Научная статья на тему 'Когнитивный анализ социальной безопасности молодежи'

Когнитивный анализ социальной безопасности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
294
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальная безопасность / когнитивное моделирование / сценарии развития / Youth / social security / cognitive modeling / development scenarios

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саак Андрей Андреевич

В статье представлены результаты когнитивного исследования некоторых аспектов социальной безопасности молодежи. Проблемы социальной безопасности молодежи требуют разрешения и поиск путей их решения является актуальной задачей в условиях современного мира. Целью исследования было структурировать знания в этой области и промоделировать возможные сценарии развития ситуаций в системе, применив для этого когнитивную методологию моделирования сложных систем. Приведены в качестве примера разработанная когнитивная карта, анализ ее свойств и 2 из возможных сценариев развития ситуаций на этой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ANALYSIS OF SOCIAL SAFETY OF YOUTH

The article presents the results of the cognitive study of some aspects of the social security of youth._Problems of social security of young people require resolution and the search for ways to solve them is an urgent task in the modern world._The aim of the study was to structure knowledge in this area and model possible scenarios for the development of situations in the system, applying for this purpose the cognitive methodology of modeling complex systems. Given as an example, the developed cognitive map, analysis of its properties and 2 of the possible scenarios for the development of situations on this model.

Текст научной работы на тему «Когнитивный анализ социальной безопасности молодежи»

г. Москва, Россия). Том II. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2010. - С. 346-352

7. Моделирование и управление процессами регионального развития / Под ред. С.Н. Васильева. - М.: Физматлит, 2001 г., 432 с.

8. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Второе издание. - М.: Издательство «Академия», Иркутск: РИЦ ГП «Облинформпечать», 2000. - 460 с.

9. С.Н. Исаев, Н.В. Тихомирова, Г.В. Горелова, А.В. Масленникова, С.А. Хлебникова. Разработка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований: монография. - М.: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Евразийский открытый институт», 2015. - 176 с.

10. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Режим доступа:

[http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf ]

11. Форрестер Дж. Мировая ди намика. - М.: Наука, 1978. - 167 с.

УДК 004.8:519.8

Саак Андрей Андреевич,

аспирант Российского государственного социального университета

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МОЛОДЕЖИ

Россия, г.Москва, Российский государственный социальный университет

andrey614408 @yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты когнитивного исследования некоторых аспектов социальной безопасности молодежи. Проблемы социальной безопасности молодежи требуют разрешения и поиск путей их решения является актуальной задачей в условиях современного мира. Целью исследования было структурировать знания в этой области и промоделировать возможные сценарии развития ситуаций в системе, применив для этого когнитивную методологию моделирования сложных систем. Приведены в качестве примера разработанная когнитивная карта, анализ ее свойств и 2 из возможных сценариев развития ситуаций на этой модели.

Ключевые слова. молодежь, социальная безопасность, когнитивное моделирование, сценарии развития.

Audrey A. Saak, ,Graduate student Russian State Social University

COGNITIVE ANALYSIS OF SOCIAL SAFETY OF YOUTH

Russia, Moscow, Russian State Social University

Abstract. The article presents the results of the cognitive study of some aspects of the social security of youth._Problems of social security of young people require resolution

and the search for ways to solve them is an urgent task in the modern world._The aim of the study was to structure knowledge in this area and model possible scenarios for the development of situations in the system, applying for this purpose the cognitive methodology of modeling complex systems. Given as an example, the developed cognitive map, analysis of its properties and 2 of the possible scenarios for the development of situations on this model.

Keywords. Youth, social security, cognitive modeling, development scenarios.

Социальные изменения, быстро происходящие в нашей стране, делают вопросы социальной безопасности все более актуальными. Социальная безопасность является важной частью национальной безопасности, объектами социальной безопасности являются личность, общество и государство в целом. Под социальной безопасностью большинство современных исследователей понимают устойчивое состояние и способность общественной системы обеспечить эффективное функционирование государства и социальных институтов общества, обеспечить стабильную реализацию и развитие законных политических, экономических, духовных интересов личности и социальных групп, исключить незаконное ограничение и насилие со стороны других социальных субъектов. Социальная безопасность определяет качество жизни граждан, соблюдение их прав и свобод. Состояние социальной безопасности в обществе находится в прямой зависимости от уровня жизни населения.

Одной из наиболее социально незащищенных социальных групп является молодежь, для которой возникающие новые социальные опасности и угрозы требуют внимательного изучения и незамедлительного устранения. Можно выделить основные направления исследований различных сторон социальной безопасности молодежи [2, 13, 14]. Это:

1) концептуализация понятия «социальная безопасность молодежи»,

2) методологические и методические вопросы изучения риска, механизмов его преодоления и обеспечения социальной безопасности, 3) разработка проблем обеспечения политической, экономической, социальной безопасности молодежи в контексте защиты ее прав и свобод и 4) анализ взаимосвязи концептов «социальная безопасность», «социальная напряженность», «экономическая безопасность», «сохранение культурных ценностей», «жизнеспособность человека» и др.

Обеспечение социальной безопасности российской молодежи определяются нормативно-правовыми документами, которые могут быть объединены в группы: 1) международные документы, призванные содействовать развитию деятельности государств по обеспечению безопасности различных социальных групп, в том числе молодежи; 2) нормативно-правовые акты общегосударственного значения, определяющие формирование правовой системы социальной безопасности молодежи России; 3) документы, непосредственно определяющие содержа-

ние процесса организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи на региональном уровне.

От социальной политики государства зависит социальная безопасность общества. Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом и чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, молодежи в том числе. С этих позиций разработка социальной политики государства требует всестороннего предварительного анализа социально-экономического и политического состояния общества, на основании которого могут быть созданы обоснованные программы поддержки молодежи и реализованы стратегии, которые обеспечат стабильную реализацию и развитие законных политических, экономических, духовных интересов личности.

В статье предлагается в этих целях использовать системный анализ [3] и когнитивное моделирование сложных систем. Когнитивное моделирование сложных систем [1, 4-12, 15-17] дает возможность на когнитивной модели сложной системы провести анализ ее свойств и предвидеть возможные пути ее развития под воздействием различных управляющих и возмущающих факторов. Когнитивное моделирование имитирует структуру и поведение сложной системы, дает возможность заранее предусмотреть угрозы и разработать желаемые пути развития системы, не вмешиваясь в функционирование реальной системы.

Когнитивное моделирование производится поэтапно [4, 10, 11].

Этап 1. Разработка когнитивной карты. В процессе проведенного исследования проблем социальной безопасности молодежи была разработана когнитивная карта сложной системы, названная «Социальная безопасность молодежи» (рис. 1), проанализированы ее свойства и проведено сценарное моделирование развития ситуаций на модели.

Разработка когнитивной карты производилась с помощью программной системы когнитивного моделирования СМББ [15]. Как известно, например, [12, 18], когнитивная карта - это знаковый ориентированный граф Э=<У,Е>, в котором У=[уг}, ¡=,2,...к - множество вершин (концептов), Е=[ву} - множество дуг (отношений) между вершинами. Определение вершин и отношений между ними производится на основании теоретических сведений, статистических данных, экспертных данных. В начале статьи уже были упомянуты основные концепты, определение их опиралось, в том числе, на работы [2, 10, 13, 14, 17, 18]. Дуги между вершинами определяют цепочки причинно-следственных связей в системе. На рис. 1 сплошными линиями обозначены положительные дуги (когда увеличение/уменьшение сигнала в вершине приводит к увеличению/уменьшению сигнала в вершине у), пунктиром обо-

значены отрицательные дуги (увеличение/уменьшение сигнала в вершине V, приводит к уменьшению/увеличению сигнала в вершине у7).

Рис. 1. Когнитивная карта О системы «Социальная безопасность молодежи»

Этап 11. Анализ когнитивной карты. Анализ включает исследование свойств устойчивости, путей и циклов когнитивной карты анализ ее алгебраических и топологических свойств. На рис. 2 приведен пример определения с помощью программной системы когнитивного моделирования СМББ циклов когнитивной карты. В данном случае имеется 8 циклов, из которых семь положительных циклов - акселераторов процессов (в цикле отсутствуют или имеется четное число отрицательных связей) и один - отрицательный (стабилизирующий процессы в системе). С иллюстративной целью выделен один из положительных циклов карты: У1—► У13— У3— У2— У6— У5— У1. Анализ циклов позволяет решать две задачи: проверки соответствия модели реальной исследуемой системе и определения структурной устойчивости системы. Например, если проинтерпретировать выделенный цикл, то можно сказать следующее: рост безопасности молодежи приводит к росту национальной безопасности, что приводит к повышению качества жизни, положительно влияющего на уровень жизни, повышение уровня жизни снижает соци-

У7.П|___________________

безопасности молодежи

к

1

1.0

УЮ. Системы общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью

альную дифференциацию, что приводит к улучшению политической обстановки, а это повышает безопасность молодежи т.д.; т.е. согласно этому циклу положительные тенденции в системе могут нарастать (рассматриваемый цикл является акселератором). Можно считать, что приведенная интерпретация цикла не противоречит теоретическим предположениям. Анализ остальных циклов также позволяет сделать заключение о том, что разработанная когнитивная модель адекватно отражает структуру системы «Социальная безопасность молодежи».

Рис. 2. Анализ циклов когнитивной карты О

Анализ совокупности циклов позволяет судить о структурной устойчивости системы. Если в системе имеется нечетное число отрицательных циклов, как в нашем случае (один отрицательный цикл), то система структурно устойчива [16].

Помимо анализа структурной устойчивости модели производится поверка модели на устойчивость к возмущениям. Результаты вычислений собственных чисел матрицы отношений графа О позволили определить максимальный по модулю корень характеристического уравнения

матрицы. Поскольку в данном случае I М | =1,561>1, то можно считать, что О к возмущениям импульсно не устойчива [16].

Этап 111. Сценарный анализ, импульсное моделирование. С помощью импульсного моделирования [12,15,16] определяются сценарии развития системы, понимаемые как возможные пути развития системы в будущем (научное предвидение [11]). Различные сценарии развития системы могут быть положены в основу проектирования обоснованных стратегий развития социально-экономических систем (например, [4-11]). Перед проведением импульсного моделирования разрабатывается план эксперимента, в котором определяются вершина или их совокупность, куда будут вноситься возмущения.

В табл. 1 представлены результаты вычислительного эксперимента, соответствующего Сценарию №1 (одному из возможных): Пусть в системе «Социальная безопасность молодежи» начинает реализовывать-ся рациональная социальная молодежная политика, что имитируется внесением в вершину У12 единичного возмущения - импульса q12= +1. В табл. 2 представлены результаты вычислительного эксперимента, соответствующего Сценарийю №2: Пусть политическая обстановка ухудшается, q5 = -1, но ей противостоит рациональная социальная молодежная политика, q12 = +1.

Таблица 1

Расчет импульсного процесса по сценарию №1

Шаг Верим У 1.0 10 3,0 4,0 5.0 6,0 7,0 3,0 У 1У 11,0 12.0

VI, Безопасность молодежи У У 0.0 0,0 3,0 7.0 7,0 1У ЗУ ЗУ 62.0 116.0 Ш.0

V2, Уровень жизни молодежи У 0.» »,0 0,0 2,0 2.0 2,0 7,0 11.0 11,0 25.0 43.0 51.0

VI Кач есгво жизни населения У 0.» »,0 2,0 2,0 2.0 7,0 11,0 11.0 25,0 43.0 51.0 8У

V4, Образ жизни молодежи У У У 2,0 2,0 4.0 1У 1У 15.0 34,0 4У 6У 120.0

V5. Политическая обстановка У У о.о 1,0 3,0 3.0 7,0 12,0 1У 2У Ш 66,0 102.0

V6. Соцнд.гьная дифференциация У У ■1,5 ■1,0 ■1,0 ■5.0 ■5.0 ■5.0 ■15,0 ■23.0 ■23.0 -51.0 ■87,0

V7, Правовое обеспечение безопасности молодежи У 0.» »,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0,0 0,0 У 0,0 0.0 0,0

V8. Системы образования, науки, культуры, спорта У 0.» 1,0 1,0 1,0 3.0 3,0 3,0 9,0 12,0 12,0 2У 44,0

V9.Система здравоохранения У У 1.» 1,0 1,0 3.0 3,0 3,0 3,0 12,0 12,0 260 44,0

VID, Системы общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью У У о.о 0,0 0,0 0.0 0,0 0,0 0,0 У 0,0 0.0 0,0

VII, Системы социальной защиты населения, страховании, пенсионного обеспечении У У 0.0 0,0 0,0 ■2.0 ■2.0 ■2.0 ■7.0 ■11.0 ■11,0 -25.0 ■43,0

V12. Социальная государственная молодежная политика У 1.0 1,0 1,0 3,0 3.0 3,0 У 12.0 12,0 2У 44,0 52,0

V13, Национальная безопанопь У 0.» 0,0 0,0 0,0 3.0 7,0 7,0 1У ЗУ ЗУ 62.0 Ш.0

Таблица 2

Расчет импульсного процесса по сценарию №2

Шаг Вершина D.0 1.0 2.0 3.0 4.0 5.0 6.0 7.0 3.0 9.0 1110 11.0 12.0

VI. Безопасность молодежи 0.0 0.0 LO -LO 2.0 5.0 3.0 12.0 22.0 24,0 44.0 88.0 108.0

V2. Уровень жизни молодежи D.0 0.D 0.0 0.0 2.0 1.0 1.0 6.0 3.0 6.0 20.0 32.0 32.0

V3. Качество жизни населения D.0 0.0 0.0 2.0 1.0 1.0 6.0 8.0 6.0 20.0 32.0 32.0 66.0

V4. Образ жизни молодежи D.0 0.D 0.0 2.0 2.0 4.0 9.0 6.0 11.0 28.0 32.0 40.0 940

V5. Политическая обстановка D.0 -L0 LO 0.0 2.0 1.0 5.0 8.0 10.0 180 ЗУ 44,0 72.0

V6.Социальная дифференциация D.0 0.D ■LO -1.0 ■1.0 ■5.0 ■3.0 ■3.0 ■13.0 ■17.0 ■13.0 -41.0 ■65.0

V7. Правовое обеспечение безопасности молодежи D.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0

V8.Системы образования,науки, культуры,спорта D.0 0.D 1.0 1.0 1.0 3.0 2.0 2.0 7.0 9.0 7.0 21.0 33.0

V9. Система здравоохранения D.0 0.0 1.0 1.0 1.0 3.0 2.0 2.0 7.0 9.0 7.0 21.0 33.0

VIO. Системы общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью D.0 0.D 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0

VII. Системы социальной защиты населения, страхования, пенсионного обеспечения D.0 0.0 0.0 0.0 0.0 -2.0 -LO -LO -6.0 -10 -6.0 -20.0 -32.0

V12, Социальная государственная молодежная политика D.0 1.0 1.0 1.0 3.0 2.0 2.0 7.0 9.0 7.0 2L0 33.0 33.0

V13, Национальная безопаность D.0 0.D 0.0 -LO -LO 2.0 5.0 3.0 12.0 22.0 24.0 44,0 8Ü0

На рис. 3 изображены графики импульсных процессов в нескольких вершинах, соответствующих таблицам 1 и 2.

Рис. 3. Графики импульсных процессов по сценариям №1 и №2

Как видно из таблиц 1 и 2 и по графикам рис. 3, рациональная социальная государственная молодежная политика может способствовать

положительным тенденциям развития ситуаций в системе даже если ухудшается политическая обстановка, хотя при этом ее эффективность несколько снижается. Например, если сравнить величину показателей в вершине «Безопасность молодежи» на 8 шаге моделирования (величина импульса 30 и 22,5) и далее, то по второму сценарию она ожидается более низкой.

Заключение. Применение методологии когнитивного моделирования к системе «Социальная безопасность молодежи» позволило структурировать знания в этой области, объединяя в одной модели количественные и качественные представления о системе. На этой основе возможно дальнейшее развитие исследований проблем социальной безопасности молодежи и влияния ее на систему в целом.

Список литературы.

1. Абрамова Н.А. Авдеева З.К. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций: проблемы методологии, теории и практики // Проблемы управления. 2008. № 3. - С. 85-87.

2. Васильева А. И., Баишев И. И. Угрозы социальной безопасности студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. -С. 294-295. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771086.htm.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Уч. - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2005. - 520 с.

4. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. - 332 с.

5. Горелова Г.В., Жминько А.Е., Ляховецкий А.М. Моделирование рынка труда, комплексный подход. // Вестник АГУ, серия «Экономика», №3. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. - С.183-191.

6. Горелова Г.В., Мандель М.В. Имитационное моделирование как инструмент исследования регионального рынка труда // Вестник АГУ, серия «Экономика», №4. -Майкоп: Изд. АГУ, 2012.- С.227-237.

7. Gorelova G.V. Cognitive modeling as the instrument in course of knowledge of large system /G.V. Gorelova // International Journal "Information Theories and Applications", Bulgaria, Vol. 18, N 2. 2011.- Рр. 172-182.

8. Galina V. Gorelova. Application of Cognitive Modeling in the Study of the Interrelations between the Educational system and Society / Galina Victorovna Gorelova, Nikolay Nikolaevich Lyabach, Saida Kazbekovna Kuizheva //Espacios. Vol. 38 №65, 2017.

9. Galina V.Gorelova, Nataliya D. Pankratova / Scientific Foresight and Cognitive Modeling of Socio-Economic Systems // 2018 18 th IFAC (International Federation of Automatic Control) Conference on Technology, Culture and International Stability. IFAC Proceedings Volumes (IFAC-PapersOnline) - Elsevier Ltd. - рр 145-149. Available online at www.sciencedirect.com.

10. Г.В.Горелова, О.В.Каурова, А.А. Саак, Вишнякова В.А. Когнитивный подход к исследованию занятости молодежи на рынке труда /Социальная политика и социология. - 2017. -Том 16, №1(120). - С. 18-27.

11. Инновационное развитие социо-экономических систем на основе методологий предвидения и когнитивного моделирования / Под ред. Г.В.Гореловой, Панкратовой Н.Д. - Киев: Изд-во «Наукова Думка», 2015. - 464 с.

12. Максимов В.И. Когнитивные технологии - от незнания к пониманию /Сб. трудов 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций», (CASC'2001). - М.: ИПУ РАН, 2001. - Т.1, С. 4-18.

13. Маркова Н.Е. О государственной молодежной политике в Российской Федерации // Народонаселение. 2013. - С. 14.

14. Макарова О.А. Молодежь в системе регионального государственного управления на современном этапе развития российского общества (на материалах Забайкальского края): монография. - Чита: Изд. ЗабГУ, 2012. - 146 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Программа для когнитивного моделирования и анализа социально-экономических систем регионального уровня. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2018661506 от 07.09.2018.

16. Roberts F. Graph Theory and its Applications to Problems of Society, Society for Industrial and Applied Mathematics, Philadelphia, 1978.

17. А.А.Саак. Исследование взаимосвязи качества жизни молодежи с социально-экономической средой / Проблемы экономики и юридической практики,2018, №1.

18. А.А. Саак. Причинный анализ и когнитивное моделирование качества жизни молодежи / Вестник адыгейского государственного университета. - 2018, №1. - С. 96-108.

УДК 004.8:519.8+9:519.25

Кацко Дмитрий Игоревич,

студент,

Кацко Александр Игоревич,

студент,

Маций Владимир Сергеевич,

студент

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ СТАТИЧЕСКОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ГРУНТОВ И КАЧЕСТВО ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Россия, г. Краснодар, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», katsko99@mail.ru, sa_katsko@bk.ru, somvo@mail.ru

Аннотация. Экономическая эффективность строительства во многом зависит от геологических изыскательных мероприятий [5]. В работе исследуются особенности идентификации типа грунта, необходимой для выяснения прочностных характеристик грунта. Приведены когнитивная модель и соответствующая задача линейного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.