Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В КОНТЕНТЕ СМЕРТИ У СТУДЕНТОВ СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ'

КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В КОНТЕНТЕ СМЕРТИ У СТУДЕНТОВ СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ / ИСКАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузаева Ю.П.

В статье представлены результаты эмпирического исследования наличия когнитивных ошибок деффицитарности и искажения у студентов 3-го курса, склонных к суициду. Молодые люди в возрасте 19-21 года склонны к проявлению суицидальных наклонностей, отличающихся только по причинам и по способности воспринимать окружающий мир, а ошибки этого восприятия, которые являются частой причиной суицидов, называют когнитивными ошибками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бузаева Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В КОНТЕНТЕ СМЕРТИ У СТУДЕНТОВ СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ»

УДК 159.922.7

Бузаева Ю.П. студент 2 курса направление подготовки «Психология»

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Бородина И.И.

Россия, г. Симферополь

КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ В КОНТЕНТЕ СМЕРТИ У СТУДЕНТОВ

СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования наличия когнитивных ошибок деффицитарности и искажения у студентов 3-го курса, склонных к суициду. Молодые люди в возрасте 19-21 года склонны к проявлению суицидальных наклонностей, отличающихся только по причинам и по способности воспринимать окружающий мир, а ошибки этого восприятия, которые являются частой причиной суицидов, называют когнитивными ошибками.

Ключевые слова. Суицид, суицидальное поведение, когнитивные ошибки, деффицитарность, искажение.

Buzaeva J.P.

Borodina I.I.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the presence of cognitive errors of deficitism and distortion in third-year students who are prone to suicide. Young people aged 19-21 years are prone to manifesting suicidal tendencies, differing only for reasons and ability to perceive the world around them, and mistakes of this perception, which are a frequent cause of suicides, are called cognitive errors.

Keywords. Suicide, suicidal behavior, cognitive errors, deficitism, distortion.

В наше время суицид не только подростков, но и молодых людей приобретает статут острой проблемы, которая стоит ребром не только в нашем государстве, но и во всем мире. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 800 000 человек. Среди них 300 000 китайцев, 260 000 индийцев, 40 000 американцев, 30 000 русских, 10 000 украинцев.

Поскольку в официальную статистку самоубийств попадают только явные случаи суицида, реальное число самоубийств превышает настоящие цифры в 2-4 раза. То есть на самом деле в мире ежегодно кончает с собой от 1.6 млн. до 3.2 млн. человек. А так же порядка 20 млн. человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

В нашем современном мире количество смертей от суицида более чем в три раза превышает смерти от аварий на дорогах. При этом возраст людей совершивших суицид постепенно смещается в сторону 20- и даже 24-

летних.

А причины совершения самоубийств кажущиеся нам довольно простыми, и лежащими на поверхности, наоборот зарыты глубоко внутри.

Речь идет о нашем восприятии мира, об искажениях этого восприятия, что и порождает суицидальное поведение у многих людей студенческого возраста.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение этого острого явления началось в сфере философии. Альберт Камю писал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема -проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».

В разных культурах и обществах существовало разное отношение к лишению себя жизни намеренно: в одних странах оно поощрялось, в других считалось недопустимым, где-то даже предусматривалась уголовная ответственность за это деяние.

Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении и паттерн отклонении в суждениях, которые происходят в определенных ситуациях.

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Дефицитарность означает ограниченность или отсутствие определенных личностных качеств или свойств характера, приводящее к невозможности удовлетворения базовых потребностей. Например, у всех есть потребность в принятии. Но она предполагает определенную степень социальной адаптации, которой нет у психически больных людей. Отсюда вывод, что психически больные люди обречены на дефицит интимно-личностного общения, который приводит к главной теме нашей курсовой работы - к суициду.

Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Суицидальное поведение — различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

Структура суицидального поведения включает: социально-ситуационные факторы; личностные факторы; конфликт; социально-

психологическая дезадаптация; потеря смысла жизни; провоцирующие факоторы; мотивационная готовность; предраспологающие внешние факторы; пресуицид; суицид.

Три основных признака надвигающегося суицида:

• скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить; тяжелая потеря; положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;

• человек охвачен чувством беспомощности;

• уход из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д.

Суицидальное поведение в разном возрасте имеет свои определенные особенности. В детстве неприемлемо применение термина суицид, так как ребенок еще не в полной мере осознает свои поступки. Не осознает различия между жизнью и смертью.

В подростковом возрасте суицид встречается довольно часто, и имеет демонстрационный характер.

Исследования показали, что наибольшее количество завершенных самоубийств встречается в возрасте 40-65 лет., связывая это с одиночеством, усталостью и т.д.

Основными методами исследования, представленного в данной статье, стали «Опросник суицидального риска» и контент-анализ предложений о смерти. Методики проводились, на 40 студентах, в возрасте 19-21 года, г. Симферополь «Крымского Федерального университета».

Исследование показало, что у суицидальному поведению склонны 13 из 40 студентов (11 девушек и 2 парня).

Преобладающими категориями определяющих принадлежность студентов к данной группе риска стали:

• Уникальность. Студенты воспринимают себя и ситуации происходящие с ними в жизни, как нечто уникальное, и тем самым понимают что не смогут найти решение своим проблемам.

• Несостоятельность. Чаще эту шкалу выбирали девушки, сравнивая себя с другими они искали в себе недостатки и находили их.

• Социальный пессимизм. Данная категория тесно связана с выражением «вы все недостойны меня»

• Временная перспектива. Сильно погруженные в настоящюю ситуацию или проблему, не способны планировать будущее и решать проблемы.

Посредством контент-анализа было выявлено, что у студентов склонных к суициду в контенте смерти преобладает когнитивные ошибки деффицитарности, а именно Рефлексивность, то есть анализ смысла ухода из жизни не представляется, категория сопряжена с негативнизмом.

Использованные источники:

1. Агрессивное поведние и здоровая психика / Под ред. Т.А. Димитриевой, Б.Б. Шостакович. «Московский центр Пресс», 2003 г.- 465 с.

2. Суицидальное поведение подростков/ Под ред. А.Д. Платоновой. - СПб. : Парус, 2010. - 223 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психологич. Учебник для высшего учебного заведения (изд.4) Москв. Пресс., 2011 - 398 с.

4. Балашова И. Г. Подросток и коллектив: особенности социализации подростков в группе ровестников. Методическое пособие. - Мариуполь, 2005.-432 с.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова // М.: Академический проект, 2001. - 480 с.

6. Айзенк М. Социальное влияние//Психология для начинающих. - СПб.: Питер, 2004. 383 с.Гл. 15; Агрессия.- С. 104-117.

7. АсановаЛ.Р.(педагог) Причины суицидов у людей разных возрастных групп: курсовая работа.- [Электронный ресурс]. -URLhttp://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-suicidov-y-ludey-raznih-vozrastnih-grupp.html

8. Бодров В.А. // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.