Научная статья на тему 'Когнитивно-бихевиоральный подход в коррекции детско-родительских отношений'

Когнитивно-бихевиоральный подход в коррекции детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2759
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Преображенская А. О.

В статье освещается когнитивно-бихевиоральный подход к коррекции детско-родительских отношений. Рассматриваются теоретические источники, раскрывается практический аспект психотерапевтической работы. Подобно освещается весьма распространенный за рубежом тренинг детско-родительского взаимодействия, описываются этапы коррекции детско-родительских отношений, приводятся основные психотерапевтические методы и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-бихевиоральный подход в коррекции детско-родительских отношений»

КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Преображенская А.О.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье освещается когнитивно-бихевиоральный подход к коррекции детско-родительских отношений. Рассматриваются теоретические источники, раскрывается практический аспект психотерапевтической работы. Подобно освещается весьма распространенный за рубежом тренинг детско-родительского взаимодействия, описываются этапы коррекции детско-родительских отношений, приводятся основные психотерапевтические методы и техники.

Вопрос коррекции детско-родительских отношений, несомненно, является одним их самых актуальных для психологической практики. Большой процент обращений к психологу связан с жалобами родителей на конфликтный характер взаимодействия с детьми. При этом ожидания родителей зачастую представляют собой запрос на коррекцию психологического состояния ребенка и очень редко включают в себя вопрос о собственной роли в сложившихся отношениях. Стоит отметить, что многими детскими психологами подобный запрос воспринимается буквально, и психологическая работа осуществляется непосредственно с детьми, без включения в нее родителей.

Во второй половине ХХ века были проведены многочисленные исследования, доказавшие эффективность семейного системного подхода по сравнению индивидуальной психотерапией. Оформление системного семейного подхода в самостоятельную область психотерапевтической практики напрямую связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Основной особенностью данного подхода является системное видение семейного взаимодействия, и, соответственно, представление о роли каждого члена семейной системы в организации дисфункционального общения. Семья является единым организмом, системой, функционирующей по своим собственным законам. Данное положение базируется на холистическом принципе, в котором постулируется, что целое есть большее, чем простая сумма частей. Так, согласно этому принципу, нарушения эмоциональной сферы ребёнка, появление поведенческих симптомов не могут быть объяснены исключительно особенностями детской психики, они напрямую связаны с особенностями внутрисемейного взаимодействия, которое становится контекстом появления данного вида нарушений. Поэтому для снятия симптоматических проявлений и нормализации эмоционального состояния ребёнка необходима работа со всей

* Доцент, кандидат психологических наук.

семьёй как системой. Таким образом, единицей психологического воздействия в системной семейной психотерапии становится семья. В фокусе работы оказываются не интрапсихические проблемы каждого из членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы семьи в целом.

Экспериментальные исследования показали, что если в условиях стационара с ребёнком была проведена успешная коррекционная работа, то по просшествии некоторого времени после возвращения ребёнка в привычное социальное окружение, результаты коррекционной работы становятся менее выраженными или исчезают вовсе. Соответственно, для организации конструктивного и функционального взаимодействия наиболее эффективна одновременная психотерапевтическая работа со всеми членами семьи [4, 6, 7]. Стоит отметить, что в последнее десятилетие наметилась тенденция к соединению принципов семейной системной психотерапии с когнитивно-бихеви-оральным подходом.

В основе когнитивно-поведенческой терапии лежит теория бихевиоризма, а именно три теоретических источника. Во-первых, это учение И.П. Павлова об условных рефлексах, доказавшее, что именно в результате их образования появляются новые формы поведения. Вторым источником является теория оперантного обусловливания и формирования реакций путем последовательных приближений Б.Ф. Скиннера. Согласно ей, любая форма поведения определяется своими последствиями. Третий источник - теория социального научения А. Бандуры, в которой показывается, что большинство действий человека формируются под воздействием окружающей среды [3].

Можно выделить несколько условий эффективного формирования чужого поведения:

1. Система подкреплений не должна быть противоречивой.

2. Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта.

3. Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс.

4. Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями.

Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно

не информирует, что надо делать. Оно не дает человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Наказание более эффективно, если оно используется редко, не является жестоким, происходит непосредственно после проблемного поведения и сразу прекращается, если начинаются улучшения этого поведения.

Идеи бихевиоральной психотерапии получили свое развитие в когнитивном подходе (А. Бэк, А. Эллис), общие принципы которого можно сформулировать следующим образом.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.

2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой.

3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.

4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс.

5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства и их следствия - с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

6. Лечение активно вовлекает пациента и семью.

7. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения [8].

Единицей анализа в когнитивно-поведенческой терапии являются стереотипы взаимодействия в семье и общие для членов семьи системы убеждения. Психотерапевтическая работа строится по принципу научения клиента позитивному поведению. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия относится краткосрочным методам психотерапии.

Когнитивно-поведенческий подход в работе с детско-родительскими отношениями предполагает обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с детьми.

Одна из наиболее популярных форм когнитивно-поведенческой психотерапии в сфере детско-родительских отношений является тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ), разработанный Ш. Айберг [1]. Задачами ТДРВ являются: установление эмоционально тёплого, доверительного контакта родителей и ребёнка, нормализация негативных поведенческих проявлений ребёнка, повышение родительской компетентности, нормализация отношений сиблингов. Программа ТДРВ ориентирована на семьи с детьми от трех до семи лет. Она состоит их четырёх блоков.

1. Вводная часть, во время которой происходит установление контакта, осуществляется сбор информации о проблеме, проводятся диагностические процедуры, члены семьи мотивируются на прохождение тренинга. Диагностика детско-родительского взаимодействия осуществляется с помощью опросника Ш. Айберг и стуктуриро-ванного наблюдения за детско-родительским взаимодействием.

2. Игровая стадия - обучение родителей совместной игре, которую им предлагается осуществлять по пять минут каждый день. Родители учатся следовать за ребенком, в то же время, устанавливая твердые и очевидные границы взаимодействия. На этой стадии родители применяют методы поощрения позитивного поведения ребенка и игнорирования как ответ на негативное поведение. Результатом прохождения данного этапа является установление и укрепление эмоционального контакта родителей и детей.

3. Дисциплинарная стадия - обучение родителей устанавливать в отношениях с детьми границы и правила взаимодействия. Во время дисциплинарной стадии родителям предлагается процедура «тайм-

аута». Тайм-аут предполагает удаление ребенка на несколько минут из ситуации, богатой интересными стимулами, например, из игровой комнаты. Тайм-аут последовательно переносится из игровой ситуации в повседневное семейное взаимодействие. Результатом данного этапа становится обучение детей послушанию, а родителей -эффективным воспитательным воздействиям.

4. На заключительной стадии проводится оценка поведенческих изменений, диагностика, осуществляется получение обратной связи от родителей и подведение итогов.

Тренинг детско-родительского взаимодействия является краткосрочной формой психотерапевтической работы и занимает, в среднем, около 12 сессий. Он зарекомендовал себя в качестве весьма эффективной формы коррекции детско-родительских отношений во многих странах мира.

Тем не менее, ТДРВ применяется для работы с семьями, в которых есть дети от трех до шести лет. В работе с семьями, имеющими более старших детей, принципы ТДРВ сохраняются, однако большее внимание уделяется когнитивному компоненту взаимоотношений. По мере взросления ребенка границы семейного взаимодействия должны становится более гибкими, и родителям стоит апеллировать к способности ребенка осознавать и регулировать собственное поведение. Задачей родителей является обучение ребенка (в том числе на собственном примере) навыкам коммуникации, ассертив-ности и ответственного поведения. Основные методы - обсуждение, предоставление выбора, конструктивные указания и реализация логических последствий за нарушение договоренностей. Психотерапевтическая работа с семьями, в которых есть взрослые дети, состоит из нескольких этапов.

1. Прояснение проблемы. Первый этап работы начинается с установления конструктивного доверительного контакта с членами семьи. При этом ответственность за работу распределяется поровну, а психотерапевт выступает в качестве наставника, обучающего членов семьи конструктивному взаимодействию. На данном этапе заключается контракт на психотерапевтическую работу, в котором достигается договоренность относительно продолжительности встреч, результатов, а также вклада каждого из участников процесса в психотерапевтический процесс.

В ходе прояснения проблемного взаимодействия выясняются особенности актуальной семейной ситуации, выявляются реперные точки, запускающие конфликтные ситуации. Важно выявить цикличную последовательность действий, чувств и мыслей членов семьи во время конфликта. Основной метод - циркулярное интервью. Чтобы высветить различия в отношениях между членами семьи, терапевт может попросить одного из них прокомментировать, как он видит отношения между двумя другими. Далее по кругу терапевт опрашивает всех членов семьи вплоть до выявления последовательности взаимодействия. Триадические вопросы являются весьма эффектив-

ными, они обеспечивают более ясной информацией о паттернах взаимоотношений и помогают преодолеть семейное сопротивление. Результатом данного этапа является наглядная схема последовательности взаимодействия, также включающая перечисление эффективных и неэффективных действий членов семьи и их последствий.

Помимо прояснения актуальной проблемной ситуации психотерапевт может попросить родителей описать стиль семейного воспитания, принятый в их родительских семьях. Данные заносятся в совместно составляемую схему и иллюстрируют типичные паттерны воспитания, передающиеся их поколения в поколения. Схемы помогают взрослым членам семьи осознать зачастую бессознательный характер собственных реакций и способствуют выработке осознанной родительской позиции. Подобная работа ведется без участия детей.

2. Выявление мишеней психотерапевтической работы. На данном этапе психотерапевт предоставляет семье информацию относительно компонентов конструктивного общения. Происходит соотнесение актуальной семейной ситуации с предпочитаемой, после чего осуществляется совместное обсуждение недостающих элементов взаимодействия. Функция терапевта заключается в предоставлении информации и обучении. Так, например, обсуждается, какими навыками должен обладать ребенок для того, чтобы уметь справляться с негативными эмоциями и контролировать собственное поведение. Среди них можно выделить следующие умения [2].

- Навыки сознательного самоуправления предполагают способность переключаться с одной задачи на другую, организацию и планирование, а также способность дистанцироваться от аффекта. Если этот навык не развит, ребенок оказывается не в состоянии выполнять родительские указания и соблюдать договоренности.

- Речевые навыки включают в себя навык определения и выражения эмоций, навык распознавания и формулирования собственных потребностей и навык разрешения проблем. В случае отсутствия данного навыка ребенок не сможет сообщать о своих чувствах и потребностях, он будет выражать свое недовольство посредством негативного поведения.

- Навыки контроля эмоций необходимы для организации конструктивного общения. Подобно раздражительности, беспокойство и тревога мешают рационально рассуждать. Некоторые дети склонны к черно-белому и буквальному восприятию действительности. При таком восприятии любое незначительное для родителей событие может вызвать бурную реакцию ребенка. Кроме того, ребенок в состоянии аффекта не способен к конструктивному разрешению конфликта.

- Навыки интеллектуальной гибкости способствуют преодолению рамок черно-белого восприятия действительности, они развива-

ются достаточно медленно. Некоторые недостаточно адаптивные дети предпочитают предсказуемость и размеренность, они теряются при столкновении с неожиданными, многозначными ситуациями. Интеллектуальная гибкость позволяет преодолевать тревогу и действовать более ассертивно.

- Социальные навыки - это навыки обработки информации в процессе социального общения. Некоторые дети плохо разбираются в нюансах человеческих взаимоотношений и часто неверно истолковывают ситуацию. Они действуют стереотипным образом независимо от ситуации и не учатся на прошлом опыте. Кроме того эти дети не понимают, каким образом их поведение воспринимается окружающими. Любое общение для них является стрессогенным фактором.

Когнитивно-бихевиоральные терапевты полагают, что эти навыки нельзя приобрести исключительно в результате поощрения и наказания, ребенку необходимо длительное и последовательное обучение. Кроме того, зачастую сами взрослые не обладают описанными навыками, поэтому в процессе психотерапии происходит обучение взрослых, которые затем обучают своих детей. В результате данного этапа выявляются проблемные зоны взаимодействия (мишени психотерапевтической работы) и анализируются их причины. Результатом данного этапа становится совместная разработка плана действий.

3. Последовательная реализация плана и оценка его эффективности. Как уже было сказано, план действий вырабатывается совместно. Сразу стоит отметить, что план не является однозначно заданным, он может меняться в зависимости от обратной связи, предоставляемой семьей. Выделяются несколько основных принципов и приёмов, которые рекомендуются родителям к реализации.

1) Принцип нейтральности является базовым для регуляции детско-родительских отношений. Он заключается в том, что родители учатся сохранять самообладание в любой, даже самой эмоционально насыщенной ситуации. Только нейтральный, спокойный и дружелюбный тон родителей может способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия. Демонстрация негативно заряженных аффективных реакций является подкреплением негативного поведения ребенка. Для совладания с бурными эмоциональными реакциями родителям предлагается использовать я-высказы-вания, в которых они описывают свои чувства в связи со сложившейся ситуацией. В случае, когда чувства, переполняющие взрослых, слишком сильны, им предлагается использовать процедуру «давай успокоимся». Данная процедура предполагает, что родитель и ребенок проводят непродолжительное время отдельно друг от друга. Несколько минут тишины позволяют человеку пережить всплеск негативных эмоций, не направляя их на других людей. В случаях, когда родителям все же не удалось оставаться нейтраль-

ными и они переступают грань нормального общения, им рекомендуется извиниться перед ребенком. Тем самым на личном примере они учат его конструктивным способам справляться с аффектом.

2) Конструктивные указания являются важнейшим элементом функциональных детско-родительских отношений. Они позволяют донести до ребенка пожелание родителей в наиболее ясной и уважительной манере. В любой семье с нарушениями общения можно проследить большое количество неэффективных указаний, которым относятся: неясные послания, многочисленные повторения и напоминания, предупреждения, вразумления, констатация факта, сделки, дебаты, подкуп, противоречия родителей, неэффективный личный пример и т.д. (Маккензи). Важно, чтобы указания родителей содержали ясные и утвердительные сообщения, были конкретны и недвусмысленны, направлены на поведение, произносились обычным тоном, содержали в себе последствия непослушания и озвучивались не более двух раз, после которых родители переходят к конкретным действиям.

3) Предоставление выбора является важным механизмом регуляции детско-родительских отношений. Наличие выбора позволяет ребенку структурировать ситуацию, предупреждает его о последствиях поведения, позволяет взять на себя отвественность и обучает самостоятельности. Выбор может предоставляться в случаях, когда ребенок не может определиться с предпочитаемой деятельностью - тогда его функция состоит в структурировании ситуации. Также родители могут предлагать ребенку выбор, когда их просьба не обязательна к немедленному исполнению. Например, «Ты хочешь сначала поесть или убрать игрушки?». Если же указание родителей требует незамедлительных действий ребенка, взрослые озвучивают выбор, содержащий альтернативу в виде последствий непослушания. Например, «У тебя есть выбор - либо ты прямо сейчас собираешь игрушки, либо я забираю их до конца дня». В данном случае родитель информирует ребенка и предоставляет ему возможность самостоятельно отвечать за собственные действия.

4) Логические последствия. Семейные психотерапевты полагают, что условием нормальной семейной организации являются четкие и обоснованные границы. Границами можно назвать правила взаимодействия внутри и вне семьи (внутренние и внешние границы). Выделяют четыре типа границ:

а) Хаотичные границы предполагают практически полное отсутствие всяких правил и ролей внутри семьи.

б) Гибкие границы предполагают, что в семье не слишком много правил, и они могут изменяться в соответствии с ситуацией и семейными нуждами. В детско-родительских отношениях преобладает демократический стиль руководства.

в) Структурированные границы предполагают наличие некоторой демократии, однако семейные роли и правила вполне четко определены и не всегда поддаются изменениям.

г) Жесткие границы - правила, регламентирующие большое количество взаимодействий и не изменяющиеся ни при каких обстоятельствах.

Наиболее функциональными с точки зрения семейного взаимодействия являются средние типы - гибкие и структурированные границы. Дисфунк-циональность хаотичных границ проявляется в том, что у детей отсутствуют ориентиры, следствием чего является повышение уровня тревоги и преобладание негативных форм поведения. Жесткие границы, в свою очередь, не позволяют детям быть активными, инициативными и самостоятельными. Применение в системе воспитания логических последствий нарушения правил позволит установить необходимые границы, в то же время, сохраняя в отношениях с детьми черты демократии.

Основное условие реализации логических последствий состоит в том, что последствия нарушения правил необходимо применять безотлогательно, последовательно (в каждой аналогичной ситуации) и логически обоснованно. Логическая обоснованность последствий означает, что наказание логически следует из проступка: ребенок ломает игрушки - родители их не чинят, ребенок «забывает» сделать уроки - идет в школу с невыученным домашним заданием, ребенок медлит - родители дают почувствовать результат промедления и т.д. В применении логических последствий предлагается использовать таймер, который отсчитывает время до начала действия санкций. Стоит отметить, что по силе и значимости последствие должно соответствовать проступку, а не превосходить его. Кроме того, после истечения срока действия последствия, общение начинается с «чистого листа», без взаимных претензий и упреков.

В качестве одного из последствий также предлагается использовать описанную выше процедуру тайм-аута. Для тайм-аута подходит любое помещение, в котором ребенок оказывается лишён интересных стимулов. Во время тайм-аута родители прекращают любое общение с ребенком на заранее определенное время. Количество минут, проведенных ребенком в изоляции, обычно соответствует количеству его лет. Перед применением данной процедуры ребенку обязательно предоставляется выбор из двух вариантов - выполнить указание или пойти на тайм-аут. Если ребенок спорит, вырывается и демонстрирует деструктивное поведение, можно увеличить время тайм-аута, предварительно сообщив ему об этом.

5) Обучение коммуникативным навыкам является необходимым звеном коррекции детско-родительских отношений. Практикующиеся многими родителями наказания без обсуждения приводят к слепому подчинению и не позволяют ребенку развиваться и действовать более осознанно. Обучение коммуникативным навыкам позволяет ребенку в дальнейшем самостоятельно в конструктивной манере разрешать конфликтные ситуации и выражать свою точку зрения. Обучение осуществляется посредством обсуждения либо стандартной конфликтной ситуации, когда родители предполагают воз-

можность её возникновения в определенных обстоятельствах, либо по следам уже свершившегося конфликта. Обучение сосоит из нескольких этапов:

а) Совместный разбор ситуации с обсуждением всех возможных вариантов поведения.

б) Тренировка коммуникативных навыков посредством ролевого проигрывания ситуации в различных вариантах.

в) Тренировка в «полевых условиях». Если в повседневной жизни ребенок забывает о достигнутых договоренностях, родитель в спокойной, уважительной манере предлагает ему начать сначала и реализовать конструктивный способ поведения.

г) Позитивное подкрепление успехов ребенка. Поощрение может быть как материальным (конфеты, подарки, жетоны), так и нематериальным (похвала, прикосновения, совместное времяпрепровождение).

4. Завершение работы, обратная связь. Коррекция детско-родительских отношений в когнитивно-бихевиоральном подходе длится несколько месяцев и предполагает регулярные встречи со всей семьей или родителями каждую неделю. Решение о завершении работы принимается совместно с членами семьи. Заключительные сессии предполагаю оценку проделанного пути, получение обратной связи от родителей. Психотерапевт также проводит оценку результатов посредством организации на одной из последних встреч детско-родительского взаимодействия и структурированного наблюдения за ним. По завершении последней встречи в цикле, семье рекомендуется придти на контрольные сессии через месяц, три месяца, полгода и год.

Итак, основной тенденцией в коррекции детско-родительских отношений является соединение принципов семейной системной и когнитивноповеденческой психотерапии. Их синтез и интергарция позволяют находить наиболее эффективные формы работы с обозначенной проблемой.

Список литературы:

1. Bell S., Eyberg S.M. Parent-child interaction therapy // VandeCreek S. Knapp & T.L. Jackson (Eds.). Innovations in Clinical Practice: A Source Book (Vol. 20). - Sarasota, FL: Professional Resource, 2002.

2. Грин Р.В. Взрывной ребенок. - М., 2009.

3. Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2006. - № 1.

4. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М., 1999.

5. Маккензи Р.Дж. Упрямый ребенок. - М., 2011.

6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

7. Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи. - М., 2002.

8. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.