Научная статья на тему 'Когниция в фатической интернет-коммуникации'

Когниция в фатической интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
фатическая интернет коммуникация / когнитивная информация / интернет-среда / phatic internet communication / cognitive information / online environment

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О. Н. Морозова

В статье представлены основные принципы изучения фатической интернеткоммуникации, основанные на соотношении рациональной (когнитивной) информации, ее прагматической направленности и механизмов когнитивной и коммуникативной деятельности человека в интернет-среде. Фатический интернет-дискурс рассматривается как информационные включения, направленные на установление и поддержание психологического контакта с интернет-аудиторией в процессе общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognition in Phatic Internet Communications

The article presents the basic principles of study phatic Internet communication based on the ratio of rational (cognitive) information, its pragmatic orientation and mechanisms of cognitive and communicative human activities in the Internet environment. Phatic online discourse is defined as the inclusion of information aimed at establishing and maintaining psychological contact with the Internet audience in the process of communication.

Текст научной работы на тему «Когниция в фатической интернет-коммуникации»

УДК 81

ГРНТИ 16.31

О. Н. Морозова

Когниция в фатической интернет-коммуникации

В статье представлены основные принципы изучения фатической интернет-коммуникации, основанные на соотношении рациональной (когнитивной) информации, ее прагматической направленности и механизмов когнитивной и коммуникативной деятельности человека в интернет-среде. Фатический интернет-дискурс рассматривается как информационные включения, направленные на установление и поддержание психологического контакта с интернет-аудиторией в процессе общения.

Ключевые слова: фатическая интернет коммуникация, когнитивная информация, интернет-среда.

O. Morozova

Cognition in Phatic Internet Communications

The article presents the basic principles of study phatic Internet communication based on the ratio of rational (cognitive) information, its pragmatic orientation and mechanisms of cognitive and communicative human activities in the Internet environment. Phatic online discourse is defined as the inclusion of information aimed at establishing and maintaining psychological contact with the Internet audience in the process of communication.

Key words: phatic internet communication, cognitive information, online environment.

Фатическая коммуникация направлена на реализацию конкретной функции, которая является одной из наиболее важных в любом типе дискурса. В словаре лингвистических терминов приводится следующее определение фатической функции: «одна из функций языка, в отличие от коммуникативной проявляется в ситуациях, в которых говорящий не стремится сразу же передать слушающему определенную информацию, а хочет лишь придать естественность совместному пребыванию где-либо, подготовить слушающего к восприятию информации, обратить на себя внимание и т.п.» [1, c. 508].

Речевое общение в первую очередь предполагает процесс установления целенаправленного контакта между участниками акта коммуникации для обеспечения канала связи и устойчивой передачи в дальнейшем необходимой адресанту информации. Под контактом в данном случае следует понимать организацию коммуникативной связи между общающимися, которая включает в себя три аспекта: контактоустанавливающий, контакто-

© Морозова О. Н., 2017 © Morozova O., 2017

поддерживающий и контактопрерывающий или контактозаверщающий [2, с. 18].

Несомненно, контактность является одной из промежуточных целей речевого воздействия, что нисколько не уменьшает ее важности в целом. Установление контактных отношений между коммуникаторами и создание атмосферы доверия к передаваемой информации и ее источнику способствует реализации главной цели речевого воздействия, например, оказание определенного регулятивного воздействия на слушателей.

Фатичность содержит в себе ярко выраженную направленность на адресата. Это дает основание для выделения фатического дискурса, который характеризуется направленностью на установление и поддержание психологического контакта с интернет-аудиторией. Фатический дискурс обладает очевидной субъективной оценочности, преимущественно эксплицитного характера, обилием как рассудочных, так и эмоциональных средств воздействия.

Убедить адресата можно лишь в том случае, если он настроен на понимание и восприятие адресуемой информации, если он приготовлен к сопоставлению и критическому анализу различных точек зрения, к объективной оценке того или иного события, явления, факта. Реализация частных установок направлена на действие психологических механизмов, возникающих в процессе общения людей - это контакт, сопереживание, организация внимания и др.

Наличие эффекта непосредственного контакта коммуникаторов обусловливает специфику интернет-коммуникации. Интересно отметить, что в прагматическом отношении фатический дискурс представляет наиболее значимый элемент в акте коммуникации, что объясняется его важностью для организации условий успешности коммуникации: привлечение внимания к представляемой личности, установление контакта с аудиторией и ее подготовка к восприятию информации в нужном автору направлении. Тем самым фатический дискурс представляет собой как бы подготовительный этап речевой коммуникации, который может быть определен как диффузный, так как на этом этапе функциональная, структурная и содержательная стороны речи в процессе организации речевого материала слиты воедино, ни одна из них не вычленяется.

Речевая деятельность адресанта на диффузном этапе строится на основе социальных контактов, главными свойствами которого являются: предельность во времени, нормированность и предсказуемость. В социальном контакте адресант должен иметь возможность предвидеть речевую реакцию реципиента на ход вперед. Это происходит потому, что выбор «ходов» речевых реакций ограничен нормами социального поведения. Такие характеристики этого этапа обусловливают преимущественное использование прямых или косвенных обращений к аудитории, фраз-клише, штампов, фразеологизмов, устойчивых словосочетаний, ибо они несут на себе большую функциональную нагрузку и более близки к узусу речи.

Основное содержание интернет-коммуникации строится так, чтобы способствовать поддержанию интереса, облегчать восприятие текста посредством целого набора когнитивных сигналов. Такие задачи говорят о преобладании, с одной стороны, информативной функции, но, с другой стороны, для получения запланированного эффекта автор использует дискурсивные фатические включения, которые позволяют адресанту правильно подобрать организовать речевой материал. Это не значит, что функциональность или содержательность речевого материала исчезает, однако акцент на этом этапе смещается на структурную сторону речевых единиц. Здесь на первое место выдвигается правильное структурирование речевых функций адресанта, функциональных значений речевого материала и их восприятие адресатом. Большое значение в этом случае имеет использование экстралингвистических средств, а именно широких возможностей компьютерных технологий (аудио-, фото- и видеоматериалы, анимация и др.), а также сам дизайн сайта (графика, цвет, шрифт, картинки и т. п.) и хорошая, удобная и понятная система навигации. Существует относительно устойчивый набор языковых средств, репрезентирующих этот тип дискурса.

Особенностью этих средств является то, что некоторые из них носят полифункциональный характер, то есть одно и то же языковое явление может участвовать в реализации нескольких функций, например, обращение, где реализация контактного типа адресации проявляется в выборе конкретной языковой формы. В целом можно выделить следующие основные языковые средства реализации фатического дискурса: система личных местоимений, прикрепленных к адресату, а также притяжательных местоимений; прием интимизации общения; прием иррелевантной темы; элементы разговорной речи; некоторые разряды вводных слов; стилистические приемы, направленные на эмоциональное воздействие. Все эти средства помогают «создать ощущение устойчивости контакта, некоего социального комфорта, который является следствием «чувства социальной солидарности», ощущение незыблемости установившихся привычных стереотипов, на фоне которых надлежащим образом будет воспринята и всякая новая информация; иными словами, здесь имеет место поддержание коммуникации как бы на заданной идеологической волне» [3, с. 86].

Таким образом, важным является то, что ценность фатического дискурса не в количестве рациональной (когнитивной) информации, а в ее прагматической направленности на реализацию основной коммуникативно-прагматической установки интернет-общения в целом. Соблюдение четкого сбалансированного соотношения «информатики и фатики служит фактором оптимизации общения» [4, с. 114], способствует наиболее продуктивной реализации запрограммированной коммуникативно-прагматической установки конкретного речевого акта.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: URSS: КомКнига, 2005. 569 с.

2. Жимагулова Б. С. Категория контактности между партнерами коммуникации // Прагматика и структура текста. Мос. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. 1983. Вып. 209. С. 16-29.

3. Наер В. Л. Об одном аспекте языковой специфики массовой коммуникации: сб. науч. тр. М.: Мос. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1980. Вып. 151. С. 82-91.

4. Шевченко И. С. Соотношение информативной и фатической функций как проблема эколингвистики // Когниция, коммуникация, дискурс. 2015. № 10. С. 114-132. Эл. ресурс: http://sites.google.com/site/cognitiondiscourse/

References

1. Ahmanova O.S. Slovar' lingvisticheskih terminov. M.: URSS: KomKniga, 2005.

569 c.

2. Zhimagulova B.S. Kategorija kontaktnosti mezhdu partnerami kommunikacii // Pragmatika i struktura teksta. Mos. gos. ped. in-t inostr. jaz. im. M. Toreza. 1983. Vyp. 209. S. 16-29.

3. Naer V.L. Ob odnom aspekte jazykovoj specifiki massovoj kommunikacii: sb. nauch. tr. M.: Mos. gos. ped. in-t inostr. jaz. im. M. Toreza, 1980. Vyp. 151. S. 82-91.

4. Shevchenko I.S. Sootnoshenie informativnoj i faticheskoj funkcij kak problema jekolingvistiki // Kognicija, kommunikacija, diskurs. 2015. № 10. S. 114-132. URL: http://sites.google.com/site/cognitiondiscourse/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.