Научная статья на тему 'Количественные и качественные характеристики управления прибылью'

Количественные и качественные характеристики управления прибылью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ / НОРМА ПРИБЫЛИ / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / THE QUALITY OF THE ENTERPRISE''S PROFIT / PROFIT RATE / GROSS PROFIT / PROFIT FROM SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макушова О.М., Ткаченко В.А.

В статье рассматриваются вопросы анализа качества прибыли предприятия как одной из важных управленческих характеристик. Проведены исследования следующих показателей, характеризующих качество финансового результата: качество валовой прибыли предприятия; качество прибыли от продаж предприятия; качество прибыли до налогообложения предприятия; качество чистой прибыли предприятия. Качество прибыли предприятия зависит от многих параметров, основными из которых являются управление качеством производимой продукции, которое охватывает широкий спектр вопросов производства и реализации, а также качество управленческих процессов. Предложенная система измерения качества прибыли предприятия предусматривает расчет следующих показателей: качество валовой прибыли; качество прибыли от продаж; качество прибыли до налогообложения; качество чистой прибыли. В предлагаемой системе управления качеством структура прибыли может быть охарактеризовала как качественная только в случае стабильности темпов прироста различных показателей прибыли, а также направленностью изменений в структуре источников формирования финансового результата деятельности предприятия. При управлении качеством данные процессы должны затрагивать не только сферу производства, но и сферу управления финансами. Только в этом случае можно получить комплексную систему управления качеством на предприятии. В зависимости от поставленных целей, задач и теоретико-методологических направлений анализа, его условий могут применяться различные показатели, характеризующие качество финансового результата. Процесс управления затратами не только на производство, маркетинг продукции, но и качество управления охватывает как процессы признания затрат, так и их учет, группировку, контроль и представление в удобочитаемом виде для последующего анализа с целью принятия управленческих решений. Приведенная система показателей качества прибыли позволяет прогнозировать динамику финансового результата деятельности предприятия, а также оценки их качества. Применение методов, соответствующих целям, позволит предприятию не только оптимизировать затраты, но и, как следствие, повысить конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the analysis of the quality of profit of the enterprise as one of the important management characteristics. The conducted researches the following indicators of the quality of the financial result: as the gross profit of the enterprise; the profit from the sales of the company; profit before tax of the company; the quality of the net profits of the company. The quality of profit of the enterprise depends on many parameters, the main ones are the control of quality of manufactured products, which covers a broad spectrum of production and sales, and quality management processes. The proposed quality measurement system the profits of the enterprise provides for the calculation of the following indicators: quality of gross profit; profit from sales; profit before tax; as of net profit. In the proposed system of quality management, the profit structure can be described as quality only in the case of the stability of the growth rates of different rates of profit, as well as the direction of changes in the structure of sources of formation of financial result of activity of the enterprise In the management of the quality of these processes must affect not only the sphere of production, but also management, financial. Sphere. Only in this case it is possible to obtain a comprehensive quality management system in the enterprise. Depending on the goals, objectives and theoretical-methodological analysis of its terms can be used various indicators of the quality of the financial result. The process of cost control not only on production, marketing of products, but the quality control covers the processes of recognition of expenses, their records, groups, control and presentation in readable form for subsequent analysis with the purpose of making management decisions Given the quality indicators system profit allows to predict the dynamics of the financial result of enterprise activity, as well as evaluation of their quality. Use methods appropriate to the goals, will enable the company not only to optimize costs but as the consequence increase competitiveness of production and enterprise as a whole.

Текст научной работы на тему «Количественные и качественные характеристики управления прибылью»

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук О.М. МАКУШОВА (ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А. С. Пушкина», ak-mom@yandex.ru) Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО (СПбГАУ, vat2005@mail.ru)

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

В настоящее время в условиях обостряющейся конкурентоспособности во всех сферах промышленного производства встают вопросы не только количественных, но и качественных характеристик прибыли, что обусловлено ограниченностью ресурсов [1]. Существует множество взглядов на механизмы формирования прибыли и оценки ее качества, а также множество точек зрения относительно качества прибыли. Одна из них заключается в том, что качество прибыли характеризуется качеством финансовых показателей предприятия по данным бухгалтерской финансовой отчетности. Другая - в том, что качество прибыли характеризует достигнутые уровни прибыли и степень использования имеющихся резервов для достижения.

Тем не менее в рамках рассмотренных подходов единства не наблюдается. Некоторыми специалистами при исследовании показателя качества прибыли основное внимание уделяется анализу прибыли от продаж. Другими авторами обосновывается необходимость рассмотрения исключительно показателей, характеризующих финансовый результат. Данные основные подходы имеют как преимущества, так и определенные изъяны [2]. В частности, ошибочным является делать акцент на изучение операционной прибыли, поскольку для ряда пользователей финансовой информации прибыль от продаж не имеет решающего значения.

В условиях рыночной экономики на предприятии требуется создавать эффективные организационные, учётно-аналитические и информационные системы для управления затратами на качество. Применение методов, соответствующих целям, позволит предприятию не только оптимизировать затраты, но и, как следствие - повысить конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом [3].

Следовательно, качество прибыли является комплексной характеристикой, которая зависит от структуры источников формирования финансового результата, изучаемых по направлениям деятельности, а не от общего показателя прибыли. Но и расширенная трактовка состава прибыли с позиций качественных, а также количественных показателей, характеризующих финансовый результат, имеет также недостатки. Основной из них - это трудность в определении критериев, а также конкретных показателей и, как следствие, отсутствие четких методов и субъективизм при оценке. Поэтому данная проблема нуждается в дальнейших исследованиях.

Цель исследования состоит в анализе не только качественных, но и количественных характеристик формирования прибыли на примере сельскохозяйственного предприятия. А также в обосновании качественных характеристик прибыли предприятия, что позволяет повысить уровень достоверности показателей финансовых результатов.

Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проведено на материалах данных научно-исследовательской и методической литературы. Проведен теоретический анализ на основе изучения зарубежного и отечественного опыта управления качеством прибыли предприятия, методов управления прибылью на основе ее качественных характеристик. Объекты исследования - предприятия РФ. В работе рассмотрен пример конкретного предприятия - ООО «Урожай», расположенного в Лужском районе Ленинградской области. Основные виды деятельности ООО «Урожай» - животноводство и растениеводство.

Результаты исследования. Были проведены исследования следующих показателей, характеризующих качество финансового результата: качество валовой прибыли

предприятия; качество прибыли от продаж предприятия; качество прибыли до налогообложения предприятия; качество чистой прибыли предприятия.

Качество прибыли предприятия зависит от многих параметров, основными из которых являются управление качеством производимой продукции, которое охватывает широкий спектр вопросов производства и реализации, а также качество управленческих процессов. В то же время управление затратами на качество должно стать одним из главных направлений в деятельности предприятий в современных условиях рынка, так как в современных экономических условиях предприятия не могут эффективно работать без использования методов управления затратами на качество, которые позволяют предприятиям не только оптимизировать затраты, но и, как следствие повысить конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом [3].

При выборе исполнителей работ и услуг потребители основное внимание обращают на цену и качество. Простейшим способом успеха в тендере может стать демпинг в виде ставки на наиболее дешевые цены товаров или услуг. Первоначально обращение к демпингу может показаться более выгодным. Следует понимать, что низкие цены, как правило, достигаются при повсеместной экономии на качество [3]. Поэтому является актуальным изучение затрат на качество не только продукции, но и управленческих процессов. Для оценки качества управленческих процессов необходим измеритель. В данном случае в качестве измерителя предлагается применение показателя прибыли.

Исследования проводились на основе расчета динамики коэффициентов нормы валовой прибыли за несколько предшествующих периодов. Коэффициент нормы валовой прибыли определяется как отношение валовой прибыли к выручке:

НВП=ВП/В, (1)

где НВП - норма валовой прибыл;

ВП - валовая прибыль;

В - выручка.

Условие устойчивости организации формулируется следующим образом:

НВПп>НВП4>НВПз>НВП2>НВП1. (2)

При соблюдении неравенства (2) будет наблюдаться стабильный объем прироста прибыли, выручки, снижение себестоимости реализуемой продукции. Все это свидетельствует о валовой прибыли высокого качества. Неустойчивость данного коэффициента, которая демонстрирует нестабильность валовой прибыли, а также структуры источников формирования прибыли, будет свидетельствовать о валовой прибыли невысокого качества. Необходимость стабильного повышения коэффициента нормы валовой прибыли наглядно отражает факт, что хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в условиях действия инфляции. При этом необходимо отметить, что организационным средством достижения целей в области роста показателей производственной и финансовой деятельности является система управления и эффективный маркетинг производимой продукции [4].

Качество прибыли от продаж предприятия может аналогичным образом быть представлено как соотношение ее динамики по исследуемым периодам:

ППп>ПП4>ППз>ПП2>ПП1, (3)

где ПП - прибыль от продаж.

Далее необходимо измерить удельный вес прибыли от продаж в валовой прибыли и сравнивать его динамику по исследуемым периодам:

НПП= ПП/ВП, (4)

где НИИ - норма прибыли от продаж;

ВП - валовая прибыль;

ПП - прибыль от продаж.

НППп>НПП4>НППз>НПП2>НПП1; (5)

Норма прибыли от продаж характеризует удельный вес прибыли от продаж в валовой прибыли. Данный показатель позволяет охарактеризовать долю прибыли от основной деятельности. Стабильное увеличение данного показателя в условиях умеренной инфляции свидетельствует о положительной динамике прибыли от основной деятельности. Кроме того, увеличение нормы прибыли от продаж также свидетельствует о снижении коммерческих расходов предприятия [5].

Темп роста прибыли от продаж должен опережать темп роста себестоимости от продаж. Соблюдение данного условия характеризует прибыль высокого качества, поскольку ее рост осуществляется не только за счет прироста выручки, но и за счет снижения себестоимости единицы производимой и реализуемой продукции [5].

Положительная динамика прибыли от продаж свидетельствует о стабильности прироста прибыли предприятия, что также можно отнести к характеристикам высокого качества получаемой предприятием прибыли от продаж.

Изучая аналогичным образом динамику прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия, появляется возможность определить качество прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Положительная динамика чистой прибыли и соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения свидетельствуют о стабильности налоговой нагрузки на прибыль и наличие прибыли на предприятии, которая является основой выплаты доходов учредителями и развития предприятия [4]. Управление затратами при этом является областью управленческой деятельности для достижения предприятиями значительного экономического результата. Специфика этой деятельности состоит в соединении нередко независящих друг от друга сведений о работе предприятия, связь и воздействие на «конечный результат - работа предприятия - прибыль» [5].

Проведем расчеты в соответствии с представленной системой количественных показателей, характеризующих качество прибыли на примере анализа показателей финансовых результатов деятельности следующих сельскохозяйственных предприятий Лужского района Ленинградской области: ООО «Урожай», занятого в производстве и реализации продукции сельского хозяйства за период 2012-2016 гг. Результаты анализа в соответствии с апробируемой методикой приведены ниже.

Качество показателя валовой прибыли за период 2011 -2016 гг. весьма низкое, поэтому и в 2017 г. увеличения размера валовой прибыли, а также повышения качества данного показателя ожидать не приходится. Устойчивость нормы валовой прибыли организации составляет 0,25 за 2015 г. < 0,31 в 2014 г. > 0,22 за 2013 г. > 0,21 за 2012 г. < 0,31 2011г. С 2012 г. наблюдается устойчивый рост коэффициента валовой прибыли предприятия, а в 2015 г. предприятию удается достичь только уровня 2011 г. На протяжении всего периода 2012-2016 гг. качество показателя валовой прибыли оставалось на низком уровне. В 2015 г. значение коэффициента валовой прибыли резко снизилось. Рост продаж снизился. Прирост показателя выручки достигается за счет увеличения цен на реализуемую продукцию. Существенно также возросла и себестоимость продукции, что обусловлено ростом тарифов на электроэнергию. Ухудшилась и структура источников, за счет которых происходит формирование валовой прибыли предприятия. Качество валовой прибыли низкое.

Показатель качества валовой прибыли имеет следующие значения: 8,96 < 17,42 < 29,75; 17,42 < 22,8. В 2015 г. качество показателя валовой прибыли ухудшилось: ее прирост оказался отрицательным; за анализируемый период темп прироста показателя валовой прибыли не соответствовал темпам прироста цен. Поэтому качество показателя валовой прибыли оказалось на низком уровне.

Устойчивость прироста показателя валовой прибыли организации составляют

следующие значения: -8,96 за 2015 г. < 19,57 за 2014 г. < 42,69 за 2013 г. > - 32,62 за

2012 г. < 0. Прирост показателя валовой прибыли за период 2012-2016 гг. крайне неустойчив, и принимал дважды отрицательное значение. Поэтому качество валовой прибыли является низким. Качество показателя прибыли от продаж за период 2012-2016 гг. низкое. В 2015 г. показатель прибыли от продаж имеет отрицательное значение. Поэтому и за 2017 г. увеличения прибыли от продаж, а также повышения качества данного показателя ожидать не приходится. Устойчивость показателя, характеризующего соотношение прибыли от продаж с валовой прибылью организации, -0,11 по состоянию на 2015г. < 0,1 по состоянию на 2014г. > 0,05 по состоянию на 2013 г. < 0,08 по состоянию на 2012 г. Показатель соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли организации показывает неустойчивую динамику. В 2015 г. размер прибыли от продаж отрицателен ввиду сокращения показателя валовой выручки, роста управленческих, а также коммерческих расходов. Качество показателя прибыли от продаж также низкое. Индикатор, характеризующий качество прибыли от продаж составляет -132,85 <17,42 <34, 28; 17,42 <22,3. В 2015 г. организация понесла убыток от продаж.

Устойчивость прироста показателя прибыли от продаж: -132,85 <68,95 (2014 г.)>- 11,57 (2013 г.)>- 55,15 (2012 г.) <0 Темпы прироста прибыли от продаж неустойчивы, в трех отчетных периодах имеют отрицательные значения, из которых самый резкий спад в 2015 г. Качество прибыли от продаж невысокое.

Показатель качества прибыли до налогообложения организации на протяжении 20122016 гг. также низкий. За 2015 г. показатель прибыли до налогообложения составляет отрицательное значение. В 2016г. увеличение суммы прибыли до налогообложения, а также повышения качества прибыли не следует ожидать. В 2014 г. показатель соотношения показателя прибыли от продаж, а также прибыли до налогообложения составил 2, а прибыль от основной деятельности направлялась на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов. В 2015г. организацией понесены убытки от продаж и, соответственно, убыток по финансовому результату до налогообложения. Устойчивость прироста прибыли до налогообложения организации следующая: -144,06 за 2015 г. <216,48 за 2014 г> - 66,19 за

2013 г. <295,15 за 2012 г.> 0. Темп прироста показателя прибыли от продаж неустойчив, в трех периодах принимает отрицательные значения; резкий спад пришелся на 2015 г.

Качество показателя чистой прибыли организации за период 2012-2016гг. низкое. В 2015 г. организацией понесен чистый убыток. Поэтому в 2017г. увеличения чистой прибыли, а также повышения качества данного показателя ожидать не приходится.

Устойчивость коэффициента чистой прибыльности предприятия -4,11 (2015 г.) <2,11 (2014 г.)> 0,09 (2013 г.) <3,88 (2012 г.)> 0. Коэффициент чистой прибыльности предприятия крайне неустойчив. Качество чистой прибыли низкое.

Устойчивость показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения предприятия -2,17 (2015г.) <0,42 (2014г.)> 0,07 (2013г.) <0,73 (2012г.)> 0. Показатель соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения предприятия крайне неустойчив. В 2015 г. предприятие понесло чистый убыток. Качество чистой прибыли низкое.

Устойчивость темпов прироста чистой прибыли предприятия -329,09 (2015 г.) <1755,18 (2014 г.)> - 96,68 (2013 г.) <9361,65 (2012 г.)> 0. Темпы прироста чистой прибыли предприятия крайне неустойчивы. Качество чистой прибыли низкое.

Таким образом, можно отметить следующее: в 2012-2016 гг. качество показателей прибыли ООО «Урожай» было невысоким. Приведенная система показателей качества прибыли позволяет прогнозировать динамику финансового результата деятельности предприятия в 2017г. а также оценки их качества. Данный прогноз как результат деятельности предприятия за 2016 г. приводится в таблице.

Таблица. Прогнозные показатели финансовых результатов ООО «Урожай» за период 2016 г.

и прогнозный 2017 г.

_(тыс. руб.)

Показатель 2016г. 2017г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 167782 121857

Валовая прибыль 11427 10334

Прибыль(убыток) от продаж -1276 -917

Прибыль (убыток) до налогообложения 270 -129

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 494 -68

Таким образом, при управлении качеством данные процессы должны затрагивать не только сферу производства, но и сферу управления, финансов. Только в этом случае можно получить комплексную систему управления качеством на предприятии. В зависимости от поставленных целей, задач и теоретико-методологических направлений анализа, его условий могут применяться различные показатели, характеризующие качество финансового результата. Процесс управления затратами не только на производство, маркетинг продукции, но и качество управления охватывает как процессы признания затрат, так их учет, группировку, контроль и представление в удобочитаемом виде для последующего анализа с целью принятия управленческих решений [6].

В решении задач повышения качества управления и роста конкурентоспособности производимой продукции ключевое значение имеет и анализ качества финансовых результатов организации, который в настоящее время приобретает маркетинг как рыночная философия конкурентоспособного бизнеса [6].

Применение типовых технологий для повышения качества финансового результата представляется более предпочтительными, поскольку снижаются затраты на проведение такого анализа, а результаты понятны управленцам [6]. Возрастающий интерес к изучению качества не только управления, но и его основной цели - положительного финансового результата проявляется как фактор конкурентоспособности [6]. В реальности также нельзя исключать затраты на качество, необходимо стремиться к их минимизации. Однако не все затраты на качество подлежат минимизации, поскольку затраты, которые связаны с предупреждением форс-мажора в управлении, - затраты необходимые, не позволяющие сокращать иные группы затрат [6].

Выводы. Предложенная система измерения качества прибыли предприятия предусматривает расчет следующих показателей: качество валовой прибыли; качество прибыли от продаж; качество прибыли до налогообложения; качество чистой прибыли. В предлагаемой системе управления качеством структура прибыли может быть охарактеризовала как качественная только в случае стабильности темпов прироста различных показателей прибыли, а также направленностью изменений в структуре источников формирования финансового результата деятельности предприятия [7]. В то же время предлагаемая система может рассматриваться как элемент комплексного управления качеством и характеризует качество управленческих процессов. Полученные результаты позволяют более эффективно определять сильные, а также слабые стороны управленческой деятельности предприятия, что способствует повышению конкурентоспособности.

Литература

1. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учеб.метод, комплекс — М.: ЕАОИ, 2015. — 232 с.

2. Колпакова М.А., Дмитриева О.В. Управление затратами как фактор повышения конкурентоспособности полиграфической организации. — М. : МГУП им. И. Федорова, 2015.

3. Ткаченко В.А., Конев П.А. Взаимосвязь планирования и управления с затратами в сельском хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2014.-№35.-С. 150-153.

4. Макушова О.М., Конев П.А. Возможности и условия перехода к маркетинговой ориентации в управлении хозяйствующими субъектами аграрной сферы экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 33. - С. 118-123.

5. Ткаченко В.А., Конев П.А., Мареева О.В. Развитие системы маркетинга в АПК региона // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: III Международная науч. - практ. конф.: Сб. статей. - СПб., 2013. - С. 124-130.

6. Конев П. А. Адаптация как инструмент стратегического управления развитием хозяйствующих субъектов в условиях реформирования экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 32. - С. 99-104.

7. Макушова О.М., Михнева Е.С. Роль бизнес-планирования в развитии малого и среднего бизнеса // II Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: Материалы междунар. науч.-практ. конференции: Сб. статей - Луга, 2014. - С. 119-126.

Literatura

1. Devyatkin Е.А. Teoriya i praktika konkurentsii: ucheb.metod. kompleks / E.A. Devyatkin. — M.: EAOI, 2015, —232 s.

2. Kolpakova M.A., Dmitrieva O.V. Upravlenie zatratami kak faktor povyisheniya konkurentosposobnosti poligraficheskoy organizatsii. — M. : MGUP imeni Ivana Fedorova, 2015.

3. Tkachenko V.A., Konev P.A. Vzaimosvyaz planirovaniya i upravleniya s zatratami v selskom hozyaystve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agramogo universiteta.- 2014. -№ 35.-S. 150-153.

4. Makushova O.M., Konev P.A. Vozmozhnosti i usloviya perehoda k marketingovoy orientatsii v upravlenii hozyaystvuyuschimi sub'ektami agramoy sferyi ekonomiki // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - 2013. - No. 33. - P. 118-123.

5. Tkachenko V.A., Konev P.A., Mareeva O.V. Razvitie sistemyi marketinga v APK regiona //V sbornike: Problemyi i puti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, région, strana, mir III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Sbornik statey. Pod obschey redaktsiey V.N. Skvortsova, otvetstvennyiy redaktor N.M. Kosmacheva . - 2013. - S. 124-130.

6. Konev P.A. Adaptatsiya kak instrument strategicheskogo upravleniya razvitiem hozyaystvuyuschih sub'ektov v usloviyah reformirovaniya ekonomiki // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 32. - S. 99-104.

7. Makushova O.M., Mihneva E.S. Rol' biznes-planirovaniya v razvitii malogo i srednego biznesa //V sbornike: II Luzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. otv. red. T. V. Sedleckaya. - 2014. - S. 119-126.

УДК 631.15

Аспирант Е.Д. ДУНЯШЕВА (СЗНИЭСХ, ekaterim-d91 i@mail.ru)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕМЕНОВОДСТВА

Обеспечение продовольственной безопасности требует ускоренного развития отечественного семеноводства, в том числе кормовых культур. Рост объемов производства молока и продуктивности коров зависит от объемов и качества заготавливаемых кормов [1, 2]. Основу кормопроизводства на Северо-Западе РФ составляют многолетние травы.

Темпы развития семеноводства многолетних трав отстают от возросших требований молочного и мясного скотоводства к объемам и качеству кормов. Так, например, обеспеченность семенами многолетних трав под урожай 2017 года в хозяйствах Ленинградской области на 1 марта 2017 г. составляла всего 43%. При потребности 725 т. в наличии было 315 т., из них кондиционных всего 57%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.