Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ДИНАМИЧЕСКОМ СРАВНЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ'

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ДИНАМИЧЕСКОМ СРАВНЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хамзина Людмила Николаевна, Спивак Анна Юрьевна

Рассмотрена проблема, связанная с характерным уровнем физической подготовки и ее влияние на когнитивный процесс. Целью исследования является изучение особенностей памяти и внимания студентов, экспериментальная проверка эффективности упражнений, развивающих память и внимание, получение качественных показателей оценки физической подготовки и результативном уровне когнитивных способностей. По данным результатов проведён анализ физических, умственных, психологических показателей участников и предложен комплекс по улучшению когнитивных навыков. Сделан вывод: постоянная физическая активность может способствовать улучшению когнитивных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хамзина Людмила Николаевна, Спивак Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ON THE COGNITIVE ABILITIES OF THE HUMAN BRAIN

The problem related to the characteristic level of physical fitness and its impact on the cognitive process was considered. The purpose of the study is to study the features of memory and attention of students, experimental verification of the effectiveness of exercises that develop memory and attention, obtaining qualitative indicators for assessing physical fitness and the effective level of cognitive abilities. According to the results, the analysis of the physical, mental, and psychological indicators of the participants was carried out and a complex for improving cognitive skills was proposed. It is concluded that constant physical activity can help improve cognitive functions.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ДИНАМИЧЕСКОМ СРАВНЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ»

УДК 159.9.072

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ДИНАМИЧЕСКОМ СРАВНЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Людмила Николаевна Хамзина, старший преподаватель, Анна Юрьевна Спивак, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Рассмотрена проблема, связанная с характерным уровнем физической подготовки и ее влияние на когнитивный процесс. Целью исследования является изучение особенностей памяти и внимания студентов, экспериментальная проверка эффективности упражнений, развивающих память и внимание, получение качественных показателей оценки физической подготовки и результативном уровне когнитивных способностей. По данным результатов проведён анализ физических, умственных, психологических показателей участников и предложен комплекс по улучшению когнитивных навыков. Сделан вывод: постоянная физическая активность может способствовать улучшению когнитивных функций.

Ключевые слова: когнитивные способности, физическая нагрузка, умственные нагрузки, физические упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p686-689

INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ON THE COGNITIVE ABILITIES OF THE HUMAN BRAIN

Lyudmila Nikolaevna Khamzina, the senior teacher, Anna Yuryevna Spivak, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The problem related to the characteristic level of physical fitness and its impact on the cognitive process was considered. The purpose of the study is to study the features of memory and attention of students, experimental verification of the effectiveness of exercises that develop memory and attention, obtaining qualitative indicators for assessing physical fitness and the effective level of cognitive abilities. According to the results, the analysis of the physical, mental, and psychological indicators of the participants was carried out and a complex for improving cognitive skills was proposed. It is concluded that constant physical activity can help improve cognitive functions.

Keywords: cognitive abilities, physical activity, mental stress, physical exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Значение физической активности для человека огромно и ничем не заменимо. Она является неотъемлемой частью жизни каждого.

Образ жизни современного человека претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. Интеллектуально-образовательные возможности молодежи, несмотря на процессы глобализации, цифровизации, интернационализации образования, влияют на ее умственный потенциал, который значительно снизился за последние годы [1, 2]. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. На умственные способности современной молодежи может оказывать влияние физическая активность, которая влияет не только на состояние костно-мышечной системы, но и на когнитивные способности.

Чтобы обеспечить мозговую активность тело должно напряженно работать. Физические упражнения повышают содержание в мозге серотонина, норепинерфина, дофамина - нейромедиаторов, участвующих в создании мыслей и эмоций. Из-за нагрузки на организм эти гормоны вырабатываются с повышенной скоростью, и, таким образом, мозг работает быстрее и продуктивнее.

Активность тела стимулирует синтез белков, которые с кровотоком попадают в мозг, где выполняют важную роль в механизмах высшей мыслительной деятельности [1]. Регулярная физическая нагрузка может повышать уровень BDNF: она заметно увеличивает экспрессию гена в головном мозге, что может привести к улучшению обучения и памяти, зависящих от упражнений. Эти улучшения, опосредованы повторяющимся временным увеличением циркулирующего BDNF, вызванным активностью.

Пользу упражнений для мозга можно сформировать в следующие категории:

1. Улучшение мозгового метаболизма.

2. Улучшение и защита мыслительных процессов.

3. Повышение концентрации.

Физические нагрузки - потенциальное средство развития [3, 4] преимуществ как для тела, так и для мозга. Упражнения улучшают качество умственной работы и укрепляют память.

Цель работы - изучение методик и комплексов технических упражнений для развития когнитивных навыков у студентов разной физической подготовки.

Задачи:

1. Изучить особенности развития памяти и внимания студентов

2. Изучить технические упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей

3. Разработать методику, способствующую повышению уровня интеллектуальной работоспособности

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовались методы научного исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, тестирование, анализ тестирования, методы математической статистики. Для достижения поставленной цели был проведен анализ тестирования обучающихся студентов в количестве 40 человек.

Данное тестирование проводилось дважды: на начальном этапе эксперимент и на заключительном, после использования комплекса технических упражнений.

Методика тренировки состоит из двух частей: индивидуальных упражнений, групповых упражнений общего назначения (психотехнические игры).

Учащиеся были поделены на 2 группы: 1 группа занималась 3 раза в неделю, 2 группа - 1 раз. Первой группе был предложен специальный питьевой режим.

В спортивном зале студенты получали тренировочную программу: с содержанием и определенной нагрузкой. На каждом занятии проводилось одно упражнение из комплекса во второй половине учебно-тренировочного занятия. Эксперимент длился в течение 4 месяцев.

Методика исследования активного внимания в начале и конце эксперимента - корректурная проба Бурдона. Упражнения на развитие когнитивных навыков: Струп-тест, упражнение «луч внимания», упражнение «Запомни и воспроизведи», упражнение «Римская комната», упражнение «Ромб», упражнение «Алфавит». Психотехнические игры: упражнение «Побег», упражнение «Дискуссия», упражнение «Зеркало», упражнение «Селектор», упражнение «Палач», упражнение «Лабиринт», упражнение «Чехарда».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе второй половины учебно-тренировочного занятия у студентов были задействованы все виды памяти: зрительная, словесно-логическая, двигательная, вестибулярная. Результат развития когнитивных навыков был спроецирован на оценку развития внимания. Для этого использовался тест Бурбона. Результаты пробы оцениваются по ко-

личеству пропущенных не зачёркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями являются характеристики качества и темпа выполнения. Результаты были рассчитаны в соответствии с формулами и занесены в таблицу.

Таблица - Результаты тестирования г рупп до и после эксперимента

Группы Этапы измерения Концентрация внимания Устойчивость внимания

1 1 2,48-5,27 46,1-76,5

2 13,6-21 147-441

2 1 2,17-4,31 41,7-71,3

2 7,33-10,6 80,7-176

Занятия позволили студентам сосредоточиться на второй части занятия. Вода позволила легче переносить физические нагрузки, повысила выносливость учащихся.

По результатам тестирования можно сказать, что концентрация внимания у студентов первой группы выросла почти в 4-5 раз. У второй - 3,5-4 раз. Кроме этого, качество выполнения работы увеличилось - уменьшилось количество пропущенные цифры в массиве.

Студенты также отметили, что у них повысилось качественное мышление, ясность мысли, меньше стали уставать и готовы больше работать

Физическая нагрузка готовит нас воспринимать информацию лучше, приводит нас в состояние мотивации, внимания.

В итоге регулярные физические нагрузки оказывают благоприятные условия для развития умственной деятельности, интеллектуальных способностей и для развития памяти.

В ходе эксперимента так же стоит отметить, что после определенной физической работы (любой концентрации) большинство людей справлялось с поставленной им задачей на парах намного лучше, чем они это делали до занятий спортом.

ВЫВОДЫ

Активность тела способствует более эффективному снабжению мозга кислородом, что в свою очередь насыщает его питательными веществами, необходимыми для нормального функционирования его работы.

Физические упражнения умеренно улучшают [5] когнитивные способности и эффективность деятельности учащихся, их активность в повседневной жизни, оказывают положительное действие на эмоциональное состояние.

Рекомендуется вводить спортивные нагрузки [4, 5] в свою жизнь и сочетать ее с умственными занятиями. Это приведет к развитию когнитивных, физических и других способностей, а также укреплению здоровья всего организма в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобализация как причина заболеваний сердечно-сосудистой системы / В.Н. Еременко, О.В. Синько, А.В. Семкина, Н.В. Раилко // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 3 (83). - С. 106-109.

2. Еременко В.Н. Роль физкультуры в жизни молодежи / В.Н. Еременко, О.В. Синько, Н.П. Федорова // Е^сю. - 2019. - № 6 (33). - С. 303-310.

3. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К. Г. Данилиди, О.А. Снимщикова, А.С. Ткач, О.А. Балацкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 119-122.

4. Кайшева А.И. Особенности организации тренировочного процесса, влияющие на физическую подготовленность студентов /А.И. Кайшева, О.А. Снимщикова, О.П. Десенко, М.А. Кузнецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 166-168.

5. Снимщикова О.А. Возможности специальной педагогики комплексном коррекционном пространстве // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 400-403.

REFERENCES

1. Eremenko V.N., Sinko O.V., Semkina A.V., Railko N.V., (2022),"Globalization as a cause of diseases of the cardiovascular system", Physical culture and health, No 3(83), pp. 106-109.

2. Eremenko, V.N., Sinko, O.V and Fedorova N.P. (2019), "The role of physical education in the life of youth", EScio, No. 6 (33), pp. 303-310.

3. Danilidi, K.G., Snimshchikova, O.A., Tkach, A.S and Balatskaya, O.A, (2021), "Combined physical activity to ensure health and performance", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 119-122.

4. Kaisheva, A.I., Snimshchikova, O.A., Desenko, O.P. and Kuznetsova, M.A. (2021), "Features of the organization of the training process, influencing the physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 166-168.

5. Snimshchikova, 0.A.,(2022), "Possibilities of special pedagogy in a complex correctional space", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 400-403.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Елена Александровна Черенева, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Владимирович Шадрин, кандидат технических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Аннотация

Проблемой исследования является недостаточное изучение когнитивных стратегий при решении интеллектуальных задач у школьников как ключевого механизма познавательной деятельности. Обучение школьников выбору эффективной когнитивной стратегии при решении интеллектуальных задач может помочь повысить успешность обучения, определить для школьника индивидуальный образовательный маршрут. Предложена концепция изучения когнитивных стратегий с использованием метода динамического тестирования, которая позволяет обучающемуся материализовать поисковую активность при решении интеллектуальных задач в виде деятельности по преобразованию объектов виртуальной среды. Значимым исследовательским результатом является определение критериев диагностики и описание уровней когнитивных стратегий.

Ключевые слова: когнитивные стратегии, динамическая оценка, обучение, интеллектуальные задачи, динамические компьютерные тесты-тренажеры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p689-693

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ASSESSMENT OF COGNITIVE STRATEGIES OF JUNIOR STUDENTS IN SOLVING INTELLECTUAL PROBLEMS

Elena Aleksandrovna Chereneva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Igor Vladi-mirovich Shadrin, the candidate of technical sciences, docent, Krasnoyarsk State Pedagogical

University named after V.P. Astafiev

Abstract

The problem of the study is the insufficient study of cognitive strategies in solving intellectual problems among the schoolchildren as a key mechanism of cognitive activity. Teaching the schoolchildren

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.