Научная статья на тему 'Когнитивное описание фреймовой структуры концепта 'процесс творчества' (на материале произведений Д. А. Пригова)'

Когнитивное описание фреймовой структуры концепта 'процесс творчества' (на материале произведений Д. А. Пригова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙМ 'ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА' / СУБФРЕЙМ / ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК / КОГНИТИВНЫЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Марина Николаевна

В данной статье представлен результат когнитивного анализа фреймовой структуры концепта 'процесс творчества', рассмотрены этапы создания художественного произведения сквозь призму поэтического сознания Д. А. Пригова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивное описание фреймовой структуры концепта 'процесс творчества' (на материале произведений Д. А. Пригова)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10 (225). Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С. 57-59.

М. Н. Зырянова

КОГНИТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ФРЕЙМОВОЙ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА ‘ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ’

(НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д. А. ПРИГОВА)

В данной статье представлен результат когнитивного анализа фреймовой структуры концепта ‘процесс творчества’, рассмотрены этапы создания художественного произведения сквозь призму поэтического сознания Д. А. Пригова.

Ключевые слова: фрейм ‘процесс творчества’, субфрейм, лингвокогнитивное исследование, когнитивный дифференциальный признак, когнитивный классификационный признак.

Как любой процесс, творческая деятельность представляет собой развитие, последовательную смену состояний в развитии1 и обладает своей непреложной логикой, знание которой составляет методологическую основу существования искусства. И как бы индивидуальна, неповторима ни была жизнь художника-творца, она неизбежно подчиняется всеобщим законам творчества, и потому творческий процесс вполне подвластен изучению и структурированию. Рассмотрению подобных законов, а также этапности создания художественного произведения и посвящена данная работа.

Концепт ‘творческий процесс’ исследован нами как фрейм, имплицирующий комплексную ситуацию, связанную с творчеством и каждый раз конкретизируемую в определенном тексте Пригова. При описании фрейма ‘процесс творчества’ исследуются ситуации подъема, спада, пассивности, выброса творческой энергии и т. д., связанные с творчеством.

Через анализ уровня энергетического потока процесса, инициируемого творцом, - начальной энергетической точки, создается качественная характеристика определенной ситуации (субфрейма). Конечной энергетической точкой в данном случае является результат творчества.

и тем более оно привлекательно для читателя. В произведении эта энергия хранится в слове. следовательно, энергетический уровень будет определен на основании его смысловой структуры и когнитивного объема концепта, репрезентируемого данным словом. Самой яркой в когнитивном отношении, пожалуй, является когнитивная метафора, интерпретация которой лежит в основе анализа фрейма ‘творческий процесс’. Очередность действий в данном случае такова:

1. Определение номинативного поля концепта-фрейма.

2. Выбор репрезентантов, описывающих тот или иной номинант.

3. Формулировка когнитивных метафор (с оценкой частотности репрезентантов, представляющих метафору).

4. Определение когнитивных признаков в результате интерпретации метафоры.

5. Распределение этих признаков по субфреймам (или ККП). Количество КП определяет энергетическую яркость для Пригова той или иной ситуации в творческом процессе.

В данной статье представлен последний, заключительный этап лингвокогнитивного исследования концепта ‘процесс творчества’.

Чем выше имплицитная энергия автора, В целом, лингвокогнитивный анализ пред-тем большей энергией обладает произведение ставлений о творчестве в поэтическом созна-

нии направлен, в первую очередь, на выделение признаков в когнитивной структуре концепта и на установление их иерархии. Подробное описание и иллюстрация применения данных методов представлена в предыдущих работах2.

Вслед за З. Д. Поповой и И. А. Стерниным мы различаем понятия ‘когнитивный дифференциальный признак’ (или ‘когнитивный признак’) и ‘когнитивный классификационный признак’ по степени их обобщенности. Когнитивный дифференциальный признак (КП) - это отдельный признак объекта, осознанный человеком и отображенный в структуре концепта как отдельный элемент его содержания. В нашем исследовании формируется на основе сопоставления инвариантных смыслов текста.

Когнитивный классификационный признак (ККП) - компонент содержания концепта, отражающий тот или иной параметр категоризации соответствующего объекта или явления и обобщающий однородные когнитивные признаки в структуре концепта3.

Классификация и сопоставление когнитивных признаков концепта ‘процесс творчества’ привели к выделению в его структуре таких частей, как субфрейм ‘пассивность’, соответствующий началу творческого процесса, субфрейм ‘подъем творческой деятельности’, описывающий протекание и длительность процесса, часть наиболее объемную и репрезентированную в поэтическом творчестве Пригова, субфрейм ‘спад творческой активности’, находящийся на периферийной части концепта и отражающий периоды «затухания» в творческой деятельности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренними проблемами поэта, субфрейм ‘выброс творческой энергии’, представляющий результативную часть творческого процесса, когда произведение уже обретает конечную форму, определенные черты, конкретное содержание. Т. е. субфреймовые части объективируют в данном случае особенности различных этапов в творческой деятельности.

В результате анализа были определены КП, наиболее ярко характеризующие тот или иной этап процесса творчества - соответственно субфрейм. Так, начало творческого процесса, объективированного в субфрейме ‘пассивность’, описано Приговым как болезненное состояние, которое можно описать с помощью когнитивных признаков ‘болезненность этапа предчувствия’, ‘отсутствие активной деятельности’, ‘физические страдания’, ‘страх’, ‘бес-

покойство’, ‘тревога’. Этот этап при особом упорстве творца сменяется активным творческим этапом, нашедшим отражение в нашем исследовании в субфрейме ‘подъем творческой деятельности’. В процессуальном отношении это наиболее длительный процесс, и то, что он занимает в поэтическом сознании При-гова абсолютно главенствующее место, подтверждается количеством КП, обнаруженных при анализе репрезентативной части концепта. Во-первых, сам переход из пассивного состояния в активное эксплицируется признаками ‘преодоление себя’, ‘победа над неопределенностью’. И несмотря на то, что это своего рода блуждание, которое можно описать с помощью таких КП, как ‘непредсказуемость результата’, ‘отсутствие определенного направления’, ‘возможность ошибки’, творец все равно двигается вперед, переживая страдания и на данном этапе, и попадает, таким образом, благодаря регулярной работе, в так называемый энергетический поток активной творческой деятельности, которая может быть описана в этот момент с помощью КП ‘яркое энергетическое содержание’, ‘подчинение потоку творческой энергии’, ‘выплеск эмоционального напряжения’, ‘выражение сокровенных чувств’, ‘обладает направленностью’, ‘переживание вдохновения’, ‘следование течению вызывает приятные ощущения’, ‘удивление’, ‘ощущение реальности видения’, ‘движение’, ‘устремленность’, ‘ощущение легкости’, ‘счастье и радость’.

В интеллектуальном плане этот процесс связан с необходимостью отражения собственных убеждений, осмыслением (КП), а также с такими индивидуальными явлениями, характеризующими творчество Пригова, как продуцирование собственных значений, языковая игра, отстранение от текста, включение читателя/зрителя в текст (КП).

Автор и на этом активном этапе совершает движение наперекор событиям (КП), несмотря на трудность в определении конца деятельности (КП). Все это происходит в обстановке, которую можно описать КП ‘одиночество’, ‘отрешенность от реальности’. Порою ситуация напоминает безумие (КП), а автор часто впадает в творческое беспамятство (КП).

Как любая работа, творчество связано с энергетическими затратами - в содержании концепта это явление обозначено КП ‘расходование’. И в результате наступает третий период в творчестве, в сознании Пригова он определяется как кратковременный этап, связанный с

истощением творческой энергии. Обозначен он в структуре концепта как субфрейм ‘спад творческой активности’, содержание которого можно описать с помощью КП ‘слабое энергетическое содержание’, ‘усталость’, ‘лень’, ‘неторопливость’, ‘отсутствие сил’, ‘состояние покоя и отдыха’, ‘заторможенность реакций’, ‘бездействие’, ‘накопление’. КП ‘процессы развития и затухания’ указывает на неизбежную сменяемость активных и пассивных этапов в творческой деятельности. Наиболее ярким в энергетическом плане является этап, обозначенный в структуре как субфрейм ‘выброс творческой энергии’, связанный с такими ситуациями, которые могут быть описаны КП ‘достижение’, ‘освобождение’, ‘преобразование одних форм в другие’. И в тот момент, когда художник/писатель/поэт осознает, что цель достигнута, произведение готово, наступает вновь этап спада творческой деятельности, в результате которого происходит накопление творческой энергии. Так замыкается один круг творческой деятельности, описанный нами с помощью основных когнитивных конструктов, представленных в художественных формах поэтических произведений Дмитрия Александровича Пригова.

В результате когнитивного исследования концепта ‘процесс творчества’ были определены приоритетные понятия в индивидуальном поэтическом сознании Пригова. Во-первых, поэта привлекает в творчестве прежде всего сам процесс создания произведений, являющийся определяющим фактором жизнедеятельности творца. Несмотря на то, что это достаточно болезненный процесс, приносящий порою физические и моральные страдания, возможность пережить невероятные ощущения легкости, энергетического подъема, напо-

минающие полет, привлекает поэта. Это, пожалуй, малоосознаваемый мотив в деятельности творца. По мнению М. М. Бахтина, например, «художнику нечего сказать о процессе своего творчества - он весь в созданном продукте»4. Кроме того, возможность реализовать эстетические идеи, свой замысел и возврат к первоначальному «нормальному» состоянию, которое граничит иногда с состоянием опустошенности, свидетельствующем о том, что художник на данном этапе полностью реализовал свои возможности, делают такую напряженную работу притягательной для творца.

Вдохновение как максимальное напряжение духовных и физических сил является, по мнению Пригова, необходимым условием творческого процесса. Благодаря ему достижение результата становится более стремительным и безболезненным. Активность, движение, развитие - это то, что должно являться основой творческого процесса, по мнению поэта.

Примечания

1 Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М., 1989.

2 Зырянова, М. Н. : 1) Особенности лингвокогнитивного исследования мегаконцепта ‘творчество’ в художественной речи // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 11. С. 58-62; 2) Особенности реализации концепта ‘творец’ в идиостиле Пригова // Вестн. Твер. гос. пед. ун-та. 2010. № 6. С. 29-33.

3 Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика /

З. Д. Попова, И. А. Стернин. М. : Восток - Запад, 2007. 314 с.

4 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.