Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО'

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФГОС СОО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова Марина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения в контексте требований ФГОС СОО, теоретически обоснованы подходы к определению терминов «гражданская компетентность», «когнитивный компонент гражданской компетентности». Автором предложена методологическая модель гражданской компетентности, включающая когнитивный, мотивационный, ценностно- целевой, социокультурным, индивидуально-личностный, операционно-технологический компоненты. Представлены описание и уровневые характеристики когнитивного компонента, который рассматривается как системообразующий фактор в структуре модели гражданской компетентности, он обеспечивает формирование структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, их упорядоченную совокупность, системность, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется собственно процесс деятельности человека. Определены особенности формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования с учетом интегративной природы ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE COMPONENT OF SCHOOLCHILDREN’S CIVIC COMPETENCE: CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT FEATURES IN THE CONTEXT OF PRIORITIES OF THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF SECONDARY GENERAL EDUCATION

The article examines the problems of forming the cognitive component of the civic competence of students’ in a general education institution in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards of secondary general education; the approaches to defining the terms of «civic competence» and «cognitive component of civic competence» are theoretically substantiated. The author offers a methodological model of civic competence, which includes cognitive, motivational, value-target, socio-cultural, individual-personal, operational-technological components. The description and level characteristics of the cognitive component are presented, which is considered as a system-forming factor in the structure of the model of the civic competence, it provides the formation of structural and functional relationships between heterogeneous elements of knowledge, their ordered set, systemacity, on the basis of which a holistic picture of reality is built and the actual process of human activity is carried out. Taking into account the integrative nature of the key competencies, the features of the development of the cognitive component of the civic competence of students’ at the level of secondary general education are determined.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО»

УДК 37.025; 159.95 doi: 10.31862/2218-8711-2022-6-118-132

ББК 74.202.6

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ ФГОС СОО

COGNITIVE COMPONENT OF SCHOOLCHILDREN'S CIVIC COMPETENCE: CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT FEATURES IN THE CONTEXT OF PRIORITIES OF THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF SECONDARY GENERAL EDUCATION

Глебова Марина Владимировна

Заместитель начальника Управления образования администрации города Прокопьевска, Управление образования администрации города Прокопьевска, кандидат педагогических наук E-mail: mvg.office@mail.ru

Glebova Marina V.

Deputy Head of the Department of Education of the Municipal Administration of the city of Prokopyevsk, Department of Education of the Municipal Administration of the city of Prokopyevsk, PhD in Education E-mail: mvg.office@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения в контексте требований ФГОС СОО, теоретически обоснованы подходы к определению терминов «гражданская компетентность», «когнитивный компонент гражданской компетентности». Автором предложена методологическая модель гражданской компетентности, включающая когнитивный, мотивационный, ценностно-

Abstract. The article examines the problems of forming the cognitive component of the civic competence of students' in a general education institution in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards of secondary general education; the approaches to defining the terms of «civic competence» and «cognitive component of civic competence» are theoretically substantiated. The author offers a methodological model of civic competence,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Глебова М. В., 2022

целевой, социокультурным, индивидуально-личностный, операционно-технологический компоненты. Представлены описание и уровневые характеристики когнитивного компонента, который рассматривается как системообразующий фактор в структуре модели гражданской компетентности, он обеспечивает формирование структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, их упорядоченную совокупность, системность, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется собственно процесс деятельности человека. Определены особенности формирования когнитивного компонента гражданской компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования с учетом интегративной природы ключевых компетенций.

which includes cognitive, motivational, value-target, socio-cultural, individual-personal, operational-technological components. The description and level characteristics of the cognitive component are presented, which is considered as a system-forming factor in the structure of the model of the civic competence, it provides the formation of structural and functional relationships between heterogeneous elements of knowledge, their ordered set, systemacity, on the basis of which a holistic picture of reality is built and the actual process of human activity is carried out. Taking into account the integrative nature of the key competencies, the features of the development of the cognitive component of the civic competence of students' at the level of secondary general education are determined.

Ключевые слова: гражданская компетентность, компетентностный подход, гражданское образование, когнитивный компонент, интеллектуальное развитие, процесс обучения, ФГОС СОО.

Keywords: civic competence, the competence-based approach, civic education, a cognitive component, intellectual development, a learning process, Federal State Education Standards of secondary general education.

Для цитирования: Глебова М. В. Когнитивный компонент гражданской компетентности школьников: характеристика и особенности формирования в контексте приоритетов ФГОС СОО // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 118-132. DOI: 10.31862/2218-87112022-6-118-132.

Cite as: Glebova M. V. Cognitive component of schoolchildren's civic competence: characteristics and development features in the context of priorities of the Federal State Education Standards of secondary general education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 118-132. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-118-132.

Введение

Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) [1]. Понятие «гражданская идентичность» в контексте ФГОС

равнозначно понятию «общероссийская гражданская идентичность» или «национальная идентичность», которая используется в том же значении в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Существенным признаком этого понятия является чувство индивидуальной принадлежности конкретного гражданина РФ к общности российских граждан, свободно отождествляющей себя с единым многонациональным народом России, сохранившим цивилизационные и культурные ядра национальных идентичностей, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта в интересах российского государства.

Подготовка учащихся к жизни и творческой, социально-ценной деятельности в правовом государстве и гражданском обществе, согласно принятым нормативным документам в сфере образования, обусловливает необходимость формирования гражданской компетентности у школьников, которая становится одним из ведущих направлений развития системы образования.

При этом само понятие «гражданская компетенция» нуждается в теоретическом и методологическом обосновании с учетом глобальных культурно-гуманитарных вызовов, влияющих как на обострение кризиса устойчивой государственности, так и национальной идентичности человека. В социально-педагогическом плане решение проблемы развития гражданской компетентности учащихся средней общеобразовательной школы связано с научно-теоретической разработкой вопросов формирования когнитивной компетентности, которая обеспечивает эффективную для принятия решений познавательную деятельность субъекта в течение всей жизни.

Материал и методы исследования

В работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-педагогической литературы, положений федерального государственного образовательного стандарта, изучение педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.

Результаты исследования и их обсуждение

В документах стратегического планирования Российской Федерации образованию отводится важная роль в создании основы устойчивого развития страны, укрепления правового государства и гражданского общества. В них сформулированы стратегические принципы и ключевые приоритеты, на основе которых должно осуществляться функционирование и развитие отечественной системы образования. Модернизации системы образования Российской Федерации в этих документах трактуется как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Конституцией Российской Федерации в новой редакции (п. 4 ст. 67.1) вводится новая конституционная норма, которая гласит: «Дети являются важнейшим приоритетом

государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения родителей» [2].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Стратегия определяет гражданское и патриотическое воспитание в качестве механизмов формирования российской идентичности [4].

Ключевой задачей государственной молодежной политики является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи [5].

Характеристика гражданской компетентности

Проблема формирования гражданской компетентности подрастающего поколения рассматривалась в исследованиях С. И. Беленцова, В. И. Блинова, А. П. Булкина, О. И. Волжина, Д. В. Кузнецова, И. Ю. Синельникова, И. В. Суколенова (историко-педагогиче-ские аспекты), А. В. Беляева, Г. Я. Гревцевой, Н. А. Савотиной, И. В. Суколенова (социально-педагогические аспекты), Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Кона (социально-психологические аспекты).

Пути и средства гражданского воспитания молодежи изучены в работах Л. И. Аман-баевой, С. В. Анохина, И. Ю. Буланова, В. Н. Власовой, А. В. Золотаревой, Г. Г. Николаева, Т. В. Панариной, Е. И. Чешуиной, Р. Г. Чулковой и др. Вопросы формирования гражданственности средствами учебных дисциплин разрабатывались в исследованиях Л. Б. Дор-жиевой, Е. Н. Карпаниной, И. Н. Кондратенко, Е. В. Известновой, А. Ф. Никитина.

Однако в большинстве исследований понятие гражданской компетентности рассматривается либо в связи с проблемами гражданского воспитания, либо в связи с проблемой компетентностного подхода в широком смысле слова.

Как показывает анализ педагогических исследований по различным аспектам гражданского образования, в настоящее время проблема формирования гражданской компетентности остается недостаточно разработанной в современной научной литературе, а само понятие «гражданская компетентность» имеет различное толкование в профессионально-педагогической сфере.

Исходя из сущности и природы гражданской компетентности, обобщив подходы Е. В. Бондаревской, И. А. Зимней, А. В. Хуторского [6-8] к определению психолого-педагогических оснований ключевых компетенций, можно предложить следующую дефиницию: «Гражданская компетентность - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека по обеспечению конструктивного режима своей жизнедеятельности в социуме на основе исторически сложившихся норм культуры, при устойчивом балансе и взаимосвязи социального общего и духовного индивидуального; характеризующая сложное и многоплановое личностное качество, основанное на знаниях и ценностном самосознании субъекта, активно проявляющееся в его готовности и способности к эффективной социально значимой деятельности, с учетом имеющейся системы знаний, навыков, интеллектуальных способностей, мотивации и реального опыта. Содержание данной компетентности включает когнитивный, мотивационный, ценностно-целевой, этический, социокультурный, поведенческий и операционно-технологический компоненты».

В соответствии с предложенной трактовкой определены содержательные характеристики компонентов гражданской компетентности, которые могут быть рассмотрены в качестве общих ориентировочных критериев оценки сформированности гражданской компетентности у обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Структура и содержание гражданской компетентности

Структура Содержание

Когнитивный компонент Владение знанием содержания компетентности Совокупность, система знаний, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно деятельности: • система знаний в области истории, обществознания, географии, краеведения, социологии, права (ключевые понятия: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, обязанности и ответственность человека); • критическая рефлексия (способность к анализу общественно-политических событий с учетом текущей и перспективной политики, в том числе в историческом контексте); • способы познавательной деятельности (имеют единую логическую структуру, которая не зависит от учебного предмета) - репродуктивные и продуктивные. Чем выше теоретический уровень учебного материала, тем выше уровень развития способов познавательной деятельности

Мотивационный компонент Готовность к проявлению компетентности Мотивация, наличие знаний, умений и навыков, определенного опыта у обучающихся для выполнения конкретных задач, мотивационно-волевые качества: мотивы выполнения деятельности, цели, потребности, стимулы жизнедеятельности личности; наличие интереса к общественной жизни; потребности личности в знаниях, в овладении эффективными средствами формирования активной жизненной позиции

Окончание таблицы 1

Ценностно- целевой компонент Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения Цели, ценности, смыслы: • ценности российской и мировой культуры, включающие определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию (гуманность, патриотизм, гуманизм, свобода, общественное благо, справедливость, личная ответственность за судьбу страны; уважение прав и свобод человека, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; гражданское участие, уважение к институтам гражданского общества); • способность объективно оценивать происходящие в общественно-политической сфере события, осознавать их последствия, воспринимать и понимать реальную действительность, окружающий мир, уметь осознанно выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать ответственные решения

Этический компонент Знание и практическое применение правил поведения в определенных ситуациях Уважение к закону, гражданская ответственность, владение личностными свободами, умение быть носителем и ценителем гражданских и демократических ценностей, норм морали и человеческих принципов. Умения проявлять гибкость мышления, принимать решения высокой степени этичности, критически оценивать свои достоинства и недостатки, проявлять стрессоустойчивость в сложных условиях, знание правил речевого этикета и приемов убеждения

Социокультурный компонент Объем знаний о социокультурной специфике страны, взаимодействие человека и социальной сферы Обеспечивает формирование способности обучающегося к принятию ответственных решений общественно значимых задач, осмысленных в социокультурном контексте, а также способности к ведению диалога на основе знаний отечественной культуры, межкультурному диалогу. Включает конструкции политического доверия, основанные на эффективности политических институтов, представлениях о справедливости общества; независимость, устойчивость взглядов и убеждений, уважение к другим культурам, открытость к позитивным изменениям, активное гражданское участие в государственных проектах, влияющих на общество и политику

Индивидуаль-но-личност-ный (поведенческий) компонент Опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях Система универсальных способов познания, соответствующих алгоритмов поведения и способов коммуникации, ориентированных на развитие у обучающихся разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в творческой, социальной и будущей профессиональной деятельности. Включает конкретные условия, практический компонент, определяющий, какими способами, методами, приемами и в каких формах осуществляется деятельность в различных ситуациях с учетом конкретных ситуаций общения, норм этикета. Подразумевает наличие умений критически мыслить, анализировать политические события, ориентироваться в информационном потоке, определять перспективы развития политической ситуации, отказываться от индивидуального и группового эгоизма как поведенческой стратегии.

Операционно-технологический компонент Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности Владение алгоритмами управленческой деятельности ее субъектом: • овладение и дальнейшее применение обучающимися базовых и технологических компетенций - умений и способностей по выбору средств, способов и технологий конструирования, моделирования, проектирования решения социально значимых задач в форме проектов, участие в их реализации; • владение навыками разрешения проблемных ситуаций, развитие навыков логической аргументации в принятии решений, творческий подход в решении задач высокого уровня сложности, решение проблем в условиях неопределенности, оценки риска, сотрудничество

Когнитивный компонент в структуре гражданской компетентности

Одним из центральных компонентов в структуре гражданской компетенции обучающихся является когнитивный компонент, на значимость которого указывают многие авторы [7; 9; 10]. Когнитивный компонент в структуре гражданской компетентности обеспечивает системность знаний - на ее основе строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно деятельности человека. Этот компонент связан со способами получения знаний, их творческим применением, выражается в готовности личности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремлении к саморазвитию.

В «Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» Европейского фонда образования [11] одним из основных кластеров, присутствующих во всех разработанных моделях компетенций, является когнитивный кластер. В его основе лежит система интеллектуальной деятельности личности. Он содержит представления о поведенческих индикаторах в различных познавательных процессах.

Когнитивный компонент гражданской компетенции в нашем понимании представляет собой системно упорядоченную совокупность знаний (индивидуально структурированных понятийных систем), способов познавательной деятельности, необходимых школьнику в процессе самообразования, личностного развития, профессионального самоопределения и дальнейшей эффективной социально значимой деятельности; он характеризует целостное отношение индивида к социальному и природному миру через баланс общественных и индивидуальных интересов, продуктивность мыслительной деятельности и актуальность психологического функционирования, возможность ведения познавательных процессов восприятия, мышления, а также процессов переработки и осмысления информации, процессов решения проблем, задач и процессов передачи результатов решения.

Предлагаемая нами трактовка понятия «когнитивный компонент гражданской компетентности» представлена схематически (рис. 1), где центральную часть составляют когнитивная сфера: свойства и мотивы, ценности и установки личности, «Я-кон-цепция»; знания, опыт и навыки, определяющие свойства человека и характеризующие его как субъект деятельности; внешний контур включает социокультурный, индивидуально-личностный и операционно-технологический компоненты, которые регулируют познавательные процессы, опыт социального взаимодействия личности, процесс и результат проявления компетентности.

Когнитивная составляющая гражданской компетенции квалифицирует владение учеником совокупностью компетенций в сфере самостоятельной репродуктивной и продуктивной деятельности, соотнесенной с объектами реальной действительности. Обширная и упорядоченная база знаний и возникающие вместе с ней ассоциативные связи и системы противоречий (проблемные схемы) приводят к углублению, повышению объемов и продуктивности мышления, что является фундаментально важным для всех видов компетенций.

Рис. 1. Когнитивный компонент в структуре гражданской компетентности

А. И. Субетто подчеркивал, что знания не существуют вне интеллекта, поскольку информация переходит в знания только тогда, когда позволяет прогнозировать и управлять будущим. Он рассматривает «знание» в качестве модели (образа) субъективной реальности, отражения внутреннего мира человека и отмечает ключевой характер этой категории в знаменитой триаде «знания, умения, навыки» (ЗУН) [12, с. 14].

Когнитивный компонент предусматривает приобретение общепредметных, профессиональных знаний, использование эффективных форм поиска, обобщения и представления информации; возможность выбора заданий по степени сложности. Он характеризует ценностно-смысловые ориентации, интеллектуальные возможности и информационные ресурсы субъекта: познавательные процессы восприятия, мышления, а также процессы переработки и осмысления информации, процессы решения проблем и задач и процессов передачи результатов решения; владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации. Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Доминирующее положение в структуре когнитивного компонента гражданской компетентности мы отводим смыслам как результатам понимания, они характеризуют когнитивную целостность сферы сознания (осмысление, осознание, понимание) и интеллектуальной деятельности.

Согласно методологическим установкам теории мышления О. К. Тихомирова, интеллектуальные и смысловые процессы нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Кроме того, интеллектуальные процессы интуитивного порядка могут занимать больше места в составе деятельности, чем собственно целенаправленные действия. Таким образом, смысл отражает действительность в широком контексте реальности,

представляет собой неисчерпанную совокупность (в отличие от значения, которое ис-черпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом, то есть смыслы всегда доминируют над значением [13].

Уровневая структура когнитивного компонента представлена схематично на рис. 2.

Введение в научную терминологию понятия «когнитивный компонент ключевой компетентности» позволяет систематизировать особенности и закономерности развития познавательной сферы учащихся, разработать методологические основы формирования и развития логического и продуктивного мышления в системе средней общеобразовательной школы, при проектировании общеобразовательных и воспитательных программ сместить акцент на интеллектуальное развитие обучающихся.

В проведенном исследовании особенностей мышления обучающихся 10-11-х профильных классов общеобразовательной школы при исследовании когнитивных трудностей и барьеров, с которыми сталкивается большинство из них, были выявлены следующие проблемы:

• сложность понимания объемной информации в учебной литературе,

• логические затруднения при устном и письменном изложении текста;

• недостаточная сформированность качеств логического мышления, исследовательской компетентности (выдвижение гипотез, прогнозирование);

• обучающиеся предпочитают пассивные репродуктивные виды деятельности, не требующие напряженных умственных усилий, оценивают собственную познавательную деятельность как недостаточную;

• у большинства обучающихся не сформирована самостоятельность мышления;

• умственная деятельность обучающихся носит преимущественно нецеленаправленный характер [14].

Когнитивная целостность: осознание, понимание осмысление (обеспечивают единство целей деятельности)

Ценности, нормы и способы поведения

Совокупность, система знаний, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно деятельности

Интеллектуальные возможности и ресурсы субъекта

Знание содержания компетентности

Системно-уровневая совокупность знаний

Индивидуально структурированные понятийные системы

Способы познавательной деятельности

Познавательные психические процессы (восприятие, память, воображение, внимание, мышление, понимание, речь)

Ценное) и и мотивы

(фундамент отношения человека к миру, жизненные ' орнентиры, способсуществоввния личности)

Рис. 2. Уровневая структура когнитивного компонента гражданской компетентности

Исходя из полученных данных, правомерно сделать вывод о том, что выделение когнитивной составляющей в качестве базового блока гражданской компетентности, направленного на совершенствование логических качеств мышления и развитие продуктивной мыслительной деятельности, способствует целенаправленному формированию смыслового концепта знания и способа познавательной деятельности обучающихся на основе их когнитивного опыта, что, свою очередь, обеспечивает эффективную для принятия решений познавательную деятельность на рефлексивной основе в течение всей жизни.

Формат образования, определяемый ФГОС СОО, требует от учителя четкого представления о структуре формируемой или развиваемой компетенции как многомерного и сложного личностного образования, на основе которого должен разрабатываться соответствующий методический аппарат, диагностический инструментарий для эффективного развития компетентностей обучающихся.

Опираясь на идею об интегративной природе ключевых компетенций, к которым относится гражданская компетенция, перечислим особенности формирования ее базового - когнитивного - компонента в условиях реализации ФГОС СОО:

1. Функциональная направленность процесса обучения на реализацию основных психологических возможностей личности:

• гносеологического (познавательного) потенциала (включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность умственной деятельности человека, определяется объемом и качеством знаний и информации, которыми он располагает);

• аксиологического (ценностного) потенциала (система ценностно-смысловых ори-ентаций в основе сознания и самосознания личности, эмоционально-волевые и интеллектуальные ресурсы, определяющие мировоззрение и мироустремления человека);

• творческого потенциала личности (самостоятельно выработанная совокупность умений и навыков, способов познавательной деятельности, скорость, гибкость и оригинальность мышления, развитая интуиция, готовность к риску, адаптивные, инновационные и прогностические способности);

• коммуникативного потенциала личности (динамичная, развивающая система свойств, характеризует внутренние резервы личности в единстве коммуникативных свойств, коммуникативных способностей, умений и навыков);

• эстетического потенциала личности (художественные потребности, способности к актуализации прекрасного в человеке, утверждающего его сущностные начала - нравственность, духовность, субъектность, целостность, креативность).

2. Фундаментализация образования. Создание цельного, обобщающего знания как ядра и основы всех полученных обучающимся в процессе обучения знаний, объединяющего их в единую мировоззренческую систему и гарантирующего актуальность образовательного потенциала в течение всей жизни. Принцип фундаментальности обеспечивает общность теоретических и социокультурных оснований научного знания, устраняет исторически сложившийся разрыв между гуманитарными и естественными

науками, что ведет к созданию цельного образа восприятия мира и культуры, обеспечивает дидактическое триединство функций обучения, воспитания и саморазвития личности школьника.

3. Углубленное изучение интегрирующих (обобщающих) наук, позволяющее выработать наиболее общие принципы научной картины мира и способствующие формированию цельного мировоззрения выпускника средней школы, поскольку именно мировоззренческая составляющая понимания занимает в нем ведущее место. К таким наукам, на наш взгляд, относятся: философия, математика, физика, химия, биология, география, история, теория систем, информатика, кибернетика.

4. Структурирование содержания образования на основе принципа научной подачи информации. В ходе изучения научных дисциплин, построенных по понятийному принципу, в процессе освоения ведущих идей, концепций, систем знаний о природе и обществе, познавательных и творческих элементов опыта формируется логико-когнитивные и личностные компоненты понятийного мышления школьников, которые закладывают основу дальнейшей профессиональной специализации и формирования всех видов компетентностей.

5. Структурирование знаний в рамках предметных областей на основе словесно-логического метода обучения, сочетающего логические и эвристические стратегии познавательной деятельности. Для структуризации знаний используется логическая последовательность интеллектуальных операций: актуализация исходных и выходных данных посредством постановки проблемной ситуации; составление тезауруса предметных областей (словаря терминов); выявление существенных признаков понятий; определение связей между понятиями и их системами; включение концептов в общую понятийную структуру (обобщение знаний), детализация понятий (разукрупнение), определение стратегий интеллектуально-творческой деятельности.

6. Педагогическая организация учителем интегративных связей по содержанию и способам организации умственной деятельности обучающихся. Творческое оперирование знаниями и умениями характеризует уровень овладения обобщенными приемами и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Оно осуществляется, по мнению Ю. А. Самарина, на интегративном и междисциплинарном уровне за счет установления внутрисистемных и межсистемных ассоциаций [15]. Результатом интеграции знаний и способов деятельности является некоторое целостное образование, превосходящее по своей эвристической значимости познавательную ценность всех интегрируемых компонентов, в отличие от синтеза, где соединены разнородные компоненты.

7. Интеграция предметных и психологических знаний. Образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода на основе актуальных психологических знаний в области когнитивного развития личности, в целях преодоления раздробленности учебных дисциплин и сохранения преемственности всех уровней школьного образования, направленных на обеспечение целостного развития учащегося. Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов могут быть современные образовательные технологии интенсификации интеллектуальной деятельности, в основу которых положен системно-деятельностный подход.

По нашему мнению, формирование когнитивного компонента гражданской компетентности создает важнейшие условия всестороннего развития личности обучающегося, обеспечивает системность знаний о природе и обществе, психологических механизмах познания, на основе которых строится целостная картина действительности и осуществляется конструктивный процесс жизнедеятельности человека в социуме с учетом исторически сложившихся норм отечественной культуры и глобального контекста.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная методологическая модель формирования когнитивного компонента гражданской компетентности определяет общие контуры понимания, на которых строится содержательная составляющая процесса гражданского образования в современной общеобразовательной школе, с учетом целевых установок ФГОС СОО. В структуру гражданской компетентности входят взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационный, ценностно-целевой, этический, социокультурный, индивидуально-личностный, операционно-технологический, которые обеспечивают, с одной стороны, внутреннюю устойчивость структуры компетентности, а с другой - ее динамичный характер в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

Структура когнитивного компонента гражданской компетенции представлена семью уровнями:

• ценности и мотивы (фундамент отношения человека к миру, жизненные ориентиры, способ существования личности);

• познавательные психические процессы (восприятие, память, воображение, внимание; мышление, понимание, речь);

• системно-уровневая совокупность знаний (упорядоченность и структурированность знаний);

• способы познавательной деятельности (рационально-объективные методы мышления и интеллектуальная интуиция, как перспективное предвидение вероятностного характера, безошибочное понимание сути вещей, которая основана на знании в виде накопленного опыта);

• знание содержания компетенции (знание об обществе и его строении, правах и обязанностях человека, истории и текущей политике, культурном разнообразии и наследии, институтах, влияющих на политику и общество; научно-исследовательский потенциал, критическая рефлексия);

• стратегии поведения (ценности, нормы и способы поведения);

• смыслы (когнитивная целостность).

Когнитивный компонент в структуре гражданской компетентности занимает системообразующую позицию. Он обеспечивает формирование структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний, их упорядоченную совокупность, системность, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется собственно процесс деятельности человека. Ценности и

мотивы фундируют когнитивный компонент, который определяет продуктивность мыслительного процесса на основе развития познавательных психических процессов.

Оптимальные долгосрочные сценарии развития системы общего образования в России связаны с формированием общероссийской гражданской идентичности, обусловленной нравственными ориентирами, воплотившимися в духовном, интеллектуальном и культурно-историческом развитии многонационального народа России. К перспективным факторам, полагаем, также относятся:

• сбалансированность фундаментальной и прикладной направленности образования в рамках реализации компетентностного подхода;

• восстановление духовно-нравственного фундамента отечественного образования, углубление знаний об истории и культуре России;

• разработка современных психолого-педагогических методов интенсификации процесса обучения, ориентированного на формирование рационального метода умственной деятельности;

• приоритет практической подготовки учащихся к решению сложных задач (творческое развитие личности);

• повышение эффективности подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом сохранения национальных традиций в данной сфере и позитивного международного опыта.

Кроме того, считаем теоретически и методологически несостоятельным противопоставление знаниевой и компетентностной парадигм образования, которое фиксируется в связи с реализацией компетентностного формата ФГОС СОО в образовательных учреждениях России под влиянием «Болонской системы образования». Как показано в осуществленнном исследовании, умения, навыки и компетенции находятся в неразрывной связи и представляют собой разные уровни деятельностной организации знания. Когнитивный компонент гражданской компетентности характеризует целостность знания и его смысловую структуру, формирует концептуальное мышление как способ рационального освоения действительности, тем самым обеспечивая конструктивный режим жизнедеятельности человека в социуме посредством эффективной социально значимой деятельности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 24.06.2022).

2. Конституция Российской Федерации, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 24.06.2022).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: текст с посл. изм. по сост. на 01.02.2022 г. М.: Эксмо, 2022. 256 с. (Актуальное законодательство).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL:

http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 24.06.2022).

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 24.06.2022).

6. Бондаревская Е. В. Парадигмальный подход к разработке ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2019. № 2. С. 7-14.

8. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.

9. Бабушкина Л. Е., Еремкина Н. И., Кирьякова О. В. Педагогические условия формирования когнитивного компонента профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2017. № 7. C. 15-23.

10. Чулкова Р. Г. Формирование гражданской компетентности учащегося как актуальная задача современной школы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 180-180.

11. Glossary of labour market terms and standard and curriculum development terms. [Torino]: European Training Foundation, ETF, 1997. 167 p.

12. Субетто А. И. Теория знания и системология образования: моногр. СПб.: Астерион, 2018. 142 с.

13. Корнилова Т. В. Методологические проблемы психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2008. № 2. С. 59-73.

14. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1963. 382 с.

15. Глебова М. В. Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки // Современное педагогическое образование. 2019. № 10. С. 124-130.

References

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (accessed: 24.06.2022).

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii, s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ constitution (accessed: 24.06.2022).

3. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ: tekst s posl. izm. po sost. na 01.02.2022. Moscow: Eksmo, 2022. 256 p. (Aktualnoe zakonodatelstvo).

4. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 29.05.2015 No. 996-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 24.06.2022).

5. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennye rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 29.11.2014 No. 2403-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (accessed: 24.06.2022).

6. Bondarevskaya E. V. Paradigmalnyy podkhod k razrabotke klyuchevykh pedagogicheskikh kompetentsiy. Pedagogika. 2004, No. 10, pp. 23-31.

7. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezultata obrazovaniya. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2019, No. 2, pp. 7-14.

8. Khutorskoy A. V. Model kompetentnostnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya.

2017, No. 12, pp. 9-16.

9. Babushkina L. E., Eremkina N. I., Kiryakova O. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kognitivnogo komponenta professionalnoy kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2017, No. 7, pp 15-23.

10. Chulkova R. G. Formirovanie grazhdanskoy kompetentnosti uchashchegosya kak aktualnaya zadacha sovremennoy shkoly. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015, No. 3, pp. 180-180.

11. Glossary of labour market terms and standard and curriculum development terms. [Torino]: European Training Foundation, ETF, 1997. 167 p.

12. Subetto A. I. Teoriya znaniya isistemologiya obrazovaniya: monogr. St. Petersburg: Asterion,

2018. 142 p.

13. Kornilova T. V. Metodologicheskie problemy psikhologii v trudakh O. K. Tikhomirova i ego shkoly. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya. 2008, No. 2, pp. 59-73.

14. Samarin Yu. A. Ocherki psikhologii uma. Moscow: APN RSFSR, 1963. 382 p.

15. Glebova M. V. Problema intellektualnogo razvitiya shkolnikov s pozitsiy kognitivnoy nauki. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, No. 10, pp. 124-130.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 28.06.2022 The article was received on 28.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.