Научная статья на тему 'КОЛЕСНИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ АЛТАЕ-САЯНО-ХАНГАЙСКОГО НАГОРЬЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ'

КОЛЕСНИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ АЛТАЕ-САЯНО-ХАНГАЙСКОГО НАГОРЬЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ПЕТРОГЛИФЫ / КОЛЕСНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ / ИСТОРИОГРАФИЯ / САЯНО-АЛТАЕ-ХАНГАЙСКОЕ НАГОРЬЕ / ЭПОХА БРОНЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дерябина Светлана Владимировна

В статье дан краткий аналитический обзор историографической традиции и основных исследовательских подходов в отечественной научной школе петроглифоведения второй половины XX - начала XXI в. к изучению колесничных сюжетов в петроглифах Алтае-Саяно-Хангайского нагорья в эпоху бронзы. Охарактеризованы существующие глобальные и локальные концепции классификации и культурно-хронологической интерпретации изображений, связанных с «колесничным комплексом». Определены их сильные и слабые стороны. В качестве рабочего инструмента исследования создана классификация практикуемых в научном сообществе методов анализа изображений «колесничного комплекса»: хронологические локализации , географические локализации и культурные локализации . Выявлены актуальные и перспективные направления дальнейших исследований петроглифических изображений с колесничными сюжетами. В том числе, сделан вывод прогностического характера о том, что основным направлением исследований, развитие которого может принести принципиально новые результаты, является выделение и верифицируемое обоснование состава и хронологии изобразительных пластов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARIOT SCENES IN PETROGLYPHS OF THE ALTAI-SAYAN-KHANGAI HIGHLANDS: AN ANALYTICAL REVIEW OF THE HISTORIOGRAPHICAL TRADITION

The article provides a brief analytical review of the historiographical tradition and research approaches in the Russian scientific school of petroglyphology of the second half of the XX - beginning of the XXI century to the study of chariot scenes in petroglyphs of the Altai-Sayan-Khangai Highlands in the Bronze Age. The author characterizes existing global and local concepts of classification and cultural-chronological interpretation of images associated with the "chariot complex" and identifies strengths and weaknesses of these concepts. As a research tool the author creates a classification of the methods of image analysis of the "chariot complex", which are practiced in the scientific community: chronological localization , geographical localization and cultural localization . Actual and promising directions of further research of petroglyphic images with chariot scenes are revealed. In particular, the author makes a prognostic conclusion that the identification and verifiable justification of the composition and chronology of pictorial layers could become the main direction of research with potential fundamentally new results.

Текст научной работы на тему «КОЛЕСНИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ АЛТАЕ-САЯНО-ХАНГАЙСКОГО НАГОРЬЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ»

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2023.1.45.56

КОЛЕСНИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТРОГЛИФАХ АЛТАЕ-САЯНО-ХАНГАЙСКОГО НАГОРЬЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

© 2023 г. С.В. Дерябина

В статье дан краткий аналитический обзор историографической традиции и основных исследовательских подходов в отечественной научной школе петроглифоведения второй половины XX - начала XXI в. к изучению колесничных сюжетов в петроглифах Алтае-Саяно-Хангайского нагорья в эпоху бронзы. Охарактеризованы существующие глобальные и локальные концепции классификации и культурно-хронологической интерпретации изображений, связанных с «колесничным комплексом». Определены их сильные и слабые стороны. В качестве рабочего инструмента исследования создана классификация практикуемых в научном сообществе методов анализа изображений «колесничного комплекса»: хронологические локализации, географические локализации и культурные локализации. Выявлены актуальные и перспективные направления дальнейших исследований петроглифических изображений с колесничными сюжетами. В том числе, сделан вывод прогностического характера о том, что основным направлением исследований, развитие которого может принести принципиально новые результаты, является выделение и верифицируемое обоснование состава и хронологии изобразительных пластов.

Ключевые слова: археология, петроглифы, колесничный комплекс, исследовательские подходы, историография, Саяно-Алтае-Хангайское нагорье, эпоха бронзы.

CHARIOT SCENES IN PETROGLYPHS OF THE ALTAI-SAYAN-KHANGAI HIGHLANDS: AN ANALYTICAL REVIEW OF THE HISTORIOGRAPHICAL TRADITION

S.V. Deriabina

The article provides a brief analytical review of the historiographical tradition and research approaches in the Russian scientific school of petroglyphology of the second half of the XX - beginning of the XXI century to the study of chariot scenes in petroglyphs of the Altai-Sayan-Khangai Highlands in the Bronze Age. The author characterizes existing global and local concepts of classification and cultural-chronological interpretation of images associated with the "chariot complex" and identifies strengths and weaknesses of these concepts. As a research tool the author creates a classification of the methods of image analysis of the "chariot complex", which are practiced in the scientific community: chronological localization, geographical localization and cultural localization. Actual and promising directions of further research of petroglyphic images with chariot scenes are revealed. In particular, the author makes a prognostic conclusion that the identification and verifiable justification of the composition and chronology of pictorial layers could become the main direction of research with potential fundamentally new results.

Keywords: archaeology, petroglyphs, chariot complex, research approaches, historiography, The Altai-Sayan-Khangai Highlands, the Bronze Age.

Настоящая статья представляет краткий аналитический обзор основных сложившихся в отечественной научной школе петроглифоведения подходов к изучению изображений такого важного для степных социумов эпохи бронзы явления, как «колесничный комплекс» (Чечушков, 2011), и результативности их применения. Географические рамки обзора ограничены регионом Алтае-Саяно-Хангай-

ского нагорья, хотя учитываются и работы по сопредельным территориям, а хронологические, преимущественно, средним и поздним периодом бронзового века Южной Сибири и Центральной Азии.

За последние полвека здесь были открыты многочисленные наскальные изображения колесниц, созданы их классификации, предположены интерпретации, как отдель-

ных изображений, так и многофигурных сцен. Однако вопросы культурно-хронологического характера — принадлежность той или иной археологической культуре, время создания изображений, семантика колесниц в петроглифах — не получили однозначного разрешения, а исследовательские трактовки во многом остались взаимоисключающими. Дополнительная сложность состоит в том, что изображение «колесничного комплекса» -«запряжённой лошадьми колесницы и набора вооружения воина-колесничего» (Чечушков,

2011, с. 57), как и любого объекта материального мира в петроглифах, имеет, прежде всего, символический характер. Кроме того, для Алтае-Саяно-Хангайского нагорья символизм подобных изображений выступает на первый план, учитывая то, что реальные колесницы в указанном регионе до сих пор не зафиксированы ни в одной из культурных традиций бронзового века.

Поэтому нам представляется актуальным дать краткий аналитический обзор историографической традиции и определить наиболее перспективные в настоящее время подходы к изучению изображений «колесничного комплекса» в петроглифах Алтае-Саяно-Хангайского нагорья и шире - восточной зоны евразийских степей.

1. Общие аспекты проблемы

Происхождение и распространение древнего колёсного транспорта - узловая проблема сразу в нескольких областях гуманитарной науки: в археологии, истории, языкознании и истории техники. Это связано с тем, что «изобретение колеса явилось одним из важнейших открытий в истории человечества, которое вот уже пять тысячелетий во многом определяет развитие цивилизации» (Кузьмина, 2010, с. 41). При этом, по словам Г. Чайлда, за это время, «пересекаясь с другими изобретениями, колёсный транспорт стал фактически общепринятым» (Чайлд,

2012, с. 108). Длительное время происхождение колесного транспорта обсуждалось в контексте происхождения и распространения индоевропейцев и, в том числе, носителей индоиранских языков (Горелик, 1985, с. 183-184; Кожин, 2004, с. 284; Кузьмина, 1994, с. 167-168; 2008, с. 173, 181; Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 717-738; Происхождение и распространение..., 2008; Таинство этниче-

ской истории..., 2014, с. 112-114, 118, 198; Шер, 1980, с. 198; Р1§§ой, 1983 и др.).

1.1. Взаимосвязь археологического и исторического/этнолингвистического контекста реальных «колесничных комплексов»

В первой половине XX в. Г. Чайлд постулировал существование единого центра происхождения колесного транспорта и поместил его в зоне древних цивилизаций Ближнего Востока (Чайлд, 1956, с. 230-231; 2012, с. 107-108). В отечественной археологии развитием идей Чайлда стали работы П.М. Кожина, поддержавшего гипотезу «трансевразийского моноцентричного распространения боевых колесниц», но предложившего свою схему распространения колесного транспорта в Евразии из шести «ареалов стабилизаций», в которых «транспорт надолго утверждался в определенных конструктивных вариантах и стабильно развивался в особой для каждого района ремесленно-технической среде» (Кожин, 2004, с. 284-289; 2007а, с. 147-157, 188-190; 2015, с. 2). Алтае-Саяно-Хангайский регион в эту схему не попал, что связано с тем, что на восток колёсный транспорт проникает с запада, из третьего «ареала стабилизации», вместе с носителями афанасьевской культуры (Кожин, 1970, с. 193). Дальнейшая модернизация колесного транспорта в регионе, лучше всего прослеженная на петроглифических материалах соседней Минусинской котловины, связывается уже с окуневской, андронов-ской и карасукской археологическими культурами, при этом отмечается влияние социумов Средней Азии, Казахстана и южнорусских степей (Леонтьев, 1980, с. 65-69).

Пожалуй, самое важное положение всех работ П. М. Кожина - это отказ от сопряженности этапов развития и распространения колесного транспорта с активностью того или иного этноса или с определенным хозяйственно-культурным типом (Кожин, 2007а, с. 140; 2015, с. 2). «Боевая колесница слишком радикальный военный агрегат, чтобы долго оставаться культурным достоянием только одной историко-лингвистической среды» (Кожин, 2004, с. 284).

Во второй половине XX в. значительное число сторонников приобрела гипотеза степной прародины индоевропейцев и самого «колесничного комплекса». Среди исследователей, разрабатывавших данную гипотезу, на первом месте стоит Е.Е. Кузьмина (Кузь-

мина, 1994; 2004; 2008). Ее выводы основаны на сопоставлении данных археологии - находок реальных колесниц, запряженных лошадьми в погребениях (Кузьмина, 1994, с. 163, 171), мифопоэтической и религиозной традиции - Ригведа, описание ведийских ритуалов (Кузьмина, 2004, с. 129-137; 2008, с. 171) и заключений палеозоологов о доместикации лошади на территории степей Восточной Европы (от Днепра до Урала) (Кузьмина, 2008, с. 172-174). Важными были несколько факторов - конная запряжка, легкая колесница с колесами со спицами, наличие псалиев в конструкции оголовья упряжи и использование колесниц для ведения боевых действий, совпадение которых имело место только в восточноевропейских степях (Кузьмина, 1994, с. 163, 171; 2008, с. 174).

Петроглифы Казахстана и Средней Азии, запечатлевшие «колесничный комплекс», Кузьмина соотносила с андроновским пластом. К тому же периоду она относила изображения колесниц в петроглифах «центральноазиат-ской провинции» (Тува, Алтай, Монголия) (Кузьмина, 1994, с. 166-168). Однако основанием для подобной культурной интерпретации петроглифов служили лишь косвенные доводы, например, замечание о том, что «колесничная тактика боя была распространена в Старом Свете в XVII-XII в. до н. э.» (Кузьмина, 1994, с. 163, 171; 2008, с. 174).

Против прямолинейной трактовки легких конных колесниц как изобретения андро-новцев-индоариев выступил М.В. Горелик, указав на предшествующий этап развития колесного транспорта на Переднем Востоке (Горелик, 1985, с. 183-194, 200). Критика восточноевропейской прародины одноосных легких колесниц прозвучала и в работах зарубежных исследователей (Littauer, Crouwel, 1979, p. 37, 68-71). Спорный характер четкой привязки колесниц и их изображений к андро-новской культуре (и шире - к индоариям или индоиранцам) отмечал Я. А. Шер (Шер, 1980. с 210).

Компромиссный подход к проблеме представлен концепцией трех индоевропейских прародин, появившихся вследствие «перемещений групп "протоиндоевропейцев"», и связанных между собой трассами «коммуникаций» и знакомством с «колесничным комплексом»: Анатолия и Северная Месопотамия, Центральная Европа и степные райо-

ны Предкавказья (Таинство этнической истории..., 2014, с. 112-114).

В последние годы нижняя дата «колесничных культур» восточноевропейской степи опустилась до последней четверти III - рубежа III-II тыс. до н. э. (Чечушков, 2011, с. 64). Авторы, занимающиеся исследованием происхождения и распространения «колесничного комплекса», достаточно осторожно пишут о том, что «"изобретение" конной колесницы произошло в период между XXIII и XX вв. до н. э. в восточно-европейской степи и связано с населением, пришедшим на территорию Южного Урала с Запада», а «сам процесс "изобретения" был достаточно длительным и сложным» (Чечушков, 2011, с. 64).

В настоящее время актуальность сопоставления места изобретения колесниц и конкретной этнолингвистической группы древнего населения Евразии значительно снизилась. На первое место вышли вопросы технологии производства, способы использования колесниц и социальные роли колесничих в конкретных археологических культурах, этническое наполнение которых чаще всего не определяется авторами исследований однозначно. Исключением, пожалуй, служит лишь труд Л.С. Клейна, в котором он анализирует состояние актуальной картины этногенеза индоевропейцев в целом (Клейн, 2010).

1.2. Особенности изучения и интерпретации петроглифических изображений:

«Наскальные рисунки всегда предоставляют в распоряжение ученых важные данные, часто отсутствующие в материалах, полученных из раскопок. Это, прежде всего, идеологические моменты, скажем, эпические сюжеты, следы древних культов и верований, космологические представления. Очень много почерпнет вдумчивый исследователь, рассматривая реалии, изображенные на рисунках: одежду, оружие, конскую сбрую и т.д.» (Жуков, Ранов, 1974, с. 62). Эта цитата предельно точно описывает значение петроглифических изображений для изучения прошлого бесписьменных народов и культур. В географических рамках настоящего обзора это особенно важно, так как петроглифы, фиксирующие элементы «колесничного комплекса» — единственное свидетельство знакомства древнего населения Алтае-Саяно-Хангая с таким средством передвижения и ведения боевых действий, либо занятия охотой, как колесница, и с навыками

управления ею (Кожин, 2007б, с. 251-252). Мы не учитываем расположенный на периферии востока степной ойкумены массив реальных колесниц из погребений эпохи бронзы в Китае, как принадлежащий иной этнокультурной традиции, хотя и разделяем концепцию их западного происхождения и связь их с евразийским колесничным феноменом (Кожин, 1969, с. 29; 2015а, с. 2; 2015б, с. 26; Кучера, 2013, с. 544-545; Новоженов, 2011, с. 250-251).

Исследовательские подходы к трактовке петроглифических изображений «колесничного комплекса» размещаются в диапазоне от «практического реализма» - это изображения реальных транспортных и боевых средств и реальной экипировки колесничих (Есин, 2012 (для более ранней традиции передачи повозок); Кожин, 1982, с. 102; 2007б, с. 257; Кубарев и др., 2005, с. 24-25; Кузьмина, 1994, с. 166-168; Леонтьев, 1980, с. 80-81; Новго-родова, 1989, с. 142; Новоженов 1994; 2012; Окладникова, 1990, с. 123-124; Слободзян, 2002а, б; Черемисин, 2005; 2006; 2007; Худяков, 2002, с. 139) до «мифологического идеализма» - это изображения «чудесных» колесниц, связанных с идеей передачи нереальных мифологических сущностей и мифологических персонажей (Балонов, 1998, с. 50-53; Дэвлет, 1982, с. 28; Килуновская, 2011, с. 44; Кубарев и др., 2005, с. 31; частично, Леонтьев, 1980, с. 80-81; отчасти, Савинов, 2011, с. 13; Сергеева, 1998; отчасти, Слободзян, 2002а, б; Черемисин, 2007, с. 264; Шер, 1980, с. 281-284; Якобсен, 2009). Между этими крайними трактовками находится компромиссная точка зрения - в основе изображений лежат реальные транспортные средства, а сами изображения, обладая символическим содержанием, могут играть и практическую роль — индикаторов кочевых миграционных маршрутов, мест стоянок и так далее (отчасти Ковалева, 2011, с. 49-51; Кожин, 1968, с. 42; 2007б, с. 255-257; Кубарев и др., 2005, с. 87-89; Новоженов, 1994, с. 219; 2012; Таинство этнической истории., 2014 и др.). При этом, как можно заметить, одни и те же авторы в разные моменты времени или в разных своих работах, а иногда и в одном тексте, могут высказывать и противоположные точки зрения или сочетать их.

В свое время П.М. Кожин предложил дробную и оттого исчерпывающую классифика-

цию методов работы с центральноазиатскими петроглифами. Описанных им подходов семь: этнокультурный, сюжетный, стилевой, стратиграфический и палимпсестный, историко-технический, сравнительно-исторический, регионально-топографический (Кожин, 1982, с. 100-102). Недавно классификацию Кожина преобразовал на основе анализа более обширного петроглифического материала Д.Г. Савинов. Он выделил также семь методов исследования: изучение контекста, датирование (в т.ч. естественнонаучными методами), хроностра-тиграфия (или горизонтальная стратиграфия), сопоставление петроглифов и овеществленных художественных образов (предметов мелкой пластики), установление стиля и хронологии (поиск инварианта), исследование семантики и, наконец, метод выделения изобразительных пластов (Савинов, 2009, с. 151-159). Частично его классификация пересекается с предложенной Кожиным, но более обобщенно характеризует основные методические подходы.

На наш взгляд, можно предложить еще более формализованную классификацию: методы работы с изображениями «колесничного комплекса» разделяются на три основные группы, ведущими представителями которых созданы наиболее яркие и обобщающие концепции.

К первой группе относятся исследователи, работавшие с определенным регионом (памятником) и выделявшие инварианты изображений, а результаты этих исследований экстраполировались ими или их последователями на другие территории и памятники (Кубарев и др., 2005; Леонтьев, 1980, с. 70-73; Новгородова, 1984; Ковалева, 2011; Окладникова, 1990; Шер, 1980, с. 201-205). Ярчайшим представителем этой группы и, одновременно, основоположником отечественного «колесничного петроглифоведения», безусловно, является Я. А. Шер. При этом, итоги работ такого типа можно отнести к разряду хронологических локализаций.

Ко второй группе можно отнести авторов, поставивших перед собой цель изучить все известные по разным регионам изображения вкупе и представить их многообразие в рамках единой информационной системы. В конкретном случае в рамках концепции «коммуникации», свидетельствующей, в первую очередь, о географических локализациях (Новоженов, 1994, с. 219; 2011, с. 251; 2012; отчасти

Кожин, 2007, с. 271-272; Таинство этнической истории..., 2014). Здесь несомненным лидером и новатором - создание концепции, объясняющей, что стоит за распространением колесничных сюжетов, является В.А. Новоженов.

Наконец, к третьей группе следует отнести ученых, обосновавших принцип выделения изобразительных пластов, в рамках которых изображения «колесничного комплекса» в петроглифах могут быть соотнесены с определенной стилистической традицией, отразившейся в чем-то еще, например, в мелкой пластике, что позволяет говорить о культурных локализациях (имея в виду, прежде всего, археологические культуры и художественные традиции, связанные с ними) (отчасти, Ковтун, 2001; отчасти, Новгородова, 1984; Пяткин, Миклашевич, 1990, с. 146-153; Савинов, 2007, с. 100; 2009, с. 153, 156, 158; 2011, с. 7-13). В этой группе ведущими представителями оказываются Б.Н. Пяткин, в соавторстве с Е.А. Миклашевич, И.В. Ковтун, Д.Г. Савинов. При этом последний специально отмечает, что принцип выделения изобразительных пластов является «открытием отечественных исследователей» (Савинов, 2009, с. 156).

2. Конкретные аспекты проблемы

Ареал петроглифических изображений «колесничного комплекса», затрагиваемых в настоящем обзоре, охватывает единую, с точки зрения географической и хозяйственно-культурной классификации, область -Алтае-Саянско-Хангайское нагорье. Описываемая территория занимает «пограничную географическую зону между глухой горной тайгой и горными степями и полупустынями. со свойственной им флорой и фауной». Эта территория хорошо подходит населению, практикующему скотоводческое хозяйство, совмещенное с «охотой на мясного и пушного зверя», а тип скотоводства, характерный для этой зоны, правда, для эпохи средневековья, определяется как «пастбищное табунное скотоводство с циклическими сезонными перекочевками в течение года» (Потапов, 1969, с. 79-82).

Таким образом, географическая среда и реконструируемый на основе более поздних этнографических данных вероятный тип хозяйства местного населения не противоречат практике использования колесных средств передвижения и гужевой транспортировки

грузов в этой зоне. Под вопросом остается возможность использования, особенно на Саяно-Алтайском нагорье, колесниц в военных целях. Отсутствие реальных колесниц или их следов в погребениях ставит под сомнение и гипотезу их использования в церемониальной практике, вплоть до начала эпохи раннего железного века. На этот факт уже обращали внимание в литературе (Кожин, 1987, с. 110 и др.).

2.1. Взаимосвязь петроглифической традиции изображения «колесничного комплекса» и гипотез распространения реального «колесничного комплекса», соотносящегося с конкретными археологическими культурами и их ареалами

В регионе Алтае-Саяно-Хангая и на прилегающих территориях изображения колесных повозок распространяются не позднее проникновения сюда носителей окуневской культуры и целой свиты культур (сеймин-ско-турбинской, кротовской, самусьской) «доандроновской бронзы» по определению В.В. Боброва, поддержанному Д.Г. Савиновым (Савинов, 2011, с. 8).

Сужает диапазон трактовок культурной принадлежности и хронологии изображений поправка на тип транспортного средства -колесницу. Нижний хронологический предел распространения легкой колесницы с конской запряжкой обосновывается появлением реальных колесниц на территории Евразии в конце III - начале II тыс. до н.э. (Чечушков, 2011, с. 64), а верхний - началом эпохи «ранних кочевников» в терминологии М. П. Грязнова и его последователей - на рубеже ЕХ-УШ вв. до. н. э., когда изображения колесниц в петроглифах практически исчезают (Шер, 1980, с. 235).

Для рассматриваемого региона и прилегающих территорий основными археологическими культурами, культурно-историческими общностями или транскультурными феноменами эпохи бронзы, попадающими в указанные хронологические рамки, с одной стороны, и соотносимыми с «колесничным комплексом», с другой, оказываются сеймин-ско-турбинская, андроновская и карасукская (Дэвлет, 1998, с. 181, 183; Ковалева, 2011, с. 8; Кожин, 2007, с. 223-224; Кубарев и др., 2005, с. 24-25, 90; Кузьмина, 1994, с. 166-168; Леонтьев, 1980, с. 71-73; Новгородова, 1984, с. 59; Пяткин, Миклашевич, 1990, с. 151; Савинов,

2007, с. 102; 2011, с. 8; Худяков, 2002, с. 139, 141 и др.).

Более ранними по времени возникновения являются гипотезы, отстаивающие андронов-скую и карасукскую принадлежность изображений. Объясняется это, в какой-то мере, применением исследователями формальной логики: встречены колесницы в погребениях андроновцев-индоариев, следовательно, и большинство петроглифов колесничной тематики выбито именно андроновцами, несмотря на то, что верифицируемое андроновское искусство в подавляющем числе случаев аниконично; есть в петроглифах, фиксирующих «колесничный комплекс», изображения «карасукского» оружия, значит - это изображения карасукских колесниц (хотя ни самих колесниц, ни подавляющего большинства типов «карасукского» оружия в погребениях карасукской культуры не встречено). Синхронно с этими ранними определениями появилась и их критика, справедливо указывавшая на искусственную прямолинейность подобных соотношений и их слабую вери-фицируемость (например, Шер, 1980, с. 210, 234).

В последние десятилетия, благодаря развитию наблюдений Б.Н. Пяткина и Е.А. Микла-шевич, работам Д.Г. Савинова, И.В. Ковтуна и, отчасти, В. А. Новоженова, были выдвинуты гипотезы сейминско-турбинской принадлежности, как минимум, части «колесничных сюжетов» в петроглифах Алтае-Саяно-Хангая, а в особенности, Монгольского Алтая и Восточного Казахстана (Кожин, 2007а, с. 223-224; Савинов, 2011; Таинство этнической истории., 2014, с. 121 и др.).

Особняком стоит точка зрения М. Е. Килу-новской, предполагающей достаточно позднюю дату большинства изображений колесниц в петроглифах Тувы - конец эпохи бронзы - начало «раннескифского времени», в т.ч., в связи с находкой плиты с изображением колесницы в контексте наземной конструкции кургана Аржан-2 (Килуновская, 2011, с. 47).

Отдельное место в виртуальном «колесничном комплексе» Алтае-Саяно-Хангая занимают оленные камни, изображения на которых фиксируют такую деталь костюма воина-колесничего как «поясные пряжки-крюки». Особенно это характерно для оленных камней с территории Монголии, на одном из которых изображена и сама колесница (Волков,

2002, с. 17, 21-22). Эту изобразительную традицию В. В. Волков соотносит с концом эпохи бронзы (карасукской культурой) - началом раннего железного века (Волков, 2002, с. 22-24).

Общие выводы

Если присмотреться к предложенной выше трехчастной формальной классификации исследовательских подходов, то окажется, что ее части представляют своего рода эволюционные ступени. При этом, схема эволюции напоминает развитие идеи типа, культуры и общности культур в истории археологии.

Я. А. Шер (Шер, 1980), обращая внимание на отдельные черты изображений (расположение животных, их виды, количество колес, количество спиц в колесах, форма площадок колесниц, позы колесничих) успешно вычленял инварианты изображений, придавая им, в первую очередь, хронологическое значение. Этот подход вполне сопоставим с типологическим подходом О. Монтелиуса — одного из отцов-основателей мировой археологии.

П.М. Кожин (Кожин, 2004; 2007), а вслед за ним и В. А. Новоженов (Новоженов, 2011; 2012; 2014), на основании реальных и идеальных типов (типов колесниц, запряжек, возничих) определяли «ареалы стабилизаций», локализаций, пути контактов, их хронологические и пространственные границы, т.е., продолжая параллели в теории и практике археологии, - формировали археологические культуры - основу современной археологической картины мира.

Наконец, Б. Н. Пяткин и Е. А. Миклашевич (Пяткин, Миклашевич, 1990), Д.Г. Савинов (Савинов, 2007; 2009), И.В. Ковтун (Ковтун, 2001) в своих стилистических исследованиях (на основании сочетания «данных археологии (условия нахождения, контекст, реалии), искусствознания (стилистический анализ) и на решении вопросов семантики (парадигма мифологии)» (Савинов, 2009)), выделяли изобразительные пласты, отражающие культурное содержание эпохи, выражением чего являются те или иные сюжеты, композиции, стиль. Это, в свою очередь, может быть правомерно сопоставлено с выделением общности культур или, иначе, - культурно-исторической общности.

Резюмируя все вышесказанное, можно сформулировать несколько выводов, имеющих прогностический характер.

1) К настоящему времени можно считать практически исчерпанным потенциал вычленения новых «типов» - инвариантов изображений «колесничных комплексов» в петроглифах. С открытием новых местонахождений петроглифов, конечно, можно предполагать расширение ассортимента «типов», но, скорее, в области предсказуемого отклонения от известного.

2) Перспективы определения новых границ локализаций, стабилизаций или коммуникационных путей после рационалистских работ П.М. Кожина и обобщающих (с массой

подсчетов, сравнений и классификаций), хотя и не всегда системных работ В. А. Новожено-ва, также представляются практически исчерпанными.

3) Единственное направление, которое имеет более или менее ясные перспективы, и развитие которого может принести принципиально новые результаты, - это выделение и верифицируемое обоснование состава и хронологии изобразительных пластов, затрагивающих «колесничные сюжеты» в петроглифах Алтае-Саяно-Хангайского нагорья и сопредельных территорий.

ЛИТЕРАТУРА

Балонов Ф.Р. Колесницы и колесничие в петроглифах Евразии: семантика с точки зрения экстраверта // Международная конференция по первобытному искусству. Т. 2 / Ред. Я.А. Шер. Кемерово: НИКАЛС, 2000. С. 50-55.

Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир. 2002. 248 с.

Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и исто-рико-типологический анализ языка и протокультуры. В 2 ч. Ч. 2. Тбилиси: Тбилисский ун-т, 1984. С.439-1328.

Горелик М.В. Боевые колесницы Переднего Востока III-II тыс. до н. э. // Древняя Анатолия / Ред. Б.Б. Пиотровский, В.В. Иванов, В.Г. Ардзинба. М.: Наука, 1985. С. 183-202.

ДэвлетМ.А. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука, 1982. 127 с.

ДэвлетМ.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: Памятники исторической мысли, 1998. 287 с.

Есин Ю.Н. Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. № 1 (3). С. 14-47.

Жуков В., Ранов В. Древние колесницы на Памире // Памир. 1974. № 11. С. 62-68.

Килуновская М.Е. Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. (Кемерово, 22-26 августа 2011 г.) Т. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С.44-53.

Клейн Л.С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. СПб.: Евразия, 2010. 496 с.

Ковалёва О.В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2011. 160 с.

Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии (проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2001. 184 с.

Кожин П.М. Гобийская квадрига // СА. 1968. № 3. С. 35-42.

Кожин П.М. К вопросу о происхождении иньских колесниц // Культура народов зарубежной Азии и Океании / Сборник МАЭ. Вып. XXV. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. Л.: Наука, 1969. С. 29-40.

Кожин П.М. О псалиях из афанасьевских могил // СА. 1970. № 4. С. 189-193.

Кожин П.М. К проблеме хронологии азиатских петроглифов // Проблемы археологии и этнографии Сибири. Тезисы докладов к региональной конференции 7-9 апреля 1982 г. / Отв. ред. И. Л. Лежненко, Г.И. Медведев. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 1982. С. 100-102.

Кожин П.М. Колесничные сюжеты в наскальном искусстве Центральной Азии // Археология, этнография и антропология Монголии / Отв. ред. А.П. Деревянко, Ш. Нацагдорж. Новосибирск: Наука, 1987. С.109-126.

Кожин П.М. Колёсный транспорт впервые преодолевает пустыни // У истоков цивилизации. Сборник статей к 75-летию Виктора Ивановича Сарианиди / Отв. ред. М.Ф. Косарев, П.М. Кожин, Н.А. Дубо-ва. М.: Старый сад, 2004. С. 282-289.

Кожин П.М. Этнокультурные контакты населения Евразии в энеолите - раннем железном веке (палеокультурология и колёсный транспорт). Владивосток: Дальнаука, 2007а. 428 с.

Кожин П.М. Место синьцзянских наскальных изображений колесниц в общей системе развития и распространения колёсного транспорта // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности / Отв. ред. В.Е. Ларичев. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2007б. С. 251-260.

Кожин П.М. Древний колёсный транспорт: состояние проблем и рабочие гипотезы // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2015. № 1 (9). С. 2-18.

Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск, Улан-Удэ, Юджин: ИАЭТ СО РАН, 2005. 640 с.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии. Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев, М.: Восточная литература, 1994. 463 с.

Кузьмина Е.Е. Современное состояние проблемы доместикации лошади и происхождения колесниц // У истоков цивилизации. Сборник статей к 75-летию Виктора Ивановича Сарианиди / Ред. М. Ф. Косарев, П. М. Кожин, Н. А. Дубова. М.: Старый сад, 2004. С. 129-141.

Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. М.: Летний сад, 2008. 558 с.

Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого шёлкового пути: диалог культур Европа - Азия. М.: КомКни-га, 2010. 240 с.

Кучера С.Р. Повозка в жизни древних китайцев // Синологи мира к юбилею Станислава Кучеры. Вып. 11 / Отв.ред. А Р. Вяткин. М.: ИВ РАН, 2013. С. 495-562.

Леонтьев Н.В. Колёсный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии / Отв. ред. Я.И. Сунчугашев. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1980. С. 65-84.

Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984. 168 с.

Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989. 383 с.

Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии (К проблеме миграции населения степной Евразии в эпоху энеолита и бронзы). Алматы, Аругменты и факты. 1994. 268 с.

Новоженов В.А. Азиатские колесницы (к проблеме выделения азиатского колесничего комплекса) // Материалы Междун. науч. конф. «Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспектив», посвящ. 20-летию независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А.Х. Маргулана. Т. I / Отв. ред. А.З. Бейсенов. Алматы: Институт археологии, 2011. С. 247-256.

Новоженов В.А. Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии. М.: Таус, 2012. 500 с.

Окладникова Е.А. Тропою Когульдея. Л.: Лениздат, 1990. 190 с.

Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Происхождение и распространение колесничества / сост. А.И. Василенко. Луганск: Глобус, 2008. 320 с.

Пяткин Б.Н., Миклашевич Е.А. Сейминско-турбинская изобразительная традиция: пластика и петроглифы // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР / Отв. ред. М. А. Дэвлет. М.: Наука, 1990. С. 146-153.

Савинов Д.Г. Сейминская изобразительная традиция в петроглифах Южной Сибири и Казахстана // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной) / Отв. ред. М.П. Вохменцев. Курган: КГУ, 2007. С. 98-103.

Савинов Д.Г. Некоторые аспекты теоретического изучения петроглифов (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 2 (38). С.150-161.

Савинов Д.Г. О знаковом изображении колесниц эпохи доандроновской бронзы // Теория и практика археологических исследований. Вып. 6 / Отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: АлтГУ, 2011. С. 7-14.

Сергеева М. С. О плановом стиле изображения колесниц // Международная конференция по первобытному искусству. Т. 2. / Ред. Я.А. Шер. Кемерово: НИКАЛС, 2000. С. 33-38.

Слободзян М.Б. Изображения колесниц в петроглифах Алтая // Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура / Ред. Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. Барнаул: АлтГУ, 2002. С. 116-119.

Слободзян М.Б. Наскальные изображения колесниц как археологический источник // Степи Евразии в древности и средневековье. Кн. I / Ред. Ю.Ю. Пиотровский. СПб: ГЭ, 2002. С. 227-229.

Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии / Гл. ред. А.В. Епимахов. Алматы: Остров Крым, 2014. 454 с.

Худяков Ю.С. Боевые колесницы в Южной Сибири и Центральной Азии // Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура / Ред. Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. Барнаул: АлтГУ, 2002. С.139-141.

Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М.: Иностранная литература, 1956. 384 с.

Чайлд Г. Расцвет и падение древних цивилизаций. Делёкое прошлое человечества. М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. 383 с.

Черемисин Д.В. К дискуссионным вопросам изучения наскальных изображений колесниц // Мир наскального искусства / Ред. Е. Дэвлет. М.: ИА РАН, 2005. С. 267-270.

Черемисин Д.В. К дискуссии об информативности петроглифов и методах их изучения // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3. С. 89-100.

Черемисин Д.В. Проблемы изучения наскальных изображений колесниц (на материалах петроглифов Алтая) // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности / Отв. ред. В.Е. Ларичев. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2007. С. 261-274.

Чечушков И.В. Колесницы евразийских степей эпохи бронзы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2 (15). С. 57-65.

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.

Якобсон Э. К вопросу об информативности петроглифических и погребальных памятников эпохи бронзы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. № 3 (11). С. 32-47.

PiggottS. The Earliest Wheeled Transport. London: Thames and Hudson, 1983. 272 p. Информация об авторе:

Дерябина Светлана Владимировна, главный специалист департамента археологии ООО « НИПИИ ЭТ «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ» (г. Москва, Россия); [email protected]

REFERENCES

Balonov, F. R. 2000. In Sher, Ya. A. (ed.). Mezhdunarodnaya konferentsiya po pervobytnomu iskusstvu (International conference on prehistoric art). Kemerovo: "NIKALS" Publ., 50-55 (in Russian).

Volkov, V. V. 2002. Olennye kamni Mongolii (Deer stones in Mongolia). Moscow: "Nauchnyi mir" Publ. (in Russian).

Gamkrelidze, T. V., Ivanov, V. V. 1984. Indoevropeiskii yazik i indoevropeici. Rekonstrukciya i istoriko_ tipologicheskii analiz yazika i protokulturi (Indo-European language and the Indo-Europeans. A reconstruction and historical and typological analysis of proto-language andproto-culture). Part 2. Tbilisi: Publishing House of the Tbilisi University, 439-1328 (in Russian).

Gorelik, M. V. 1985. In Piotrovsky, B.B., Ivanov, V.V., Ardzinby, V.G. (eds.). DrevnyayaAnatoliya (Ancient Anatolia). Moscow: "Nauka Publ.", 183-202 (in Russian).

Devlet, M.A. 1982. Petroglify na kochevoy trope (Petroglyphs on the nomadic trail). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Devlet, M. A. 1998. Petroglify na dne Sayanskogo morya (gora Aldy-Mozaga) (Petroglyphs at the bottom of the Sayan Sea (Mount Aldy-Mozaga)). Moscow: "Pamyatniki istoricheskoi mysli" Publ. (in Russian).

Esin, Yu. N. 2012. In Nauchnoe obozrenie Saiano-Altaia (Scientific Review of Sayano-Altai) 3 (1), 14-47 (in Russian).

Zhukov, V. A., Ranov, V. A. 1974. In Pamir (The Pamirs) (11), 62-68 (in Russian).

Kilunovskaya, M. E. 2011. In Naskal'noe iskusstvo v sovremennom obshchestve. K 290-letiyu nauchno-go otkrytiia Tomskoi pisanitsy. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Kemerovo, 22-26 avgusta 2011) (Proceedings of International Research Conference "Rock Art in Modern Society. On 290th anniever-

sary of the discovery of Tomskaya Pisanitsa". Kemerovo, 22-26.08.2011). Vol. 2. Kemerovo: "Kuzbassvuziz-dat" Publ., 44-53 (in Russian).

Klein, L. S. 2010. Vremya kentavrov. Stepnaya prarodina grekov i ariev (Time of the Centaurs. Steppe ancestral homeland of the Greeks and Aryans). Saint Petersburg: "Eurazia" Publ. (in Russian).

Kovaleva, O. S. 2011. Naskal'nye risunki epokhipozdney bronzy Minusinskoy kotloviny (Rockpaintings of the Late Bronze Age in the Minusinsk Hollow). Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (in Russian).

Kovtun, I. V. 2001. Izobrazitel'nye traditsii epokhi bronzy Tsentral'noy i Severo-Zapadnoy Azii (problemy genezisa i khronologii ikonograficheskikh kompleksov severo-zapadnogo Sayano-Altaya) (Iconographic traditions of the Bronze Age in the Central and North-West Asia (issues of genesis and chronology of iconographic complexes of the North-Western Sayan-Altai). Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (in Russian).

Kozhin, P. M. 1968. In Sovetskaia Arkheologiia (SovietArchaeology) (3), 35-42 (in Russian).

Kozhin, P. M. 1969. In Its, R. F. (ed.). Kul'tura narodov zarubezhnoy Azii i Okeanii (Culture of the abroad Asia and Oceania peoples). Series: Sbornik Muzeia antropologii i etnografii RAN (Bulletin of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of Russian Academy of Sciences) 25. Leningrad: "Nauka" Publ., 29-40 (in Russian).

Kozhin, P. M. 1970. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (4), 189-193 (in Russian).

Kozhin, P. M. 1982. In Lezhnenko, I. L., Medvedev, G. I. (eds.). Problemi arheologii i etnografii Sibiri. Tezisi dokladov k regionalnoi konferencii 7-9 aprelya 1982 g. (Issues of archaeology and ethnography of Siberia. Abstracts of papers for the regional conference, April 7-9, 1982). Irkutsk: Irkutsk State University, 100-102 (in Russian).

Kozhin, P. M. 1987. In Derevyanko, A. P., Natsagdorzh, Sh. (eds.). Arkheologiya, etnografiya i antropo-logiya Mongolii (Archaeology, Ethnography and Anthropology of Mongolia). Novosibirsk: "Nauka" Publ., 109-126 (in Russian).

Kozhin, P. M. 2004. In Kosarev, M. F., Kozhin, P. M., Dubova, N. A. (eds.). U istokov tsivilizatsii. Sbornik statey k 75-letiyu Viktora Ivanovicha Sarianidi (At the origin of civilization. Collected articles for the 75th anniversary of Viktor Ivanovich Sarianidi). Moscow: "Staryi sad" Publ., 282-289 (in Russian).

Kozhin, P. M. 2007a. Etnokul'turnye kontakty naseleniya Evrazii v eneolite - rannem zheleznom veke (paleokul'turologiya i kolesnyy transport) (Eurasianpopulation's ethnic-cultural contacts in the Eneolithic -Early Iron Age (paleo-culturology and wheeled vehicles). Vladivostok: "Dalnauka" Publ. (in Russian).

Kozhin, P. M. 2007. In Larichev, V. E. (ed.). Altae-Sayanskaya gornaya strana i sosednie territorii v drevnosti (Altai-Sayan mountain country and neighboring territories in ancient times). Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 251-260 (in Russian).

Kozhin, P. M. 2015. In Nauchnoe obozrenie Saiano-Altaia (Scientific Review of Sayano-Altai) 9 (1), 52-65 (in Russian).

Kubarev, V. D., Tseveendorzh, D., Yakobson, E. 2005. Petroglify Tsagaan-Salaa i Baga-Oygura (Mongol'skiy Altay) (Petroglyphs of Tsagaan-Salaa and Baga-Oygur (Mongolian Altai). Novosibirsk, Ulan-Ude, Eugene: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (in Russian)

Kuz'mina, E. E. 1994. Otkudaprishli indoarii. Material'naia kul'tura plemen andronovskoi obshchnosti i proiskhozhdenie indoirantsev (Origins of the Indo-Aryan Peoples. Material Culture of Andronovo Communion Tribes and Origin of the Indo-Iranians). Moscow: "\bstochnaia Literatura" Publ. (in Russian).

Kuzmina, E.E. 2004. In Kosarev, M. F., Kozhin, P. M., Dubova, N. A. (eds.). Uistokov tsivilizatsii. Sbornik statey k 75-letiyu Viktora Ivanovicha Sarianidi (At the origin of civilization. Collected articles for the 75th anniversary of Viktor Ivanovich Sarianidi). Moscow: "Starii sad" Publ., 129-141 (in Russian).

Kuzmina, E. E. 2008. Arii - put na yug (The Aryan - the way to the south). Moscow: "Letniy sad" Publ. (in Russian).

Kuzmina, E.E. 2010. Predistoriya Velikogo shelkovogoputi: Dialog kultur Evropa - Aziya (Theprehistory of the Great Silk Road: the dialogue of cultures Europe - Asia). Moscow: "KomKniga" Publ. (in Russian).

Kuchera, S. R. 2013. In Vyatkin, A.R. (ed.). Sinologi mira kyubileyu Stanislava Kucheri. Sobranie trudov (Sinologists of the world for the anniversary of Stanislav Kuchera) 11. Moscow: Studies of the Russian Academy of Sciences, 495-562 (in Russian).

Leontiev, N. V. 1980. In Sunchugashev, Ya. I. (ed.). Voprosy arkheologii Khakasii (Issues of Khakassia archaeology). Abakan: Publishing House of Khakass Scientific Research Institute of Language, Literature and History, 65-84 (in Russian).

Novgorodova, E. A. 1984. Mir petroglifov Mongolii (The World of Petroglyphs of Mongolia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Novgorodova, E. A. 1989. Drevnyaya Mongoliya (Ancient Mongolia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Rus-

Novozhenov V. A. 1994. Naskal'nye izobrazheniyapovozokSrednej i Central'nojAzii (K probleme migracii naseleniya stepnoj Evrazii v epohu eneolita i bronzy). (Rock Carvings of Central and Central Asia (the Issue of Migration of the Population of Steppe Eurasia in the Eneolithic and Bronze Periods)). Almaty: Arguments and facts (in Russian).

Novozhenov, V. A. 2011. In Beisenov, A. Z. (ed.). Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Arkheologiia Kazakhstana v epokhu nezavisimosti: itogi, perspektiv", posviashch. 20-letiiu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan i 20-letiiu Instituta arkheologii im. A.Kh. Margulana (Proceedings of International Research Conference "Kazakhstan Archaeology in the Period of Independence: Results and Perspectives" dedicated to the 20th anniversary of independence of the Kazakhstan Republic and the 20th anniversary of the Institute of Archaeology named after A. Kh. Margulan) III. Almaty: Institute of Archaeology, 247-256 (in Rus-

Novozhenov, V. A. 2012. Chudo kommunikatsii i drevneishii kolesnyi transport Evrazii (The Miracle of Communication and the oldest Wheeled Transport of Eurasia). Moscow: "Taus" Publ. (in Russian).

Okladnikova, E.A. 1990. Tropoyu Kogul'deya (By Koguldey's trail). Leningrad: "Lenizdat" Publ. (in Rus-

Potapov, L. P. 1969. Ocherki narodnogo byta tuvintsev (Essays on the national life of the Tuvinians). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Vasilenko, A. I. (comp.). 2008. Proishojdenie i rasprostranenie kolesnichestva. (Origin and spreading of chariots). Lugansk: "Globus" Publ. (in Russian).

Pyatkin, B. N., Miklashevich, E. A. 1990. In Devlet, M. A. (ed.). Problemy izucheniya naskal'nykh izo-brazheniy v SSSR (Issues of studying rock carvings in the USSR). Moscow: "Nauka" Publ., 146-153 (in Rus-

Savinov, D. G. 2007. In Vokhmenetsev, M. P. (ed.). Problemy arkheologii: Ural i Zapadnaia Sibir' (k 70-letiiu T.M. Potemkinoi (Issues of Archaeology: the Urals and Western Siberia (Dedicated to the 70th Anniversary of T.M. Potemkina)). Kurgan: Kurgan State University, 98-103 (in Russian).

Savinov, D. G. 2009. In Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia) 38 (2), 150-161 (in Russian).

Savinov, D. G. 2011. In Tishkin, A. A. (ed.). Teoriia ipraktika arkheologicheskikh issledovanii (Theory and Practice of Archaeological Research) 6. Barnaul: Altai State University, 7-14 (in Russian).

Sergeeva, M.S. 2000. In Sher, Ya. A. (ed.). Mezhdunarodnaya konferentsiya po pervobytnomu iskusstvu (International conference on prehistoric art). Vol. 2. Kemerovo: "NIKALS" Publ., 33-38 (in Russian).

Slobodzyan, M. B. 2002. In Kiryushin, Yu. F., Tishkin, A. A. (eds.). Severnaya Evraziya v epokhu bronzy: prostranstvo, vremya, kul'tura (Northern Eurasia in the Bronze Age: space, time, culture). Barnaul: Altai State University, 116-119 (in Russian).

Slobodzyan, M. B. 2002. In Piotrovskii, Yu. Yu. (ed.). Stepi Evrazii v drevnosti i srednevekov'e (Steppes of Eurasia in Ancient Times and the Middle Ages). Book I. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum, 227-229 (in Russian).

In Epimakhov, A. V. (ed.-in-chief). 2014. Tainstvo etnicheskoi istorii drevneishikh nomadov stepnoi Evrazii (The Mystery of the Ethnic History of the Ancient Nomads of Steppe Eurasia). Almaty: "Ostrov Krym" Publ. (in Russian).

Khudyakov, Yu. S. 2002. In Kiryushin, Yu. F., Tishkin, A. A. (eds.). Severnaya Evraziya v epokhu bronzy: prostranstvo, vremya, kul'tura (Northern Eurasia in the Bronze Age: space, time, culture). Barnaul: Altai State University, 139-141 (in Russian).

Childe, G. 1956. Drevneyshiy Vostok v svete novykh raskopok (The Oldest East in the light of new excavations). Moscow: "Inostrannaia literature" Publ. (in Russian)

Childe, G. 2012. Rastsvet i padenie drevnikh tsivilizatsiy. Dalekoe proshloe chelovechestva (The heyday and collapse of ancient civilizations. distant past of mankind). Moscow: "Tsentrpoligraf" Publ. (in Russian)

Cheremisin, D. V. 2005. In Devlet, E. (ed.). Mir naskal'nogo iskusstva (Rock art world). Moscow: Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, 267-270 (in Russian).

Cheremisin, D. V. 2006 In Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia) (3), 89-100 (in Russian).

Cheremisin, D. V. 2007. In Larichev, V. E. (ed.). Altae-Sayanskaya gornaya strana i sosednie territorii v drevnosti (Altai-Sayan mountain country and neighboring territories in ancient times). Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 261-274 (in Russian).

Chechushkov, I. V. 2011. In Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii (Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography) 15 (2), 57-65 (in Russian).

Sher, Ya. A. 1980. Petroglify Sredney i Tsentral'noi Azii (Petroglyphs of the Middle and Central Asia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Jacobson, E. 2002 In Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia) 11 (3), 32-47 (in Russian).

Piggott, S. 1983. The Earliest Wheeled Transport. London: Thames and Hudson. About the Author:

Deriabina Svetlana V. LLC "Research and Design and Survey Institute of Energy and Transport "Ener-gotransproekt".Savvinskaya emb., 15, Moscow, 119435, Russian Federation; [email protected]

i -- — _ Статья поступила в журнал 01.12.2022 г.

Статья принята к публикации 01.02.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.