Научная статья на тему 'Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов'

Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
550
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ГРУППОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ / КОНФОРМИЗМ / ОБРАТИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / SYSTEM / GROUP PHENOMENA / CONFORMISM / CONVERTIBILITY OF THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данкова Наталия Викторовна

В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма. При анализе когнитивных аспектов групповых феноменов мы опираемся на свойство познавательных процессов обратимость. Представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие наличие когнитивной составляющей при формировании групповых феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Background of Socially-Psychological Phenomena 64 Research on the Correlations

Cognitive aspects of socially-psychological phenomena are considered in article from a position of the system approach on an example of a group phenomenon conformism. At the analysis of the cognitive aspects of group phenomena we lean against property of informative processes convertibility. The results of the conducted research confirming presence cognitive by a component at formation of group phenomena are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.6

КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Н. В. Данкова

Саратовский государственный университет E-mail: Dankova.natalia@gmail.com

В статье с позиции системного подхода рассматриваются когнитивные аспекты социально-психологических феноменов на примере группового феномена конформизма. При анализе когнитивных аспектов групповых феноменов мы опираемся на свойство познавательных процессов - обратимость. Представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие наличие когнитивной составляющей при формировании групповых феноменов.

Ключевые слова: система, групповые феномены, конформизм, обратимость мышления. Cognitive Background of Socially-Psychological Phenomena N. V. Dankova

Cognitive aspects of socially-psychological phenomena are considered in article from a position of the system approach on an example of a group phenomenon conformism. At the analysis of the cognitive aspects of group phenomena we lean against property of informative processes -convertibility. The results of the conducted research confirming presence cognitive by a component at formation of group phenomena are presented in the article.

Key words: system, group phenomena, conformism, convertibility of thinkig.

Групповые феномены, хорошо известные в социальной психологии, традиционно описываются в рамках коммуникативного подхода как результат коммуникаций. Однако они практически не рассматриваются как имеющие конкретную когнитивную основу. Системный подход позволяет рассмотреть когнитивные составляющие групповых феноменов. Социально-психологические феномены при этом рассматриваются не столько как феноменологическое тело, сколько как системное образование, которое может быть интерпретировано с разных позиций. С позиции системного подхода групповой феномен может быть объяснен не только как порождение действий группы, но и как проявление психологических особенностей интеллекта людей, которые включены в эту группу, то есть благодаря использованию категории общения не только и не столько как объяснительной, но как категории деятельности.

Любая система обладает рядом свойств, которые не сводятся к их сумме. Как целое она синтезирует свойства частей и элементов и в результате характеризуется более высоким уровнем организации, а во взаимодействии с другими системами эти свойства предстают как ее функции. Через эту особенность в данной работе анализируются групповые феномены, которые могут быть рассмотрены как результат проекции системы человека на систему группы. Для рассмотрения проблемы возникновения групповых феноменов необходима интеграция когнитивного и социально-психологического подходов, что позволит раскрыть сущность процессов, происходящих в психике человека, находящегося под влиянием группы.

© Данкова Н. В., 2012

Н. В. Данкова. Когнитивные предпосылки социально-психологических феноменов

Анализ посвященных психологии интеллекта работ Ж. Пиаже применительно к рассмотрению психики как системного явления привел к пониманию человека как «элемента» в системе общества, становящегося носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе1. Психика и поведение человека существенно зависят от социальной среды. Особенности личности, проявляющиеся при взаимодействии, необходимо связывать с процессами взаимодействия людей внутри группы и с различными характеристиками групп.

Известно, что группа представляет собой специфическую социальную реальность, порожденную взаимодействием составляющих ее индивидуумов (Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, Е. М. Дубовская, Р. Л. Кричевский, В. Меде, А. Л. Свенцицкий, М. Шоу). Конкретным проявлением такой социальной реальности являются групповые феномены. С позиции системного подхода групповой феномен может быть объяснен не только как нечто порожденное коммуникацией и совместными действиями составляющих данную группу субъектов, но и как то, что порождено психологическими особенностями интеллекта субъектов. Объяснение процесса взаимодействия в группе с этой позиции позволяет углубить понимание групповых феноменов и в перспективе предложить способы контроля этого процесса.

Взаимодействие в рамках малой группы может быть описано с использованием понятия социального интеллекта. Социальный интеллект включает в себя как проявления эмоционального интеллекта, так и собственно когнитивные элементы. Э. Торндайк при определении этой формы интеллекта выделял способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других, т. е. также подчеркивал важную роль когнитивной составляющей2.

Провести параллель между формальным и социальным интеллектом позволяет подход А. Бине и Ч. Спирмена: он ориентирован на когнитивно-вербальные способы оценки интеллекта и сопоставляет принципы работы общего и социального интеллекта. На основании этого при анализе когнитивных аспектов групповых феноменов мы опираемся на такое свойство познавательных процессов, как обратимость. По Пиаже, обратимость интеллекта - это способность «сконструировать гипотезы, затем их отстранить и вернуться к исходной точке, пройти путь и повторить его в обратном направлении, не меняя при этом используемых понятий»3. Она имеет логический характер, и возможность его использования в рамках данного конкретного исследования объясняется фундаментальной ролью логики в объяснении познавательных процессов. Обратимость есть свойство, которое позволяет психическому процессу протекать

в двух противоположных направлениях и при необходимости вернуться в исходную точку без влияния полученного опыта.

В ситуации группового взаимодействия определяющую и связующую роль играет общение между членами группы. Свойство обратимости имеет значение при взаимодействии в рамках единого коммуникативного поля, существующего в границах малой группы. Общение представляет собой обращение к концептуальному аппарату, которое несет отпечаток социогенеза конкретной личности4 и исходя из этого предъявляет особые требования к реализации обратимости мышления при переводе внешних по отношению к субъекту концептов во внутренние, что характеризуется как понимание. Таким образом, нельзя исключать, что обратимость мышления при взаимодействии субъектов в границах малой группы играет существенную роль в возникновении групповых феноменов.

Конформизм поведения - это мера подверженности индивида групповому давлению. Ситуация, провоцирующая проявление конформности, нередко характеризуется конфликтом, существующим между мнением индивида и позицией группы5. В возникновении и проявлениях феномена конформного поведения одинаковую роль играет и рациональное, и эмоциональное начало в регуляции поведения человека. Традиционно в психологии это называется соотношением аффекта и интеллекта. Мы исходим из предположения, что в конформном поведении преобладает эмоциональное регулирование поведения над когнитивным, возникают зависимость, ориентация на мнение группы, подверженность эмоциональному тону взаимодействия при отсутствии собственной критической оценки происходящего. Одной из причин этого явления может быть специфика проявления обратимости мышления у субъектов, склонных к проявлению конформного поведения6.

Для обоснования высказанной позиции в отношении когнитивной составляющей социально-психологических феноменов было проведено исследование, направленное на раскрытие взаимосвязи проявления обратимости мышления у конкретного субъекта и его социально-психологических характеристик, связанных с конкретными проявлениями групповых феноменов. Объектом исследования являлись групповые феномены, предметом - когнитивные корреляты возникновения и проявления групповых феноменов (на примере феномена конформизм). Гипотезой исследования было предположение о взаимосвязи интеллектуальных характеристик личности и её склонности к проявлению конформного поведения. В эмпирическом исследовании, проведенном в связи со сформулированной гипотезой, приняло участие 22 испытуемых в возрасте 19-22 лет.

В ходе исследования были использованы: тест-опросник Дж. Стефансона, позволяющий

Психология

65

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

определить тенденцию поведения испытуемого в реальной группе (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы) - собственно склонность к проявлению конформного поведения; тест вербальной креативности (RAT) С. Медника, предназначенный для диагностики вербальной креативности, определяемой как процесс пере-комбинирования элементов ситуации (успешное выполнение теста RAT, как предполагается, будет показателем обратимости мышления); тест Х. Струпа, определяющий коэффициент интерференции - способности к переключению внимания, дифференциации поступающих сигналов; тест К. Готтшальдта, диагностирующий проявления полезависимости/поленезависимости в структуре личности испытуемого, что демонстрирует степень зависимости от социального поля малой группы. При проведении исследования были соблюдены условия минимального воздействия ограничений на решение задач, диагностирующих творческое мышление. Выбор данных методик был обусловлен тем, что они позволяют установить связь между личностными характеристиками (в частности, проявление тенденции к конформному поведению) и когнитивными особенностями личности, раскрываемыми через понятие обратимости мышления.

Применение названных выше методик позволило выявить индивидуальные тенденции к проявлению конформного поведения, полеза-висимости/поленезависимости, а также охарактеризовать уровень обратимости мышления у каждого из участников исследования. Результа-

том исследования стало подтверждение гипотезы о том, что интеллектуальные характеристики личности взаимосвязаны со склонностью к проявлению конформного поведения. Уровень корреляционной взаимосвязи в целом хотя и значим, но невысок7, связь является неоднозначной, однако результаты свидетельствуют о следующих представляющих интерес в связи с поставленными в данной работе задачами видах взаимосвязи (таблица).

Из анализа полученных в исследовании и приведенных выше данных можно констатировать, что существует определенная связь между социально-психологическими характеристиками личности и особенностями ее интеллекта. В частности, это проявляется в том, что выявлены: прямая умеренной силы связь между зависимостью (тест-опросник Дж. Сте-фансона) и успешностью выполнения заданий на поленезависимость (тест К. Готтшальдта); прямая средней силы связь между тенденцией к зависимости (тест-опросник Дж. Стефансона) и успешностью выполнения заданий на поле-независимость (тест К. Готтшальдта); обратная умеренной силы связь между независимостью (тест-опросник Дж. Стефансона) и индексами оригинальности и уникальности, отражающими степень развитости обратимости мышления (тест вербальной креативности С. Медника); обратная умеренной силы связь между общительностью (тест-опросник Дж. Стефансона) и индексами уникальности и оригинальности, отражающими степень развитости обратимости мышления (тест вербальной креативности С. Медника).

Взаимосвязь когнитивных и групповых характеристик личности

Тест К. Готтшальдта, RAT Методика Дж. Стефансона

Зависимость Независимость Общительность Тенденция к зависимости

Распознано форм с первого раза 0,44 - 0,50 - 0,68

Общее число ошибок - 0, 37 0,49 - - 0,63

Индекс оригинальности - - 0,33 - 0,42 -

Индекс уникальности - - 0,30 - 0,39 -

Возможные причины кажущегося рассогласования между исходным предположением и полученными результатами по методике Дж. Стефансона могут заключаться в неоднозначном понимании независимости. Зависимость как параметр легче диагностируется в ситуации индивидуального исследования с помощью вопросника - это объясняется тем, что человеку сравнительно трудно продемонстрировать свою несговорчивость и т. д. В связи с этим выявленное рассогласование имеет, скорее, методологические, а не связанные с исходным предположением причины.

Помимо этого ситуация индивидуального исследования испытуемых могла послужить поводом для проявления индивидуализма и, таким образом, стать фактором, оказавшим влияние на полученные результаты. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть полученные данные, необходимо проведение исследования, воссоздающего условия реального группового взаимодействия.

Проведенное исследование в основном подтвердило гипотезу о взаимосвязи интеллектуальных характеристик личности со склонностью к проявлению конформного поведения.

66

Научный отдел

Л. Ф. Пантелеев. Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей

Дальнейшая разработка вопроса о роли когнитивных особенностей участников группового взаимодействия в формировании групповых феноменов может предоставить материал для создания методик оценки социально-психологических характеристик личности, что откроет дополнительные возможности для подбора групп на основе анализа индивидуально-психологических характеристик их членов. Есть основания считать, что это позволит повысить уровень эффективности работы группы в реальных ситуациях. Перспектива исследования не только связана с изучением взаимосвязи когнитивного и социально-психологического, но имеет практическую ценность для формирования рабочих групп. Последнее особенно актуально для крупных организаций, занимающихся решением комплексных стратегических задач, от которых, в свою очередь, зависит успешность проведения организационных преобразований и развития.

Примечания

1 См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003. 192 с.

2 Приводится по: Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 94-101.

3 Пиаже Ж. Указ. соч. С. 20.

4 См.: Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопр. психологии. 1990. № 5. С. 121-128.

5 См.: Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для вузов. 5-е изд. М., 2008. 425 с.

6 См.: Данкова Н. В. Когнитивный подход к изучению групповых феноменов // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 49-50.

7 См.: Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения / под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В. З. Кучеренко. М., 2007. 190 с.

УДК 159.9:78

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

А. Ф. Пантелеев

Саратовский государственный университет E-mail: afp45@mail.ru

В работе рассматривается проблема взаимосвязи музыкальных предпочтений слушателей и их индивидуально-психологических свойств, особое внимание уделено взаимосвязи успешности решения субъектом психомоторных задач и характером его музыкальных предпочтений. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют в пользу предположения о существовании такой взаимосвязи.

Ключевые слова: музыкальные предпочтения, психомоторика, индивидуально-психологические особенности личности, типы слушателей музыки.

Research on the Correlations

between Musical Preferences and Individual

Psychological Features of a Person

A. F. Panteleev

The problem of correlation between musical preferences of listeners and their individual psychological features is examined in this research work, with particular focus on the correlation between an individual’s degree of psychomotor problem solving success and the character of his/her musical preferences. The data obtained as a result of the research testifies in favor of the assumption of an existence of such a correlation.

Key words: musical preferences, psycho-motor reaction, individual psychological features of a person, types of music listeners.

Под музыкальными предпочтением в данной работе понимается выбор человеком музыкального произведения, отвечающего экспектации (ожиданиям) слушателя. Конкретными проявлениями предпочтений служат повторное обращение к музыкальному произведению или жанру, более высокая оценка избранного. Предпочтение сводится к выбору, который, в свою очередь, может как быть связанным с устойчивой конфигурацией эстетических потребностей субъекта, так и носить ситуативный характер.

Психологии восприятия музыки посвящено значительное количество работ, многие из которых связаны с музыкой как областью реальной или потенциальной деятельности. Примером может служить классическая работа Б. М. Теплова, посвященная проблеме музыкальных способно-стей1. В нашей работе сделана попытка дистанцироваться от паттерна «музыка - деятельность» в пользу паттерна «музыка - предпочтение». Как

© Пантелеев Л. Ф., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.