КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА
Е.А. Алексеенко, ассистент
Гуманитарно-техническая академия, г. Кокшетау
В данной статье рассмотрено понятие конкурентоспособности на рынке мебельной продукции. Рассмотрены факторы конкурентоспособности, предложена методика оценки конкурентоспособности. На конкретном примере показана методика расчёта уровня конкурентоспособности, определены основные способы повышения конкурентоспособности
В развитии мебельной промышленности Казахстана чётко прослеживается тенденция усиления взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования. Развитие мебельной промышленности Казахстана является основой для обеспечения потребности в экономически доступной мебельной продукции. Мебельная промышленность, имея высокий потенциал производства, должна стать не только источником импортозамещения, но и одной из точек роста национальной экономики, превратив страну из импортёра в экспортёра.
От решения проблемы возрождения мебельной промышленности во многом зависит формирование приоритетов развития и повышение конкурентоспособности не только отраслей лесопромышленного комплекса Казахстана, но и других смежных отраслей, связанных с производством мебели (производство оборудования для мебельной промышленности, производство стекла, металлических изделий, фурнитуры и т.д.).
Конкурентоспособность мебели - это характеристика способностей мебели противостоять по основным экономическим показателям, на свободном внутреннем или внешнем рынках другим видам мебели -конкурентам. Конкурентоспособность отдельных составляющих комплекта мебели и конкурентоспособность мебели в целом - понятия взаимозаменяемые, и, более того конкурентоспособность мебели определяется, конкурентоспособностью входящих в набор предметов. Прежде чем приобрести мебель покупатель интересуется её характеристиками и входящих в неё предметов. Мебель относится к товарам предварительного выбора, которые потребитель сравнивает по степени удобства, качеству, цене, дизайну. Основные сравниваемые характеристики: цена, внешний вид, расцветка, удобство использования, качество сборки, качество материалов, удобство ухода, скидки, долговечность. В конечном счёте, покупатель приобретает ту мебель, которая полностью удовлетворяет его потребности. В то же время он учитывает цену и расходы, которые понесёт в связи с покупкой и дальнейшим использованием приобретённой мебели. Учитывая, что финансовые возможности различны и ограничены, и есть возможность выбора, покупатель всегда стремится приобрести мебель, обладающую наилучшими, с его точки зрения, потребительскими свойствами (т.е. наиболее полностью удовлетворяю-
щими его конкретные потребности). В то же время мебель должна быть не дорогой и более доступной. Но следует иметь в виду, цена более качественной мебели с более высоким уровнем потребительских свойств обычно выше менее качественной мебели. Поэтому общая привлекательность мебели для потребителя, т.е. её конкурентоспособность, определяется единством, сочетанием и соотношением уровня потребительной стоимости мебели, её ценой, уровнем организации продажи.
По мнению А.Н. Моисеенко основными требованиями, предъявляемыми к мебели являются функциональные, эстетические и эргономические [1].
В основ> функциональных требований положены данные физиологии, гигиены, антропометрии. Размеры и форма мебели должны соответствовать росту и массе человека, это обеспечивает удобство пользования мебелью, рациональное использование жилой площади. Конструкция изделия должна обеспечивать устойчивость мебели. её технологичность, взаимозаменяемость, возможность транформации отдельных элементов, замену обивочного материала или целых элементов. Функциональные свойства характеризуют назначение мебели: для сидения, для хранения, для отдыха, для проведения досуга, хтя лежания и т.д.
Эстетические требования характеризуют соответствие мебели современному стилю, направлению моды. Мебель наряду с выполнением утилитарного назначения должна быть средством украшения жилища: иметь красивый внешний вид; отдельные узлы, детали, фурнитура должны быть хорошо подобраны по цвету, отделке, текстуре. Современная мебель отличается рациональностью и чёткостью пропорций.
Эргономические требования - мебель должна создавать комфорт в доме и быть гигиеничной. Комфортность мебели - это удобство пользования, ухода
Гигиеничность мебели характеризуется её безвредностью. Выделение вредных веществ не должно превышать предельно допустимых концентраций их в воздухе жилых помещений. Мебель должна меньше загрязняться, легко очищаться от пыли, иметь меньше участков, на которых могла бы задержаться пыль. Гигиенические требования особенно важны для кухонной мебели, предназначенной для хранения продуктов, пищи, а также важно для мебели, предназначенной для сна и отдыха [1].
По мнению авторов, Шепелева А.Ф., Печенежской И.А., Турова А. С. потребительские свойства мебели следующие:
1. Функциональные свойства: мебель для хранения, сидения, отдыха, для работы, для проведения досуга.
2. Эргономические свойства: комфортабельность (удобство сидения, лежание, хранения), удобство ухода, размещение мебели.
3. Гигиенические свойства: санитарно - химические (устанавливают предельно-допустимые концентрации вредных химических веществ), физико - гигиенические (загрязняемость и воздухопроницаемость).
4. Эстетические - форма, цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей, гармоничность фурнитуры в изделии.
5. Надёжность мебели - долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность. Долговечность зависит от свойств конструкционных материалов, прочности соединения, свойств защитно-декоративных покрытий [2].
По мнению В. Шафранова, основные сравниваемые характеристики при выборе мебели: цена, внешний вид, расцветка, удобство использования, качество сборки, качество материалов, удобство ухода, скидки, долговечность [З].
P.M. Петухов и К.А. Бронников разработали методику оценки уровня потребительной стоимости товара. По их мнению, потребительную стоимость (ПС) и уровень потребительной стоимости (УПС) вещи можно определить набором потребительских свойств вещей и их уровнями [4].
При определении уровня потребительной стоимости товара оценка его свойств осуществляется при помощи метода балльных экспертных оценок по оценочном) критерию - степени соответствия фактически достигнутых в данном изделии уровней его свойств (показателей) уровням требований, предъявляемых к этим свойствам (показателям) со стороны потребителя изделия [5].
Рассмотрим расчёт УПС на конкретном примере: мебель рассматриваемой фирмы - тумба ТВ (для телевизора) по цене 6000 тенге, мебель фирмы - конкурента - тумба ТВ по цене 6100 тенге.
Для оценки УПС создаётся экспертная группа, состоящая из специалистов, хорошо знающих практику использования мебельной продукции, которая решает следующие задачи:
1. Определить набор наиболее существенных для потребителей свойств мебели. Для мебели наиболее существенными свойствами являются: эргономические (удобство пользования, удобство размещения в помещении), гигиенические (удобство ухода за мебе-
лью), эстетические (форма, цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей, гармоничность фурнитуры в изделии), надёжность (качество материала, ремонтопригодность, качество сборки.
2. Дать оценку уровням потребительских свойств мебели (в баллах) по десятибалльной шкале оценки.
3. Определить степень относительной значимости потребительских свойств мебели (путём совместного обсуждения).
4. Рассчитать средневзвешенный балл уровня потребительной стоимости рассматриваемой фирмы (УПС р) и фирмы - конкурента (УПС к).
УПС определяется по следующей формуле:
УПС=Ч1т1-Ч2т2.д3тЗ,.,дптп, (1)
где УПС - уровень потребительной стоимости;
q1, q2, q3... qn - балльная оценка отдельных потребительских свойств мебели;
ml, m2, m3 ... mn - коэффициент относительной значимости потребительских свойств мебели.
Каждому оцениваемому свойству товара (имеются ввиду простые потребительские свойства) экспертом присваивается оценка (в баллах) от 0 до 10 с интервалом через 1.
Таким образом, величина оценочного показателя q устанавливается экспертно в диапазоне 0< q < 10. При этом максимальную оценку - 10 баллов ^=10) свойство получает в том случае, если его достигнутый уровень, по мнению эксперта, полностью соответствует уровню требований потребителя. Минимальная нулевая оценка может быть присвоена в том случае, если данное изделие использовать в соответствии с его назначением не представляется возможным.
Экспертная оценка УПС тумбы ТВ рассматриваемой фирмы и фирмы - конкурента приведена в табл. 1.
В табл. 1 представлены экспертная оценка уровней потребительских свойств рассматриваемой продукции, а также усреднённая оценка потребительских свойств в баллах (в пределах от 0 до 10) продукции-конкурента, полученная экспертным путём. Также экспертным путём установлены значения коэффициентов относительной значимости.
На основании табл. 1 рассчитаны уровни потребительских свойств данного вида мебели:
- для тумбы ТВ рассматриваемой фирмы УПСР = 8 00’10 * 8 10’09 * 8 50’09 * 7 00’08 * 9 00’09 * 8 20’08 *
* 6,50’12 * 7,2°’п * 7,3°’12 * 7,210’12 = 7,5971 балла;
- для тумбы ТВ фирмы - конкурента
УПС = 7 90’10 * 8 10’09 * 8 40’09 * 6 90’08 * 9 10’09 * 8 00’08 *
* 6,5°’12 * 7,2°’п * 7,20’12 * 7,20’12 = 7,5509 балла.
Таблица 1
Пример оценки уровней потребительной стоимости тумбы ТВ рассматриваемой фирмы и фирмы - конкурента
№ п/п Потребительские свойства Рассматриваемая фирма Фирма -конкурент Коэффициент относительной значимости свойств
1 Удобство пользования 8.0 7,9 0,10
2 Удобство размещения в помещении 8,1 8,1 0,09
3 Форма мебели 8,5 8,4 0,09
4 Удобство ухода за мебелью 7,0 6,9 0,08
5 Цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей 9,0 9Д 0,09
6 Гармоничность фурнитуры изделия 8,2 8,0 0,08
7 Качество материала 6,5 6,5 0,12
8 Ремонтопригодность 7,2 7,2 0,11
9 Качество сборки 7,3 7,2 0,12
10 Долговечность 7,2 7,2 0,12
Выбирая мебель, покупатель интересуется не только её потребительскими свойствами. Во всех случаях для покупателя важна цена товара. Кроме того, для него важную роль играет уровень организации продажи мебели (УОП). Сюда входят такие моменты: доступность мебели потребителю, готовность к эксплуатации, время и место организации продажи, ассортимент, скидки, доставка, срок выполнения заказа.
Показатель УОП также поддаётся количественной оценке. Методика оценки УОП идентична методике оценки УПС мебели.
Уровень организации продажи определяется по формуле:
Таблица 2
Пример оценки УОП тумбы ТВ рассматриваемой фирмы и фирмы - конкурента______________________
№ п/п Показатели, характеризующие уровень организации продажи мебели Рассматриваемая фирма Фирма -конкурент Коэффициент относительной значимости
1 Доступность мебели потребителю 7,1 7,2 0,12
2 Готовность к эксплуатации 10 10 0,14
3 Время и место организации продажи 7,5 7,5 0,11
4 Ассортимент 8,5 8,4 0,14
5 Скидки 3,0 2,9 0,16
6 Доставка 1,0 1,0 0,16
7 Срок выполнения заказа 8,4 8,1 0,17
УОП = Ь!П1 -Ь2П2 -Ь3ПЗ •,.. ЬкпР . (2)
где Ь1, Ь2, Ь3... Ък - балльные оценки разных показателей, характеризующих уровень организации продажи мебели;
П1, П2, П3. . . Пр - коэффициенты относительной значимости показателей уровня организации продажи мебели.
Экспертная оценка уровней организации продажи рассматриваемой тумбы ТВ и усреднённая оценка этих же показателей тумбы ТВ -конкурента приведены в табл. 2.
На основании табл. 2 по формуле (2) рассчитаем УОП - уровни организации продажи тумбы ТВ рассматриваемой фирмы и тумбы фирмы -конкурента -УОПр И УОПК:
* 10 00’14 * 7 5°’П * 8 50’14 * 3 00’16 *
УОПр = 7,10
* 1,00,16 * 8,40’17 = 5,0349 балла;
УОПк = 7,20
* 10 0 * 7 5 * 8 5 * 2 90
* 1,00,16 * 8,30’17 5,0059 балла.
Покупатель обязательно будет сопоставлять, сравнивать УПС, цену и УОП других товаров-аналогов. На базе этого сравнения и отдаст предпочтение определённому товару.
Учёт УПС (полезности, ценности), цены и уровня организации продажи достаточны для покупателей при приобретении товара, использование (эксплуатация) которого не требует каких-либо расходов. Мебель относится к такому виду товаров.
Для мебели уровень конкурентоспособности можно оценить по формуле:
КС
Р / К
где КСР/К - показатель конкурентоспособности мебели, рассматриваемой фирмы и мебели фирмы -конкурента;
УПСР и УПСК - уровни потребительной стоимости мебели рассматриваемой и мебели конкурирующей фирмы;
Цк и ЦР - уровни цен мебели рассматриваемой фирмы и мебели конкурирующей фирмы;
УОПР и УОПК - уровни организации продаж мебели рассматриваемой фирмы и мебели конкурирующей фирмы;
а, (3, у - коэффициенты относительной значимости УПС товара, его цены и УОП (а + (3 + у = 1).
Если рассматриваемый вид мебели конкурирует на рынке сразу с несколькими товарами, то следует рассчитать средние показатели УПС, УОП и принять в расчёт среднюю рыночную цену товаров-конкурентов.
Для разных видов мебели и разных покупателей ценность товара, его цена и доступность имеют разную значимость. Так, даже из-за изменения цвета, фактуры и рисунка лицевых поверхностей мебели (а это отразится в показателях УПСР и УПСК ) потребитель готов заплатить более высокую цену.
Коэффициенты а, (3, у определяются экспертами-специалистами в области маркетинга. Экспертным путём установлены значения коэффициентов относительной значимости отдельных составляющих конкурентоспособности данного вида мебели: а = 0,45; (3 = 0,42; у = 0,13 .
Для определения конкурентоспособности тумбы ТВ рассматриваемой фирмы по отношению к тумбе-конкуренту подставим полученные значения в формулу (3):
КС
р/к
7,5971
7,5509
0,45
6100
6000
0,42
5,0349
5,0059
0,13
= 1,00610’45 * 1,01670’42 * 1,0058ОДЗ = 1,0027 * 1,007 * *1,0008 = 1,0105.
Полученный показатель конкурентоспособности свидетельствует о высокой относительной предпочтительности для покупателей тумбы ТВ рассматриваемой фирмы по сравнению с тумбой фирмы - конкурента, что обеспечивается более низкой её ценой, более высокими потребительскими свойствами и лучшей организацией продажи.
Смысл формулы (3) заключается в том, что рассчитанный показатель даёт количественную оценку привлекательности для потребителя данного вида мебели по отношению к другому товару - конкуренту того же назначения и класса. При значении показателя, равном единице, оцениваемый товар обладает равной конкурентоспособностью со сравниваемым
товаром-конкурентом. Чем в большей мере значение КСР будет превышать единицу, тем более конкурентоспособен рассматриваемый вид мебели. Оцениваемое изделие будет не конкурентоспособным при значении показателя КСР/К меньше единицы.
Показатель конкурентоспособности - это не только количественная оценка предпочтительности для потребителя одного изделия по отношению к другому изделию, но и с точки зрения производителя, это количественная оценка возможности успешной реализации изделия в условиях рынка. При этом величина возможности в известной степени управляемая [5].
Из содержания формулы (3) вытекают основные направления повышения конкурентоспособности, с некоторой долей условности их можно разделить на три группы: технические, экономические и организационные.
Для того чтобы повысить уровень конкурентоспособности мебели, его изготовитель может: понизить продажную цену, повысить качество и потребительские свойства мебели; улучшить организацию продажи товара.
Снижение цены ведёт к образованию цепочки взаимосвязанных событий: снижение цены (при неизменном УПС); расширение объёма продаж; увеличение выпуска продукции; снижение себестоимости продукции за счёт условно-постоянных расходов и возможности эффективного использования прогрессивной технологии и организации производства; сохранение прежней и увеличение прибыли.
Можно повысить УПС товара при прежней и даже более высокой цене. Последствия: расширение объёма продаж, увеличение выпуска продукции, возможно, увеличение себестоимости, возможно, увеличение прибыли.
Аналогичные последствия имеет также и повышение уровня организации продажи товара УОП. Производитель, установив пониженную цену, при прочих равных условиях, повышает конкурентоспособность мебели, а следовательно, вероятность её успешной продажи. Если производитель имеет желание выйти на рынок с определённой уверенностью на успех, он может заранее установить цену своего изделия, обеспечивающую заданный уровень конкурентоспособности. Для установления такой цены предлагается формула, полученная из формулы (3):
Цр^ — Р КС
Р
УПС;
упс,
УОП;
уоп.
(4)
где КС - задаваемый уровень конкурентоспособности рассматриваемой мебели (в случае равновесия равной предпочтительности рассматриваемого и конкурирующего изделий КС=1).
Рассчитаем цену тумбы ТВ рассматриваемой фирмы по формуле (4), при которой этот вид мебели будет равноконкурентоспособен (КС=1) тумбе ТВ фирмы - конкурента при тех же условиях:
/?_ц.
р
Цр^ = — р КС
УПС]
УПС
к
УОП]
УОП
V
к
6100
1
0,42
*, 2Ш.Г5 ,Г^10ДЗ = б1оо0,42 * 1,ооб I0,45 *
7,5509
5,0059
* 1,0058ОДЗ = 38,8901 * 1,0027 * 1,0008 = 39,0263.
Значит Цр'5 = Цр0,42 = 39,02 63, отсюда Цр = 6151 тенге.
Следовательно, тумба ТВ рассматриваемой фирмы по сравнению с тумбой ТВ фирмы - конкурента будет конкурентоспособна при тех же характеристиках и при цене 6151 тенге.
При цене, превышающей 6151 тенге, тумба ТВ рассматриваемой фирмы будет не конкурентоспособна (КСР < 1) и имеет малый шанс на успешную реализацию на рынке.
В острой конкурентной борьбе фирмы используют все направления, все способы повышения конкурентоспособности своей продукции. В этом смысле конкуренция - не только эффективный механизм регулирования поведения производителей мебели, но и мощная движущая сила технического, организационного и экономического развития.
Существует множество вариантов, способов и приёмов повышения уровня конкурентоспособности продукции, начиная с технического совершенствования изделий и кончая выбором рынка. Их практическая реализация требует различных усилий и затрат.
Результативность этих усилий и затрат будет также различна. Любое предпринимательское действие, мероприятие нуждаются в обосновании, прежде всего экономическом. Иногда это трудоёмкий и сложный процесс, но необходимый.
Литература
1. Моисеенко, Н. С. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] / Н. С. Моисеенко. Ч. 2. Серия «Учебники XXI века. - Ростов-н-Д: «Феникс»? 2001. - 265 с.
2. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза
древесно-мебельных товаров [Текст]: учеб. пособие / А. Ф. Шепелев, И. А. Печенежская, А. С. Туров. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н-Д: Издательский центр
«МарТ», 2004. - 307 с.
3 . Шафранов, В. Исследование и прогнозирование рынка мебели [Текст] / В. Шафранов // Маркетинг. - 2006. - № 4(89). - С. 38-48.
4. Петухов, Р. М. Качество и потребительная стоимость судостроительной продукции [Текст] / Р. М. Петухов, И. А. Бронников. - Л., 1988. - 105 с.
5. Нурмаганбетов, К. Р. Рыночное регулирование производственно-хозяйственной деятельности фирмы по переработке сельскохозяйственной продукции [Текст] / К. Р. Нурмаганбетов. - Алматы: Гылым, 1997. - 176 с.
@ 8 (7162)29-46-44
Ключевые слова: конкурентоспособность мебели, показатель конкурентоспособности, уровень потребительной стоимости мебели.