Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 5 (3), с. 83-88
УДК 81'42
КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА «ОДИНОЧЕСТВО» В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ1
© 2011 г. Н.С. Поздеева
Институт филологии и межкультурной коммуникации, Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Поступила в редакцию 10.09.2012
В статье рассматриваются особенности языковой объективации концепта ОДИНОЧЕСТВО в дискурсивном аспекте. Для анализа выбран дискурс песен современной российской эстрады. В результате анализа выявляются уровни репрезентации концепта - образный, ассоциативный и функциональный.
Ключевые слова: концепт «одиночество», объективация, песенный дискурс, дискурсивный анализ, пресуппозиция, когнитивные признаки.
В рамках многоаспектного рассмотрения концепта ОДИНОЧЕСТВО в различных дискурсах мы обратились к анализу его репрезентации в песнях современной российской эстрады. Были выбраны песни, в которых основной смысловой доминантой стала тема одиночества. Задачей нашего исследования является анализ способов языковой репрезентации концепта ОДИНОЧЕСТВО, а также выявление степени распространенности данного концепта в современном песенном творчестве.
Полагаем, что в настоящее время проблема одиночества становится одной из распространенных проблем общества, что находит отражение в современном песенном творчестве. Например, в популярной песне певицы Славы «Одиночество - сволочь, одиночество - скука» концепт ОДИНОЧЕСТВО является базовым.
Каменная леди, ледяная сказка.
Вместо сердца - камень,
вместо чувства - маска. И что?
Больно все равно.
Одинокой кошкой, вольным диким зверем,
Никогда не плачет,
Никому не верит.
И что? Больно - все равно.
Припев:
Одиночество-сволочь, одиночество-скука
Я не чувствую сердце, я не чувствую руку.
Я сама так решила, тишина мне подруга.
Лучше б я согрешила, одиночество - мука.
1 Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.0095 «Когнитивные исследования национальной концептосферы: язык, текст, культура».
Funding
The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project № 14.B37.21.0095.
Ты, в объятьях страсти укрощая львицу, Знай, что она хочет, хочет покориться Тебе, проиграть в игре.
Рвется она в клетку чувства и желаний, Надоело мерзнуть в царстве ожиданий Одной. Стань ее судьбой.
Припев:
Одиночество-сволочь, Одиночество-сука,
Я не чувствую сердце, я не чувствую руку.
Я сама так решила, тишина мне подруга. Лучше б я согрешила, одиночество-мука.
Я ж сама дверь закрыла,
Я собою довольна.
Отчего же так плохо?
Отчего же так больно?
В песне Славы «Одиночество - сволочь, одиночество - скука» слово ОДИНОЧЕСТВО звучит уже в названии. На протяжении песни оно встречается несколько раз. В тексте есть и однокоренные слова ОДИНОКОЙ, ОДНОЙ.
Значение слова «одиночество» в толковых словарях русского языка раскрывается с помощью однокоренного слова одинокий, так как оно позволяет охарактеризовать понятие, обозначаемое существительным: «Одиночество - это состояние одинокого человека» [1, с. 700]. Дефиниции слова «одинокий» позволяют выделить следующие концептуальные признаки концепта:
1. Отдельность субъекта: «Находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других. Одинокий прохожий. Одинокий дом»; «отделенный от других подобных» [2, с. 391]. 2. Отсутствие связей с другими людьми: «Не имеющий семьи, родственников, близких. Одинокий человек, без жены, без детей;
- Не имеющий друзей, знакомых: Я здесь одинок, никого пока не знаю;
- Имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далекий от них» [2, с. 391-392]. Под «другими людьми» подразумеваются, как видно из примеров, члены семьи, родственники, близкие.
Итак, основной семой при определении значения слов, выражающих концепт ОДИНОЧЕСТВО, является сема ‘отдельность человека от других людей’.
Содержательный и коннотативный смысл концепта ОДИНОЧЕСТВО в песне раскрывается через оценочные определения: «одиночество-сволочь», «одиночество-скука», «одиночество-сука», «одиночество-мука». Дефиниции толковых словарей позволяют сделать вывод о том, что слова, определяющие понятие одиночества в песне, имеют значение физического и душевного переживания с высокой степенью выраженности чувств: «МУКА. 1. Сильное физическое или нравственное страдание» [2, с. 322]; «СКУКА. 1. Тягостное душевное состояние, томление ...» [2, с. 646].
Кроме того, данные слова наделены отрицательной коннотацией, о чем говорит наличие в словарных дефинициях этих лексем слов с негативной семантикой: «страдание», «мучительный», «невыносимый» в толковании слова МУКА, «незначительное», «сброд», «подлые, негодные люди», «дрянной», «подлый человек», «негодяй» -слова СВОЛОЧЬ, «тягостный» в характеристике слова СКУКА, «сукин сын - негодяй», причем с пометой бранное, просторечное выражение - в толковании слова СУКА [2, с. 692-693]. Таким образом, состояние одиночества - это состояние страдания, как физического, так и душевного. Актуализируется концептуальный признак тяжести душевной (когда человеку очень тяжело). Номинации СВОЛОЧЬ и СУКА отрицательно характеризуют это состояние, представляя его антропоморфно.
Негативное восприятие одиночества сохраняется и на уровне ассоциаций. Так, в качестве способа действия лирической героини в песне употребляется выражение «одинокой кошкой, вольным диким зверем». На уровне содержания выражение «одинокой кошкой» говорит об отдельности героини от других, пребывании в одиночестве. На уровне ассоциаций данное выражение отсылает нас к прецедентному высказыванию «кот, который гулял сам по себе», которое служит названием одноименному рассказу Р. Киплинга. Образ неприрученного зверя появляется и в следующей строке - «вольным диким зверем», в выражении «укрощая львицу».
Кроме того, в песне есть образ клетки как символа несвободы, но желание героини оказаться в ней позволяет сделать вывод о негативном восприятии свободы, связанной с одиночеством. Желание героини ограничить свою свободу мотивировано ее нежеланием быть одной.
Пребывание в одиночестве связано с холодом: «Надоело мерзнуть в царстве ожиданий одной». Сама героиня характеризуется как «ледяная сказка». Сочетания «каменная леди» и «ледяная сказка» на уровне синтагматики эк-земплифицируют признаки окаменелости, холодности (слова «леди» и «ледяная» сближаются по созвучию). Ощущение холода возникает из-за отсутствия человеческого тепла: «Я не чувствую сердце, я не чувствую руку». Рука и сердце символизируют физическое и душевное тепло, в которых нуждается героиня. Сердце в народной картине мира символизирует чувства (ср.: всем сердцем, от чистого сердца, сердце не обманешь и т.д.). Рука может символизировать близость духовную (ср.: рука об руку, рука к руке, взявшись за руки и т.п.). «Не чувствовать сердце» может означать духовную смерть, т.е. не испытывать никаких чувств. «Не чувствовать руку» - это начало физической смерти. Такое состояние может быть и при обморожении. Отсюда и концептуальная связь с холодом, актуализирующая образ одиночество - холод.
Одиночество в тексте песни связано с отрицанием: «... никогда не плачет, никому не верит», «не чувствую». Одинокий человек - человек, у которого отсутствуют связи с другими людьми. Указание на отсутствие есть и в определении слова ТИШИНА («тишина мне подруга»): «ТИШИНА - отсутствие шума, тихая обстановка» [2, с. 710]. Таким образом, явление одиночества воспринимается героиней неполноценно. Так, в песне реализуется еще ряд концептуальных признаков ОДИНОЧЕСТВА - отсутствие звуков, отсутствие чувств, отсутствие веры в людей.
На образном уровне в песне одиночество представлено как вольный, дикий зверь, причем лирическая героиня явно выражает свое негативное отношение к свободе. То есть, в данном случае пресуппозиция «свобода - благо» не реализована. Для героини более желанной является «клетка чувств и желаний». На символическом уровне символами одиночества становятся образы холода, тишины (отсутствия собеседника), одинокой кошки, дикого зверя. На функциональном уровне концептуализируются такие признаки, как способность пробуждать рефлексию героя: «Отчего же так плохо, отчего же так больно». Одиночество способно вызывать скуку, муку и страдание.
Таким образом, концепт ОДИНОЧЕСТВО в данной песне является содержательно и эмоционально значимым элементом и обладает негативной коннотацией, которая выражается с помощью таких языковых средств, как определения с отрицательной коннотацией, отрицание, языковые ассоциации, антропоморфные и зооморфные метафорические образы. Состояние одиночества вызывает душевную боль, физическое ощущение холода и полное отрешение от внешнего мира.
Схожая репрезентация одиночества наблюдается в песне Е.Терлеевой «Между мною и тобою».
Длится ночь сонная, немая,
Не могу спать, и все пугает.
Не согреешь в этот поздний вечер ты меня. Нежных ласк твоих мне не хватает,
И душа умирает,
Все, что было, мигом исчезает без тебя. Припев:
Между мною и тобою
Дождь, ветер, вьюга, зима и разлука,
Я уже не твоя.
Между мною и тобою
Счастье, любовь, одиночество, мука,
Не могу без тебя.
Не желаю лгать и лицемерить,
Я готова взять и все простить,
Боже мой, в любовь
Мне дай поверить, как мне быть.
Ты пустыми жесткими словами Сердце растерзал мне до крови,
Для тебя теперь совсем чужая,
Я хочу, хочу уйти.
Припев:
Между мною и тобою
Дождь, ветер, вьюга, зима и разлука,
Я уже не твоя.
Между мною и тобою
Счастье, любовь, одиночество, мука,
Не могу без тебя.
За тобою полечу я,
Я больше не могу и не хочу
Верить, ждать, искать, ненавижу и люблю,
В огне сгораю и в воде тону,
Пустота опять.
Припев:
Между мною и тобою
Дождь, ветер, вьюга, зима и разлука,
Между мною и тобою
Счастье, любовь, одиночество, мука.
Не могу без тебя.
Одиночество выступает в одном ряду с лексемами СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, МУКА. О содержании и коннотации слова МУКА сказано выше. Слова СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ также служат для обозначения эмоционального переживания, но уже с положительной оценкой:
«СЧАСТЬЕ. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. К счастью, ...» [2, с. 696697].
Кроме того, удаление героев песни друг от друга определяется такими явлениями, как дождь, ветер, вьюга, зима и разлука. Слова ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ВЬЮГА можно объединить в одно родовое понятие «НЕПОГОДА», основным признаком которого является отрицательное значение: «непогода - плохая погода, ненастье» [2, с. 359]. Зима и разлука в данной песне, как и в песне Славы «Одиночество - сволочь», выступают показателями отсутствия тепла любимого человека.
На образном уровне концепт ОДИНОЧЕСТВО представлен образами пустоты, то есть с отсутствием любимого человека для лирической героини исчезают все чувства и смысл жизни. Символами одиночества в песне выступают природные явления: дождь, ветер, вьюга, зима, - наделенные отрицательной конннотаци-ей. На функциональном уровне также отмечаем способность одиночества воздействовать на физическое и психо-эмоциональное состояние лирической героини: «Не могу спать, и все пугает». Одиночество связано с концептом СТРАХ. Страх - тоже отрицательное эмоциональное состояние. Между этими концептами возникают причинно-следственные отношения.
Таким образом, в песне Е. Терлеевой «Между мною и тобою» концепт ОДИНОЧЕСТВО также обладает отрицательной коннотацией, о чем свидетельствуют определения с негативной оценкой. Счастье и любовь когда-то были, но остались в прошлом (между мною и тобою), поэтому употребляются в одном ряду с «одиночеством» и «разлукой».
В песне Юрия Лозы «Одиночество» концепт ОДИНОЧЕСТВО объективируется состоянием, в котором находится лирический герой. Слово ОДИНОЧЕСТВО встречается в припеве и повторяется три раза. В данной песне одиночество является и состоянием героя, и действующим лицом.
Падает и тут же тает за окошком мокрый снег, Чувствую, как засыпает радость прошлая во мне.
В сердце каменном нет тепла,
Время замерло, и пришла расплата За несвершенное когда-то,
И новый день в бездумье ватном тонет.
Сбылись твои пророчества,
Подкралось одиночество,
Дни тают, как снег, в теплых ладонях.
Пятый день повсюду слякоть, но меня она не злит, Не от кого слезы прятать, не с кем беды разделить. Слишком быстро я уставал,
Слыша искренние слова простые,
Сегодня жду в часы пустые,
Когда мой клен последний лист уронит.
Сбылись твои пророчества,
Подкралось одиночество,
Дни тают, как снег, в теплых ладонях.
Падает и тут же тает за окошком мокрый снег, Чувствую, как засыпает радость прошлая во мне.
В сердце каменном нет тепла,
Время замерло, и пришла усталость,
То главное, о чем мечталось,
Куда-то вдаль умчалось, не догонишь.
Сбылись твои пророчества,
Подкралось одиночество,
Дни тают, как снег, в теплых ладонях.
Герой песни находится в состоянии некоего безвременья, в котором прошлое безвозвратно ушло, будущее неопределенно, а настоящее «в бездумье ватном тонет». Субъективное время повествования («время замерло», «сегодня жду в часы пустые») определяется состоянием героя: «чувствую, как засыпает радость прошлая во мне», «и пришла усталость». Сон и усталость, «ватное бездумье» - основные составляющие самоощущения лирического героя. Данные понятия многозначны, но нас интересует то значение, которое вкладывает в них лирический герой песни. Для него они тягостны, о чем свидетельствует большое количество отрицаний: «нет тепла», «несвершенное», «не злит», «не от кого слезы прятать, не с кем беды разделить», «не догонишь (о чем мечталось)». Неопределенность, отрицание детерминируют состояние героя. В песне появляются образы прошлого, такие, как «искренние слова простые», «главное, о чем мечталось», «радость прошлая». Образ прошлой радости сравнивается героем с безрадостным настоящим, в котором отрицание является основной чертой, что позволяет сделать вывод о негативном восприятии одиночества лирическим героем песни.
Кроме того, одиночество оживляется: «подкралось одиночество». Действие, выраженное глаголом «подкралось», определяется в словаре С.И.Ожегова следующим образом: «ПОД-
КРАСТЬСЯ. Подойти тихонько, незаметно. Смерть подкралась внезапно (перен.)» [2, с. 474].
Таким образом, основной семой при определении значения слова ПОДКРАСТЬСЯ, являет-
ся сема незаметности, бесшумного выполнения действия.
На образном уровне прослеживается связь данного слова с определением поведения животного, а также смерти, что отражено и в словарной статье. Символами одиночества в песне являются слякоть, мокрый снег, «ватное бездумье». На функциональном уровне одиночество обладает способностью воздействовать не только на состояние лирического героя, но и на время и пространство: «Чувствую, как засыпает радость прошлая во мне»; «новый день в бездумье ватном тонет»; «Подкралось одиночество, Дни тают, как снег, в теплых ладонях». Актуализируется признак «бесполезности существования лирического героя». Он уже не может думать и чувствовать (хотя ладони еще теплые).
Итак, одиночество в песне Юрия Лозы наделено временными характеристиками и выступает в качестве субъекта действия. Концепт ОДИНОЧЕСТВО выражен в тексте песни словесно и охарактеризован с помощью таких языковых средств, как отрицание, кон-тинуумные характеристики, языковые ассоциации.
Мы также выделили группу песен, в которых одиночество понимается как изначальное состояние бытия. Таковы песни «Колыбельная» А. Варум, «Когда поймешь умом» К. Никольского, «Любовь» группы «ДДТ».
В песне А. Варум «Колыбельная» возникает образ мира одиночества и противопоставленного ему единения лирической героини и ее ребенка.
Звездочки небесные светят в вышине,
А моя чудесная светит только мне.
Колыбель качается, ночка за окном,
Иногда сбывается самый сладкий сон.
Припев:
Баю-бай, малышка, баю-бай,
Засыпай, малышка, засыпай,
Люли-лю, малышка, люли-лю,
Я так тебя люблю.
Покрывалом шелковым лягут облака,
А за ними скроется звездная река.
В мире одиночества я всегда с тобой,
Маленькая доченька, ангелочек мой.
Припев:
Баю-бай, малышка, баю-бай,
Засыпай, малышка, засыпай,
Люли-лю, малышка, люли-лю,
Я так тебя люблю.
Героиня декларирует родственные связи (любовь матери к дочери) как способ борьбы с одиночеством (это ее пресуппозиция).
В песне К. Никольского «Когда поймешь умом» одиночество понимается как данное человеку свыше состояние, в котором он должен проанализировать свои прошлые дела и обрести надежду на будущее.
Когда поймешь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,
То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина.
Вот мой бокал, в нем больше ни глотка Той жизни, что как мед была сладка.
В нем только горечь Неразбавленной печали Оставшейся на долю старика.
Бокал мой полон, но друзей не стану Я больше угощать питьем своим,
Я их люблю, дай, Боже, счастья им,
Пускай они пьют воду из-под крана.
Для мира сделаю я много славных дел,
Во веки вечные их не забудут люди,
И если выйдет все, как я хотел,
О, милый Боже, мир прекрасным будет.
Послав страдания на голову мою,
Послав отчаянье душе моей правдивой,
Пошли мне веру, я о ней спою,
И дай мне силы, чтобы стать счастливым.
На образном уровне в песне одиночество представлено образом дороги («одиночества дорога так длинна»), что говорит о восприятии одиночества как чего-то продолжительного и длящегося в пространстве и времени. То есть одиночество представлено как хронотоп, а не как состояние души. Реализуется пресуппозиция: идти по дороге веселее с кем-нибудь, для одного дорога всегда кажется скучной и длинной. Это подтверждают и слова ты один на свете. Так, состояние одиночества для лирического героя является неотъемлемой частью человеческого существования. Символом одиночества являются образы дороги и пустого бокала. На функциональном уровне концептуализируются такие признаки, как временная продолжительность и способность воздействовать на состояние героя («жить легко и думаешь о смерти»). Способ избавления от одиночества - смерть. Состояние одиночества вызывает горечь и печаль.
В следующей песне - «Любовь» группы «ДДТ» - одиночество является неизменным состоянием, к которому возвращается лирический герой и мир вокруг него.
Он прожил много лет, он прожил много зим, Тянулись серые дни, и никого рядом с ним.
Он просто пил, ел, спал, тянулись серые дни, Тянулись серые дни, они и только они.
Небо, улицы, люди - все в серой золе, Одиночество стынет на пыльном столе.
Он петляет петлей от окна до окна,
Из которых уже не видна, не видна...
Она, любовь, любовь, любовь.
О-о-о-о, любовь.
Старый город, зевая, поднялся с земли,
Он стряхнул с себя мусор,
Разогнал корабли.
Засадил голый Невский зеленой травой, Александрийский столб покрылся,
Как мечтами, листвой.
Нервный Петр в увольнении,
До сих пор нет,
Пошел вразнос, говорят,
Ведь конь стоял столько лет.
Все дома вверх ногами, все сходит с ума,
Вон там вдали, вон за Невой она, она.
На образном уровне одиночество представлено образом блюда, остывающего на пыльном столе. В песне ассоциативно выстраивается аналогия «блюдо - месть» (ср. прецедентный текст: месть - это блюдо, которое подают холодным), то есть одиночество - это месть лирическому герою за его поступок (или жизнь). На символическом уровне большую роль играет серый цвет, в частности, в образе серой золы - символа смерти, конца, серых дней - символа пустоты, безысходности. На функциональном уровне одиночество имеет стадии развития или угасания (стынет-угасает, и его заменит любовь). Возрождение Петербурга вселяет уверенность в лирического героя и надежду на любовь, которая должна погасить одиночество.
Итак, в анализируемых песнях концепт ОДИНОЧЕСТВО является эстетически значимым, а тема одиночества выступает системообразующей составляющей текста. Выявленные уровни репрезентации концепта ОДИНОЧЕСТВО - образный, ассоциативный и функциональный - позволяют сделать вывод о большой степени распространенности в песнях современной российской эстрады данного концепта, а также о богатом комплексе языковых средств, используемых для его выражения.
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. Кузнецова С.А. СПб: Норинт, 2001. 1536 с.
2. Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка. 13-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1981. 816 с.
COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT «LONELINESS» IN SONG DISCOURSE
N.S. Pozdeeva
The paper considers specific features of language objectification of the concept «loneliness» in the discursive aspect. We have chosen for the analysis the song discourse of the modem Russian pop-music. The analysis reveals tree levels of concept representation: figurative, associative and functional.
Keywords: concept «loneliness», objectification, song discourse, discursive analysis, presupposition, cognitive characteristics.