Научная статья на тему 'Когнитивное словообразование как один из сегментов репрезентации языковой картины мира'

Когнитивное словообразование как один из сегментов репрезентации языковой картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
677
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE APPROACH / COGNITIVE DERIVATION / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / WORD FORMATION RESOURCES / INTENSITY CATEGORY / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулганеева Ирина Игоревна

В статье рассматривается когнитивная сущность словообразовательных ресурсов в процессе актуализации я языке категории интенсивности; когнитивное словообразование выступает одним из сегментов репрезентации языковой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive word formation as one of segment representation linguistic world

The article deals with the cognitive essence of word-building resources in the process of updating the I-language category of intensity; cognitive word formation is one of the segments of the representation of a language picture of the world.

Текст научной работы на тему «Когнитивное словообразование как один из сегментов репрезентации языковой картины мира»

КОГНИТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СЕГМЕНТОВ

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

И. И. Абдулганеева

(г. Казань, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается когнитивная сущность словообразовательных ресурсов в процессе актуализации я языке категории интенсивности; когнитивное словообразование выступает одним из сегментов репрезентации языковой картины мира.

Ключевые слова: когнитивный подход; когнитивное словообразование; языковая картина мира; словообразовательные ресурсы; категория интенсивности.

COGNITIVE WORD FORMATION AS ONE OF SEGMENT REPRESENTATION LINGUISTIC WORLD

I. Abdulganeeva

(Kazan, Russia)

Abstract The article deals with the cognitive essence of word-building resources in the process of updating the /-language category of intensity; cognitive wordformation is one of the segments of the representation of a language picture of the world.

Key words: cognitive approach; cognitive derivation; linguistic picture of the world; word formation resources; intensity category.

Одним из сегментов репрезентации языковой картины миры отдельного этноса является его словообразовательная система. В контексте нашего исследования в сопоставительном ключе рассматриваются словообразовательные ресурсы русского языка, выражающие категорию интенсивности.

Словообразовательная система определенного языка представляет собой непревзойденный источник психолингвистических, ментальных, уникальных этнолингвокультурологических, единственных в своем роде языковых явлений, так как «в языке закреплен опыт тысячелетий психологической и культурной интроспекции его носителей» [3, с. 27]. Именно словообразовательный инструментарий позволяет актуализировать духовный и национально-специфический потенциал и колорит носителей данного языка. В то же время избирательность словообразовательного инструментария в его непосредственном языковом выражении детерминирована индивидуально-личностными установками определенной личности, субъекта определенной лингвокультуры.

Каждый этнос как единственный в своем роде носитель «языкового микрокосма, языкового духа», языковой культуры определенного языка

по-своему «интенсифицирует» субъектно-объект-ные отношения и связи, обуславливающие жизнедеятельность человека в широком смысле этого слова. В связи этим целесообразно упомянуть о воззрениях выдающегося немецкого философа В. Гумбольдта, идеи которого нам близки и находят свое отражение и продолжение и в современном языкознании. Великий мыслитель рассматривает язык как деятельность (епе^е1а) духа, продукт «языкового сознания нации», так как в самой структуре языка, а именно в его «внутренней форме» воплощено «мировидение» определенного народа, нации [1, с. 140]. Таким образом, каждый язык фиксирует и отражает «национальную когнитивную картину мира» [8, с. 11], которая представляет собой когнитивно-психологическую реальность, которая обнаруживается в мыслительной, познавательной деятельности народа, в его поведении как физическом, так и вербальном.

Актуализация словообразовательного уровня интенсивности, таким образом, является не случайным, а закономерным процессом, как и все другие процессы языковой системы, характер и степень проявления которых обусловлены спецификой национального языка. Логичным является указание Э. Сепира на то, что «содержание всякой

культуры может быть выражено с помощью ее языка, и не существует таких элементов языкового материала, ни содержательных, ни формальных, которые не символизировали бы никакого реального значения, каково бы ни было к этому отношение тех, кто принадлежит к другим культурам» [9, с. 226].

Следует уточнить, что мы не являемся сторонниками относительной теории Сепира-Уорфа, согласно которой именно структура языка оказывает влияние на процессы мышления и познание носителями данного языка действительности, так как, на наш взгляд, причины этого кроются гораздо глубже, они детерминированы «идеальным началом, духом нации» и т.д. (данная проблематика лежит за границами настоящего исследования и является темой научной философии), однако некоторые положения видятся нам интересными, в связи с чем приняты во внимание.

Таким образом, этнолингвокультурологиче-ский аспект изучения языковых категорий в современных условиях, когда культуры активно взаимопроникают в друг друга, приобретает особое значение и актуальность и тем самым относится на сегодняшний день к одним из наиболее перспективных направлений в языкознании [5, с. 15].

Когнитивный подход изучения языка очевиден, так как сам процесс говорения относится к выдающимся когнитивным способностям homo sapiens, которые и отличают его от других видов. Язык и процесс говорения традиционно являются предметом исследования языковедческих дисциплин. Изучение способности человека «говорить», «возможности общаться» и интегрироваться через язык возможно только при междисциплинарном подходе-объединении лингвистики с другими науками: психологией, неврологией, частично информатикой и др. [12, с. 11]. Действительно, включение лингвистики в когнитивные исследования междисциплинарного характера продиктовано желанием лингвистов связать свой предмет с ког-ницией, прийти к такому описанию/объяснению языковых явлений, которое бы позволило представить их в контексте когнитивных моделей [10, с. 13]. Основной задачей когнитивной лингвистики является описание языка как когнитивного феномена [12, с. 9-42], в основе которого лежит понятии когниции. Под когницией подразумевается «множество всех ментальных структур и процессов (понимания), которыми располагает человек»

[11, с. 31-63], кроме того «при образовании нового наименования в структуре производящего слова активизируются когнитивные структуры, как лежащие в основе всех предыдущих компонентов значения слова, так и принадлежащие значению, от которого непосредственно образуется производная единица» [4, с. 11].

Особенно интересным в данной связи нам видится психологическое воззрение А. А. Леонтьева, который считает, что каждый народ в своем мировидении и мировосприятии располагает своей системой предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем, поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено, видение мира одним народом нельзя простым «перекодированием» перевести на язык культуры другого народа [7, с. 16]. Как справедливо отмечает ■Г.-С. ТаЬагу, интроспекция показывает индивиду, что сознание не изобретает свое содержание, а отражает предшествующую ментальную деятельность, когда субъект начинает обращать внимание на содержание своих знаний, общая структура его когнитивной системы в целом уже сформирована [10, с. 6]. В связи этим ценно обращение к пониманию языка как общего когнитивного механизма, как когнитивного инструмента-системы знаков, которые играют роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации [6, с. 53]. Следовательно, индивид отражает те культурные коды, которыми располагает его языковая картина мира, лингвокультурологическое пространство, то есть оперирует тем словообразовательным инструментарием для выражения категории интенсивности, которым располагает его родной язык. Обретает особую ценность введенное Н. Ф. Але-фиренко понятие лингвокогнитивной синергетики, которая составляет суть новой парадигмы «...системного познания когерентных процессов естественного языка как биопсихического, семиотического, когнитивного, социального и культурного феномена» [2, с. 229].

Таким образом, когнитивная природа словообразовательных явлении при изучении выражения категории интенсивности словообразовательными средствами обнаруживает себя, так как рассматривается не сама по себе система языка как идеальная субстанция, а язык во взаимосвязи с миром внешним, миром человека, миром культурных и духовных ценностей отдельного индивида как представителя определенной лингвокультуры.

Список литературы:

1. Аверинцев С. С. Философский энциклопедический словарь.-М., 1989-С. 140.

2. Алефиренко Н. Ф. Лингвокогнитивная синергетика: истоки, принципы, сущность // Studia lingüistica cognitiva. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания.- 2009.-Вып. 2.-С. 229.

3. Апресян В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания.-1993.- № З.-С. 27.

4. Варламова М.Ю. Семантическая деривация на базе наименований лица в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук.-Казань, 2008.-С. 11.

5. Иванова Г. Ф. Ментальные сферы языка: оценка: монография .-Уфа, 2007-С. 15.

6. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитив-

ных терминов.-М., 1996.-С. 53.

7. Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рацио-нальность-М., 1993-С. 16-21.

8. Попова 3. Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии.-Воронеж,

2002-С. 11.

9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи.-М., 1993-С. 226.

10. Сонин А. Г. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы: монография.-Барнаул, 2002-С. 13.

11. Hoinkes U., Dietrich, W.Buch Kaleidoskop der lexikalischen Semantik.-Tübingen, 1997-S. 31-63.

12. Felix S.W. Kognitive Linguistik. Repräsentation und Prozesse.-Opladen, 1994-S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.