Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ'

КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фещенко В. В.

В статье рассматривается инновационная стратегия управления - knowledge management в управлении персоналом, - возникающая в ответ на вызовы современности, связанные с превращением знания в ведущий фактор развития всех сфер социальности и используемая в современных организациях как управление созданием и развитием знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE MANAGEMENT IN PERSONNEL MANAGEMENT

The paper explores an innovative management strategy - knowledge management in personnel management is emerging in response to the challenges associated with the transformation of knowledge into a leading factor in the development of all spheres of sociality and used in modern organizations as the management of the creation and development of knowledge.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»

УДК 658.3

V.V. Feshchenko

COGNITIVE MANAGEMENT IN PERSONNEL MANAGEMENT

The paper explores an innovative management strategy - knowledge management in personnel management is emerging in response to the challenges associated with the transformation of knowledge into a leading factor in the development of all spheres of sociality and used in modern organizations as the management of the creation and development of knowledge.

Keywords: cognitive management, knowledge management, knowledge management, personnel management.

В.В.Фещенко1

КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

В статье рассматривается инновационная стратегия управления - knowledge management в управлении персоналом, - возникающая в ответ на вызовы современности, связанные с превращением знания в ведущий фактор развития всех сфер социальности и используемая в современных организациях как управление созданием и развитием знания.

Ключевые слова: когнитивный менеджмент, knowledge management, управление знаниями, управление персоналом.

Когнитивный менеджмент (knowledge management) - управленческая стратегия, релевантная информационному состоянию общества - сегодня завоёвывает доверие, прежде всего и главным образом, в экономических структурах бизнеса. Безусловно, это связано с отношениями конкуренции, желанием повысить конкурентоспособность организации на рынке. Бизнес, движимый коммерческим началом как фактором выживания, быстро уловил специфику времени, связанную с ведущей ролью знания в социальном развитии и основное управленческое внимание направил именно в эту сторону - в сторону управления развитием знания.

Являясь ответом на вызовы современности, когнитивный менеджмент выполняет роль стратегии управления неустойчивой, "текучей" (З. Бауман), информационно-коммуникативной социальностью, являющей себя в "знаковой прорве" (Ж. Бодрийяр), "пространстве потоков" (М. Кастельс), "текучих" в непрерывной изменчивости, неопределённости и непрогнозированности направлений.

Следует констатировать, что эта инновационная система входит в экономическую практику реализации без теоретической рефлексии и обоснования: мировая теоретическая мысль в области исследования необходимости и специфики основных направлений в изменениях управленческой деятельности, релевантных современности, до сих пор находится не на должном уровне состояния и развития. Хотя, конечно, осознано главное: если основным фактором развития являет себя знание (трансформировавшееся в информацию), то должна произойти и смена вектора управления.

Поэтому управление, чтобы быть релевантным современности, выбирает в качестве собственного объекта не предметно-вещные материальности, а фактор знания. Но было бы более адекватно, если бы начальные реакции на вызовы времени шли от тех структур, которые непосредственно связаны с производством или воспроизводством знания [1].

А это значит, что управление персоналом, прежде всего, в разработке теоретических основ современного управления должно иметь приоритет, ибо именно здесь есть возможности для проработки методологии и сущностного содержания knowledge management. И конечно будет естественно, если эта стратегия управления явит себя управленческой практикой, прежде всего, в управлении персоналом предприятия.

Какие есть для этого основания? И что конкретно позволяет увидеть когнитивный менеджмент в его сущности и управленческой специфике в области управления персоналом? Какие оно имеет возможности для этого?

Отвечая на эти и подобные вопросы, следует, в первую очередь, иметь в виду управление персоналом, которое всегда было центром всей системы управления органи-

1 Фещенко В.В., доцент кафедры экономики и управления, кандидат педагогических наук; Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск

Feshchenko V.V., Associate Professor of the Department of Economics and Management, PhD in Education; Bryansk State University named after Acad. I.G. Petrovsky, Bryansk E-mail: fetschenko-val@mail.eru

зацией в целом. Именно оно в теоретическом и философском отношении имеет возможности обосновать вызовы современности в области управления и достойно на них ответить.

Прежде всего, ответа требует эпистемологический вопрос относительно самого понятия knowledge management, которое на русский язык переведено как когнитивный менеджмент. Почему knowledge (знание) оказалось отождествленным с cogito (мысль)?

В ответе философия исходит из тезиса о новом характере и специфики состояния современного знания в целом и состояния образовательного знания, в том числе. Современная философская и научная общественность являются свидетелями изменений, которые осуществляются в классических гносеологических установках, и считает, что именно они инициировали постановку вопроса о когнитивном менеджменте как системе управления. Названные изменения определяются как когитарный поворот науки и научного знания в условиях информационного общества, которое сегодня также определяется обществом когнитивным [2].

Когнитивность как признак информационного состояния общества приходит к нему вследствие уже названного фактора - ведущей роли знания, которое трансформировавшись в информацию, проникает во все сферы социальности, обусловливая степень и качество их развития. Смысл современного когитарного поворота научного знания состоит в следующем.

Предметом эпистемологии, в большей степени, чем ранее, сегодня стали являть себя не общезначимость, логическая строгость и абсолютность, но, напротив, случайность и многолинейная контекстуальность мира, обусловливающие возможность познавательного результата в его гетерогенности и относительности. Современная мысль в её эпистемологической направленности становится мультирациональной [3], не поддаётся только алгоритмическим, априорным и трансцендентальным измерениям одной формы научной рациональности и, получив возможность обеспечения познавательного процесса всегда новыми ходами (в результате дозволенного действия одновременно различных форм рациональности), конструирует не однозначный результат, достигаемый ранее единством логики, но высвечивает его в разных коммуницирующих друг с другом контекстах.

Контекстуальная мысль в своей процессуальной направленности и постоянной работе - гибкой, активной, способной к ситуационной актуализации, чтобы успевать за изменениями информационного знания, - это одно из свидетельств когитарного поворота в современной эпистемологии. Являя себя не в готовом и вечном результате, который в образовании необходимо усвоить, но в когнитивной процессуальной активности, мысль оказывается способной схватывать всегда находящуюся в процессе порождения новую истину. Истина становится многозначной и более неподвластной классическому трансцендентальному субъекту-когито. Последний лишился рациональной силы, порождающей существовавшие в прошлой гносеологии и эпистемологии субъективности, ибо потерял неменяющиеся, априори заданные, алгоритмические схемы и жёсткие регулятивы познания [4].

Современный мир предстал конструкцией мультирационально работающего коги-то, он потерял признаки статичности, вечности, абсолютности, но предстал в движении и бесконечности изменений. Меняющиеся контексты мысли рождают контекстуальное и плюрально представленное знание-истину. Работающая мысль больше не пребывает в нарциссической уверенности в своём всевластии порождения единой истины и отождествляется с процессом порождения знания - с порождающимся знанием.

Мысль идентифицируется со знанием, именно поэтому knowledge management вполне легитимно переводится как когнитивный менеджмент.

Необходимость исследования работы мысли как знания сказалась сегодня в активно о себе заявляющих когнитивных исследованиях, где знание отождествляется не с вечностью единого результата, но с процессуальностью его постоянного порождения [5].

Теоретико-философские основания когитарного поворота в эпистемологии стали складываться в начале ХХ в. с приходом таких философских направлений, как феноменология, герменевтика и философская антропология. Тогда стало понятно, что жёстко рациональное познание мира и однозначность строго логической истины редуцируют его, а "умный" субъект, т.е. субъект в его односторонне разумной репрезентации, начинает "подозреваться" (П. Рикер) как рациональная конструкция, неадекватная видению полноты человеческого существования, уникальности его индивидуальных форм. Начавшиеся тогда деконструктивистские процессы в гносеологии меняли классическую субъект-объектную оппозицию - противостояние человека и мира [6].

Человек вместо традиционной метапозиции по отношению к миру стал занимать позицию "присутствия в" нём (М. Хайдеггер). Его когитарная способность оказалась неотъемлемой от мировых процессов и в соответствии с ними понималась в качестве находящейся в постоянном движении и развитии [7].

Это воздействовало на работу cogito в направлении снятия с него редуцированной до разума репрезентации и позволило на равных с рациональным мышлением включить в него бессознательный, эмпатийный, чувственный уровни сознания. Так и возникло представление о работе мысли на основе не одной формы научной рациональности, а в результате её различных коммуницирующих форм. Мысль в ситуации "присутствия в" приобрела возможность "фасетного" голографического видения бытия: ушла его статуар-ность, логическая выверенность, место познания единой истины заступили эмпатийное понимание, переживание и чувствование многозначности его смысловых значений.

Подобного рода деконструктивизм принёс конструктивные изменения в различные сферы социального процесса, в сферу управления, в том числе. В когитарной мобильности субъект постоянно вписывается в бесконечно меняющиеся конфигурации мира и потому теряет однозначно управленческую установку (которой владел трансцендентальный субъект).

Какое, однако, значение имеют описанные деконструктивистские процессы для управления персоналом, и почему именно когнитивный менеджмент сегодня оказывается наиболее релевантной стратегией управления в этой сфере?

В ответе на этот вопрос следует исходить из того, что знание в управлении, конечно, не могло остаться изолированным от изменений, которые произошли в гносеологии в целом.

Управление формированием профессионала в условиях когитарного поворота меняет вектор своего воздействия, целевые установки и содержательные характеристики итогового результата. Когнитивно ориентированная эпистемология, со своей стороны, тоже стремится к тому, чтобы наука в новой форме существования (её когитарном повороте) входила в управление персоналом [8].

Итак, когнитивный менеджмент в управлении персоналом, имея своим предметом знание в его когнитивной подвижности и изменчивости, во-первых, меняет вектор своего воздействия, направляя его не на его кумулятивное усвоение в форме багажной энциклопедической упаковки в голове сотрудников организации, а на осуществление новых правил личностного и профессионального самоопределения и роста как эффективного специалиста.

В управлении развитием персонала становится важным формирование личности, способной жить в коммуникативном "пространстве потоков" социальности и владеть мультирациональной формой видения мира.

Задачей когнитивного менеджмента в управлении персоналом становится управление формированием активной и гибкой мысли, мышления, способного к неалгоритмическим шагам и риску в принятии конкретных профессиональных решений. Когнитивный менеджмент обнаруживает себя управлением, которое направляется в сторону методической организации управленческого процесса, который бы видел образовательное знание в качестве средства формирования активной, быстро реагирующей на изменения профессионального мира личностной мысли. Управлять знанием персонала сегодня означает научить постоянно его порождать и производить [9].

В такой направленности когнитивный менеджмент в управлении персоналом видит знание не только в его профессиональной, но и в личностной значимости. Знание включается в процесс формирования новой, релевантной современности формы личностной идентичности.

Философская констатация кризиса последней имеет в виду кризис как отказ от идентичности личности в её классической форме, которая полагала её единство и цельность. Современная же форма личностной идентичности полагает необходимость самостоятельного выбора в открывшемся плюральном мире одновременного существования разных идеалов, форм и образцов развития. Личность не существует больше в закрытой и изолированной культуре, она одновременно и сразу присутствует во многих реальностях и культурах. Она находит себя в безосновности "переходов" и "отношений" между постоянно возникающими, уходящими и вновь рождающимися как новые культурами и мирами. Её идентичность удерживается в способности быстрого "перетекания" из одной культуры в другую, она "текучая" (З. Бауман). В управлении такой формой идентичности важно принять стратегию (это и делает когнитивный менеджмент) на освоение указанных "переходов" и "отношений" между меняющимися состояниями мира культуры, науки, профессии [10].

Когнитивный менеджмент видит в управлении персоналом подготовку профессионала к мобильности. Профессиональная мобильность является той личностной характеристикой, которая необходима в деле управления не только в плане профессионального занятия, но и в управлении как составляющей любой профессиональной деятельности. Она развивает умение видеть разновекторные и непредсказуемые тенденции социокультурного развития в целом, способность принимать решения в ситуациях калейдоскопической неопределённости, готовность пойти на риск в выборе акцентов в открывающихся перспективах.

Когнитивный менеджмент в управлении персоналом обеспечивает эту управленческую специфику, ибо в качестве своего объекта имеет программы, ориентированные на указанные "переходы". Реализация этой цели обеспечивается направленностью управленческой стратегии на экспертизу методологического содержания управленческого процесса [11].

Экспертизе подлежит вопрос о включённости/невключённости в содержание процесса управления умения персонала самостоятельно производить/порождать новые знания.

Экспертируется мысль в её работе и в её направленности: имеет ли она в виду передачу готовой истины, либо предлагает развить способность по её порождению и возникновению в рамках рабочего процесса.

Истина в современном мире рассматривается живой, меняющейся и постоянно становящейся. В таком качестве она формирует личность, релевантную "текучей" социальности, также способную к бесконечным изменениям [12].

Таким образом, когнитивный менеджмент в управлении персоналом исходит из ситуации культурной неопределённости, когда нелинейное развитие социального и профессионального миров полагает необходимость работать на перспективу, обосновать перспективные потребности профессиональной деятельности.

Эта стратегия управления работает с образовательным знанием, которое по своему характеру является проективным. В работе над проектом оказывается задействованной не только рациональная мысль - алгоритмическая, однолинейная и стандартизированная.

Когнитивный менеджмент имеет в виду и другие когитарные способности: воображение, фантазию, абстрагирование, инициативность, изобретательность, умение просматривать различные логические ходы, способность идти на риск, быстро принять решение и т.п. [13].

Можно называть и другие характеристики когнитивного менеджмента в управлении персоналом. Но главной из них, обусловливающей их все, является целевая направленность когнитивного менеджмента, и его основной задачей является формирование стратегии и установки знания на овладение личностью когнитивной компетентности как профессионала.

Когнитивная компетентность рассматривается в качестве личностной характеристики, необходимой сегодня в любой сфере профессиональной деятельности.

Содержание когнитивной компетентности - умение производить новое знание.

Понятие когнитивной компетентности персонала только-только входит в исследование управления, но именно оно может обеспечить релевантность этой деятельности. Когнитивный менеджмент в этом смысле следует рассматривать как ту управленческую стратегию, в рамках которой возможно её решение.

Список использованных источников

1. Gharajedaghi, J. System thinking: Managing Chaos and Complexity: A Plaform for Designing Business Architecture [Tekst] / J.Gharajedaghi. - Second edition. - ButterworthHeinemann is an imprint of Elsevier, 2006. - 480 p.

2. Данилова О.С. Применение когнитивного моделирования при исследовании сложных систем и процессов [Текст] / О.С. Данилова, В.Н. Денисов, В.А. Мальцев // Региональная гражданская активность и фактор коллективной памяти в перспективе устойчивого развития. Практикум когнитивного моделирования: учебно-методическое пособие для междисциплинарного высокотехнологичного студенческого коллоквиума / Под ред. А.В. Дахина. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. - С. 75-80.

3. Ермашкевич Н.И. Когнитивный менеджмент как основа инновационной стратегии [Текст] / Н.И. Ермашкевич, В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск, 2015. - № 3. - С. 290-291.

4. Князева Е.Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: КомКнига, 2005. - 240 с.

5. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2009): Труды Международной конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва) [Текст]. - М.: ИПУ РАН, 2009. - 288 с.

6. Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности [Электронный ресурс] / Д.В. Реут. -Режим доступа: http://www.odn2.ru/index.php/biblioteka/26-kreativnost/71 -sladkoe-proklyatie-kreativnosti.

7. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем [Текст] / А.Г. Теслинов. - СПб.: Питер, 2009. - 288 с.: ил. - (Мастерская Андрея Теслинова).

8. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник для вузов [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2003. - 314с. - (Серия "Высшее образование").

9. Чиксентмихайи М. Креативность: Поток и психология открытий и изобретений [Текст] / М. Чиксентмихайи; [пер. с англ. И. Ющенко]. - М.: Карьера Пресс, 2013. - 528 с.

10.Фещенко В.В. Когнитивная эффективность HR-менеджеров [Текст] / В.В. Фещенко // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2017. - № 4-4(40). - С. 157-161.

11.Никитин В. Основание иного [Текст] / В. Никитин, Ю. Чудновский. - К.: Оптима, 2011. - 176 с.

12.Князева Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы [Электронный ресурс] / Е.Н. Князева. - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Knzva.htm.

13.Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention ^ekst] / M. Csikszentmihalyi - New York: Harper Perennial. - 1997. - 464 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.