оценка операционной
эффективности системы менеджмента качества
количественные подходы к оценке
операционной эффективности смк предприятия
_Аннотация
Развитие идей менеджмента качества заставляет по-новому взглянуть на проблему его эффективности, а это, в свою очередь, повышает требования к руководителям предприятий, к их компетентности и ответственности за административные процессы. Как результат, возникает необходимость оценки качества работы самого менеджмента. Об этом пойдет речь в статье.
Ключевые слова: операционная эффективность, система менеджмента качества, административные процессы, количественные подходы к оценке, управленческий потенциал предприятия, компетентность руководства
Повышение эффективности менеджмента организаций является актуальной темой. Особенно с момента введения в действие стандартов ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000, стандартов ИСО 2008 года, а также целого ряда международных и национальных стандартов, устанавливающих дополнительные отраслевые требования к системам менеджмента. К проблемным вопросам улучшения системы менеджмента качества (СМК) по разделу «Ответственность руководства» необходимо, прежде всего, отнести следующее: - политика в области качества не создает основы для постановки и анализа целей в области качества, а также слабо используется как средство повышения результативности СМК;
Шмелева Анна Николаевна
канд. экон. наук,
доцент кафедры
менеджмента
Пензенского
государственного
университета
менеджмент кач<
в российских
компаниях не в полной мере определяются и доводятся до персонала сведения об ответственности _и полномочиях
- имеют место различные отклонения в отношении целей в области качества;
- отсутствует планирование для достижения целей в области качества или существующие планы формальны и практически повторяют документ «Цели в области качества»;
- не в полной мере определяются и доводятся до персонала сведения об ответственности и полномочиях;
- анализ СМК со стороны руководства проводится формально, не учитываются многие обязательные входные данные. Отсутствуют или очень неконкретно излагаются выходные данные анализа, результаты анализа слабо используются как средство повышения результативности СМК [7].
ерационная эффективность системы менеджмента качества
ализ перечисленных отклонений показал, что новными причинами их возникновения являются:
- недостаточное понимание руководством органи-ий основополагающих принципов менеджмента
качества, сформулированных в ИСО 9000:2000, или их игнорирование в деятельности организации;
- формальный выбор процессов СМК на основе существующей организационной структуры без учета их с точки зрения добавленной стоимости;
- практическое отсутствие анализа данных как стороны высшего руководства, так и на уровне подразделений организации, или его слабая нацеленность на улучшение СМК;
- недостаточная компетентность руководства в области СМК.
Автор провел исследование теоретических предпосылок для разработки концепции управления операционной эффективностью СМК предприятия, с выделением:
- основных понятий стандартов ИСО 9000, относящихся к операционной эффективности СМК (система, менеджмент, высшее руководство, система менеджмента, политика в области качества, цели в области качества, менеджмент качества, СМК, постоянное улучшение, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества, результативность, эффективность);
оссийское предпринимательство, 2010, № 9 (2)
- требований к руководству предприятия, выдвигаемых принципами менеджмента качества;
- требований стандартов семейства ИСО 9000 к компетентности руководства предприятия.
В этой связи целесообразным представляется ввести в оборот определение «операционной эффективности СМК» с учетом трактовки эффективности как связи между достигнутым результатом и использованными ресурсами [2].
Операционная эффективность СМК отражает соотношение между результативностью группы процессов СМК «Ответственность руководства» (процессов административного управления) и ресурсами, использованными на их разработку, реализацию и улучшение. Операционная эффективность СМК в первую очередь определяется компетентностью руководства предприятия в сфере качества.
Количественные подходы к оценке эффективности менеджмента
Как следует из изложенного, важно выявить особенности существующих количественных подходов к оценке эффективности менеджмента предприятий с акцентом на качество управления. В ходе исследования были выделены следующие количественные подходы к оценке эффективности менеджмента:
1) функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования системы управления с целью повышения конкурентоспособности бизнеса (Д. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши) [3];
2) оценка управленческой добавленной стоимости (корпоративная методика «Сони»);
3) комплексная рейтинговая оценка качества системы управления предприятием (АА. Свирина) [5];
4) позиционная диагностика систем управления (В. Машкин) [4];
5) система оценки качества менеджмента промышленного предприятия (И. Степанова) [6];
6) методика самооценки уровня управления на промышленных предприятиях (Р.И. Акмаева) [1].
В таблице (см. на с. 60-61) представлен их сравнительный анализ с указанием на особенности их реализации на предприятиях.
Анализ позволил выявить недостатки рассмотренных инструментов оценки. В этой связи необходимы дальнейшие разработки в данной области
_Литература
1. Акмаева Р.И. Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях современной России: Автореферат дисс. ... д-ра экон. наук. - Волгоград, 2007. - С. 49.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008.
3. Маслов Д., Ватсон П., Чилиши Н. Функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования системы управления с целью повышения конкурентоспособности бизнеса // Поволжский вестник качества. Приложение 2. - 2009. -Февраль. - С. 25-29.
4. Машкин В. Позиционная диагностика систем управления // Поволжский Вестник качества. - 2005. - №1.
- С. 50-58.
5. Свирина А.А. Эффективное управление предприятием: сбалансированный подход: Монография. - М.: Креативная экономика, 2009. - С. 59.
6. Степанова И.П. Развитие системы оценки качества менеджмента промышленного предприятия: Автореферат дисс. ... канд. экон. наук - Саратов, 2007. - С. 29.
7. Ульянов М.С. Основные проблемные вопросы в улучшении СМК организаций и возможные пути их решения. // Все о качестве. Отечественные разработки.
- 2008. - № 2. - С. 60-78.
менеджмент качества
Таблица
Сравнительная характеристика подходов
Сравнительный критерий количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК
Функциональная модель оценки менеджмента (Д. Маслов, П.Ватсон, Н. Чилиши) Оценка управленческой добавленной стоимости (корпоративная методика«Сони») Комплексная рейтинговая оценка качества системы управления предприятием (A.A. Свирина) Позиционная диагностика систем управления (В. Машкин) Система оценки качества менеджмента промышленного предприятия (И.Степанова) Методика самооценки уровня управления на промышленных предприятиях (Р.И. Акмаева)
1. В рамках модели реализуется методология постоянного совершенствования Де-минга- цикл РОСА Да Нет Да Нет Да Да
2. Руководители получают инструмент поиска узких мест менеджмента организации, а также возможность сравнения результатов до и после проведения корректирующих и предупреждающих действий Да Нет Да Да Да Да
3. Возможность количественной оценки состояния общего менеджмента организации, поскольку в рамках модели реализовано требование ИСО 9001 измеримости результатов деятельности Реализуется Реализуется Нет Нет Нет Нет
4. Универсальный характер и возможность применения при оценке деятельности различных субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, сферы деятельности и ориентации на системы менеджмента Да Только для акционерных обществ Да Да Да Да
5. Модель требует высокой компетентности руководства предприятия в области теории менеджмента и философии качества Да Нет Да Нет Да Да
6. Развитие командной деятельности персонала Реализуется Реализуется Реализуется Нет Реализуется Реализуется
7. Экономическое измерение личного вклада целого подразделения управленцев или группы менеджеров Нет Реализуется в полной мере Нет Нет Нет Нет
8. Методика учитывает как финансовые, так и нефинансовые показатели деятельности предприятия Нет Нет Да Нет Нет Нет
9. Методика характеризует качество исполнения традиционных управленческих функций по А. Файолю Да Нет Да Нет Да Нет
10. Модель основывается на оценке позиции личности в обществе, согласно которой люди отличаются своим отношением к себе и обществу, к нормам и знаниям Нет Нет Нет Да Нет Нет
11. Модель относит человека к одной из четырех категорий: руководители, исполнители, специалисты, комбинаторы Нет Нет Нет Да Нет Нет
12. Модель оценивает характер управленческих связей, используя организационную структуру компании как фундамент Нет Нет Нет Да Нет Нет
13. В качестве основного объекта модели рассматривается система управления предприятием Нет Нет Нет Да Нет Нет
14. Метод основывается на использовании инструментов анкетирования и интервьюирования Да Нет В том числе Тестирование персонала с помощью теста «Позиция» Да Нет
15. Субъектами оценки качества/результативности/ вклада/выгод менеджмента выступают представители экспертной группы Нет (в роли оценщиков выступают менеджеры и рядовые работники) Нет Не только, но и конечные исполнители Да Да Да
16. Модель ориентирована на предприятия, внедрившие СМК в соответствии с ИСО 9000 Нет Нет Нет Нет Нет Нет
17. Модель выявляет не только ресурсы для эффективного менеджмента, но и внешние барьеры на пути его развития Нет Нет Нет Нет Нет Да
менеджмента качества по ряду направлений. К ним относятся:
- оценка компетентности руководства предприятия в сфере качества;
- объективное отражение роли управленца в административных процессах СМК;
- реализация личного участия и ведущей роли руководства предприятия в вопросах обеспечения качества продукции и управления;
- инициирование внедрения на предприятии стратегии управления персоналом «Самообучающаяся организация»;
- изменение мотивационной составляющей управленческих кадров в зависимости от достигнутых показателей эффективности СМК предприятия. Таким образом, актуальными являются дальнейшие разработки по оценке операционной эффективности СМК и конкурентоспособности предприятия в области развития управленческого потенциала.
Shmeleva A.N.
Cand. ofEcon. Sci, Associate Professor, Chair of Management, Penza State University
Quantitative Approaches to Assessing Operational Efficiency of the QMS of Enterprise
Abstract
D
evelopment of ideas of quality management makes a fresh look at the problem of its effectiveness, and this, in turn, increases requirements for business leaders, their competences and responsibility for the administrative processes. As a result, there is a need to assess the quality of the management. This is discussed in the article.
Keywords: operational effectiveness, quality management system, administrative processes, quantitative approaches to assessment, management capacity of enterprise, competency of managementl
российское предпринимательство, 2010, № 9 (2)