Научная статья на тему 'КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТИПОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИНАСТИЙ'

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТИПОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИНАСТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / ПРИЗНАК / ЧИСЛО ПОКОЛЕНИЙ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬ / СОСТАВ / ХАРАКТЕР ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ / ОБЩИЙ ДИНАСТИЧЕСКИЙ СТАЖ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / PEDAGOGICAL DYNASTY / CHARACTERISTIC / NUMBER OF GENERATIONS / LEVEL OF EDUCATION / PROFILE / STRUCTURE / CHARACTER OF FAMILY CONNECTIONS / TOTAL DYNASTIC EXPERIENCE / TERRITORIAL AFFILIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидук Ирина Алексеевна

В статье представлены признаки и характеристики педагогической династии. Дается определение актуальному состоянию педагогических династий. Анализ эмпирических данных позволил предположить, что в основу типологии педагогических династий заложены смыслы фундаментальных научных категорий времени, пространства и бытия, которые в династическом контексте детализируются следующими признаками: общий династический стаж, число поколений, состав, территориальная принадлежность, характер внутрисемейных (родственных и профессиональных) связей, профиль, уровень образования. Изучение и дополнение указанных признаков, построение с последующим описанием типов педагогических династий представляют собой перспективное направление научного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quantitative and qualitative foundations of the typology of pedagogical dynasties

The article presents the attributes and characteristics of a pedagogical dynasty, and defines the present-day state of pedagogical dynasties. The analysis of empirical data suggests that the typology of pedagogical dynasties is based on the meaning of the fundamental scientific categories of time, space and being, specified in the dynastic context by the following characteristics: total dynastic experience, number of generations, structure, territorial affiliation, character of the family connections (kinship and profession), profile, and the level of education. The study and updating of these characteristics, constructing pedagogical dynasties followed by their description are a promising direction of scientific research.

Текст научной работы на тему «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТИПОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИНАСТИЙ»

История И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.011.31

И. А. Дидук

Количественные и качественные основы типологии

педагогических династий

Аннотация

В статье представлены признаки и характеристики педагогической династии. Дается определение актуальному состоянию педагогических династий. Анализ эмпирических данных позволил предположить, что в основу типологии педагогических династий заложены смыслы фундаментальных научных категорий времени, пространства и бытия, которые в династическом контексте детализируются следующими признаками: общий династический стаж, число поколений, состав, территориальная принадлежность, характер внутрисемейных (родственных и профессиональных) связей, профиль, уровень образования. Изучение и дополнение указанных признаков, построение с последующим описанием типов педагогических династий представляют собой перспективное направление научного поиска.

I Ключевые слова: педагогическая династия, признак, число поколений, уровень образования, профиль, состав, характер внутрисемейных связей, общий династический стаж, территориальная принадлежность.

I. A. Diduk

The quantitative and qualitative foundations of the typology of

pedagogical dynasties

Abstract

The article presents the attributes and characteristics of a pedagogical dynasty, and defines the present-day state of pedagogical dynasties. The analysis of empirical data suggests that the typology of pedagogical dynasties is based on the meaning of the fundamental scientific categories of time, space and being, specified in the dynastic context by the following characteristics: total dynastic experience, number of generations, structure, territorial affiliation, character of the family connections (kinship and profession), profile, and the level of education. The study and updating of these characteristics, constructing pedagogical dynasties followed by their description are a promising direction of scientific research.

I Keywords: pedagogical dynasty; characteristic; number of generations; level of education; profile; structure, character of family connections; total dynastic experience; territorial affiliation.

Изменения в обществе невозможны без участия наиболее активных, опытных, способных к инновационной деятельности её членов. Такой востребованной частью населения являются представители педагогических династий. Именно эти люди, являясь лучшими представителями российского образования, способны участвовать в модернизационных процессах, сохраняя наилучшие традиции отечественного образования конца XIX — начала XXI века.

В настоящее время педагогическая династия остаётся малоизученным феноменом российского образования. При этом её ресурсы для развития науки, культуры и общества в целом трудно переоценить. Отсутствие системных исследований по актуальным аспектам педагогических династий делает данную проблему перспективным направлением педагогического поиска.

С целью выявления и систематизации количественных и качественных признаков, определения на их основе актуального состояния педагогических династий было изучено 78 педагогических династий Вологодской области в составе 598 человек [7]. Анализ эмпирических данных позволил предположить, что в основу типологии педагогических династий заложены смыслы фундаментальных научных категорий времени, пространства, бытия. Категория времени в контексте педагогических династий представлена следующими количественными признаками: династический (трудовой) стаж; продолжительность существования педагогической династии (число поколений); состав (количество членов семьи). Пространство определяет географическую принадлежность педагогической династии (республика, область, район, город, село и т. д.). Бытие очерчено рамками характера внутрисемейных связей; предметной направленностью (профиль); уровнем образования.

Остановимся на описании признаков педагогических династий. Категория времени многозначна. «Время — одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний» [6, с. 103]. Применительно к педагогической династии оно детализируется стажем, продолжительностью существования, составом, выраженными в количественных и качественных показателях.

«Стаж — продолжительность деятельности в какой-либо области» [Там же, с. 761]. Династический стаж представляет собой сумму (совокупность) лет, которые представители педагогической династии посвятили профессиональной

деятельности. Династический стаж условно может характеризовать педагогическую династию как:

• раннюю — до 50 лет;

• юную — 50-100 лет;

• молодую — 101-150 лет;

• взрослую — 151-200 лет;

• зрелую — 201-350 лет;

• старую — более 351 года;

• древнюю — более 1000 лет (табл.). «Поколение — 1). Родственники одной степени родства по отношению к общему предку (предкам). 2). Одновременно живущие люди (особи) близкого возраста» [Там же, с. 550].

Учитывая количество поколений (как совокупность лиц, происходящих от одного родоначальника), от которых напрямую зависит продолжительность существования педагогической династии, последняя может быть представлена:

• двумя поколениями — только складывающаяся династии. В определённых условиях она может сложиться или нет. При этом не исключается фактор спонтанности. На этой стадии существования семьи идёт формирование тенденции профессионального выбора, закладываются основы династических традиций, формируется внутренняя среда — уклад семьи;

• тремя поколениями — педагогическая династия, находящаяся на стадии становления;

• четырьмя и более поколениями — динамично развивающаяся педагогическая династия, которая проецирует своё влияние вовне — культурно-историческую среду (табл.).

Анализ эмпирических данных позв олил установить закономерную связь состава педагогической династии и её общего династического стажа: чем больше членов педагогической династии (семьи), тем продолжительнее общий династический стаж. Так, многопоколенные педагогические династии, которых в Вологодской области 7,6%, насчитывают общий династический стаж более 351 года. Это объясняется тем, что остальные педагогические династии, в соответствии с признаком — число поколений, только проходят стадии формирования, становления, развития и имеют риск распада. Обращает на себя внимание только складывающиеся педагогические династии, включающие в себя два поколения и насчитывающие до 50 лет общего династического стажа. Такие семьи рискуют под воздействием факторов внешней культурно-исторической среды так и не пройти стадии формирования, становления, развития и распасться до начала образования полноценной педагогической династии.

Преобладание (71,7%) трёхпоколенных педагогических династий вполне закономерно, так как в очерченный рамками исследования отрезок времени — столетие (конец XIX — начало XXI века) формально в семье может существовать три поколения родственников. Это подтверждается следующими цифрами: число многопоколенных педагогических династий составляет 7,6%. Кроме того, наличие в семье трёх и более поколений является основополагающим признаком династии вообще и педагогической в частности. Из этого следует, что большинство изучаемых семей являются педагогическими династиями.

Состав педагогической династии определяется не только и не столько поколениями, сколько общей численностью членов семьи. Количество членов педагогической династии может быть больше числа поколений. За счёт этого династия имеет продолжительный династический стаж, даже при небольшом количестве поколений. Итак, состав педагогической династии может быть:

• малочисленный — до 10 человек;

• средний — 11-20 человек;

• многочисленный — 21-30 человек;

• большой — более 31 человека (табл.).

Среди педагогических династий (70,5%) преобладают малочисленные по составу (до 10 представителей), как правило, трёхпоколенные, число которых 71,7%. Таким образом, большинство педагогических династий Вологодской области представляют собой семьи, насчитывающие более трёх поколений и включающие в свой состав до 10 представителей.

Категория «пространство» многозначна. «Пространство — одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом» [Там же, с. 622]. Территория нашей страны в конце XIX — начале XXI века состояла из различных административных единиц. В своём исследовании для определения географической принадлежности педагогической династии мы придерживались территориального устройства современной России, которое закреплено в Конституции РФ 1993 года. С момента принятия основного закона государства произошли некоторые изменения. Сегодня Россия состоит из 8 федеральных округов и 85 субъектов (22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область, 4 автономных округа).

Следующий признак педагогической династии мы определяли в соответствии с территорией, на которой проживает (работает) большинство её представителей (табл.).

В своём выборе мы руководствовались также мнением о том, что определить географию — территориальную принадлежность педагогической династии, например, приписку семьи к конкретной территории — области (Смоленская, Вологодская, Ленинградская и др.), улусу (Тангалусский), республике (Хакасия) и т. д. можно очень условно, так как представители педагогических династий (особенно многопоколенных) зачастую проживают в различных территориях. В таких случаях географическую принадлежность педагогической династии мы определяли по месту проживания и работы большинства представителей педагогической династии. У незначительного количества педагогических династий большинство представителей жили в одной области (городе) и даже работали в одной образовательной организации (например, школе). Это является скорее исключением (совпадением) из правил, нежели устойчивой тенденцией. Показателем, детализирующим принадлежность к конкретной области, выступает населённый пункт (город или село). Если брать за основу типологии населённый пункт проживания, то педагогическая династия может быть городской, сельской, смешанной (представители проживают в городе и в сельской местности). В конце XIX — начале XXI века на территории Вологодской области большинство династий (71,7%) были сельскими. Это подтверждается другими данными: у 82% педагогических династий основатели жили и работали на селе. Это связано с тем, что в период конца XX — начала XXI века. Россия была аграрной страной, и большинство населения проживало в сельской местности. Однако далеко не все из таких династий могут считаться сельскими, поскольку культурно-историческая среда и экономические процессы, происходившие в данный период (индустриализация, урбанизация и др.), повлияли на социальную структуру населения, в том числе и на педагогические династии. Ещё один объективный фактор, повлиявший на увеличение численности педагогов (членов педагогических династий), живущих в городах, — естественный рост семьи. При этом у 82% педагогических династий наблюдается устойчивая тенденция сохранения приверженности к истокам, выраженная в традиции закрепления (проживание и работа) в сельской местности.

Категория «бытие» употребляется в двух значениях: первое — «жизнь, существование», второе — «совокупность материальных условий жизни общества» [Там же, с. 66]. Бытие как повседневность, бытовая и профессиональная реальность, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов — явлений и событий, переживаемых представителями педагогической династии как

обычные, привычные, повторяемые, непременные, естественные в процессе деятельности, осуществляемой в пространстве и времени. Она воплощена в характере внутрисемейных (родственных и профессиональных) связей; предметной направленности (профиль); уровне образования и атрибутирована предметами, символами, знаками конкретной культурно-исторической среды.

Характер внутрисемейных (родственных и профессиональных) связей может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным (табл.).

Педагогические династии с доминированием внутрисемейных связей горизонтального типа характеризуются отношениями, установившимися между дальними родственниками (зачастую одного поколения), не являющимися прямыми наследниками профессиональных (семейных) традиций. Например, отношения мужа и жены — с одной стороны, и племянниками (племянницами) — с другой. Это не исключает возможности присутствия в династии членов семьи, представляющих различные поколения с характерными вертикальными связями. Например, родители — дети.

Педагогические династии с доминированием внутрисемейных отношений характеризуются вертикальными связями, установившимися между близкими родственниками разных поколений, например, родителями и детьми.

Педагогические династии с характером внутрисемейных связей смешанного типа представляют собой производную от педагогических династий с горизонтальными и вертикальными отношениями, и оттого они — разветвленные. Такое смешение предполагает сочетание внутрисемейных связей между ближайшими и дальними родственниками одного или нескольких поколений. Как показало исследование, такие педагогические династии, как правило, включают в себя несколько поколений педагогов, проживающих в различных регионах, многочисленны по составу, с продолжительным династическим стажем.

Использование внешних связей с различными субъектами образования — учащимися и их родителями, профессиональным сообществом (руководителем и коллегами), социумом (например, сельскими жителями) в качестве самостоятельного основания для выделения признака педагогической династии не представляется возможным. Внешние связи наполняют педагогические династии дополнительным содержанием, отражающим как состояние системы образования в конкретных культурно-исторических условиях в общем, так и состояние самих педагогических династий в частности.

При установлении профиля педагогической династии за основу было взято положение статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому направленностью (профилем) считается ориентация на «конкретные области знания и (или) виды деятельности...» [1, с. 5]. Профиль педагогической династии определяется приверженностью (принадлежностью) её представителей к одной области знаний (преподаваемыми его членами учебными предметами). В соответствии с этим профиль педагогической династии может быть следующим:

• естественно-научный — математика, биология, физика, химия, география и др.;

• социально-гуманитарный — русский язык, литература, иностранный язык, история и др.;

• эстетический — изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология, музыка и др.;

• смешанный — наличие представителей разных областей научного знания (табл.).

Как показал анализ информации, достаточно мало педагогических династий естественно-научного (11,5%), социально-гуманитарного (18%) и ещё меньше — эстетического профиля (1,2%) в пользу педагогических династий смешанного профиля (70%). Этот факт свидетельствует о том, что только у небольшого числа педагогических династий сохраняется преемственность традиции передачи от поколения к поколению приверженности профессиональному профилю. У остальных же эта преемственность прослеживается на надпредмет-ном уровне в части приверженности педагогической профессии.

Педагогические династии смешанного профиля, коих на Вологодчине большинство (70%), включают в свой состав учителей различных профилей и нескольких поколений. Они малочисленные по составу (до 10) и трёхпоколенные.

Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет структуру системы образования [1, с. 14]. В соответствии с ней педагогические династии могут быть представлены следующими уровнями образования:

• общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее);

• профессиональное образование (среднее, высшее);

• дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование);

• смешанное образование предполагает присутствие педагогов различных уровней образования (табл.).

Анализ эмпирических данных позволил установить преобладание педагогических династий, в составе которых присутствуют педагоги из учреждений различных уровней образования. Представители таких педагогических династий, в отличие от педагогических династий из дополнительного образования (3,8%), которые сохраняют преемственность уровню образования, передают из поколения в поколение надпредметную традицию, выраженную в верности профессии учителя.

Именно поэтому большинство педагогических династий Вологодской области — династии общего образования (89,7%). Этот факт свидетельствует ещё о том, что педагогические династии дополнительного (детей и взрослых, профессионального) образования остаются объектом перспективных педагогических исследований.

Приведем количественные признаки педагогических династий, в которых общая выборка членов педагогических династий составила 598 человек.

Количественные признаки педагогических династий

№ п/п Признаки Кол-во (в %)

Количество династий 78

1 Общий династический стаж

ранняя (до 50) 6,4% (5)

юная (50-100) 32,0% (25)

молодая (101-150) 26,9% (21)

взрослая (151-200) 10,3% (8)

зрелая(201-350) 16,7% (13)

старая (более 351) 5,1% (4)

древняя(более 1000) 2,6% (2)

2 Число поколений

преддинастия(два) 20,5% (16)

трёхпоколенная (три) 71,8% (56)

многопоколенная (четыре и более) 7,7% (6)

3 Состав

малочисленная (до 10) 70,5% (55)

средняя (10-20) 25,6% (20)

многочисленная(21-30) 2,6% (2)

большая (более 31) 1,3% (1)

4 Территориальная принадлежность

город 16,7% (13)

село 71,8% (56)

смешанный 11,5% (9)

5 Характер внутрисемейных (родственных и профессиональных) связей

горизонтальный 7,7% (6)

вертикальный 48,7% (38)

смешанный 43,6% (34)

6 Профиль

Естественно-научный 11,5% (9)

социально-гуманитарный 17,9% (14)

эстетический 1,3% (1)

смешанный 69,2% (54)

7 Уровень образования

общее образование 89,7% (70)

дополнительное образование 3,8% (3)

смешанный 6,4% (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основатель проживал в деревне (селе) 82,1% (64)

Анализ полученных в ходе изучения педагогических династий Вологодской области эмпирических данных позволяет уточнить и конкретизировать доминантные признаки педагогической династии и с их помощью вербально описать ее универсальный тип. Итак, педагогическая династия любого типа включает в себя определенное число представителей нескольких поколений, связанных внутрисемейными связями и общим династическим стажем, занимающихся профессиональной деятельностью в образовательной организации, расположенной на конкретной территории. С помощью этих признаков вербальная модель педагогической династии самого распространённого смешанного типа представляет собой семью, включающую до десяти представителей трёх поколений, связанных горизонтальными и вертикальными по характеру внутрисемейными связями и общим династическим стажем продолжительностью 50-150 лет, преподающих учебные предметы гуманитарного или естественно-научного цикла в общеобразовательной организации, расположенной на конкретной территории.

В ходе анализа эмпирических данных определено актуальное состояние педагогических династий Вологодчины, у которых доминируют следующие признаки:

1. Среди педагогических династий преобладающими являются юная и молодая педагогические династии с общим педагогическим стажем 50-150 лет, которые представлены преимущественно тремя поколениями (71,7%) и малочисленным составом — до 10 представителей (70,5%).

2. Подавляющее большинство педагогических династий (71,7%) по территориальной принадлежности относится к селу.

3. Профиль проанализированных педагогических династий относится преимущественно к смешанному типу (70%).

Количественные признаки педагогической династии дополняют следующие её качественные характеристики:

• носитель династических ценностей и смыслов профессии;

• линия преемственности поколений в наследовании профессии педагога, которая стала для педагогической династии семейной традицией, выраженной в идее служения, верности профессии, передающейся от поколения к поколению;

• источник гуманизма и носитель опыта альтруистической любви;

• сосредоточение, носитель высокого нравственного уклада;

• фактор, формирующий (преобразующий) культурно-историческую среду и др. Детальное изучение выявленных признаков и

характеристик, построение и описание типов педагогических династий является перспективным направлением научного поиска.

Например, сущность признака «преемственность поколений» заключается в передаче ценностей, сохранении профессиональных традиций в сочетании с возможностью формировать и принимать инновации. Преемственность инновации как актуальное направление изучения педагогической династии, представленное в работах Е. Г. Алексеенковой, Т. П. Афанасьевой, Н. Н. Давыдовой, Г. П. Новиковой, О. А. Ульянкиной, Л. А. Харисовой и др., расширяет область педагогических исследований и значительно обогащает их [2, 3, 5, 8, 9].

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Омега-Л, 2013. — 144 с. — Серия: Законы Российской Федерации.

2. Алексеенкова, Е. Г. Оценка мотивационных проблем и затруднений педагогов при осуществлении преемственности в образовательном комплексе / Е. Г. Алексеенкова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 3(60). — С. 37-41.

3. Афанасьева, Т. П. Факторы, влияющие на включенность педагога в развитие преемственности образования в общеобразовательном комплексе / Т. П. Афанасьева, Г. П. Новикова, Ю. С. Тюнни-

ков // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 5(59). — С. 36-46.

4. Давыдова, Н. Н. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности / Н. Н. Давыдова, Л. П. Поляков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 3(16). — С. 37-41.

5. Новикова, Г. П. Психолого-педагогическое обоснование принципов преемственности и непрерывности в деятельности инновационного образовательного комплекса / Г. П. Новикова // Инновационные

проекты и программы в образовании. — 2017. — № 4 (52). — С. 6-11.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии, 2008. — 944 с.

7. Педагогические династии Вологодчины. Электронный альманах. Вологда. 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://viro.edu.ru/dynasty/ (дата обращения 19.02.2019)

8. Ульянкина, О. А. Аудиовизуальные технологии обучения: преемственность общеобразовательной школы и высшего учебного заведения / О. А. Ульянкина, А. С. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. — 2017. — № 2 (50). — С. 52-55.

9. Харисова, Л. А. Структурно-функциональная модель осуществления преемственности в общеобразовательных комплексах / Л. А. Харисова, Т. М. Шу-каева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 1 (58). — С. 47-51.

References

1. Federalniy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoj Feder-atsii» [Federal law «On education in the Russian Federation»]. — M.: Omega-L, 2013. — 144 p. — Seriya: Zakony Rossiyskoy Federatsii [Series: Laws of the Russian Federation].

2. Alekseenkova, E. G. Assessment of teachers' motivational problems and difficulties during the implementation of continuity in educational complex / E. G. Alekseenkova // Municipal education: innovation and experiment. — 2018. — № 3 (60). — P. 37-41.

3. Afanasyeva, T. P. Factors influencing teacher involvement into the development of education continuity in a general education complex / T. P. Afanasyeva, G. P. Novikova, Yu. S. Tyunnikov // Innovative projects and programs in education. — 2018. — № 5 (59). — P. 36-46.

4. Davydova, N. N. Perevod obrazovatelnogo uchrezh-deniya v status innovacionno-aktivnoy shkoly kak sred-stvo obespecheniya rosta yeyo konkurentosposobnosti [Receiving the status of an innovationally active school as the means of ensuring the competitive growth of an educational institution] / N. N. Davydova, L. P. Polya-kov // Municipal education: innovation and experiment. — 2010. — № 3 (16). — P. 37-41.

5. Novikova, G. P. Psychological and pedagogical justification of the principles of succession and continuity in

the activities of the innovation educational complex / G. P. Novikova // Innovative projects and programs in education. - 2017. - № 4 (52). - P. 6-11.

6. Ozhegov, S. I. Tolkoviy slovar russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. — M.: ITI Tekhnologii, 2008. — 944 p.

7. Pedagogicheskiye dinastii Vologodchiny. Elektronniy almanakh. Vologda. 2010 [Pedagogical dynasties of the Vologda oblast. Electronic almanac. Vologda. 2010] [Electronic resource]. — URL: http://viro.edu.ru/dy-nasty/ (accessed 19.02.2019).

8. Ulyankina, O. A. Audiovizualniye tekhnologii obu-cheniya: preyemstvennost obshcheobrazovatelnoy shkoly i vysshego uchebnogo zavedeniya [Audiovisual learning technologies: continuity of secondary and higher education] / O. A. Ulyankina, A. S. Sidenko // Eksperiment i innovatsii v shkole [Experiment and innovations in school]. — 2017. — № 2 (50). — P. 52-55.

9. Kharisova, L. A. Strukturno-funktsionalnaya model osushchestvleniya preyemstvennosti v obshcheobra-zovatelnyh kompleksakh [Structural and functional model of education continuity in educational complexes] / L. A. Kharisova, T. M. Shukayeva // Municipal education: innovation and experiment. — 2018. — № 1 (58). — P. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.