Научная статья на тему 'КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ» И «СНАРУЖИ»'

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ» И «СНАРУЖИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ELDERLY PERSON / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / INSTITUTIONAL DISCOURSE / PERSONAL DISCOURSE / SELF-PRESENTATION / SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутакова Л.О.

Цель статьи - изложение выводов, полученных в ходе работы над проектом, посвященном позиционированию пожилого человека в дискурсах разного типа, проходившей по двум направлениям (интроспективному и экспериментальному). Объекты исследования - институциональный, телевизионный, виртуальный дискурсы, фрагменты языкового сознания информантов пожилого и молодого возраста, включая ассоциации и тексты сочинений школьников; дискурсы пожилых. Было выявлено, что восприятие возраста поздней взрослости и его носителей в социуме задано параметрами качественных характеристик, отношений, оценок, интересов; особенное внимание обращается на возраст, переходный к пожилому (на «предпенсионеров»); старшие группы продолжают ассоциироваться с бедностью; отношение к старости и ее оценка меняется от однозначно-негативного и амбивалентного к положительному, что связано с импортом западных концепций «третьего возраста»; дети актуализируют стереотипы прошлого на фоне формирующихся новых стереотипов активной старости, занятий спортом. Самоидентификация в определенной степени определяется социальными и социокультурными характеристиками личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бутакова Л.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-DISCURSIVE PORTRAIT OF AN ELDERLY PERSON: THE «INSIDE» AND «OUTSIDE» PERSPECTIVE

The purpose of the article is to present the findings obtained when working work on a project devoted to the positioning of an elderly person in various types of discourses, which pursued two directions (introspective and experimental). The objects of study include institutional, television, virtual discourses, fragments of the linguistic consciousness of elderly and young informants, including associations and essays by schoolchildren; discourses of the elderly. The findings include the perception of late adulthood and people of this age group in the society depends on the parameters of qualitative characteristics, relationships, assessments, interests; with a particular focus on the age, when transition to the elderly age group («pre-pensioners») is made; older groups continue to be associated with poverty; attitude to old age and its assessment changes from unambiguously negative and ambivalent to positive, which is associated with the import of Western concepts of «the third age»; stereotypes of the past are relevant for children amid the development of new stereotypes of active old age, sports. Self-identification to a certain extent is determined by the social and sociocultural characteristics of the individual.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ» И «СНАРУЖИ»»

Этнопсихолингвистика и социолингвистика

УДК: 811.161.1 DOI: 10.31249/ер1/2020.03.10

Бутакова Л.О.

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ ПОРТРЕТ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ» И «СНАРУЖИ»1, 2

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия, Омск, larisabut@rambler.ru

Аннотация. Цель статьи - изложение выводов, полученных в ходе работы над проектом, посвященном позиционированию пожилого человека в дискурсах разного типа, проходившей по двум направлениям (интроспективному и экспериментальному). Объекты исследования - институциональный, телевизионный, виртуальный дискурсы, фрагменты языкового сознания информантов пожилого и молодого возраста, включая ассоциации и тексты сочинений школьников; дискурсы пожилых. Было выявлено, что восприятие возраста поздней взрослости и его носителей в социуме задано параметрами качественных характеристик, отношений, оценок, интересов; особенное внимание обращается на возраст, переходный к пожилому (на «предпенсионеров»); старшие группы продолжают ассоциироваться с бедностью; отношение к старости и ее оценка меняется от однозначно-негативного и амбивалентного к положительному, что связано с импортом западных концепций «третьего возраста»; дети актуализируют стереотипы прошлого на фоне формирующихся новых стереотипов активной старости, занятий спортом. Самоидентификация в определенной степени определяется социальными и социокультурными характеристиками личности.

1 © Бутакова Л.О., 2020

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00507 «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование».

Ключевые слова: пожилой человек; языковое сознание; институциональный дискурс; персональный дискурс; самопрезентация; самоидентификация.

nocTynma: 16.07.2020 npHHATa k nenam: 28.08.2020

Butakova L.O.

Cognitive-discursive portrait of an elderly person: The «inside» and «outside» perspective1' 2

Omsk Dostoevsky State University, Russia, Omsk, larisabut@rambler.ru

Abstract. The purpose of the article is to present the findings obtained when working work on a project devoted to the positioning of an elderly person in various types of discourses, which pursued two directions (introspective and experimental). The objects of study include institutional, television, virtual discourses, fragments of the linguistic consciousness of elderly and young informants, including associations and essays by schoolchildren; discourses of the elderly. The findings include the perception of late adulthood and people of this age group in the society depends on the parameters of qualitative characteristics, relationships, assessments, interests; with a particular focus on the age, when transition to the elderly age group («pre-pensioners») is made; older groups continue to be associated with poverty; attitude to old age and its assessment changes from unambiguously negative and ambivalent to positive, which is associated with the import of Western concepts of «the third age»; stereotypes of the past are relevant for children amid the development of new stereotypes of active old age, sports. Self-identification to a certain extent is determined by the social and sociocultural characteristics of the individual.

Keywords: elderly person; language consciousness; institutional discourse; personal discourse; self-presentation; self-identification.

Received: 16.07.2020 Accepted: 28.08.2020

1 © Butakova L.O., 2020

2 The article study was funded by RFBR according to the research project № 18-012-00507.

Введение

Когнитивные и психические процессы в геронтогенезе, изменения ментального лексикона, особенности речевой и ментальной деятельности в аспекте «на кончике языка», специфика ассоциирования, эволюция субъективной семантики - основная проблематика психологических, лингвистических, психолингвистических, когнитивных исследований возраста [Cognitive functioning..., 2006; Pitti, 2017; Williams, 2010; Cognition, language and aging, 2016; The aging lexicon consortium, 2019; Касаткина, 2007; Рогожникова, 2009]. Зарубежные ученые, анализируя достижения коллег, пришли к выводу о более слабой сетевой связи слов в лексиконе «старших пожилых» людей, худшей их организованности и меньшей эффективности (см. подробный обзор работ в: [The aging lexicon consortium, 2019, р. 686-687]). Авторы цитируемого обзора подчеркивают неодноли-нейность современного научного взгляда на когнитивные процессы «лексикона старения», обосновывают собственную концепцию, состоящую из четырех компонентов - физического, социального, языкового окружения; процессов обучения, которые формируют ментальную репрезентацию; структуры самой ментальной репрезентации и процессов вытаскивания информации из репрезентации [ibid, p. 689]. Другими исследователями подчеркивается, что возрастное ухудшение языка может быть не результатом деградации языковой системы, а результатом взаимодействия когнитивных и языковых факторов [Cognition, language and aging, 2016, p. 7].

В этом же ключе русскими психолингвистами отмечается непрерывность развития семантики слова в любом возрасте, включая пожилой и старческий, особенности ее проявления в стратегиях и опорах, используемых испытуемыми при идентификации знакомого слова [Касаткина, 2007, с. 3-5]. Лингвистов продолжает интересовать языковая картина мира (ЯКМ) и место в ней образов языка, представляющих человека разного возраста [Литвиненко, 2006]), включая стереотипные представления об отношении социума к пожилому человеку [Салимьянова, 2011; Никитина, Салимьянова, 2013].

Цель статьи - показать определенные итоги работы, проходившей по двум направлениям (интроспективному и экспериментальному), в рамках которых дискурсивное пространство пожилого человека реконструировалось «изнутри» (саморефлексия о своей возрастной группе в процессах ассоцирования и речевой деятельности) и «снаружи» (представления о пожилых в социальных группах и дискурсивных средах, не относящихся к периоду поздней взрослости).

Актуальность обусловлена одновременной принадлежностью исследования к дискурсивному направлению (проблематика тематических дискурсов, дискурсов отдельных социальных групп, институционального, в том числе политического, партийного, государственного дискурса) [Карасик, 2002; Каминская, 2012; Кибрик, Подлесская, 2009; Клюев, 2013; Косоруков, 2018; Коммуникации, 2013; Лукашевич, 2011; 2014, Макарова, 2006; Руженце-ва, 2016; Филинский, 2002; Чернявская, 2014], экспериментальной лингвистике и психолингвистике (проблематика языкового сознания, геронтогенеза, субъективной семантики, ментального лексикона в норме и патологии и др.) [Гуц, Худякова, 2019; Залевская, 2011; 2014; Касаткина, 2007; Курганова, 2012; Тарасов, 2000; Пи-щальникова, 2001; Пищальникова, Сонин, 2017; Рогожникова, 2009] и др. При этом комплексного лингвистического изучения социальных параметров речи пожилых, характера их самопрезентации в дискурсах различного типа, дискурсивного и ассоциативного портретирования пожилого человека в должном объеме нет.

Объект исследования - институциональный (государственный, политический, общественный) и телевизионный, виртуальный дискурсы, фрагменты языкового сознания информантов пожилого и молодого возраста, включая ассоциации информантов разных возрастных групп и тексты сочинений школьников; язык, коммуникация людей в возрасте поздней взрослости (дискурсы пожилых).

Методология, методы и методики исследования освещались неоднократно [Бутакова, 2018а; 2018б, ; 2019а; 2019б; Гуц, Худякова, 2018; Бутакова, Гуц, Орлова, 2018]. Дискурсивное пространство, связанное с коммуникативными и социальными интересами лиц в возрасте поздней взрослости (пожилом и старческом возрасте) реконструировались на базе новых речевых фактов, дискурсивных практик; новых параметров описания (например, социокультурных характеристик информантов); использования принципа дополнительности в методологии исследования. Использование сравнительного метода дало возможность последовательно соотносить проявления самоидентификации объекта исследования в дискурсах и экспериментах с возрастными информантами («взгляд изнутри») и тот его образ, который формируется «взглядом снаружи». Последний в зависимости от материала и метода исследования выражен в виде образа адресата (например, на сайте Пенсионного фонда России, общественной организации «Союз пенсионеров России», портале партии «Единая Россия» в части проекта «Старшее

поколение», публикациях о модельном проекте ОЫшЬка), или социального стереотипа (в телесериалах как произведениях массовой культуры), или фрейма, представляющего типичного героя в типичных обстоятельствах (в СМИ), или реакций на стимулы старый, пенсионер и др., или героя сочинений школьников о старости и старом человеке.

Результаты исследования

«Взгляд снаружи»

Для официального дискурса (в материале он представлен виртуальным порталом Пенсионного фонда России) не характерны прямые обращения к адресату. Номинации объекта имеют социально окрашенный вид - граждане, который может конкретизироваться по параметру «денежная выплата, назначаемая государством», - пенсионеры, предпенсионеры, готовящиеся к пенсии, будущие пенсионеры. В этом контенте пожилые люди занимают равное положение в ряду с категориями лиц, имеющими право на выплату вне зависимости от возраста, - федеральными льготниками, инвалидами, получателями МСК (материнского (семейного) капитала). Актуальны маркеры низкого дохода, следовательно, описания с маркерами - минимальный уровень, прожиточный минимум пенсионера, социальные доплаты - указывают на принадлежность к социальным группам низкого материального статуса. Насыщенность текстов портала юридическими терминами, повышенная гипертекстуальность моделируют адресата, уровень подготовленности которого реально выше, чем уровень коммуникативной компетенции части пенсионеров. Коммуникация с государством без посредников для адресата такого типа исключена. При этом в названиях рубрик сайта используется слово «азбука» (Азбука Интернета), которое ассоциируется с детским возрастом, началом обучения (см. подробно: [Бутакова, 2019а].

Объект (реконструируемый адресат) портала Союза пенсионеров РФ - пенсионер с неявным гендерным и социальным статусом. Зато его социальная роль очевидна: он активен по отношению к общественной и государственной жизни России, вовлечен в занятия физкультурой и спортом, поет в хоре, участвует в певческих «битвах», поддерживает волонтерское движение «серебряные волонтеры» (событийно-информирующие разделы портала насыщены меняющи-

мися во времени текстами, экспрессивны, содержат прямую речь и монологи рядовых пенсионеров - участников событий). Наполнение разделов указывает на два типа объекта - «наивный адресат» (рядовой пенсионер) и представитель общественной и / или государственной структуры (общественный деятель или чиновник) (подробно см.: [Бутакова, 2020].

Партийный дискурс (дискурс официального портала партии «Единая Россия» в сегменте проекта «Старшее поколение») моделирует адресата как объекта партийного внимания и заботы. Название задает расплывчатый возрастной параметр объекта - старшее поколение. В разделах номинации объекта содержат маркеры возраста, количества, социальной принадлежности - миллионы граждан России старшего поколения, инвалиды, люди / граждане старшего поколения, пенсионеры, пожилые люди. Наиболее частотным является нейтральное обобщенное наименование адресата - люди / граждане старшего поколения. В контенте портала актуализируются смысловые линии, традиционно связанные со старшим возрастом, - здоровье / медицина (смыслы доступности, качества) и линии, актуальные для других возрастных групп, - труда и образования (смыслы комфортности условий труда, доступности работы и пр.). Языковое воплощение контента отличается тотальным преобладанием лексических и грамматических единиц официально-делового типа, представляющих декларативные речевые стратегии, направленные на актуализацию информирующей коммуникативной стратегии патерналистского типа: В условиях пандемии, когда многие привычные для пожилых граждан формы работы временно приостановлены, партийный проект «Единой России» «Старшее поколение» перестраивается, сосредотачиваясь на поддержке и защите прав пожилых граждан в новых условиях.

Дискурс массовой культуры (комедийных телесериалов «Ивановы-Ивановы» (2017), «Домашний арест» (2018) и др.) транслирует национальные стереотипы старости / пожилого возраста. Стереотип бедных пенсионеров реализуется в «Домашнем аресте» и предъявляется как условно реалистичный. Пожилые герои телесериалов агрессивны по отношению к богатым соседям и к богатству, приспосабливаются к обстоятельствам, компенсируют нехватку денег корыстными действиями (женский вариант), хитростью и мелкими правонарушениями (мужской вариант). Такие особенности соответствуют гендерным стереотипам старости, полученным социологами: заметно расхождение позитивного переживания возраста пожилыми мужчинами («я еще о-го-го!») и негативного - жен-

щинами («дура старая»). Оно поддерживается общественным мнением: в сериалах соседи героев принимают возможность «второй весны» для мужчин и не принимают ее для женщин. Транслирование стереотипов способствует их укреплению в массовом сознании (подробно см.: [Орлова, 2019].

Медиадискурс формирует новую для российского социума концепцию геронтогенеза, которую ее создатели определяют как «возраст счастья» (проект «Возраст счастья») и «возраст особой красоты» (проект «Агентство возрастных моделей ОЫшЬка»). В первом проекте каждый из восьми выпусков печатного издания под ред. В. Яковлева отражает типовую ситуацию (фрейм). Герои выпусков - люди в возрасте от 60 до 95 лет. Предлагается сценарий активной жизни героев через объемный набор конкретных действий (путешествия, прыжки с парашютом, занятия тяжелой атлетикой, регулярные тренировки, занятия танцами и т.д.), тем самым реализуется слот 'формы активности'. В коммуникативном отношении преобладают речевые жанры совета и рекомендаций пожилых героев, что свидетельствует о признании их статуса и жизненной позиции. Указанные речевые жанры реализуются с помощью глаголов «попробуйте», «убедитесь», «не останавливайтесь», в сочетании со словами «счастье», «здоровье» они номинируют слот 'цель', убеждают читателя в эффективности предлагаемого жизненного пути.

Текстовая интерпретация проекта «Агентство возрастных моделей ОЫшЬка» (основатель - фотограф Игорь Гавар) акцентирует наличие явных преимуществ характера, отношения к работе, активности, энтузиазма людей пожилого возраста: ... преимущество возрастных моделей в том, как спокойно и уравновешенно они себя ведут на съемке вне зависимости от обстоятельств. Работают, что называется, в кайф» [Щербакова, 2018]. Позиционирование возраста производится с помощью актуализации смысла «время как способ раскрыть лучшее в человеке»: То, что с ними происходит, -какой-то космос, я не могу его объяснить. ...А у некоторых красота с годами, наоборот, становится более явной. У кого-то черты лица обостряются, кажутся интереснее. И вот люди - к примеру, так про нашу Татьяну Неклюдову говорят - начинают просто сиять. Кроме того, тексты о данном проекте подчеркивают наличие в социуме негативного возрастного стереотипа, необходимость его изменить, подчеркнуть эстетическую составляющую: Некоторые женщины, к которым я подхожу, сперва говорят: «Да что вы, может, вы надо мной смеетесь, куда уж мне?» Это наша россий-

ская норма - самоуничижение на почве возраста. Кого-то удается не то чтобы полностью переубедить, но вселить уверенность: красота не измеряется количеством морщин, нет. Она в чем-то другом. Выясняем в чем» [Щербакова, 2018].

Тематика и аксиология медийного дискурса в отношении людей пожилого и старческого возраста не отличаются новыми тенденциями по сравнению с теми, которые были отмечены нами ранее (см. подробно: [Бутакова, Викулова, 2019]. Пандемия коро-новируса внесла объективно заданную линию корректив: люди пенсионного возраста после 65 квалифицируются как часть населения, наиболее подверженная вирусу и печальным последствиям его действия, одновременно - как социальная группа, заслуживающая социальные льготы и выплаты (заголовок «Еще в одном омском пансионате для стариков может быть зафиксирована вспышка коронавируса» (# ОБЩЕСТВО КОРОНАВИРУС#), лид: Под угрозой пожилые люди, проживающие в частно-государственном пансионате «Уютный дом»; заголовок «Главная новость по теме: Омский дом престарелых, откуда госпитализировали 28 пенсионеров с СОУГО-19, закрыли на карантин» (# ОБЩЕСТВО КОРОНАВИРУС#), лид: Минздрав признается, что единовременно разместить 200 пенсионеров, у которых может подтвердиться коронавирус, возможности нет).

В экспериментальном материале (свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, эксперимент по методу семантического дифференциала со стимулами «пожилой человек», «пенсионер», «пенсионерка», сочинения на темы: «Старый человек, какой он?»; «Старость, какая она?», «В старости я буду...») «взгляд со стороны» был представлен фрагментами языкового сознания (ассоциативными и смысловыми полями, текстами) реципиентов-школьников. Анализ материала показал высокий уровень стереотипизации представлений, отсутствие разветвленной системы связей в данном фрагменте ментального лексикона, в частности ограниченности качественных характеристик и эмоций, актуальности амбивалентных смыслов: семья - «любовь к детям, внукам, забота, помощь» / «ненужность»; образ жизни - «физическая и интеллектуальная активность», «здоровье» / «отсутствие интересов», «болезни»; жизнь как прошлое - настоящее - будущее - «работа, деньги, бизнес», «радость, веселье, наслажденье», «грусть, немощь»; человек - «разные типы пожилых людей», «жизнерадостность» / «ворчливость», «опыт», «мудрость»: В моем представлении старый человек - это добрый, отзывчивый и жизнерадостный человек;

В моем понимании человек становится старым, когда он этого захочет сам. Традиционные для русской культуры стереотипы многопоколенной семьи, взаимной заботы сохраняют свою значимость для этой части респондентов, устойчиво проявляются в ассоциативных, смысловых полях, текстах сочинений, при этом очевидно формирование новых стереотипов активной, радостной и счастливой старости: В старости я буду хорошей бабушкой и мамой для своих детей и внуков, которые будут мне помогать и я буду им нужна; Старость это не скучно, это такая же жизнь, только есть побольше свободного времени и много воспоминаний (особенно это заметно в сочинениях прогностического типа «В старости я буду...») (см. табл. 1-2).

Таблица 1

Особенности смыслового состава сочинений школьников

Тема «В старости я буду...»

Когнитивный сценарий Смысловые области Когнитивный сценарий Смысловые области

1 2 3 4

«Все должно быть / хочу не как у других людей - линия активной материальной и иной жизни» - «старость -это новая жизнь» -«старости предшествует активная работа и зарабатывание денег» «Работа», «деньги / вещи», «деятельность / путешествия / саморазвитие»: «Все будет как у всех - линия семейной жизни» -«работа» - «семья» («дети» - «внуки») -«любовь» - «забота» -«здоровье» «Старость / молодость», «доброта», «счастье», «дети / внуки», «помощь / забота»

Тема «Старость, какая она?»

Контрастные сценарии активной («человек побеждает возраст») и пассивной («старость побеждает человека») старости -соединение сценариев с помощью актуализации пересеченных линий «человек - жизнь» «Человек», «работа», «хобби», «активность» // «одиночество при наличии детей и внуков», «медленная смерть» -«старость как часть человека и варианта его жизни» «Интерпретация слова - через нее выход на когнитивные сценарии «человек и возраст», «физическое / эмоциональное состояние», «период жизни», «собственное отношение к феномену» «Человек -люди», «болезнь», «одиночество», «смерть», «оценка возможных сценариев»

Тема «Старый человек, какой он?»

1 2 3 4

Внешнее и внутрен- «Человек» - Контрастный сце- «Человек» -

нее портретирова- «внутренние нарий («человек «молодость» -

ние человека данно- качества», данного возраста «агрессивное

го возраста как «разговор», как противополож- поведение» /

типового феномена «долгая жизнь», ность человеку «забота», «по-

и представителя «опыт», молодого возраста») мощь» // «ста-

поколения, услов- «здоровье» рость» - «муд-

ность сочетания рость», «опыт»,

«внешнего» «доброта», «за-

и «внутреннего» бота о детях, внуках»

Таблица 2

Сущностная характеристика пожилого человека по данным направленного ассоциативного эксперимента 2018-2019 г. с реципиентами-школьниками

Актуализированная семантическая область Пожилой человек это ...

Субъекты Состояние по возрасту, качество, отношение окружающих

78,7% 17,3%

Субъекты по возрасту Состояние по возрасту

40,9% 5,5%

Субъекты по интеллекту и опыту Качество

8,6% 7%

Субъекты по занятиям и соц. статусу Отношение окружающих

22,8% 4,7%

Неопределенный субъект -

6,3% -

«Взгляд изнутри»

Аспект самоидентификации пожилых носителей языка реконструировался по записям устной речи и результатам психолингвистических экспериментов с учетом социокультурного и гендерного параметров описания. Были установлены преобладание индивидуально-субъектной смысловой стратегии концептуализации (пенсионерка -

бабушка (3); дачница (3), бабулька (2); помощница (2); пенсионер -труженик (2); нахлебник; сосед на даче; трудоголик; пожилой мужчина - старик (6); дедушка (6); пенсионер (4); еще не старый (2); пожилая женщина - бабушка (4); пенсионерка (4); дама в возрасте (3); умница (3); активистка (2)); несимметричное соотношение когнитивных слоев субъекта и объекта в ассоциативном поле (если слой субъектов незначителен, то слой объектов в ассоциативных полях стимулов-наименований пожилого возраста и человека этого возраста выше 40% общего состава, и наоборот см. табл. 4); амбивалентность эмоционального переживания стимулов (пенсионерка - хорошо (3); радостно; сожаление, пенсионер - хорошо (3); ура, делай что хочешь); пенсия -маловато (3); здорово; несправедливо); разнообразие смысловой области витальных проявлений; актуальность смыслов опыта, мудрости, борьбы за здоровье, утраты физических сил (пожилой мужчина - степенный, мудрый (2); опытный; не энергичный; пожилой человек — опытный, мудрый; еще не старый (2); должен быть активным, позитивным; старик—мудрый (6); старый (5); слабый (4)) (см. табл. 2-4).

Таблица 3

Смысловые поля, репрезентированные незаконченными высказываниями с лексемой пенсия по данным направленного ассоциативного эксперимента 2019 г.

Реципиенты Школьники Пожилые люди

Смысловое поле сущности (Пенсия - это ...) Количество

1 2 3

Кластер материальных средств (как собственно средств, так и соединенных с разными когнитивными сценариями) 75,6% 35%

Кластер труда и отдыха 8,7% 16,2%

Кластер оценки 13,4% 8,1%

Кластер помощи - 16,2%

Смысловое поле адресатов того, что названо стимулом (Пенсия дается кому .) Количество

Кластер людей по возрасту 42,5% -

Кластер людей по отношению к работе, заслугам, статусу 29% 27%

Кластер людей старшего поколения 10,2% -

Кластер человека - 18,9%

Кластер говорящего и неопределенного лица 4,7% 29,7%

Смысловое поле объектов Количество

(Пенсия дает что ...)

1 2 3

Кластер материальных объектов (как таковых

и совмещенных с оценкой, размером, эмоцио- 78% 45,9%

нальным компонентом, целевым компонентом)

Кластер эмоциональных, ценностных, физических проявлений 10,2% 24,3%

Кластер образных средств 3,1% 5,4%

Кластер времени 3,9% -

Кластер витальности - 10,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказы - 5,4%

Смысловое поле факторов обеспечения пенсии (Для пенсии нужно что ...) Количество

Кластер работы, ее места, продолжительности, стажа 43,3% 33,4%

Кластер возраста 22% 62,1%

Кластер документов 9,4% -

Кластер материальных и моральных средств 7% 5,4%

Кластер образа 1,6% -

Смысловое поле времени (Пенсию нужно когда ...) Количество

Кластер определенного возраста 41% 33,4%

Кластер достижния предела 15% -

Кластер длительности / вечности 8,6% -

Кластер определенной точки / отрезка времени 8,6% 62,1%

Отказы - 5,4%

Смысловое поле характеристики (Пенсия какая ...)

Кластер размера (простой величины, контра-

стной величины, точной величины, величины 65,3% 81%

и оценки, величины, зависящей от ряда факторов; социально значимой величины) (шкала)

Кластер качественной оценки (эмоциональной, социальной) (шкала) 22,8% 16,2%

Кластер образных средств 2,4% -

Отказы - 2,7%

Таблица 4

Когнитивные структуры ассоциативных полей пенсионер, пенсионерка, пенсия в сопоставлении

Когнитивная структура полей Пенсионер Пенсионерка Пенсия

ШКОЛЬНИКИ

Субъекты 29% 56% 9,4%

Сущность - - 57%

Объекты (атрибуты, результаты) 40,10% 25,2% 8,7%

Характеристика 16,5% 9,40% 3,9%

Время 1,6% 3% 8,7%

Пространство 3,9% 3,1%

Оценка - 6% 1,6%

Образ 2,4% 3,1%

Отказы 5,5% 5,5% 5,5%

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

Субъекты 8,5% 27,7% -

Сущность 7,7% 18% 55,8%

Объекты (атрибуты, результаты) 6,8% 22,7% 14,7%

Характеристика 34% 13,4% 17,8%

Время /состояние 18,8% 9,2% 1,5%

Пространство - - -

Оценка 3,4% 4,2% 8,5%

Образ - 3,3% 1,5%

Анализ коммуникации горожан и селян в трех вариантах (горожанки «за 75» с высшим и средним специальным образованием; сельские жительницы «за 75» со средним и неполным средним образованием; горожанки «за 60» со средним специальным образованием) проявил разницу сценариев, обусловленных территориальным и ген-дерным параметрами (см. подробно: [Харламова, 2019]. Горожанки старшей группы контрастно переживают возраст; сельские жительницы склонны к возрастному пессимизму в большей степени. Младшая группа горожанок отличается вариативностью идентичностей, интенсивной эмоциональностью переживания возраста. В группе мужчин от 60 лет, горожан, со средним образованием и ниже, зафиксирована гендерная черта - нерелевантность внешности себя самих при актуальности оценки данного параметра для описания женщин

своего и иного возраста. Самоидентификация по возрасту в дискурсах и экспериментах связана с когнитивными категориями интерес к жизни, здоровье, движение, дело / работа. Вербальные и ассоциативно-вербальные маркеры самоидентификации отражают оппози-тивное и скалярное устройство этого феномена. Маркеры и стоящие за ними смыслы организованы в оценочные (хорошо / плохо); модальные (могу / не могу), акциональные (делаю / не делаю) и другие оппозиции или занимают некую точку на шкале времени (еще, уже, пока, два года как и др.).

Заключение

Исследование показало следующее.

1. Позиционирование возраста поздней взрослости (пожилого и старческого) и его носителей в социуме производится на основе параметров качественных характеристик, институционального (государственного, партийного, социального) и персонального отношения, оценки. Контрастность оценок и тематического представления характерны для институционального и медийного дискурсов. В институциональном дискурсе реализуются стратегии патерналистского отношения - заботы, вовлечения в круг партийной, общественной, спортивной и т.п. деятельности. Медийный дискурс на региональном и районном уровнях развивает линии социальной активности, участия в общественных событиях инициативных, креативных, энергичных пожилых людей, сталкивающихся с проблемами социального одиночества, низкого уровня жизни, угрозой стать жертвой мошенничества. Негативные оценки, объекты и субъекты мошенничества, жестокости и насилия, возрастная дискриминация сопровождают представление людей пожилого возраста в федеральных СМИ.

2. Социальные оценки полярны. Заметно внимание со стороны общества к «предпенсионерам». Старшие группы воспринимаются традиционно, продолжают ассоциироваться с бедностью, иногда - с завистью; отношение к старости и ее оценка меняются от негативных и амбивалентных к положительным, что отчасти является импортированием западных концепций геронтогенеза; восприятие старости, пожилого возраста, людей данных возрастных групп детьми школьного возраста насыщено стереотипами прошлого, отражает динамику формирования новых стереотипов активной старости, занятий спортом и пр.

3. Медийный, телевизионный, рекламный, институциональный дискурсы активно транслируют стереотипы восприятия людей пожилого возраста, в свою очередь формируют стереотипные структуры сознания контрастных возрастных групп. Последние проявились в результатах экспериментов учащихся школ в виде большого объема реакций, связанных с материальной, возрастной, субъектной составляющей, небольшом числе когнитивных слоев в структуре ассоциативных полей, небольшом количестве реакций в ядре полей при значительной их частотности, незначительном количестве когнитивных слоев, отсутствии сильного эмоционально-чувственного переживания стимулов. Линии стереотипизации развиваются по-разному: наиболее частотные реакции стимула пенсионер - пенсия, стимулов пенсионерка, пожилой человек, пожилая женщина - бабушка, стимула пенсия - деньги, стимулов старость, старый - дедушка. Эти же тенденции можно увидеть в письменных работах школьников, в которых преобладают варианты типовых сценариев, связанных с актуальностью определенных фрагментов языкового сознания («семья», «забота - помощь», «работа», «деньги», «отдых»), воздействием социальных стереотипов, связанных с возрастом, старостью, старым человеком. В случае выбора сценария, отрицающего базовую часть стереотипа и выбора рассуждений «буду не как все», пишущие непроизвольно достраивают модель «счастливой пенсионной жизни» за счет стереотипов нового времени.

4. Иная картина наблюдается у информантов пожилого возраста. В группе информантов младшего пожилого возраста (до 75 лет) в процессе самоидентификации отмечаются черты переходного этапа (дискурсивный материал проявил противоречия между негативным отношением к своему физическому состоянию и стремлением к самореализации); группа старших пожилых (от 75 до 83 лет) идентифицирует себя как людей, знающих жизнь, способных передать опыт детям и внукам.

5. В дискурсе сельских жителей, как и у горожан, значима связь семантики старости с утратой жизненных сил, снижением физической активности, приводящими к возникновению разного рода заболеваний. В сознании информантов прочно связаны темпоральное представление о старости и неизбежность прихода слабости, беспомощности, а позже - смерти. Лексема «старость» для носителей старожильческого говора Среднего Прииртышья неразрывно связана с реальностью пенсионного возраста, что приводит к частотному употреблению слова пенсия (дериваты данной лексемы, как правило, не используются в речи информантов). Функ-

ционирование слова «старость» в тесной связке с лексемой смерть свидетельствует об актуальности смысловой доминанты практически полного завершения активной деятельности, близости финала жизни. Своеобразной чертой в концептуализации старости в народной речи Среднего Прииртышья является признание труда в качестве основного средства преодоления преждевременного старения организма и раннего приближения смерти.

6. Дискурсивные тенденции языкового сознания городских жителей и отчасти - сельских проявляются в результатах ассоциативного свободного и направленного экспериментов в амбивалентном характере реакций. Характер реагирования отличается определенностью при позиционировании пожилого человека, пожилого мужчины, пожилой женщины, пенсионера, пенсионерки, старика как опытных, мудрых, степенных людей, советчиков и обладающих энергией субъектов социума. В реакциях информантов от 75 до 83 лет актуальны смыслы здоровья, снижение качества жизни, зависимости от родственников. Темы политики, телевизионных героев, телевидения и пр., выявленные в дискурсивных анализах, в экспериментах не проявились.

7. Реагирование на стимулы - наименования возраста людей пожилого возраста отличается высоким уровнем личностного переживания, стратификацией смысловых слоев в области всего, что связано с витальностью, независимостью в сфере онтологической способности человека, борьбой за здоровье в деятельном возрасте.

Список литературы

Бутакова Л.О. Общение государства с людьми пожилого возраста (на материале сайтов Пенсионного фонда Российской Федерации, общественной организации «Союз пенсионеров России», регионального социального центра) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2020. - Вып. 4 (210). - С. 163-173. - DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-163-173. - URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive. html?year=2020&issue=4&article_id=7789 Бутакова Л.О. Сайт Пенсионного фонда РФ в аспекте виртуального общения государства с людьми пожилого возраста // Государство - общество - личность: способы речевого взаимодействия : монография / Бутакова Л.О., Галич Г.Г., Никитина Л.Б., Орлова Н.В., Рогожникова Т.П., Федяева Н.Д., Щербакова Н.Н.; под ред. Л.О. Бутаковой и Н.В. Орловой. - Омск : ОмПГУ, 2019а. - С. 33-59. -Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42559182 (дата обращения 22.05.2020 г.)

Бутакова Л.О. Самопрезентация пожилого возраста в режиме социально-коммуникативных и смысловых характеристик определенной возрастной группы // Этнопсихолингвистика. - 20196. - № 2. - С. 160-174. - DOI: 10.31249/epl/ 2019.02.11. https://epl-inion.org/article.php?id=33 (дата обращения 22.05.2020 г.)

Бутакова Л.О. Старость как концептуальный феномен : региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики // Psycholinguistics. Series Philology. - Переславль-Залесский. - 2018а. - № 23 (2). - С. 25-39. - Режим доступа: https://psycholing-journal.com/index.php/journal/article/view/75/55 (дата обращения 22.05.2020 г.)

Бутакова Л.О. Старый - молодой - дед : динамика субъективной семантики слова // Филологический класс. - 20186. - № 2 (52). - С. 95-102. - Режим доступа: https://filclass.ru/archive/2018/2-52 (дата обращения 22.05.2020 г.)

Бутакова Л.О., ВикуловаА.И. Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве // Вестник ТПГУ. - 2019. - № 5. - С. 7-15.

Бутакова Л.О., Гуц Е.Н., ОрловаН.В. Проект «Региональное языковое сознание : возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. - 2018. - № 2 (36). - С. 146168. - Режим доступа: https://iling-ran.ru/web/ru/news/180707_vpl (дата обращения 22.05.2020 г.)

Гуц Е.Н., ХудяковаН.О. Направленный ассоциативный эксперимент как инструмент изучения ценностных составляющих языковой картины мира пожилого человека // Этнопсихолингвистика. - 2018. - № 1. - С. 112-126. - Режим доступа: https://epl-inion.org/article.php?id=32 (дата обращения 22.05.2020 г.)

Гуц Е.Н., Худякова Н.О. Обусловленность выбора методик психолингвистического эксперимента возрастными особенностями реципиентов // Этнопсихолингви-стика. - 2019. - № 2. - С. 176-187.

Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента. - Тверь : ТГУ, 2011. - 240 с.

Залевская А.А. Интерфейсная теория значения слова : психолингвистический подход. - Тверь : ТГУ, 2014. - 222 с.

Каминская Т.Л. Адресат политической коммуникации в СМИ // Каминская Т.Л. Язык СМИ и политика. - Москва : МГУ, 2012. - С. 336-376.

КарасикВ.И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

Касаткина Т.Ю. Специфика развития значения слова в геронтогенезе : дис. ... канд. филол. н. - Ижевск, 2007. - 192 с.

Кибрик А.А., Подлесская В.И. Дискурсивные маркеры в структуре устного рассказа : опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 27-31 мая 2009 г.). - Москва : РГГУ, 2009. - С. 390-395.

Клюев Ю.В. Дискурс в массовой коммуникации (междисциплинарные характеристики, концепции, подходы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2013. - № 1. - С. 207-217.

Коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением : стратегии и технологии : коллективная монография / под ред. проф. Е.В. Лукашевич. - Барнаул : Концепт, 2013. - 338 с.

Косоруков А. А. Публичный дискурс как фактор государственной политики России (на примере евразийской интеграции) // Мировая политика. - 2018. - № 3. -С. 47-58.

Курганова Н.И. Роль и место смыслового поля при моделировании структурных и операциональных параметров значения слова : дис. ... д-ра филол. н. - Тверь, 2012. - 401 с.

Литвиненко Ю.Ю. Концепт «возраст» в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира : дис. ... к. филол. н. - Омск, 2006. - 256 с.

Лукашевич Е.В. Перспективы коммуникативного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края с населением (на материале официальных сайтов) // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. -С. 91-95.

Лукашевич Е.В. Технологии воздействия и взаимодействия в региональном политическом дискурсе // Филология и человек. - 2011. - № 4. - С. 58-69.

Макарова В.В. Наша партия лучше : способы убеждения в ситуации предвыборной борьбы // Политическая лингвистика. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2006. - Вып. 20. - С. 135-146. - URL: http://politlinguist.ru/materials/pl/20.pdf (дата обращения 22.05.2020 г.)

Никитина Л.Б., Салимьянова И.В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира. - Омск : Вариант-Омск, 2013. - 186 с.

Орлова Н.В. Социальные стереотипы старости в современных комедийных сериалах // Государство - общество - личность : способы речевого взаимодействия / под ред. Л.О. Бутаковой, Н.В. Орловой. - Омск : ОмГПУ, 2019. - С. 96-119.

Пищальникова В.А. Общее языкознание. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 240 с.

Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. - Москва : Р. Валент, 2017. - 480 с.

Рогожникова Т.М. Ассоциативный эксперимент с испытуемыми преклонного возраста // Галерея ассоциативных портретов / под общ. ред. Т.М. Рогожнико-вой. - Уфа : УГАТУ, 2009. - С. 53-56.

Руженцева Н.Б. Методология и методики лингвопрагматического анализа в российской политической лингвистике // Теория и методика лингвистического анализа политического текста : монография. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2016. - С. 63-90.

Салимьянова И.В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира : дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2011. - 245 с.

Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н.В. Уфимцева. - Москва : ИЯ РАН, 2000. -С. 24-32.

Филинский А.А. Критический анализ политического дискурса предвыборных кампаний 1999-2000 г. : дисс. ... канд. филол. н. - Тверь, 2002. - URL: http:// politlinguist.ru/materials/thesis/Filinskiy.pdf (дата обращения 26.05.2020 г.)

Харламова М.А. Константа ВОЗРАСТ в языковом сознании сельских жителей старшего поколения и ее репрезентация в электронном региональном словаре // Языковые категории и единицы : синтагматический аспект : Материалы XIII Международной научной конференции (Владимир, 24-26 сентября 2019 года), посвященной 90-летию проф. А.Б. Копелиовича и 100-летию педагогического образования во Владимирской области. - Владимир : Транзит-ИКС, 2019. - С. 437-442.

Чернявская В.Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - № 2 (038). - С. 54-61.

Щербакова И. Как устроено первое в России агентство возрастных моделей Oldushka. - 2018. - URL: https://www.lofficielrussia.ru/moda/oldushka-interview (дата обращения: 12.07.2020).

Cognitive functioning and everyday problem solving in older adults / Burton C.L., Strauss E., Hultsch D.F., HunterM.A. // The Clinical Neuropsychologist. - 2006. -Vol. 20 (3). - P. 432-452. - DOI: 10.1080/13854040590967063.

Cognition, language and aging / Ed. by H.H. Wright. - Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2016. - 248 p. - DOI: https://doi.org/10.1075/z.200. - URL: https://www.jbe-platform.com/content/books/9789027267313

Pitti I. What does being an adult mean? Comparing young people's and adults' representations of adulthood // Journal of Youth Studies, in Applied Psycholinguistics. -2017. - № 20 (9). - URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13676261. 2017.1317336 (дата обращения: 25.11.2019).

The aging lexicon consortium. New perspectives on the aging lexicon / WulffD.U., de Deyne S., Jones M.N., Mata R. // Trends in Cognitive Sciences. - 2019. - Vol. 23 (8). -P. 686-698.

Williams K., Kemper S. Exploring interventions to reduce cognitive decline in aging // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. - 2010. - N 48 (5). -P. 42-51.

References

Butakova, L.O. (2020). Obshcheniye gosudarstva s lyud'mi pozhilogo vozrasta (na materiale saytov Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii, obshchestvennoy organi-zatsii «Soyuz pensionerov Rossii», regional'nogo sotsial'nogo tsentra) [Communication between the state and elderly people (based on the websites of the Pension Fund of the Russian Federation, the public organization Union of Pensioners of Russia, a regional social center)] Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 4(210), 163— 173. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-163-173. [In Russ.].

Butakova, L.O. (2019a). Sayt Pensionnogo fonda RF v aspekte virtual'nogo ob-shcheniya gosudarstva s lyud'mi pozhilogo vozrasta [The site of the Pension Fund of the Russian Federation in the aspect of virtual communication between the state and the elderly]. In: Butakovoy, L.O.; Orlovoy, N.V. (eds). Gosudarstvo - obshchestvo -lichnost': sposoby rechevogo vzaimodeystviya (pp. 33-59). Omsk: OmPGU. Retrieved from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42559182 [In Russ.].

Butakova, L.O. (2019b). Samoprezentatsiya pozhilogo vozrasta v rezhime sotsial'no-kommunikativnykh i smyslovykh kharakteristik opredelennoy vozrastnoy gruppy [Self-presentation of the elderly in the mode of socio-communicative and semantic characteristics of a certain age group]. Etnopsikholingvistika, 2, 188-204. DOI: 10.31249/ epl/2019.02. Retrieved from: https://epl-inion.org/article.php?id=33 [In Russ.].

Butakova, L.O. (2018a). Starost' kak kontseptual'nyy fenomen: regional'nyy i vozrast-noy aspekty assotsiativnoy semantiki [Old age as a conceptual phenomenon: regional and age-related aspects of associative semantics]. Psycholinguistics, 23(2), 25-39. Retrieved from: https://psycholing-journal.com/index.php/journal/article/view/75/55 [In Russ.].

Butakova, L.O. (2018b). Staryy - molodoy - ded: dinamika sub"yektivnoy semantiki slova [Old - young - grandfather: the dynamics of the subjective semantics of the word]. Filologicheskiy klass, 2(52), 95-102. Retrieved from: https://filclass.ru/ archive/2018/2-52 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Butakova, L.O.; Vikulova, A.I. (2019). Teksty o pozhilom cheloveke v regional'nom mediynom prostranstve [Texts about an elderly person in the regional media space]. Vestnik TPGU, 5, 7-15. [In Russ.].

Butakova, L.O.; Guts, Ye.N.; Orlova, N.V. (2018). Proyekt «Regional'noye yazyko-voye soznaniye: vozrastnoy aspekt» [The project «Regional linguistic consciousness: age aspect»]. Voprosypsikholingvistiki, 2(36), 146-168. Retrieved from: https://iling-ran.ru/web/ru/news/180707_vpl [In Russ.].

Guts, Ye.N.; Khudyakova, N.O. (2018). Napravlennyy assotsiativnyy eksperiment kak in-strument izucheniya tsennostnykh sostavlyayushchikh yazykovoy kartiny mira pozhi-logo cheloveka [Directed associative experiment as an instrument for studying the value components of the linguistic picture of the world of an elderly person]. Eth-nopsycholinguistics, 1, 112-126. Retrieved from: https://epl-inion.org/article.php? id=32 [In Russ.].

Guts, Ye.N.; Khudyakova, N.O. (2019). Obuslovlennost' vybora metodik psikholingvis-ticheskogo eksperimenta vozrastnymi osobennostyami retsipiyentov [The condition-ality of the choice of methods of psycholinguistic experiment by the age characteristics of the recipients]. Ethnopsycholinguistics, 2, 176-187. Retrieved from: http:// epl-inion.org/en/article.php?id=32 [In Russ.].

Zalevskaya, A.A. (2011). Znacheniye slova cherez prizmu eksperimenta [The meaning of the word through the prism of the experiment]. Tver: Tverskoy gosun-t. [In Russ.].

Zalevskaya, A.A. (2014). Interfeysnaya teoriya znacheniya slova: psikholingvis-ticheskiy podkhod [Interface theory of the meaning of the word: psycholinguistic approach]. Tver: TGU. [In Russ.].

Kaminskaya, T.L. (2012) Adresat politicheskoy kommunikatsii v SMI [The addressee of political communication in the media]. In: Kaminskaya, T.L. Media language and politics (pp. 336-376). Moscow: Moscow State University. [In Russ.].

Karasik, V.I. (2002). Yazykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena. [In Russ.].

Kasatkina, T.Yu. (2007). Spetsifika razvitiya znacheniya slova v gerontogeneze [The specifics of the development of the meaning of the word in gerontogenesis] (Unpublished Doctoral thesis). Izhevsk. [In Russ.].

Kibrik, A.A.; Podlesskaya, V.I. (2009). Diskursivnyye markery v strukture ustnogo rasskaza: opyt korpusnogo issledovaniya [Discursive markers in the structure of the oral story: the experience of corpus research]. In: Computational linguistics and intellectual technologies: based on the materials of the annual International Dialogue Conference (pp. 390-395). Moscow: Russian State University for the Humanities. [In Russ.].

Klyuyev, Yu.V. (2013). Diskurs v massovoy kommunikatsii (mezhdistsiplinamyye kharakteristiki, kontseptsii, podkhody) [Discourse in mass communication (interdisciplinary characteristics, concepts, approaches)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedeniye. Zhurnalistika, 1, 207-217. [In Russ.].

Lukashevich, Ye.V. (ed.). (2013). Kommunikatsii organov gosudarstvennoy vlasti Altayskogo kraya s naseleniyem: strategii i tekhnologii (Communications of public authorities of the Altai Territory with the population: strategies and technologies). Barnaul: Kontsept. [In Russ.].

Kosorukov, A.A. (2018). Publichnyy diskurs kak faktor gosudarstvennoy politiki Rossii (na primere yevraziyskoy integratsii) [Public discourse as a factor in the state policy of Russia (on the example of Eurasian integration)]. Mirovaya politika, 3, 47-58. [In Russ.].

Kurganova, N.I. (2012). Rol' i mesto smyslovogopolya pri modelirovanii strukturnykh i operatsional'nykh parametrov znacheniya slova [The role and place of the semantic field in modeling the structural and operational parameters of the word meaning]. (Unpublished doctoral dissertation). Tver. [In Russ.].

Litvinenko, Yu.Yu. (2006). Kontsept «vozrast» v semanticheskom prostranstve obraza cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira [The concept of «age» in the semantic space of the image of man in the Russian language worldview]. (Unpublished doctoral dissertation). Omsk. [In Russ.].

Lukashevich, Ye.V. (2014). Perspektivy kommunikativnogo vzaimodeystviya organov gosudarstvennoy vlasti Altayskogo kraya s naseleniyem (na materiale ofitsial'nykh saytov) [Prospects of communicative interaction of public authorities of the Altai Territory with the population (on the material of official sites)]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki iprava, 1, 91-95. [In Russ.].

Lukashevich, Ye.V. (2011). Tekhnologii vozdeystviya i vzaimodeystviya v regional'nom politicheskom diskurse [Impact and interaction technologies in regional political discourse]. Filologiya i chelovek, 4, 58-69. [In Russ.].

Makarova, V.V. (2006). Nasha partiya luchshe: sposoby ubezhdeniya v situatsii pred-vybornoy bor'by [Our party is better: methods of persuasion in the situation of the election campaign]. Politicheskaya lingvistika, 20, 135-146. Retrieved from: http:// politlinguist.ru/materials/pl/20.pdf [In Russ.].

Nikitina, L.B.; Salim'yanova, I.V. (2013). Obraz pozhilogo cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira [The image of an elderly person in the Russian language picture of the world]. Omsk: Variant-Omsk. [In Russ.].

Orlova, N.V. (2019). Sotsial'nyye stereotipy starosti v sovremennykh komediynykh serialakh (State - society - personality: ways of speech interaction). In: Bu-takova, L.O.; Orlova, N.V. (eds.). Gosudarstvo - obshchestvo - lichnost': sposoby rechevogo vzaimodeystviya (pp. 96-119). Omsk: OmGPU. [In Russ.].

Pishchal'nikova, V.A. (2001). Obshcheye yazykoznaniye [General Linguistic]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta. [In Russ.].

Pishchal'nikova, V.A.; Sonin, A.G. (2017). Obshcheye yazykoznaniye [General linguistics]. Moscow: R. Valent. [In Russ.].

Rogozhnikova, T.M. (2009). Assotsiativnyy eksperiment s ispytuyemymi preklonnogo vozrasta [An associative experiment with elderly subjects]. In: Rogozhnikova, T.M. et al. Galereya assotsiativnykh portretov [Gallery of associative portraits] (pp. 5356). Ufa: USATU. [In Russ.].

Ruzhentseva, N.B. (2016). Metodologiya i metodiki lingvopragmaticheskogo analiza v rossiyskoy politicheskoy lingvistike [Methodology and methods of linguo-pragmatic analysis in Russian political linguistics]. In: Teoriya i metodika lingvisticheskogo analiza politicheskogo teksta: monogr (pp. 63-90). Yekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t. [In Russ.].

Salimyanova, I.V. (2011) Obraz pozhilogo cheloveka v russkoy yazykovoy kartine mira: dis. ... kand. filol. nauk [The image of an elderly person in the Russian language picture of the world] (Unpublished candidate dissertation). Omsk. [In Russ.].

Tarasov, Ye.F. (2000). Aktual'nyye problemy analiza yazykovogo soznaniya [Actual problems of the analysis of linguage consciousness]. In: Ufimtseva, N.V. (ed.) Yazyk-ovoye soznaniye i obraz mira [Linguistic consciousness and the image of the world] (pp. 24-32). Moscow: IYa RAN. [In Russ.].

Filinskiy, A.A. (2002). Kriticheskiy analiz politicheskogo diskursa predvybornykh kampaniy 1999-2000 g. [Critical Analysis of the Political Discourse of the Election Campaigns of1999-2000] (Unpublished doctoral dissertation). Tver. Retrieved from: http://politlinguist.ru/materials/thesis/Filinskiy.pdf [In Russ.].

Kharlamova, M.A. (2019). Konstanta VOZRAST v yazykovom soznanii sel'skikh zhiteley starshego pokoleniya i yeye reprezentatsiya v elektronnom regional'nom slovare [Constant AGE in the linguistic consciousness of rural residents of the older generation and its representation in the electronic regional dictionary]. In: Yazykovyye kategorii i yedinitsy: sintagmaticheskiy aspekt. Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (pp. 437-442). Vladimir: Tranzit-IKS. [In Russ.].

Shcherbakova, I. (2018). Kak ustroyeno pervoye v Rossii agentstvo vozrastnykh mod-eley Oldushka [How the first Russian agency of age models Oldushka is organized]. Retrieved from: https://www.lofficielrussia.ru/moda/oldushka-interview [In Russ.].

Chernyavskaya, V.Ye. (2014). Fantomy i sindromy diskursivnoy paradigmy [Phantoms and syndromes of the discursive paradigm]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki, 1(038), 54-61. [In Russ.].

Burton, C.L.; Strauss, E.; Hultsch, D.F; Hunter, M.A. (2006). Cognitive functioning and everyday problem solving in older adults. The Clinical Neuropsychologist, 20(3), 432-452. DOI: 10.1080/13854040590967063.

Wright, H.H. (ed.). (2016). Cognition, language and aging. Amsterdam : John Benjamins Publishing Company. DOI: https://doi.org/10.1075/z.200. Retrieved from: https://www.jbe-platform.com/content/books/9789027267313

Pitti, I. (2017). What does being an adult mean? Comparing young people's and adults' representations of adulthood. Journal of Youth Studies, in Applied Psycholinguistics, 20(9). Retrieved from: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13676261. 2017.1317336

Wulff, D.U.; de Deyne, S.; Jones, M.N.; Mata, R. (2019). The aging lexicon consortium. New perspectives on the aging lexicon. Trends in Cognitive Sciences, 23(8), 686-698.

Williams, K.; Kemper, S. (2010). Exploring interventions to reduce cognitive decline in aging. Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services, 48(5), 42-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.