УДК 811.112.2(06)
А.А. Цветкова
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ (на примере текстов немецкого теолога Й.Х. Вихерна)
В настоящее время большой интерес вызывает исследование с позиций когнитивных наук религиозной составляющей в общественном и индивидуальном сознании. Задачей данной статьи является описание структуры и содержания религиозных представлений в структуре сознания немецкого теолога Йохан-на Хинриха Вихерна.
Согласно когнитивной парадигме в лингвистике, содержание религиозного сознания отражается в религиозной картине мира, которая представлена системой религиозных концептов [5, с. 70]. Таким образом, изучение структуры и содержания религиозных представлений в сознании, по сути, представляет собой выявление и описание религиозных концептов, его составляющих.
Религиозный концепт формируется в процессе интериоризации библейского текста, религиозных медиатекстов, текстов религиозных проповедей и т. п. [Там же]. Набор ключевых религиозных концептов отдельного вероучения более или менее стандартен, что объясняется институциональным характером религиозной коммуникации. К ведущим концептам христианства относят концепты «Вера» [2, 6], «Бог», «Дух», «Душа» [6], «Любовь», «Сердце» [3], «Небо», «Ад», «Рай», «Грех», «Ангел» [1] и др.
Очевидно, что наряду с концептами вероучения наполнение и структуру религиозного сознания верующего определяют концепты конфессиональные. Набор подобных конфессиональных концептов может варьироваться от конфессии к конфессии — так, в лютеранстве ключевыми концептами можно назвать концепты «Лютеранство», «Евангелическая церковь», «Всеобщее священство верующих», «Служение» и др.
Исследователи признают, что в сознании каждой языковой личности внешний мир закреплен в форме индивидуальной картины мира. Так, Л.А. Черняховская полагает, что индивидуальная картина мира — это «про-
дукт деятельности индивидуального сознания, индивидуального отношения к миру, хотя и опосредованного социальным знанием, оно есть продукт сугубо индивидуального моделирования внешнего мира» [7, с. 103]. Таким образом, в индивидуальной картине мира заключено переосмысленное и трансформированное личностными установками содержание коллективной картины мира. Из этого следует, что индивидуальная религиозная картина мира представляет собой сформировавшуюся именно у данной личности систему концептов, связанных с религиозными представлениями. Исследование религиозного сознания личности, таким образом, заключается в установлении и описании религиозных концептов, являющихся единицами религиозной картины мира данной личности. Очевидно также, что структура и содержание индивидуальной религиозной картины мира будут различаться от индивида к индивиду. Однако обязательным компонентом в содержании таких картин мира являются ключевые концепты вероучения и конфессии, а также прототипические (в нашем случае ядерные для данных концептов, определяющие их содержательную суть [См.: 4, с. 140—145]) признаки этих концептов. Структура религиозного сознания каждой личности, в свою очередь, характеризуется «выдвижением» или «редукцией» подобных концептов или их признаков.
Далее с этих позиций рассмотрим структуру и содержание религиозного сознания Й.Х. Вихерна. Формирование его религиозного сознания обусловливалось текстами христианского вероучения — Ветхим Заветом и Евангелием, конфессиональными текстами (трудами основателя конфессии доктора Мартина Лютера и его сподвижников), а также религиозной коммуникацией в рамках лютеранства.
Признано, что индивидуальная картина мира отражается в текстах, созданных соответствующей личностью. Поэтому ведущий метод исследования структуры и содержания созна-
. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 4' 2012
ния личности — это анализ текстов, автором которых данный человек является.
В результате анализа программного сочинения Вихерна «Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche. Eine Denkschrift an die deutsche Nation» [8], рассматриваемого как отражение религиозной картины мира автора, а следовательно, и его религиозного сознания, были выделены следующие ключевые концепты: «Вера»/«Glaube», «Евангелическая церковь»/«EvangeHsche Kirche», «Любовь»/«Liebe», «Всеобщее священство верующих»/«Das allgemeine Priestertum der Gläubigen», «Милосердие»/«Barmherzigkeit», «Дарование/талант»/«Gabe». Ключевой характер данных концептов определяется, с одной стороны, их значимостью в религиозно-философской системе Вихерна, а с другой — положением, которое они занимают в христианстве и учении М. Лютера. Значимость двух последних концептуальных систем в структуре религиозной картины мира определила значимость указанных концептов и в религиозном сознании Вихерна.
Особое место в структуре религиозного сознания Й.Х. Вихерна занимает концепт «Innere Mission»/«Внутренняя Миссия». Этот концепт играет роль организующего начала в деятельности религиозной инициативы «Внутренняя Миссия» в рамках немецкой евангелической церкви. Данная инициатива представляла собой общественно-религиозное движение, основанное Вихерном в 1848 году. Совпадение имени концепта и имени отмеченной инициативы не случайно: существование и деятельность движения Внутренней Миссии являются доказательством особой значимости соответствующего концепта в структуре религиозного сознания автора.
Формирование данного концепта в сознании Вихерна на основании уже существующих базовых религиозных установок позволяет выделить в структуре концепта «Внутренняя Миссия» прототипические признаки. К ним можно отнести такие признаки, как «вера в Иисуса Христа», «любовь к слабым и грешникам», «равенство людей во Христе», «служение верующих». Вера в Христа, по Евангелию, есть главная характеристика христианина и основа его деятельности. Более того, для Вихерна вера всегда деятельна, и особое место в ее деятель-
ности занимают дела любви и добродетели. Такое понимание черпается им в словах апостола Петра: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2-е Пет. 1: 5—7). Любовь к слабым и грешникам, согласно Писанию, — важное качество каждого верующего во Христа. Й.Х. Вихерн опирается на слова Евангелия о том, что любовь является сутью Бога, а следовательно, и всех, кто считает себя христианами: «Бог есть любовь» (1-е Ин. 4: 8), — утверждает апостол Иоанн. При этом особенное значение в христианстве придается любви к слабым и грешникам: «...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11; Лк. 13: 10). Признак «равенство людей во Христе» имеет в своем основании слова апостола Павла, говорящего: «.правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих ибо нет различия» (Рим. 3: 22).
Следующий прототипический признак — «служение» — основывается на принципе всеобщего священства верующих, провозглашенном М. Лютером, и представляет собой проявление деятельной любви в вере в Господа. Этот признак Вихерн считает одним из основных. Так, он полагает, что в глубоком смысле Внутренняя Миссия исходит из идеи всеобщего священства [Там же. С. 16]. Указанные ключевые концепты вероучения и лютеранства — это единицы религиозной картины мира всех участников коммуникации в рамках данной конфессии, поэтому в структуре концепта «Внутренняя Миссия» их задачей является обеспечение понимания и верной интерпретации авторского сообщения адресатом.
Й.Х. Вихерн, опираясь на ключевые концепты вероучения и лютеранства, развил концепцию Внутренней Миссии с учетом их индивидуального понимания. Важным здесь является осознание того, что такое авторское понимание этих ключевых концептов не расходится с их каноническим содержательным наполнением, но фокусирует внимание автора на каком-либо, принципиально важном для него, признаке, «выдвигает» его. К таким признакам можно отнести, например, признак «любовь к согрешившим братьям во Христе». Здесь Ви-
херн имеет в виду тех, кто принадлежит именно лютеранской конфессии, но удалился от церкви. Следующий признак — «ограниченность Внутренней Миссии» — связан с деятельностью Внутренней Миссии в пределах евангелической церкви и является переосмыслением идеи миссионерства среди язычников (Внешней Миссии). Признак «область деятельности Внутренней Миссии» охватывает все сферы существования человека — семью, общество, церковь и государство, причем государство в видении автора представляет собой новую сферу деятельности для христианина. Следующий признак — «объединение» — характеризует Внутреннюю Миссию как христиански осмысленную объединяющую силу, в евангельском духе не делающую различия между людьми.
Итак, содержание религиозного сознания Й.Х. Вихерна представлено базовыми концептами христианского вероучения и лютеранства. Анализ текста показал, что такими концеп-
тами в содержательной структуре религиозного сознания Вихерна могут быть признаны концепты: «Вера», «Евангелическая церковь», «Любовь», «Всеобщее священство верующих», «Милосердие», «Дарование/талант». Личностная интерпретация Вихерном этих базовых концептов способствовала формированию в его сознании концепта «Внутренняя Миссия», признающегося ключевым в структуре его религиозного мировосприятия. Принципиальная значимость данного концепта в религиозной картине мира Вихерна доказывается основанным им общественно-религиозным движением с одноименным называнием. Особенностью данного концепта является наличие в его структуре признаков двух родов: с одной стороны, прототипических, восходящих к Священному Писанию и конфессиональным текстам, с другой стороны, вариативных, представляющих собой авторское преобразование и развитие признаков первого рода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева, Л.Л. Фразеологическая репрезентация религиозного мира человека (на материале русского, английского и арабского языков) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Л.Л. Григорьева. — Казань, 2009. - 185 с.
2. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. — М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
3. Кислянская, Е.А. Структурно-семантические особенности универсальных концептов в англоязычном религиозном дискурсе (на материале текста Библии) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Кислянская. — Белгород, 2010. — 220 с.
4. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / под общ. ред. Е.С. Кубряковой; филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
5. Маркина, Ю.А. Религиозная картина мира: психолингвистический аспект [Текст] / Ю.А. Маркина // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4. - С. 69-72.
6. Романченко, Ю.В. Лингвопрагматический аспект немецкоязычного теологического дискурса [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.В. Романченко. - М., 2008. - 190 с.
7. Черняховская, Л.А. Информационный инвариант смысла текста и вариативность его языкового выражения [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Л.А. Черняховская. - М., 1983. - 215 с.
8. Wichern, J.H. Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche. Eine Denkschrift an die deutsche Nation [Text] / J.H. Wichern. - Hamburg: Verlag des Rauhen Hauses zu Bern, 1849. - 300 с.