Научная статья на тему 'Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети Интернет'

Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2456
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ВИРТУАЛЬНАЯ СФЕРА / VIRTUAL ENVIRONMENT / НИКНЕЙМ / NICKNAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хорикова Вера Сергеевна

Глобальная сеть Интернет служит не только эффективным средством коммуникации в целом, но и средством установления первичного контакта между его пользователями, не знакомых друг с другом. Статья ставит целью проанализировать никнеймы пользователей и категоризировать их по смысловому и семантическому принципам, проследить основные тенденции в изменении написания и морфологии, а также проанализировать психологию выбора никнейма как средства идентификации пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ANALYSIS OF NICKNAMES OF INTERNET USERS

The global network Internet is not only the effective way to communicate in general but also a way to make the first contact of the users who don't know each other. The purpose of the article is to analyze users' nicknames, categorize them in accordance with meaning and semantics, trace the major trends in spelling and morphology and creation of linguistic variations.

Текст научной работы на тему «Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети Интернет»

УДК 81'23

B.C. Хорикова

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ НИКНЕЙМОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Глобальная сеть Интернет служит не только эффективным средством коммуникации в целом, но и средством установления первичного контакта между его пользователями, не знакомых друг с другом. Статья ставит целью проанализировать никнеймы пользователей и катего-ризировать их по смысловому и семантическому принципам, проследить основные тенденции в изменении написания и морфологии, а также проанализировать психологию выбора никнейма как средства идентификации пользователя.

Ключевые слова: сеть Интернет, виртуальная сфера, никнейм.

Целью статьи является провести исследование по последним лингвистическими тенденциям создания никнейма (никнэйм, ник', англ. nickname -первоначально «кличка», «прозвище»); также сетевое имя, используемое пользователями в Интернете в местах общения (в чате, форуме, блоге) в преломлении с когнитивной семантикой и выявить основные связи с сознанием и личным осознанием значимости никнейма пользователями на примере английского языка.

Объектом анализа являются современные тенденции в использовании лингвистических средств при создании никнейма, личностный подход к созданию нового образа в глобальной сети Интернет в сочетании с психологическим и социальным аспектом на примере языковых срезов.

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью комплексного лингвистического анализа структуры никнеймов в совокупности с психологическим аспектом при создании нового образа и личности в виртуальной среде, а также презентации его другим пользователям.

Научная новизна исследования заключается в коммуникативном подходе к анализу особенностей семантического строения никнеймов в комплексе с лексическим и морфологическим анализами, что позволяет вычленить наиболее существенные тенденции на их основе и определить доминантные направления актуальных процессов в современном английском языке, используемого для общения в виртуальной среде в целом.

Исследование опирается на реальных пользователей из различных социальных, возрастных и половых групп, что позволяет провести сравнительный анализ и проследить актуальные лингвистические тенденции при выборе никнейма пользователей открытых чат румов (чат рум; англ. chat room - первоначально использовался в средствах массовой информации при описании любого вида синхронного общения, в настоящий момент

используется пользователями сети для определения ресурсов сети для синхронного общения на сайте) Yahoo (ресурс в сети Интернет для открытого общения в чат румах), на примере более 300 никнеймов. Удобство анализа заключается в том, что, при исследовании онлайн чатов, затраты времени на сбор материала минимизируется, а никнеймы предстают в своем разнообразии благодаря тому, что каждый отдельный пользователь использует индивидуальный никнейм для идентификации себя в виртуальной среде.

На данный момент ведущими исследователями виртуального английского языка являются С. Херринг [Herring 1996] и Дж. Мейбин [Maybin

2006], начавших исследования одновременно с появлением виртуальных чат румов. Однако, основной темой их исследований являются лексические и семантические изменения языка, в то время как анализ никнеймов пользователей остается практически незатронутым. Исследование никнейма как средства идентификации в виртуальной среде имеет не только связь с лексикой, но и с психологией и социологией. Такие исследователи как A. Ara [Agha

2007], М. Форресстер [Forresster 1996], К. Манн и Ф. Стюард [Mann, Steward 2000] рассматривают современный язык сети Интернет с точки зрения психологии и приходят к выводу о стереотипности поведения и выражения мыслей посредствам языковых средств. П. Уэллес [Wallace 1999] рассматривает вариативность поведения, создания «масок» и вымышленных образов, проводит анализ реакций пользователей на различные никнеймы с точки зрения восприятия пользователя как личности. На основе ключевых положений вышеперечисленных исследователей, представляется возможным проследить тенденции при создании никнейма в виртуальной среде и провести анализ, как лингвистический, так и психолингвистический.

Возможность зарегистрировать себя под новым именем в сети Интернет само по себе про-

воцирует пользователя к использованию вымышленного имени и проявлению изобретательности и воображения. Анонимность, в свою очередь, позволяет проявить скрытое восприятия себя как личности на подсознательном уровне, доступное только индивидуальному пользователю, часто скрываемое или неосознанное. Итак, виртуальная сеть позволяет создать не только новое имя, но и новый образ, который может быть использован абсолютно анонимно и не иметь очевидных связей с реальным пользователем. Для создания ник-нейма, который сможет вместить в себя дополнительный смысл, выразить главное посредством одного или нескольких слов является, несомненно, ключевым моментом, связывающим креативность и сознание человека с языковыми средствами для выражения мысли и закрепления ее в письменном виде. В основной массе никнейм представляет собой семантическую единицу, состоящую из букв, цифр и символов, что позволяет создавать невероятное количество новых вариаций и не заимствовать уже существующие. Невозможность иметь одинаковый никнейм на одном сайте, не только предотвращает возможность использования чужого именем и пароля, но и несет скрытую функцию, а именно провоцирует новых пользователей проявить изобретательность и выразить себя. «Пользователи выбирают ник-неймы с большой осторожностью и рассматривают их как «собственность». Каждый раз, добавляя, строку в разговор, никнейм появляется в кавычках и связан с каждым высказыванием» [Уэл-лас 1999: 29]. Согласно исследованию о важности никнейма для современных пользователей сети Интернет, проведенному П. Лейберих [Leiberich 2005] большинство опрошенных пользователей видят собственный никнейм как важнейший элемент при общении на сайте. Некоторые пользователи прокомментировали свое отношение к никнейму следующим образом: «Мой никнейм - это я. Я никогда его не сменю», «Если я изменю свой никнейм, то расстанусь с частью моей личности.» [Лейберих, 1999: 263-268]. Огромное значение при выборе никнейма имеет личное отношение к нему, как к образу в целом. Отношение может быть серьезным, либо шуточным. Социологическое исследование A. Ara [Agha 2007], основанное на опросе 100 пользователей по их отношению к собственному никнейму, выявляет следующие закономерности: серьезное отношение к никнейму, как к средству идентификации, высказало около 80 % пользователей, шуточное отношение к собственному никнейму высказало около 15 %, 5 % опро-

шенных затруднилось ответить. Следовательно, большинство пользователей пытаются создать никнейм, который лучше всего охарактеризует их, выразит их внутреннее душевное состояние или создаст вымышленный образ, и тем самым выделит их из огромного количества пользователей.

С целью выявить лингвистические особенности никнеймов с позиции морфологии и семантики было проанализировано более 300 никнеймов, используемых пользователями сети Интернет в открытом онлайн чате Yahoo. Особое внимание обращает на себя вариативность при создании никнеймов, которые могут представлять собой отдельные слова или фразы, а также вымышленные слово- и звукосочетания. Поскольку количество реальных имен достаточно лимитировано, часто используются изменения в написании, создавая таким образом лингвистические вариации, зачастую, становящиеся общепринятыми в среде Интернет. Достаточно большое количество завершенных высказываний позволило выявить определенные закономерности в использовании как лингвистических, так и паралингвистических средств, применяемых компьютерными пользователями для выражения своих мыслей, обмена опытом и повседневной переписки. При анализе собранного материала удалось выделить 7 основных групп, представляющих различные типы никнеймов. Часть пользователей использует свое настоящие имя, однако часто встречаются варианты с дополнительной личной информацией, такой как год рождения или возраст, географическое местонахождение или семейное положение. Данный тип никнеймов можно охарактеризовать как реалистичные. Ниже представлены примеры данных никнеймов: Wanda Stoaks, LarryBarton78, Janefromoklahoma, lizymarriedwithkidz. При более тщательном анализе таких никнеймов обращает на себя внимание сочетание букв и цифр, слитное написание слов и несоблюдение использования заглавных и строчных букв, а также фонологический тип письма. С точки зрения семантики данный тип никнеймов можно охарактеризовать как реалистичные, то есть несущие реальную информацию и создающие образ, близкий к реальности. Пользователи, использующие похожие имена либо не осознают всей свободы при выборе нового имени, либо намеренно используют существующее имя, привнося дополнительные элементы. Когнитивная реакция других пользователей чата на никнейм типа Janefromoklahoma заключается в проведении простого анализа: Jane - предположительно пользователь женского пола, fromokla-

homa- территориальное местонахождение. Пользователи, заинтересованные в общении с пользователем женского пола и имеющего отношение к Оклахоме завяжут первичный контакт в чате, поскольку образ, созданный пользователем Jane-fromoklahoma интересен по половому или территориальному признаку. Стоит учитывать, что в чатах Yahoo возможно выбирать «чат рум» по интересам, например: возрастная группа 20+, интересующаяся музыкой в стиле кантри. Соответственно, пользователь, находящийся в данный момент в вышеуказанной группе, предположительно относится к возрастной категории 20+ и интересуется музыкой в стиле кантри, что создает более категоризированый образ.

Вторая четко выявленная группа представляет собой никнеймы, относящиеся к личным качествам, таким как характер, внешний вид, профессия, хобби, местоположение, возраст, но не содержащим реального имени в своем составе: lovely blond teacher, SiMpLeBoY18, alonemale. Выше приведенные примеры иллюстрируют современные тенденции написания, используемые в сети Интернет, а именно: сочетание букв, цифр и символов, несоблюдение правил строчной и заглавной букв, слитное написание. При рассмотрении семиотического значения, удается выделить несколько ярко очерченных семиотический полей, рисующих определенный образ при первичном контакте с тем или иным никнеймом. Например: lovely blond teacher, использованный в виде идентификации создает ассоциации, связанные с учебой, школой, университетом благодаря слову teacher в сочетании с визуальным контекстом lovelyblond, создает привлекательный образ блондинки и имеет сексуальный подтекст. Сочетание трех лексем создает образ привлекательной учительницы блондинки, который в свое время воспринимается каждым отдельным пользователей индивидуально в связи с личностными переживаниями и опытом. Данный пользователь на момент сбора данных находился в чат руме "Love is in the air", что подчеркивает интимный аспект. Соответственно, пользователи, заинтересовавшиеся в созданном образе, частично благодаря собственному восприятию и переосмыслению выше перечисленных лексем, вступают в контакт с пользователем и начинают переписку. Согласно исследованиям, проведенным X. Бехар-Израели [Bechar-Israeli 1996] около 45 % никнеймов относятся к личностным характеристикам, что позволяет утверждать, что это является способом индивидуальной категоризации индивидуумов и попытке

уточнить важнейший аспект их личности с точки зрения самого пользователя и привлечь потенциального собеседника. Благодаря разнообразному количеству чат румов критерии поиска сужаются и позволяют отсортировывать потенциально интересных пользователей. При первичном просмотре списка пользователей в чат руме происходит разделение на потенциально интересных пользователей как собеседников и полярно противоположных. Задача пользователя при выборе никнейма сводится к двум основным критериям: создать привлекательный для потенциального собеседника образ или выразить свое мнение или мотто.

Незначительное количество пользователей используют никнеймы, связанные с технологиями и данными и встречаются в различных чат румах. Чаще всего подобные никнеймы можно отследить в чат румах "Night Owls" и "Lifestyles", в подразделах "Computer", "Computer games" и "Science". Наиболее выраженными для данной категории являются pcfreak, pentiumman, fixpcman4u. Ник-нейм pcfreak состоит из двух четко вычленяемых лексем: рс и freak. Первая лексема воспринимается пользователями однозначно как компьютер и имеет нейтральное значение. Вторая же лексема, freak имеет достаточно сильное экспрессивное значение и создает образ «компьютерных пользователей, изолированных от общества, одиноко проводящих часы, погрузившись в ресурсы Интернет, чаты и игры» [Мейбин 2006: 211]. Скорее всего, пользователи, ведущее подобный образ жизни, выразят желание общаться и установят первичный контакт. Проанализировав около 30 никнеймов, относящихся к технологиями и данными, удалось выявить следующую закономерность: никнеймы чаще всего представляют собой сочетание двух или более лексем, написанных в одно слово с прописной буквы. Иногда встречаются варианты, сочетающие буквы и цифры, например: fixpcman4u. В целом, никнеймы создают четкий образ и не отличаются оригинальностью.

К четвертой группе можно отнести никнеймы, связанные с флорой и фауной, различными объектами: frogmaster, liltulip, bigfatmonkey. Интересно заметить, однако, что вымышленный ник-нейм liltulip создает совершенно отличный образ от никнейма bigfatmonkey, поскольку воображение рисует привлекательный и нежный образ тюльпана и огромной обезьяны соответственно. При анализе поведения пользователя bigfatmonkey в открытом чате, удалось выявить агрессивность и желание привлечь внимание к себе любым спо-

собом, начиная от приветствия всех участников чат рума и заканчивая оскорбительными высказываниями по отношению к другим без особой на это причины. Никнейм, созданный пользователем посредством лексических средств в сочетании с агрессией, проявленной к другим пользователям, создает однозначно негативный образ и отталкивает многих пользователей, что проявлялось в высказываниях, адресованных пользователю покинуть чат рум.

Пятая группа объединяет никнеймы, связанные с известными личностями, как реальными, так и вымышленными, организациями или движениями: Elvis, HarryPotter, FBI , HAMAS. Данная группа никнеймов пестрит разнообразием образов уже закрепившихся в человеческом сознании. Пользователи, выбирающие имена знаменитых людей или героев книг, фильмов, игр и т. д. зачастую полностью маскируют личностную связь между сознанием и речевыми средствами, поскольку при прочтении ник-нейма HarryPotter предстает любимый миллионами персонаж, и остается только домысливать какая связь существует между ним и пользователем: визуальное сходство, желание быть похожим или использование никнейма как средства привлечения пользователей, разделяющих схожие интересы. Однако, такой никнейм как HAMAS несет совершенно иное значение. Связь с исламским движением сопротивления очевидна и служит маркером политической и религиозной принадлежности пользователя, создавая четкий образ. Обычно никнеймы данной группы пишутся слитно, иногда используются нижние подчеркивание для разделения лексем и достаточно традиционны с точки зрения правописания.

К шестой группе представляется возможным отнести никнеймы, несущие сексуальный или провокационный характер. Такие никнеймы, как S3X_Machine, oRg@zm создают четко выраженный сексуальный образ и в большинстве случаев состоят из 2 лексем, иногда искаженно написанных, часто применяется прием маскировки слов с помощью пропуска букв, замены их на символы или метода фонологического письма. На примере никнейма oRg@zm удается проследить как пользователь с помощью выше перечисленных языковых средств создал индивидуальный образ и выразил себя. Встречаются никнеймы, заведомо несущие провокационный характер, нацеленные оскорбить чувства других пользователей. Примером может служить никнейм fuckyoujesus, однозначно провокационный и нацеленный на определенную группу пользователей сети Интернет.

Седьмая группа представляет звукоподражание tamtam, перифразы ybabteews [=sweetbaby],

орфографические искажения БиСагВаВУ и фразы Ы1УМ1, К12тс4ЕУА в виде никнеймов. С точки зрения лексического и семантического анализа, данная группа представляет большой интерес, поскольку позволяет отследить новейшие тенденции в современном английском языке. Сочетание цифр и букв при написании слов - неотъемлемая часть современного онлайн общения. Использование созвучности цифры и слова или части слова встречается повсеместно, перемещаясь из особенности Интернет общения в повседневную речь. Ярким примером использования фонетического принципа служит Ы1УМ1, где написание соответствует произношению. Данный принцип прослеживается в никнеймах повседневно и становится способом современного написания в виртуальной среде. Каждой фонеме соответствует графема, дифференцируются только смыслоразличитель-ные звуки. На примере К12тс4ЕУА происходит демонстративное пренебрежение правилами орфографии и пунктуации, превращающее текст в подобие фонетической транскрипции. Использование основных синтаксических принципов часто игнорируется, часто прослеживается отсутствие знаков препинания и заглавных букв. Формируется определенный стиль общения, использовать который постепенно становится нормой при неформальном общении в сети Интернет. Новые пользователи, видя, что большинство пользователей используют те или иные лингвистические средства, добавляют паралингвистические элементы, звукоподражательные буквосочетания, аббревиатуры и сленг, стараются следовать тенденции и не выдать себя как новичка.

На данный момент исследования виртуального дискурса приобретают популярность и привлекают исследователей своей многогранностью и быстротой, с которой происходят изменения. Большинство современных исследователей занимаются сбором и анализом лексических единиц и анализируют их с точки зрения морфологии, фонологии и синтаксиса. Однако, исследования, направленные на анализ никнеймов, как элементов личностной самооценки, зафиксированных в письменном виде, встречаются достаточно редко. Значение данного вида исследований имеет глубокий смысл и способствует не только развитию науки о современных языковых изменений, но и затрагивает психологический и социальный аспекты, благодаря которым происходит непрерывное развитие личности пользователя виртуальной сети. Использование теории о языковых срезах при проведении лексического анализа позволяет более широко взглянуть на процесс

создания никнейма как элемента психологического создания нового образа и тем самым провести параллели между морфологией и семантикой в современном виртуальном сообществе.

Благодаря проведенному анализу удалось выявить основные тенденции при создании и выборе никнейма и отследить возможный эффект, производимый на других пользователей при первичном контакте. Значение никнейма невероятно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью пользователей. Данный аспект заслуживает более подробного анализа, поскольку служит ключевым моментом в самосознании пользователей виртуальной сети Интернет и использованием языковых средств выражения для внутреннего состояния. Более того, никнейм является вторым «Я» при общении в сети Интернет, часто выражающим внутренне состояние пользователя, его личные качества и пристрастия. Никнейм может служить индикатором при выборе партнера для переписки и зачастую имеет сложную морфологию. Посредством анализа ник-неймов становится возможным проследить изменения в современном английском языке с точки зрения лексики, морфологии и фонологии. Но не только лингвистическая сторона и вариативность представляют собой особый интерес. Психологический аспект при выборе никнейма, несомненно, заслуживает внимания исследователей и позволит лучше понять психологию современного пользователя виртуальной сети Интернет.

Для дальнейшего исследования рекомендуется включить комментарии пользователя о собственном никнейме. Возможно, потребуется дополнительно обсудить данный аспект исследования с администраторами чат румов и получить разрешение для вступления в контакт с пользователями и внесения их данных в исследование. Представляется возможным расширить круг исследования, привлекая группы пользователей, открыто обсуждающие различные жизненные ситуации, глубоко затрагивающие пользователей, с психоаналитиком. Исследования данной категории пользователей позволит более глубоко проследить связь между вымышленным никнеймом и

реальной, возможно болезненной ситуацией, в которой находится пользователь. Однако, следует принимать во внимание тот факт, что сеть Интернет позволяет пользователю создать новый образ, не связанный с реальным человеком и слишком навязчивое вмешательство может спровоцировать негативную реакцию. Дальнейшие исследования в данной области, возможно, создадут базу для оптимизации работы форумов, посвященных сложным семейным ситуациям и переживаниям, и позволит облегчить работу с данной группой пользователей.

Список литературы

Agha A. Language and Social Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Перевод автора.

Bechar-Israeli H. From <Bonehead> to <cLoNehEAd>: Nicknames, play, and identity on Internet Relay Chat. Journal of Computer-Mediated Communication, 1 (2). URL: http://jcmc.indiana.edu/voll/issue2/ becher.html, 1995. (дата обращения 01.11.2009). Перевод автора.

Forresster M.A. Psychology of language. A critical introduction. SAGE Publications Ltd. 1996. Перевод автора.

Herring S. С. Two variants of an electronic message schema. In S.C. Herring (Ed), Computermediated communication: Linguistic, social and cross-cultural perspectives. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing, 1996. Перевод автора.

Leiberich P., Nedoschill, J., Nickel M., Loew T., & Tritt, K. Selbsthilfe und Beratung im Internet: Muendige Benutzer koennen die Artz-Patienten-Beziehung neu gestagen. Medische Klinik, 99 (5), 2004. Перевод автора.

Mann С. and Steward F. Internet communication and qualitative research. A handbook for researching online. SAGE Publications Ltd., 2000. Перевод автора.

Maybin J., Swann J. The Open University. The art of English: everyday creativity. Palgrave Macmil-lan in association with Open University, UK, 2006. Перевод автора.

Wallace P. The psychology of the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Перевод автора.

V.S. Khorikova

COGNITIVE ANALYSIS OF NICKNAMES OF INTERNET USERS

The global network Internet is not only the effective way to communicate in general but also a way to make the first contact of the users who don't know each other. The purpose of the article is to analyze users' nicknames, categorize them in accordance with meaning and semantics, trace the major trends in spelling and morphology and creation of linguistic variations.

Key words: Internet, virtual environment, nickname.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.