БОТ: 10.24412/2413-2527-2022-432-24-29
Когнитивность как фактор сложности разработки обучающих систем
М. А. Крылов, к.и.н. А. В. Забродин Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Россия Mihailkrylov8189@gmail.com, zabrodin@pgups.ru
Аннотация. Рассматривается когнитивность, ее влияние на процесс обучения, особенности создания предметно-ориентированных обучающих систем, а также актуальность создания обучающих систем, основанных на когнитивном подходе. Представлена авторская модель обучающей программы по английскому языку, использующей психологические тесты для определения когнитивного портрета пользователя, формирования индивидуального подхода в его обучении в целях достижения более высокого результата обучения когнитивного развития.
Ключевые слова: когнитивность, когнитивный подход, предметно-ориентированная компьютерная обучающая система, внимание, работоспособность, когнитивный профиль, клиент-серверная архитектура, модульная система.
Введение
Основная цель обучения «заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они на долгие годы сохранили бы любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества» [1]. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказывает существенное влияние на различные сферы человеческой деятельности в связи с интенсивным внедрением новых, постоянно меняющихся технологий, что, безусловно, предъявляет ряд требований к человеку, живущему в XXI веке. Именно из-за этого в последние годы появилось так много образовательных курсов, стажировок, практикумов, обучающих вебинаров. Цифровое образование стало играть весомую роль в жизни современного человека.
Особенности обучения
Одним из эффективных средств организации современного обучения является предметно-ориентированная компьютерная обучающая система. Это программные средства профессиональной подготовки, состоящие из электронных учебников и набора специализированных тренажеров. Такие системы позволяют комплексно изучить предоставляемый материал и выработать у обучающихся необходимые навыки и умения. При этом сложность создания современной обучающей программы состоит в том, что к продукту предъявляются высокие требования: общепонятность с подробным изложением и дроблением на части учебного материала; определенность логической структуры подачи учебного материала, грамотный методический отбор упражнений, заданий, иллюстраций, дидактических игр;
результативность усвоения учебного материала на заданном уровне. Такие программы обучения пользуются большой популярностью, так как у их пользователей не хватает времени самостоятельно находить и изучать интересующую их информацию.
Если не получается увеличить количество времени, затрачиваемого на образовательный процесс, нужно улучшить качество обучения в доступную единицу времени. Это возможно при построении образовательного процесса на основе когнитивного подхода. Как известно, успеваемость зависит от когнитивного развития конкретного человека. Данная зависимость выявлена и описана в работах отечественных и зарубежных психологов: Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, В. В. Давыдова, Н. В. Бордовской, А. А. Ре-ана [2-10]. Согласно выводам А. Р. Лурия «.. .учебный процесс необходимо ориентировать на развитие высших психических функций обучающихся».
Наглядным примером предметно-ориентированной компьютерной обучающей системы может быть приложение для изучения иностранного языка. Задания для учеников, ход занятий, система оценивания, способы передачи информации будут определяться исходя из психологического тестирования учащихся, которое поможет установить исходный уровень развития когнитивных способностей человека перед началом учебного процесса; выявить первичную, базовую работоспособность нервной системы, лежащей в основе любой деятельности, в том числе и обучения; уровень развития некоторых психических процессов, таких как память, внимание, мышление, тип интеллекта каждого пользователя; сферу его интересов и предпочтений и то, каким образом ему проще усваивать, воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию.
Когнитивность
Когнитивность в узком смысле — это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, в то время как в широком смысле это акт познания. Термин «когнитивный» трактуется как способствующий познанию, познавательной деятельности субъектов обучения, включающей восприятие, распознание, запоминание, мышление [11]. Он получил широкое распространение в связи с такими научными направлениями, как когнитиви-стика и когнитивная психология, которая изучает прием, хранение, переработку, воспроизведение и использование информации, а также объясняет поведение человека на их основе. Когнитивная психология использует естественный подход, избегает метафорического описания психологических явлений. Она изучает то, как получают информацию о мире, как она представляется в сознании человека, как
хранится в памяти и как преобразуется в знания. Среди приоритетных целей применения когнитивного подхода в образовании М. Е. Бершадский [12] выделяет когнитивное развитие учащихся (развитие когнитивных способностей обучающегося на уровне не ниже статистической нормы), присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями обучения, формирование информационной компетентности, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, и формирование критического мышления. При этом основной задачей когнитивного подхода в образовании является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации, ее максимально быстрого, легкого, долговременного усвоения и способности к дальнейшему использованию. Таким образом, идея создания обучающей системы (приложения), основанной на когнитивном подходе к образовательному процессу, является актуальной и востребованной.
В качестве теста для изучения базовой работоспособности нервной системы человека можно взять тест Э. Лан-дольта «Диагностика работоспособности». Методика Э. Ландольта относится к группе корректурных тестов. В литературе можно найти различные подходы к оценке диагностической направленности данной группы тестов. Многие авторы (Б. Бурдон [13, 14], В. Шульте [15], Г. Мюнстен-берг [16] и др.) рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания [17], другие — как методы определения психомоторного темпа [18]. А некоторые авторы (например, Э. Крепелин [19]) считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств. В. Н. Сысоев отмечает, что «...эффективность и стиль всей жизнедеятельности человека в целом зависит от того, на какое «волевое усилие» способна его нервная система, как долго она может работать «не уставая» [20, 21]. В данном случае тест Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений, в ходе проведения которого изучается базовая, первичная работоспособность, лежащая в основе любой деятельности. Особенности этой базовой
работоспособности проявляются косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии с определенными правилами.
Задание теста состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просматривать строчки с кольцами, при этом зачеркивать кольца с определенным расположением разрыва. Через каждые 2 минуты после начала прохождения тестирования испытуемому подается команда «черта», по которой он должен поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут тестирование завершается. Далее происходит подсчет полученных результатов с помощью формул, и формируется итоговое заключение, включающее необходимые показатели. В электронном виде это может выглядеть следующим образом (рис. 1-3).
Информации а тестируемом
Дота тестирования: 15 Май 2019 Пол: Мужской
ФИО: Возраст: 40
Гряппат
Данные тестирования
Время - М А Р
1 -2 мнн 427 4 47 0.91 391
3-4 мин 4 11. 10 ьи 0.80 34Э
5-6 мнн 397 12 54 0,78 309
7-8 мин 480 Б 60 О.ЭО 432
9 10 мин ззи а 45 0.82 271
Итого за 10 мищт 2070 40
Интерпретация значений
Параметр Значение Ингерпрегация значений
Скорость переработки информации |S| 1.7 Высокая
Продуктивность (PI) 350 Высокая
Коэффициент выносливости [Ко1 34* Низкий
Точность [Al] 0,84 Средняя
Коэффициент точности (Та) 11* Умеренные, допустимые изменения
Амплитуда килебамий продукшвносш 161 Высокая
Интегральная оценка уровня работоспособности Средний уровень
Таб.ащы |
Экспорт
X Закрыть"]
Рис. 1. Образец результатов тестирования по тесту Ландольта
Рис. 2. График изменения показателей продуктивности и точности
Диагностика работоспособности.
Результаты тестирования.
Графи <11
Ф.И.О.:
1 pyrin hi:
Пап: м ».4 .... ....
Do 40 35» 10» 25» Р 15» 1«» Й П^ГГГПЛ^ГГГ м •л ».с ».5 А м ♦.3 •J •,1 -
Д.1М: 15Мэй2015
Данные тестирования
Время 0 И II А Р
15 ш 427 А 47 0.31 3S1.00
5-6 мин 337 12 54 0.70 309.00
7-8 МИН 400 0 60 090 432.00
9-10 нин 330 е 45 082 271.00
2 070 40
Интерпретация зна< h It Н И
Параметр Значенне Интерпретация анаЯВннй 2 4 I t 1» г 4 с * I 10
Скорость переработки информации (S) ' 1.7 Высокая
Продуктивность грп 350 Высокая
Коэффициент выносливости (Кр) 34% Низким
Точность (At) ' 0Я4 Средняя
Коэффици уит точности ГТа) 11% Умеренные, допустимые изменения
Амплитуда колебаний продуктивности 1Б1 Высокая
Интегральная оценка уровня работоспособно! Средний чрозекь
Рис. 3. Экспортированные в программу Excel результаты по тесту Ландольта
В результате тестирования мы получим два количественных (скорость переработки информации и выносливость) и два качественных (средняя точность и коэффициент точности) показателя работоспособности, которые очень важны для построения будущего образовательного процесса. В [21] В. Н. Сысоев, ссылаясь на схему для анализа личности Хосковцева, для характеристики личностных и трудовых качеств, обследуемых по показателям работоспособности, выделяет четыре группы:
1. С хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы. Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить у обследуемого высокую скорость протекания мыслительных процессов и процессов переработки информации, что составляет основу высокой продуктивности деятельности, силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению и выполнению большого количества заданий в единицу времени, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину, что позволяет прогнозировать успешность процесса обучения. Эти люди могут эффективно выполнять задания в повышенном темпе.
2. С хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы. Такое сочетание свидетельствует об ориентации человека преимущественно на безошибочность работы. При слабой выносливости быстро наступает утомление. В данном случае можно предположить наличие у обследуемого таких личностных особенностей, как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и склонность к пунктуальности. Такой ученик будет усваивать материал медленнее, но тщательнее. При слабых показателях коэффициента выносливости необходимо предусмотреть возможность отдыха.
3. С хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы. Данное сочетание свидетельствует об ориентации обследуемого преимущественно на высокую скорость выполнения в ущерб безошибочности и качеству усвоения. При выполнении заданий человек допускает большое количество ошибок, имеет особенность неточно усваивать новый материал. Это позволяет предположить такие личностные черты, как импульсивность,
самоуверенность, возможно легкомысленность и поверхностное отношение к выполнению заданий. Здесь становится очевидным, что индивидуальный стиль учебной деятельности, позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы и дополнительное выполнение заданий, в которых были допущены ошибки.
4. Со слабыми количественными и качественными результатами работы. Такие результаты могут демонстрировать люди, которые не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне недостаточно уравновешены, не уверены в себе, тревожны. Иногда это может быть связано с заниженными интеллектуальными способностями. Лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости при обучении, если данная особенность не учитывается. Для таких людей важна стабильная по содержанию деятельность с умеренной интенсивностью поступления новой информации и возможностью периодических небольших моментов отдыха. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям, ритме.
Таким образом, полученные с помощью теста Лан-дольта результаты могут помочь в формировании индивидуального подхода к осуществлению образовательного процесса: подбору оптимального объема изучаемого материала, подбору необходимого количества и качества тренировочных и контрольных упражнений, а также необходимого времени для усвоения новых знаний.
Учитывая вышесказанное, в архитектуре разрабатываемого приложения предполагается сформировать отдельный психологический модуль, в который кроме теста Лан-дольта войдут и другие методики, изучающие уровень внимания, памяти, мышления, на основе которых и будет построен базовый когнитивный профиль пользователя. Использование (применение) психологического модуля предполагается в середине обучения или после завершения определенного этапа обучения чтобы проследить динамику когнитивного развития пользователя. В то же
Intellectual Technologies on Transport. 2022. No 4
время В. Н. Сысоев [21] отмечает, что высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные человеку в соответствии с его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной учебной деятельности, если она не мотивирует его своим содержанием и/или вознаграждением, то есть не является мотивационно значимой. Именно поэтому так важно при создании обучающей программы тщательно подбирать и
формировать материал с учетом индивидуальных предпочтений и особенностей.
Авторская модель-схема обучающей программы Для создания обучающей программы по английскому языку, основанной на когнитивном подходе, была разработана структурная модель-схема приложения «ТЫпкУои», представленная на рисунке 4.
С
ThirKvou
\ Текст, аудио-видео контент Система добавления контента Нормализованный кон_ент
)
Когнитивный профиль
ПОЛ^ЗЗВаТеЛ:.}
Ответь на психопатические тесты
Система определения когнитивного уровне
База данных
I
Когнитивный Нормализованный
профиль ксн~ент
Ответь на обучающие ма~ериалы
Система синтеза обучающих материалов
Обучающий материал
Система обучения пользезатегей
Коррекционные результаты когнитивного профиля
Резуль~ат обучения
Обучающие ма_е риалы
EL
Рис. 4. Структурная модель-схема приложения «Think You»
Данная программа отличается от уже существующих обучающих приложений тем, что в нее добавлены психологические тесты и когнитивный профиль, на основе которых станет возможным сформировать индивидуальный подход к образованию в цифровом виде. Задачей является не только обучить пользователей иностранному языку, но и улучшить их когнитивные способности. Это возможно путем синтеза заданий по английскому языку и психологических упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления.
Программа построена по модульному принципу, каждый модуль выполняет свой определенный функционал и может использоваться в одном или нескольких контекстах алгоритма выполнения.
Система добавления контента отвечает за заполнение базы данных информацией, предоставляемой создателями программы. Также в базе данных будет храниться информация о когнитивном профиле пользователя и результатах его обучения. При запросе с клиентской части приложения, из базы данных будут предоставляться обучающие материалы, за подготовку которых ответственна система синтеза. Через нее происходит запрос информации из базы данных о когнитивном профиле пользователя. На основе полученных данных подбирается необходимый материал. После того как пользователь пройдет тестирование по изу-
ченной теме, он сможет увидеть свои результаты. Результаты тестирований будут храниться в базе данных для отслеживания статистики.
Особое внимание в приложении уделено тестированию обучающихся и созданию индивидуального когнитивного профиля. До начала обучения пользователь должен пройти психологические тесты, на основе которых программа создаст приблизительный когнитивный портрет человека. При этом необходимо разработать алгоритм конвертации данных, полученных из психологических тестов в данные, которые будет хранить когнитивный профиль пользователя. На их основе программа выберет один из нескольких доступных вариантов теоретического материала, отличающихся объемом, подробностью, а также примерами. Так, если пользователь интересуется спортом, примеры будут основываться на спортивной тематике. Благодаря такому подходу человек быстрее, проще и с большим интересом будет изучать предоставляемый учебный материал. Но в этом и заключается главная сложность: необходимо разработать алгоритм подбора учебных материалов и заданий, основываясь на результатах тестирований, хранящихся в когнитивном профиле. Потребуется тесное сотрудничество с педагогами, которые будут разрабатывать учебный материал, а также психологами. Необходимо подобрать оптимальное количество заданий, их направленность. Тесты по пройденному
материалу не будут иметь ограничений на количество заданий: на каждый тест отведено определенное время, т. е. количество выполненных заданий зависит от самого пользователя. Если человек обладает хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы, после прохождения контрольного теста по изученному материалу программа предложит заново выполнить задания, в которых были допущены ошибки. Если пользователь обладает слабыми количественными и хорошими качественными результатами работы, программа предложит пользователю решить дополнительные задания для достижения средних количественных результатов для закрепления материала.
Разработка серверной части данного приложения предполагается на языке программирования Java ввиду его платформонезависимости, а также наличию таких библиотек, как Jackson, HttpClient, Log4j, DBCP, а также удобных для разработки фреймворков. В реализации поставленных задач поможет фреймворк Spring boot, который является надстройкой над Spring Framework. Он позволит уменьшить количество кода, оптимизировать работу программы, а также упростит настройку приложения при разработке. Система сборки Maven позволит автоматизировать сборку проекта, а также упростит подключение и управление зависимостями. Из-за большого количества данных, полученных после проведения различных тестов, а также из-за их сложной структуры целесообразно будет использовать объектно-ориентированную базу данных. В ней отсутствует проблема несоответствия модели данных в приложении и БД, все данные сохраняются в БД в том же виде, что и в модели приложения. Не требуется отдельно поддерживать модель данных на стороне СУБД, также все объекты на уровне источника данных строго типизированы.
Заключение
При создании обучающей системы, учитывающей когнитивные способности человека, требуется определенный (нетривиальный) подход. Возможно возникновение трудностей в связи с тем, что идея находится на стыке наук и предполагает первоначальную подготовку к разработке группой специалистов разных областей: психологов, педагогов, лингвистов, программистов, дизайнеров и, возможно, других. Непосредственно техническое исполнение может столкнуться с такими проблемами, как внедрение в программу психологических тестов и учет ответов обучающихся, разработка алгоритма для создания индивидуального образовательного материала, основываясь на результатах тестирования, формирование структуры базы данных и запросов к ней, выбор языка программирования и стека технологий.
Литература
1. Плигин, А. А. Психология познавательных стратегий школьников в индивидуализации образования: дис. на со-иск. учен. степ. докт. психол. наук: 19.00.07 / Плигин Андрей Анатольевич; Московский психолого-социальный институт. — Москва, 2009. — 518 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. — Изд. 5-е, испр. — Москва: Лабиринт, 1999. — 352 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека. — Москва: Смысл: Эксмо, 2005. — 1136 с. — (Библиотека всемирной психологии).
4. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, [и др.]. — Москва: Изд-во МГУ, 1982. — 256 с.
5. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 320 с. — (Мастера психологии).
6. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 т. — Москва: Педагогика, 1963, 1970. — 479, 496 с.
7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. — Москва: ИНТОР, 1996. — 542 с.
8. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — 2-е изд. — Москва: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
9. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. — 3-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2018. — 432 с. — (Бакалавриат).
10. Реан, А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 432 с. — (Учебник нового века).
11. Идиатулин, В. С. Когнитивная технология обучения студентов. — Ижевск: Ижевская гос. сельскохоз. академия,
2002. — 180 с.
12. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: Монография / С. Ф. Сергеев, М. Е. Бершадский, Е. А. Бершад-ская, [и др.]. — Якутск: Ин-т гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отд. Рос. ак. наук, 2016. — 336 с.
13. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. — (Мир психологии).
14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1995. — 528 с.
15. Зиганов, М. А. Скорочтение. — Москва: ЭКСМО, 2013. — 224 с. — (Мозг на 100 %).
16. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники / Пер. с немецкого под ред. Б. Н. Северного и В. М. Экземплярского. — 2-е изд. — Москва: Русский Книжник, 1924, 1925. — 136, 148 с.
17. Баскакова, И. Л. Внимание как показатель работоспособности в норме и патологии / И. Л. Баскакова, Л. Д. Закаева // Вопросы психологии познавательной деятельности: Сборник научных трудов. — Москва: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1979. — С. 10-14.
18. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 412 с.
19. Елисеев, О. П. Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину // Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности. — 3-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — С. 199-200. — (Практикум по психологии).
20. Аверьянов, В. С. Физиологические механизмы работоспособности / В. С. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова // Физиология трудовой деятельности: Монография / [Редкол.: В. И. Медведев, [и др.]]. — Санкт-Петербург: СПИКФ Наука, 1993. — С. 62-82. — (Основы современной физиологии).
21. Сысоев, В. Н. Тест Э. Ландольта: диагностика работоспособности: Методическое руководство. — Санкт-Петербург: Институт практической психологии «Иматон»,
2003. — 31 с.
DOI: 10.24412/2413-2527-2022-432-24-29
Cognitiveness as a Factor in the Complexity of Developing Learning Systems
M. A. Krylov, PhD A. V. Zabrodin Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University Saint Petersburg, Russia Mihailkrylov8189@gmail.com, zabrodin@pgups.ru
Abstract. The article considers cognitiveness, its influence on the learning process, the features of creating subject-oriented learning systems, as well as the relevance of creating learning systems based on a cognitive approach. The article presents the author's model of the English language program based on psychological tests to determine the cognitive portrait of the user, the formation of an individual approach in his training in order to achieve higher cognitive development.
Keywords: cognitiveness, cognitive approach, subject-oriented computer learning system, attention, efficiency, cognitive profile, client-server architecture, modular system.
References
1. Pligin A. A. Psychology of Cognitive Strategies of Schoolchildren in the Individualization of Education [Psi-khologiya poznavatelnykh strategiy Shkolnikov v individuali-zatsii obrazovaniya]: diss. on competition of a scientific degree Grand PhD (Psychol.). Moscow, 2009, 518 p.
2. Vygotsky, L. S. Thinking and speech [Myshlenie i rech]. Moscow, Labirint Publishing House, 1999, 352 p.
3. Выготский, Л. С. Psychology of human development [Psi-khologiya razvitiya cheloveka]. Moscow, EKSMO, 2005, 1136 p.
4. Khomskaya E. D., et al. (eds.) A. R. Luria and modern psychology [A. R. Luriya i sovremennaya psikhologiya]. Moscow, Lomonosov Moscow State University, 1982, 256 p.
5. Luria A. R. Lectures on general psychology [Lektsii po obshchey psikhologii]. Saint Petersburg, Piter Publishing House, 2006, 320 p.
6. Luria A. R. The human brain and mental processes [Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy]. In 2 volumes. Moscow, Pedagogika Publishing House, 1963, 479 p.; 1970, 496 p.
7. Davydov V. V. Developmental learning theory [Teoriya razvivayushchego obucheniya]. Moscow, INTOR Publishing House, 1996, 542 p.
8. Davydov V. V. Types of generalization in teaching: Logical and psychological problems of constructing educational subjects [Vidy obobshcheniya v obuchenii: Logiko-psikholog-icheskie problemy postroeniya uchebnykh predmetov]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2000, 480 p.
9. Bordovskaya N. V. (ed.) Modern educational technologies: Study guide [Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii: Ucheb-noe posobie]. Moscow, KnoRus Publishing House, 2018, 432 p.
10. Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psychology and pedagogy: Textbook for universities [Psikhologiya i pedagogika: Uchebnik dlya vuzov]. Saint Petersburg, Piter Publishing House, 2000, 432 p.
11. Idiatulin V. S. Cognitive technology for student learning [Kognitivnaya tekhnologiya obucheniya studentov]. Izhevsk, Izhevsk State Agricultural Academy, 2002, 180 p.
12. Sergeev S. F., Bershadsky M. E., Bershadskaya E. A., et al. Cognitive pedagogy: E-learning technologies in the professional development of a teacher: Monograph [Kognitivnaya pedagogika: tekhnologii elektronnogo obucheniya v professionalem razvitii pedagoga: Monografiya]. Yakutsk, Institute for Humanitarian Research and North Indigenous People Problems of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2016, 336 p.
13. Rubinshteyn S. Ya. Experimental methods of pathopsychology [Eksperimentalnye metodiki patopsikhologii]. Moscow, EKSMO-Press, 1999, 448 p.
14. Rogov E. I. Handbook of practical psychologist in education: Study guide [Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii: Uchebnoe posobie]. Moscow, VLADOS Publishing Center, 1995, 528 p.
15. Ziganov M. A. Speed reading [Skorochtenie]. Moscow, EKSMO, 2013, 224 p.
16. Münsterberg H. Fundamentals of psychotechnics [Os-novy psikhotekhniki]. Moscow, Russkiy Knizhnik Publishing House, 1924, 136 p.; 1925, 148 p.
17. Baskakova I. L., Zakaeva L. D. Attention as an Indicator of Working Capacity in Normal and Pathological Conditions [Vnimanie kak pokazatel rabotosposobnosti v norme i pato-logii], Questions of the Psychology of Cognitive Activity: Collection of scientific papers [Voprosy psikhologii poznavatelnoy deyatelnosti: Sbornik nauchnykh trudov]. Moscow, Lenin Moscow State Pedagogical Institute, 1979, Pp. 10-14.
18. Ilin E. P. Psychophysiology of human conditions [Psi-khofiziologiya sostoyaniy cheloveka]. Saint Petersburg, Piter Publishing House, 2005, 412 p.
19. Eliseev O. P. Assessment of Mental Performance by E. Krepelin [Otsenka umstvennoy rabotosposobnosti po E. Kre-pelinu]. In: Eliseev O. P. A workshop on personality psychology [Praktikum po psikhologii lichnosti]. Saint Petersburg, Piter Publishing House, 2010, Pp. 199-200.
20. Averyanov V. S., Kapustin K. G., Vinogradova O. V. Physiological Mechanisms of Working Capacity [Fiziolog-icheskie mekhanizmy rabotosposobnosti] In: Medvedev V. I., et al. (ed. board) Physiology of labor activity: Monograph [Fizi-ologiya trudovoy deyatelnosti: Monografiya]. Saint Petersburg, Nauka Publishers, 1993, Pp. 62-82.
21. Sysoev V. N. E. Landolt's test: Diagnostics of working capacity: Methodological guide [Test E. Landolta: diagnostika rabotosposobnosti: Metodicheskoe rukovodstvo]. Saint Petersburg, Institute of Practical Psychology «Imaton», 2003, 31 p.