Научная статья на тему 'Когнитивный анализ религиозных представлений в структуре сознания личности (на примере текстов немецкого теолога Й. Х. Вихерна)'

Когнитивный анализ религиозных представлений в структуре сознания личности (на примере текстов немецкого теолога Й. Х. Вихерна) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цветкова Анна Андреевна

В статье рассмотрены структура и содержание религиозных представлений в структуре сознания немецкого теолога Й.Х. Вихерна с позиций когнитивной лингвистики. Определяются ключевые концепты его религиозного сознания, описываются прототипические и вариативные признаки концепта «Внутренняя Миссия», занимающего особое место в религиозном сознании Вихерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with structure and content of religious components of the consciousness of a german theologist J.H. Wichern. It describes the main concepts of religious consciousness of the author, prototypical and optional indications of the concept “Internal Mission”.

Текст научной работы на тему «Когнитивный анализ религиозных представлений в структуре сознания личности (на примере текстов немецкого теолога Й. Х. Вихерна)»

УДК 811.112.2(06)

А.А. Цветкова

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ (на примере текстов немецкого теолога Й.Х. Вихерна)

В настоящее время большой интерес вызывает исследование с позиций когнитивных наук религиозной составляющей в общественном и индивидуальном сознании. Задачей данной статьи является описание структуры и содержания религиозных представлений в структуре сознания немецкого теолога Йохан-на Хинриха Вихерна.

Согласно когнитивной парадигме в лингвистике, содержание религиозного сознания отражается в религиозной картине мира, которая представлена системой религиозных концептов [5, с. 70]. Таким образом, изучение структуры и содержания религиозных представлений в сознании, по сути, представляет собой выявление и описание религиозных концептов, его составляющих.

Религиозный концепт формируется в процессе интериоризации библейского текста, религиозных медиатекстов, текстов религиозных проповедей и т. п. [Там же]. Набор ключевых религиозных концептов отдельного вероучения более или менее стандартен, что объясняется институциональным характером религиозной коммуникации. К ведущим концептам христианства относят концепты «Вера» [2, 6], «Бог», «Дух», «Душа» [6], «Любовь», «Сердце» [3], «Небо», «Ад», «Рай», «Грех», «Ангел» [1] и др.

Очевидно, что наряду с концептами вероучения наполнение и структуру религиозного сознания верующего определяют концепты конфессиональные. Набор подобных конфессиональных концептов может варьироваться от конфессии к конфессии — так, в лютеранстве ключевыми концептами можно назвать концепты «Лютеранство», «Евангелическая церковь», «Всеобщее священство верующих», «Служение» и др.

Исследователи признают, что в сознании каждой языковой личности внешний мир закреплен в форме индивидуальной картины мира. Так, Л.А. Черняховская полагает, что индивидуальная картина мира — это «про-

дукт деятельности индивидуального сознания, индивидуального отношения к миру, хотя и опосредованного социальным знанием, оно есть продукт сугубо индивидуального моделирования внешнего мира» [7, с. 103]. Таким образом, в индивидуальной картине мира заключено переосмысленное и трансформированное личностными установками содержание коллективной картины мира. Из этого следует, что индивидуальная религиозная картина мира представляет собой сформировавшуюся именно у данной личности систему концептов, связанных с религиозными представлениями. Исследование религиозного сознания личности, таким образом, заключается в установлении и описании религиозных концептов, являющихся единицами религиозной картины мира данной личности. Очевидно также, что структура и содержание индивидуальной религиозной картины мира будут различаться от индивида к индивиду. Однако обязательным компонентом в содержании таких картин мира являются ключевые концепты вероучения и конфессии, а также прототипические (в нашем случае ядерные для данных концептов, определяющие их содержательную суть [См.: 4, с. 140—145]) признаки этих концептов. Структура религиозного сознания каждой личности, в свою очередь, характеризуется «выдвижением» или «редукцией» подобных концептов или их признаков.

Далее с этих позиций рассмотрим структуру и содержание религиозного сознания Й.Х. Вихерна. Формирование его религиозного сознания обусловливалось текстами христианского вероучения — Ветхим Заветом и Евангелием, конфессиональными текстами (трудами основателя конфессии доктора Мартина Лютера и его сподвижников), а также религиозной коммуникацией в рамках лютеранства.

Признано, что индивидуальная картина мира отражается в текстах, созданных соответствующей личностью. Поэтому ведущий метод исследования структуры и содержания созна-

. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки ^ St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 4' 2012

ния личности — это анализ текстов, автором которых данный человек является.

В результате анализа программного сочинения Вихерна «Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche. Eine Denkschrift an die deutsche Nation» [8], рассматриваемого как отражение религиозной картины мира автора, а следовательно, и его религиозного сознания, были выделены следующие ключевые концепты: «Вера»/«Glaube», «Евангелическая церковь»/«EvangeHsche Kirche», «Любовь»/«Liebe», «Всеобщее священство верующих»/«Das allgemeine Priestertum der Gläubigen», «Милосердие»/«Barmherzigkeit», «Дарование/талант»/«Gabe». Ключевой характер данных концептов определяется, с одной стороны, их значимостью в религиозно-философской системе Вихерна, а с другой — положением, которое они занимают в христианстве и учении М. Лютера. Значимость двух последних концептуальных систем в структуре религиозной картины мира определила значимость указанных концептов и в религиозном сознании Вихерна.

Особое место в структуре религиозного сознания Й.Х. Вихерна занимает концепт «Innere Mission»/«Внутренняя Миссия». Этот концепт играет роль организующего начала в деятельности религиозной инициативы «Внутренняя Миссия» в рамках немецкой евангелической церкви. Данная инициатива представляла собой общественно-религиозное движение, основанное Вихерном в 1848 году. Совпадение имени концепта и имени отмеченной инициативы не случайно: существование и деятельность движения Внутренней Миссии являются доказательством особой значимости соответствующего концепта в структуре религиозного сознания автора.

Формирование данного концепта в сознании Вихерна на основании уже существующих базовых религиозных установок позволяет выделить в структуре концепта «Внутренняя Миссия» прототипические признаки. К ним можно отнести такие признаки, как «вера в Иисуса Христа», «любовь к слабым и грешникам», «равенство людей во Христе», «служение верующих». Вера в Христа, по Евангелию, есть главная характеристика христианина и основа его деятельности. Более того, для Вихерна вера всегда деятельна, и особое место в ее деятель-

ности занимают дела любви и добродетели. Такое понимание черпается им в словах апостола Петра: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2-е Пет. 1: 5—7). Любовь к слабым и грешникам, согласно Писанию, — важное качество каждого верующего во Христа. Й.Х. Вихерн опирается на слова Евангелия о том, что любовь является сутью Бога, а следовательно, и всех, кто считает себя христианами: «Бог есть любовь» (1-е Ин. 4: 8), — утверждает апостол Иоанн. При этом особенное значение в христианстве придается любви к слабым и грешникам: «...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11; Лк. 13: 10). Признак «равенство людей во Христе» имеет в своем основании слова апостола Павла, говорящего: «.правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих ибо нет различия» (Рим. 3: 22).

Следующий прототипический признак — «служение» — основывается на принципе всеобщего священства верующих, провозглашенном М. Лютером, и представляет собой проявление деятельной любви в вере в Господа. Этот признак Вихерн считает одним из основных. Так, он полагает, что в глубоком смысле Внутренняя Миссия исходит из идеи всеобщего священства [Там же. С. 16]. Указанные ключевые концепты вероучения и лютеранства — это единицы религиозной картины мира всех участников коммуникации в рамках данной конфессии, поэтому в структуре концепта «Внутренняя Миссия» их задачей является обеспечение понимания и верной интерпретации авторского сообщения адресатом.

Й.Х. Вихерн, опираясь на ключевые концепты вероучения и лютеранства, развил концепцию Внутренней Миссии с учетом их индивидуального понимания. Важным здесь является осознание того, что такое авторское понимание этих ключевых концептов не расходится с их каноническим содержательным наполнением, но фокусирует внимание автора на каком-либо, принципиально важном для него, признаке, «выдвигает» его. К таким признакам можно отнести, например, признак «любовь к согрешившим братьям во Христе». Здесь Ви-

херн имеет в виду тех, кто принадлежит именно лютеранской конфессии, но удалился от церкви. Следующий признак — «ограниченность Внутренней Миссии» — связан с деятельностью Внутренней Миссии в пределах евангелической церкви и является переосмыслением идеи миссионерства среди язычников (Внешней Миссии). Признак «область деятельности Внутренней Миссии» охватывает все сферы существования человека — семью, общество, церковь и государство, причем государство в видении автора представляет собой новую сферу деятельности для христианина. Следующий признак — «объединение» — характеризует Внутреннюю Миссию как христиански осмысленную объединяющую силу, в евангельском духе не делающую различия между людьми.

Итак, содержание религиозного сознания Й.Х. Вихерна представлено базовыми концептами христианского вероучения и лютеранства. Анализ текста показал, что такими концеп-

тами в содержательной структуре религиозного сознания Вихерна могут быть признаны концепты: «Вера», «Евангелическая церковь», «Любовь», «Всеобщее священство верующих», «Милосердие», «Дарование/талант». Личностная интерпретация Вихерном этих базовых концептов способствовала формированию в его сознании концепта «Внутренняя Миссия», признающегося ключевым в структуре его религиозного мировосприятия. Принципиальная значимость данного концепта в религиозной картине мира Вихерна доказывается основанным им общественно-религиозным движением с одноименным называнием. Особенностью данного концепта является наличие в его структуре признаков двух родов: с одной стороны, прототипических, восходящих к Священному Писанию и конфессиональным текстам, с другой стороны, вариативных, представляющих собой авторское преобразование и развитие признаков первого рода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева, Л.Л. Фразеологическая репрезентация религиозного мира человека (на материале русского, английского и арабского языков) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Л.Л. Григорьева. — Казань, 2009. - 185 с.

2. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. — М.: Гнозис, 2004. — 390 с.

3. Кислянская, Е.А. Структурно-семантические особенности универсальных концептов в англоязычном религиозном дискурсе (на материале текста Библии) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Кислянская. — Белгород, 2010. — 220 с.

4. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / под общ. ред. Е.С. Кубряковой; филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

5. Маркина, Ю.А. Религиозная картина мира: психолингвистический аспект [Текст] / Ю.А. Маркина // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4. - С. 69-72.

6. Романченко, Ю.В. Лингвопрагматический аспект немецкоязычного теологического дискурса [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.В. Романченко. - М., 2008. - 190 с.

7. Черняховская, Л.А. Информационный инвариант смысла текста и вариативность его языкового выражения [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Л.А. Черняховская. - М., 1983. - 215 с.

8. Wichern, J.H. Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche. Eine Denkschrift an die deutsche Nation [Text] / J.H. Wichern. - Hamburg: Verlag des Rauhen Hauses zu Bern, 1849. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.