УДК:616.98.5.616.833-08
КОЛЕБАНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕАКТИВНОСТИ
Холматов Даврон Неъматович
доцент кафедры госпитальной педиатрии Тагаев Бобуржон Каримжанович Магистр II курса кафедры госпитальной педиатрии
Солиева Гулзира Шухратовна
Магистр I курса кафедры госпитальной педиатрии Андижанский государственный медицинский институт
Андижан, Узбекистан
Сердечный ритм у школьников с нормо- и гиперсимпатико-тоническим типами вегетативной реактивности повышается, а у лиц с асимпатико-тоническим типом реагирования снижается. Процесс восстановления сердечной деятельности сопровождается активацией автономного контура регуляции с пре- обладанием симпатических модуляций, а у школьников с гиперсимпатикото- ническим типом вегетативной реактивности повышается также активность центрального контура регуляции и гуморальных факторов.
Ключевые слова: школьники 14-15 лет, сердечный ритм, регуляция сердечной 62 деятельности.
HEART RATE FLUCTUATIONS IN SCHOOLCHILDREN WITH VARIOUS TYPES OF
AUTONOMIC ACTIVITY Holmatov D.N., Taghaev B.K., Solieva G.Sh.
In schoolchildren with normo- and hypersympathicotonic types, autonomic reactivity is increased, and in individuals with an asympatheticotonic type of reaction, it decreases. The process of restoration of cardiac activity is accompanied by the activation of an autonomous regulation loop with a predominance of sympathetic modulations, and in schoolchildren with a hypersympathicotonic type of autonomic reactivity, the activity of the central regulation loop and humoral factors also increase.
Key words: schoolchildren aged 14-15, heart rate, regulation of cardiac activity.
ВЕГЕТАТИВ РЕАКТИВЛИГИ ТУРЛИЧА БУЛГАН МАКТАБ БОЛАЛАРИДА ЮРАК
РИТМИНИНГ ТЕБРАНИШИ Холматов Д.Н., Тогаев Б.К., олиев Г.Ш.
Нормо- и гиперсимпатико-тоник типдаги мактаб болаларида юрак ритми ортади, асимпатико-тоник типларда эса ортади. Юрак фаолиятининг тикланиш жараёни бошк;арувнинг автоном контур фаоллашуви билан кечади. Гиперсимпатико-тоническим типга тааллукли болаларда юрак фаоллиги, хдмда бошк;арувнинг марказий контури фаоллиги ва гуморал омиллар фаоллиги ортади.
Калит сузлар: 14-15 ёш болалар, юрак ритми, юрак фаолиятининг бошк;аруви.
Актуальность. В настоящее время нарушения сердечного ритма (НРС) и проводимости, наряду с врожденными пороками сердца, вышли на одно из первых мест в структуре сердечнососудистой патологии у детей [2,3,9,11]. Частота встречаемости тяжелых форм аритмий достигает 1:5000 детского населения, а жизнеугрожающих аритмий - 1:7000. По данным холтеровского мониторирования, от 50 до 90% условно-здоровых детей имеют те или иные нарушения сердечного ритма [8,9,11].
Наиболее распространенные клинические симптомы аритмии, которые могут отмечаться у детей -это пропуск сердечного сокращения, внезапное усиление сердцебиения в груди, чувство, что сердце выпрыгивает из груди, обморочное состояние, головокружение,
одышка, боли в груди, потеря сознания [5,7,8].
Каждый возрастной период жизни человека характеризуется своими особенностями. Принято говорить о «критических» периодах
развития, которые характеризуются определенной устойчивостью или, наоборот, предрасположенностью тех или иных функций к действию на организм патогенных факторов. Современный учебный процесс предъявляет организму школьников серьезные требования, связанные с необходимостью усваивать
постоянно увеличивающийся объем воспринимаемой информации,
получаемой при использовании компьютерных средств и телекоммуникационных сетей. Это
63
сопровождается нагрузкой на все функциональные системы, в т.ч. и сердечно-сосудистую [1,2,3]. Ряд исследователей отмечает различия в показателях мощности левого желудочка (ЛЖ), ударного объема крови у школьниц с углубленным изучением профильных предметов и занимающихся по стандартной учебной программе, в то время как уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС), диастолического артериального давления (АД) у этих групп остается стабильной величиной [4,5]. Большинство
исследователей сходятся во мнении, что к концу школьного периода развития структура спектра вариабельности сердечного ритма (СР) достигает уровня взрослых [610], однако уровень гемодинамических показателей отличается от уровня взрослых и зависит от пола, возраста и ряда других показателей [2,4,11].
Цель исследования - выявить особенности регуляции
стабильности СР у школьников с различным типом вегетативной реактивности.
Материалы и методы исследования. Проведено
динамическое обследование 80 школьников 14-16 лет,
проживающих в г. Андижане Республика Узбекистана. Было выделено 3 группы: 1 -я группа (37 человека) с нормотоническим, 2-я группа (28 человека) с гиперсимпатикотоническим и 3-я группа (15 человек) с асимпатикотоническим типом
реагирования. Состояние
сердечно-сосудистой системы исследовали на аппаратно-программном комплексе «Valenta+», АД определяли по методу Короткова. Для выяснения особенностей регуляции и поддержания стабильности СР использовали активную ортостатическую пробу (АОП) и метод
кардиоинтервалографии (КИГ). Полученные материалы обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows- 2007. Преобразование рядов R-R-
64
интервалов в
кардиоинтервалограмму и
математическую обработку
кардиоинтервалов производили на КДК «Valenta+». Точность измерения R-R-интервалов
составляла 1 мс. Из любой записи ЭКГ обрабатывали по 300 R-R-интервалов. Рассчитывали ЧСС, наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала в анализируемой
кардиоинтервалограмме (Мо),
разницу между максимальным и минимальным значениями в дина-
мическом ряду R-R-интервалов, преобразованных в NN-интервалы кардиоинтервалограммы (АХ), количество кардиоинтервалов, соответствующих модальному классу, выраженное в процентах от общего объема выборки (АМо), индекс вегетативного равновесия (ИВР, отношение АМо/АХ). Индекс напряжения ИН рассчитывали по формуле Р.М. Баевского. Спектральный анализ СР проводили в диапазонах: высокочастотном (HF; 0,1-0,5 Гц), низкочастотном (LF; 0,03-0,1 Гц), сверхнизкочастотном (VLF; менее 0,03 Гц). Определяли абсолютные значения мощностей в указанных диапазонах и рассчитывали нормированные мощности спектров (HF%, LF%, VLF%). Проводили расчет ряда относительных коэффициентов. Различия между группами оценивали по критерию Фишера.
Результаты и их обсуждение.
Согласно полученным данным основные показатели системной гемодинамики у старшеклассников с
различным типом вегетативной реактивности соответствуют
общепринятым возрастным
нормативам (см. таблицу).
Однако ученики младших классов с асимпатикотоническим типом реагирования (3-я группа) имеют более высокое систолическое (САД) и пульсовое АД (ПАД) по сравнению с нормотоническим (1-я группа) и
гиперсимпатикотоническим типом (2-я группа). По остальным показателям АД статистически значимых отличий не выявлено. Ведущим гемодинамическим
показателем является минутный объем кровообращения (МОК), напрямую зависящий от уровня потребности организма в кислороде. Средний уровень МОК и систолического выброса (СВ) отмечены также в 3-й группе.
Во всех обследованных группах ритм сердечной
деятельности стабилен и
поддерживает ЧСС на уровне, соответствующем нижней границе
65
физиологической нормы, и медиана показателя Мо во всех группах одинакова и составляет 0,98. Наименьший уровень ЧСС отмечен у лиц с гиперсимпатикотоническим типом реагирования, в то время как у представителей 1-й и 2-й групп статистически значимых отличий не выявлено. Однако стабильность ЧСС у этих групп отличается.
Показатели це]
Так, для 1-й группы с нормотоническим типом характерны наименьший вариационный размах (ВР) и относительно высокая амплитуда моды, а ИН и индекс вегетативной реактивности (ИВР) свидетельствуют об эйтоническом типе реагирования.
Таблица
[ьной гемодинамики у школьников
Показатели Нормотония Гиперсимпатико- Асимпатикотония р
(n=37) тония(n=28) (n=15)
САД, мм рт. 120,0 118,0 124,5 р1,2-3<0,05
ДАД, мм рт. 80,00 78,00 79,50
ПАД, мм рт. 42,00 41,00 46,00 р1,2-3<0,05
СДД, мм рт. 98,20 93,90 95,35
СВ, мл 70,80 69,40 66,66
МОК, л/мин 4,74 4,84 4,54 р1,2-3<0,01
СИ, л/мин/м2 2,40 2,44 2,60 р1,2-3<0,05
66
Процентное содержание высокочастотных (HF), медленных (LF) и очень медленных (VLF) волн в спек-тральной характеристике СР в состоянии покоя и при выполнении АОП у подростков
120
100
М М М
ТыТГТ
ФОН АОП ФОН АОП ФОН АОП
норма норма гипер гипер асим асим.
80
60
HF
LF
40
20
0
У школьников 2-й группы более высокий вариационный раз-характеристики СР следующие: мах (р<0,01), низкая АМо (р<0,05) и
невысокие показатели ИН и ИВР. У лиц с асимпатикотоническим типом характерны не отличающийся от 1 -й группы (ВР), более высокий показатель АМо (р<0,05), свидетельствующий о высокой стабильности СР, а показатели ИН и ИВР - о большем, чем в других группах, участии центрального контура регуляции в этом процессе.
Анализ спектра ЧСС показал высокую мощность частотных характеристик у школьников: медиана этого показателя у юношей 1-й группы - 2198 у.е., 2-й группы -4481 у.е., а в 3-й группе составила 1746 у.е.. В состоянии
покоя доля высокочастотных волн I порядка (HF) в общем спектре во всех группах преобладает, далее по общему вкладу следуют медленные волны (LF) и очень медленные волны III порядка (VLF) (Рис.1). Следовательно, на деятельность сердца в большей степени оказывают влияние автономный контур регуляции (в основном, вагус), а также гуморальные факторы.
Выполнение нагрузочного теста (АОП) сопровождалось следующими изменениями по сравнению с состоянием покоя.
У школьников с
нормотоническим типом
вегетативной реактивности
увеличивается ЧСС (на 30±1,67%, р<0,01), а показатель (ВР) остается в прежних пределах, в то время как Мо снижается, АМо возрастает (на 16,7± 1,27%, р<0,05), а уровень ИН и ИВР свидетельствует об
асимпатикотоническим типе
67
реагирования, сохраняя ведущее влияние центрального контура регулирования сердечной
деятельности. Спектральный анализ свидетельствует о снижении общей мощности частотных характеристик на 40,28±2,3% по отношению к исходному уровню, а также о снижении доли высокочастотных волн и повышении влияния симпатических модуляций (доля LF составляет 52,02±3,11%).
При выполнении АОП у младшеклассников 2-й группы ЧСС возрастает на 36,8±3,6%, при этом
СР становится более стабильным, о чем свидетельствуют уменьшение вариационного размаха на 40,7±2,64% и повышение АМо на 81±5,43%. Поддержание СР после выполнения АОП у этой группы обеспечивается повышением
центральных (ИН возрастает в 4,56 раза) и автономных влияний (ИВР увеличивается в 3,04 раза), при этом общая мощность частотных характеристик спектра по отношению к фону снижается в 5,59 раза. Подтверждением этого служат данные спектрального анализа: доля Ш составляет 43,45±3,68%, а на долю LF приходится 39,5±2,93%. Кроме этого, следует отметить определенное влияние для лиц этой группы и гуморальных факторов (доля VLF возросла на 5±0,12%).
Для лиц с
асимпатикотонической реакцией выполнение АОП приводит к увеличению ЧСС (на 8,8±1,82%, р<0,05). Но при этом стабильность СР снижается по сравнению с состоянием покоя, что проявляется в увеличении вариационного размаха
(на 44,0±3,1%, р<0,001) и АМо (на 22,4±2,5%, р<0,01), а регулирование СР при такой нагрузке не сопровождается подключением существующих нервных механизмов (ИН и ИВР ниже, чем в состоянии покоя). Спектральный анализ показал, что для юношей 3-й группы возрастает в 2,06 раза общая мощность частотных характеристик и преобладающее влияние на стабилизацию СР оказывают симпатические влияния
^=54,44±3,17%). Кроме этого,
68
доля парасимпатических модуляций снижается, а гуморальное звено никак не сказывается на восстановлении СР после выполнения АОП.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о наличии определенных особенностей в регуляции СР у школьников старшеклассников с различным типом вегетативной реактивности, что демонстрирует разнообразие исполнительных
механизмов исследуемой
функциональной системы,
обеспечивающих стабильность сердечной деятельности в состоянии покоя и при выполнении нагрузочных тестов. Так, независимо от типа реакции у старшеклассников стабильность СР в состоянии покоя обеспечивается преимущественно центральными и автономными (в большей степени парасимпатическими) влияниями. Восстановление СР после выполнения активного ортостаза обеспечивается в большей степени автономным контуром регуляции с преобладанием симпатических
модуляций. Причем у лиц с нормотоническим и
асимпатикотоническим типом
отмечается снижение
парасимпатических влияний, а у лиц с гиперсимпатикотоническим типом несколько возрастает и доля гуморальных факторов.
Выводы: У школьников с асимпатикотоническим типом
вегетативной реактивности
отмечаются более высокие по сравнению с лицами с нормотоническим и
гиперсимпатикотоническим типами показатели систолического и пульсового АД, а также минутного объема кровообращения. В состоянии покоя поддержание стабильности СР обеспечивается центральным и автономным контуром регуляции с
преобладанием парасимпатических модуляций (ярче выражены и лиц с гиперсимпатикотоническим типом реактивности).
Стабильность СР после ортостатической пробы у юношей с
69
нормо- и
гиперсимпатикотоническим типами вегетативной реактивности
повышается, а у лиц с асимпатикотоническим типом
реагирования снижается. Процесс восстановления сердечной
деятельности сопровождается
активацией автономного контура регуляции с преобладанием симпатических модуляций, а у юношей с
гиперсимпатикотоничеким типом вегетативной реактивности
повышается также активность
центрального контура регуляции и гуморальных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алферова О.П., Осин А.Я. Особенности вегетативной регуляции и интегрированных показателей адаптированности сердца. Современные проблемы науки и образования. 2012; 2: 113.
2.Койчубеков Б.К., Сорокина МА., Коршуков И.В. Механизмы нелинейной динамики сердечного ритма: влияние вегетативной нервной системы. Успехи современного естествознания. 2013; 4: 42-46.
3.Молоканова Ю.П. Факторы, определяющие ритм сердечных сокращений у лиц юношеского возраста. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: естественные науки. 2013; 2: 63-66.
4.Кудря О.Н. Вегетативное обеспечение сердечно-сосудистой системы при ортостатическом тестировании спортсменов. Бюллетень Сибирской медицины. 2010; 9: 75-81.
5.Михайлова Л.А. Вариабельность сердечного ритма у юношей-подростков с различным типом вегетативной реактивности/ Педиатрия. 2015; 92; 2: 27-30.
6.Михайлова ЛА., Кимяева С.И. Показатели центральной гемодинамики у старшеклассников, имеющих повышенные учебные и двигательные нагрузки. Сибирское медицинское обозрение. 2013; 3: 55-58.
7.Пушкина В.Н., Варенцова И.А. Вариабельность сердечного ритма у юношей с разным типом гемодинамики. Экология человека. 2012; 11: 38-43.
8.Спивак Е.М., Печникова Н.В., Гущин А.Г. Показатели вариабельности сердечного ритма и психофизиологического состояния организма школьников с нормальным и повышенным артериальным давлением. Ярославский педагогический вестник. 2012; 3 (3): 159-161.
9.Степанова Г.К., Дмитриева С.М., Устинова М.В. Вариабельность сердечного ритма в различные сезоны года у юношей-якутов. Дальневосточный медицинский журнал. 2010; 2: 105-108.
10.Хураськина Н.В., Александрова Л.А., Чемерова Л.Ф. Возрастная динамика регуляции сердечного ритма у учащихся. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010; 4: 204-209.
11. Холматов Д.Н., Ганиев А.Г., Сатвалдиева М.Ш. Формирование номо - и гетеротопных нарушений ритма у детей с отклонениями антрпометрического статуса/. Международную научно-практическую конференцию// «Молодой исследователь: вызовы и перспективы развития современной педиатрии и детской хирургии» г. Алматы 2019; Ст.:102-105.
70