тестом Керна-Йирасека, методиками Л. А. Венгера «Графический диктант», Н. И. Гуткиной «Домик» и др.), по нашему мнению, должны войти методики на выявление уровня сформи-рованности количественных представлений. Причем, изучение данного показателя целесообразно проводить у всех детей, а у детей с интеллектуальными нарушениями это изучение

представляет особую важность, так как позволяет в той или иной степени судить о нескольких составляющих, а именно:

1) уровне владения ребенком дочисловыми представлениями, и тем самым, уровне развития его наглядного мышления;

2) степени дошкольной подготовки ребенка в детском саду по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

3) способности ребенка принимать помощь педагога при решении интеллектуальных задач, т.е. обучаемости ребенка.

Три вышеназванных аспекта являлись для нас отправными точками при разработке и модификации диагностических методик.

Вниманию читателей предлагается две методики. Первая методика - «Изучение понимания сохранения количества», основана на теории Ж. Пиаже о стадиальности развития детского интеллекта, его исследованиях феноменов сохранения, выявлении способности ребенка преодолеть эгоцентризм в восприятии окружающего и понять, что объекты вне зависимости от своего расположения и перемещения сохраняют изначальные величины - количество, массу, объем. Вторая методика - «Упорядочивание» (модифицированный вариант методики И. И. Аргинской) дает возможность проводить в процессе диагностики обучение и, тем самым, выявлять обучаемость ребенка, а также определять его способность переносить усвоенное действие на новое задание.

Дадим описание указанных методик и результатов исследования количественных представлений посредством данных методик у трех групп детей дошкольного возраста -нормально развивающихся детей, детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, находящиеся в условиях как массового (нормально развивающиеся дети), так и специального (коррекционно-го) обучения и воспитания (дети с ЗПР и дети с умственной отсталостью), т.е. в дошкольных образовательных учреждениях общего, компенсирующего и комбинированного видов. Анализировались результаты обследования, полученные на выборке в 180 детей, из них: 53 нормально развивающихся ребенка, 87 детей с ЗПР, 40 детей с умственной отсталостью. В качественном анализе использовались все полученные данные, для статистической обработки данных использовались данные обследования 133 детей.

Методика

«Изучение понимания сохранения количества» (разработка Л. Ф. Фатиховой)

Цель:

1) изучение способности к пониманию сохранения количества;

2) изучение сформированности действия прямого количественного счета в пределах 5;

3) изучение способности использовать помощь взрослого при решении интеллектуальной задачи.

Стимульный материал (см. рис. 1):

1) 2 карточки с изображением однородных предметов в количестве 5 шт. (например: 5 мячей и 5 машинок), расположенных в ряд таким образом, что ряд из машинок визуально кажется длиннее, чем ряд из мячей;

2) 5 разноцветных полосок бумаги длиной 10 см и шириной 1 см.

Ход исследования

Экспериментатор показывает ребенку две карточки с изображением двух групп однородных предметов - мячей и машинок - и говорит: «Посмотри на эти предметы и скажи, чего больше - мячей или машинок».

Виды помощи

1. Если ребенок неправильно ответил на вопрос, экспериментатор дает ему возможность скорректировать ответ: «Неправильно, подумай еще».

2. Экспериментатор предлагает ребенку сосчитать предметы на каждой карточке и снова задает вопрос на сравнение количества изображенных предметов.

3. Экспериментатор предлагает ребенку с помощью разноцветных полосок соединить предметы, изображенные на первой карточке (каждый мячик), с предметами, изображенными на второй карточке (с каждой машинкой), после чего снова спрашивает о том, каких предметов больше.

4. Экспериментатор сам устанавливает взаимооднозначное соответствие групп предметов посредством разноцветных полосок и снова задает вопрос о том, каких предметов больше.

Оценка результатов

5 баллов - ребенок полностью самостоятельно выполняет задание, без помощи

Рис. 1. Стимульный материал к методике «Изучение понимания сохранения количества»

экспериментатора и на уровне зрительного соотнесения (т.е. без их пересчета), определяя взаимооднозначность предметных совокупностей.

4 балла - ребенок выполняет задание самостоятельно и без помощи экспериментатора, но на уровне предметно-практической деятельности, т.е. осуществляя пересчет предметных совокупностей. Данное количество баллов ставится также и в том случае, если ребенку понадобился первый вид помощи - указание на то, что он выполнил задание с ошибкой.

3 балла - ребенок способен выполнить задание при применении второго вида помощи.

2 балла - ребенок способен выполнить задание при применении третьего вида помощи.

1 балл - ребенку необходим четвертый вид помощи.

0 баллов - ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания ребенком.

Таблица 1. Анализ результатов по методике «Изучение понимания сохранения количества»

Группы детей Баллы

Нормально развивающиеся дети 3-5

Дети с ЗПР 0-2

Дети с умственной отсталостью 0-1

Нормально развивающиеся дети разделяются по уровню выполнения задания на две группы. Первая группа детей устанав-

ливает взаимооднозначность совокупностей посредством пересчета или используя первый и второй виды помощи. Вторая группа способна полностью самостоятельно выполнить задание на уровне зрительного соотнесения, т.е. дети понимают взаимооднозначность предметных совокупностей без их пересчета.

Дети с ЗПР способны установить взаимооднозначность совокупностей только при предъявлении третьего и четвертого видов помощи - проверки численности рядов посредством полосок самим ребенком или с помощью взрослого.

Дети с умственной отсталостью не способны к установлению взаимооднозначности совокупностей. Часть детей даже при предъявлении всех видов помощи утверждает, что больше тех предметов, которые визуально занимают больше места в пространстве. Другая часть детей (как правило, дети с выраженными формами нарушения интеллекта) не понимают предложенного задания.

Методика «Упорядочивание» (модифицированный вариант методики И. И. Аргинской)

Цель:

1) исследование способности ребенка к упорядочиванию предметов по количеству;

2)изучение уровня сформированности действия прямого количественного счета;

3) выявление способности к переносу действия в сходные условия.

Стимульный материал: три набора картонных кругов диаметром 5 см с точками от одной до пяти, расположенных в разной конфигурации (см. рис. 2-4).

Ход исследования

Исследование состоит из трех серий. Экспериментатор в беспорядке располагает круги перед ребенком и дает инструкцию: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и разложи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».

При успешном выполнении действия упорядочивания в прямом порядке можно предложить ребенку упорядочить совокупности в обратном порядке.

Виды помощи

1. Если ребенок не принимает поставленную задачу, производит неспецифические манипуляции с карточками, то экспериментатор уточняет инструкцию, вводит в нее подсказки, сопровождает ее жестами: «Карточки надо разложить так, чтобы на первом месте была карточка, на которой меньше всего точек, а в конце надо положить карточку, на которой больше всего точек».

2. Экспериментатор доводит до сознания ребенка неадекватность полученного результата: «Неправильно, подумай еще».

Рис. 2. Стимульный материал к первой серии методики «Упорядочивание»

3. Экспериментатор предлагает ребенку пересчитать точки на каждой карточке, а затем повторяет уточненную инструкцию.

4. Экспериментатор сам упорядочивает карточки под наблюдением ребенка, одновременно комментируя производимые действия. Затем карточки вновь располагаются в беспорядке, и задача по их упорядочиванию вновь предлагается ребенку.

Вторая и третья серия проводятся аналогично первой, однако первичная инструкция несколько сокращается: «А теперь расположи по порядку эти карточки».

Если ребенок вновь затрудняется с выполнением задания, ему предлагаются те же виды помощи, что и в первой серии. Если ребенок не принимает задачу, первый вид помощи опускается и экспериментатор сразу переходит ко второму, однако оценка за этот вид помощи все равно снижается.

Оценка результатов

Безошибочное выполнение каждой серии задания оценивается в 3 балла. Каждый вид помощи уменьшает результат оценивания серии на 0,5 балла. Затем баллы по всем трем сериям суммируются. Таким образом, максимальная оценка за выполнение задания без ошибок и использования помощи составляет 9 баллов.

Таблица 2. Анализ результатов по методике «Упорядочивание»

Группы детей Баллы

Нормально развивающиеся дети 6-9

Дети с ЗПР 3-7

Дети с умственной отсталостью 0-5

Рис. 3. Стимульный материал ко второй серии методики «Упорядочивание»

Нормально развивающиеся дети не испытывают трудности при выполнении заданий с действием количественного счета в пределах 5. Они упорядочивают круги на основе произведенного пересчета точек на них или на основе зрительного восприятия совокупностей, без пересчета. Некоторые дети данной группы способны к упорядочиванию количественных совокупностей и в прямом (от 1 до 5), и в обратном (от 5 до 1) порядке.

Дети с ЗПР используют усвоенное при выполнении предыдущей серии действие в задании следующей серии (осуществляют перенос) и могут с большей успешностью выполнять задание последующей серии в сравнении с заданием предыдущей серии.

Некоторые дошкольники с ЗПР могут допускать ошибки в дифференциации совокупностей 4 и 5. Как правило, дошкольники с ЗПР нуждаются в стимулирующей (второй вид) и направляющей (третий вид) помощи при выполнении задания и могут с помощью взрослого упорядочить совокупности в обратном порядке.

Дети с умственной отсталостью в связи с интеллектуальной недостаточностью и речевым недоразвитием могут не понимать задачи и нуждаются в уточнении инструкции, включении в нее жестов (первый вид помощи). Как правило, второй и третий виды помощи не приводят к успеху действия упорядочивания, часть дошкольников выполняют задание при предъявлении обучающей помощи (четвертый вид). Дошкольники с умственной отсталостью не владеют действием переноса и выполняют задание каждой серии как новое, нуждаясь в таких же, а иногда и в больших дозах помощи со стороны взрослого. Детям данной группы трудно переключиться с упорядочивания в прямом порядке на упорядочивание в обратном порядке.

Нормально развивающиеся дети достаточно успешно справляются с заданиями, предполагающими восприятие количества предметов, пересчет объектов в количественной совокупности и расположение их в заданной последовательности, изредка нуждаясь в стимулирующей помощи, что связано чаще всего с недостаточной замо-тивированностью на задании или невысоким уровнем произвольности познавательной деятельности.

Низкая успешность в выполнении экспериментальных заданий подобного рода

Рис. 4. Стимульный материал к третьей серии методики «Упорядочивание»

детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, связана не только с этими факторами, но и с недостаточной сформиро-ванностью познавательной деятельности, а следовательно, с недостаточной готовностью к обучению в школе.

Различия в выполнении заданий детьми с ЗПР и детьми с умственной отсталостью проявляются прежде всего в том, что дети с ЗПР обладают более высокими потенциальными возможностями в дальнейшем познавательном развитии, более высокой обучаемостью при оперировании количественными представлениями. На это указывает тот факт, что дети с ЗПР в сравнении с детьми с умственной отсталостью более конструктивно используют помощь взрослого при решении интеллектуальной задачи. Кроме того, они нуждаются в меньших дозах помощи, чем дети с умственной отсталостью, как правило, им достаточно стимулирующей, чаще направляющей помощи.

Дети же с умственной отсталостью или вообще не владеют способностью «видеть» помощь взрослого или нуждаются в обучающей помощи - самой большой дозе помощи взрослого.

У детей с ЗПР при условии систематической и эффективной коррекционно-раз-вивающей работы несколько позже, чем у их нормально развивающихся сверстников, а именно в младшем школьном возрасте, формируется такое новообразование психики, как психологическая готовность к обучению в школе. У детей с умственной отсталостью данное образование будет недостаточно сформировано даже в школьном возрасте, что будет затруднять процесс усвоения ими школьных знаний. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.