Научная статья на тему 'Когнитивно-поведенческие показатели субъективного возраста средней взрослости: личностная готовность к переменам'

Когнитивно-поведенческие показатели субъективного возраста средней взрослости: личностная готовность к переменам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ / MIDDLE ADULTHOOD / SUBJECTIVE AGE / COGNITIVE-BEHAVIORAL INDICATORS / PERSONAL READINESS FOR CHANGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Ольга Романовна, Крюкова Татьяна Леонидовна

Жизнь субъекта в новом, современном мире, транзитивном обществе с нестабильностью и неопределенностью ценностей и норм у людей средней взрослости (40-60 лет) нередко сопровождается отрицанием необходимости перемен и любых изменений. Авторы статьи анализируют различные точки зрения на этот феномен (период средней взрослости) в теориях развития. Представлены результаты эмпирического исследования личностной готовности к переменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive-behavioral Indicators of Subjective Middle Age: Personal Readiness for Changes

Everyday life in the new modern world, transitive society with instability and uncertainty of values and norms are making people of middle adulthood (40-60 years old) more often deny necessity and need to change. The article presents analysis of various development theories of middle adulthood. The results of the empirical research of personal readiness for changes as a cognitive-behavioral age marker are revealed.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-поведенческие показатели субъективного возраста средней взрослости: личностная готовность к переменам»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 24-30.

УДК 159.0.072.43

DOI 10.25513/2410-6364.2018.4.24-30

О. Р. Воронцова, Т. Л. Крюкова

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ: ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ*

Жизнь субъекта в новом, современном мире, транзитивном обществе с нестабильностью и неопределенностью ценностей и норм у людей средней взрослости (40-60 лет) нередко сопровождается отрицанием необходимости перемен и любых изменений. Авторы статьи анализируют различные точки зрения на этот феномен (период средней взрослости) в теориях развития. Представлены результаты эмпирического исследования личностной готовности к переменам.

Ключевые слова: средняя взрослость; субъективный возраст; когнитивно-поведенческие показатели; готовность к переменам.

O. R. Vorontsova T. L. Kryukova

COGNITIVE-BEHAVIORAL INDICATORS OF SUBJECTIVE MIDDLE AGE: PERSONAL READINESS FOR CHANGES*

Everyday life in the new modern world, transitive society with instability and uncertainty of values and norms are making people of middle adulthood (40-60 years old) more often deny necessity and need to change. The article presents analysis of various development theories of middle adulthood. The results of the empirical research of personal readiness for changes as a cognitive-behavioral age marker are revealed.

Keywords: middle adulthood; subjective age; cognitive-behavioral indicators; personal readiness for changes.

В последние десятилетия становится всё более очевидным, что современный сложный мир включает постоянные, непрерывные и интенсивные изменения во всех сферах жизни: цифровизацию и виртуализацию жизни, роботизацию, становление сетевого общества и т. д. Эти изменения происходят под влиянием одного общего метатренда - возрастающей скорости изменений, что приводит к большему увеличению сложности мира и ощутимо влияет на каждого человека, вынуждая его принимать или не принимать перемены [1].

Для обозначения того, что происходит сейчас в мире, введено немало терминов: мир VUCA [2] - это аббревиатура из английских слов: volatility - нестабильность; uncertainty -

неопределенность; complexity - сложность; ambiguity - неоднозначность, «текучая современность» [3]; «транзитивное общество» [4].

Вызовы нового мира касаются всех поколений. Молодое поколение оказывается в выигрышном положении, так как для них многие технологии - это привычная часть того мира, в котором они родились, и вхождение в этот мир осознается как естественный процесс их взросления. На наш взгляд, наиболее значимым и проблемным принятие перемен становится для среднего поколения, так называемых neither young, nor old («ни молодых, ни старых»), т. е. тех, кому 40-60 лет. Таких немало: в нашей стране количество людей в возрасте 40-60 лет составляет 40 373 тыс. чел. (29 %),

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-01005А. ** The reported study was funded by RFBR according to the project № 18-013-01005А.

© Воронцова О. Р., Крюкова Т. Л., 2018

и это самая большая по численности возраст- 2018 года [5]. Распределение населения по ная группа, по данным Росстата на 1 января возрастам представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение населения России по возрастным группам (на 1 января 2018 года)

Представители этого поколения не всегда осознают происходящие трансформации, нередко отрицают необходимость перемен, боятся нестабильности и неопределенности современного мира.

Кто они, представители поколения «neither young, nor old»? Согласно возрастной периодизации, принятой Всемирной организацией здравоохранения, средний возраст находится в диапазоне 45-59 лет. Представители различных теорий развития соглашаются в том, что период средней взрослости продолжается с 35-40 до 60-65 лет. К. Юнг называл этот период зрелостью - «послеполуденным временем», соотнося человеческую жизнь с движением солнца. Он пришел к выводу, что человек не может прожить вечер жизни по той же самой программе, что и утро, потому что того, чего много утром, будет мало вечером, а то, что верно утром, вечером будет уже неверно [6]. Согласно Э. Эриксону, периоду от 40 до 65 лет соответствует «социальный» кризис, главной чертой которого выступает противоречие между «продуктивностью» (созидательностью) в различных сферах жизни и «стагнацией» (сосредоточенностью на себе, косностью, возможной физической и психологической инвалидизацией личности) [7]. Средняя взрослость, по Дж. Левинсону, - 45-60 лет, период завершения карьерного роста; окончание активного роди-тельства; пересмотр отношения к здоровью и образу жизни [8]. Согласно концепции теории life-span development (развитие на протяжении жизни), разработанной П. Балтесом и др., для людей «среднего возраста» характерно стабильное биологическое функционирование,

снижение нормативных исторических факторов, формирование экономических, социальных и личностных ресурсов, позволяющих противостоять негативным событиям. Ключевым концептом этой теории являются нормативные возрастные факторы; нормативные исторические факторы и ненормативные факторы, причем удельный вес ненормативных факторов постепенно возрастает на протяжении жизни [9, с. 63]. Последние труды этого автора и его коллег фокусируются на анализе динамики системы мозг - культура - среда с точки зрения психологии развития (на протяжении всей жизни) и считают эту динамику интерактивной и взамонаправленной, ко-детерминирующей, используя метафору биокультурного ко-конструктивизма [10]. Новые данные о развитии в период средней взрослости во многом основаны на достижениях генетики поведения.

Большинство людей неоднозначно относятся к средней взрослости. Одни считают, что средняя взрослость - фаза стабильности: происходит стабилизация всего жизненного уклада субъекта и его личностных особенностей; устанавливаются относительно постоянные социальные связи и семейные отношения, осуществляется и укрепляется профессиональный выбор [11]. Другие считают, что период средней взрослости - это начало конца, фазы старения, угасания, снижения большинства психофизических, когнитивных и психосоциальных функций. В этом представлении о жизни человека обычно фигурирует модель полукруга: по достижении кульминации приблизительно в 40 лет начинается нисходящее движение, регресс [1; 12]. Третья

точка зрения состоит в понимании данного периода не просто как этапа сохранения всего приобретенного на предшествующей стадии, а как ступени дальнейшего развития субъекта, где достигается пик творческого подхода к жизненным проблемам и возможно максимальное влияние на других [7; 13]. Эти точки зрения на среднюю взрослость взаимодействуют и дополняют друг друга: какие-то важные грани жизни человека стабилизируются, определенные психофизические функции начинают угасать, а в чем-то только начинается подъем активности.

Какие же изменения происходят в период средней взрослости? Каковы факторы, спо-

собствующие / препятствующие принятию перемен во всех сферах жизни человека: психофизиологической, социальной, профессиональной, семейной? Прежде всего это изменение состояния здоровья [14]. Приведем данные анализа оценок состояния своего здоровья людьми средней взрослости за 2016 год (табл. 1). Показатели говорят, что процент людей, имеющих «очень хорошее» и «хорошее» здоровье, уменьшается, а процент людей, оценивающих свое здоровье как «удовлетворительное», «плохое» и «очень плохое», растет, что отражается в их когнитивных оценках и поведении.

Таблица 1

Оценка состояния своего здоровья лицами средней взрослости за 2016 года

Оценка Возраст, лет

35-44 45-54 Изменение показателя за 10 лет 55-59 Изменение показателя за 10 лет Изменение показателя за 18 лет

Процент людей

Очень хорошее 4,3 0,9 -79 % 0,9 0 % -79 %

Хорошее 51,7 35,1 -32 % 18,5 -48 % -64 %

Удовлетворительное 41,3 57,5 +39 % 70,4 +22 % +70 %

Плохое 2,4 5,0 +108 % 9,2 +84 % +280 %

Очень плохое 0,3 0,5 +67 % 0,8 +60 % +166 %

Не определено 0,1 0,2 +100 % 0,2 0 % +100 %

Исследования Е. А. Сергиенко [15; 16] показывают, что одной из главных особенностей средней взрослости является высокий субъективизм человека при оценке своего возраста: после 25 лет нарастает тенденция оценивать себя моложе своего хронологического возраста; особенно значительна эта разница после 50 лет, достигая разницы в 16 лет в сторону его уменьшения [16]. Субъективный возраст человека (subjective age) - это самовосприятие собственного возраста. Близкими понятиями являются «возрастная идентичность» (age identity), «когнитивный возраст» (cognitive age). При анализе связей субъективного возраста 40-50-летних с их социальными переменными (семья, дети, внуки, работа, удовлетворенность материальным положением) и наличием вредных привычек была обнаружена только корреляция между субъективным биологическим возрастом и уровнем образования: чем выше уровень образования, тем лучше человек себя чувствует, по его оценке [16].

Модель субъективного возраста «Мои возрасты» Р. Кастенбаума определяет субъективный возраст по четырем критериям: самоощущение (эмоциональный возраст - ЭВ),

внешний вид (биологический возраст - БВ), интересы (интеллектуальный возраст - ИВ) и меру жизненной активности (социальный возраст - СВ) [17]. Ключевые вопросы параметров возраста, представленные в табл. 2, позволяют определить субъективный возраст по формуле

ЭВ + БВ + ИВ + СВ Субъективный возраст =---.

Таблица 2 Модель субъективного возраста «Мои возрасты» Р. Кастенбаума

Параметры возраста Ключевой вопрос возраста

Эмоциональный возраст (feel-age) На сколько лет человек себя чувствует?

Биологический возраст (look-age) На сколько лет человек выглядит?

Интеллектуальный возраст (interest-age) К какому возрасту относятся интересы человека?

Социальный возраст (do-age) На сколько лет человек работоспособен?

Другая модель измерения субъективного возраста определяет, насколько насыщены значимыми событиями прошлое и будущее для личности: если их больше в прошлом, субъект ощущает себя старше своих лет, а

если планы перевешивают то, что достигнуто, субъект чувствует себя моложе [18].

Частично опираясь на модель субъективного возраста «Мои возрасты», авторы данной статьи выделили четыре показателя субъективного возраста:

1) уровень развития мышления (как показатель интеллектуального возраста);

2) показатель межличностных отношений (как показатель социально-психологического возраста);

3) оценка собственной внешности (внешнего образа) и общего самочувствия (как показатель психобиологического возраста);

4) показатель личностной готовности к переменам (как показатель эмоционально-психологического возраста).

Чтобы понять, удается ли поколению «neither young, nor old» справиться с переменами и насколько они готовы / не готовы к их принятию, было проведено пилотажное эмпирическое исследование. Методики: 1) опросник «Личностная готовность к переменам» -(PCRS - Personality change readiness survey, A. Rollnik, S. Heather, M. Gold и K. Hall; первичная адаптация Н. А Бажановой, Г. Л. Бар-диер (2007)); 2) интервью о готовности к переменам; 3) оценка субъективного возраста человеком на основе модели возрастной идентичности человека «Мои возрасты» Р. Кастенбаума и др.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет: 15 мужчин и 15 женщин, 15 человек в возрасте 40-50 лет и 15 человек в возрасте 50-60 лет, давших добровольное согласие принять участие в исследовании. Это люди с разным уровнем образования (43 % имеют высшее образование), семейным положением (90 % женаты / замужем), занятые в разных сферах деятельности (43 % занимаются умственным трудом), 33 % из них имеют дачу, у 95 % есть дети / внуки.

При исследовании личностной готовности мужчин и женщин к переменам обнаружен низкий уровень развития шести из семи свойств этого конструкта - страстность, оптимизм, смелость / предприимчивость, адаптивность, уверенность и толерантность к двусмысленности (менее 21 балла), исключение составляет параметр находчивость, который имеет средний (оптимальный

вариант) уровень развития - от 22 до 26 баллов. Это говорит о низкой личной готовности к переменам и у мужчин, и у женщин, при этом находчивость как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем находится на среднем уровне развития. Сравнение выборок по и-критерию Манна - Уит-ни показало, что различия между мужчинами и женщинами по уровню всех семи свойств не значимы.

В результате исследования личностной готовности к переменам представителей двух возрастных подгруппах - 40-50 лет и 50-60 лет - обнаружен низкий уровень развития шести из семи свойств (в обеих группах). При этом, однако, параметр находчивость у респондентов в возрасте 40-50 лет характеризуется средним уровнем выраженности. Прослеживается явное снижение показателей с увеличением возраста, причем различия между двумя выборками 4050 лет и 50-60 лет по параметрам страстность и смелость / предприимчивость статистически значимы (р < 0,05). Средние значения измеряемого свойства представлены на рис. 2.

Оценка субъективного возраста на основе модели возрастной идентичности человека «Мои возрасты» по формуле

ЭВ + БВ + ИВ + СВ Субъективный возраст =---

показала, что субъективный возраст у мужчин-респондентов в возрасте 40-60 лет равен 51 году, с отклонением от хронологического на 9 лет, у женщин-респондентов в возрасте 40-60 лет он составляет 49 лет, с отклонением от хронологического на 10 лет. Субъективный возраст у респондентов обоих полов в возрасте 40-50 лет равен 47 лет, с отклонением от хронологического возраста на 9,8 года, у респондентов обоих полов в возрасте 50-60 лет он равен 57 годам, с отклонением от хронологического возраста на 10 лет. Средняя разница между психологическим и хронологическим возрастом у обоих полов около 10 лет в сторону его уменьшения, что говорит об положительной иллюзии оценки возраста [14].

Рис. 2. Средние значения показателей личностной готовности к переменам в двух возрастных подгруппах

Полученные данные о невысокой / слабой личностной готовности к переменам у людей средней взрослости и снижении этой готовности с годами подтверждаются и результатами анализа интервью, например:

- Р., женщина, хронологический возраст 45, субъективный - 27 лет: «Есть много моментов в этом мире, которые мне очень нравятся: технологии в первую очередь. Они сделали мою жизнь ярче и насыщеннее информационно».

- Н., женщина, хронологический возраст 50 лет, субъективный - 37 лет: «Я об этих вещах даже не задумываюсь. Я живу проблемами и радостями, гораздо более приземленными».

- С., мужчина, хронологический возраст 56 лет, субъективный - 50 лет: «Не всё интересно из этого мира. Многого не знаю. Нет, я не стыжусь своего незнания, а наоборот, интересуюсь. Вопрос в другом: а нужно ли мне это?».

Наше исследование будет продолжено. Владение данными о состоянии когнитивно-поведенческих показателей субъективного возраста у людей средней взрослости может открыть перспективы для их дальнейшего развития, способствовать продуктивности, готовности личности к переменам в жизни. Средний возраст способен быть периодом расцвета в жизни субъекта - семейной, про-

фессиональной сферах (карьера или творческие достижения). Он играет важную роль в обретении человеком чувства самоэффективности, самоактуализации и самоосуществления. Именно в среднем возрасте должны помогать продуктивные навыки совладания с жизненными переменами через когнитивно-поведенческую перестройку / адаптацию человека. Происходит подключение главных когнитивных стратегий наилучшей активности перед угрозой серьезных перемен: поиск смысла в событии, опыте; попытка вновь обрести чувство управления жизнью, контроля над ней и собой; восстановление самоуважения и других компонентов гармоничного самоотношения из-за угрозы перемен [10; 17; 19]. О том, как эти задачи решаются, известно не слишком много, так же как и о комплексе факторов, влияющих на адекватность и социокультурное соответствие когнитивно-поведенческой перестройки самим переменам, личности, ее способам адаптивного поведения. Нельзя не учитывать распространенные страхи перемен, страхи перед переменами, страх перед будущим, которые существует в истории культуры (Э. Тоффлер, А. Г. Ас-молов). Известно, что эволюция не сводится к гомеостазу и только к адаптации, всегда есть риск непредвиденного, непредсказуемого. За страхами стоят мощные психологические, глубинные неосознаваемые механизмы страха перед технологиями, которые связывают с символами деперсонализации, потерей в себе личностного, человеческого. Тем не менее перемены неизбежны, они дают новые возможности роста, поэтому необходимы расширенные программы пре-адаптации, а также развития превентивного совладания со стрессом, вызванным переменами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - С. 13-178.

2. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/ 10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-u met-v-novom-slozhnom-mire.pdf (дата обращения: 10.08.2018).

3. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб. : Питер, 2008.

4. Марцинковская Т. Д., Орестова В. Р. Эстетическая парадигма в транзитивном мире // Артикульт. - 2017. - № 27 (3). - С. 134-143.

5. Распределение численности населения Российской Федерации по полу и возрастным группам на 1 января 2018 года // Портал Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.08.2018).

6. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М. : Прогресс, 1994. - С. 198.

7. Эриксон Э. Детство и общество. - 2-е изд., перераб. и доп.: пер. с англ. - СПб. : Лена-то : АСТ : Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

8. Levinson D. J. The Seasons of a Man's Life. -New York : Ballantine Books, 1979. - 363 p.

9. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении всей жизни // Психологический журнал. - 1994. -Т. 15, № 1. - С. 60-80.

10. Lifespan Development and the Brain: The Perspective of Biocultural Co-Constructivism / eds. by P. B. Baltes, P. A. Reuter-Lorenz, F. Rosler. - New York : Cambridge University Press, 2010. - 427 p.

11. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М. : ЧеРо, 2005. -С. 401-409.

12. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронто-психосоматика и возрастная психотерапия: учебное пособие. - М. : Академия, 2003. -364 с.

13. Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. - М. : ЧеРо, 2005. - С. 431-433.

14. Здравоохранение в России. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 171 с.

15. Мелехин А. И., Сергиенко Е. А. Предикторы субъективного возраста в пожилом и старческом возрасте // Экспериментальная психология. - 2015. - T. 8, № 3. - С. 185-199.

16. Сергиенко Е. А. Субъективный возраст человека: системно-субъективный и мета-когнитивный подходы // Актуальные проблемы теории и практики психологии: традиции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.): в 3 ч. - Ярославль : ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. - Ч. 1. - С. 412-415.

17. "The ages of me": toward personal and interpersonal definitions of functional aging / R. Kastenbaum, V. Derbin, P. Sabatini, S. Arrt, // Aging and human development. - 1972. -№ 3 (2). - P. 197-211.

18. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - М. : Смысл, 2008. -267 с.

19. Крюкова Т. Л. Совладание как когнитивная адаптация к изменениям // Материалы

Информация о статье

Дата поступления 15 сентября 2018 Дата принятия в печать 26 ноября 2018

Сведения об авторах

Воронцова Ольга Романовна - магистрант Института педагогики и психологии, канд. тех. наук, доцент кафедры высшей математики Костромского государственного университета (Кострома, Россия). E-mail: Olga_voroncova_p @mail.ru.

Крюкова Татьяна Леонидовна - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Костромского государственного университета (Кострома, Россия). E-mail: tat.krukova44@gmail.com.

Для цитирования

Воронцова О. Р., Крюкова Т. Л. Когнитивно-поведенческие показатели субъективного возраста средней взрослости: личностная готовность к переменам // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 2430. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.4.24-30.

съезда Российского психологического общества / сост. Л. В. Артищева; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1. - С. 31-34.

Article info

Received

September 15, 2018 Accepted

November 26, 2018 About the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vorontsova Olga Romanovna - Master student, the Institute of Pedagogy and Psychology, Candidate of Technical Sciences, Docent of the Department of Higher Mathematics, Kostroma State University (Kostroma, Russia). E-mail: Olga_voroncova_p @mail. ru.

Kryukova Tatiana Leonidovna - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Social Psychology, Kostroma State University (Kostroma, Russia). E-mail: tat.krukova44@gmail.com.

For citations

Vorontsova, O. R., Kryukova, T. L. Cognitive-Behavioral Indicators of Subjective Middle Age: Personal Readiness for Changes. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2018, no. 4, pp. 24-30. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.4.2430. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.