КОГНИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА COGNITIVE ECONOMY
УДК 332.1:330.322 (470.64) ББК 65.049 (2Рос.Каб)-56 К 21
А.Х. Каранашев
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербеко-ва, г. Нальчик. Тел.: (928)691-53-99, e-mail: kanzor77@mail.ru.
А.Г. Карашева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербеко-ва, г. Нальчик. Тел.: (909)489-99-55, e-mail: karasheva05@inbox.ru.
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются инструменты когнитивного моделирования управления инвестиционным климатом территориальной экономической системы на примере Кабардино-Балкарской республики. С использованием этого инструментария для снижения неопределенности в регулировании инвестиционного климата построена когнитивная карта в зависимости от реализуемой экономической политики и выявлены проблемы инвестиционного сотрудничества, препятствующие привлечению инвестиций в Кабардино-Балкарскую республику.
Моделирование сложной экономической системы Кабардино-Балкарской республики проведено при помощи системы поддержки принятия решений «ИГЛА».
Ключевые слова: инвестиции, временной лаг, факторы внутренней среды, факторы внешней среды, экономическая система, когнитивное моделирование, сценарии развития, управленческое решение.
A.Kh. Karanashev
Doctor of Economics, Professor of Economics and Tourism Management Department, Kabardino-Balkaria State University by Kh.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: (928) 691-5399, e-mail: kanzor77@mail.ru.
A.G. Karasheva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Tourism Management Department, Kabardino-Balkaria State University by Kh.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: (909)489-99-55, e-mail: karasheva05@inbox.ru.
COGNITIVE MODELING INVESTMENT CLIMATE OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC
Abstract.The article deals with the cognitive tools investment climate modeling territorial control of the economic system on the example of the Kabardino-Balkarian Republic. The authors present a cognitive map depending on the implemented economic policy with the use of these tools in order to reduce uncertainty in the investment climate regulation as well as identify problems preventing from investment cooperation in the Kabardino-Balkarian Republic.
The modeling of the complex economic system of the Kabardino-Balkarian republic is conducted using «IGLA», a decision support system.
Keywords: investments, the time lag, the internal environment factors, environmental factors, the economic system, cognitive modeling, scenario development, management decision.
Согласно данным Всемирного банка «Инвестиционный климат представляет собой совокупность характерных для каждой местности факторов, определяющих возможности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности» [1].
В настоящее время «формирование инвестиционного климата должно стать первоочередной задачей всех уровней власти, а также одним из основных критериев оценки работы региональных администраций. На это нацелены разрабатываемый в настоящее время рейтинг инвестиционной привлекательности регионов и специальные программы подготовки региональных инвестиционных программ» [2]. Ученые, рассматривающие проблемы привлечения инвестиций, в своих исследованиях акцентируют внимание на различных многочисленных агрегированных показателях и методах оценки результатов инвестиционной активности. Федеральные власти в оценке результатов работы региональных властей, согласно Указу Президента РФ от 21.08.2012 г. №199 [3], применяют показатель внебюджетных инвестиций в основной капитал на душу населения.
В результате проведенных расчетов в рамках гранта Российского научного фонда «Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС» видно, что республики «Северного Кавказа малопривлекательны для иностранных инвесторов, поскольку они опасаются неспокойной социально-политической обстановки и не понимают специфику ведения бизнеса» [4].
По нашему мнению, дополнительным экономическим обоснованием формирования инвестиционного механизма с учетом вкладываемых в них отечественных (или иностранных инвестиций) могут служить рассчитанные методом импульсного моделирования в системах поддержки принятия решений сценарии изменения инвестиционного климата.
«Сценарий — это динамическая модель будущего, в которой шаг за шагом описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии представляются ключевые причинные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указываются способы, которыми эти факторы могут повлиять, скажем, на первичный спрос» [5].
Много работ посвящено анализу использования когнитивных методов и когнитивной реструктуризации региональных социо-эколого-экономических систем, в том числе на примере республик Северного Кавказа. Отечественные авторы: Исми-ханов З.Н. [6], Каранашев А.Х., Целых Л.А., Карашева А.Г. [7], Лигидов Р.М. Ку-люшина Н.Е. [8], Таппасханова Е.О., Мус-тафаева З.А., Токмакова Р.А., Кудашева М.З. [9], Причина О.С. [10], Панфилова Е.А. [11] — исследовали как инвестиционные отношения, так и организационную культуру в качестве национального фактора инвестиционной привлекательности рекреационной сферы региона.
Базовая информация исследования инвестиционного климата Кабардино-Балкарской республики, представленная в открытых информационных источниках [12], позволила сформировать неупорядоченный каталог проблем в количестве 45. Данные таблицы 1 показывают динамику уменьшения доли инвестиций в основной капитал с 2008 г.
Анализ представленной информации позволил сформировать обобщенный каталог факторов, влияющих на инвестиционный климат.
Далее, проведя тщательную диагностику причинно-следственных системных взаимосвязей методом логико-смыслового моделирования по целевому фактору «Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР», мы определили системные факторы, влияющие на механизм привлечения внешних инвестиций в Кабардино-Балкарскую республику, и свели в таблицу 3.
Таблица 1
Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (процент) (Кабардино-Балкарская Республика)
Год Процент ВРП
2008 27,4
2009 26,7
2010 27,2
2011 23,0
2012 24,2
2013 19,9
2014 18,7
Таблица 2
Обобщенный каталог факторов и их текущий уровень
№ п.п. Описание фактора Текущий уровень
1 3
1. Количество акторов, участвующих в разработке экономической политики КБР (механизм взаимодействия правительства, бизнеса, профсоюзов, потребителей, гражданского общества при участии экспертов обеспечивает укрепление взаимного доверия и координацию усилий) Низкий
2. Уровень развития инновационных бизнес-кластеров Низкий
3. Доля инвестиций в основной капитал ВРП Низкий
4. Уровень инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования Низкий
5. Уровень инвестиции в основной капитал на душу населения Низкий
6. Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций, осуществляющих технологические инновации Низкий
7. Количество малых инновационных предприятий Очень низкий
8. Низкий удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации Низкий
9. Низкий прирост ВРП Низкий
10. ВРП на душу населения (В 2014 г. 81 место) Очень низкий
11. Доля Сельского хозяйства в ВРП Низкий
12. Миграционный прирост на 10000 населения Очень низкий
13. Внешнеторговый оборот Низкий
14. Уровень туристической дестинации [13] Низкий
15. Уровень взаимодействия с бизнесом (активная экономическая поддержка местного бизнеса со стороны руководства КБР, защита принципов свободной конкуренции, наличие программ поддержки бизнеса, упрощение процедур лицензирования) Средний
16. Уровень сформированности местного хозяйственного регулирования (регулирование тарифов естественных монополий, ограничение коррупции, активная антимонопольная политика) Средний
Продолжение таблицы 2
1 2 3
17. Уровень сформированности хозяйственной (инженерной) инфраструктуры (транспортные пути, системы тепло-, водо-, электроснабжения, связи, наличие зон Wi-Fi, пункты обмена валют, утилизации отходов) Низкий
18. Высокий уровень изношенности хозяйственной (инженерной) инфраструктуры Высокий
19. Уровень доступности финансовой помощи (предоставляемые пособия, гранты, займы, долевое финансирование проектов, субсидирование исследований и разработок, льготы по аренде помещений) Низкий
20. Уровень доступности консультационных услуг (постоянный мониторинг рынка, подготовка обзоров сложившейся конъюнктуры для местного бизнеса и инвесторов, информирование и обучение предпринимателей) Очень низкий
21. Уровень делового климата (разработка единой стратегии взаимоотношений между бизнес-партнерами, бизнесом и обществом, бизнесом и государством). Предоставление финансовых ресурсов КБР на условиях кредитования под имущественный залог успешным проверенным предпринимателям Очень низкий
22. Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР. (в развитие инновационных бизнес-кластеров) Низкий
23. Уровень развития государственно-частного партнерства Низкий
24. Степень финансовой самостоятельности КБР Низкий
25. Управление муниципальной недвижимостью (предоставление земельных участков в долгосрочную аренду, продажа земельных участков для строительства социального жилья; ускорение процедур оформления землепользования) Низкий
26. Фискальная политика (уменьшение местных налогов, налоговые каникулы, освобождение от сборов) Средний
27. Уровень взаимодействия (государство-бизнес -наука — «модель тройной спирали») Средний
28. Уровень межмуниципальной кооперации республики Низкий
29. Дефицит квалифицированных кадров Высокий
30. Отсутствие у национального бизнеса статуса «федерального», «национального», «столичного». Высокий
31. Уровень развития реального сектора экономики КБР Низкий
32. Уровень развития медицинского кластера Низкий
33. Персональная ответственность правительства КБР за реализацию проектов (с отменой трансферта, если они не реализуются в сроки) Низкий
34. Уровень интеграции КБР в межрегиональные проекты СКФО (чтобы не было перепроизводства или искусственной внутренней конкуренции) Низкий
35. Доля собственных инвестпортфелей КБР в Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК) Низкий
36. Уровень расширения туристического потока (Эльбрус) по программам КСК Низкий
37. Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций (контролирующих не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.) 29,10 млн дол. в 2014 г. Очень низкий
38. Уровень иностранных портфельных инвестиций (менее 10% в уставном (складочном) капитале организации) Низкий
39. Уровень ВРП на душу населения в 2014 г. 81 место Очень низкий
40. Стоимость туристических услуг на фоне снижения реальных доходов Высокая
Окончание таблицы 2
41. Уровень хозяйственной кооперации отраслей тяжелой промышленности КБР с регионами-поставщиками сырья, материалов и комплектующих Низкий
42. Уровень использования в материальном производстве собственной сырьевой и ресурсной базы Низкий
43. Удельный вес в структуре машиностроительного комплекса оборонных предприятий Высокий
44. Излишняя концентрация промышленности в городах с высоким уровнем рекреационного потенциала (Нальчик, Прохладный и Тырныауз) Высокий
45. Банкротство ряда туроператоров (2014—2015 гг.) Высокий
Таблица 3 Начальные (текущие) значения факторов, влияющих на механизм привлечения внешних инвестиций
№ п.п. Содержание концепта Текущий уровень
1. Уровень развития инновационных бизнес-кластеров Низкий
2. Доля инвестиций в основной капитал ВРП Низкий
3. Низкий удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации Низкий
4. Уровень туристической дестинации Низкий
5. Уровень взаимодействия с бизнесом (активная экономическая поддержка местного бизнеса со стороны руководства КБР, защита принципов свободной конкуренции, наличие программ поддержки бизнеса, упрощение процедур лицензирования) Средний
6. Уровень сформированности местного хозяйственного регулирования (регулирование тарифов естественных монополий, ограничение коррупции, активная антимонопольная политика) Средний
7. Высокий уровень изношенности хозяйственной (инженерной) инфраструктуры Высокий
8. Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР (в развитие инновационных бизнес-кластеров) Низкий
9. Уровень развития государственно-частного партнерства Низкий
10. Степень финансовой самостоятельности КБР Низкий
11. Уровень взаимодействия (государство-бизнес-наука — «модель тройной спирали») Средний
12. Уровень межмуниципальной кооперации республики Низкий
13. Дефицит квалифицированных кадров Высокий
14. Уровень развития реального сектора экономики КБР Низкий
15. Ответственность правительства КБР за реализацию проектов (с отменой трансферта, если они не реализуются в сроки) Низкий
16. Уровень интеграции КБР в межрегиональные проекты СКФО (чтобы не было перепроизводства или искусственной внутренней конкуренции) Низкий
17. Доля собственных инвестпортфелей КБР в Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК) Низкий
18. Уровень расширения туристического потока (Эльбрус) по программам КСК Низкий
19. Уровень хозяйственной кооперации отраслей тяжелой промышленности КБР с регионами-поставщиками сырья, материалов и комплектующих Низкий
20. Уровень использования в материальном производстве собственной сырьевой и ресурсной базы Низкий
Урсвень рвмим пия&|«та До па яэдстмл* 9 «идачй 0 0.6 0 0.9 0 0 0 0.9 0 0 0.9 0 0 0 0 0 ■
0 0 0 о 0 -ое о 1 0 0 0 0 9 0.7 По и •
f4om) )К№м> еес ссгмим) Тури;тичссха» дестмчшв 0 0 0 <1 0 0 Л8 0 0 0 9 9 о 'о ■0,7 0 0,6
0.6 0 0 0 0 0 о 0.9 M 0 0 0 0 0 _ » 0.9
0 0 0 0 , 0 о 0.9 0.9 I 5 0 9.9 0 0 0 08 0
о а 0 -0,9 0 □ 0 0 11 0 0 9 -0.9 Щс 0 0
Уроесг*, оя»»*эжА;твмв с Урсве«. привлечет* »«urwn ал» noet*uer*i« 0 0.7 в 0.7 о 0 0 0 м 0 05 0 0 0 0.9 0
0 0 0 0.« 0 0 о 0 0 0.7 0 0 9 0.S "о 08 0
Уромп» рмвип« Г0СуНеС1»в»*С*»СТИСГ0 е®«етеитед>ноети КБР Уроовгъ BJÄM5 жРсттм ■ ^осглаосчр-бизнее -нмкв - * f.HOK*»v pee»ri пжи 0 0 0 о.в <1 ■0.3 Dt 0.9 9 9 0 9 9 0 .9 0 0
0 0 0 Oi 0 -ал 0 0 а 9 0 07 9 0.6 |о 0 0
08 0 0 0 0 О.Э 0 0 9 0 0 9 0 0.9 0< 0
0 0 0 * 0 0 в 0 0 9 0 -"Г 9 00 0.6
0 ■08 0 ■ л 0 0 0 9 0 0 9 0 O.S -0.S 0
УрОвегь pAÄI Mi рвШЪнОГО Отапствв+юсть пмоитегъсли 0 0,7 0 ■ 0 0 0.9 0 99 0 0 9 0 а 0 0
о 0 0 0 оя 0 05 U М 0 0 0.5 -07 о л 0.8 0,6
Уроеегь ttnTcrpauw KEP в ««естпертоелей КЬР в У(Й№(Ж11ХЙ№11 Урсоо*. JB3aV TBrrH>l У реветь испе1ьм№ия в 0 0 0 Dt 0 0 0.7 0.« 0 9 0 0 9 0 0 0 0
0 о.в D 0 -9.J 0 0.В 0 9 0 0 9 0 0 0
а 0 0 0 0 0 □ 0 » 0 0 9 0 DS до 0
0 0 0 0 л 0 0 0 0 » 0 0.7 -0.7 08 0 0 0
0 0 0 0 0 9 19 0 aß 9 0 9.6 9 0,6 0 0 0
Рисунок 1. Когнитивная карта. Фрагмент
Рисунок 2. Взаимное положительное влияние факторов (уровень среза 0,82)
Далее определен целевой фактор. В нашем случае — это «Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР».
Проанализировав силы связи и уровень доверия к воздействию концептов, мы произвели укрупнение групп и отсев концептов-следствий, на основании значения которых составлена когнитивная карта инвестиционного климата Кабардино-Балкарской республики.
Фрагмент когнитивной карты инвестиционного механизма КБР представлен на рисунке 1.
Взаимное положительное и отрицательное влияние факторов, формирующих
инвестиционный климат, представлено на рисунках 2 и 3.
Альфа-срез взаимного консонанса представлен на рисунке 4. Показатель консонанса (больше 0,5) выражает меру доверия к знаку и силе воздействия.
По нашей модели отмечается прямое взаимное положительное влияние сложившихся потенциалов частных групп, характеризующихся следующими концептами: уровень развития инновационных бизнес-кластеров; уровень туристической дестинации; уровень развития реального сектора экономики; уровень развития государственно-частного партнерства; уровень сформи-
Рисунок 3. Взаимное отрицательное влияние факторов (уровень среза 0,77)
Рисунок 4. Взаимный консонанс (уровень среза 0,56)
рованности местного хозяйственного регулирования.
Возможное усиление положительного взаимовлияния потенциалов частных групп характеризуется следующими концептами: ответственность правительства КБР за реализацию проектов; уровень взаимодействия (государство-бизнес-наука
— «модель тройной спирали»); уровень межмуниципальной кооперации республики; уровень взаимодействия с бизнесом; уровень интеграции КБР в межрегиональные проекты СКФО; степень финансовой самостоятельности КБР.
Заключительный шаг исследования
— импульсное моделирование сценариев развития состояния региональной сис-
темы по целевому концепту — «Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР» представлен на рисунке 5.
График показывает инвестиционный лаг зависимости фактора «уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР», находящийся в причинно-следственной связи с управляемыми факторами:
Альтернатива № 2187 — прямое воздействие на концепт «Уровень сформиро-ванности местного хозяйственного регулирования» (повышение до уровня «высокий»);
Альтернатива № 2188 — прямое воздействие на концепт «Уровень развития
Концепт ^Уровень прмвпечешя внешню: иннеетмщ!Л дпн Г10вьшения конл>тмнгоспособности КБР * Нос трон п> ]
**■ Аль?ернатива2138 Аль?ернатнвд2189
— Аль-?ерна™ива2191
Рисунок 5. Моделирование сценариев развития состояния региональной системы по целевому концепту «Уровень привлечения внешних инвестиций для повышения конкурентоспособности КБР»
государственно-частного партнерства» (повышение до уровня «высокий»);
Альтернатива № 2189 — прямое воздействие на концепт «Туристическая де-стинация» (повышение до уровня «высокий»);
Альтернатива № 2190 — прямое воздействие на концепт «Уровень развития реального сектора экономики» (повышение до уровня «высокий»);
Альтернатива № 2191 (черный) сине-ргетическое воздействие на все управляемые концепты (повышение до уровня «высокий»).
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения временного разрыва между осуществлением инвестиций и их окупаемостью, то результаты импульсного моделирования свидетельствуют в пользу фактора «Туристическая дестинация». Однако, если посмотреть на ситуацию комплексно, с точки зрения формирования доходов бюджета КБР, то инвестиционный лаг смещается в пользу суммирующего воздействия рассмотренных факторов, лишний раз подтверждая важность сбалансированного применения инструментов инвестиционной политики.
Примечания:
1. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения // Доклад о мировом развитии Международного банка реконструкции и развития. Вашингтон, 2014. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/worlddev2005.pdf.
2. Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 5-33.
3. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.08. 2012 г. № 199 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
4. Кузнецова О. Различия в привлекательности российских регионов для отечественных и иностранных инвесторов // Вопросы экономики. 2016. № 4. С. 86-102.
5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. М.: Финпресс, 1999. 656 с.
6. Исмиханов З.Н. Моделирование социально-экономического развития региона на основе когнитивного подхода (на примере республики Дагестан) // Бизнес-информатика. 2015. № 2 (32). С. 59-68.
7. Каранашев А.Х., Целых Л.А., Карашева А.Г. Методологические аспекты диагностики инновационного потенциала корпоративной культуры предприятий рекреационной сферы Кабардино-Балкарской республики: сравнительное когнитивное моделирование // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2014. № 3 (150). С. 256-265.
8. Лигидов Р.М. Кулюшина Н.Е. Возможности государственной поддержки развития социального туризма в Кабардино-Балкарской республике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.
9. Развитие туристско-рекреационного комплекса региона / Е.О. Таппасханова, З.А. Мустафаева, Р.А. Токмакова [и др.] // Экономика региона. 2015. № 2.
10. Причина О.С. Опыт использования методов когнитивного моделирования в практике корпоративного управления // Научные труды Московского университета им. С.Ю. Витте: сб. науч. статей. М., 2015. С. 159-169.
11. Methods of fuzzy set theory in the purpose of expansion of the value chains based on the main factors of corporate culture / L.A. Tselykh, E.A. Panfilova, O.S. Prichina [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5. С. 249-258.
12. Интерактивная витрина Федеральной службы государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru.
13. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. URL: http://tourlib.net/books_tourism/bogolubov4.htm
References:
1. Improving the investment climate for all sectors of the population // World Development Report of the International Bank for Reconstruction and Development. Washington, 2014. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/worlddev2005.pdf.
2. Mau V. Anti-crisis measures and structural reforms: Russian economic policy in 2015 // Problems of Economics. 2016. № 2. Pp. 5-33.
3. On the estimation of efficiency of the Russian Federation activity executive sub-entities: Russian Federation Presidential Decree of 21.08.2012 № 199 // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.
4. Kuznetsova O. Differences in the attractiveness of Russian regions for foreign and domestic investors // Questions of economy. 2016. №4. Pp. 86-102.
5. Golubkov E.P. Marketing Basics: a textbook. M.: Finpress, 1999. 656 pp.
6. Ismihanov Z.N. Modeling of socio-economic development of the region based on the cognitive approach (on the example of the Republic of Dagestan) // Business Informatics. 2015. № 2 (32). Pp. 59-68.
7. Karanashev A.Kh.,Tselykh L.A., Karasheva A.G. Methodological aspects of the diagnosis of innovative potential of the corporate culture of recreational sphere enterprises of the Kabardino-Balkarian Republic: Comparative cognitive modeling // Bulletin of the Adygh State University. Ser.Economy. 2014. № 3 (150). Pp. 256-265.
8. Ligidov R.M., Kulyushina N.E. The possibilities of state support for the development of social tourism in Kabardino-Balkaria // Modern problems of science and education. 2015. №1.
9. Tappaskhanova E.O., Mustafayeva Z.A., Tokmakova R.A., Kudasheva M.Z. The development of tourist and recreational complex in the region / / The economy of the region. 2015. №2.
10. Prichina O.S. Experience in the use of cognitive modeling techniques in corporate governance // Proceedings of the Moscow University after S.Yu. Witte: Sat. scientific. articles. M., 2015. Pp. 159-169.
11. Methods of fuzzy set theory in the purpose of expansion of the value chains based on the main factors of corporate culture / L.A. Tselykh, E.A. Panfilova, O.S. Prichina [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5. С. 249-258.
12. An interactive showcase of the Federal State Statistics Service URL: http://cbsd.gks.ru.
13. Bogolyubov V.S., Orlovskaya V.P. Tourism Economy. M.: Academy, 2005. URL: http:// tourlib.net/books_tourism/bogolubov4.htm.