Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ'

КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITION / CATEGORIZATION / MOTIVATION / NOMINATION / FRAME / PROTOTYPE / WORD-BUILDING / THINKING / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябко О.П.

Cognitive studies in definite linguistic branches are consequently considered in the article. Their unity has sponsored the development of cognitive linguistics. Firstly, the parts of speech cognitive theory, as the representation of categorical nomination of reality, has been worked out. In the cognitive theory of wordbuilding a derivative word has acquired a categorical meaning and has become a generative medium for creating new denotation and new nomination of real objects. Valuable cognitive studies have taken place in the theory of motivation where motive quality - item is found out on the basis of image as the consciousness category. The theory of cognitive nomination is based on the statement of frame and prototype semantics, the theory of rhema identification “rhema-thema”. The accumulation of cognitive ideas is vivid in the study of different branches of knowledge as their nominative fields. In the cognitive - frame floranimic theory of nomination interrelated mechanisms of conceptual frame are taken place. They are: the frame mechanism of motivated derivation, frameforming types of nomination and frameforming forms of nomination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE RESEARCH IN LINGUISTICS: INTERDISCIPLINARY ASPECTS

Cognitive studies in definite linguistic branches are consequently considered in the article. Their unity has sponsored the development of cognitive linguistics. Firstly, the parts of speech cognitive theory, as the representation of categorical nomination of reality, has been worked out. In the cognitive theory of wordbuilding a derivative word has acquired a categorical meaning and has become a generative medium for creating new denotation and new nomination of real objects. Valuable cognitive studies have taken place in the theory of motivation where motive quality - item is found out on the basis of image as the consciousness category. The theory of cognitive nomination is based on the statement of frame and prototype semantics, the theory of rhema identification “rhema-thema”. The accumulation of cognitive ideas is vivid in the study of different branches of knowledge as their nominative fields. In the cognitive - frame floranimic theory of nomination interrelated mechanisms of conceptual frame are taken place. They are: the frame mechanism of motivated derivation, frameforming types of nomination and frameforming forms of nomination.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-82-5-213-220

ФИЛОЛОГИЯ

(специальность: 10.02.19)

УДК 81 О.П. Рябко

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия o.ryabko@yandex.ru

КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ

[Olga P. Ryabko Cognitive research in linguistics: interdisciplinary aspects]

Cognitive studies in definite linguistic branches are consequently considered in the article. Their unity has sponsored the development of cognitive linguistics. Firstly, the parts of speech cognitive theory, as the representation of categorical nomination of reality, has been worked out. In the cognitive theory of wordbuilding a derivative word has acquired a categorical meaning and has become a genera -tive medium for creating new denotation and new nomination of real objects. Valuable cognitive studies have taken place in the theory of motivation where motive quality - item is found out on the basis of image as the consciousness category. The theory of cognitive nomination is based on the statement of frame and prototype semantics, the theory of rhema identification "rhema-thema". The accumulation of cognitive ideas is vivid in the study of different branches of knowledge as their nominative fields. In the cognitive - frame floranimic theory of nomination interrelated mechanisms of conceptual frame are taken place. They are: the frame mechanism of motivated derivation, frameforming types of nomination and frameforming forms of nomination.

Key words: cognition, categorization, motivation, nomination, frame, prototype, wordbuilding, thinking, consciousness.

Развитие когнитивной науки существенным образом оказало влияние на проведение когнитивных исследований в лингвистике, которые последовательно привели к становлению и развитию когнитивной лингвистики. Структурируя ее методологические основания, отечественные языковеды сосредоточились на разработке вопросов антропоцентрической семантики, когнитивной пространственной грамматики, положений когнитивной теории номинации, мотивации, аспектов когнитивного словообразования.

В рамках теории обыденного познания особое внимание стало уделяться антропоцентрическим изучениям роли человеческого фактора в научных исследованиях в целом и языковых направлениях в частности. Языковая карти-

на мира, производная от номинативной деятельности человека, является одной из ранних версий когнитивизма. Первое представление категориальной номинации действительности представлено в когнитивном рассмотрении частей речи с позиций архетипов человеческого сознания. Подробно изучены вопросы категоризации, концептуализации, которые характеризуют прототи-пическое мышление и при этом происходит трансформация архетипической семантики в прототипическую.

Е.С. Кубрякова отмечала, что «система полнозначных частей речи создается и функционирует в языке для того, чтобы отразить дифференциацию структур сознания, их классификацию по конституирующим концептам предмета, его процессуального и непроцессуального атрибутов» [2]. Каждая часть речи с когнитивной точки зрения должна соответствовать определенным параметрам. Например, слово может считаться глаголом, если оно способно создать предикат, т.е. видоизменяться по категориям грамматики и спрягаться, обозначать действие. Слово может считаться существительным, если оно способно создать субъект, склоняться, обозначать предмет или номинировать лицо. Следовательно, когнитивная теория частей речи рассматривается как первое представление категориальной номинации действительности.

Когнитивные подходы стали лидирующими и при определении закономерностей словообразования. Они сформулированы в соответствии с установками новой парадигмы лингвистического знания, которая определяется как когнитивно-дискурсивная. В когнитивной парадигме знания привлекает ее направленность на постижение тайн человеческого разума и интеллекта, признание языка главной когнитивной составляющей всей инфраструктуры мозга, понимание роли языка в становлении человека как homo sapiens во всех сферах и типах дискурсивной деятельности.

В рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний осмысляются актуальные задачи в теории словообразования, теории номинации в гуманитарных и естественно-научных отраслях. Центральная единица словообразовательной системы - производное слово - приобретает категориальное значение, и становится порождающей средой для производства новых обозначений фрагментов мира, идей, понятий, опыта. С позиций когнитивно-дискурсивного описания производных слов, словообразовательная система производных слов не только выражает и передает знания о мире, но и передает

эмоции, отношение человека к миру. Производное слово изучается и как продукт функционирования правил инференции через анализ ментальных репрезентаций как довербальных логико-семантических образований. Таким образом, когнитивный механизм образования производного слова осуществляется благодаря слиянию многомерных целей в единую прагматическую установку создания нового слова.

В когнитивных исследованиях на новый уровень вышла классическая проблема языка и мышления, языка и сознания как довербальной или невербальной репрезентации действительности. Российский ученый А.А. Потебня рассмотрел понятие внутренней формы языкового знака как порождающее основание для формирования номинативных единиц. Данное понятие включает наличие двух стадий. Первая стадия представляет процесс означивания, номинирования под влиянием стереотипов и ментальных репрезентаций. Данная стадия характеризуется как довербальная. Вторая стадия знакооб-разования - вербальная - характеризует преобразование синтаксической структуры в номинативный знак - универб. Внутренняя форма языкового знака является мостом / связующим звеном, соединяющим две стадии процесса переработки информации ментального языка, представленного ментальными репрезентациями, архетипами, прототипами, фреймами, образами.

Составляющие ментального языка являются источником теоретических инноваций, в структуре которых общеязыковой смысл имеет понятие образа, разработанного Н.Д. Арутюновой, где «образ - это категория сознания, а не признак объекта» [1]. Данная категория включает конкретные параметры объекта, такие как, форма, цвет, величина, положение в пространстве для создания порождающей матрицы, включенной в процесс се-миозиса. Образ объекта действительности предопределяет выбор признака, свойства, отношения в качестве знака мотивации и номинации предмета, которые являются релевантными в конкретной номинативной ситуации для объектов духовной и материальной культуры.

Когнитивный подход прослеживается в теории мотивации, где категория мотивации играет важную роль. В разрабатываемой теории когнитивной мотивации выделяем, прежде всего, культурологический компонент как основание мотивации. Данный аспект базируется на взаимосвязи культуры и языка, на функционировании особенного аппарата понятий, приложимого и к

лингвистической теории и к теории культуры, поскольку «именно в концептуализированных областях, принадлежащих одновременно языку и культуры скрывается глубокая мотивированность наименования - неслучайность наименования» [7]. Неслучайность именования в культуре в процессах вторичной номинации объясняется тем фактом, что опорные наименования являются концептом наименования. Концептообразующий признак наименования включает в себя знания о культуре народа, его традициях и обычаях.

Собственно когнитивный аспект мотивации выявляет определение детерминанта мотивации - признаки и свойства действительности. Наряду с этим выявляются семантико-прагматические установки и стереотипы, которые определяют наши отношения к действительности (ее оценке, интерпретации). В операции семиозиса возникает производный образ объекта. Он не совпадает с оригиналом, т.к. находится в пространстве индивидуального сознания, а не в контексте действительности. Такое несовпадение образа с предметным прообразом характеризует индивидуальное, селективное отношение номинатора к окружающей действительности. В такой ситуации определяется одна из многих когнитивно-культурологических установок но-минатора, предопределяя вариативность номинации.

Подобные мотивационные установки следует изучать на материале се-мантико-номинативных полей различных языковых картин мира, как например, флоронимическое номинативное поле. Оно представлено тремя репрезентативными мотивационными основаниями - параметрическим, прагматическим и локативно-темпоративным, которые определяют номинативно-мотивационную феноменологию названий растений. В формировании теории когнитивной номинации важность приобретает категория фрейма как «единицы знания, организованной вокруг некоторого понятия и содержащей данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия» [3].

Фреймовый подход проливает свет на принципы отбора того или иного признака, поскольку в языковом сознании благодаря механизмам ассимиляции и аккомодации завершается переработка чувственного восприятия действительности в когнитивно-прагматическую доминанту сознания, которая формирует узлы фрейма. Данный принцип доминанты отражает некий след пережитого ранее впечатления, которое является важным и существенным в денотативной ситуации признака. Следовательно, фреймообра-

зующий потенциал проявляется в их ментальной природе, формируется вокруг ценностно-ориентированной точки состояния с отходящими от нее ассоциативными векторами.

В разработанной когнитивно-фреймовой теории флоронимической номинации нами зафиксированы не только этапы номинации, но и концептуальный фрейм номинации, позволяющий реконструировать когнитивные предпосылки, а именно, выбор мотивационного признака; определение типов номинации растений. При изучении мотивационных оснований флоронимиче-ского макрополя было выявлено, что когнитивный фрейм мотивации представлен двумя компонентами: информационным / интуитивно-эмоциональным и индуктивно-логическим [6].

Кластерная совокупность мотивационных признаков в наименованиях растений построена по полевому принципу, основным критерием которого является рематический вес выделенности признаков. Параметрические признаки составляют ядро флоронимического макрополя, достаточно репрезентативны, характеризуют внешненаблюдаемые свойства растений, фиксируемые зрением, обонянием, вкусовыми, тактильными и звуковыми ощущениями. Мотивационно-номинативный признак «форма» наиболее частотен, является продуктом косвенной номинации. Данный признак выявляется на основе анализа словарных дефиниций сложноструктурного флоронима, в котором приводится обоснование признакового значения модификатора, например, bee-flower "a flower resembling a bee" (OED) [8], trumpet - flower "name for various plants with large, showy trumpet - shaped flowers" (OED) [8], handplant "a Mexican tree with flowers spread in five finger-like bundles" (OED) [8].

Мотивационно-номинативный признак «внешний вид и манера роста растения» аккумулирует набор признаковых составляющих, например, колючести, динамичного и статичного внешнего вида растений, поведенческого характера растений. Приведем соответствующие примеры, thorn-tree "a tree having or bearing thorns" (OED) [8]; creeping moss "the creeping evergreen plant" (OED) [8]; wind-flower "genus Anemone the flowers never open themselves but when the wind blows" (OED) [8].

Когнитивный фрейм параметрической номинации флоронимов включает и оценочный компонент для таких мотивационно-номинативных признаков, как «запах», «размер», «консистентность», «вкус». Эти признаки мотивируют

оценочные наименования растений. Они организованы по принципу бинарных оппозиций, отражающих положительное или отрицательное восприятие растения на уровне обыденно-когнитивного сознания номинатора. Например, sweet-scented fern "a name for two plants with aromatic scent" (OED) [8]; stinkwood "a name given to various tress the wood of which has an unpleasant odour" (OED) [8]. Наименее репрезентативные параметрические признаки, такие как, «количество», «звук» «вес» характеризуются информационным и интуитивным компонентом флоронимической мотивации.

Прагматические признаки составляют переходную зону признаков флоро-нимического макрополя. Когнитивный фрейм мотивации в этой номинации представлен дискурсивно-логическим компонентом. Эти признаки не являются мгновенным снимком фенотипа растения. Они оказываются в основе флоронимической номинации вследствии обобщения множества частных примеров, классифицируются на собственно-целевые признаки, например, oil-plant "any plant yielding oil" (OED) [8], каузативные признаки, например, poison-plant "a leguminous plant whose leaves are poisonous to cattle" (OED) [8] и признаки, указывающие на болезни, например, wound-wort "a name given to various plants from their use in healing wounds" (OED) [8].

Локативно-темпоративные признаки составляют периферию флороними-ческого макрополя. Когнитивный фрейм мотивации является результатом индуктивного умозаключения опыта адресно-ориентационной и темпоратив-ной идентификации растений. Приведем подтверждающие примеры в указанной выше последовательности, rock-plant "a plant that grows upon or among rocks" (OED) [8]; sand-grass "any species of grass which grows in sand and serves the purpose of a sand-binder" (OED) [8]; day-lily "a lily, the flower of which lasts only for a day" (OED) [8]' noon-flower "a name given from its closing at midday and marking the hour of noon" (OED) [8].

Вторым этапом создания когнитивно-фреймовой флоронимической но-минции является выбор типов модусов номинации, который определяется коммуникативной компетентностью номинатора адекватно передать содержание номинации, поскольку «в коммуникативной лингвистике важно изучение языка в реальной действительности во всех сферах его использования и в разных типах дискурсивной деятельности» [4]. Фреймообразующие пря-мономинативные средства номинации характеризуют сложноструктурные

флоронимы с мотивационными прагматическими и локативно-темпоратив-ными признаками. Фреймообразующие косвеннономинативные средства номинации характеризуют сложноструктурные флоронимы с мотивационными прагматическими признаками.

Третьим этапом создания когнтивно-фреймовой флоронимической номинации является выбор форм номинации. Композит имеет фрейм видовой определенной дескрипции, словосочетание имеет фрейм подвидовой определенной дескрипции. По правилам соразмерности компонентов сложнструк-турного образования, их соответствие наблюдается в словосочетаниях. В именных композитах принцип соразмерности не достигается и поэтому привлекается номинативный потенциал их развернутых дефиниций.

Таким образом, в статье рассмотрены реферативно основные направления когнитивных исследований в различных лингвистических аспектах (теории номинации, мотивации, словообразования, грамматики).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

2. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Изд-во Института языкознания РАН, 1997.

3. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1997.

4. Кубрякова Е.С. Об актуальных задачах теории словообразования (на рубеже веков). Матер. междунар.конф. посвященные научному наследию профессора М.Д. Степановой. М., 2001.

5. Потебня А.А. Мысль и язык. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 1999.

6. Рябко О.П. Сложноструктурные флоронимы в английском языке: когнитивно-фреймовая и мотивационно-номинативная интерпретация. Автореф. дисс. ... докт.филол.наук. Пятигорск, 2004.

7. Степанов Ю.С. Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. М., 1993.

8. The Oxford English Dictionary. Oxford 1933. Vol. 1-12. URL: https://www.oxforddictionaries.com.

R E F E R E N C E S

1. Arutyunova N.D. Human language and world. M.: Languages of Russian culture, 1999.

2. Kubryakova E.S. Parts of speech from a cognitive point of view. Moscow: Publishing house of the Institute of Language Knowledge of the Russian Academy of Sciences, 1997.

3. Kubryakova E.S., Demyankov V.Z., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. A Brief Dictionary of Cognitive Terms. Moscow: Moscow State University, 1997.

4. Kubryakova E.S. On topical problems of the theory of word formation (at the turn of the century). Materials of international conference dedicated to the scientific heritage of Professor M.D. Stepanova. M., 2001.

5. Potebnya A.A. Thought and language. Collection of works. M.: Labyrinth, 1999.

6. Ryabko O. P. Complex structural floronyms in English: cognitive-frame and motivational-nominative interpretation. Abstract thesis. Pyatigorsk, 2004.

7. Stepanov Yu.S., Proskurin S.G. The constants of world culture. Alphabets and alphabetic texts during periods of dual faith. M., 1993.

8. The Oxford English Dictionary. Oxford 1933. Vol. 1-12. URL: https://www.oxforddictionaries.com.

_30 сентября 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.