Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ В СЕМАНТИКЕ АНГЛИЙСКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОБЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ «ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ»'

КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ В СЕМАНТИКЕ АНГЛИЙСКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОБЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ «ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА / КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ / КЛАССИФИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красикова Е. А.

В статье приводятся результаты исследования когнитивных оснований категоризации лексики, выполненного на материале лексико-семантической группы «часть целого» в современном английском языке. Показано, что выделение семантических групп слов обусловлено концептуальными структурами, за которыми стоят когнитивные доминанты. В результате исследования получена «матрица» когнитивных доминант, состоящая из концептов, представляющих разные аспекты соотношения части и целого в языковой картине мира английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE DOMINANTS IN THE SEMANTICS OF ENGLISH NOUNS DENOTING “PART OF THE WHOLE”

The paper sets out to present the results of the study carried out on the material of the lexical-semantic group “part of the whole” in modern English, and aimed at investigating cognitive factors underlying lexical categorization. It is shown that the semantic subgroups are formed by conceptual structures, consisting of cognitive dominants. As a result of the study, a “matrix” of cognitive dominants was obtained, consisting of concepts reflecting different aspects of cognitive correlation between the whole and its parts in the linguistic world-view represented in theEnglish language.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ В СЕМАНТИКЕ АНГЛИЙСКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОБЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ «ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ»»

Научная статья УДК 81-37

DOI 10.52070/2542-2197_2021_13_855_113

КОГНИТИВНЫЕ ДОМИНАНТЫ В СЕМАНТИКЕ АНГЛИЙСКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОБЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ «ЧАСТЬ- ЦЕЛОЕ»

Е. А. Красикова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия krasikova.liza@mail.ru

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования когнитивных оснований категоризации лексики, выполненного на материале лексико-семантической группы «часть целого» в современном английском языке. Показано, что выделение семантических групп слов обусловлено концептуальными структурами, за которыми стоят когнитивные доминанты. В результате исследования получена «матрица» когнитивных доминант, состоящая из концептов, представляющих разные аспекты соотношения части и целого в языковой картине мира английского языка.

Ключевые слова: английский язык, категоризация, концептуализация, лексическая система языка, когнитивные доминанты, классификаторы

Для цитирования: Красикова Е. А. Когнитивные доминанты в семантике английских существительных с общим значением «часть- целое» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 13 (855). С. 113-126. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_13_855_113

Original article

COGNITIVE DOMINANTS IN THE SEMANTICS OF ENGLISH NOUNS DENOTING "PART OF THE WHOLE"

E. A. Krasikova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia krasikova.liza@mail.ru

Abstract. The paper sets out to present the results of the study carried out on the material of the lexical-semantic group "part of the whole" in modern English, and aimed at investigating cognitive factors underlying lexical categorization. It is shown that the semantic subgroups are formed by conceptual structures, consisting of cognitive dominants. As a result of the study, a "matrix" of cognitive dominants was obtained, consisting of concepts reflecting different aspects of cognitive correlation

between the whole and its parts in the linguistic world-view represented in the English language.

Key words: the English language, categorization, conceptualization, the lexical system of the language, cognitive dominants, classifiers

For citation: Krasikova, E. A. (2021). Cognitive dominants in the semantics of English nouns denoting "part of the whole". Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 13 (855), 113-126. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_13_855_113

Постановка исследовательской задачи

Проблема категоризации является одной из центральных в когнитивной лингвистике. По мнению Н. Н. Болдырева, процесс категоризации связан с тем, что «человек сталкивается с разнообразием вещей, событий и их всевозможных характеристик. Выделяя, осмысливая и сопоставляя их с имеющимися знаниями, он присваивает им конкретные обозначения, т.е. закрепляет их с помощью языка за данными рубриками-категориями в своем сознании» [Болдырев 2012, с.19]. Соответственно, категоризация действительности является когнитивным процессом, где язык, функционируя в роли одной из когнитивных форм познания, выступает в качестве инструмента осмысления действительности. Одним из наиболее ярких проявлений категоризации в языке является категоризация в сфере лексики. Категоризация в сфере словарного состава языка предполагает, что лексика распадается на многочисленные семантические и тематические группы, которые соответствуют структурам памяти и из которых говорящий выбирает слова в процессе речетворческой деятельности.

Когнитивисты считают, что процесс классификации лексики следует рассматривать не только на семантическом уровне, но также следует учитывать его когнитивные основания, в качестве которых чаще всего выступают сложные концепты. Когнитивным основанием классификации может быть не только один концепт, но целая структура, состоящая из относительно простых концептов. Поиск таких концептуальных оснований классификации лексики подразумевает, что представление о том или ином явлении действительности обусловливает выделение когнитивных доминант (КД), которые формируют классификационную структуру. По замечанию Н.Н. Болдырева, «в качестве когнитивных доминант могут выступать конкретные концепты и

категории, концептуально-тематические области, системы ценностей и оценок, стереотипы, модели и схемы восприятия и репрезентации мира в языке» [Болдырев, Григорьева 2018, с. 15].

В статье исследуются возможности выделения когнитивных доминант-классификаторов в группе лексических единиц английского языка с общим значением «part of the whole» в рамках разработки общей проблемы категоризации лексики в языковой системе.

Принципы отбора материала

Отбор лексического материала проводился посредством словарной выборки, поскольку она позволяет наиболее точно зафиксировать лексические единицы, входящие в лексико-семантическую группу (ЛСГ). В ходе исследования использовались идеографические (тезау-русные) словари, так как с их помощью можно более четко определить центр ЛСГ и отделить его от периферийных составляющих. По принятой методологии поиск лексических единиц, составляющих ЛСГ, обычно проводится на основе выделения соответствующих семантических маркеров в дефинициях толковых словарей. Однако практика показывает, что при этом семантическое основание классификации лексики в некоторых случаях невозможно определить точно (маркеров может быть несколько и их значения могут различаться), поэтому размытыми оказываются и границы выделяемых категорий. Примечательно, что «неточность критериев, по которым можно включать или не включать лексические единицы в класс, связана с тем, что они (эти критерии) были разработаны и систематизированы в рамках методологии компонентного анализа, т. е. в рамках чисто семантической процедуры» [Беляевская, 2005, с. 6]. В соответствии с методикой компонентного анализа категоризация проводится на уровне отдельных значений лексемы (на лексико-семантическом уровне), но в когнитивной парадигме лингвистического знания категоризацию следует проводить на уровне всей лексемы.

В нашем исследовании было необходимо учитывать особый характер ЛСГ part of the whole, поскольку практически каждый объект в окружающем нас мире обладает сложностью, т. е. состоит из более мелких частей. Например, формально следует включить в ЛСГ part of the body слово arm, поскольку в одной из дефиниций данного слова

имеется указание на часть целого (part of the body). Однако такое расширение границ ЛСГ будет, по нашему мнению, неоправданным и непродуктивным. Следовательно, при определении принципов категоризации лексики в нашем исследовании лучше рассматривать ядро ЛСГ, поскольку оно задает ее структурную организацию. Отбор материала проводился по двум тезаурусам современного английского языка - «Synonym Finder (New Edition)» by J. I. Rodale (RSF) и «Merriam-Webster Online: Dictionary and Thesaurus» (MWO: D&T). Процедура отбора включала в себя анализ и сопоставление цепочек синонимов, представленных в словарных статьях тезаурусов, начиная со словарных статей гиперонимов ЛСГ, таких как piece, part, portion и др.

На первом этапе мы рассматривали словарные статьи отобранных гиперонимов. Например, в словарной статье одного из наиболее общих гиперонимов part, помимо прочих, нами была выделена такая лексическая единица, как scrap. Большинство существительных, фиксируемых как синонимы слова scrap, уже встречаются как синонимы слова part (например, fragment, bit, particle, sliver, snippet, wisp, morsel и т. д). Тем не менее в словарной статье слова scrap появляются новые, не встречавшиеся ранее лексические единицы, в частности слово snatch. В словарной статье слова snatch представлены те существительные, которые ранее уже встречались как синонимы существительных part и scrap, а также не встречавшиеся ранее лексические единицы: taste, mouthful, handful, few, some; whip. По аналогичному принципу мы рассматривали словарные статьи каждой отобранной лексической единицы и выделяли новые существительные, пока они не начали повторяться.

В результате материалом исследования послужила группа существительных со значением «часть целого», общее количество которых составило 365 единиц.

Методика выделения когнитивных доминант

Методика концептуального анализа семантики существительных, которая имела своей целью выделение КД, обеспечивающих классификационную структуру ЛСГ, состоит из двух этапов. На первом этапе проводилось выделение концептуальной внутренней формы (КВФ) семантики единиц отобранного материала для того, чтобы

определить систематически воспроизводимые в них концептуальные представления - базовые концепты (БК) и концептуальные операторы (КО) [Беляевская, 1992; Беляевская, 2005]. Мы исходим из того, что концептуальная внутренняя форма (КВФ) лексической единицы может указывать на ту лексическую категорию, которой эта единица принадлежит в языке. В качестве КВФ мы рассматриваем сложную концептуальную структуру, в которой могут быть выделены более простые составляющие [Беляевская, 2021].

На втором этапе фиксировались концептуальные составляющие, которые являются наиболее активными в КВФ гиперонимов ЛСГ, таких как piece, part, portion, fragment, bit, item1.

Источником данных о семантике лексических единиц, входящих в ЛСГ, явились следующие лексикографические источники: «The Concise Oxford Dictionary» (COD), «Oxford Advanced Learners' Dictionary» [OALD], «Collins English Dictionary» (CED), «Merriam Webster English Dictionary» (MWED). В ходе определения КВФ слова сначала мы обращались к этимону семантики существительного и схематическому образу, который лег в основу развития значения данной лексической единицы. Мы, разделяя мнение Е. Г. Беляевской, считаем, что внутренняя форма обладает значительной устойчивостью, проявляясь с разной степенью очевидности в существующих в настоящее время значениях. Анализ семантики каждой отдельной единицы основан на предположении о том, что все значения лексемы представляют собой некую когнитивную общность, в которой могут быть выделены более важные, чем другие, когнитивные составляющие (когнитивные доминанты). Для установления когнитивных доминант, отражающих связи между лексическими единицами в ЛСГ нами выработана следующая методика: во-первых, необходимо рассмотреть все слова, которые лексикографические источники относят в данную ЛСГ; во-вторых, при определении КВФ каждого слова необходимо проанализировать всю его семантическую структуру, т. е. все те предметные области, в которых оно используется. Иными словами, для определения когнитивных доминант необходима «экспликация предметных областей, которую составляют значения (ЛСВ) вариантов слова, которые посредством дефиниции представлены в лексикографических источниках» [Беляевская 2005, с. 7].

1 Rodale, J. I. The Synonym Finder. New York: Warner Books, 1998.

Рассматривая семантику существительных данной ЛСГ, можно заметить, что в КВФ слов повторяются некоторые концептуальные составляющие, которые отображают некий когнитивный образ той или иной ситуации. Например, в словарных дефинициях существительного share содержатся концептуальные составляющие, формирующие представления о некоторой части целого, которая была отделена от целого для какой-то цели («share» - any of the equal portions into which property or invested capital is divided1). Помимо указания на цель, дефиниция данного существительного также позволяет сделать вывод, о том, что данная часть предназначается некому получателю (a portion belonging to, due to, or contributed by an individual or group; the part allotted or belonging to one of a number owning together property or interest2).

Описанная выше методика была применена к отобранному на первом этапе исследования языковому материалу. Проведенный анализ позволил выделить целый ряд концептуальных составляющих, которые лежат в основе семантики рассмотренных лексических единиц, и которые регулярно повторяются у достаточно большого количества существительных. Повторяемость таких концептуальных составляющих позволяет говорить о существовании когнитивных доминант в семантике лексических единиц, а наличие этих концептуальных составляющих у больших групп лексики указывает на их потенциал как лексических классификаторов.

В ходе анализа нами были в предварительном плане выделены следующие устойчивые концептуальные составляющие: базовые концепты (БК), т. е. наиболее общие и наиболее частые концептуальные представления, повторяющиеся в ЛСГ; «целое», «тематическая отнесенность целого», «часть», «соотношение целого и части», «ситуация, при которой выделяется часть» и «наличие получателя выделяемой части». Каждый из базовых концептов предполагает существование в его пределах некоторых более частных концептуальных представлений - концептуальных операторов. Так, «целое» может отсутствовать, может подразумеваться, причем «часть» может выделяться на

1 CED - Collins English Dictionary Online. URL: https://www.collinsdictionary.com/ dictionary/english/share (дата обращения: 05.08.2021).

2 MWO: D&T - Merriam-Webster Online: Dictionary and Thesaurus. URL: https://www. merriam-webster.com/dictionary/share (дата обращения: 05.08.2021).

фоне целого или отдельно от него. В свою очередь, «часть» может быть маленькой или большой или может определяться количественно. Соотношение «целого» и «части» также может быть различным: целое может распадаться на части, но может и состоять из частей. И, наконец, «часть» может выделяться для какой-либо цели, выполнять какую-либо функцию или предназначаться для кого-либо. Выделенные БК и КО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Когнитивные доминанты, выделенные из концептуальных оснований семантики существительных, относящихся к ЛСГ «часть целого»

Базовый концепт Концептуальный оператор

целое целое имеется / часть выделяется на фоне целого целое отсутствует / подразумевается

часть по размеру: маленькая / очень маленькая / большая по значимости: важная / неважная количественно определяемая часть

характер целого структура / субстанция / жидкость / еда и т. д.

соотношение части и целого целое составляется из частей целое распадается / разделяется на части

ситуация, определяющая выделение части часть выделяется для какой-либо цели часть выполняет некоторую функцию

получатель части есть / нет

Далее были рассмотрены те концептуальные составляющие, которые играют наиболее значимую роль в КВФ таких гиперонимов ЛСГ, как piece, part, portion, fragment, bit, item. Например, в семантике гиперонима part содержится указание на «часть на фоне целого». Так, the violin part (партия скрипки в музыкальной партитуре) - это неотделимая часть от целого произведения. В то же время гипероним fragment, напротив, содержит идею «части при отсутствии целого». Например, в высказывании the dish lay in fragments в качестве части выступает слово осколок, а в качестве целого выступает слово блюдо. Очевидно, что осколок - это отдельная, небольшая, фрагментарная

часть целого блюда, которое разбилось и больше не существует как самостоятельный объект.

Сопоставление БК и КО, установленных на первом этапе анализа, с БК и КО, реализующихся в семантике гиперонимов рассматриваемой ЛСГ, позволил выделить следующие концептуальные составляющие, которым может быть присвоен статус когнитивных доминант: «часть на фоне целого», «часть при отсутствии целого», «часть структуры», «малая часть», «часть, предназначенная для какой-либо цели». Именно эти когнитивные представления являются базовыми классификационными доминантами для ЛСГ «часть целого».

Результаты исследования: когнитивно-доминантная матрица ЛСГ «часть целого»

В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что формирование ЛСГ в языке происходит за счет активизации КД-классификаторов, в основе которых лежат взаимосвязанные концептуальные представления о некотором фрагменте действительности. Концептуальные составляющие, которые отражены в семантике языковых единиц, позволяют сформировать когнитивно-доминантную матрицу и разбить ЛСГ с общим значением «часть целого» на более мелкие участки. В исследуемой ЛСГ выделялись группы слов, формирование которых обусловлено полученными в ходе концептуального анализа КД-классификаторами. Определенные участки ЛСГ становятся отдельными мини-категориями, в основании семантики которых лежат концепты или концептуальные схемы. Так, например, нами была выделена группа слов, сформированная КД, указывающей на оставшиеся части целого, больше не существующего в качестве целостного объекта. К такому разряду единиц относятся лексемы: fragment, stump, shard, remnant, remainder, ort, scrap, snatch и т. д.

В частности, лексемы remnant и remainder синонимичны, поскольку в основе семантики обоих существительных лежит образ небольшой части, которая осталась от целого (ср. remainder - a remaining group, part, or trace; remnant - a small remaining part of something1).

1 OALD - Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English Online. URL: https:// www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/remainder_l?q=remainder

По аналогичному принципу были выделены группы лексических единиц, которые сформированы посредством активизации КД, указывающей на отношения части и целого, где часть рассматривается как несоизмеримая по размерам с целым и представляет очень малую часть целого. К данному разряду лексических единиц относятся такие лексемы, как; grain, atom, particle, molecule, granule, mote, trifle, mite, iota, modicum и т. д.

В ходе исследования было установлено, что КД «малая часть целого» активна в анализируемой ЛСГ в том смысле, что она часто сочетается с другими концептуальными представлениями, в том числе с указаниями на вещество, из которого выделяется часть. В результате в ЛСГ формируется участок, к которому принадлежат такие слова, как: atom, molecule, granule, modicum и др. Например, синонимы molecule и atom близки по своей семантике, но не идентичны. Слово molecule обозначает частицу, которая по размеру больше, чем atom, однако, также содержит в своей семантике идею очень маленькой части. Этимология слова указывает на смыслы, которые синонимичны смыслам, реализуемым этимологией слова atom: первое значение «extremely minute particle» зафиксировано в 1794, от лат. molecula, mass, barrier.

Еще одна очень активная КД - это «часть, выделяемая на фоне целого». К группе лексем, выделяемых при помощи этой КД, могут быть отнесены такие лексические единицы, как detail, subdivision, proportion, portion, allotment, cantle, scale, hank, rag и т. д. При этом очевидно, что все эти слова значительно различаются по семантике, и следовательно, в данном разряде лексических единиц была проведена дальнейшая классификация с выделением более однородных групп.

Проведенное исследование показывает, что сформированная когнитивно-доминантная матрица ЛСГ «часть целого» представляет собой иерархическую структуру, где одни КД носят более общий, а другие - более частный характер, одни КД более самостоятельны, а другие - часто сочетаются с другими лексемами.

Поскольку в основу классификации исследуемых лексем легли концептуальные представления о соотношении части и целого, что следует из самого названия ЛСГ, то в ходе исследования были выделены три базовые КД, указывающие на характер взаимодействия части и целого, причем наиболее продуктивной из них оказалась

КД-классификатор, указывающая на «часть на фоне целого» (43.5% лексических единиц), второй по продуктивности выступает КД-классификатор «часть от утерянного целого» (23,2 % лексических единиц), наименьшее количество лексических единиц выделяется КД-классификатором «несоизмеримо малой части целого» (19,8 % лексических единиц).

Эти базовые КД дают основу для формирования более частных когнитивных доминант, в роли которых могут выступать различные характеристики части и целого. Особое положение здесь занимают КД, указывающие на характеристики «части». Представление о части помимо «малой части» (bit, item, scrap и др.) обусловливает выделение таких КД, как «часть большая» и «часть, определяемая количественно» (half, quarter, fifth, tenth и др.) КД «большая часть» в нашем исследовательском материале не отмечена, хотя она теоретически возможна, однако она описывается словосочетаниями, в том числе фразеологизмами (the lion's share). КД «часть, определяемая количественно» представлена небольшим числом единиц (4,7 %), по-видимому, по двум причинам. Во-первых, в большинстве своем это числительные, поэтому они не все приводятся в тезаурусах. Во-вторых, эта часть рассматриваемой ЛСГ также относится к категории количества, которая пересекается с ЛСГ «часть целого», но является отдельной большой и самостоятельной областью исследования (см. [Федяева, 2021]).

Отдельную ветвь в иерархической структуре полученной когнитивно-доминантной матрицы образует наиболее общая в этой иерархии КД «часть на фоне целого». Гиперонимом-формантом данной КД выступает существительное part, обозначающее часть целого, на которой фокусируется внимание говорящего, но при этом эта часть рассматривается как неотъемлемая составляющая целого, которая изымается из целого только мысленно (например, part of the body).

В когнитивной структуре участка ЛСГ, сформированного реализацией КД «часть на фоне целого», конкретизируется характер целого, что обусловливает появление в ЛСГ таких лексических подгрупп, основывающихся на наличии нескольких предметных концептуальных областей: 1) часть тела человека; 2) часть механизма устройства; 3) часть строения; 4) часть вещества.

В ходе анализа было установлено, что, поскольку «целое» может быть различным, то КД «часть на фоне целого» в большинстве случаев

выступает совместно с КД «часть структуры», которая подчеркивает сложный характер целого, состоящего из многих разных частей. При этом КД «часть структуры», которая может рассматриваться как составляющая КД «часть на фоне целого», имеет следующие более частные КО, уточняющие классификацию: «целое» может формироваться, или синтезироваться, из «частей» (ingredient, component). Подобных лексических единиц в нашем исследовательском материале оказалось не так много - 5,5 % от общего количества отобранных слов.

Также «целое» может распадаться или разделяться на части (sector, division, subdivision), т. е. часть может выделяться при формировании целого (интеграционный процесс), и часть может выделяться при делении целого (процесс дифференциации).

В когнитивном основании семантики рассматриваемого участка ЛСГ обычно уточняется, каким образом и для чего происходит деление «целого» на «части». Поэтому в ходе исследования были выделены две частные КД, которые мы назвали когнитивными классификационными операторами. Во-первых, это часть, выполняющая некую функцию (compartment, department, division, factor, detail, section, specimen, sample и др.), такие лексемы, составляют 15,6 % всего исследованного материала. Во-вторых, это часть, предназначенная для некоторого адресата (portion, allotment, share, sharing, dose и др.), вышеперечисленные единицы составляют 8,4% от общего числа проанализированных единиц.

Таким образом, анализ элементов, классифицируемых КД «часть структуры» показал, что данное лексико-семантическое объединение распадается на определенные участки, в основе выделения которых лежат различные концептуальные представления, благодаря чему можно говорить о когнитивных основаниях системной организации лексико-семантических групп. Разделение ЛСГ на участки объясняется присутствием одних и тех же концептуальных составляющих, которые могут соединяться друг с другом, образуя кластеры.

Полученную «матрицу», или «сетку», КД и КО можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1).

Таким образом, в английском языке когнитивные доминанты ЛСГ могут выполнять функцию лексических классификаторов, которые играют существенную роль при выборе лексических единиц в процессе речевой деятельности.

Рис. 1. Базовая матрица когнитивных доминант и когнитивных операторов ЛСГ «часть целого»

Заключение

Категоризация - одна из наиболее важных центральных проблем когнитивной лингвистики. Самым сложным аспектом этой проблемы является вопрос о том, что лежит в основании формирования классов языковых единиц и языковых категорий. Для решения проблемы категоризации лексики (словарного состава языка) предлагаются разные подходы, однако проведенное нами исследование позволяет сделать общий вывод о том, что категоризация лексики базируется на концептуальных матрицах, которые являются производными от семантики лексических единиц, формирующих различные классы или разряды лексических единиц. Полученная в ходе исследования концептуальная матрица характеризует английский языковой материал. В каждом языке должна быть лексико-семантическая категория «часть целого» и возникает вопрос о том, будет ли характерное для английского языка концептуальное основание этой категории

основанием в других языках. Когнитивная лингвистика исходит из того, что роль концептов в формировании концептуальных оснований семантики в разных языках будет отличаться, на что указывают закономерности «членения» одного и того же фрагмента действительности в разных языках. Можно предположить, что различными будут и когнитивные доминанты лексико-семантического уровня, т. е. они будут специфичными для каждого отдельно взятого языка. Также можно предполагать, что когнитивно-доминантный принцип организации и категоризации лексики характерен не только для английского языка, возможно, он является универсальным [Шахаева, Красикова 2019]. Для подтверждения этой гипотезы, однако, потребуются специальные исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Болдырев Н. Н. Категориальная система языка // Когнитивные исследования языка. Вып. X. Категоризация мира в языке: коллективная монография. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 17-101.

2. Болдырев Н. Н., Григорьева В. С. Когнитивные доминанты речевого взаимодействия // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. Вып. 4. С. 15-24.

3. Беляевская Е. Г. Воспроизводимы ли результаты концептуализации? (К вопросу о методике когнитивного анализа) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. Вып. 1. С. 5-15.

4. Беляевская Е. Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова): дис. ... д-ра филол. наук. М., 1992.

5. Беляевская Е. Г. Когнитивные доминанты в структуре лексико-семантических групп // Когнитивные исследования языка. 2021. № 1 (44). С. 65-73.

6. Федяева Е. В. Количественная интерпретация качества в языке: дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2020.

7. Шахаева А. А., Красикова Е. А. Когнитивные основания многозначности китайского классификатора а // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Вып. 4 (10). С. 1-9. URL: https://sfk-mn.ru/ PDF/50FLSK419.pdf

REFERENCES

1. Boldyrev, N. N. (2012). Categorial System of Language. Kognitivnye issle-dovaniya yazyka (pp. 17-120.). Moscow: Institut yazykoznaniya RAN; Tambov: Izdatel'skii dom TGU im. G. R. Derzhavina,

2. Boldyrev, N. N., Grigor'eva, V. S. (2018). Cognitive dominants of speech interaction. Issues of cognitive linguistics, 4, 15-24. (In Russ.)

3. Belyaevskaya, E. G. (2005). Towards a uniform procedure of conceptual analysis. Issues of cognitive linguistics, 1, 5-15. (In Russ.)

4. Belyaevskaya, E. G. (1992). Semanticheskaya struktura slova v nomina-tivnom i kommunikativnom aspektah (kognitivnye osnovaniya formirovaniya i funkcionirovaniya semanticheskoj struktury slova = Semantic structure of a word in nominative and communicative aspects (cognitive foundations of the formation and functioning of the semantic structure of a word: thesis of PhD in philology. Moscow. (In Russ.)

5. Belyaevskaya, E. G. (2021). Cognitive dominants in the structure of lexico-semantic groups. Cognitive studies of language, 1(44), 65-73. (In Russ.)

6. Fedyaeva, E. V. (2020). Kolichestvennaya interpretaciya kachestva v yazyke = Quantitative interpretation of quality in language: thesis of PhD in philology. Tambov. (In Russ.)

7. Shakhaeva, A. A., Krasikova, E. A. (2019). Cognitive basis of polysemy of the polysemy of the Chinese classifier p. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, 4(10), 1-9. (In Russ.)

Информация об авторе

Красикова Е.А. - преподаватель-исследователь кафедры лексикологии английского языка факультета английского языка Московского государственного лингвистического университета

Information about the author

Krasikova E.A. - Lecturer-Researcher, Department of English Lexicology, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021; принята к публикации 06.10.2021

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted for publication 06.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.