ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Н.В. ТРУБИНА
старший преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщения
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГУДВИЛЛА ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Начало процессу реформирования естественных монополий в России положил указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426. Целевыми установками структурных реформ в сферах естественных монополий являются повышение эффективности их деятельности, рациональное использование их производственного потенциала и формирование конкурентных отношений. Диапазон проводимых реформ достаточно широк — начиная с решения текущих задач и заканчивая долгосрочным планированием.
Системный анализ состояния и тенденций развития российских естественно-монопольных структур, в том числе и железнодорожного транспорта, показал, что, несмотря на их стабильную работу, для подобных отраслей характерен ряд серьезных проблем1. Среди них — недостаточная эффективность деятельности, которая в первую очередь сказывается на стоимости бизнеса естественных монополий. А гудвилл таких структур имеет вообще отрицательную величину. При этом естественно-монопольный бизнес характеризуется возможностью получения большой выгоды, а железнодорожный бизнес — один из самых доходных в стране.
Анализ методов оценки гудвилла с целью применения к естественным монополиям выявил, что ни один из существующих методов не учитывает специфику деятельности таких структур, особенно в период кардинального реформирования.
Необходимость учета состояния компании в период реформирования и ее оптимистичных перспектив по окончании реформ послужила причиной разработки модели оценки гудвилла естественной монополии железно-
дорожного транспорта — ОАО «РЖД» — в условиях реформирования:
Gr = G + YупрAP, (1)
где Gr — стоимость гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в период реформирования, р.; G — величина стоимости гудвилла, рассчитанная классическим методом, р.; уупр — коэффициент эффективности системы управления в процессе реформирования; AP — среднее изменение величины чистой прибыли компании за период реформирования, р.
Для расчета величины G наиболее подходящими, по нашему мнению, могут служить метод дисконтирования денежных потоков и метод экономической добавленной стоимости (EVA).
Оценку эффективности системы управле-ния2 в период реформирования уупр наиболее точно можно осуществить на основе методов дискретного синтеза (1) по формуле уупр = ZP/Л/, где i — весовой коэффициент i-го аспекта оценки эффективности управления компанией в процессе реформирования; П,- — показатель эффективности управления компанией в i-м аспекте.
Отобранные аспекты X, представлены в таблице.
Весовые коэффициенты в, определяются исходя из важности вклада в стоимость гудвилла того или иного аспекта оценки эффективности управления компанией. Сумма весовых коэффициентов в, при расчете любого интегрального показателя должна быть равна 1.
Показатель эффективности управления компанией в i-м аспекте п, определяется для каждого из i-х аспектов по формуле п, = = 1 - Xi / Ximax, где Ximax — максимальное (но всегда наихудшее) значение i-го аспекта, взятое по гамме его значений.
© Н.В. Трубина, 2007
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Аспекты оценки эффективности управления компанией в период реформирования
Аспект Обозначение (X) Весовой коэффициент Р,; 2Р,- = 1
Реализация системы повышения качества транспортных услуг (экспертная оценка) *1 0,15
Рост производительности труда, % к предыдущему периоду *2 0,15
Рост объемов привлекаемых инвестиций, % к предыдущему периоду *3 0,15
Удовлетворение повышающегося спроса на услуги железнодорожного транспорта (увеличение грузо- и пассажирооборота), % к предыдущему периоду *4 0,125
Информационная открытость и финансовая прозрачность компании (экспертная оценка) *5 0,125
Повышение доходности перевозок, % к предыдущему периоду *6 0,1
Снижение издержек (производственных и непроизводственных), % к предыдущему периоду *7 0,1
Увеличение прибыли, % к предыдущему периоду *8 0,1
Значения аспектов %,■ определяются на основе использования элементов теории нечетких множеств3 по 4-балльной системе:
- очень хороший результат — 0 баллов;
- хороший результат — 1 балл;
- удовлетворительный результат — 2 балла;
- плохой результат — 3 балла.
При выборе аспектов оценки эффективности управления компанией ОАО «РЖД» в состоянии реформирования мы руководствовались целями и задачами программы структурной реформы на железнодорожном транспорте4. Отобранные восемь аспектов (см. табл.), по нашему мнению, наиболее ярко характеризуют общее состояние системы управления компанией в период реформ и значительно влияют на величину стоимости гудвилла, а соответственно, и бизнеса ОАО «РЖД» в целом. По необходимости набор таких аспектов может быть расширен, некоторые из них можно разбить на несколько отдельных направлений.
Неоднозначность и неопределенность некоторых аспектов оценки, таких как реализация системы повышения качества транспортных услуг и информационная открытость и финансовая прозрачность компании, приводят к тому, что их достаточно трудно описать на основе статистических данных, и здесь обычно используется качественный анализ.
При определении весовых коэффициентов аспектов оценки эффективности управления компанией, по нашему мнению, следует отдать предпочтение реализации системы повышения качества транспортных
услуг, росту производительности труда и объемов привлекаемых инвестиций, так как эти факторы наиболее значительно влияют на оценку стоимости гудвилла.
Проведя балльную оценку каждого аспекта, определим общий коэффициент эффективности системы управления уупр по восьми аспектам: уупр = вх1Пх1 + вх2Пх2 +
+ Рх3Лх3 + Рх4Лх4 + Рх5Лх5 + Рх6Лх6 + Рх7Лх7 + + Рх8Пх8. Далее, используя полученные данные и формулу (1), рассчитаем стоимость гудвилла естественной монополии железнодорожного транспорта в состоянии реформирования.
Применяя данную модель, можно определить гудвилл компании как за весь период реформирования, так и за часть периода, в том числе по отдельным этапам реформ и календарным отчетным периодам. Такая особенность позволяет осуществлять мониторинг изменения стоимости гудвилла, а соответственно, стоимости бизнеса ОАО «РЖД» за время реформ.
Примечания
1 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 // Консультант-плюс: информ.-правовая система.
2 Калужский А. Оценка рыночной стоимости брэнда компании // ИС. Промышленная собственность. 2006. № 8. С. 38-50.
3 Лотфи А. Заде. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня: сб. ст. М., 1974.
4 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)