Научная статья на тему 'Когнитивные и аффективные аспекты принятия решений'

Когнитивные и аффективные аспекты принятия решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1895
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ГРУППЕ / СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / АФФЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА / DECISION-MAKING AT GROUP / SITUATION OF UNCERTAINTY / AFFECTIVE ASPECTS OF DECISION-MAKING / DYNAMICS OF CHANGING OF EMOTIONAL PHONE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малинина Наталия Сергеевна

В статье рассматривается соотношение когнитивных и аффективных аспектов принятия решения, приводятся результаты пилотажного исследования по изучению эмоционального компонента принятия решения в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные и аффективные аспекты принятия решений»

Библиографический список

1. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дис. в виде науч. докл. ... д-ра пси-хол. наук). - М., 1999. - 132 с.

3. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы //

Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 7280.

4. Левченко В.В. Феномен состязательности: сущность, структура, особенности и детерминанты развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2010. - № 2. - С. 32-37.

5. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

УДК 316.6

Малинина Наталия Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный университет

malin 1313@mail.ru

КОГНИТИВНЫЕ И АФФЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В статье рассматривается соотношение когнитивных и аффективных аспектов принятия решения, приводятся результаты пилотажного исследования по изучению эмоционального компонента принятия решения в ситуации неопределенности.

Ключевые слова: принятие решений в группе, ситуация неопределенности, аффективные аспекты принятия решений, динамика изменения эмоционального фона.

Проблема «единства аффекта и интеллекта», соотношения аффективных и когнитивных факторов в развитии личности, познании и различных видах психической деятельности человека не является новой для психологии. Ею занимались классики отечественной психологии (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), и многие зарубежные психологи (К. Изард, Ж. Пиаже, когнитивные психологи: А. Толмен, Дж. Миллер, Дж. Брунер, У Найссер). Так, У Грей утверждает, что все познание кодируется эмоциями. Согласно этой точке зрения, эмоции собирают и организуют когнитивные элементы в эмоционально-когнитивную структуру, повторение же этого процесса способствует развитию разума. По мнению К. Изарда, эмоции детерминируют мысли человека. Также имеются экспериментальные подтверждения того, что человек до осознания предметно-логической информации, содержащейся в любом высказывании, осознает его эмоционально-оценочный компонент. А.Ш. Балли заключает: «мы никогда не думаем и не говорим абсолютно рассудочно» [4].

В аспекте нашего исследования представляют особый интерес работы авторов, рассматривающих процесс принятия решения с точки зрения соотношения в нем эмоциональной и когнитивной составляющих (А. Дамасио, Д. Канеман, Дж. Майер, П. Саловей). Как показал теоретический анализ, принятие решения чаще всего определяется как когнитивно-волевой акт или процесс выбора наиболее предпочитаемого заключения или хода действий из ряда альтернатив [3]. Считается, что принятие решения лежит в основе осознанного и произвольного поведения, целенаправленной деятельности.

В то же время, эмоции не только сопровождают процесс выбора и принятия решения, но могут играть и решающую роль в этом процессе. С. Кьеркегор [1] в своем произведении «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» определяет выбор как личное, даже интимное, и сокровенное дело индивида, наполненное соответствующими чувствами и переживаниями. В ситуации выбора неизбежно возникает чувство сомнения, но выбор необходимо сделать и сделать его своевременно, с необходимой энергией, решимостью и страстью. Если же человек отказывается делать выбор, то этот выбор сделает за него жизнь, но при этом он потеряет самого себя, свое «я». Следовательно, здесь можно говорить и об ответственности.

Большое внимание проблеме выбора уделяется в экзистенциализме, в работах Ж.-П. Сартра. Сартр [2] в своей теории говорит о таком феномене, как ответственность. Сознание творит себя через свой выбор. Строительство себя происходит через те выборы, которые совершает человек в процессе своей жизни, при этом, выбирая себя, человек выбирает человека вообще, а, следовательно, и других людей, окружающий его мир. Делая тот или иной выбор, человек несет за него ответственность, человек несет ответственность не только за себя, но и за всех людей. Также по мнению Ж.-П. Сартра, ситуация выбора неизбежно связана с возникновением состояния тревоги. Эта тревога связана в первую очередь, с большой степенью неопределенности.

Особенно актуальной проблема эмоциональной составляющей выбора, на наш взгляд, становится в ситуации принятия решения в группе. Это обусловлено тем, что здесь возникает гораздо больше

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Малинина Н.С., 2012

раздражителей, стимулов, для возникновения эмоций - это и сама ситуация выбора, и ситуация ответственности и диффузии ответственности одновременно, это и возможность познакомиться с мнениями и взглядами других людей, высказать свое согласие или не согласие по этому поводу, возможность столкновения противоположных позиций, эмоциональная поддержка и одобрение, критика и даже обиды.

В этой связи достаточно интересным будет посмотреть, что же происходит с эмоциональным фоном в процессе группового принятия решения. Данная проблема изучалась нами в ходе исследования удовлетворенности группы при принятии решений в ситуации неопределенности.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие студенты вузов от 17 до 23 лет, общая численность выборки составила 62 человека (18 юношей и 44 девушки). Участники объединялись в группы по 3-5 человек, всего было образовано 16 групп.

Испытуемым предлагалась деловая игра «Кадровое дело» (авторский вариант). По сюжету игры испытуемым нужно было рассмотреть неопределенную ситуацию и принять решение, как из этой ситуации выйти. Ситуация развивается вокруг молодого специалиста, девушки, которую хотят уволить с работы, хотя объективных предпосылок для этого нет. При этом ситуация была одна и та же для всех участников эксперимента, но отличалась инструкция - часть испытуемых выступали в роли членов «Комиссии по трудовым спорам», а остальные выступали в роли друзей персонажей игры.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось самостоятельно ознакомиться с проблемой и принять личное решение; на втором этапе следовало групповое обсуждение и принятие группового решения. Субъективная эмоциональная оценка принятого испытуемыми решения проводилась при помощи цветовых карточек методики М. Люшера. Перед началом игры испытуемым предлагалось проранжировать карточки от самого приятного цвета к самому неприятному. После принятия индивидуального и группового решения испытуемые вновь обраща-

Таблица 1 Изменения ранга выбираемого цвета в зависимости от инструкции

Ранг цвета «Члены комиссии», % «Друзья», %

Повысился 18,2 37,9

Не изменился 39,4 31

Понизился 42,4 31

лись к карточкам, выбирая цвет, с которым это решение ассоциировалось. Фиксировались ранги выбранных цветов в первичной раскладке испытуемого. По окончании эксперимента испытуемым было предложено заполнить анкету обратной связи, состоящую из 9 вопросов.

В результате проведенного эксперимента нами были получены весьма интересные данные. После группового обсуждения только 27,4% испытуемых выбрали цвет с более высоким рангом, чем до обсуждения, 37,1% испытуемых выбрали тот же цвет и 35,5% - цвет с более низким рангом. При этом испытуемые, выступавшие в роли «друзей», чаще, чем «члены комиссии», для оценки группового решения выбирали цвет с более высоким рангом (см. таблица 1).

Эти различия подтвердились в ходе математико-статистического анализа с помощью критерия Ф* - угловое преобразование Фишера. Различия достоверны на 5%-м уровне значимости (ф*=1,75). Для большинства «участников комиссии» ранг цвета после группового обсуждения понизился, такие результаты косвенно могут свидетельствовать о том, что «друзья» остались удовлетворены в большей степени групповым обсуждением и принятием решения, «чем члены комиссии». Эти данные соотносятся и с результатами анкетирования, так большинство «членов комиссии» отметили, что ситуация для них оказалась сложной, и решение принимать было сложно, чего не наблюдается в выборке «друзей». Возможно, это может быть связано с тем, что роль «участника специальной комиссии» возлагает на участников большую ответственность, чем роль «друга».

В ходе исследования участниками чаще всего выбирались цвета, стоящие на трех первых мес-

Таблица 2

Частоты выборов цвета в ходе эксперимента в зависимости от инструкции

№ цвета Название цвета До обсуждения После обсуждения

«Члены комиссии», % «Друзья», % «Члены комиссии», % «Друзья», %

0 Серый 9,1 17,2 12,1 3,5

1 Синий 6,1 10,3 3 10,3

2 Зеленый 24,2 20,7 24,2 17,2

3 Красный 12,1 20,7 15,2 20,7

4 Желтый 9,1 10,3 18,2 13,8

5 Фиолетовый 18,2 6,9 6,1 20,7

6 Коричневый 6,1 10,3 12,1 13,8

7 Черный 15,2 3,5 9,1 0

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4 14

тах, то есть достаточно приятные для испытуемых. Наиболее часто встречающимся по выборке цветом, как до обсуждения, так и после, оказался зеленый, который в классическом варианте интерпретируется как «волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху и власти, деловитость, настойчивость, уверенность в себе, энергичная защита своих позиций, упорство в достижении целей». Частота выборов цвета до группового обсуждения и после в зависимости от инструкции представлены в таблице 2.

Можно заметить несколько интересных тенденций в изменениях выбираемых цветов и их рангов, в зависимости от инструкции, предложенной испытуемым. Так испытуемые, выступавшие в роли членов «Комиссии по трудовым спорам» как для оценки индивидуального решения, так и группового, чаще всего выбирали зеленый цвет, который, видимо, соответствовал их деловому настрою, в том числе и созданному за счет инструкции. В выборе испытуемых, выступающих в роли «друзей», до обсуждения лидируют красный («энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, возбужденность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство, инициативность») и зеленый цвета, а после обсуждения место зеленого занимает фиолетовый («впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность, мечтательность, восхищение»), красный сохраняет свою позицию. Получается, что после обсуждения деловой настрой сменяется более аффективным, сохраняются активность и возбужденность. Это также соотносится с результатами анкеты, большинство «друзей» отметили, что после игры у них «хорошее», «отличное» и «веселое» настроение.

Участники «комиссии» после обсуждения стали чаще выбирать желтый («надежда на легкость, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, раскрепощение, восприимчи-

вость, расширение возможностей») и коричневый («комфорт телесных ощущений, физическая легкость, сенсорная удовлетворенность») цвета, черный цвет («отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие, протест, небытие»), наоборот, стал выбираться реже. Такие результаты соотносятся с данными анкеты, где испытуемые описали свое настроение после игры как «нормальное», «улучшилось», «удовлетворенность», хотя имели место и негативные настроения.

Таким образом, проблема соотношения «аффекта и интеллекта» является актуальной и в случае группового принятия решения, где зачастую эмоции могут играть решающую роль. На аффективный компонент процесса принятия решения оказывает влияние инструкция испытуемым, приписывающая ту или иную долю ответственности. На данном этапе исследования выявлена динамика изменения эмоционального настроя испытуемых при принятии решения индивидуально и в группе. В перспективе исследование будет проведено на выборке большего объема.

Библиографический список

1. Киркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Киркегор С. Наслаждение и долг / пер. П. Ганзена. - Киев, 1994. - 504 с.

2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.

4. Шаховский В.И. Эмоции - мотивационная основа человеческого сознания // Теоретические и методологические проблемы психолингвистики. - 2006. - №4. - С. 64-69.

5. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант): методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 32 с.

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.