2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 190
УДК 658.846.6/7:629.7
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ АВИСПЕЦИАЛИСТОВ
Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ, А.А. КУЗНЕЦОВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.
В статье предлагается способ количественной оценки профессиональных и деловых качеств авиационных специалистов.
Ключевые слова: критерии оценки профессиональных качеств, параметры стратегического трудового потенциала.
При решении широкого круга задач подготовки авиационных специалистов необходимо разработать механизм оценки параметров, влияющих не только на устойчивое сохранение приобретенных за время обучения профессиональных навыков, но и на способность проявления моральных, психологических и деловых качеств в экстремальных ситуациях. Это обусловлено значительным влиянием человеческого фактора на безопасность авиатранспортных услуг. На рис. 1 представлены параметры трудового потенциала специалистов авиатранспортной отрасли [1].
Рис. 1. Структурная схема параметров стратегического трудового потенциала
Одним из основных требований к оценке параметров является возможность использовать показатели, которые формируются на основании статистических данных об ошибках, допущенных в процессе отработки практической части подготовки, а также экспертной оценки инструкторов и инспекторов, контролирующих процесс обучения. Задача идентификации уровня подготовленности может быть основана на теории нечетких множеств [2] путем совместного решения уравнений, которыми задаются функции принадлежности.
Нечеткое множество X данного конечного множества А - это такое подмножество, значение степени принадлежности которого находится в единичном интервале, или расплывчатое (не-
четкое) множество А в Х есть совокупность упорядоченных пар А = {X, ¡тА(х)}* е X, где
х) ® 0, — 1. Функция цА является функцией принадлежности, а ее значения ¡лА(Х) - степенью принадлежности Xк А. На рис. 2 представлена функция принадлежности ¡лА(Х) по параметру квалификационного статуса авиаспециалиста.
Рис. 2. Функция принадлежности ¡ла(Х) по параметру уровня квалификации
Функция принадлежности строится на основе мнений эксперта. Если приводится запись Аа.(Х), где А - множество а уровня, то оно представляет собой четкое подмножество множества Х, которое содержит степени принадлежности, уровень которых не менее а. В общем случае эта функция неразрывна, имеет максимум (ра(Х) = 1) в точке, равной оптимальному значению Х.
Алгоритм решения подобной задачи состоит из четырех этапов.
На первом этапе необходимо определить границу (критерий) уровня квалификации.
На втором этапе осуществляется выбор и обоснование параметров, по которым будет произведена идентификация профессиональных и деловых качеств претендента.
На третьем этапе необходимо выбрать функцию принадлежности, которой описываются достигнутые возможности претендента в зависимости от предъявляемых к нему требований. Функция принадлежности должна отвечать условию (Raí, Ra) е (0, 1).
На четвертом этапе решаются уравнения, характеризующие функции принадлежности Raí(x), RAj(x), и определяется верхний предел порога распределения Ai и Aj при следующем ограничении U (max min [Raí(x), RAj(x)] = sup raíV (x)n RAj(x).
Предположим, что Х(х1,х2,хз,...х„)- множество претендентов для прохождения обучения по конкретным программам; Z(z¡, z2, z3,...z„) - множество программ подготовки, способствующих развитию требуемых навыков и профессионализма. Y(yi, y2, уз,...у„) - множество признаков, характеризующих требования к профессиональным и деловым качествам специалистов, например личностные качества, адаптационные и мотивационные способности, профессиональные качества и др. В табл. 1 представлена функция f(x,y) - степени важности критерия y для развития потенциальных возможностей претендентов x.
Таблица 1
У1 У2 уз y... ym
Х1 f(xiyi) f(xiy2) f(xiy3) f(xiyn)
Х2 f(x2yi) f(X2y2) f(X2y3) f(X2yn)
Х3 f(x3yi) f(X3y2) Дхзуз) f(X3yn)
Х...
Хп f(Xnyi) f(Xny2) f(Xny3) f(Xnym)
Степень соответствия программ подготовки требованиям развитию профессиональных и деловых качеств можно представить в виде табл. 2.
Таблица 2
Z1 Z2 z3 z... zm
У1 q(yiz0 q(yiz2) q(yiz3) q(yizn)
У2 q^O q(y2z2) q(y2z3) q(y2zn)
Уз q(y3zi) q(y3z2) q(y3z3) q(y3zn)
У...
Уп q(ynzi) q(ynz2) q(ynz3) q(ynzm)
Для всех x е X, y е Y, и z е Z можно рассчитать функцию принадлежности Ra¡ (x, zi) = =ZÍ(x, y)* q(y, zi)/ Zf(x, y i) (табл. 3).
Таблица 3
zi z2 z3 z. zm
Xi Raí(xizi) Raí(XiZ2) Raí(XiZ3) RAi(xizn)
X2 Raí(X2Zi) Raí(X2Z2) Raí(X2Z3) RAi(x2zn)
X3 RAi(X3zi) Raí(X3Z2) Raí(X3Z3) RAi(x3zn)
X.
Xn RAi(Xnzi) RAi(Xnz2) RAi(Xnz3) RAi(Xnzm)
Допустим, что необходимо оценить уровень подготовленности группы слушателей. В табл. 4 представлены статистические данные о результатах тестирования, выполнения индивидуальных заданий и профессиональных упражнений по программам.
Таблица 4
Претенденты Количество оценочных баллов
(yi) (y2) (y3) (y4) (y5)
(x1) 4 4 3 5 4
(x2) 4 4 4 5 5
(x3) 5 4 4 3 4
(x4) 5 2 4 2 3
(x5) 5 3 4 4 5
В табл. 5 представлены результаты экспертной оценки состояния программного обеспечения для развития профессиональных и деловых качеств претендентов.
Таблица 5
Уровень профессиональных и деловых качеств Программы подготовки и развития профессиональных и деловых качеств (Z)
(zi) (z2) (z3) (z4) (z5)
Личностные качества (yi) 5 5 5 5 5
Мотивационные способности (У2) 4 4 4 5 5
Адаптационные качества (y3) 5 5 5 5 5
Профессиональные качества (У4) 5 5 5 5 5
Решительность (У5) 5 3 4 4 5
Матрица Я характеризует величину признака У в зависимости от уровня профессиональных
и деловых качеств претендентов Х
У1 У2 У3 У4 У5
х1 0,8 0,8 0,6 1 0,8
R= х2 0,8 0,8 0,8 1 1
х3 1 0,8 0,8 0,6 0,8
х4 1 0,4 0,8 0,4 0,6
х5 1 0,6 0,8 0,8 1
В этой матрице элементы каждой строки выражают уровень развития профессиональных и
деловых качеств претендентов.
Матрица В представляет уровень соответствия программного обеспечения требованиям
подготовки и развития профессиональных качеств
zi z2 z3 z4 z5
yi 1 1 1 1 1
В= У2 0,8 0,8 0,8 1 1
y3 1 1 1 1 1
y4 1 1 1 1 1
У5 1 0,6 0,8 0,8 1
Элементы данной матрицы характеризуют содержательность программ подготовки с целью
развития профессиональных качеств у обучающихся Далее можно рассчитать функцию при-
надлежности и RAi (x, zi) = Zf(x, У¡)x Ч(У, zi)/ Zf(x, У,)
zi z2 z3 z4 z5
х1 0,96 0,88 0,92 0,96 1
С= х2 0,96 0,87 0,92 0,95 1
х3 0,96 0,88 0,92 0,96 1
х4 0,98 0,90 0,94 0,96 1
х5 0,73 0,88 0,92 0,95 1
Преобразовав данную матрицу, можно определить пороговое значение уровня подготовленности по представленным программам
0,88 0,92 0,96 0,96 0,88 0,88 0,88 0,92 0,92 0,96
0,87 0,92 0,95 0,96 0,87 0,87 0,87 0,92 0,92 0,95
0,88 0,92 0,96 0,96 0,88 0,88 0,88 0,92 0,92 0,96
0,90 0,94 0,96 0,98 0,90 0,90 0,90 0,94 0,94 0,96
0,73 0,73 0,73 0,73 0,88 0,88 0,88 0,92 0,92 0,95
Max: 0,90 0,94 0,96 0,98 0,90 0,90 0,90 0,94 0,94 0,96
Минимальная из рассчитанных величин составляет 0,9. Далее из матрицы С выбирается наибольшее возможное значение, которое было бы меньше 0,9. Это значение 0,88 принимается в качестве порога различия уровня подготовленности обучающихся по представленным программам:
MZ1 = x1, x2, x3, x4; MZ2 = x1, x3, x4, x5; MZ3 = x1, x2, x3, x4, x5;
MZ4 = xi, x2, x3, x4; x5; MZ5 = xi, x2, x3, x4; x5.
Проведенные расчеты и полученные результаты позволяют сделать вывод, что уровню подготовленности по программе Z1 не соответствует претендент х5, по программе Z2 - претендент х2. Остальные претенденты соответствуют профессиональным и деловым качествам с учетом требований к уровню подготовленности по специализации.
Кроме этого, для регистрации завершения курсов в классе на местах и окончательной квалификации авиационных специалистов по каждой учебной программе необходимо специальное программное обеспечение. Важным звеном программного обеспечения должны стать элементы, позволяющие делать контролирующие замечания, включая журнал по обучению для каждого сотрудника, и осуществлять подготовку автоматических отчетов по обучению для менеджеров. Ключевой задачей такого программного обеспечения является возможность осуществления постоянной регистрации. Документирование обучения каждого авиаспециалиста позволит прогнозировать количество будущих претендентов и проводить идентификацию их квалификационного статуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонов Б.В. Стратегическое управление авиатранспортным производством. - М.: ЛАРС, 2013.
2. Количественные методы в экономических исследованиях / под ред. М.В. Грачевой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
QUANTITATIVE ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND BUSINESS QUALITIES OF AVIATION SPECIALISTS
Bolshedvorskaya L.G., Kuznetsov A.A.
In this article a method for quantitative assessment of professional and business qualities of aviation specialists is offered.
Key words: criteria for professional qualities assessment, strategic labour potential parameters.
Сведения об авторах
Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - повышение эффективности деятельности авиапредприятий, организация и управление персоналом.
Кузнецов Антон Александрович, 1984 г.р., окончил МГИМО(У) (2005), коммерческий директор ООО «Аэрокредо», автор 3 научных работ, область научных интересов - развитие бизнес-авиации и авиаброкерства.