УДК: 68.015 ББК: 76.002 ГРНТИ: 19.41.07 ВАК: 5.9.9, 5.5.2
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-32-48-63
Ерофеева И.В. Чита, Россия Мельник Г.С.
Санкт-Петербург, Россия
КОГНИТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В СОЗДАНИИ МЕДИЙНОГО ТЕКСТА В ЭПОХУ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. В статье представлен лингвокультурологический анализ работы профессионального коммуникатора в условиях развернувшейся сегодня ментальной войны Запада против России. Цель исследования -характеристика когнитивных приёмов в создании медиатекстов, направленных на сохранение ментальных представлений социума, удовлетворение ценностных предпочтений потребителя как носителя национальной картины мира. Отмечаются тенденции и сущность ментальной войны, её нарастающий и интенсивный характер, нацеленность на уничтожение исторической памяти и трансформацию национальной идентификации. Предлагается перечень когнитивных инструментов и алгоритм работы с медиатекстами, способными актуализировать национальную модель мира, сделать его востребованным потребителем и пробуждающим конструкты российского менталитета. В перечне указаны концепты как единицы коллективного сознания, архетипы как бессознательный осадок психического опыта предыдущих поколений, стереотипы как устоявшиеся и упорядоченные образы национального мировидения, нарративы как история взаимосвязанных событий на основе исконных когнитивных моделей. Обращается внимание на содержание
профильного образования в области массмедиа, на подготовку профессионально-творческой личности, обладающей компетенциями по созданию медиатекста с использованием конструктов отечественной культуры.
Ключевые слова: когнитивный инструментарий, ментальная война, медиатекст, профессиональный коммуникатор, национальная идентификация, стратегии работы, профессиональное образование.
Erofeeva I.V.
Chita, Russiа
Melnik G.S.
St.Petersburg, Russiа
COGNITIVE TOOLS IN CREATING MEDIA TEXT IN THE AGE OF MENTAL WAR
Abstract. The article presents a linguistic and cultural analysis of professional communicator work of in the context of the unfolding mental war of the West against Russia today. The purpose of the study is to characterize cognitive technologies used in creating media texts aimed at preserving the mental representations of society, satisfying the value preferences of the consumer as a carrier of the national picture of the world. The tendencies and essence of mental warfare, its increasing and intense nature, the focus on the destruction of historical memory and the transformation of national identity are noted. The paper proposes a list of cognitive tools and an algorithm for working with media texts that can actualize the national model of the world, make it a sought-after consumer and awaken the constructs of the Russian mentality. The list indicates concepts as units of collective
consciousness, archetypes as unconscious residue of the mental experience of previous generations, stereotypes as well-established and ordered phenomena.
Keywords: cognitive tools, mental warfare, media text, professional communicator, national identification, work strategies, vocational education
Постановка проблемы
Сегодня медиа США и стран объединенной Европы ведут против России ментальную войну, направленную на фальсификацию истории, насаждают определённую картину мира, стремятся определять первенство нужных идей и ценностей, используя национальную самобытность в политических манипуляциях вплоть до «культуры отмены» и остракизма русского мира [Пензина, Пархитъко, 2019; Приходько, 2023].
Исследователи обращают внимание на непрерывность войны против России в течение столетий [Караваев, 2021], подчёркивают такое ее свойство и политическое содержание как устойчивость. Это заставляет создателей медиатекстов вновь и вновь обращаться к достижениям когнитивной науки для использования ее инструментов в борьбе за аудиторию.
История вопроса, включая обзор литературы
Ментальная война - война нового типа, представляющая собой информационное и психологическое межгосударственное противоборство, имеющее целью «изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника» [Илъницкий, 2021, 27], разрушение мировоззрения, поражение общественного сознания (ментальности, национальной идентичности, исторической памяти) противостоящей стороны [Карабулатов, Копнина, 2023], как в мирное время, так и в условиях военного конфликта. Конечной целью ментальной войны может стать уничтожение государства, переформатирование социальной системы противоположной стороны под заданные стандарты государства уничтожение самосознания, трансформация психики противника ресурсами активной пропаганды и навязывания новых смыслов и ценностей [Игнатьев, Гончерова, 2023; Караваев, 2021, 2022].
Наиболее точное, на наш взгляд, определение понятия «ментальная война дает Никитин В. С. «Ментальная война - это современная информационно-гибридная война, ведущаяся с помощью психотропного, организационного, информационного оружия, социального и лингвистического манипулирования сознанием масс, с целью насильственного изменения ментальной и цивилизационной основ общества противника (способа мышления народа, его родного мировоззрения и самосознания) и перекодирования их в соответствии с мышлением и мировоззрением агрессора путём лишения народа генетической и исторической памяти, искажения языка, смысла слов и традиций, подмены понятий» [Никитин, 2021].
Военное противоборство протекает в информационной и когнитивных сферах (познание, эмоции, поведение), поражает все уровни общества и социальные институты. В когнитивных технологиях противоборства используются инструменты искусственного интеллекта, эксплуатируются потребности, предубеждения, установки и другие познавательные процессы человека. Объектами поражения являются менталитет народа и его ментальные проявления - мироощущения, миропонимание, мировосприятие [Гулевская, Гулевский, 2024]. Ментальные и когнитивные войны оказываются наиболее эффективными нежели средства вооруженной борьбы.
Ментальная война обладает спецификой «снежного кома» -нарастающим характером интенсивности, всеобъёмности уничтожения всех сфер государства. Остановить запущенный перманентный процесс достаточно сложно ввиду инерционности человеческого сознания, болезненного отказа от закрепившихся заблуждений. Единственный выход заключается в активной продуктивной работе профессиональных коммуникаторов (журналистов и РЯ-специалистов), способных использовать в своём творчестве когнитивные технологии пробуждения исторической памяти [Караваев, 2021].
В современном мире доминирующие потребности, идеи, смыслы и концепты человека формируются под воздействием системы норм и правил,
которые масштабно транслируют массмедиа. В адекватных социально-политических условиях медиатекст сосредотачивает, хранит и воспроизводит культурные ценности определённого социума, а также аккумулирует национальную память.
В рамках когнитивной лингвистики медиатекст - это не просто совокупность разных знаков, рассказывающих о мире, но и медийное пространство воссоздания картины мира языковой личностью. Автор выступает в нем как носитель культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, исконных моделей мировидения [Колесов, 2019; Цветова, 2021 и др.].
Медиаэксперты в репрезентации событий в текстах СМИ выявляют связь восприятия и ментальных состояний и процессов, исходя из понимания, что физиологические каналы передачи информации работают с перцептивными опытом и знаниями человека [Демьянков В.З., 2018].
В фокусе внимания медиаэкспертов оказываются когнитивно-мировоззренческие ресурсы влияния медиа на общественное сознание в
процессе информационно-смыслового обмена субъектов, а также идеологические компоненты медиатекстов, «задающие норму фокусировки, значимости и оценивания тех или иных фактов, событий, смыслов» [Полонский, 2012].
Наибольший интерес для исследователей представляют когнитивные технологии, используемые в информационном противостоянии [Выходец, 2022; Гавра, 2024; Krasovskaia, Gulyaev, 2019; Приходько М. В., 2023].
Несмотря на разработанность когнитивных теорий, их практическое применение в анализе медийной практики нельзя назвать удовлетворительным. В данной статье авторы на основе результатов собственных исследований предлагают общую характеристику когнитивных
приёмов медиатекста, ориентированных на сохранение национальной картины мира и ментальных представлений социума.
Описание методики исследования
Исследование проводится в рамках социокультурного подхода в оценке массмедиа, ориентированного на интегративный потенциал массмедиа и трансляцию ценностей, способствующих национальной идентификации.
Основополагающим является также лингвокультурологический подход, подчёркивающий единство культуры и языка в процессе репрезентации авторских представлений о мире, а также дешифровки медиадискурса языковой личностью потребителя. Когнитивный анализ позволил выявить перечень когнитивных инструментов медиатекста, в частности свёрстки-развёрстки информации, а также особенности соотношения реальной действительности и её смысловой презентации.
Результаты исследования
В информационную эпоху XXI в. доминирующие потребности и установки, мировоззренческие конструкты и ценности формируются благодаря доминирующим инфопотокам массмедиа. В сложившихся условиях очевидна необходимость не только развитого технологического мышления у автора медиатекста, но и навыков в использовании когнитивных техник, помогающих влиять на эмоциональный и поведенческий компоненты психики человека и формировать его картину мира.
В основе современных когнитивных технологий воздействия на внешнюю аудиторию лежат положения известных теорий, объединившихся вокруг когнитивного подхода, к которым относят: теорию коммуникативных актов (Т. Ньюком); теорию сбалансированных структур (Ф. Хайдер); теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Модель когнитивного подхода рассматривает человека в системе: «аудитория - блок управления».
Согласно известным данным когнитивной психологии [Келли, 2000], в когнитивном процессе восприятия и интерпретации мира автор оперирует конструктами - конфигураторами свёрстки-разверстки информации,
апеллирует ими, в том числе, как совокупностью представлений о важных категориях бытия: добро и зло, хорошо и плохо, радость и горе, любовь и ненависть, семья, ребенок, родина, образование, труд, профессия, отдых, животные и т.д.
В структуре языковой личности автора и потребителя особое место принадлежит генетически устойчивым духовным ценностям, встроенным в национальную модель мира - в систему понятийных схем и вербализированных представлений-оценок о собственном «Я» и окружающем мире.
Массмедиа могут быть эффективным материальным ресурсом аккумуляции и распространения модели исторической памяти, работа профессионального коммуникатора (журналиста и РЯ-специалиста) может быть непосредственно направлена на сохранение ментальных представлений социума. Наши многолетние научные исследования показали, что в перечень когнитивных инструментов - конструктов восприятия и обработки информации автором медиатекста, аккумулирующих аксиологию родной культуры, входят концепты, архетипы, национальные стереотипы, сценарные маркеры - нарративы.
Детализируем специфику функционирования каждой текстовой техники:
1) Концепты - это единицы коллективного знания/сознания, фрагмент жизненного познания человека, отражающий суммарный обобщённый опыт нации или этноса; многоярусное образование или смысловая схема, которая вбирает некую совокупность представлений (понятий, чувств, эмоций) о важных категория человеческого бытия. Наиболее распространёнными концептами российского медиадискурса являются: Дух/Душа, Правда, Патриотизм, Труд/Лень, Любовь, Семья, Родина, Война, Слава/Успех и др. [Богуславская, Чафонова, 2019, Цветова Н.С., 2021].
В рекламном контенте частотной является концептосфера Семьи с топосом Дом. Например, торговая марка «Домик в деревне» разворачивает
рекламную кампанию различного формата под слоганом «Хорошо иметь домик в деревне», предлагаемый дискурс включает необходимые фреймы концептосферы: бабушка, дети, поле, корова, традиционные праздники за семейным столом. Концепт Патриотизм встроен в рекламный дискурс от шоколадной фабрики «Россия» с сопутствующим слоганом «Россия - щедрая душа», а также пивоваренной компании «Балтика», слоган «Балтика - там, где Россия».
Выделяют ценностную, образную и понятийную стороны концепта. Большое значение имеет исходная форма или этимология концепта как некая базовая основа представлений, обнажающая когнитивную память слова, связанного с исконным предназначением. В семантическое поле концепта вложен многовековой опыт нравственных оценок бытия.
2) Архетипы - структурно-формирующий элемент бессознательного, некий первообраз, осадок психического опыта всех предыдущих поколений; заложенные инстинктом устремления, испокон века существующие образы восприятия и действования, некие врождённые типовые формы интуиции [Юнг, 1997: 333]. Сознательно введённые в медиатекст архетипы позволяют «всколыхнуть забытые воспоминания», усилить подсознательные впечатления потребителя стимулировать, эффект доверия, придать материалу дополнительную убедительность [Ерофеева, 2020: 115-137].
Данная техника особенно распространена, осознанно или бессознательно частотно репрезентируется в медиадискурсе разного формата и целеполагания. В том числе, в информационных войнах, в контексте которых, например, Зеленский представлен в образе Шута, а Путин как Правитель или Мудрец. Архетип Тени лежит в основе необходимого конфликта коммерческой рекламы: хороший-плохой продукт. Может быть олицетворением бессознательной часть личности, которая выглядит как
демонический двойник: с перхотью, запахом изо рта, окровавленным зубом в раковине и т.д.
Алгоритм технологии использования архетипа в журналистском произведении включает следующие шаги: определить тему и идею произведения, учитывая фактуру материала и корпоративное задание; сформулировать эмоциональный фон текста (перечислить совокупность необходимых для отработки фактуры чувств и настроений); найти адекватный когнитивно-сенсорному наполнению фактуры архетип; выбрать стилистику текста относительно типовой схемы архетипа (драматичная, торжественная, сатирическая и т.д.); продумать композицию текста с использованием архетипического ряда вербального и иконического содержания: ассоциативные связи архетипа должны присутствовать на протяжении всего текста.
3) Национальные или этнические стереотипы - единицы коллективного сознания, некие устойчивые психические образы, упорядоченные и схематичные модели мира, детерминированные той или иной культурой. С одной стороны, стереотипы цензурирует мысль автора, с другой стороны, позволяют создавать текст, идентичный картине мира целевой аудитории и находящий отклик в её сознании и жизни. Целостные образы-стереотипы отражают полярные реакции человека на бытийные раздражители: грех-святость, добро-зло, правильное-неправильное, честное-бесчестное, друг-враг и т.д.
Например, предприятие «Любятова», которая в 2023 году вошла в состав группы компаний «Черноголовка», в рекламном дискурсе конструировало стереотипную ментальную модель сказочной страны: яркое солнце, золотое русское поле со спелыми колосьями, мудрый пень, основная героиня Хлопушка Любятова в поисках своих родственных истоков. В рекламной кампании бренда «Русский квас» задействованы стереотипы национального
мировосприятия: слоганы «Вековые традиции крепкого здоровья», «Вековые традиции русского кваса».
Когнитивно-языковой потенциал стереотипов может быть успешно использован в творчестве автора медиадискурса в качестве ключевых образов и символов текста, как ассоциативный ряд идейной канвы медиапроизведения.
4) Нарратив (или сценарный маркер) - увлекательный формат изложения культурно-исторической интерпретации мира, его задача - не столько воспроизводить события, сколько определять угол интерпретации происходящего, придавая ему необходимую эмоциональную окраску в доминирующем ценностном подтексте. Композиция нарратива вскрывает смыслы национальной модели мира путем использования упомянутых концептов, архетипов и стереотипных образов.
Нарративы апеллируют к фоновым знаниями потребителя, его интеллекту или способности сопереживать в парадигме общих для социума ценностей. Выстраиваются на так называемых метапрограммах, закреплённых в тексте родной культуры, в её мифах, преданиях и классической литературе: Блудный сын, Чудо, Общее дело, Русский труд, Падение и Восстание, Восток-Запад [Ерофеева, 2019] и др. Данная когнитивная технология востребована в формате популярного сторителлинга.
В рекламном дискурсе наиболее талантливо данная техника проявилась в творчестве Тимура Бекмамбетова в его серии знаменитых роликов, снятых в 1992-1997 гг. для банка «Империал». Яркие и художественно выстроенные истории с участием Тамерлана, Ивана Грозного, Екатерины Великой, Александра Суворова и других исторических персонажей сопровождались неизменным слоганом «Всемирная история. Банк империал». Сегодня банк ВТБ с лейтмотивом «ВТБ - это классика» предлагает нарративы-интерпретации известных художественных произведений «Евгений Онегин», «Преступление и наказание».
Перечисленный когнитивный инструментарий медиатекста может быть использован в широком спектре массмедийной деятельности автора: выбор
смыслов и проблематики контента, определение ключевого образа - гештальта текста, создание доминирующего метафорического поля текста, работа над идейно-концептуальным содержанием медиатекста разных жанров и форматов и т.д.
Перспективы исследовательской работы по теме
Сформулированные проблемы функционирования медиадискурса в условиях интенсивной и непрекращающейся ментальной войны непосредственно связаны с подготовкой профессиональных коммуникаторов в сфере высшего образования. К сожалению, не сформированы методические кейсы по формированию соответствующих компетенций журналистов и специалистов в области связей с общественностью. Долгое время практики и педагогическое сообщество ориентировались на экономическую целесообразность и психологическую эффективность (рейтинговость) работы коммуникаторов. Стратегические смыслы государственного значения оставались, как правило, вне поля зрения.
Сегодня необходимы исследования на разных уровнях деятельности коммуникатора: технологической - как совокупности средств актуализации в медиадискурсе конструктов национальной картины мира; прогностической и воспитательной - как формирование способности оценивать и прогнозировать возможные эффекты собственного творчества, следуя принципам национальной безопасности; самоактуализации профессионала -в реализации траектории саморазвития на основе социокультурного кода.
Выводы
Жизнеспособность социума измеряется его возможностью хранить и транслировать конструкты отечественного бытия как некую совокупность мыслей, верований и навыков духа. В свою очередь, именно медиа могут быть эффективным материальным ресурсом аккумуляции и распространения моделей исторической памяти. Поэтому национальная идентичность -ключевая черта в характеристике выпускника факультетов журналистики и
связей с общественностью, связанная с ощущением принадлежности и отождествления человека с национальной общностью.
Одна из важных задач профильного образования в области массмедиа -подготовка профессионально-творческой личности, способной к эффективной деятельности с использованием конструктов отечественной культуры и с учётом национальных интересов страны. Профессиональная работа коммуникатора ориентирована на поддержку социального иммунитета страны, на пробуждение ментальных образов и ценностей культуры, крайне значимых для национальной идентичности самого социума.
В процессе подготовки профессионалов в области медиа нельзя не учитывать, что обладание истиной или правдой реальности есть результат интенсивной работы глубокого интеллекта и живого человеческого духа, понимать и говорить о важных смыслах бытия человека в исторической парадигме «прошлое - настоящее - будущее».
Библиография
Богуславская В. В., Чафонова А. Г. Концепт «семья»: актуализация в медиадискурсе российских, датских и финских СМИ // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 155-165.
Выходец Р.С., Панцерев К.А. Сравнительный анализ современных концепций информационного противоборства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 4 (42). С. 139-148.
Гавра Д.П. Информационное противоборство: современное понимание, характеристики, подходы к междисциплинарному познанию // Российская школа связей с общественностью. 2024. Вып. 29. С. 10-26. DOI: 10.24412/2949-2513-2023-29-10-26.
ГасановаА.А., БереслановаЛБ., КузнецоваМ.Н. Ментальная война: война ценностей в системе «вызовов - ответ» // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. Саратов. 2023. С.201-202.
Гулевская Н.А., Гулевский А.Н. К вопросу понимания ментальной войны // Вестник Калмыцкого ун-та. 2024. № 1 (61). С. 134-139.
Демьянков В.З. Языковые средства когнитивной манипуляции в гуманитарных науках // Когнитивные исследования языка. 2018. Т.33. С.148-153.
Ерофеева И.В. Национальные стереотипы в культурном ландшафте современной журналистики / И. В. Ерофеева, О.А. Фильшина // Известия Южного фед. ун-та. Филол. науки. 2019. № 4. C. 200-209.
Ерофеева И.В. Психология медиатекста: учебник и практик для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 206 с.
Игнатьев С.О., Гончерова Н.П. Информационно-психологические технологии, используемые в ментальных войнах // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 9-2. С. 96-97.
Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 29-33.
Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
Карабулатова И.С., Копнина Г.А. Специфика лингвистической параметризации деструктивного массмедийного текста с обесцениванием исторической памяти //Медиалингвистика, 2023. Т. 3. № 10. С.319-335.
Караваев И.Н. Концепция ментальной войны: сущность, содержание, роль и место в учении о войне и армии // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2021. № 4 (26). С. 62-67.
Караваев И.Н. Концепция ментальной войны как составная часть учения о войне и армии // Военная мысль. 2022. № 3. 2022. С. 45-42.
КолесовВ.В. Основы концептологии / В.В. Колесов. СПб: Златоуст, 2019. 776 с.
Никитин В.С. О сути ментальной войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus-lad.ru/news/v-s-nikitin-o-suti-mentalnoy-voyny/?ysclid=m1c4bf15m2899546551 (дата обращения 20.09.2024).
Пензина А.И., Пархитько Н.П. Информационная война как альтернативный инструмент продвижения национальных интересов // Вопросы нац. и фед. отношений. 2019. № 4 (49). С. 488-494.
Полонский А.В. Медиа - дискурс - концепт: опыт проблемного осмысления // Современный дискурс-анализ. 2012. Вып. 6. С. 42-56. Дата обращения 16.09.24. URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st43.shtml.
Приходько М.В. Лингвистическая модель информационной войны: структурные элементы и уровни воздействия / М. В. Приходько // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия: Лингвистика. 2023. №. 3. С. 57-71.
Цветова Н.С. Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 4. С. 107-116.
Krasovskaia N.A., Gulyaev A.A. Main Criteria for Classification of The Types of Information Confrontation // International Journal of Social Sciences and Interdisciplinary Studies. 2019. V. 4I. No 2. Pp. 45-50.
References
Boguslavskaya V.V., Chafonova A.G. (2019) Kontsept «sem'ya»: aktualizatsiya v mediadiskurse rossiyskikh, datskikh i finskikh SMI [The concept of "family": actualization in the media discourse of Russian, Danish and Finnish media]. Discourse 5(6): 155-165.
Dem'yankov V.Z. (2018) Yazykovyye sredstva kognitivnoy manipulyatsii v gumanitarnykh naukakh [Linguistic means of cognitive manipulation in the humaniti.]. Cognitive studies of language 33: 148-153.
Gavra D.P. (2024) Informatsionnoye protivoborstvo: sovremennoye ponimaniye, kharakteristiki, podkhody k mezhdistsiplinarnomu poznaniyu [Comparative analysis of modern concepts of information warfare] The Russian School of Public Relations 29:10-26.
Gulevskaya N.A., Gulevskiy A.N. (2024). K voprosu ponimaniya mental'noy voyny . [Informational confrontation: modern understanding, characteristics, approaches to interdisciplinary cognition] Bulletin of the Kalmyk University 1(61):134-139.
Ignat'yev S.O., Goncherova N.P. (2023) Informatsionno-psikhologicheskiye tekhnologii, ispol'zuyemyye v mental'nykh voynakh [Information and psychological technologies used in mental wars]. Symbol of Science: international Scientific Journal Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 9-2: 96-97.
Il'nitsky A.M. (2021) Mental'naya vojna Rossii [Mental war of Russia] Military thought 8:
29-33.
Kelly J.A. (2000) Teoriya lichnosti. Psihologiya lichnostnyh konstruktov [Personality theory. Psychology of personality constructs]. Petersburg: Rech.
Karabulatova I.S., Kopnina G.A. (2023). Spetsifika lingvisticheskoy parametrizatsii destruktivnogo massmediynogo teksta s obestsenivaniyem istoricheskoy pamyati Symbol of Science: international Scientific Journal. Media Linguistics 3(10): 319-335.
Karavaev I.N. (2022) Koncepciya mental'noj vojny' kak sostavnaya chast' ucheniya o vojne i armi [The concept of mental warfare as an integral part of the doctrine of war and army]. Military Thought 3: 45-42.
Karavayev I.N. (2021). Kontseptsiya mental'noy voyny: sushchnost', soderzhaniye, rol' i mesto v uchenii o voyne i armii [The concept of mental warfare: the essence, content, role and place in the doctrine of war and the army]. Humanitarian Bulletin of the Military Academy of Strategic Missile Forces 4 (26): 62-67.
Kolesov V.V. (2019) Osnovy kontseptologii [Fundamentals of conceptology]. SPb: St. Petersburg: Zlatoust.
Krasovskaia N.A., Gulyaev A.A. (2019). Main Criteria for Classification of The Types of Information Confrontation. In: International Journal of Social Sciences and Interdisciplinary Studies. 4I(2):45-50.
Nikitin V.S. O suti mental'noj vojny' [On the essence of mental war]. Data obrashcheniya 20.09.24. URL: https://rus-lad.ru/news/v-s-nikitin-o-suti-mentalnoy-
voyny/?ysclid=m1c4bf15m2899546551
Penzina A.I., Parkhit'ko N.P. (2019). Informatsionnaya voyna kak al'ternativnyy instrument prodvizheniya natsional'nykh interesov [Information war as an alternative tool for promoting national interests] Questions of the National and Fed. Relationships 4 (49): 488-494.
Polonskiy A.V. Media - diskurs - kontsept: opyt problemnogo osmysleniya [Media discourse concept: the experience of problematic understanding]. Modern discourse analysis 2012: 42-56. Date of access:16.09.24. URL: http://di scourseanalysis .org/ada6/st43.shtml.
Prikhod'ko M.V. (2023). Lingvisticheskaya model' informatsionnoy voyny: strukturnyye elementy i urovni vozdeystviya [Linguistic model of information warfare: structural elements and levels of impact]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics 3: 57-71.
Tsvetova N.S. (2021) Aktual'nyye mediakontsepty: dinamika tsennostnykh smyslov [Actual media concepts: dynamics of value meanings]. Gumanitarnyy vektor 16(4): 107-116.
Vykhodets R.S., Pantserev K.A. (2022) Sravnitel'nyy analiz sovremennykh kontseptsiy informatsionnogo protivoborstva [Comparative analysis of modern concepts of information warfare]. Eurasian integration: economics, law, politics 16/4 (42): 139-148.
Yerofeyeva I.V. (2019) Natsional'nyye stereotipy v kul'turnom landshafte sovremennoy zhurnalistiki / I.V. Yerofeyeva, O.A. Fil'shina [National stereotypes in the cultural landscape of modern journalism / I.V. Yerofeeva, O.A. Filshina]. Izvestia of the Southern Fed. un-ta. Philological sciences 4: 200-209.
Yerofeyeva I.V. (2020) Psikhologiya mediateksta: uchebnik i praktik dlya vuzov [Psychology of media text: textbook and practice for universities]. Moscow: Yurayt.
Сведения об авторах
Ерофеева Ирина Викторовна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью, Забайкальский государственный университет, e-mail: irina-j our@yandex.ru
Мельник Галина Сергеевна - доктор политических наук, профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»; e-mail: g.melnik@mail.spbu.ru
Erofeeva Irina V. - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Journalism and Public Relations, Trans-Baikal State University, e-mail: irina-iour@yandex.ru
Melnik Galina S. - Doctor of Political Sciences, Professor, St. Petersburg State University, Institute - Higher School of Journalism and Mass Communications, e-mail: g.melnik@mail.spbu.ru