Н.Б. Семенова
Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера СО РАМН, г. Красноярск, Россия
Контактная информация:
Семенова Надежда Борисовна - д.м.н., зав. лабораторией психического здоровья и социальной адаптации ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, г. Красноярск. Телефон: 8-913-539-86-02, e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению причин и факторов риска высокой суицидальной активности у коренных народов Севера. Рассмотрены когнитивные факторы риска. Дана сравнительная характеристика психических процессов у детей коренного и некоренного населения, проживающих в Республике Саха (Якутия). Выявлено, что у детей коренного населения имеются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые заключаются в меньшей подвижности психических процессов и правополушарной доминантности в функционировании ЦНС. Эти особенности лежат в основе сниженной динамической адаптации коренных северных народов и их повышенной уязвимости в отношении социальных стрессов.
Ключевые слова: психическое здоровье, коренное население, этнос, суициды, подростки, когнитивные функции, психические процессы, полушарная доминантность, Север.
Показатели распространенности самоубийств в разных регионах России значительно различаются и наиболее высоки в национальных субъектах РФ. Отражением крайнего социального неблагополучия являются высокие показатели суицидов среди детей и подростков коренных народов Севера и Сибири. Так, в Республике Саха (Якутия) показатель самоубийств среди младших подростков в возрасте 10-14 лет составляет 13,4 на 100 тысяч, а среди молодежи 15-19 лет достигает 74,2 на 100000 [5]. Среди коренного населения Якутии показатель самоубийств в 4 раза превышает уровень суицидов среди некоренного населения. Данные факты свидетельствуют о более высокой суицидальной активности коренных народов и диктуют необходимость углубленного изучения причин этого явления.
Известно, что важную роль в формировании суицидального поведения играют личност-но-психологические особенности, в том числе отсутствие навыков конструктивного решения проблем, неумение правильно оценивать ситуацию и находить выход из нее [1, 4]. Эти факторы можно отнести в группу когнитивных факторов риска.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными на представителях северных популяций, выявлено, что у коренных северных народов имеются типологические особенности высшей нервной деятельности, в частности, правополушарная до-минантость в функционировании ЦНС [6, 9]. Показано, что преобладание функции того или иного полушария связано с индивидуальным стилем эмоционального реагирования. У инди-
видов склонных к тревоге и депрессии определяется более высокая активность фронтальной доли коры головного мозга, что подтверждается регистрацией электрических потенциалов головного мозга при записи электроэнцефалографии и функциональными пробами при проведении нейропсихологических исследований [10, 11].
Целью настоящего исследования явилось изучение этнических особенностей психических процессов у коренных народов Севера как фактора риска формирования суицидального поведения.
Материал и методы.
Обследованы дети младшего школьного возраста, учащиеся 3-4 классов общеобразовательных школ, проживающие в пяти поселках Усть-Янского района Республики Саха (Якутия): Депутатский, Казачье, Усть-Куйга, Усть-Янск, Сайылык. Всего обследовано 199 детей, из них 145 детей коренного населения (якуты, эвены) и 54 ребенка некоренного населения.
Мы применяли психологические методики невербального плана, общепринятые в мировой практике для проведения кросскультуральных исследований (Анастази А., 2001): «Воспроизведение цифровых рядов» (WISC-III -Wechsler, 1991), «Кодирование» (WISC-III -Wechsler, 1991), проективный рисуночный тест «Нарисуй человека» (Венгер А.Л., 2003), субтест «Классификация картинок» (OLSAT, редакция 1996 г.), рисуночный тест Силвера (Силвер Р., Копытин А. И., 2002)
Статистическая обработка результатов проведена с использованием пакета прикладных программ STATISTICA for Window
Version VI. Статистический анализ количественных признаков проводился с подсчетом среднего арифметического значения (М) и 95% доверительного интервала (95% ДИ). Сравнение двух несвязанных групп по количественному признаку проводилось с использованием непараметрического метода U-критерия Ман-на-Уитни.
Исследование проведено в рамках Постановления Правительства РС (Я) от 24 декабря 2009 года № 583 «Об утверждении Межведомственного плана профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних на 2010-2012 годы «Я выбираю жизнь».
Результаты и обсуждение.
Якутия относится к самым холодным регионам нашей страны. Суровый климат и вечная мерзлота - основное отличие этого региона. Среднегодовая температура в Якутии колеблется около 00 C, а зимняя температура воздуха падает до рекордных значений: - 60-650 C. Большую часть времени года составляет зима с плотным залеганием снежного покрова, пронизывающими ветрами и длительными полярными ночами [2].
Северные ландшафты отличаются суровостью и величием. На территории Якутии расположены три природные зоны - тундра, лесотундра и тайга. Основная часть территории представлена ледяными пустынями, тундрой и лесотундрой с многолетним промерзанием пород. Зимой здесь на многие сотни километров простирается огромная снежная пустыня, в которой ничего нет кроме льда и снега. Из всех существующих на Земле природных зон тундра наименее приспособлена для жизни. Существует только один способ выживания в этих условиях - кочевой образ жизни. Поэтому большинство жителей тундры переезжают с места на место со стадами оленей в поисках новых пастбищ и поиска пропитания охотой или рыболовством.
Помимо холода и вечной мерзлоты, другой серьезной проблемой являются ураганные ветры и пурга, которые валят человека с ног, обжигают лицо и затрудняют дыхание. Суровые климатические условия предъявляют высокие требования к адаптационным механизмам человека и меняют весь его образ жизни. Зимой здесь нельзя торопиться, бегать и даже быстро ходить, невозможно глубоко дышать. Порой невозможно выйти на улицу более, чем на 1015 минут. Все физиологические процессы подчинены суровым условиям Севера.
Большое значение в регионах крайнего Севера имеют особенности фотопериодизма -продолжительности светового дня и соотношения между темным и светлым временем суток. Сочетание зимней стужи с исключительной продолжительностью темного времени суток и расцвета природы во время полярного дня формирует особое преставление о времени, замедляя его ход.
Суровая среда оказывала огромное влияние на образ жизни, восприятие окружающего мира и мышление коренных народов. В процессе эволюции вырабатывался спокойный, умиротворенный, философский подход ко всему, без излишней болтовни и пустословия. Для традиционного мировоззрения коренных народов характерен анимизм, поклонение духам и олицетворение всего, что их окружает. Верования и взгляды имеют древнейшее происхождение и представляют собой общий культ Природы, веру в злых и добрых духов. Помимо анимизма у северных народов имеется и другая традиционная религия - шаманизм, с большой и могущественной кастой служителей религиозного культа - шаманами, которые являются связующим звеном между людьми и духами. Северяне верят в способность шаманов влиять на свою и чужую судьбу, а шаманские камлания всегда вызывают к себе интерес.
Не смотря на то, что более двухсот лет назад на территории Якутии появилось христианство, вера в духов очень сильна до сих пор, и является основным отражением происходящих в природе процессов. Для коренных народов Севера важен любой звук, исходящий из окружающего мира. Каждый сигнал несет в себе смысловую нагрузку, а многие события имеют сакральное значение и обладают живой силой, от которой зависит судьба человеческого рода. Существует множество легенд и сказаний, которые передаются из поколения в поколение. Это и тайна озера Лабынкыр с живущим на дне чудовищем. Это и аномальная зона планеты -«Долина смерти», где в одном из трех котлов, находящихся под землей, лежат черные одноглазые люди, одетые в железные одежды [7, 8]. Это и феномен Арктики - исчезающий остров, таинственная Земля Санникова. Это и легенда о диком человеке - чучуне, которая весьма распространена среди коренных народов Севера [3].
Таким образом, формирование психических процессов у коренных наров Севера происходило в суровых климатических условиях. Особенности фотопериодизма и продолжи-
тельные полярные ночи сказывались на скорости протекания психических процессов, а суровость и величие северных ландшафтов формировали особый склад восприятия и мышления.
Наши исследования показали, что функциональные параметры ЦНС (память, внимание, умственная работоспособность) у детей коренного населения ниже, по сравнению с детьми европеоидов. Так, при обследовании механической памяти (методика «Воспроизведение цифровых рядов» в прямом и обратном предъявлении) показатели запоминания у детей коренного населения оказались ниже, чем у детей некоренного населения. Объем запоминания цифр в прямом предъявлении у детей коренного населения составил 4,0 (95% ДИ=3,9-4,2), у детей некоренного населения 4,5 (95% ДИ=4,3-4,8), р<0,001. Объем запоминания цифр в обратном предъявлении у детей коренного населения составил 3,0 (95% ДИ=2,8-3,2), у детей некоренного населения 3,2 (2,9-3,6), р>0,05. Суммированный показатель запоминания цифр в прямом и обратном предъявлении составил у якутов и эвенов 7,1 (95% ДИ=6,8-7,4), у детей некоренного населения 7,9 (95% ДИ=7,4-8,3), р=0,02.
Для исследования умственной работоспособности (методика «Кодирование») детям предлагалось за определенный промежуток времени (в нашем случае за 45 секунд) обработать знаки на специальном стимульном бланке. При обработке результатов получено, что дети якутов и эвенов за необходимое время обработали 17,2 знаков (95% ДИ=16,3-18,1), дети ев-ропеидов 19,6 (95% ДИ=18,3-20,9), р<0,001. Количество ошибок при выполнении методики у детей коренного населения составило 1,3 (95% ДИ=0,6-2,0), у детей пришлого населения 0,05 (95% ДИ=0,02-0,1), р>0,05.
Для изучения особенностей восприятия мы использовали рисуночные тесты (методика «Рисунок человека» в интерпретации А. Л. Вен-гер). При выполнении задания якуты и эвены продемонстрировали лучшие результаты, по сравнению с детьми пришлого населения. Общий балл за выполнение методики у детей коренного населения составил 21,1 (95% ДИ=20,6-21,5), у детей европеоидов 20,1 (95% ДИ=19,5-20,7), р=0,02. У детей коренного населения лучше развиты навыки рисования, они более детально и тщательно прорисовывают фигуру человека, обращают внимание, как на главные, так и на второстепенные детали.
При обследовании интеллектуальных функций по результатам методик невербально-
го плана существенных различий между детьми разных этнических групп не выявлено. Так, при выполнении субтеста «Классификация картинок» результат у детей коренного населения составил 8,3 (95% ДИ=7,9-8,7), у детей некоренного населения - 8,4 (95% ДИ=7,8-9,1), р>0,05.
Для оценки пространственного мышления мы использовали рисуночный тест Р. Силвер (субтест «Понятие последовательного порядка»). Данное задание демонстрирует возможность ребенка сохранять устойчивое представление о предметах, что лежит в основе логического или рационального мышления. Дети коренного населения выполняют задание с результатом 3,9 (95% ДИ=3,7-4,2), дети некоренного населения - 3,7 (95% ДИ=3,3-4,2), р>0,05.
Для изучения особенностей когнитивных функций у представителей разных северных народов мы провели сравнение результатов у детей якутов и эвенов. При обследовании механической памяти различий между якутами и эвенами получено не было. Объем запоминания цифр в прямом предъявлении у якутов составил 4,1 (95% ДИ=3,9-4,3), у эвенов - 4,1 (95% ДИ=3,7-4,4), р>0,05. Объем запоминания цифр в обратном предъявлении у якутов составил 3,2 (95% ДИ=2,9-3,4), у эвенов 2,8 (95% ДИ=2,4-3,2), р>0,05. Общий объем запоминания цифр у якутов составил 7,3 (95% ДИ=6,9-7,6), у эвенов 6, 9 (95% ДИ=6,2-7,5), р>0,05.
Однако показатели умственной работоспособности оказались ниже у эвенов. При выполнении методики «Кодирование» эвены обработали за определенный отрезок времени 15,0 знаков (95% ДИ=13,2-16,8), якуты 17,2 знаков (95% ДИ=16,3-18,1), р=0,048. Эвены при выполнении методики допускают большее количество ошибок, чем якуты: 1,8 (95% ДИ=0,2-3,3) и 0,8 (95% ДИ=0,2-1,5), соответственно, хотя статистически это не подтверждено (р>0,05).
Сфера восприятия у якутов и эвенов развита одинаково, что подтверждается оценкой навыков рисования при выполнении теста «Нарисуй человека». Показатель теста у якутских школьников составил 21,2 балла (95% ДИ=20,7-21,7), у эвенов 20,8 балла (95% ДИ=19,6-22,0), р>0,05.
Степень восприятия отношений горизонтальности-вертикальности также не различается у якутов и эвенов. При выполнении теста Р. Силвера показатель понимания горизонтальности у якутов составил 3,3 балла (95% ДИ=3,0-3,6), у эвенов 2,8 балла (95% ДИ=2,1-3,4),
р>0,05. Показатель понимания вертикальности у якутских детей составил 1,9 балла (95% ДИ=1,7-2,2), у детей эвенов 2,2 балла (95% ДИ=1,6-2,7), р>0,05.
Существенных различий в показателях интеллектуальных функций между якутами и эвенами также не выявлено. Это касается как логического мышления, так и аналитико - синтетической функции. Результат выполнения субтеста «Понятие последовательного порядка» у якутских школьников составил 3,9 балла (95% ДИ=3,6-4,2), у детей эвенов 4,2 балла (95% ДИ=3,7-4,6), р>0,05. Показатель выполнения методики «Классификация картинок» у якутов составил 8,4 балла (95% ДИ=7,9-8,9), у эвенов так же 8,4 балла (95% ДИ=7,6-9,3), р>0,05.
Обсуждение результатов.
Наши исследования показали, что у якутов и эвенов имеются этнические особенности психических процессов в функционировании высшей нервной деятельности. Для них характерна меньшая подвижность психических процессов, по сравнению с европеоидами, что подтверждается сниженным темпом умственной работоспособности и меньшим количеством обработанных знаков за определенное время (р<0,001).
Другой особенностью психических процессов характерной для якутов и эвенов является пространственно-образное восприятие, которое проявляется в навыках рисования. Их рисунки отличаются большей тщательностью, они лучше прорисовывают все детали, обращают внимание как на главные, так и на второстепенные признаки (р=0,02).
У якутов и эвенов хуже развита механическая память (р<0,001), по сравнению с европеоидами, что подтверждается меньшим объемом запоминания цифр в прямом и обратном предъявлении. В то же время, у них лучше развита сенсорная память (р=0,02), которая обеспечивает отражение, запечатление, сохранение, а в дальнейшем - воспроизведение увиденных ранее образов.
Согласно концепции доминантности полушарий, основная сенсорная память, заключающаяся в отражении запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении увиденных образов, находится в правом полушарии (Симерницкая Э.Г., 1985; Хомская Е.Д., 1987). Это подтверждает тот факт, что у детей коренного населения ведущим является правое полушарие. Этим же можно объяснить и различия, полученные в ходе обследования механической памяти, при котором якуты и эвены
показали меньший объем запоминания цифр в прямом и обратном предъявлении. Выявленные особенности мнестических процессов у коренных детей связаны с функциональной межпо-лушарной асимметрией в обработке информации, которая различна с детьми пришлого населения.
Эти особенности обеспечивают удовлетворительную психическую адаптацию к существованию в северных широтах, в условиях сурового климата и арктического ландшафта. Заключение.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей северных народов имеются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые заключаются в меньшей подвижности психических процессов и право-полушарной доминантности в функционировании ЦНС. Эти особенности формировались на протяжении многих веков под влиянием суровых климатических условий и закреплялись в генах в соответствии с законом естественного отбора. В современных социально - экономических условиях поменялся образ жизни северных народов. Освоение арктической зоны привело к урбанизации среды, расширению социальных контактов, появлению новых социальных отношений, существенному увеличению информационного потока. Это предъявляет иные требования к адаптационным механизмам коренных этносов. На сегодняшний день поведение коренных северных народов нельзя назвать адаптивным. Подтверждением тому служит не только высокий уровень суицидов, но и прочие признаки социального нездоровья этнических популяций, в том числе высокая распространенность алкоголизма и высокие показатели смертности от внешних причин (травмы, отравления, несчастные случаи). Мы считаем, что когнитивному компоненту здесь принадлежит ведущая роль.
Литература:
1. Вагин Ю.Р. Вопросы феноменологической суицидологии // Суицидология. - 2011. - № 3. -С. 3-18.
2. Гаврилова М.К. Климаты холодных регионов Земли. - Якутск: Изд-во СО РАН, 2003. - 206 с.
3. Гурвич И. С. Таинственный чучуна. История одного этнографического поиска. - М: Мысль, 1975 - 96 с.
4. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения // Суици-дология. - 2011. - № 1. - С. 3-7.
5. Мартынова Т.Ф. Основные направления профилактики деструктивного поведения в детско-подростковой и молодежной среде Республики Саха (Якутия) // Суицидология. - 2010. - № 1.
- С. 71-72.
6. Особенности распределения латерального фенотипа у школьников различных районов Красноярского края / О.И. Зайцева, И.А. Петрова, Л.С. Эверт, С.Н. Деревцова, Т.А. Коло-дяжная // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).
- 2012. - № 10 (18). - www.sisp.nkras.ru
7. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. - Якутск: Бичик, 2000. - 176 с.
8. Якутия удивительная и загадочная / Под ред. В.В. Шепелева. - Якутск: Бичик, 2009. - 240 с.
9. Dawson J.L. Alaskan Eskimo hand, eye, auditory, dominance and cognitive style // Psychologia. -1977. - Vol. 20. - P. 121-135.
10. Frontal brain asymmetry in depression with co-morbid anxiety: a neuropsychological investigation / Nelson B.D., Sarapas C., Robison-Andrew E.J., Altman S.E., Campbell M.L., Shankman S.A. // J. Abnorm. Psychol. - 2012. - Vol. 121. - P. 579-591.
11. Investigating models of affect: relationships among EEG alpha asymmetry, depression, and
anxiety / Mathersul D., Williams L.M., Hopkinson P.J., Kemp A.H. // Emotion. - 2008. - Vol. 8. - P. 560-572.
COGNITIVE RISK FACTORS FOR SUICIDAL BEHAVIOR AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH
N.B. Semenova
Medical scientific research institute for northern problems, Russia
The paper studies the causes and risk factors of high suicidal activity among the indigenous peoples of the North. Cognitive risk factors were studied. Comparative characteristics of mental processes in children of indigenous and non-indigenous people living in the Republic of Sakha (Yakutia) was performed. The study revealed that indigenous children have typological features of higher nervous activity, consist in lower mobility of mental processes and right-hemisphere dominance of the CNS function. These features form the basis of a reduced dynamic adaptation of indigenous peoples of the North and their increased vulnerability to social stress.
Key words: mental health, indigenous population, ethnic group, suicide, teenagers, cognitive function, mental processes, hemispheric dominance, North.
Открыта подписка на журнал «Суицидология» Индекс подписки: 57986
Каталог научно-технической информации (НТИ) ОАО «Роспечать» Информация по е-шаИ: [email protected]
УДК: 616.89-008.441.44:616.89-008.441.15
СУИЦИДОЛОГИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЖЧИН, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, ЖЁНЫ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ПАРАСУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
А.В. Меринов, Е.А. Шитов, О.Ю. Сомкина
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань, Россия
Контактная информация:
Меринов Алексей Владимирович - д.м.н., доцент кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России. Телефон: (491) 275-43-73, e-mail: [email protected]