Научная статья на тему 'КОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ПОЭМЕ У. УИТМЕНА «ПЕСНЯ О СЕБЕ»'

КОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ПОЭМЕ У. УИТМЕНА «ПЕСНЯ О СЕБЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
319
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА / ВТОРОСТЕПЕННАЯ МЕТАФОРА / ФРЕЙМ / СЛОТ / METAPHORICAL MODEL / MUSICAL METAPHOR / PRIMARY METAPHOR / SECONDARY METAPHOR / FRAME / SLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камышева Ольга Сергеевна

Автор рассматривает ключевую и второстепенные музыкальные метафоры в поэме У. Уитмена «Песня о себе». В статье классифицируются выделенные метафорические модели в соответствии с методикой фреймо-слотового анализа. В результате исследования автор приходит к выводу, что ключевая и второстепенная метафоры тесно переплетаются, раскрывая когнитивные процессы основной концепции данного поэтического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE RESEARCH ON MUSICAL METAPHORS IN THE POEM “SONG OF MYSELF” BY W. WHITMAN

The author considers the primary and secondary musical metaphors in the poem “Song of Myself” by W. Whitman. The article classifies distinguished metaphorical models according to the frame-slot analysis technique. As a result of the study, the author concludes that the main and secondary metaphors are closely connected, revealing the cognitive processes related to the basic concept of this poetic work.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ПОЭМЕ У. УИТМЕНА «ПЕСНЯ О СЕБЕ»»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-4-97-12 УДК 81

Камышева Ольга Сергеевна

Кандидат филологических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет (Шадринск, Россия) ORCID 0000-0001-5430-3371 E-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru

КОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ПОЭМЕ У. УИТМЕНА «ПЕСНЯ О СЕБЕ»

© Камышева О. С., 2020

Kamysheva Olga Sergeevna

PhD in Philology, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia) ORCID 0000-0001-5430-3371 E-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru

COGNITIVE RESEARCH ON MUSICAL METAPHORS IN THE POEM "SONG OF MYSELF" BY W. WHITMAN

Аннотация. Автор рассматривает ключевую и второстепенные музыкальные метафоры в поэме У. Уитмена «Песня о себе». В статье классифицируются выделенные метафорические модели в соответствии с методикой фреймо-слотового анализа. В результате исследования автор приходит к выводу, что ключевая и второстепенная метафоры тесно переплетаются, раскрывая когнитивные процессы основной концепции данного поэтического произведения.

Ключевые слова: метафорическая модель, музыкальная метафора, ключевая метафора, второстепенная метафора, фрейм, слот

Abstract. The author considers the primary and secondary musical metaphors in the poem "Song of Myself' by W. Whitman. The article classifies distinguished metaphorical models according to the frame-slot analysis technique. As a result of the study, the author concludes that the main and secondary metaphors are closely connected, revealing the cognitive processes related to the basic concept of this poetic work.

Keywords: metaphorical model, musical metaphor, primary metaphor, secondary metaphor, frame, slot

Введение

В последнее время ученые активно исследуют поэтическое творчество У. Уитмена. Стихотворения поэта анализируются в разных аспектах. Используются герменевтический (О. В. Дуброва1, И. В. Никитина2), литературоведческий (З. С. Биджиева3,

1 Дуброва О. В. Особенности временных параметров в творчестве Уолта Уитмена и Богдана-Игоря Антонича // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: материалы IV Международной научно-практической конференции (Абакан, 19-20 мая 2016 г.) / под редакцией Т. Г. Боргояковой. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2016. - С. 289-291.

2 Никитина И. В. Мифопоэтика «Листьев травы» У. Уитмена: дис. ... канд. филол. наук. -Нижний Новгород: НГЛУ, 2012. - 238 с.

3 Биджиева З. С. Новаторство лирики У. Уитмена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2 (66). - С. 10-13.

И. Л. Галинская1), концептуальный (А. Л. Логинов2), сопоставительный (Т. Скор-лупкина3) и многие другие подходы.

В данной статье впервые исследуется когнитивная структура музыкальных метафор на материале поэмы У. Уитмена «Песня о себе» из известного сборника «Листья травы».

Необходимо отметить, что когнитивный подход в языкознании получил широкое распространение в конце XX в., когда ученые стали признавать важную роль языка в концептуализации и категоризации окружающего мира.

Теория когнитивной метафоры была разработана американскими учеными Дж. Лакоффом и М. Джонсоном4. Согласно данной теории, метафора рассматривается как способ мышления и представления знаний. Такой подход нивелирует проблему языкового оформления метафор, поэтому в когнитивной лингвистике к ним традиционно относят компаративные тропы, такие как, например, сравнения, гиперболы, перифразы, фразеологизмы и т. д.

В когнитивных исследованиях важное место занимает понятие «метафорическая модель» - «существующая и / или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между понятийными сферами»5. Согласно теории метафорического моделирования, разработанной отечественными учеными (А. Н. Барановым6, Э. В. Будаевым7, И. М. Кобозевой8, Е. С. Кубряковой9, А. П. Чудиновым10), модель метафоры включает исходную понятийную область (область-источник, сферу-донор) и новую понятийную область (сферу-магнит, сферу-мишень). При этом в исследованиях способы классификации могут варьироваться: за основу берут как сферу-источник, так и сферу-магнит.

1 Галинская И. Л. Уолт Уитмен - литературный новатор // Культурология. - 2005. -№ 2 (33). - С. 75-77.

2 Логинов А. Л. Концепт "American dream" в творчестве Уолта Уитмена: дис. ... канд. фи-лол. наук. - Нижний Новгород: [б. и.], 2013. - 198 с.

3 Скорлупкина Т. Диалог Владимира Маяковского и Уолта Уитмена // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах / под редакцией И. А. Бархатова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - С. 165-168.

4 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - Москва: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

5 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - С. 70.

6 Баранов А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. -2003. - № 2. - С. 73-94.

7 Будаев Э. В. Сопоставительная политическая метафорология. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 330 с.

8 Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. - Москва: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.

9 Кубрякова Е. С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1999. - Т. 58. -№ 5-6. - С. 3-12.

10 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 248 с.

Метафорические модели можно разложить согласно фреймо-слотовой концепции. По определению М. Минского, фреймы «являются центрами концентрированного представления знаний о том, как связаны между собой различные предметы и явления, каким образом они используются и как они друг с другом взаимодейству-ют»1. Типовые слоты рассматриваются как «элементы ситуации, которые составляют какую-то часть фрейма, какой-то аспект его конкретизации»2. Фреймо-слотовая методика позволяет понять когнитивные механизмы, скрытые в метафоре, и эксплицитно продемонстрировать их.

В современных исследованиях все больше внимания уделяется изучению музыкальных метафор на разном языковом материале (И. В. Зыкова3, О. С. Камышева4, Н. О. Самаркина5, Ю. С. Текутова6, Д. Е. Хохонин7, О. В. Чурсин8), что обусловливает актуальность нашей работы.

Цель данной статьи - провести когнитивное исследование музыкальных метафор в поэме У. Уитмена «Песня о себе». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) выделить ключевую метафорическую модель в поэме У. Уитмена «Песня о себе»;

2) определить структуру ключевой метафорической модели и проанализировать ее согласно фреймо-слотовой концепции;

3) систематизировать второстепенные музыкальные метафоры со сферой-источником «Музыка» в соответствии с фреймо-слотовой концепцией;

4) упорядочить второстепенные музыкальные метафоры со сферой-магнитом «Музыка» в соответствии с фреймо-слотовой концепцией;

5) провести контекстуальный анализ исследуемых метафор;

6) сопоставить анализируемые метафоры и сделать выводы.

1 Минский М. Фреймы для представления знаний. - Москва: Энергия, 1979. - С. 47.

2 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - С. 71.

3 Зыкова И. В. Семиотика музыки в построении фразеологического значения (лингвокуль-турологический подход) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2012. - № 4 (33). -С. 108-117.

4 Камышева О. С. Метафорическое моделирование ментальной сферы «Музыка» в русской и английской художественной литературе XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург: [б. и.], 2009. - 19 с.

5 Самаркина Н. О. Систематика действительности фразеологических единиц с метафорически переосмысленным компонентом, относящимся к фразеосемантическому полю «Музыка», в английском и турецком языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань: [б. и.], 2011. - 22 с.

6 Текутова Ю. С. Музыкальные аллюзии и их художественные функции в поэзии Р. Браунинга («Токката Галуппи») // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 7 (87). - С. 193-196.

7 Хохонин Д. Е. Лексика семантической сферы «Музыка» в метафорическом использовании: дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж: ВГУ, 2014. - 159 с.

8 Чурсин О. В. Функционально-семантическая характеристика современной английской музыкальной лексики: когнитивно-фреймовый подход: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Пятигорск: [б. и.], 2009. - 25 с.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по когнитивной лингвистике и лингвокультурологии.

Основная часть

В данном исследовании центральным является понятие музыкальной метафоры. Под музыкальной метафорой мы понимаем когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия, относящиеся к понятийной сфере «Музыка». При этом данная понятийная сфера может выступать в качестве как сферы-магнита, так и сферы-источника.

В поэме У. Уитмена «Песня о себе» музыкальная метафора ("Song of Myself') вынесена в заголовок и, следовательно, находится в самой сильной позиции в тек-сте1. Эта метафора получает развитие на протяжении всей поэмы: метафорической песней становится само поэтическое произведение. Соответственно, правомерно выделить метафорическую модель «Стихотворение - это песня», и в данном поэтическом произведении она будет рассматриваться как ключевая.

Поэма У. Уитмена «Песня о себе» не имеет сюжета как такового, она представляет собой поток мыслей и чувств самого поэта. Проанализировав произведение, мы пришли к выводу, что сфера-источник «Песня» является совокупным образом, который раскрывает внутренний мир поэта и включает одновременно его размышления, мировоззрение, чувства и ощущения при восприятии окружающей действительности. Песня для У. Уитмена - это символ необычайной радости, удовольствия, любви и сострадания ко всему живому, Божественной сущности, а также ощущение мировой (и даже вселенской) гармонии. Соответственно, ключевая метафорическая модель поэмы У. Уитмена «Песня о себе» может быть представлена формулой «Размышления + чувства + ощущения - это песня».

Согласно фреймо-слотовой концепции, в рамках фрейма «Песня» выделим систему слотов: «Пение», «Песня как музыкальное произведение», «Создание песни».

Слот «Пение»

В поэме У. Уитмена «Песня о себе» встречаются глагольные метафоры: to sing, to chant. Глагол to chant, в отличие от to sing, имеет дополнительное значение «петь монотонно, нараспев». В контексте поэтического произведения оба глагола употребляются в значении «прославлять», тем самым проявляя себя как стертые метафоры. Ср.:

I celebrate myself, and sing myself, /And what I assume you shall assume...2

I chant the chant of dilation or pride.3

Слот «Песня как музыкальное произведение»

Песня, являясь музыкальным произведением, включает не только музыку, но и слова. Поэт подчеркивает, что слова его «песни» не избитые. Ср.:

Not words of routine this song of mine...1

1 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - С. 125.

2 Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - С. 22.

3 Там же. - С. 62.

Песня У. Уитмена повествует о гордости человека. Ср.:

I chant the chant of dilation or pride.2

Слот «Создание песни»

Поэт транслирует впечатления, полученные от окружающего мира, «вплетая» их в метафорическую песню. Сложный процесс «создания песни» реализуется в двухслойной метафоре: с одной стороны, стихотворение представлено как песня, с другой - песня воспринимается как тканое изделие, на создание которого требуются силы и терпение. Ср.:

The city sleeps and the country sleeps, / The living sleep for their time, the dead sleep for their time, / The old husband sleeps by his wife and the young husband sleeps by his wife; /And these tend inward to me, and I tend outward to them, /And such as it is to be of these more or less I am, /And of these one and all I weave the song of myself3

Таким образом, при анализе метафорической модели «Размышления + чувства + ощущения - это песня» были обнаружены как стертые, так и авторские метафоры. Они позволяют представить стихотворение поэта как оригинальное музыкальное произведение, в исполнение которого автор вкладывает душу. Полагаем, что двухслойная метафора создания песни свидетельствует о трудоемкости творческого процесса.

В поэтической картине мира У. Уитмен не просто поет (метафорически), он также подыгрывает себе на разных музыкальных инструментах. Таким образом, когнитивная формула анализируемой метафоры усложняется и рассматривается как «Размышления + чувства + ощущения - песня + аккомпанемент». В рамках фрейма «Аккомпанемент», составной сферы-источника, выделим слоты: «Игра на ударных музыкальных инструментах», «Игра на духовых музыкальных инструментах».

Слот «Игра на ударных музыкальных инструментах»

У. Уитмена часто сравнивают с русским поэтом В. Маяковским. Сходство наблюдается не только в плане композиции поэтических произведений. Оба поэта довольно часто обращались к метафорам марша и игры на барабанах. Возможно, с помощью их ритма удавалось наиболее точно передать авторский внутренний порыв в стремлении привлечь внимание людей и объединить их. Ср.:

Walking the teolallis, spotted with gore from the stone and knife, beating the serpent-skin drum.4

Встречается также употребление метафоры удара в гонг. В данном случае «гонг» воспринимается как символ революции. Ср.:

And beat the gong of revolt, and stop with fugitives and them that plot and conspire. 5

1 Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - С. 120.

2 Там же. - С. 62.

3 Там же. - С. 52.

4 Там же. - С. 122.

5 Там же. - С. 68.

Слот «Духовые музыкальные инструменты»

Поэт образно играет на корнете, духовом музыкальном инструменте с пронизывающим тембром звучания. Вероятно, подобные метафоры выполняют ту же функцию, что и метафоры игры на барабанах. Ср.:

With music strong I come, with my cornets and my drums.1

I beat and pound for the dead, /1 blow through my embouchures my loudest and gayest for them. 2

Таким образом, посредством метафор игры на ударных и духовых музыкальных инструментах поэт пытается привлечь внимание людей, вдохновить и воодушевить их.

При описании игры на музыкальных инструментах У. Уитмен упоминает характер, динамику и форму «исполняемой» музыки. Следовательно, когнитивная формула анализируемой метафоры еще более усложняется и рассматривается как «Размышления + чувства + ощущения - звучание + песня + аккомпанемент». Слоты фрейма «Звучание» - «Динамика», «Лад», «Ритм».

Слот «Динамика»

Двухслойная метафора strong music, с одной стороны, указывает на громкость звучания, с другой - на эмоциональность и экспрессивность поэтического творчества У. Уитмена.

With music strong I come, with my cornets and my drums3.

Слот «Лад»

Лад метафорической песни поэта - мажорный, что, бесспорно, отражает его положительный, приподнятый настрой. Ср.:

I blow through my embouchures my loudest and gayest for them.4

Слот «Ритм»

Ритм песни поэта энергичный, он должен подбодрить униженных и побежденных. Ср.:

I play marches for conquer 'd and slain persons.5

Таким образом, музыкальные характеристики «звучащей песни» передают бодрый эмоциональный настрой всего поэтического произведения.

Итак, мы проанализировали сферу-источник выделенной сложной модели ключевой метафоры «Размышления + чувства + ощущения - звучание + песня + аккомпанемент» и рассмотрели три составляющие данной сферы-источника - фреймы «Звучание», «Песня», «Аккомпанемент». Следует отметить, что исследуемая метафорическая модель развертывается на протяжении всего поэтического произведения, что позволяет поэту сфокусировать внимание адресата на основной теме стихотворения. Следовательно, данная модель выполняет текстообразующую функцию.

1 Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - С. 56.

2 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

В анализируемом поэтическом произведении встречаются также второстепенные музыкальные метафоры. Поэт делится своими впечатлениями от наблюдений за природой, от восприятия прекрасного, от радости общения с людьми. В стихотворении находят место метафоры как со сферой-источником, так и сферой-магнитом «Музыка».

Рассмотрим второстепенную метафорическую модель «Природа - музыка». Взяв за основу сферу-магнит, охарактеризуем основные слоты фрейма «Природа»: «Звуки птицы», «Звуки насекомых», «Звуки природного явления».

Слот «Звуки птицы»

Описывая пение сойки, У. Уитмен отказывается от традиционной стертой метафоры. Чтобы передать искусное звучание ее голоса, поэт употребляет музыкальную терминологию: gamut (гамма), trills (трели). Ср.:

And the in the woods never studied the gamut, yet trills pretty well to me...1

Слот «Звуки насекомых»

Стрекот кузнечика напоминает У. Уитмену звучание хроматической гаммы на свирели. Ср.:

Where the katy-did works her chromatic reed on the walnut-tree over the well.2

Слот «Звуки природного явления»

Звук капель дождя воспринимается поэтом как музыка. Ср.:

The youth lies awake in the cedar-roof'd garret and harks to the musical rain . 3

Таким образом, звуки птицы, насекомого и дождя настолько гармоничны, что У. Уитмен «слышит» в них музыку, а иногда и мелодические движения (например, хроматическую гамму или трель).

Следующая второстепенная метафорическая модель - «Человек - музыка». В поэтической картине мира У. Уитмена голоса простых людей прекрасны, их звучание уподобляется пению и мелодии. Ср.:

The drover watching his drove sings out to them... 4

Pleas 'd with the quakeress as she puts off her bonnet and talks melodiously.5

Единичные случаи проявления данной метафорической модели не позволили выделить систему слотов.

Таким образом, при описании природного мира У. Уитмен в основном использует оригинальные метафоры с вкраплениями музыкальной терминологии, что, полагаем, связано с особой эстетической значимостью природы в мировосприятии поэта. Характеризуя людей, автор обращает внимание на звучание их голосов, которые, вероятно, представляются ему источником красоты и гармонии.

Кроме того, в произведении обнаруживаются второстепенные метафоры со сферой-магнитом «Музыка». Поэт использует их в том случае, когда хочет передать

1 Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - С. 44.

2 Там же. - С. 92.

3 Там же. - С. 48.

4 Там же. - С. 50.

5 Там же. - С. 92.

свои ощущения от восприятия звучащей музыки. Проанализируем две метафорические модели: «Звучание музыки - человек» и «Звучание музыки - вещество».

В метафорической модели «Звучание музыки - человек» классифицируем слоты фрейма «Человек»: «Физическое воздействие» и «Душевное состояние».

Слот «Физическое воздействие»

Звуки оркестра овладевают поэтом настолько, что ему кажется, будто они кружат его, вводят в состояние азарта, уносят в плавание. Ср.:

The orchestra whirls me wider than Uranus flies, / It wrenches such ardors from me I did not know I possess 'd them, / It sails me...1

Слот «Душевное состояние»

Тембр виолончели воспринимается как жалобный плач сердца юноши. Рассматриваем подобную метафору как двухслойную: звуки виолончели - жалоба, сердце -человек с душой и речевыми способностями. Ср.:

I hear the violoncello, ('tis the young man's heart's complaint,)... 2

Таким образом, метафоры данной модели позволяют передать силу воздействия звучащей музыки на поэта как на физическом, так и на душевном уровне.

Фрейм «Вещество» метафорической модели «Звучание музыки - вещество» включает следующие слоты: «Движение в пространстве» и «Визуальные характеристики».

Слот «Движение в пространстве»

Метафоры данного слота позволяют представить звучание музыки как некую субстанцию, движение которой физически воздействует на поэта: в ушах «проскальзывают» звуки корнета, музыка ударных «накатывается», пение вокалиста «льется» и «наполняет» автора. Ср.:

I hear the key'd cornet, it glides quickly in through my ears...3

Again the long roll of the drummers... 4

The orbic flex of his mouth is pouring and filling me full...5

Слот «Визуальные характеристики»

Визуальная характеристика подчеркивает чистоту певческого голоса и свидетельствует о высоком уровне исполнения. Ср.:

The pure contralto sings in the organ loft...6

Таким образом, метафорическая модель «Звучание музыки - вещество», так же как и предыдущая модель, передает сильное впечатление поэта от воспринимаемой музыки. Синестетическая метафора чистого голоса, вероятно, акцентирует внимание на безупречном исполнении.

По-видимому, выделенные второстепенные музыкальные метафоры указывают на то, что является для поэта символом гармонии, вызывает эстетическое наслажде-

1 Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - С. 78.

2 Там же. - С. 76.

3 Там же.

4 Там же. - С. 100.

5 Там же. - С. 78.

6 Там же. - С. 46.

ние, вдохновляет, становясь источником творчества. Подобные метафоры естественным образом сочетаются с ключевой метафорой, описывающей творческий процесс создания поэтического произведения.

Выводы

В поэме У. Уитмена «Песня о себе» ключевая метафорическая модель «Размышления + чувства + ощущения - звучание + песня + аккомпанемент» имеет сложную структуру, разворачивается на протяжении всей поэмы, характеризует сложный творческий процесс и выполняет текстообразующую функцию. Ключевая метафорическая модель существенно дополняется второстепенными музыкальными метафорами, которые репрезентируют эстетическое восприятие поэтом окружающего мира.

Пересечение ключевой и второстепенных музыкальных метафор позволяет найти ключ к пониманию когнитивных процессов основной концепции поэтического произведения У. Уитмена: поэт, отличающийся многогранным внутренним миром, черпает вдохновение в природе, музыке и людях, реализует свое мироощущение в творчестве, размышлениях, стремлении возобновить нарушенную гармонию мира и духовную основу человеческого существования.

Взаимосвязь ключевой и второстепенных музыкальных метафор делает поэму У. Уитмена «Песня о себе» похожей на многоголосное музыкальное произведение, воспринимаемое слушателем.

Литература

Баранов А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. -2003. - № 2. - С. 73-94.

Биджиева З. С. Новаторство лирики У. Уитмена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2 (66). - С. 10-13.

Будаев Э. В. Сопоставительная политическая метафорология. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 330 с.

Галинская И. Л. Уолт Уитмен - литературный новатор // Культурология. - 2005. -№ 2 (33). - С. 75-77.

Дуброва О. В. Особенности временных параметров в творчестве Уолта Уитмена и Богдана-Игоря Антонича // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: материалы IV Международной научно-практической конференции (Абакан, 19-20 мая 2016 г.) / под редакцией Т. Г. Боргояковой. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2016. - С. 289-291.

Зыкова И. В. Семиотика музыки в построении фразеологического значения (лингвокуль-турологический подход) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2012. - № 4 (33). -С. 108-117.

Камышева О. С. Метафорическое моделирование ментальной сферы «Музыка» в русской и английской художественной литературе XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург: [б. и.], 2009. - 19 с.

Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. - Москва: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.

Кубрякова Е. С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1999. - Т. 58. -№ 5-6. - С. 3-12.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - Москва: Едиториал УРСС,

2004. - 256 с.

Логинов А. Л. Концепт "American dream" в творчестве Уолта Уитмена: дис. ... канд. фи-лол. наук. - Нижний Новгород: [б. и.], 2013. - 198 с.

Минский М. Фреймы для представления знаний. - Москва: Энергия, 1979. - 151 с.

Никитина И. В. Мифопоэтика «Листьев травы» У. Уитмена: дис. ... канд. филол. наук. -Нижний Новгород: НГЛУ, 2012. - 238 с.

Самаркина Н. О. Систематика действительности фразеологических единиц с метафорически переосмысленным компонентом, относящимся к фразеосемантическому полю «Музыка», в английском и турецком языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань: [б. и.], 2011. -22 с.

Скорлупкина Т. Диалог Владимира Маяковского и Уолта Уитмена // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах / под редакцией И. А. Бархатова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - С. 165-168.

Текутова Ю. С. Музыкальные аллюзии и их художественные функции в поэзии Р. Браунинга («Токката Галуппи») // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 7 (87). - С. 193-196.

Уитмен У. Листья травы. - Москва: Текст, 2018. - 365 с.

Хохонин Д. Е. Лексика семантической сферы «Музыка» в метафорическом использовании: дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж: ВГУ, 2014. - 159 с.

Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 248 с.

Чурсин О. В. Функционально-семантическая характеристика современной английской музыкальной лексики: когнитивно-фреймовый подход: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Пятигорск: [б. и.], 2009. - 25 с.

References

Baranov A. N. O tipakh sochetaemosti metaforicheskikh modelei [On types of compatibility of metaphorical models]. Voprosy iazykoznaniia [Topics in the study of language], 2003, no. 2, pp. 73-94.

Bidzhieva Z. S. Novatorstvo liriki U. Uitmena [Innovative nature of W. Whitman's lyrics]. Filo-logicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Issues of theory and practice], 2016, no. 12-2 (66), pp. 10-13.

Budaev E. V. Sopostavitel'naia politicheskaia metaforologiia [Comparative political metapho-rology]. Nizhnii Tagil: NTGSPA, 2011. 330 p.

Galinskaia I. L. Uolt Uitmen - literaturnyi novator [Walt Whitman - literary innovator]. Kul'tu-rologiia [Cultural studies], 2005, no. 2 (33), pp. 75-77.

Dubrova O. V. Osobennosti vremennykh parametrov v tvorchestve Uolta Uitmena i Bogdana-Igoria Antonicha [Features of time parameters in the works by Walt Whitman and Bohdan Ihor An-tonych]. Sokhranenie i razvitie iazykov i kul'tur korennykh narodov Sibiri: materialy IV Mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Abakan, 19-20 maia 2016 g.) [Preservation and development of languages and cultures of Siberia indigenous peoples: proceedings of IV International research and practice conference (Abakan, 19-20 May 2016); ed. by T. G. Borgoiakova]. Abakan: Khakasskii gosudarstvennyi universitet im. N. F. Katanova, 2016, pp. 289-291.

Zykova I. V. Semiotika muzyki v postroenii frazeologicheskogo znacheniia (lingvokul'turolo-gicheskii podkhod) [The semiotic system of music in the constructing phraseological meaning (lin-guoculturological approach)]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics Issues], 2012, no. 4 (33), pp. 108-117.

Kamysheva O. S. Metaforicheskoe modelirovanie mental'noi sfery "Muzyka" v russkoi i angliis-koi khudozhestvennoi literature XX veka [Metaphorical modeling of the mental sphere "Music" in Russian and English fiction of the 20th century: abstract PhD thesis in Philology]. Ekaterinburg, 2009. 19 p.

Kobozeva I. M. Lingvisticheskaia semantika [Linguistic semantics]. Moscow: Editorial URSS, 2000. 352 p.

Kubriakova E. S. Semantika v kognitivnoi lingvistike (o kontsepte konteinera i formakh ego ob"ektivatsii v iazyke) [Semantics in cognitive linguistics (on the concept of container and ways of its obj ectification in the language)]. Izvestiia RAN. Seriia literatury i iazyka [The Bulletin of the Russian Academy of Sciences: studies in literature and language], 1999, vol. 58, no. 5-6, pp. 3-13.

Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors we live by]. Moscow: Editorial URSS, 2004. 256 p.

Loginov A. L. Kontsept "American dream" v tvorchestve Uolta Uitmena [The concept of "American dream" in the work by Walt Whitman: PhD thesis in Philology]. Nizhnii Novgorod, 2013. 198 p.

Minskii M. Freimy dlia predstavleniia znanii [Frames for representation of knowledge]. Moscow: Energiia, 1979. 151 p.

Nikitina I. V. Mifopoetika "List'ev travy" U. Uitmena [Mythopoetics in "Leaves of grass" by W. Whitman: PhD thesis in Philology]. Nizhny Novgorod: NGLU, 2012. 238 p.

Samarkina N. O. Sistematika deistvitel'nosti frazeologicheskikh edinits s metaforicheski pere-osmyslennym komponentom, otnosiashchimsia k frazeosemanticheskomu poliu "Muzyka ", v angliis-kom i turetskom iazykakh [The reality systematics of the phraseological units with a metaphorically rethought component related to the phrase-semantic field "Music" in English and Turkish: abstract PhD thesis in Philology]. Kazan', 2011. 22 p.

Skorlupkina T. Dialog Vladimira Maiakovskogo i Uolta Uitmena [Dialogue between Vladimir Mayakovsky and Walt Whitman]. Inostrannye iazyki v ekonomicheskikh vuzakh Rossii: Vserossiiskii nauchno-informatsionnyi al'manakh [Foreign languages in economic universities of Russia: All-Russian scientific information almanac; ed. by I. A. Barhatov]. St Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet, 2019, pp. 165-168.

Tekutova Iu. S. Muzykal'nye alliuzii i ikh khudozhestvennye funktsii v poezii R. Brauninga ("Tokkata Galuppi") [Musical allusions and their artistic functions in the poetry of R. Browning ("A Toccata of Galuppi's")]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2010, no. 7 (87), pp. 193-196.

Uitmen U. List'ia travy [Leaves of grass]. Moscow: Tekst, 2018. 368 p.

Khokhonin D. E. Leksika semanticheskoi sfery "Muzyka " v metaforicheskom ispol'zovanii [Vocabulary of the semantic sphere "Music" in metaphorical use: PhD thesis in Philology]. Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2014. 159 p.

Chudinov A. P. Metaforicheskaia mozaika v sovremennoi politicheskoi kommunikatsii [Metaphorical mosaic in modern political communication]. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi peda-gogicheskii universitet, 2003. 248 p.

Chursin O. V. Funktsional'no-semanticheskaia kharakteristika sovremennoi angliiskoi muzykal'noi leksiki: kognitivno-freimovyi podkhod [Functional-semantic characteristic of modern English musical vocabulary: cognitive-frame approach: abstract PhD thesis in Philology]. Piatigorsk, 2009. 25 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Камышева О. С. Когнитивное исследование музыкальных метафор в поэме У. Уитмена «Песня о себе» // Вестник Череповецкого государственного университета. -2020. - № 4 (97). - С. 137-148. БО!: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-12

For citation: Kamysheva O. S. Cognitive research on musical metaphors in the poem "Song of Myself' by W. Whitman. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 4 (97), pp. 137-148. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.