«КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ
ХОРОМ
Комил Буронович Холиков
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по вокалу, тех, кто стремится понять природу певческого голосового аппарата и повысить свой вокальный уровень для хорового коллектива. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по хоровому искусству и возможностях повышения уровня вокального мастерства для хора.
Ключевые слова: руководитель/ вокалист/ вокализ/ вокалист/ голосовой аппарат/ пения в хоре.
"WHEEL OF SKILLS" AS A UNIVERSAL TOOL TO HELP APPLICANTS
TO PREPARE CHORUS
Komil Buronovich Kholikov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, vocal teachers, those who seek to understand the nature of the singing vocal apparatus and improve their vocal level for a choral collective. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and techniques in the art of choral and the possibilities of increasing the level of vocal skill for the choir.
Keywords: leader / vocalist / vocal apparatus / singing in the choir.
Музыкальная педагогика (англ. Music-learning theory) — отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития
творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального обучения и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный, единый комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.
Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной, целостной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных способностей человека и формирования у него знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет музыкант, но и на формирование его личности в целом.
Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями, так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.
Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.
Формы организации музыкального обучения и воспитания в хоре. — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных
знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности в хоре. и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.
Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.
Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.
Источниками изучения музыкальной педагогики являются:
1. Музыкально-педагогический опыт прошлого. Это институты создания, накопления и сохранения образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры. Сюда следует отнести творческое наследие деятелей музыкальной культуры, которое включает в себя наилучшие образцы музыкальных произведений, исполнительского мастерства, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности.
2. Современные музыкально-педагогические явления и исследования. Это, прежде всего, опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ и частных методик музыкальной учёбы и воспитания.
3. Передовой научный музыкально-педагогический опыт. Здесь имеется в виду изучение и обобщение результатов научно-экспериментальной работы исследователей в поисках самых эффективных технологий и оптимизации музыкального обучения и воспитания в хоре. Это результаты исследований научно-исследовательских институтов, лабораторий, учёных, работающих над усовершенствованием и улучшением решения проблем музыкального обучения и воспитания.
Музыкальная педагогика в хоре, как отрасль педагогической науки, имеет свои основные теоретические понятия — категории. Эти категории определяют её теоретическую основу с учётом специфики музыкальной отрасли: Музыкальное образование — это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, что свидетельствует о соответствующем уровне овладения музыкальными явлениями в аналитически-теоретическом или практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование
регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют её содержание и основные принципы.
Закономерности музыкального образования в хоре — объективные причины, которые характеризуют существенную связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания. К ним относятся:
• соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;
• зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;
• ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальную музыкальную традицию.
Под принципами музыкального образования в хоре понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс. К ним относятся:
• доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания;
• равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;
• гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
• связь с национальной и мировой художественной культурой;
• взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;
• свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;
• научность музыкального образования, его организация на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности;
• ступенчатость и непрерывность — обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования;
• креативность — создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества.
• Движущие силы музыкального образования — это совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания.
• Первая группа движущих сил в хоре — мотивации — это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определённой деятельности. Мотивы могут быть материальные, социальные и морально-психологические. К первым можно отнести стремление человека приобрести какие-то материальные блага, которые может дать ему музыкальное образование. Ко вторым —
стремление стать музыкально образованным человеком, иметь престижную профессию. К третьим — получение морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности. • Вторая группа движущих сил в хоре— диалектические противоречия — это, в первую очередь, противоречия между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации хорового коллектива учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают между пониманием и непониманием, знаниями и незнаниями, умениями и неумениями и т. п. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создаёт перспективу движущей силы улучшения и повышения эффективности музыкального образования в целом.
Хор, также хоровой - певческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов, совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию. Хором руководит дирижёр или хормейстер.
REFERENCES
1.ХОЛИКОВ КБ. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ // №3(66) МАРТ 2021 .НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ ACADEMY // 57-60 СТР.
2.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ //
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
3.ХОЛИКОВ КБ. МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ВЕСТНИК ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ/ 440- 443
4.ХОЛИКОВ К Б. ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ/ 118-121 СТР.
5.ХОЛИКОВ КБ. «АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
6.ХОЛИКОВ КБ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
7.ХОЛИКОВ КБ. «ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
8.ХОЛИКОВ К. Б. ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ. ЦЕЗУРА, ЕЕ ПРИЗНАКИ. ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ. МЕЛОДИЯ. ТЕМА. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
9.ХОЛИКОВ К. Б. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
10.ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
11. ХОЛИКОВ К. Б. «КОЛЕСО НАВЫКОВ» КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОМОЩИ СОИСКАТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ХОРОМ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
12. ХОЛИКОВ К. Б. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
13. ХОЛИКОВ К. Б. ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
14. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ, СВОДИМЫЕ К ВОКАЛНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОЛОСА, ПРИ КАНТРАПУНКТНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
15. ХОЛИКОВ К. Б. ГАРМОНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ ГОЛОСА ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -ПРИ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
16. ХОЛИКОВ К. Б. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
17. ХОЛИКОВ К. Б. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ ДИКТАНТА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
18. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА ПО СФЕРЕ ХОРОВОГО ИСКУССТВО СОЛЬФЕДЖИО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
19. ХОЛИКОВ К. Б. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ТЯГОТЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ МНОГОГОЛОСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
20. ХОЛИКОВ К. Б. ПОДБОР СОСТАВА ХОРА И ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10- 13 ЛЕТ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
21. ХОЛИКОВ К. Б. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
22. ХОЛИКОВ К. Б. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ - МУЗЫКАНТОВ В СФЕРЕ ФОРТЕПИАНО SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 21811601
23. ХОЛИКОВ К. Б. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
24. ХОЛИКОВ К. Б. НОВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ВОВРЕМЯ ПЕНИИ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
25. ХОЛИКОВ К. Б. ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТРУМЕНТОМ ВОЗБУЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
26. ХОЛИКОВ К. Б. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГАРМОНИИ И АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
27. ХОЛИКОВ К. Б. РОЛЬ ТЕОРЕТИЧНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ, ГАРМОНИИ И ПОЛИФОНИИ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
28. ХОЛИКОВ К. Б. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЕ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
29. ХОЛИКОВ К. Б. СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601
30. ХОЛИКОВ К. Б. О СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТРЕХ АККОРДОВ - ТОНИКИ, СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601