Научная статья на тему 'Когнитивный подход к исследованию сферы туризма Шолоховского района Ростовской области'

Когнитивный подход к исследованию сферы туризма Шолоховского района Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
437
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ШОЛОХОВСКИЙ РАЙОН / ТУРИЗМ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кочетов Д. С.

В статье представлены результаты исследования состояния туристской отрасли Шолоховского района Ростовской области, проведенного с помощью когнитивного моделирования и когнитивных информационных технологий. Исследования направлены на совершенствование системы управления дотационным регионом путем развития историко-культурного, этнографического, сельского, экологического туризма, детского и молодежного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кочетов Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный подход к исследованию сферы туризма Шолоховского района Ростовской области»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

2^6

происходит свыше 200 тыс. ДТП в год, в которых гибнут более 30 тыс. чел. и сотни тысяч получают травмы, иногда оставаясь на всю жизнь инвалидами [3; 1, с. 18]. В результате за последние 5 лет число пострадавших пешеходов увеличилось с 81,9 до 97,3 тыс. чел. [2; с. 2]. В эту сумму включаются расходы на лечение после аварии, восстановление автомобиля (или покупка нового), расходы на страховку и прочие расходы. Эта сумма представляет собой упущенные возможности экономики, которые могли бы выступить дополнительными финансовыми средствами для ее развития.

Высокий уровень автомобилизации в Ростовской области (только в 2007г. зарегистрировано более 150 тыс. новых автомобилей), способствуя развитию экономики и обеспечению мобильности населения, имеет и ряд негативных последствий и, прежде всего, аварийность на транспорте. За последние 10 лет на дорогах области погибло 9228 и ранено 54851 чел. (за 2007 г. зарегистрировано 5140 ДТП в которых погибло 919 чел., 6330 получили ранения).

В условиях ограниченного финансирования деятельности по обеспечению безопасности движения выявление и ликвидация опасных («узких») мест является приоритетным направлением, реализация которого способна обеспечить значительное снижение ДТП. Кроме того, необходима институционализация поведения участников дорожного движения, улучшение состояния дорожной инфраструктуры, повышение качества обучения водителей и пешеходов, изменения системы управления безопасностью дорожного движения, использование новой техники и технологий в организации дорожного движения, работе органов и подразделений ГИБДД, развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, и т.д.

Таким образом, повышение эффективности и безопасности национальной транспортной подсистемы на основе модернизации её региональных сегментов обеспечивает существенное снижение транспортных издержек отечественных товаропроизводителей, повышение привлекательности страны в качестве транзитной территории, безопасность потребителей транспортных услуг. Модернизация и специализация транспортной подсистемы региона являются приоритетными направлениями повышения его конкурентоспособности и достигаются за счет использования институциональных и организационно-экономических инструментов, позволяющих повысить мобильность населения, гарантировать доступность транспортнотранзитных услуг для всех категорий потребителей, нивелировать инфраструктурные ограничения, внедрить автоматизированную систему управления транспортными потоками, снизить количество и тяжесть дорожно-транспортных происшествий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елков И. Безопасность как норма жизни // Российская газета. 2006. 30 марта.

2. Панина Т. Догнать и перегнать Японию // Российская газета. 2006. 27 июня.

3. Тарасенко П. Линия фронта - дорога // Экономика и жизнь. 2005. № 9.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года // www.mintrans.ru.

5. The Global Competitiveness Report 2002-2003. Geneva, 2004.

Коды классификатора JEL: P16

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СФЕРЫ ТУРИЗМА ШОЛОХОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОЧЕТОВ Д.С.

Кочетов Д.С. Технологический институт Южного федерального университета,

г. Таганрог, аспирант, е-mail: denkochetov@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования состояния туристской отрасли Шолоховского района Ростовской области, проведенного с помощью когнитивного моделирования и когнитивных информационных технологий. Исследования направлены на совершенствование системы управления дотационным регионом путем развития историко-культурного, этнографического, сельского, экологического туризма, детского и молодежного отдыха.

Ключевые слова: регион, региональное развитие, Шолоховский район, туризм, когнитивный подход, когнитивное моделирование, когнитивная карта

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран и регионов считается улучшение жизни населения. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов населения, улучшение систем образования и здравоохранения, уменьшения нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.п. [1, 3, 5, 7]. Все это выдвигает все больше требований к системе управ-

ления регионом, включающей в себя цели, функции и процесс управления. Для обеспечения эффективного социально - экономического развития региона необходима эффективная система управления. В рамках системы управления протекает, как правило, весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполнительной власти - федеральные, региональные, поселковые.

Знание специфики региона позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального развития: 1) обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей; 2) выравнивание уровней социально-экономического развития, сглаживания резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; 3) совершенствование территориального труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны. Таким образом, изучение и совершенствование системы управления, как в рамках государства, так и региона, способствуют достижению поставленных целей и задач.

В данной работе было проведено исследование специфики Шолоховского района Ростовской области с целью выявления и оценки потенциальных рычагов развития этого региона и рассмотрения путей совершенствования региональной системы управления.

Выбор Шолоховского района был обусловлен тем, что он принадлежит к дотационным регионам, для которых особенно остро стоят проблемы совершенствования системы управления. Шолоховский район является одним из крупнейших в Ростовской области туристических центров и считается, что наибольшие возможности развития района лежат в сфере развития туризма. Поэтому именно этим аспектам развития района уделялось в исследовании главное внимание, хотя Шолоховский район продолжает специализироваться также на выпуске сельскохозяйственной продукции растениеводческого и животноводческого направлений. Промышленные предприятия района занимаются производством продуктов питания, строительных материалов, а также добычей полезных ископаемых - песка, щебня и глины.

Удаленность района от крупных промышленных центров способствует сохранению чистоты многочисленных водоемов, лесов и степей. Наибольший интерес представляют собой Шолоховские места, прилегающие к станице Вешенской. Этот район интересен для федерального и международного туризма, так как здесь расположены основные центры развития казачества, исторические поселения, культурные памятники. Наличие целого ряда объектов туризма способствует развитию в Шолоховском районе транспортной инфраструктуры.

Шолоховский район обладает значительным туристским потенциалом, включающим природно-рекреационный, бальнеологический и историко-культурные аспекты. Туристов привлекает красота и экологическая чистота природы, акватория реки Дон с пойменными лесами, озера, минеральные источники, массивы хвойных насаждений, лесостепи и степи, создающие прекрасные условия для охоты и рыбалки, грибной охоты, водного, пешеходного и сельского туризма, лечение, большое количество памятников природы, культуры и истории, наличие хорошей транспортной инфраструктуры. Но, несмотря на массу положительных условий, в Шолоховском районе туристическая сфера развита слабо и занимает малую долю в доходной части регионального бюджета. С этих позиций совершенствование системы управления районом лежит в сфере развития туризма. Выбор туризма, как одного из видов отраслевой специализации Шолоховского района, определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условием наиболее эффективного использования совокупного производственного и социально-культурного потенциала территории при сохранении экологического равновесия и культурного наследия.

Для того чтобы можно было разрабатывать обоснованные рекомендации по развитию сферы туризма, был применен когнитивный подход [1, 2, 4] к исследованию и моделированию возможных стратегий развития района. Конкретной целью исследования социально-экономического положения Шолоховского района с применением когнитивных информационных технологий явилось выявление основных механизмов развития туристических отношений в регионе, определение перспектив развития туризма, как немаловажной составляющей районного и областного бюджета, выявление причин, прямо или косвенно влияющих на развитие туризма. Основной задачей исследования являлось выяснение возможности повышения эффективности управления районной экономической системой через сферу туризма, выявление причинно-следственных связей на микроуровне, обеспечивающих сбалансированную систему экономических показателей.

Технологии когнитивного моделирования (когнитивные технологии) [1, 2, 4, 9] позволяют в экспресс режиме в короткие сроки на качественном уровне: строить модели, описывающие и объясняющие природу явлений и процессов в изучаемых объектах, исследовать проблемы с нечеткими факторами и взаимосвязями, учитывая изменения внешней среды; оценить ситуацию и провести анализ взаимовлияния действующих факторов, определить возможные механизмы взаимодействия участников ситуации, выявить тенденции развития ситуаций и реальные намерения их участников; прогнозируя развитие ситуаций, использовать объективно сложившиеся тенденции развития ситуации в своих интересах; выработать и обосновать направления управления ситуацией, определяя возможные варианты развития ситуации, оценить последствия принятия важнейших управленческих решений, сравнить их, обосновать выбор лучших стратегий развития системы для достижения ее целенаправленного развития.

Технология когнитивного (познавательно-целевого) моделирования заключается в том, чтобы на основе когнитивных моделей определять возможные и рациональные пути управления ситуацией с целью перехода от негативных исходных состояний к позитивным [1, 2, 4].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Первым этапом когнитивного моделирования является разработка когнитивной карты - модели механизма взаимосвязи факторов и показателей, характеризующих изучаемый объект. С формальных позиций когнитивная карта - это знаковый ориентированный граф

G = < V, E >, (1)

где: V - множество вершин, вершины («концепты») VieV, i =1, 2,..., k являются элементами изучаемой системы; Е - множество дуг, дуги еуеЕ, i,j=1, 2, ..., N отражают взаимосвязь между вершинами Vf и Vj; влияние Vi на Vj в изучаемой ситуации может быть положительным, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к увеличению (уменьшению) другого, отрицательным, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к уменьшению (увеличению) другого, или отсутствовать в изучаемый момент.

Для разработки когнитивных моделей необходимо использовать теоретическую, экспертную, статистическую информацию об изучаемом объекте. Часто исходные данные для построения когнитивной модели можно получить, проведя SWOT - анализ проблемы. SWOT - анализ состояния туристской отрасли Шолоховского района выявил слабые и сильные стороны отрасли, ее возможности и риски.

Согласно анализу, среди основных сторон, положительно воздействующих на отрасль туризма, является экологическая чистота, уникальные памятники природы, ландшафт, музей заповедник М.А.Шолохова, санаторий Вешенский, минеральные источники, а также богатое культурное наследие и вековые традиции. Развитие туризма в Шолоховском районе на основе природно-этнографического и культурно-исторического наследия является потенциально крупным источником дохода района и может существенно повысить его престиж

Все это послужило предпосылкой разработки муниципальной целевой программы «Развития туризма в Шолоховском районе на 2008-2010 г.г.». Реализация мероприятий программы будет способствовать созданию новых туристских маршрутов, увеличению доли въездного и внутреннего туризма, установлению контактов с российскими и зарубежными субъектами туристской индустрии, а также привлечению инвестиций среднего и малого бизнеса в туристическую индустрию. Удаленность района от крупных населенных пунктов, городов, неразвитость инфраструктуры туризма, отсутствие стратегии продвижения туристского продукта и недостаточный уровень благоустройства территории района являются негативными факторами и могут тормозить развитие туризма. Инфраструктура станицы Вёшенской и поселений района, где расположены объекты культурного туризма, не отвечает современным требованиям качества туристского продукта Шолоховского района. Кроме того, недостаток собственных ресурсов для развития инфраструктуры туризма существенно влияет на качество, предоставляемых услуг [6].

Когнитивная карта является ориентиром для когнитивного анализа и моделирования. Анализ когнитивной карты включает в себя определение маршрутов, путей, циклов графа, позволяющие исследовать различные причинно-следственные связи, существующие в исследуемой системе. Сложность системы влечет за собою проблемы сложности анализа длинных причинно-следственных цепочек, циклов и сложности управления. Выделение этих последовательных линий на графе - не простая задача, особенно, если граф содержит большое количество вершин и дуг. Поэтому для исследования была использована программная система когнитивного моделирования [2].

При разработке когнитивной карты для Шолоховского района использовались данные статистической отчетности [8], экспертные оценки. Были разработаны: укрупненная когнитивная карта, состоящая из концептов-блоков, и несколько детализирующих когнитивных карт, раскрывающих концепты-блоки укрупненной карты. В укрупненной когнитивной карте были выделены следующие концепты - вершины графа: V0 - туризм; V1 - районный бюджет; V2 - федеральный бюджет; V3 - политика федеральных и местных органов власти в отношении туризма; V4 - экологическая обстановка; V5 - ВРП; V6 - занятость населения; V7 - доходы населения; V8 - объекты бизнес сектора; V9 - объекты инфраструктуры; V10 - производство товаров и услуг; V11 - географическое положение; V12 - инвестиции; V13 - благосостояние граждан. Взаимосвязь между вершинами была задана матрицей отношений AG.

Матрица AG - это квадратная матрица, строки и столбцы которой помечены вершинами графа G, а на пересечении i-строки, j - столбца стоят (или нет) единицы (+ или -1), если существует (не существует) отношение между элементами Vi и Vj, т.е.

fl если V связано с V

AG^y-J^k, ау = f J (2)

J J [0 в противном случае

Построение когнитивной карты по развитию туризма в Шолоховском районе и последующее когни-

тивное моделирование привело к выделению основных рычагов управления, с помощью которых лицо, принимающее решение, может влиять на ситуацию, такие как: доходы населения; инвестиционный климат; издержки производства; развитие производственной инфраструктуры; собираемость налогов; налоговые льготы; политические и экономические преференции региону. Как показало исследование, управление туризмом необходимо вести на всех уровнях, как региональном, так и муниципальном, в тесной увязке с планами общего социально-экономического регионального развития. Поэтому разработка муниципальной целевой Программы «Развитие туризма в Шолоховском районе на 2008-2010 годы» становится в этом случае не только компонентом Областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 годы» [6], но и составной частью стратегической Программы «Социально-экономического развития Шолоховского района на период до 2010 года». Поскольку Шолоховский район имеет прекрасные природно-климатические условия, богатую историю, многочисленные памятники культурного наследия,

то на данном этапе наиболее перспективными видами туризма для района являются сельский, этнографический, экологический, историко-культурный туризм, детский и молодежный отдых.

Стремительное развитие этнотуризма и экологического туризма, как мировой культурной тенденции, учитывая уникальный характер Музея-заповедника Шолохова, будет способствовать увеличению посещаемости не только музея, но и всей территории района, интересной в туристском плане. Однако, инфраструктура станицы Вёшенской и поселений района, где расположены объекты музея, не отвечает современным требованиям качества туристского продукта Шолоховского района.

Увеличение потока туристов на данной территории возможно при создании благоприятных условий по созданию туристской инфраструктуры муниципального образования и наиболее полного использования туристской дистинации: увеличение мест для комфортного проживания туристов, расширения сети общепита, соответствующего современным требованиям индустрии гостеприимства, оборудования мест массового отдыха и мест несанкционированного отдыха (пляжи, стоянки и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелова Г.В. Региональная система образования, методология комплексных исследований / Г.В.Горелова, Н.Х. Джаримов. Краснодар: Печатный двор, 2002. 380 с.

2. Горелова Г.В., Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход / Г.В.Горелова, Е.Н.Захарова, С.А.Радченко. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. 332c.

3. КоваленкоЕ.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб Питер, 2005. 288 с.

4. КочетовД.С. Оценка безопасности финансового и социально-экономического развития муниципального образования, методы приятия решений // В тр. XV Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем», ч.1. Москва: Изд-во РГГУ, 2007. С. 124-127

5. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме./ М.А. Морозов. 3-е издание. М: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

6. Решение Собрания депутатов Шолоховского района о Муниципальной целевой программе «Развитие туризма в Шолоховском районе» на 2008-2010 годы от 20 декабря 2007 года.

7. Смирнов В.В. К вопросу об организации эффективного управления развитием региона / В. В. Смирнов //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4. С.48-57.

8. Социально-экономическое положение Южного Федерального округа. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. / Стат. сборники 2001-2007гг. М., 2001-2007.

9. Eden C. Cognitive mapping// European Journal of Operational Research. 1998. №36. pp. 1-13.

Коды классификатора JEL: R28

РАЗВИТИЕ СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ЮЖНОМ МАКРОРЕГИОНЕ РОССИИ

КОНСТАНТИНИДИ Х.А., СУТАЕВА П.А.

Константиниди Х.А. Адыгейский государственный университет, преподаватель кафедры экономики и управления, 382000, Майкоп, ул. Первомайская, 208;

Сутаева П.А. Адыгейский государственный университет, преподаватель кафедры экономики и управления, 382000, Майкоп, ул. Первомайская, 208.

Стратегические условия развития субрегиональных систем, локализующихся в пространстве Южного макрорегиона России, определяют параметры их экономической политики.

Ключевые слова: регион; развитие; политика

Создание семи федеральных округов в составе России существенным образом изменило условия взаимодействия между федеральным центром и регионами и создало новые возможности для развития пространственной организации социально-экономической системы страны, поскольку в расширенном пространстве федеральных округов которых начинают складываться крупные интеграционные образования макро- регионального уровня. Вместе с тем, указанные возможности не обладают встроенным механизмом автоматической реализации и нуждаются в формировании и реализации соответствующей стратегии развития системы макрорегиона.

Процесс интеграционного взаимодействия региональных систем, протекающий в расширенном пространстве федеральных округов, наталкивается на барьеры, сложившиеся между данными системами. В пространстве Южного макрорегиона сосуществуют и переплетаются как дифференцирующие, так и интегрирующие факторы, конкретное соотношение которых необходимо учитывать при формировании страте-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.