Научная статья на тему 'Количественное определение стоимости гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в условиях реформирования'

Количественное определение стоимости гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в условиях реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / REGIONAL ECONOMICS / TRANSPORT / ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубина Нина Валерьевна

Проведен анализ реформирования российского железнодорожного транспорта. Предложена методика оценки эффективности управления компанией в период реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goodwill evaluation of railway transport's natural monopoly in the reform conditions

The course of the Russian rail transport reform is analyzed. A technique is suggested for appraising company management efficiency during reforms.

Текст научной работы на тему «Количественное определение стоимости гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в условиях реформирования»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Н.В. ТРУБИНА

старший преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщения

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Начало процессу реформирования естественных монополий в России положил указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426. Целевыми установками структурных реформ в сферах естественных монополий являются повышение эффективности их деятельности, рациональное использование их производственного потенциала и формирование конкурентных отношений. Диапазон проводимых реформ достаточно широк — начиная с решения текущих задач и заканчивая долгосрочным планированием.

Системный анализ состояния и тенденций развития российских естественно-монопольных структур, в том числе и железнодорожного транспорта, показал, что, несмотря на их стабильную работу, для подобных отраслей характерен ряд серьезных проблем1. Среди них — недостаточная эффективность деятельности, которая в первую очередь сказывается на стоимости бизнеса естественных монополий. А гудвилл таких структур имеет вообще отрицательную величину. При этом естественно-монопольный бизнес характеризуется возможностью получения большой выгоды, а железнодорожный бизнес — один из самых доходных в стране.

Анализ методов оценки гудвилла с целью применения к естественным монополиям выявил, что ни один из существующих методов не учитывает специфику деятельности таких структур, особенно в период кардинального реформирования.

Необходимость учета состояния компании в период реформирования и ее оптимистичных перспектив по окончании реформ послужила причиной разработки модели оценки гудвилла естественной монополии железно-

дорожного транспорта — ОАО «РЖД» — в условиях реформирования:

Gr = G + YупрAP, (1)

где Gr — стоимость гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в период реформирования, р.; G — величина стоимости гудвилла, рассчитанная классическим методом, р.; уупр — коэффициент эффективности системы управления в процессе реформирования; AP — среднее изменение величины чистой прибыли компании за период реформирования, р.

Для расчета величины G наиболее подходящими, по нашему мнению, могут служить метод дисконтирования денежных потоков и метод экономической добавленной стоимости (EVA).

Оценку эффективности системы управле-ния2 в период реформирования уупр наиболее точно можно осуществить на основе методов дискретного синтеза (1) по формуле уупр = ZP/Л/, где i — весовой коэффициент i-го аспекта оценки эффективности управления компанией в процессе реформирования; П,- — показатель эффективности управления компанией в i-м аспекте.

Отобранные аспекты X, представлены в таблице.

Весовые коэффициенты в, определяются исходя из важности вклада в стоимость гудвилла того или иного аспекта оценки эффективности управления компанией. Сумма весовых коэффициентов в, при расчете любого интегрального показателя должна быть равна 1.

Показатель эффективности управления компанией в i-м аспекте п, определяется для каждого из i-х аспектов по формуле п, = = 1 - Xi / Ximax, где Ximax — максимальное (но всегда наихудшее) значение i-го аспекта, взятое по гамме его значений.

© Н.В. Трубина, 2007

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Аспекты оценки эффективности управления компанией в период реформирования

Аспект Обозначение (X) Весовой коэффициент Р,; 2Р,- = 1

Реализация системы повышения качества транспортных услуг (экспертная оценка) *1 0,15

Рост производительности труда, % к предыдущему периоду *2 0,15

Рост объемов привлекаемых инвестиций, % к предыдущему периоду *3 0,15

Удовлетворение повышающегося спроса на услуги железнодорожного транспорта (увеличение грузо- и пассажирооборота), % к предыдущему периоду *4 0,125

Информационная открытость и финансовая прозрачность компании (экспертная оценка) *5 0,125

Повышение доходности перевозок, % к предыдущему периоду *6 0,1

Снижение издержек (производственных и непроизводственных), % к предыдущему периоду *7 0,1

Увеличение прибыли, % к предыдущему периоду *8 0,1

Значения аспектов %,■ определяются на основе использования элементов теории нечетких множеств3 по 4-балльной системе:

- очень хороший результат — 0 баллов;

- хороший результат — 1 балл;

- удовлетворительный результат — 2 балла;

- плохой результат — 3 балла.

При выборе аспектов оценки эффективности управления компанией ОАО «РЖД» в состоянии реформирования мы руководствовались целями и задачами программы структурной реформы на железнодорожном транспорте4. Отобранные восемь аспектов (см. табл.), по нашему мнению, наиболее ярко характеризуют общее состояние системы управления компанией в период реформ и значительно влияют на величину стоимости гудвилла, а соответственно, и бизнеса ОАО «РЖД» в целом. По необходимости набор таких аспектов может быть расширен, некоторые из них можно разбить на несколько отдельных направлений.

Неоднозначность и неопределенность некоторых аспектов оценки, таких как реализация системы повышения качества транспортных услуг и информационная открытость и финансовая прозрачность компании, приводят к тому, что их достаточно трудно описать на основе статистических данных, и здесь обычно используется качественный анализ.

При определении весовых коэффициентов аспектов оценки эффективности управления компанией, по нашему мнению, следует отдать предпочтение реализации системы повышения качества транспортных

услуг, росту производительности труда и объемов привлекаемых инвестиций, так как эти факторы наиболее значительно влияют на оценку стоимости гудвилла.

Проведя балльную оценку каждого аспекта, определим общий коэффициент эффективности системы управления уупр по восьми аспектам: уупр = вх1Пх1 + вх2Пх2 +

+ Рх3Лх3 + Рх4Лх4 + Рх5Лх5 + Рх6Лх6 + Рх7Лх7 + + Рх8Пх8. Далее, используя полученные данные и формулу (1), рассчитаем стоимость гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в состоянии реформирования.

Применяя данную модель, можно определить гудвилл компании как за весь период реформирования, так и за часть периода, в том числе по отдельным этапам реформ и календарным отчетным периодам. Такая особенность позволяет осуществлять мониторинг изменения стоимости гудвилла, а соответственно, стоимости бизнеса ОАО «РЖД» за время реформ.

Примечания

1 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 // Консультант-плюс: информ.-правовая система.

2 Калужский А. Оценка рыночной стоимости брэнда компании // ИС. Промышленная собственность. 2006. № 8. С. 38-50.

3 Лотфи А. Заде. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня: сб. ст. М., 1974.

4 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.