Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016 № 6 (18). С. 81-86. УДК 348.147
р.г.болбаков
Когнитивно-информационныи подход при анализе образовательных ресурсов
Статья анализирует состояние и развитие когнитивных методов как инструмента оценки образовательных процессов и образовательных ресурсов. Анализируется понятие когнитивности. Рассмотрена связь когнитивной психологии с информационными технологиями в образовании. Когнитивная система человека моделируется в виде информационной системы. Выполнен дихотомический анализ когнитивного стиля. Проведена дихотомическая оценка понятия когнитивность и когнитивного файла. Описано понятие когнитив-энтропии.
Выделены и описаны когнитивные стили: поленезависимость - полезависимость, конкретность - абстрактность, сглаживание - заострение, ригидный - гибкий познавательный контроль, низкая - высокая толерантность, фокусирующий - сканирующий контроль, импульсивность - рефлективность, узкий - широкий диапазон эквивалентности; когнитивная простота - когнитивная сложность.
Рассмотрены дихотомические свойства информационных образовательных когнитивных моделей: обозримость - необозримость, воспринимаемость - не воспринимаемость, ситуационную определенность - ситуационную неопределенность, информационную асимметрию - информационное соответствие, актуальность - неактуальность, а также параметрические свойства: точность, регламентированность, ассоциативность, согласованность, надежность.
Ключевые слова: образование, информационные технологии, информационные образовательные ресурсы, когнитивистика, когнитология, когнитивные модели
Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 2 November 2015 Published: 1 January 2016 No. 6 (18). pp. 81-86.
R. G. Bolbakov
Cognitive analysis of educational resources
The article analyzes the state and development of the cognitive techniques as a tool for the evaluation of educational processes, and educational resources. The article explores the concept of cognition. The article analyzes the relationship of cognitive psychology, information technology in education. Human cognitive system is modeled in the form of an information system. The article uses the dichotomous analysis of cognitive style. The article analyzes the concept of cognition and cognitive file with the opposition variables. The article describes the concept of cognitive-entropy.
Identified and described the cognitive styles: the field independence - field dependence, concreteness - abstractness, smoothing - sharpening, rigid - flexible cognitive control, low high tolerance focusing - scanning control, impulsivity
- reflectivity, narrow - wide range of equivalence; cognitive simplicity - cognitive complexity.
The above dichotomic properties information educational cognitive models: visibility - the immensity, vosprinimaet
- not vosprinimaet, situational certainty and situational uncertainty, information asymmetry and information compliance, relevance - irrelevance, also considered parametric properties: precision, regimentation, community, consistency, reliability.
¡Keywords : education, information technology, educational resources, cognitive science, cognitive science, cognitive models
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется когнитивистике (лат. cognitio - познание), которое представляет собой междисциплинарное научное направление. Когнитивистика включает теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. В ней используют компьютерные модели, модели искусственного интеллекта, методы психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Большой интерес представляют исследования когнитивистики для исследования процессов обучения и восприятия учебной информации [1, 2]. Эти исследования позволяют формировать системы сильного искусственного интеллекта, который создает возможности самостоятельного обучения и творчества. В широком смысле образовательные ресурсы это не только учебные материалы, но и интеллектуальный потенциал преподавателей. Этот потенциал целесообразно оценивать когнитивными методами.
Когнитивность как научное направление
Когнитивность, используется в нескольких контекстах. Она обозначает способность к умственному восприятию и способность к переработке внешней информации. Она понятие ссылается на психические процессы личности, среди которых важнейшим являются «психические состояния», которые моделируются информационными состояниями и информационными ситуациями. Термин когнитивность часто употребляется при изучении «контекстного знания». Он применяется в направлениях исследования знаний и в образовании.
В широком смысле этот термин [3] также используется для обозначения акта познания. Он также может быть интерпретирован в для обозначения появления знаний и концепций.
Когнитивная психология изучает познавательные процессы человеческого сознания. Она направлена на исследования в памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека по экспериментальным данным В. М. Лившица [3] около 120 бит / чел. час. Самоорганизация одна из многих частей когнитивных способностей человека. Когнитивный процесс имеет волновую форму в нелинейных средах и подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова.
В основе современной психолингвистики лежит ряд положений когнитивной психологии лежат. Когнитивная психология под влиянием информационного подхода использует аналогии преобразования информации в компьютерной
системе и осуществлением познавательных процессов у человека. В ней выделены структурные составляющие познавательных и исполнительных процессов, включая память.
Широкое распространение получил вариант когнитивной психологии, в котором психика моделируется как устройство с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. В этом варианте главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Если смоделировать действия компьютера: манипуляции с информационными единицами, хранение в памяти информационных единиц, извлечение их из памяти и т. д., то это дает основание предположить, что познавательные процессы на такой основе можно моделировать. В этом случае когнитивная модель человека может рассматриваться как аналог компьютера.
Когнитивная психология включает несколько разделов: внимание, память, распознавание образов, восприятие, воображение, психология развития, речь, мышление и принятие решения. Она включает искусственный интеллект и естественный интеллект. Моделирование познавательных процессов дают основу исследования сущность психики человека. Когнитивная активность связанна с получением, организацией и применением знания. Эта активность характеризует все живые существа, и в особенности человека. [4].
Из-за неумения использовать информационный подход психологии обнаружили его ограниченность, поскольку опирались только на работы К.Э. Шеннона. Которые описывают вероятностную энтропийную теорию информации. Ими были упущены работы Н. Виннера и Л.Флориди. И поэтому такие ограничения были закономерны.
С помощью теории К.Э. Шеннона на удалось построить модели для анализа речевой деятельности, долговременной памяти, мышления и структуры интеллекта. Были приняты попытки применять генетическую психологию [5] (Ж. Пиаже), а также другие подходы [6].
Когнитивная психология исследует сознательные и бессознательные процессы психики. Эти процессы моделируются как информационные процессы переработки информации [7]. Модель поэтапной обработки информации создается как совокупность последовательных преобразований. Постулат об ограниченной емкости системы переработки информации является доминирующим в когнитивистике. Неспособность человека осваивать большие объемы информации мотивирует искать новые эффективные способы работы с ней.
В когнитивной психологии существует второй постулат. Он предполагает, что информации в психике кодируется. Это постулат закрепляет положение о том, что внешний мир отражается в психике в такой форме, которую нельзя свести
к свойствам стимуляции. В связи с этим теория уровней переработки информации [8] завоевывает все большую популярность. отметим что она опирается на понятие информационные единицы, информационные состояния, информационные ситуации, информационное поле.
В настоящее термин «когнитивные процессы» применяют к типичным информационным процессам вида: восприятие, запоминание, принятие решений, действие и моделирование [9]. Наряду с этими процессами часто к этой категории относят способности человека к осознанию стратегий и методов когнитивности. Их обозначают общим термином «метакогнитивность».
Теория когнитивности не всегда рассматривает когнитивные процессы в связи с мозговой деятельностью или другими биологическими проявлениями. Чаще всего эта теория описывает поведение индивида в информационных моделях, информационных конструкциях, информационных единицах. Современные исследования стремятся преодолеть семантический разрыв между биологическими и информационными процессами. Эти исследования применяют концепции когнитивности для интерпретации и моделирования функций переработки информации человеческим мозгом.
Эти исследования применяют концепции когнитивности для интерпретации того, как системы, занимающиеся обработкой информации имитируют когнитивные процессы.
Дихотомический анализ когнитивного стиля
Дихотомический [10] и корреляционный анализ широко применяют в когнитологии и в образовании. Применим этот метод для исследования такого феномена как когнитивный стиль. Когнитивный стиль - термин, для обозначения устойчивых характеристик субъекта по восприятию, обработке информации и последующих действий на этой основе, применяемый в когнитивной психологии. Когнитивный стиль субъекта отличают от когнитивной способности субъекта. Когнитивная способность субъекта измеряется тестами интеллекта (intelligence tests). Понятие «когнитивный стиль» применяют в прикладной психологии и образовании. В образовании у термина существует синоним - «стиль обучения».
В настоящее время выделяют 10-15 когнитивных стилей [11]. Естественно, что ряд этих стилей близки по существу и отличаются концепциями и принципами различных авторов: Для анализа стилей удобно примять оппозиционные переменные.
Оппозиционные переменные: поленезави-симость - полезависимость задают два вида-рассмотрения Полезависимый стиль основан на наглядных и зрительных представлениях. Его представили испытывают трудности при оценке происходящего и с затруднениями осуществляют детализацию и структуризацию информацион-
ной ситуации. Поленезависимый стиль основан на внутреннем опыте (неявное знание) и легко абстрагируются от внешнего поля. Они быстро и точно выделяют детали из сложной информационной ситуации.
Оппозиционные переменные: конкретность - абстрактность задают два других стиля. ; В основе этих стилей лежат дифференциация и интеграция понятий. Стиль конкретность характеризуется слабой дифференциацией и слабой интеграцией понятий. Для представителей этого стиля характерны следующие качества: зависимость от статуса и авторитета, склонность к бинарному мышлению, ситуативность поведения, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, слабая способность мыслить в терминах абдукции и т. д. Стиль абстрактность включает широкую дифференциацию и сильную интеграцию понятий. Для представителей этого стиля характерны следующие качества: ориентация на внутренний опыт, независимость от ситуативных признаков, гибкость, склонность к риску, независимость, креативность и т. д.
Дихотомия: сглаживание - заострение задает еще одну пару стилей. Эти когнитивные стиле связаны с хранением запоминаемого материала. У представителей стиля «сглаживание» хранение информации в памяти сопровождается обобщением и потерей деталей. У представителей стиля «заострение» хранение информации в памяти включает выделение характерных деталей информационной ситуации. Данный стиль эффективен при восприятии и запоминании последовательности информационных конструкций и характеризует представителей стиля как чувствительных ко нарастающим различиям в совокупности объектов
Дихотомия: ригидный - гибкий познавательный контроль задает пару стилей Они характеризуют субъективность для анализа информации при когнитивном конфликте. Стиль ригидный контроль обозначает трудности в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным функциям Стиль гибкий обозначает лекость в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным функциям
Дихотомия: низкая - высокая толерантность к нереалистическому опыту задает два дихотомических стиля. Они не являются оппозиционными. Эта пара проявляется в неоднозначных ситуациях и характеризует меру восприятия. Для них важным является соответствие или несоответствие внешних представления внутренним. У представителей стиля «толерантность» оценка внешних ситуаций происходит по фактическим характеристикам. У представителей стиля «низкая толерантность» оценка внешних ситуаций происходит с сопротивлением познавательному опыту.
Дихотомия: фокусирующий - сканирующий контроль задает два дихотомических стиля; Эта пара характеризуется особенностями распреде-
ления индивидуальные внимания. Это характеризует меру масштаба обозрения отображаемой информационной ситуации. Кроме того в этих стилях важен учет релевантных и нерелевантных признаков ситуации. Представители одного стиля оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации Они выделяют объективные детали. Представители одного стиля характеризуются поверхностным вниманием. Они фиксирует яркие характеристики информационной ситуации.
Дихотомия: импульсивность - рефлективность; Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа.
Оппозиция: узкий - широкий диапазон эквивалентности; Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований.
Оппозиция: когнитивная простота - когнитивная сложность Она определяет то как субъекты интерпретируют информационную конструкцию в упрощенной форме. Это обозначают как полюс когнитивной простоты , который формируют на основе фиксации ограниченного набора сведений Стиль когнитивная сложность формирует многомерную модель информационной конструкции. Они выделяют в ней множество взаимосвязанных сторон, что определяет полюс когнитивной сложности [12].
_Когнитивность учебного материала
В процессе образования используют информационные образовательные модели [13, 14]. Информационные образовательные модели образуют учебные файлы. С позиций когни-тивистики можно выделить такое понятие как «когнитивные» файлы [1]. Этим термином обозначают файлы, характеризуемые определенным типом восприятия учебной информации учащимися или определенным типом когнитив-ности. Оценка этого восприятия происходит по специальной бально-рейтинговой системе [1]. Можно говорить о феноменологический подход к нахождению когнитивных файлов в большом информационном ресурсе мультимедийного
учебного портала. Для количественной оценки когнитивности портального ресурса введены понятия «когнитив-энтропии» и «условной когни-тив-энтропии». Эти понятия заложены в основу оценки к выявлению пригодности учебного ресурса для использования в учебном процессе.
Для того, чтобы оценить когнитивность учебного материала необходимо использовать ряд параметров. В качестве основы таких параметров целесообразно использовать когнитивные характеристики информационных моделей [15, 16], характеризующие их восприятие человеком. Как и при анализе когнитивного стиля можно использовать дихотомический подход [10].
К числу дихотомических свойств информационных образовательных когнитивных моделей относят следующие пары [2, 7, 9]: обозримость
- необозримость, воспринимаемость - не воспринимаемость, ситуационную определенность
- ситуационную неопределенность, информационную асимметрию - информационное соответствие, актуальность - неактуальность. К числу параметрических свойств информационных образовательных когнитивных моделей относят: точность, регламентированность, ассоциативность, согласованность, надежность.
Обозримость характеризует свойство моделей, которое определяет то, что человек в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в модель и понять данную модель как целое. Это свойство у виртуальных моделей выше, чем у реальных объектов. Оно обусловлено возможностью масштабирования визуального пространства. Например, если человек находится в городе, он видит только окружающие его дома. Если человек использует электронную карту в разных масштабах - он увеличивает обозримость и обозревает то, что в реальности увидеть не может. В этом случае принимаемое им решение более обосновано. Если модель не обозрима она исключается из рассмотрения как непригодная для обучения. Требуется заменить такую модель на другую или модифицировать старую для появления в ней свойства обозримости.
Воспринимаемость - свойство обозримых моделей. Оно состоит в том, что человек в состоянии воспринять и понять данную модель как отражение объективной реальности или ее практическое назначение. Воспринимаемость связана с наличием базовых знаний. Чем больше базовых знаний, тем выше воспринимаемость. Если модель необозрима, она не воспринимаема. Если модель не воспринимаема, она исключается из образовательных технологий.
Если модель необозрима или не воспринимаема, она, как правило, отвергается и не применяется человеком. Если модель воспринимаема одним учащимся и не воспринимаема другим учащимся, между ними появляется семантический разрыв [17]. В этом случае такая модель не попадает в когнитивный файл.
Ситуационная определенность состоит в том, что модель информационной ситуации определена и создает условия для действий в этой ситуации учащемуся. Ситуационная определенность информационной модели связана с оперативными действиями. Субъект может действовать в ситуациях, которые обозримы и воспринимаемы. Если ситуационная определенность отсутствует, то такую модель нельзя использовать в когнитивном файле.
Информационное соответствие - свойство взаимодействующих субъектов, определяющее достаточность информационных ресурсов для информационного взаимодействия или информационного обмена между ними. Если информационное соответствие отсутствует, то имеет место информационная асимметрия по информационному обмену [18, 19].
Актуальность - свойство информационных моделей целом соответствовать (на основе выбранных человеком критериев) текущим значениям параметров объекта моделирования. Актуальность подразумевает наличие некого порога устаревания модели. если модель не актуальна она исключается из когнитивного файла.
Достоверность - вероятностная характеристика информационных моделей, характеризующее корректность и адекватность реальности.
Точность - определяется степенью соответствия модели оригиналу.
Согласованность - определяется степенью со-отвестствия данной модели другим моделям, Оно требует соответствия другим подобным моделям и их функциям, не нарушая целостной картины мира.
Надежность - свойство информационных моделей, отражающее возможность получения корректного результата с применением данной модели при условии внешних возмущающих воздействий на модель или изменении ее параметров.
Регламентированность - свойство моделей соответствовать регламентам, определенным правилам, нормативам, синтаксису, формам
описания и представления. оно свойство служит основой восприятия визуальной модели субъектом и правильного интерпретации
Ассоциативность - способность информационных моделей создавать ассоциации в когнитивной области и с одной стороны создавать свободу выбора, с другой стороны развивать творческие начала в субъекта, работающего с такой моделью.
Все свойства связаны с когнитивной областью человека. Перечисленные основные свойства моделей применяются в информационных образовательных системах и технологиях. Мера непопадания когнитивных свойств моделей в когнитивный файл оценивается когнитив-энтропией [1] и антропоэнтропией [20].
Заключение
Исследование в области когнитивных и информационных методов дает новый ресурс к познанию Оно также приводит к формированию новых информационных образовательных ресурсов. Анализ когнитивного стиля, когнитивных файлов и других когнитивных характеристик целесообразно проводить с использованием дихотомического [10] и оппозиционного методов [21].Моделирование и развитие когнитивных методов позволяет формализовать методы обучения с использованием когнитивных файлов. Анализ существующих информационных образовательных моделей по степени их несоответствия когнитивным файлам можно осуществлять с применением когнитив-энтропии. Когнитив-энтропия является эмпирическим инструментом оценки понимания или не понимания учащимися учебного материала. Она позволяет оценить меру понимания или не понимания учебного материала и даже степень работы лектора по передаче учебного материала. В целом применение когнитивных методов и алгоритмов дает новый подход к оценке информационных образовательных ресурсов и ведет к повышению качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болбаков Р. Г. Развитие и применение методов и алгоритмов когнитивной семантики в мультимедийных образовательных портальных системах:. дис.....канд. техн. наук. МГТУ МИРЭА, 2013. 136 с.
2. Цветков В.Я. Когнитивные аспекты построения виртуальных образовательных моделей // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 38-46.
3. НечаевВ.В., Нечаева Н.В. Когнитивно-ментальнаяинформационнаядеятельностьчеловека/Информационныеителекоммуникационные технологии. 2013. № 17. С. 61-74.
4. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогрес, 1981. 232 с.
5. Флейвелл Джон. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
6. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова. М.: Искусство, 1986. 573 с.
7. Tsvetkov V. Ya. Cognitive Science of Information Retrieval // European Journal of Psychological Studies, 2015, Vol.(5), Is.1. р.37-44. DOI: 10.13187/ejps.2015.5.37
8. Крейк Ф., Локхарт Р. Уровни обработки и подход П.И. Зинченко к исследованию памяти // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С.14-18
9. Цветков В.Я Социальные аспекты информатизации образования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С.108-111.
10. Tsvetkov V.Ya. Dichotomous Systemic Analysis. // Life Science Journal 2014. 11(6). рр. 586-590.
11. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Дону: Изд-во РПУ, 1994
12. Ожерельева Т.А. Сложность информационных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 80-85.
13. Цветков В.Я. Когнитивные образовательные модели // Управление образованием, теория и практика. 2014. № 1. С.32-42.
14. Болбаков Р.Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1(17). С.156-167.
15. Tsvetkov V.Ya. Cognitive information models. // Life Science Journal. 2014. 11(4). рр.468-471.
16. Болбаков Р. Г. Основы когнитивного управления // Государственный советник. 2015. № 1. С.45-49.
17. Tsvetkov V. Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4-1, p. 782-786.
18. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 6. С. 123-124.
19. Tsvetkov V. Yа. Information Asymmetry as a Risk Factor // European Researcher, 2014, Vol.(86), № 11-1, pp. 1937-1943. DOI: 10.13187/ er.2014.86.1937
20. Цветков В.Я. Антропоэнтропия как характеристика процессов обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. №8 (86). С.5-11.
21. Ожерельева Т.А. Оппозиционный анализ информационных моделей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11 (часть 5). С.746-749.
1. Bolbakov R. G. Razvitie i primenenie metodov i algoritmov kognitivnoi semantiki v mul'timediinykh obrazovatel'nykh portal'nykh sistemakh:.
dis.....kand. tekhn. nauk [Development and application of methods and algorithms for cognitive semantics in multimedia educational portal
systems:. dis.....candidate. tech. Sciences]. MGTU MIREA Publ., 2013. 136 p.
2. Tsvetkov V.Ia. Cognitive aspects of building a virtual educational models. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education,
2013, no. 3, pp. 38-46 (in Russian).
3. Nechaev V.V., Nechaeva N.V. Cognitive-mental information human activities. Informatsionnye i telekommunikatsionnye tekhnologii- Information and communication technologies, 2013, no. 17, pp. 61-74 (in Russian).
4. Naisser U. Poznanie i real'nost'. Smysl i printsipy kognitivnoi psikhologii [Cognition and reality. The meaning and principles of cognitive psychology]. Moscow, Progres Publ., 1981. 232 p.
5. Fleivell Dzhon. Geneticheskaia psikhologiia Zhana Piazhe [Genetic psychology of Jean Piaget]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1967.
6. Vygotskii L. S. Psikhologiia iskusstva/Obshch. red. V.V. Ivanova [Psychology of art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 573 p.
7. Tsvetkov V. Ya. Cognitive Science of Information Retrieval. European Journal of Psychological Studies, 2015, Vol.(5), Is.1. r. 37-44. DOI: 10.13187/ ejps.2015.5.37
8. Kreik F., Lokkhart R. Levels of processing and the approach of P. I. Zinchenko to the study of memory. Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia -Cultural-historical psychology, 2009, no. 2, pp.14-18 (in Russian).
9. Tsvetkov V.Ia Social aspects of Informatization of education. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia - International journal of experimental education, 2013, no. 4, pp.108-111 (in Russian).
10. Tsvetkov V.Ya. Dichotomous Systemic Analysis. Life Science Journal, 2014, 11(6), pp. 586-590.
11. Shkuratova I. P. Kognitivnyi stil' i obshchenie [Cognitive style and communication]. Rostov-n/Donu: Izd-vo RPU, 1994
12. Ozherel'eva T.A. Complexity of information resources. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2014, no. 4, pp. 80-85 (in Russian).
13. Tsvetkov V. Ia. Cognitive educational models. Upravlenie obrazovaniem, teoriia i praktika - Education management: theory and practice, 2014, no. 1, pp.32-42 (in Russian).
14. Bolbakov R.G. Multimedia educational technologies. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Education management: theory and practice, 2015, no. 1(17), pp.156-167 (in Russian).
15. Tsvetkov V.Ya. Cognitive information models. Life Science Journal, 2014, no. 11(4), pp.468-471.
16. Bolbakov R. G. Fundamentals of cognitive control. The State Counsellor, 2015, no. 1, pp.45-49 (in Russian).
17. Tsvetkov V. Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination. European Researcher, 2013, Vol.(45), no. 4-1, pp. 782-786.
18. Oboliaeva N.M. UElimination of information asymmetry as a tool to improve the quality of education. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2012, no. 6, pp. 123-124 (in Russian).
19. Tsvetkov V. Ya. Information Asymmetry as a Risk Factor. European Researcher, 2014, Vol.(86), no 11-1, pp. 1937-1943. DOI: 10.13187/ er.2014.86.1937
20. Tsvetkov V.Ia. Antropometria as a characteristic of learning processes. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning,
2014, no. 8 (86), pp.5-11 (in Russian).
21. Ozherel'eva T.A. Opposition analysis of the data models. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii - international journal of applied and fundamental research, 2014, no. 11 (Part 5), pp.746-749 (in Russian).
REFERENCES
Информация об авторе Болбаков Роман Геннадьевич
(Россия, Москва) Доцент, кандидат технических наук Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: [email protected]
Information about the author
Bolbakov Roman Gennad'evich
(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Technical Sciences, Moscow State Technical University of Radio Engineering, Electronics and Automation E-mail: [email protected]