=ВОПРОСЫ СЕМЬИ И ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
www.volsu.ru
UDC 159.9 Submitted: 10.05.2022
LBC 88.5 Accepted: 01.08.2022
WOMEN'S COGNITIVE ASSESSMENT OF A DIFFICULT LIFE SITUATION (ON THE EXAMPLE OF THE COVID-19 PANDEMIC) DEPENDING ON MARITAL STATUS1
Elizaveta V. Filippova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Elizaveta A. Solosenkova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. This article presents an analysis of the results of an empirical study of women's cognitive assessment of a difficult life situation (using the example of the COVID-19 pandemic) depending on marital status. The aim of the work is to determine the features of the influence of marital status on a woman's cognitive assessment of COVID-19 as a difficult life situation. The theoretical part of the work includes the definition of the concepts of cognitive assessment, difficult life situation and marital status. Cognitive assessment is a process of categorizing external influences according to the parameter of their well-being or disadvantage for a person, in which resources for overcoming difficulties, controllability of conditions and the effectiveness of coping methods are also assessed. In our study, we consider a difficult life situation as a circumstance that worsens the quality of a person's life, while the negative consequences of such an individual's impact are difficult to overcome on our own. The COVID-19 pandemic was chosen as an example of such a situation in the work. The collection of empirical data was carried out using the questionnaire method (which included questions about a person's marital status, his attitude to the COVID-19 pandemic), as well as using a questionnaire developed by E.V. Bityutskaya for the diagnosis of cognitive assessment of difficult life situations. Data processed using Student's /-test. Analysis of the results of the work showed that there is no significant connection between the phenomena under consideration. Based on this, we assume that the presence of family relationships is not a key factor in a woman's cognitive assessment of a difficult life situation. It is assumed that there are more weighty criteria, the search and verification of which is planned to be carried out in subsequent studies. The work carried out makes it possible to expand the existing knowledge about the peculiarities of women's cognitive assessment of a difficult life situation, as well as about the influence on this assessment of marital status. The result should be taken into account in the framework of family and personal counseling, social support and psychological education of the population.
Key words: cognitive assessment, difficult life situation, COVID-19 pandemic, marital status, woman.
<n УДК 159.9 Дата поступления статьи: 10.05.2022
| ББК 88.5 Дата принятия статьи: 01.08.2022
w КОГНИТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЖЕНЩИНАМИ
§ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ COVID-19)
§ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 1
§
о
И Елизавета Владимировна Филиппова
м
д Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
о
к Елизавета Антоновна Солосенкова
и
>9 Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В данной работе представлен анализ результатов эмпирического исследования когнитивного оценивания женщинами трудной жизненной ситуации (на примере пандемии COVID-19) в зависимости от семейного положения. Цель работы - определить особенности влияния семейного положения на когнитивную оценку женщиной COVID-19 как трудной жизненной ситуации. Теоретическая часть работы включает в себя определение понятий когнитивного оценивания, трудной жизненной ситуации и семейного положения. Когнитивное оценивание представляет собой процесс категоризации внешних воздействий по параметру их благополучия или неблагополучия для человека, при котором оцениваются наличие ресурсов для преодоления трудности, возможность контролировать ситуацию, а также эффективность способов совладания. В нашем исследовании трудную жизненную ситуацию мы рассматриваем как обстоятельство, ухудшающее качество жизни человека, при этом негативные последствия такого воздействия личности трудно преодолеть самостоятельно. Примером такой ситуации в работе выбрана пандемия COVID-19. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования (которое включало вопросы о семейном положении человека, о его отношении к пандемии COVID-19), а также с помощью опросника, разработанного Е.В. Битюцкой для диагностики когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций. Данные обработаны с помощью /-критерий Стьюдента. Анализ результатов работы показал, что значимая связь между рассматриваемыми явлениями отсутствует. Исходя из этого, мы предполагаем, что наличие семейных отношений не является ключевым фактором при когнитивной оценке женщиной трудной жизненной ситуации. Предполагается существование более весомых критериев, поиск и проверку которых планируется осуществить в последующих исследованиях. Проведенная работа позволяет расширить имеющиеся знания об особенностях когнитивного оценивания женщинами трудной жизненной ситуации, а также о влиянии на эту оценку семейного положения. Результат стоит учитывать в рамках семейного и личного консультирования, социальной поддержки и психологического просвещения населения.
Ключевые слова: когнитивное оценивание, трудная жизненная ситуация, пандемия СОУГО-19, семейное положение, женщина.
По данным ВОЗ в момент написания настоящей статьи общее количество зарегистрированных случаев заражения вирусом СОУГО-19 в России приближается к отметке в 10 млн и продолжает расти [3]. Масштабы заболеваемости вкупе с социальными, экономическими, политическими и прочими вынужденными мерами борьбы с пандемией стали причиной волнения для миллионов человек. Сталкиваясь со стрессом, человеческое сознание активизирует разные психические процессы, в число которых входит когнитивное оценивание. С целью изучения способов снижения рисков и поддержания положительного психоэмоционального состояния мы рассмотрели, как осуществляется когнитивное оценивание в трудной жизненной ситуации на примере пандемии СОУГО-19.
Введение
вания (которое включало вопросы о семейном положении человека, о его отношении к пандемии СОУГО-19), а также с помощью методики Е.В. Битюцкой, которая позволяет выявить особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций. Объем выборки составил 54 женщины в возрасте от 20 лет до 55 лет, относящиеся к периодам молодости и зрелости. Для проверки гипотезы данные были обработаны методами математической статистики (/-критерий Стьюдента, который позволяет оценить, имеются ли между сравниваемыми группами статистически значимые различия).
Анализ
Методы
Одним из первых психологов, который начал изучать стресс и его природу, был Ричард Лазарус. Он ввел понятие «когнитивное оценивание» в рамках транзакционной теории стресса.
Теоретический анализ литературы по проблеме, а также сбор эмпирических данных. Он осуществлялся методом анкетиро-
Термин «когнитивное оценивание» определяют как «процесс категоризации внешних воздействий с учетом их благополучия или неблагополучия для человека, при котором
оцениваются также ресурсы для преодоления трудности, подконтрольность условий и эффективность способов копинга» [2, с. 87-93].
Многие ученые рассматривали когнитивное оценивание с разных сторон. Р. Лазарус и его коллеги в более поздних исследованиях нашли множественные взаимосвязи между когнитивным оцениванием с конкретными эмоциями. Другие исследователи, Е. Пикок и П. Вонг, рассматривали оценивание стресса с точки зрения контроля над ситуацией. Нельзя не отметить, что и Р. Лазарус вместе с сотрудниками описали более подробно данную модель оценки в ряде своих работ. Условия использования когнитивного оценивания ситуативны и зависят от множества внешних и внутренних факторов [1, с. 40-56].
Как мы уже упоминали ранее, понятие «когнитивное оценивание» тесно связано со стрессом. Не поддающийся контролю и прогнозу, требующий множества ресурсов и не отвечающий существующему опыту стресс, с которым столкнулось человечество в виде пандемии. Как трудная жизненная ситуация СОУГО-19 представляет собой некие обстоятельства, которые значительно влияют на качество жизни личности, ухудшая его, и последствия которого личность самостоятельно не может преодолеть. Здесь человек проходит через определенные этапы, которые включают в себя когнитивное оценивание ситуации (восприятие, толкование, оценка ва-
риантов решения и принятие стратегии поведения).
Как уже было сказано ранее, пандемия стала испытанием для людей. В своей борьбе со стрессом человек стремится искать поддержки и опоры со стороны близких ему людей. По этой причине мы выдвинули предположение о том, что семейное положение женщины может оказать влияние на восприятие человеком жизненных трудностей.
Результаты
Наша гипотеза заключалась в предположении о том, что наличие семейных отношений является ключевым фактором при когнитивной оценке женщиной трудной жизненной ситуации. Во-первых, большинство женщин воспринимают пандемию как трудную ситуацию, которая во многом повлияла на их жизнь, сделав ее менее предсказуемой, свободной (около 80 %).
Во-вторых, мы сравнили оценки пандемии СОУГО-19 у женщин, состоящих в браке, и женщин, которые не имели на момент исследования собственной семьи.
Традиционный образ женщины включает образ «хранительницы очага», то есть наличие у нее семьи, а наличие мужа помогает женщине быть более уверенной в завтрашнем дне, чувствовать себя под защитой. Результаты исследования показали, что гипотеза не подтверди-
Показатели Семейное положение женщины N Среднее значение Знач.(двухсторонняя)
Общие признаки ТЖС не замужем 29 3,5000 0,456
замужем 25 3,8095
Неподконтрольность ситуации не замужем 29 3,0231 0,523
замужем 25 3,2468
Непонятность ситуации не замужем 29 2,9090 0,936
замужем 25 2,9336
Необходимость быстрого активного реагирования не замужем 29 3,5603 0,147
замужем 25 4,0700
Затруднения в принятии решения не замужем 29 3,4828 0,795
замужем 25 3,3900
Трудности прогнозирования ситуации не замужем 29 3,6031 0,138
замужем 25 4,2196
Сильные эмоции не замужем 29 3,0172 0,237
замужем 25 3,4600
Перспектива будущего не замужем 29 3,7362 0,174
замужем 25 4,2132
Таблица 1
Различия в показателях когнитивного оценивания в зависимости от семейного положения женщины
16
Лг/шт magister. 2022. Т. 22. № 3
лась. Различий на статистически достоверном уровне между двумя группами женщин не было обнаружено (уровень статистической значимости различий превышает 0,05).
Результаты в таблице 1 позволяют сделать вывод о том, что наличие супруга само по себе не влияет на психологическое благополучие женщин в период пандемии. Предполагается существование более весомых критериев, поиск и проверку которых планируется осуществить в последующих исследованиях. Результат стоит учитывать в рамках семейного и личного консультирования, социальной поддержки и психологического просвещения населения.
Пандемия сформировала определенные стереотипы и представления о будущем, изменила привычные способы поведения и социального взаимодействия, вызвала много переживаний и в целом отразилась на психологическом благополучии [4, с. 139-140]. Именно поэтому важно осуществлять психопрофилактические мероприятия, информировать о возможных копинг-стратегиях для предотвращения сильного эмоционального стресса, грамотно освещать тему пандемии и способов избегания заболевания.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено в рамках гранта института ИМОСТ #04-21.
The study was carried out within the grant from the Institute of History, Internetional Relations and Social Technologies #04-21.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятель-ностного подхода А. Н. Леонтьева / Е. В. Битюцкая
// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 2. - С. 40-56.
2. Битюцкая, Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е. В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. -2007. - № 4. - С. 87-93.
3. Сайт Всемирной Организации Здравоохранения. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/situation-reports. - Загл. с экрана.
4. Тимофеева, Т. С. Особенности восприятия жизненной перспективы в трудной жизненной ситуации (на примере пандемии COVID-19) / Т. С. Тимофеева, А. В. Беликова // Logos et Praxis. - 2021. -Т. 20, № 2. - С. 132-142. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2021.2.15
REFERENCES
1. Bityutskaya E.V. Kognitivnoe otsenivanie trudnoy zhiznennoy situatsii s pozitsiy deyatelnostnogo podkhoda A.N. Leontyeva [Cognitive Assessment of a Difficult Life Situation from the Standpoint of A.N. Leontiev's Activity Approach]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology], 2013, no. 2, pp. 40-56.
2. Bityutskaya E.V. Trudnaya zhiznennaya situatsiya: kriterii kognitivnogo otsenivaniya [A Difficult Life Situation: Criteria of Cognitive Assessment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2007, no. 4, pp. 87-93.
3. Sayt Vsemirnoy Organizatsii Zdravo-okhraneniya [Website of the World Health Organization]. URL: https://www.who.int/emergencies/ diseases/novel-coronavirus-2019/situation-reports
4. Timofeeva T.S., Belikov A.V. Osobennosti vospriyatiya zhiznennoy perspektivy v trudnoy zhiznennoy situatsii (na primere pandemii COVID -19) [Peculiarities of Perception of Life Perspective in a Difficult Situation (For Example, Pandemic COVID-19)]. Logos et Praxis, 2021, vol. 20, no. 2, pp. 132-142. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.2.15
Information About the Authors
Elizaveta V. Filippova, Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, flizavetaf1l@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6666-8677
Elizaveta A. Solosenkova, Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, psb-191_138259@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1318-6732
Информация об авторах
Елизавета Владимировна Филиппова, студент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, flizavetaf1l@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6666-8677 Елизавета Антоновна Солосенкова, студент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, psb-191_138259@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1318-6732