УДК 372.8
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА
Д. С. Бартош, Е. Г. Дорошенко
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы разработки интерактивных заданий, основанных на когнитивном подходе. Описаны шесть типов заданий, на конструирование ментальных карт, реализованных при помощи Flash-технологии.
Ключевые слова: когнитивный подход, ментальные карты, Flash-технологии, дистанционное обучение, электронный учебник, интерактивный электронный практикум.
COGNITIVE APPROACH TO CREATION OF INTERACTIVE E-WORKSHOP
D. S. Bartosh, E. G. Doroshenko
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedevа str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article deals with the development of interactive activities based on a cognitive approach. Described six types of jobs in the construction of mental maps implemented using Flash-technologies.
Keywords: the cognitive approach, mental maps, Flash-technology, distance learning, electronic textbooks, interactive electronic workshop.
В настоящее время, когда к числу основных образовательных результатов относят не только знания, умения и навыки, но и личностные, метапредметные компетенции, традиционные учебники и практикумы должны быть усовершенствованы.
Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы [1].
Для реализации новых образовательных результатов нужно четко определить перечень компетенции, которыми должен овладеть специалист и определить, какими средствами можно их реализовать. Также должны быть разработаны формы контроля, включающие в себя некий набор различных видов деятельности, к которым должен быть готов обучающийся, которыми бы можно было проверить не только знания и умения, но и способные измерить уровень развития той или иной компетенции.
В связи с этим образовательный процесс должен предусматривать иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
Достижение новых образовательных результатов возможно реализовать с помощью когнитивного подхода. Термин «когнитивный» (от латинского слова cognitio - знание, познание), означающий «познавательный», «имеющий отношение к познанию», появился в шестидесятых годах прошлого века, в связи с возникновением новой парадигмы в психологических исследованиях (когнитивной психологии, когнитивистики), где особое внимание уделяется традиционным познавательным процессам: восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению.
Когнитивный подход в обучении направлен на формирование умений:
- выделять логические виды связи;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
- выделять специфические предметные виды связей;
- обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях;
- выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
- находить главные связи и отношение предметов и явлений реального мира;
- делать правильные выводы из фактов и проверять их;
- доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения;
- раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
- излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
Таким образом, одной из главных задач когнитивного подхода в образовании является развитие
мыслительных процессов.
Итак, развитие мышления учащихся в целом и современного стиля теоретического научного стиля мышления в частности - одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе. Необходимость создания новых когнитивных средств обучения, с помощью которых можно было бы эффективно развивать мышление у учеников, обусловлена их значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе [3; 4].
Так же при создании когнитивных средств, следует учитывать особенности «клипового мышления» современных учеников. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена [2], поколению «I», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, - их возросшая способность к многозадачности. «Клиповое мышление» - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
С помощью Б^Ь-технологий был разработан фрагмент интерактивного электронного практикума, на основе ментальных карт, по теме «Представление чисел в памяти ЭВМ». Содержание обучения в нем предъявляется порциями. Каждая порция информации (фрагмент ментальной карты) появляется после того, как обучающийся ответит на вопрос. Чтобы ответить на вопрос обучающемуся достаточно имеющихся у него на данный момент знаний. Порционное предъявление материала исключает его поверхностное восприятие и позволяет реализовать сценарий изложения учебного материала, который задумывается преподавателем.
После того, как ментальная карта по теме сформирована, появляются задания, проверяющие понимание учебного материала.
Первый тип задания предполагает конструирование обучающимся ментальной карты по изучаемой теме.
Ученику предлагается воспроизвести модель знаний предметной области, перемещая правильные ответы на указанных местах формируемого дерева. Если понятия размещены не правильно, выводится правильный ответ, после перехода на следующий этап конструирования ментальной карты. Задание содержит три этапа конструирования ментальной карты, каждый последующий требует более глубоких знаний по данной теме.
Результаты выбора фиксируются в учебнике. После завершения задания, на экран выводится количество правильных выборов, их процент от общего количества, а так же каждый элемент ментальной карты подсвечивается зеленым или красным цветом, в зависимости от результатов прохождения задания.
Второй тип задания предполагает конструирование ответа в форме правильных предложений, описывающих предметную область.
На основе рассматриваемой предметной области составляется таблица из трех столбцов. В первом столбце перечисляются слова-объекты, во втором - слова-свойства объектов, в третьем - действия над словами-объектами. Ученику предъявляются схема предложения, которое ему нужно составить. На схеме цветами обозначены места слов-объектов, свойств, действий. Опираясь на эту схему, ученик должен составить правильное предложение с использованием предложенных в таблице слов. По завершению задания, на экран выводится количество правильно составленных предложений их процент и все восемь возможных предложений, каждое из предложений выделяется зеленым или красным квадратом, в зависимости от результатов прохождения задания.
Третий тип предполагает рисование связей между элементами ментальной карты.
Ученику предлагается соединить, с помощью 14 линий, хаотично расставленные элементы ментальной карты. При выполнении задания, ученик может три раза удалить расставленные им связи и начать прохождение задания заново. Результаты выполнения задания фиксируются в учебнике. После завершения задания, на экран выводится количество верных связей между элементами ментальной карты, их процент от общего количества, а также ментальная карта в исходном состоянии с подсвеченными связями зеленым или красным цветом, в зависимости от результатов прохождения задания.
Четвертый тип задания предполагает дополнение ментальной карты.
Ученику предлагается сконструировать элемент ментальной карты, выбрав из трех вариантов название, а затем переместить его на пустую ячейку, тем самым составив дополненную модель знаний предметной области. Каждый выбор ученика фиксируется в учебнике. По окончанию задания на экран выводится процент выполненного задания, а так же ментальная карта, в которой дополнительные элементы ментальной карты подсвечены зеленым и красным, в зависимости от результатов прохождения задания.
Пятый тип задания предполагает выполнение обучающимся заданий внутри каждого элемента ментальной карты.
Ученику предлагается выполнить задания в каждом из элементов ментальной карты. Задания делятся на два типа:
- теоретические. Обучающийся должен вписать слова в выделенные участки экрана;
- практические. Обучающийся взаимодействует с интерактивными задачами по теме прямой код, дополнительный код и стандарты двоичной арифметики.
Все результаты выполненных заданий фиксируются программой и отображаются на основном
кадре.
Итак, в данной статье мы описали некоторые идеи разработки интерактивных заданий и показали способы их реализации с помощью Flash-технологии. В настоящее время разрабатывается седьмой тип задания, включающий в себя все виды деятельности, представленные в пройденных заданиях и являющийся итоговым контролем знаний, умений и компетенций. Также разрабатывается сайт для публикации интерактивного электронного практикума, основанного на ментальных схемах, и сбора и анализа рецензий и информаций о неполадках.
Библиографические ссылки
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2006.
2. Rosen L. Ме, Му8раее, and I: Parenting the Net Generation. N. Y., 2007. 258 р.
3. Бартош Д. С. Некоторые способы интерактивного взаимодействия обучающегося с содержанием ментального учебника // Молодежь и наука XXI века. 2014. 19-26 мая. С. 148-152.
4. Дорошенко Е. Г. Развитие мышления обучающихся в процессе работы с ментальным учебником // Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее : материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании (6-7 февраля 2014 г.) / отв. за вып. Ю. А. Аляев, И. Г. Семакин ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014. С. 154-156.
5. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И., Рукосуева Н. В., Хегай Л. Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 12(140). С. 145-151.
© Бартош Д. С., 2015