Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина И.С.

Введение. В статье обсуждается проблема влияния цифрового пространства и цифровой среды на когнитивные стратегии младших школьников. Приведены и теоретически проанализированы особенности личности, включенной в цифровое пространство. В ходе эмпирического исследования выявлены достоверные различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей и способности к быстрому реагированию. Более того, эмпирически выявлены различия между респондентами по показателям когнитивных стратегий: импульсивность, рефлексивность, гибкость мышления и ригидность. Материалы и методы. Основные методы исследования - анализ научной литературы, посвященной проблематике влияния цифровой среды на развитие личности; эмпирические методы исследования - анкетирование и психодиагностический инструментарий. Также для подтверждения достоверности результатов исследования использован статистический пакет SPSS-26. Результаты. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что существуют различия по когнитивным показателям среди респондентов с различным уровнем цифровой активности. Обсуждение. Полученные результаты указывают на взаимосвязь активности цифрового поведения младшего школьника и уровня сформированности когнитивных стратегий. Заключение. Выявлено, что существуют различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей, способности к быстрому реагированию, импульсивности, рефлексивности, гибкости мышления и ригидности респондентов с различным уровнем активности личности в цифровой среде. Основные положения: - расширено представление о влиянии цифровизации на личность, в том числе на ее когнитивные стратегии; - эмпирически исследованы когнитивные стратегии респондентов младшего школьного возраста с различным уровнем активности цифрового поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лучинкина И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE STRATEGIES OF PERSONAL BEHAVIOR IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

Introduction. The article discusses the problem of the influence of the digital space and the digital environment on the cognitive strategies of primary schoolchildren. The features of the personality included in the digital space are given and theoretically analyzed. In the course of empirical research, significant differences were revealed in terms of attentiveness, statistical representation, development of imagination, ability to linear discrimination and inference based on linear relationships and the ability to respond quickly. Moreover, empirically revealed the differences between the respondents in terms of the indicators of cognitive strategies: impulsivity, reflexivity, flexibility of thinking and rigidity. Materials and methods. The main research methods: analysis of scientific literature on the impact of the digital environment on personality development and empirical research methods, including questionnaires and psychodiagnostic tools. In addition, to confirm the reliability of the research results, the statistical package SPSS-26 was used. Results. The analysis of the research results led to the conclusion that there are differences in cognitive indicators among respondents with different levels of digital activity. Discussion. The results obtained indicate the relationship between the activity of the digital behavior of a younger student and the level of formation of cognitive strategies. Conclusion. It was revealed that there are differences in terms of attentiveness, statistical representation, development of imagination, ability to linear discrimination and inference based on linear connections, ability to respond quickly, impulsivity, reflexivity, and flexibility of thinking and rigidity of respondents with different levels of personality activity in the digital environment. Highlights: Expanded understanding of the impact of digitalization on personality, including on its cognitive strategies; Empirically investigated cognitive strategies of respondents of primary school age with different levels of digital behavior activity.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.015

УДК 159.9 ББК 88.2

И. С. Лучинкина

ORCID № 0000-0002-5111-4396 Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация.

E-mail: miss_luchinkina@mail.ru

КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Введение. В статье обсуждается проблема влияния цифрового пространства и цифровой среды на когнитивные стратегии младших школьников. Приведены и теоретически проанализированы особенности личности, включенной в цифровое пространство. В ходе эмпирического исследования выявлены достоверные различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей и способности к быстрому

реагированию. Более того, эмпирически выявлены различия между f

К

о 3

а

дования использован статистический пакет SPSS-26.

Результаты. Анализ результатов исследования позволил

£

г н и

респондентами по показателям когнитивных стратегий: импульсивность, рефлексивность, гибкость мышления и ригидность.

Материалы и методы. Основные методы исследования — и анализ научной литературы, посвященной проблематике влияния цифровой среды на развитие личности; эмпирические методы ис-

а о № е д е

ж |

следования — анкетирование и психодиагностический инструмен- и тарий. Также для подтверждения достоверности результатов иссле- 0

о

8 №

и

Р

сделать вывод о том, что существуют различия по когнитивным по- о

§

казателям среди респондентов с различным уровнем цифровой ак- 0

е

тивности. д

Обсуждение. Полученные результаты указывают на взаимосвязь активности цифрового поведения младшего школьника и уровня сформированности когнитивных стратегий.

Заключение. Выявлено, что существуют различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей, способности к быстрому реагированию, импульсивности, рефлексивности, гибкости мышления и ригидности респондентов с различным уровнем активности личности в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровая среда; цифровая активность; цифровое поведение; когнитивные стратегии; цифровизация. Основные положения:

- расширено представление о влиянии цифровизации на личность, в том числе на ее когнитивные стратегии;

- эмпирически исследованы когнитивные стратегии респондентов младшего школьного возраста с различным уровнем активности цифрового поведения.

1 Введение (Introduction)

Цифровая среда стремительно развивается и проникает во все виды деятельности современного человека. В научном мире мнения о влиянии цифровой среды на личность неоднозначны. С одной стороны, психологи и педагоги поднимают вопрос о снижении когнитивных функций личности с высокой цифровой активностью, с другой — отмечают, что цифровая среда повлияла на возникновение абсолютно новых, нетипичных для активных цифровых пользователей стратегий.

П. Стефанис и Ю. М. Вандоулакиса пришли к выводу, что цифровое пространство способствовало формированию когнитив-

| ных новообразований [1, 183]. Для цифровой среды характерны ж

^ доказательства в виде концепта «доказательство — событие». По

^ мнению авторов, логика высказываний рассматривается не в общем

^ плане, а применительно к определенной ситуации. В этом случае

доказательства включают социальные, коммуникативные факторы, а также особенности взаимодействия в семантическом поле «доказывающий — интерпретатор» [2]. Скорость, с которой может быть разрешена дилемма с помощью цифровой среды, не достижима в реальных условиях [3]. Мозговой штурм, происходящий в цифровой среде, приводит к успехам в объединении способностей и знаний ее пользователей [4].

Т. Марк отметил неоднозначность влияния цифровой среды на формирование клиповости мышления [5]. С одной стороны, по мнению исследователя, человек стал быстрее анализировать информацию, с другой — этот анализ менее глубокий и критичный.

В то же время А. Stomaiuolo отмечает, что, несмотря на многообразие техники и информации, которые люди получают с ее помощью, человек способен успешно адаптироваться к цифровому пространству и адаптировать свои психические функции [6]. Более того, мозг современного человека продолжает эволюционировать (растет внимательность, сознание реагирует на все сигналы быстрее). В итоге со многими задачами мышление справляется намного эффективнее, чем прежде [4, 96].

По мнению Т. Н. Ломбиной, активное нахождение в цифровой среде влияет на мозговую деятельность, высшие психические процессы и, как результат, на личность в целом. Например, ребенок, непривыкший к восприятию визуальной информации, испытывает затруднения в понимании текста и устной речи. Исследователь отмечает, что, в первую очередь, страдают процессы восприятия ив §

дальнейшем проблемы отмечаются и с мышлением [7]. №

ж

Дужик Д. Д., Виликотская Л. А., в отличие от Т. Н. Любимо- I

л

ж л ж о о

вой, отмечают, что современные дети являются уже активными цифровыми пользователями и цифровая среда может влиять на них по-разному: с одной стороны, формировать пассивное мышление и

£

г ж

ж

ж

№ ж

сг №

о 3

а е

ж ж

ж №

ж

восприятие, с другой — развивать и стимулировать когнитивные 3

о № о

Ж(

новообразования [8]. Более того, классиками-педагоги не раз отмечалось, что, в принципе, любое социализирующее пространство — 3 амбивалентно. е

Т. Компернолле пишет, что ребенок дошкольного возраста, оказываясь в цифровом многообразии, становится зависим от звука, цвета, движений картинок и игр [9]. Согласно точке зрения автора, эту зависимость подкрепляет небольшой выброс дофамина, происходящий при предъявлении виртуального стимула. Эти выводы важны в контексте исследования психофизиологических изменений под влиянием цифровой среды, однако необходимо уточнить ряд нюансов. Повышенная необходимость дошкольника в звуке, цвете и движениях картинки вполне оправдана его возрастными особенностями. Именно с помощью этих подкреплений у ребенка формируется внимание и познавательная активность. Целью исследования является выявление и анализ специфики когнитивных особенностей цифрового поведения личности.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В исследовании приняли участие 95 младших школьников,

из них активные пользователи цифровой средой — 53 человека, и неактивные пользователи — 42 человека. Использованы следующие методы: экспертные оценки, анкетирование, психологические тесты. В числе психодиагностических методик: прогрессивные матрицы Дж. Равена; методика Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков»; методика «Словесно-цветовая интерференция» Дж. Струпа»; методика «Идеальный компьютер» М. А. Холодной. На первом этапе, согласно мнениям экспертов и результатам психологического анкетирования, были выделены группы пользователей с активным и неактивным цифровым поведением. На втором этапе изучались особенности мышления и когнитивных стратегий младших школьников с активным и неактивным цифровым поведением.

3 Результаты (Results)

Согласно мнению экспертов (психологов, имеющих стаж работы не менее 5-ти лет в данном направлении) и по результатам

| анкетирования, были выявлены активные и неактивные пользова-

нк

ич тели цифровой средой. Как правило, активные пользователи циф-

U

^ стве: от виртуальных игр до виртуального обучения.

ровой средой около 60 % времени проводят в цифровом простран-

Проанализируем результаты прохождения прогрессивных матриц Дж. Равена. Так, уровень внимательности, статистического представления и развитости воображения среди респондентов группы с неактивным цифровым поведением (77 %) превышает уровень этих же процессов среди респондентов группы с активным цифровым поведением (43 %). Сравнение процентных долей с помощью критерия Фишера показало, что различия достоверны:

77 % / 43%, ф критическое = 2,9, р < 0,01.

Способность к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей приблизительно одинакова у двух групп выборки (73 % у неактивных пользователей и 69 % у активных пользователей). Отметим, что способность к быстрому реагированию на изменяющиеся условия оказалась выше в группе респондентов с активным цифровым поведением. Сравнение процентных долей с помощью критерия Фишера показало, что различия достоверны:

84 % / 52 %, ф критическое = 2,9, р < 0,01.

Зависимость быстроты решения задач от количества элементов в них выявлены у всех групп выборки. Однако если для неактивных пользователей количество элементов фактор, либо усложняющий, либо упрощающий выполнение задания, то для активных респондентов ситуация иная. Чем больше элементов в предложенных задачах, тем меньше быстрота их решения респондентами с активным цифровым поведением (р < 0,05).

Высокий уровень абстракции и динамического синтеза, в еж том числе способность количественно и качественно определять развитие динамических рядов, в большей степени присуща респондентам с неактивным цифровым поведением. Сравнение про- ж центных долей с помощью критерия Фишера показало, что различия достоверны: 61 % / 42 %, ф критическое = 2,9, р < 0,01.

Результаты исследования также позволили выявить, что

к

№ ж

сг е

с 3 3

а

3 е

<\> ж

ж

а

о

№ е

К ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о № о Ж с 3

школьникам с активным цифровым поведением свойственны более е

высокая быстрота утомления и наступление пресыщения материалом в процессе решения задач, нежели школьникам с неактивным цифровым поведением. Также выявлены значимые различия в стратегии поиска правильных ответов: для респондентов с активным цифровым поведением — хаотическая стратегия поиска, для респондентов с неактивным цифровым поведением свойственен в большей степени метод проб и ошибок.

Исследование когнитивных стратегий импульсивность (рефлексивность) показало, что респондентам с неактивным цифровым поведением в большей степени присущ рефлексивный тип мышления (р < 0,05). Рефлексивный тип мышления выражается в тщательности изучения инструкции. Так, Дж. Каган отметил, что таким респондентам свойственна большая глазодвигательная активности в процессе выполнения задания. Стоит отметить, что в ходе исследования группа школьников с неактивным цифровым поведением чаще фиксировала взгляд на схожих элементах рисунка, детально сравнивая их между собой. Рефлексивным респондентам, как правило, присущи такие особенности, как достаточно развитая метапамять (интроспективное знание об особенностях собственных процессов запоминания), поиск и использование наиболее продуктивных методов решения поставленных задач.

Респондентам с активным цифровым поведением в большей степени присущ импульсивный тип мышления (р < 0,05). Как правило, они быстро и не всегда верно принимают решения. Школьники этой группы чаще всего демонстрируют поверхностное изучение инструкции. В отличие от неактивных пользователей цифровой средой, активные обладают менее зрелым уровнем речи, что также выражается в затруднённой саморегуляции и контроле своей моторики (р < 0,05).

| Также в ходе исследования было выявлено, что респонден-

^ там с неактивным цифровым поведением в большей степени при-^ суща гибкость мышления с достаточной автоматизацией познава-^ тельных функций и объективированное мышление, в отличие от

группы неактивных пользователей. Однако в группе выборки были обнаружены нетипичные стратегии (р < 0,05). С помощью кластерного анализа выделено несколько групп младших школьников с активным и неактивным цифровым поведением в зависимости от особенностей их когнитивных стилей, меры открытости познавательной позиции:

1. Группа младших школьников с активным цифровым поведением, которым свойственен импульсивный когнитивный стиль, который проявляется в быстром принятии решений. Как правило, этот когнитивный стиль характеризуется большим количеством ошибок, которые допускают респонденты. Однако в ходе исследования выявлено, что респонденты этой группы чаще всего демонстрировали точные ответы. Также выявлено, что среди респондентов этой группы выражены такие показатели, как гибкий контроль с достаточной автоматизацией познавательных функций и категориальное мышление.

2. Группа младших школьников с активным цифровым поведением, которым свойственен импульсивный когнитивный стиль, ^

ог

проявляющийся в быстром и часто неверном принятии решений. ж Респондентам этой группы свойственны ригидный контроль со слабой автоматизацией познавательных функций и категориальное

мышление. ^

а

3. Группа младших школьников с неактивным цифровым поведением, которым свойственен рефлективный когнитивный стиль, который выражается в более замедленном темпе принятия решений. Как правило, этот когнитивный стиль характеризуется малым количеством ошибок, которые допускают респонденты. Однако в ходе исследования выявлено 61 % респондентов, которые допускали неверные ответы. Также респондентам этой группы свойственны гибкий контроль с достаточной автоматизацией по- ^ знавательных функций и объективированный тип мышления.

4. Группа младших школьников с неактивным цифровым поведением, которым свойственен рефлективный когнитивный

ж ж

а

о

№ е е ж ж

¡0

л

ж ч ж о с 3 ж №

К

о № о с е е

стиль, который выражается в более замедленном темпе принятия решений с последующими верными ответами. Выявлено, что среди респондентов этой группы выражены такие показатели, как гибкий контроль с достаточной автоматизацией познавательных функций и категориальное мышление.

4 Обсуждение (Discussion)

Результаты исследования свидетельствуют о том, что вопрос цифровой среды и ее воздействия на личность младшего школьника и личность в целом нуждается в дальнейшем изучении. На сегодняшний день нет и не может быть радикального «плохо» или радикального «хорошо» при объяснении влияния цифровой среды на когнитивную сферу ребенка. Так, результаты исследования позволили определить, что по параметру способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей нет достоверных различий между активными и неактивными группами выборки.

Безусловно, некоторые отличия присутствуют. Например, по параметрам уровня внимательности, статистического представления и развитости воображения, уровня абстракции и динамического синтеза показатели среди неактивных цифровых пользователей выше. Однако по параметру способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия более высокие результаты демонстрируют уже респонденты с активным цифровым поведением.

Полученные результаты указывает на то, что цифровая среда, вероятнее всего, оказывает амбивалентное влияние на когнитивные стратегии ребенка. С одной стороны, одни когнитивные стратегии развиваются более медленно и интенсивно, с другой стороны — укрепляются другие, а возможно, формируются новые.

Цифровая среда, включая в себя интернет и другие технические реальности, сама становится средой социализации личности. ! Неоднозначность влияния цифровой реальности на личность про? является в том, что новые возможности цифровизации (скорость и çj яркость информации, ее порционная подача) и в связи с этим — ^ трансформация основных видов деятельности (общение, образова-

ние, игра, творчество, рекреация, профессиональная и учебно-научная деятельность) может привести как личностному росту, так и к личностным девиациям. Активное развитие общества предполагает неопределённость системы ценностей, неустоявшуюся культуру, что усложняет социализацию личности и рушит имеющиеся представления об этом процессе.

5 Заключение (Conclusion)

Младшим школьникам с неактивным цифровым поведением в большей степени присущи высокий уровень внимательности, статистического представления и развитости воображения, способность к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей, высокий уровень абстракции и динамического синтеза, а также рефлексивность и гибкий контроль с достаточной автоматизацией познавательных функций и объективированный тип мышления (р < 0,05).

Младшим школьникам с активным цифровым поведением, как правило, присущи способность к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей, способность к быст- ^ рому реагированию на изменяющиеся условия, ригидный контроль | со слабой автоматизацией познавательных функций и категориальное мышление (р < 0,05). Стоит отметить, что среди каждой из групп выборки были отмечены нетипичные когнитивные стратегии (р < 0,05).

Таким образом, в зависимости от активности в цифровой

к

№ ж

сг е

с а е

<\> ж ж а о

среде у детей младшего школьного возраста могут различаться ин- ®

е

ж ж

¡о

л

ж ч

ж о с

теллектуальные показатели, когнитивные стили и типы мышления в целом. Необходимо обновление и качественная разработка новых эффективных средств профилактики и коррекции когнитивных дисфункций школьников с различными типами цифровой активности.

к

g

О № О Kl

1. Stefaneas P. & Vandoulakis I.M. (2012), "The web as a tool for е proving", Metaphilosophy, vol. 43, no. 4, pp. 480-498. е

Библиографический список

2. Dorozhkin E.M. (2018), "Philosophical analysis of information and communication environment", European Journal of Science and Theology, vol. 14, no. 6, pp. 115-124.

3. Fairburn C.J.A.G. & Patel V. H. (2017), "The impact of digital technology on psychological treatments and their dissemination", Behaviour Research and Therapy, 88, pp. 19-25. DOI: 10.1016/j.brat.2016.08.012

4. Howe N. & Strauss W. (2000), Millennials rising: The next great generation, Vintage Books, New York, 432 p.

5. Taylor M.L. (2006), Generation NeXt Comes to College, A collection of papers on self-study and institutional improvement "Today's Postmodern Student-Meeting, Teaching, and Serving", vol. 2 "Focusing on the Needs and Expectations of Constituents", pp. 48-55.

6. Stornaiuolo A. (2017), "Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites", Human Development, vol. 60, no. 5, pp. 233-238.

7. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45-50.

8. Дужик Д. Д., Виликотская Л. А. Глобальная сеть и «клиповое» мышление // Интернет как реальность : cборник докладов III-ей Международной научно-практической конференции, 14-15 марта 2017 года. Рязань : Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ» 2017. С. 86-89.

9. Compernolle T. (2014), BrainChains: Discover your brain, to unleash its full potential in a hyperconnected, multitasking world, Compublica-tions, Belgium, 522 p.

I. S. Luchinkina

ORCID No. 0000-0002-5111 -4396 Candidate of Psychological Sciences, Senior lecturer at the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yaku-bov, Simferopol', Republic of Crimea, Russia. E-mail: miss_luchinkina@mail. ru

COGNITIVE STRATEGIES OF PERSONAL BEHAVIOR IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

Abstract

Introduction. The article discusses the problem of the influence of the digital space and the digital environment on the S cognitive strategies of primary schoolchildren. The features of hi the personality included in the digital space are given and theo-

a

SJ

s

retically analyzed. In the course of empirical research, significant differences were revealed in terms of attentiveness, statistical

representation, development of imagination, ability to linear discrimination and inference based on linear relationships and the ability to respond quickly. Moreover, empirically revealed the differences between the respondents in terms of the indicators of cognitive strategies: impulsivity, reflexivity, flexibility of thinking and rigidity.

Materials and methods. The main research methods: analysis of scientific literature on the impact of the digital environment on personality development and empirical research methods, including questionnaires and psychodiagnostic tools. In addition, to confirm the reliability of the research results, the statistical package SPSS - 26 was used.

Results. The analysis of the research results led to the conclusion that there are differences in cognitive indicators among respondents with different levels of digital activity.

Discussion. The results obtained indicate the relationship between the activity of the digital behavior of a younger student and the level of formation of cognitive strategies.

Conclusion. It was revealed that there are differences in i terms of attentiveness, statistical representation, development of imagination, ability to linear discrimination and inference based on linear connections, ability to respond quickly, impulsivity, reflexivity, and flexibility of thinking and rigidity of respondents ^

o

with different levels of personality activity in the digital envi- §

n

ronment. I

e

Keywords: Digital environment; Digital activity; Digital a

g

o'

§

£

behavior; Cognitive strategies; Digitalization. Highlights:

Expanded understanding of the impact of digitalization on i

i

personality, including on its cognitive strategies;

Empirically investigated cognitive strategies of respondents |

o

of primary school age with different levels of digital behavior ac- 0 tivity.

References

1. Stefaneas P. & Vandoulakis I.M. (2012), "The web as a tool for proving", Metaphilosophy, vol. 43, no. 4, pp. 480-498.

2. Dorozhkin E.M. (2018), "Philosophical analysis of information and communication environment", European Journal of Science and Theology, vol. 14, no. 6, pp. 115-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fairburn C.J.A.G. & Patel V. H. (2017), "The impact of digital technology on psychological treatments and their dissemination", Behaviour Research and Therapy, 88, pp. 19-25. DOI: 10.1016/j.brat.2016.08.012

4. Howe N. & Strauss W. (2000), Millennials rising: The next great generation, Vintage Books, New York, 432 p.

5. Taylor M.L. (2006), Generation NeXt Comes to College, A collection of papers on self-study and institutional improvement "Today's Postmodern Student-Meeting, Teaching, and Serving", vol. 2 "Focusing on the Needs and Expectations of Constituents", pp. 48-55.

6. Stornaiuolo A. (2017), "Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites", Human Development, vol. 60, no. 5, pp. 233-238.

7. Lombina T.N. & Yurchenko O.V. (2018), Osobennosti obucheniya detej s klipovym myshleniem [Features of teaching children with clip thinking], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 1, 45-50. (In Russian).

8. Duzhik D.D. & Vilikotskaya L.A. (2017), Global'naya set' i klipovoe myshlenie [Global network and ""clip" thinking], Sbornik dokladov Ill-ej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Internet kak real'nost'", 14-15 marta 2017 goda [A Collection of reports of the III International Scientific and Practical Conference, March 14-15, 2017], Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Ryazanskiy Izdatel'sko -Poligraficheskiy Dom "Pervopechatnik", Ryazan', 86-89. (In Russian).

9. Compernolle T. (2014), BrainChains: Discover your brain, to unleash its full potential in a hyperconnected, multitasking world, Compublica-tions, Belgium, 522 p.

a s;

R S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.