Научная статья на тему 'КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Тушева Ирина Ивановна

В статье представлено эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных характеристик личности и индикаторов информационной культуры студентов технического вуза. Применялись методы опроса, тестирования и констатирующего эксперимента. Использовалась авторская анкета определения особенностей проявления информационной культуры личности студентов. Применялись методики: методика оценки параметров когнитивной структуры личности MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); методика оценки параметров информационной культуры личности (авторская анкета). Выборка составила 30 студентов технических специальностей в возрасте от 18 до 22 лет. Результаты исследования подтвердили гипотезы исследования. Подтверждено, что информационная культура взаимосвязана с когнитивно-личностными свойствами личности; структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выявлено, что информационная культура формируется под влиянием разнообразных факторов, одним из которых является когнитивная структура личности. Установлено, что когнитивная структура личности является превалирующим фактором в формировании информационной культуры. Делается вывод о том, что существует взаимозависимость информационной культуры с когнитивными характеристиками личности, причем структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выполненное исследование развивает академические знания путем анализа полученных эмпирических данных, выявляющих когнитивно-личностные предикторы информационной культуры студентов технического вуза. Материалы могут быть использованы при разработке программ формирования информационной культуры студентов психологическими службами вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Тушева Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE AND PERSONAL PREDICTORS OF INFORMATION CULTURE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article presents an empirical study of the relationship between cognitive characteristics of personality and indicators of information culture of technical university students. The methods of survey, testing and ascertaining experiment were used. The author's questionnaire was used to determine the features of the manifestation of the information culture of the students' personality. The following methods were used: methodology for assessing the parameters of the cognitive structure of the personality MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); methodology for assessing the parameters of an individual's information culture (author's questionnaire). The sample consisted of 30 students of technical specialties aged from 18 to 22 years. The results of the study confirmed the hypotheses of the study. It is confirmed that information culture is interconnected with cognitive and personal properties of a person; the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. It is revealed that information culture is formed under the influence of various factors, one of which is the cognitive structure of personality. It is established that the cognitive structure of personality is the prevailing factor in the formation of information culture. It is concluded that there is an interdependence of information culture with the cognitive characteristics of the individual, and the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. The performed research develops academic knowledge by analyzing the empirical data obtained, revealing cognitive and personal predictors of the information culture of students of a technical university. The materials can be used in the development of programs for the formation of information culture of students by psychological services of universities.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

18. Сафонов, В.С. О психологии доверительного общения // Проблема. общения в психологии / В.С. Сафонов / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М., 1981. - С. 264-272.

19. Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - С. 36.

20. Твенге, Д. Поколение I / Д. Твенге. - Изд-во: Рипол Классик, 2019. - 406 с.

21. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). - 671 с.

22. Xu, Jian and others. Parent-adolescent interaction and risk of adolescent internet addiction: a population-based study in Shanghai / Shen Li-xiao, Yan Chong-Huai, Hu Howard, Yang Fang, Lu Wang, Sudha Rani Kotha, Fengxiu Ouyang , Li-na Zhang, Liao Xiang-peng, Jun Zhang, Jin-song Zhang, Xiao-ming Shen. BMC Psychiatry. - 2014. - no. 14. - Pp. 112. -http://www.biomedcentral.com/1471-244X/14/112.

23. Rousseau, A. The reciprocal and indirect relationships between passive Facebook use, comparison on Facebook, and adolescents' body dissatisfaction / A. Rousseau, S. Eggermont, E. Frison. Computers in Human Behavior. - 2017. - no. 73. -Pp. 336-344.

24. Van den Eijnden, R. Online Communication, Compulsive Internet Use, and Psychosocial Well-Being among Adolescents: A Longitudinal Study / R. Van den Eijnden, G.J. Meerkerk, A.A. Vermulst, R. Spijkerman, R. Engles, Developmental Psychology. -2008. - no. 44(3). - Pp. 655-665

25. Vries D.A. Social Media and Body Dissatisfaction: Investigating the Attenuating Role of Positive Parent-Adolescent Relationships / D.A. Vries, H. Vossen. Journal of Youth and Adolescence. - 2019. - no. 48. - Pp. 527-553. -https://doi.org/10.1007/s10964-018-0956-9

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь),

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск),

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань);

магистрант Тушева Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных характеристик личности и индикаторов информационной культуры студентов технического вуза. Применялись методы опроса, тестирования и констатирующего эксперимента. Использовалась авторская анкета определения особенностей проявления информационной культуры личности студентов. Применялись методики: методика оценки параметров когнитивной структуры личности MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); методика оценки параметров информационной культуры личности (авторская анкета). Выборка составила 30 студентов технических специальностей в возрасте от 18 до 22 лет. Результаты исследования подтвердили гипотезы исследования. Подтверждено, что информационная культура взаимосвязана с когнитивно-личностными свойствами личности; структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выявлено, что информационная культура формируется под влиянием разнообразных факторов, одним из которых является когнитивная структура личности. Установлено, что когнитивная структура личности является превалирующим фактором в формировании информационной культуры. Делается вывод о том, что существует взаимозависимость информационной культуры с когнитивными характеристиками личности, причем структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выполненное исследование развивает академические знания путем анализа полученных эмпирических данных, выявляющих когнитивно-личностные предикторы информационной культуры студентов технического вуза. Материалы могут быть использованы при разработке программ формирования информационной культуры студентов психологическими службами вузов.

Ключевые слова: информационная культура, компоненты информационной культуры, сферы проявления информационной культуры, когнитивно-личностные предикторы, студенты.

Annotation. The article presents an empirical study of the relationship between cognitive characteristics of personality and indicators of information culture of technical university students. The methods of survey, testing and ascertaining experiment were used. The author's questionnaire was used to determine the features of the manifestation of the information culture of the students' personality. The following methods were used: methodology for assessing the parameters of the cognitive structure of the personality MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); methodology for assessing the parameters of an individual's information culture (author's questionnaire). The sample consisted of 30 students of technical specialties aged from 18 to 22 years. The results of the study confirmed the hypotheses of the study. It is confirmed that information culture is interconnected with cognitive and personal properties of a person; the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. It is revealed that information culture is formed under the influence of various factors, one of which is the cognitive structure of personality. It is established that the cognitive structure of personality is the prevailing factor in the formation of information culture. It is concluded that there is an interdependence of information culture with the cognitive characteristics of the individual, and the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. The performed research develops academic knowledge by analyzing the empirical data obtained, revealing cognitive and personal predictors of the information culture of students of a technical university. The materials can be used in the development of programs for the formation of information culture of students by psychological services of universities.

Key words: information culture, components of information culture, spheres of information culture manifestation, cognitive-personal predictors, students.

Введение. Растущая информатизация общества ставит перед высшими учебными заведениями задачу поиска путей оптимизации формирования информационной культуры студентов, включая все её компоненты, что обусловливает актуальность нашего исследования. Отсутствие адекватно сформированной информационной культуры влечёт за собой риск дезадаптации [10]. Ряд исследователей обращают внимание на чрезвычайную важность информационной культуры как условия информационной безопасности [4, 6]. При этом важную роль в обеспечении информационной безопасности играет информационное поведение [1].

Информационная культура представляет собой степень совершенства работы с информацией [2]. Можно выделить следующие компоненты информационной культуры: когнитивный, мотивационный и поведенческий [7].

Уровень сформированности информационной культуры взаимосвязан с личностными особенностями [11]. При определении уровней сформированности учитываются следующие показатели: представление об информационном обществе, роль информации в жизни человека и профессиональной деятельности, роль информационных технологий в развитии всех сфер жизнедеятельности, представление об информационных потоках, продуктах и услугах [7].

Внимание исследователей привлекают также вопросы оптимизации работы с информацией путем использования компьютерных технологий [3], а также применения рациональных приемов запоминания [5], чтения [8], восприятия информации, представленной в устной форме [9].

Обобщая различные подходы к определению понятия «информационная культура» [12], отметим, что оно включает в себя два основных блока:

1) навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработку; 2)культурологическую составляющую: систему взглядов на информационное пространство и своё место в нём.

Важность формирования информационной культуры у студентов определяется как повышением информатизации общества в целом, так и повышением объема работы учащейся молодежи с информацией в ходе учебной деятельности и в досуговом времяпровождении.

Цель данного исследования - эмпирически изучить взаимосвязь когнитивных характеристик личности и информационной культуры личности студентов. При этом решались следующие задачи: 1) исследовать характеристики когнитивной сферы, а также особенности развития информационной культуры у студентов; 2) сравнить когнитивные характеристики у студентов с различными особенностями показателей информационной культуры; 3) изучить особенности взаимосвязей когнитивных характеристик и особенностей проявления информационной культуры у студентов.

Эмпирической базой исследования стало федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». В нём приняли участие 30 студентов технических специальностей в возрасте от 18 до 22 лет: 15 юношей (50%), 13 девушек (43.3%), 2 человека (6.7%) не захотели указывать пол.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимозависимость между индикаторами информационной культурой и когнитивными характеристиками личности.

Изложение основного материала статьи. Были использованы метод статистического анализа экспериментальных данных структурный корреляционный анализ на основе линейной корреляции Пирсона, а также качественное описание различий. Использовались следующие методики исследования: методика оценки параметров когнитивной структуры личности MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test) и методика оценки параметров информационной культуры личности (авторская анкета).

В исследовании была выдвинута гипотеза о статистически значимой зависимости параметров информационной культуры от когнитивно-личностных свойств. При этом альтернативная гипотеза состояла в том, что зависимость параметров информационной культуры от когнитивно-личностных свойств не является статистически значимым.

В качестве значимых предикторов информационной культуры были рассмотрены следующие когнитивно-личностные свойства: когнитивный стиль (предметно-действенный, абстрактно-символьный, словесно-логический, наглядно-образный); экстраверсия/интроверсия; ориентация на интуицию или внешнюю информацию; ориентацию на мышление или чувства; ориентацию на суждение или восприятие. Использовались следующие показатели когнитивно-личностных свойств: оценка по математике, внимание, скорость запоминания, надёжность запоминания, логическое мышление, образное мышление, устный счёт, речь, креативность, предметно-действенное мышление, абстрактно-символьное мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, экстраверсия, опора на объективную информацию, ориентация на мышление, ориентация на суждения.

В качестве индикаторов проявления информационной культуры в авторской анкете рассматривались следующие параметры как частоты проявления: развлечения в интернете, чтение художественной литературы, пребывание в социальных сетях, чтение учебной литературы, развлечения, чтение новостей, слушание музыки, просмотр видео, компьютерные игры, общение с друзьями, решение проблем с помощью интернета, интернет-шопинг, учеба в интернете, участие в вебинарах, работа в интернете.

На основании анализа полученных корреляций можно сделать выводы о статистической значимости следующих зависимостей между когнитивно-личностными параметрами и когнитивно-личностными свойствами студентов. Надежность запоминания отрицательно коррелирует со склонностью к поискам развлечений в интернете (r =- 0,413, p=0,023) и положительно коррелирует с работой в интернете (r = 0,371, p=0,043). Это может быть объяснено тем, что развлечения связаны скорее с рассеиванием внимания и отсутствием установки на запоминание. Что касается работы в интернете, -ситуация обратная.

Умение выстраивать логические цепочки положительно коррелирует с работой в интернете (r = 0,374, p=0,042), что ожидаемо, так как для работы в информационной среде умение выстраивать логические цепочки важны. Логическое осмысление требует способности сосредотачиваться на осознании внутреннего механизма процессов и явлений. Другими словами, быть менее подверженным воздействиям, которые обращены непосредственно к чувствам, в обход логического анализа. То есть, иметь меньшую потребность в эмоциональных впечатлениях, а значит - иметь большую способность к деятельности, которая не связана с получением удовольствия от непосредственного воздействия на эмоции, но рассматривается как целесообразная. Работа, в противоположность развлечениям, является именно таким видом деятельности.

Образное мышление положительно коррелирует со склонностью к просмотру видео (r = 0,376, p=0,040). Закономерность очевидна, так как видеоряд рассчитан именно на наглядно-образное мышление. При просмотре видеоряда задействовано непосредственное восприятие органом чувства - зрения. Создатели видеоклипов и фильмов апеллируют именно к эмоциям, к непосредственному, целостному, синтетическому восприятию «картинки», а не к критическому анализу. Всевозможные видеоэффекты направлены на эмоциональное воздействие в обход сознания. Задача видеоряда состоит в том, чтобы оказывать именно эмоциональное воздействие на зрителя, и, соответственно, снижать критическое мышление. Тот, кто склонен получать удовольствие от наглядных образов, в противоположность тем, кто склонен

осмысливать явления логически, является идеальной целевой аудиторией для производителей визуального информационного продукта.

Способность к устному счету положительно коррелирует с провождением времени в социальных сетях (r= 0,453, p=0,012). Очевидно, что пребывание в социальных сетях такой же автоматизированный навык для студентов, как и арифметический счет. Соответственно, скорость арифметических операций предиктор активности в социальных сетях как личностной привычки.

Абстрактно-символьный когнитивный стиль выявил отрицательную корреляцию с развлечениями (r= - 0,388, p=0,034) и шопингом (r= - 0,476, p=0,008) в интернете, но положительную с участием в вебинарах (r= 0,399, p=0,029). Это связано с тем, что абстрактное мышление скорее противостоит развлечениям, требует сосредоточенности, а не рассеивания внимания. Мышление как деятельность личности реализуется в информативных вебинарах, требующих активной включенности в процессы анализа и осмысления, дискуссии и обмена мнениями.

Словесно-логический когнитивный стиль отрицательно коррелирует с прослушиванием музыки (r= - 0,585, p=0,001) и общением с друзьями в интернете (r= - 0,404, p=0,027). Активность личности с таким когнитивным стилем направлена, как правило, на логическое структурирование и вербализацию контента. Очевидно, что данным респондентам представляется неразумным бесцельно тратить время.

Наглядно-образный когнитивный стиль положительно коррелирует с развлечениями в интернете (r= 0,417, p=0,022). Возможно, носители данного когнитивного стиля менее обременены размышлениями о прагматичности и целесообразности. Поскольку они в большей степени, чем представители других стилей, полезависимы, поэтому их внимание обусловлено актуальным образным контентом.

Экстраверсия положительно коррелирует с общением с друзьями (r=0,400, p=0,028) и отрицательно - с участием в вебинарах (r= - 0,524, p=0,003). Экстраверты направленны на общение как таковое. Восприятие информации из конкретной области знания их интересует меньше, чем сам контакт и социальное взаимодействие.

Ориентация на объективную информацию из внешней среды, в противоположность ориентации на интуитивное восприятие, положительно коррелирует с чтением новостных сайтов (r=0,361, p=0,050). Очевидно, что респонденты настроены на восприятие конкретных фактов, что может быть обусловлено потребностью во впечатлениях, а также понимание актуальной социальной ситуации.

Ориентация на размышление, в противоположность ориентации на чувства, положительно коррелирует с чтением учебной и профессиональной литературы (r= 0,408, p=0,025) и отрицательно - с увлечением просмотрами видео (r= - 0,361, p=0,050). Это представляется естественным, так как учебная и профессиональная литература апеллируют к интеллекту, в то время как видеоряд - преимущественно к эмоциям.

Выводы. В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза исследования о взаимозависимости индикаторов информационной культуры и когнитивно-личностных характеристик.

На основании проведённого исследования были разработаны рекомендации для психологической службы вуза, направленные на формирование информационной культуры студентов. В рамках работы психологической службы вуза должно уделяться существенное внимание формированию информационной культуры студентов, в частности, должны проводиться следующие мероприятия: по развитию навыков эффективной работы с информацией (её отбора, систематизации, оценки); по изучению когнитивно-личностных характеристик и учету их в формировании информационной культуры. Данная работа должна быть систематической, мероприятия должны проводится регулярно и охватывать максимальное число студентов. Формирование информационной культуры, как показывают результаты нашего исследования должно строиться на стимулировании когнитивно-личностного развития студентов.

Предлагаются следующие особенности построения работы вуза в направлении повышения информационной культуры среди студентов: просветительская работа со студентами по разъяснению сущности, структуры информационной культуры; просветительская работа по информированию студентов по вопросам информационной безопасности; мотивационная работа со студентами по созданию установок на освоение информационной культуры во всех ее аспектах; диагностическая работа по выявлению особенностей когнитивной сферы личности студентов; проведение тренингов, направленных на совершенствование когнитивно-личностных характеристик студентов.

Литература:

1. Айбатыров, К.С. Формирование информационной культуры студентов в условиях цифровизации образования / К.С. Айбатыров, З.М. Миназова, А.С. Муртузалиева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №6 (85). - С. 353-355. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44536485_40412576.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

2. Бронникова, Л.М. Основы информационной культуры (Электронный ресурс): учебное пособие // Л.М. Бронникова. - Барнаул: АлтГПУ, 2016. - URL: https://www.iprbookshop.ru/102748.html (дата обращения: 27.05.2021)

3. Власенко, А.В. Анализ современных методов обработки информации в электронном виде / А.В. Власенко, Е.И. Каширина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2020. - №3 (266). - С. 46-51. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44414570_56719033.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

4. Данильченко, П.А. Обзор метода обработки экспертной информации / П.А. Данильченко, М.С. Седина // Colloquium-journal. - 2020. - № 1-2 (53). - С. 88-89. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41864053_68192880.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

5. Душинина, Е.В. Мнемотехника на уроках иностранного языка в неязыковом вузе / Е.В. Душинина // Актуальные вопросы образования. - 2020. - Т.2. - С. 58-60. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42984381_70092141.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

6. Комаров, П.В. Информационная безопасность. Определение, принципы / П.В. Комаров // Академическая публицистика. - 2021. - №1. - С. 34 -37. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44595387_46464669.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

7. Кулиш, В.В. Структура информационной культуры участников образовательного процесса / В.В. Кулиш, Н.А. Матвеева, Н.В. Тумбаева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2019. - №3 (40). -С. 28-32. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39538198_74525124.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

8. Мелехова, Н.В. Формирование различных видов чтения на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых вузов / Н.В. Мелехова, П.В. Буздалин // Наука и образование. - 2020. - Т. 3. - №3. - С. 34. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44276497_77808663.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

9. Новолодская, Н.С. Обучение аудированию: виды обработки информации / Н.С. Новолодская // Modern Science. -2019. - №6-1. - С. 43-46. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38236473_55842873.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

10. Суворова, О.В. Информационная культура и здоровье личности студента / О.В. Суворова, А.С. Кухарев // Нижегородский психологический альманах (электронный научный журнал). - 2020. - Том 1 №1. - С. 241-250. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44598883 (дата обращения: 27.05.2021)

11. Суворова, О.В. Взаимосвязь эмоционально-личностных характеристик и особенностей информационной культуры у студентов / О.В. Суворова, А.С. Кухарев, О.А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - №1 (57). - С. 158-172. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45703720_65501229.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

12. Суворова, О.В. Структура информационной культуры личности: анализ подходов к исследованию проблемы / О.В. Суворова, И.И. Тушева // Нижегородский психологический альманах (электронный научный журнал). - 2021. - Т.1. -№ 1. - С. 150-159. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46457288_89219338.pdf (дата обращения: 19.05.2022)

Психология

УДК 159.944.4

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Токарева Валентина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА

Аннотация. В материале рассматривается роль принятия ответственности субъекта в трудных ситуациях. На основе теоретического и эмпирического анализа автором было изучено, что интернальный локус контроля является важной составляющей в организации своей деятельности субъекта при длительном воздействии стресс-факторов. Наличие прямой взаимосвязи между локусом контроля и системной рефлексией указывает на большое значение ответственности в анализе ситуации и принятии решений индивида. Для более полного раскрытия содержания понятия «ответственность» автор рассматривает уровни локуса контроля, приводит доводы о понимании оптимального уровня локуса контроля, при котором личность в стрессовых ситуация будет функционировать оптимизировано, проявляя непосредственную активность. Также автор раскрывает понятие «стресс», дает определение понятию «выученная беспомощность» и приводит несколько практических способов самопомощи для снятия симптомов выученной беспомощности.

Ключевые слова: ответственность, интернальный локус контроля субъекта, ситуации стресса, выученная беспомощность.

Annоtation. The material considers the role of accepting the responsibility of the subject in difficult situations. Based on theoretical and empirical analysis, the author studied that the international control locus is an important component in the organization of its activities of the subject under long-term exposure to stress factors. The presence of a direct relationship between the locus of control and systemic reflection indicates the great importance of responsibility in analyzing the situation and making decisions of the individual. To more fully disclose the content of the concept of "responsibility," the author considers the levels of the control locus, argues for an understanding of the optimal level of the control locus, at which the person in a stressful situation will function optimized, showing direct activity. The author also reveals the concept of "stress," defines the concept of "learned helplessness" and provides several practical ways of self-help to relieve the symptoms of learned helplessness.

Key words: responsibility, international locus of control of the subject, stress situations, learned helplessness.

Введение. Каждое явление обладает некоторыми характеристиками, одни из которых могут быть выражены в двух полярных признаках, а именно: открытость и замкнутость, в первом случае открытость указывает на способность субъекта взаимодействовать с окружающими явлениями и обществом, в другом случае индивид имеет свою автономность, а, следовательно, и самостоятельность. Данная самостоятельность указывает на наличие в явлении своих элементов, имеющих как свойства, так и определенной стимул к развитию субъекта в обществе.

Общество как целостная система формирует определенные качества личности человека, вместе с этим отдельный человек, обладающий уникальными личностными характеристиками, образует вокруг себя сложную систему, которая либо развивает субъекта, либо обеспечивает его личностными дисфункциями.

XXI век становится самым динамичным в человеческой истории, богатым на трансформацию современной нравственности субъекта. Насыщенный глобальными переменами в общественной жизни и связанный с расширением влияния средств массовой коммуникации современный мир запускает внутренний процесс изменения самой сущности системы, которые в свою очередь влияют на идентичность личности, ее ценности и личностные качества.

Динамика современной культурной трансформации накладывает свой отпечаток на внутриличностные процессы субъекта, среди которых важным становится формирование психологически зрелой и духовной богатой личности.

Личность как совокупность насыщена не только познавательными процессами, темпераментом и характером, но и определенными нравственными ценностями, нормами поведения, которые и транслируются, и сохраняются культурой. Источниками данной передачи информации может служить не только опыт одного индивида, но и целого поколения.

Делая свой нравственный выбор, индивид основывается на предыдущем опыте, определенной жизненной стратегии. Выбор индивида не является чем-то абстрактным, выбор дает возможность приобрести знания, способствующие выходу из трудных жизненных ситуациях.

Каждый выбор является определенным действием, основанием которого является ответственность. Такая категория морали как «ответственность» описана не только в науках философии, этики, но и в других гуманитарных науках. Данное понятие пронизывает все сферы человеческой жизни начиная с простого общения между друзьями, заканчивая профессиональными отношениями.

Психологическое содержание понятия «ответственность» понимается как выполнение человеком принятых на себя обязательств и их последствий, регламентируемых определенной системой норм и правил на основе морального выбора и саморегуляции. Введено разделение побуждения к действию и мотива как принятого морального основания для поведения. В этом ключе ответственное поведение рассматривается как волевое поведение [2].

Как мы упоминали ранее в своих работах, «ответственность перед самим собой - это сложные внутренние движения, эмоциональная самооценка, чуткость к своему поведению» [3, С. 881]. Данная чуткость является источником дисциплинированности личности, поэтому частью ответственности для осознания своей активности в деятельности выступает внутренняя ответственность, которая актуализирует принятие личностью своего участия в жизненной ситуации и своего авторства в отношении собственного поведения во всех сферах жизни.

С древних времен исследователи рассматривали ответственность как некое определяющее основание для принятия какого-либо решения, а также ученые рассматривали ответственность как некую форму проявления свободы, при которой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.