Научная статья на тему 'Когнитивно-ориентированные технологии обучения в техническом университете'

Когнитивно-ориентированные технологии обучения в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева И. Б., Бежанова А. И., Меркулова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-ориентированные технологии обучения в техническом университете»

Посвящается 200-летию со дня Бородинской битвы РАЗДЕЛ II

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Б.Афанасьева, АИ.Бежанова, О.В.Меркулова

КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Социальные и культурные преобразования, происходящие в последнее время в нашей стране, постепенно привели к осознанию необходимости модернизации профессионального образования. Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют разработки соответствующих педагогических технологий и их активного применения в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.

Гуманистическая направленность современной парадигмы образования обусловливает личностную ориентацию обучения. Результаты исследований в области педагогической психологии и педагогики доказали, что применение личностно-ориентированных, когнитивных технологий обучения приводит не только к овладению системой знаний, но и к обогащению интеллектуального потенциала личности. Таким образом, образование наряду с познавательной функцией (передачей системы научных знаний, методов научного познания и способов деятельности) должно реализовывать психологическую функцию (актуализацию интеллектуального потенциала личности с учетом психологических возможностей обучаемого). Этим задачам отвечают личностноориентированные, когнитивно-ориентированные технологии обучения. Они приводят не только к овладению системой знаний, но и являются природосообразными и здоровьесберегающими.

На кафедре «Прикладная геометрия и дизайн» разработана технология обучения начертательной геометрии, ориентированная на различные когнитивные стили личности: различные способы восприятия и переработки информации, учебные стратегии и интеллектуальные предпочтения. Внедрение в практику обучения указанной технологии дидактического обеспечения адаптирует учебный процесс к индивидуально-типологическим особенностям студентов и позволяет эффективно управлять учебно-познавательным процессом.

Решение проблемы актуализации интеллектуального потенциала студентов

проблемы лежит в области организации образовательной среды - насыщенной, вариативной, ориентированной на различные познавательные склонности и стили. Нами разработана система вариативного дидактического обеспечения, одни элементы которой соответствуют основным когнитивным стилям студентов и служат основанием для обеспечения комфортного режима умственного труда, другие - не соответствуют и, тем самым, призваны развивать гибкость интеллектуального поведения учащихся. Учет психологических закономерностей процесса образования понятий в обучении мы реализуем посредством специального конструирования учебной информации: каждое задание своим психологическим адресатом имеет определенные компоненты понятийного мышления. Процессу актуализации и развития познавательного опыта студента, способствуют задания, позволяющие выстраивать субъективный образ содержания понятия. Методические приемы для выполнения поставленной задачи лежат в области организации образовательной среды, что позволяет оптимизировать индивидуальный учебный процесс для каждого студента в сотрудничестве с другими участниками учебной деятельности.

Проблема индивидуализации обучения требует специальной разработки учебного материала и способов его предъявления. Поскольку основным средством обучения начертательной геометрии являются задачи, то мы, проанализировав содержание дисциплины, применяем специальные учебные и геометрические задачи, являющиеся синтезом известных классификаций задач по Л.М.Фридману и по Л.Н.Ланде. Мы применяем систему вариативных заданий различной направленности и разных типов (на анализ, конкретизацию и синтез, обобщение и выявление закономерностей, а также задания, которые требуют классификации или реакции на внешнюю информацию или ее репродукцию).

Обогащение опыта студентов пространственными образами различных видов, а также развитие способности к конструированию, преобразованию пространственного образа является одной из важнейших задач и необходимой предпосылкой успешного обучения начертательной геометрии. Учет психологических особенностей пространственных представлений и закономерностей их развития может качественно обогатить методику обучения и позволить более правильно и в короткие сроки решить конкретные, практические задачи.

Для обогащения субъектного опыта студентам необходимо предоставить возможность выбора всех компонентов учебно-познавательной деятельности, в том числе построения индивидуальной образовательной траектории -персонального пути реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании. С этой целью дидактическое обеспечение дополнено новой информацией, обоснована значимость дисциплины как профессионально-

118

обусловленного норматива, определена логическая взаимосвязь с другими изучаемыми дисциплинами с позиций целостного, многоуровнего процесса, системно развивающего фундаментальные знания и профессионально-значимые умения.

Разработанная когнитивно-ориентированная технология позволяет оптимально индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с задачами повышения качества образования и формирования необходимых

профессионально-значимых умений будущего специалиста.

И.В. Гайворонский, П.К. Яблонский, С.А. Бунин, Г.И. Ничипорук

РОЛЬ АНАТОМИИ, КАК НАУКИ, В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет

Привитие подрастающему поколению традиционных ценностей, воспитание у населения страны осознанной необходимости сохранения и укрепления своего здоровья - приоритетная задача национальных программ нашего государства в области здравоохранения и образования. В рамках этих программ проведен цикл исследований по разработке и внедрению инновационных технологий популяризации здорового образа жизни, базирующихся на современных достижениях анатомии как науки.

Перспективной инновацией в повышении эффективности просветительской деятельности является использование разработанной на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии технологии полимерного бальзамирования, которая одобрена ведущими анатомами России и зарубежья, а также специалистами Министерства здравоохранения РФ. Она позволяет сохранять естественный цвет и форму органов и тканей, обладает высокими демонстрационными и эстетическими качествами. Тем самым в полной мере обеспечивается реализация русской пословицы - «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Важным достоинством изготовленных образцов является возможность их широкого применения: они легко транспортируются и могут использоваться для повышения наглядности обучения во всех общеобразовательных школах, а также просветительской деятельности при проведении передвижных и стационарных выставок и мини-выставок. На основе созданной иллюстрационной базы натуральных анатомических препаратов был разработан цикл занятий по знакомству с основами медицины и популяризации здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.